Применение финансовых санкций

Сегодня на Украине de facto существует два способа пополнения госбюджета органами Государственной налоговой администрации Украины (ГНАУ): взимание налогов и общегосударственных сборов и взыскание сумм штрафных (финансовых) санкций за их несвоевременную уплату. Начисление и взыскание штрафных санкций проводится на основании Инструкции о порядке применения штрафных финансовых санкций органами государственной налоговой службы от 17 марта 2001 года (с изменениями и дополнениями), в которую 25 августа с.г. приказом ГНАУ были внесены изменения и дополнения, вступившие в силу с 5 сентября с.г. Именно об этих изменениях и пойдет речь далее.

Общие положения

Прежде всего стоит отметить, что изменен круг лиц, на которых распространяется действие данной инструкции. До вступления в силу Изменений к их числу принадлежали юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — субъекты предпринимательства или лица, на которых согласно закону возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги, сборы, другие обязательные платежи. Теперь данная Инструкция распространяется и на лиц, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют статус налоговых агентов и обязанность относительно уплаты штрафных (финансовых) санкций согласно законодательным актам, которыми органам государственной налоговой службы (ГНС) предоставлено право применять штрафные (финансовые) санкции.

Претерпело изменения и само определение штрафной (финансовой) санкции (штрафа). Так, согласно подпункту 2.3 Инструкции, штрафной санкцией является плата в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы налогового обязательства (без учета пени и штрафных (финансовых) санкций), которая взимается с налогоплательщика на основании решения контролирующего органа в связи с нарушением им правил налогообложения. При этом указывается, что правила налогообложения могут быть определены как соответствующими законодательными и другими нормативно-правовыми актами, так и законодательными актами, которыми органам государственной налоговой службы предоставлено право применять штрафные (финансовые) санкции. Стоит отметить, что контролирующим органом является орган ГНС, в пределах своей компетенции осуществляющий контроль за своевременностью, достоверностью, полнотой начисления налогов, сборов, других обязательных платежей и погашением налоговых обязательств или налогового долга; соблюдением Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», законов, касающихся вопросов внешнеэкономической деятельности, и других нормативно-правовых актов, контроль за исполнением которых возложен на органы ГНС.

При этом органы ГНС могут применять штрафные финансовые санкции не к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам, а ко всем налогоплательщикам. К числу последних, в частности, относятся и лица, которые согласно действующему законодательству имеют статус налогового агента. Напомним, что ранее под налогоплательщиками понимались только юридические лица (в том числе их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица), а также физлица, имеющие статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеющие такого статуса, но на которых, согласно законам, возложена обязанность удерживать и/или платить налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.

Важно, что теперь решение о применении штрафных санкций может приниматься только руководителем органа ГНС или его заместителем. В связи с этим, если любой другой контролирующий орган по результатам документальных проверок обнаружит, что налогоплательщик занизил суммы налоговых обязательств, заявленных в налоговых декларациях, он выявляет сумму недочета и уведомляет об этом органы ГНС. При этом санкции со стороны ГНС не применяются к физлицам, которым сумма налоговых обязательств была определена налоговыми органами.

Применение санкций за отдельные виды нарушений

Изменениями установлено, что действие подпункта 6.1.9. Инструкции применяется к налогоплательщикам — налоговым агентам, на которых возложена обязанность насчитывать, удерживать и уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц от имени и за счет таких физических лиц, вести налоговый учет и подавать налоговую отчетность налоговым органам в соответствии с законодательством во всех случаях неначисления или неполного начисления сумм этого налога. Напомним, что, согласно указанной норме, налогоплательщик платит штраф в двойном размере от суммы неуплаченного налога или сбора в случае, если он осуществляет отчуждение товаров или денежные выплаты без предыдущего начисления и уплаты налога, если по законодательству такое начисление и уплата являются обязательной предпосылкой отчуждения или выплаты. Также стоит отметить, что в случае начисления штрафа по этой норме налогоплательщик не освобождается от административной или уголовной ответственности, предусмотренной за его неправомерные действия.

Отныне, согласно Изменениям, ГНС может применять штрафные финансовые санкции к юридическим лицам и субъектам предпринимательства в случае нарушения ими норм Закона Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», норм Законов о внешнеэкономической деятельности и других законодательных актов, контроль за исполнением которых возложен на органы ГНС. Размер этих санкций определяется соответствующими нормативными актами. Применение указанных финансовых санкций, а также штрафов за неоповещение либо несвоевременное оповещение об открытии либо закрытии счетов в банках осуществляется органами ГНС в соответствии с Порядком направления органами ГНС налоговых уведомлений налогоплательщикам и решений о применении штрафных (финансовых) санкций.

Если контролирующими органами по результатам проверки обнаружено, что при проведении внешнеэкономических операций налогоплательщик завысил сумму налоговых обязательств, возмещаемых из бюджета, сумма такого завышения расценивается как сумма неуплаченного налогового обязательства, а если возмещение было уже проведено, то налогоплательщик признается уклоняющимся от налогообложения и к нему применяются санкции, предусмотренные законодательством. При этом санкции применяются к налогоплательщику начиная с налогового периода, в котором заканчивается срок подачи декларации на возмещение НДС, и заканчивая периодом, когда ему направлено соответствующее налоговое уведомление о применении к нему штрафных санкций.

Налоговое уведомление и его обжалование

Анализируемые Изменения коснулись и правил подачи налогового уведомления-решения органами ГНС и его обжалования. Так, налоговое уведомление о применении штрафных финансовых санкций принимается руководителем органа ГНС или его заместителем в течение десяти рабочих дней со дня регистрации акта проверки или вручения его налогоплательщику по почте, а в случае наличия возражений должностных лиц налогоплательщика — на протяжении трех дней со дня рассмотрения возражений и предоставления налогоплательщику письменного ответа. Также в измененной Инструкции установлено, что обжалование уведомлений-решений совершается в порядке, предусмотренном законодательством, но без уточнения — каким именно. Ранее же Инструкция указывала специальные нормативно-правовые акты, которыми предусмотрено право налогоплательщиков на обжалование решения ГНС и порядок его реализации. Таковыми являются Закон Украины «О прядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» и Положение о порядке подачи и рассмотрения жалоб налогоплательщиков органами государственной налоговой службы, утвержденное приказом ГНАУ.

Анализ изменений был бы неполным, если не указать, что некоторые пункты Инструкции исключены. В частности, отменена норма, согласно которой до января сего года при отказе налогоплательщика признать сумму обязательства, начисленного с использованием косвенных методов, орган ГНС был обязан обратиться в суд для установления суммы обязательства в судебном порядке. Также отменена специальная норма о применении налоговых санкций за нарушение требований Закона Украины «О государственном регулировании производства и торговли спиртом этиловым и плодовым, алкогольными напитками и табачными изделиями».

Комментируемыми изменениями установлены некоторые более адекватные нынешней ситуации на Украине нормы, а также усилен контроль за уплатой налоговых обязательств и начислением штрафных (финансовых) санкций (штрафов) за их непогашение или неполное погашение. Также ужесточаются меры пресечения возможных злоупотреблений правом применять указанные санкции со стороны контролирующих органов: отныне принимать решения о применении штрафов могут только начальник органа ГНС или его заместитель.

отменен/утратил силу Редакция от 05.11.1992 Подробная информация

Наименование документ ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 05.11.92 N ИЛ-4-14/70 «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»
Вид документа письмо, рекомендации
Принявший орган госналогслужба рф
Номер документа ИЛ-4-14/70
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 05.11.1992
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПИСЬМО Госналогслужбы РФ от 05.11.92 N ИЛ-4-14/70 «О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ НАЛОГОВЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

2. Налоговые (финансовые) санкции за нарушение налогового законодательства

2.1. Налоговые (финансовые) санкции, предусмотренные пунктом 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», применяются за установленные этой статьей нарушения налогового законодательства, допущенные с момента введения Закона в действие, то есть с 1 января 1992 года.

Эти санкции применяются и в том случае, если при проверках налогоплательщика будут установлены нарушения налогового законодательства, допущенные им при составлении годового отчета о финансово-хозяйственной или другой деятельности за 1991 год, то есть в период действия названного Закона.

Исходя из статьи 2 названного Закона, указанные санкции применяются к неисправным плательщикам налогов, сборов, пошлин и других платежей, включаемых в налоговую систему.

Эти санкции не должны применяться, в частности:

— по платежам, не имеющим объектов налогообложения (не относящимся к объектам налогообложения), например, сумма выручки от реализации конфискованного имущества и имущества, перешедшего по праву наследования к государству;

— по экономическим и штрафным санкциям, взимаемым по постановлениям (решениям) органов Госстандарта, арбитража и других;

— по платежам, взыскиваемым в государственные внебюджетные фонды, по которым порядок применения санкций установлен отдельными законодательными актами об этих фондах (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный фонд занятости населения), а также в случаях, когда порядок образования государственных внебюджетных фондов (отраслевые и межотраслевые внебюджетные фонды), утвержденный Правительством России, не предусматривает штрафных санкций за неуплату платежей.

Если налогоплательщик освобожден в установленном порядке от уплаты определенного вида налога, налоговые органы в обязательном порядке проверяют соблюдение им условий предоставления такой льготы и сроки (период) ее действия.

В случае утраты плательщиком права на такую льготу в проверяемом периоде и неуплату в установленные сроки причитающихся в связи с этим платежей в бюджет, санкции к нему применяются в установленном порядке.

2.2. Основанием для применения санкций является неисполнение налогоплательщиком своих обязанностей, возникающих при наличии у него объекта налогообложения и в предусмотренных статьей 8 Закона РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» и статьей 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы Российской Федерации» случаях нарушения налогового законодательства в виде:

— сокрытия (занижения) дохода (прибыли) или иного объекта налогообложения;

— отсутствия учета объекта налогообложения;

— ведения учета объекта налогообложения, составления отчетов о финансово-хозяйственной деятельности с нарушением установленного порядка;

— несвоевременной или не в полном размере уплате налогов;

— непредставления налоговым органам документов и сведений, необходимых для исчисления, а также банкам для уплаты налогов;

— невнесения исправлений в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

— невыполнения требований налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах.

2.3. Органы Государственной налоговой службы обязаны осуществлять контроль и применять санкции за неуплату (уклонение от уплаты) платежей в государственные внебюджетные фонды лишь в тех случаях, когда ответственность за это возложена на них законодательством или другими нормативными актами Российской Федерации, в порядке, сообщаемом Госналогслужбой Российской Федерации.

Налоговые органы не вправе применять санкции, не предусмотренные налоговым законодательством.

2.4. Налоговые (финансовые) санкции, применяемые в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (сокрытие или занижение дохода или иного объекта налогообложения), исчисляются и взыскиваются в следующем порядке и размерах:

2.4.1. За сокрытие или занижение дохода (прибыли) взыскивается вся сумма сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штраф в размере той же суммы.

При исчислении этой санкции нужно исходить из того, что в соответствии с пунктом 4 раздела 2 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 06.03.92 N 4 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящим разделом инструкции, то есть прибыль, показываемая по строке 7 «Расчета налога от фактической прибыли» (приложение 4 к инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 6 марта 1992 г. N 4), без учета льгот по налогу на прибыль, отражаемых по строке 6 указанного расчета (строка 3 — строка 4 — строка 5 расчета).

Неправильное исчисление льгот по налогу на прибыль нельзя рассматривать как сокрытие (занижение) прибыли с применением соответствующих санкций (письмо Госналогслужбы Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.92 N ИЛ-6-01/331 и 04-01-09).

Пример. При проверке установлено, что налогооблагаемая прибыль составила 1 млн.рублей, тогда как по данным плательщика она определена в сумме 850 тыс.рублей. Расхождение составило 150 тыс.рублей, из которых за счет:

1. Неправильного отнесения затрат на себестоимость 70 тыс.рублей
2. Искажения в расчете предельного уровня оплаты труда 30 тыс.рублей
3. Неправомерного применения льготы 50 тыс.рублей
Следует взыскать в виде санкций: заниженную прибыль (70 + 30 тыс.руб.) 100 тыс.рублей
штраф 100 тыс.рублей
Всего 200 тыс.рублей

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налогоплательщики обязаны вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), если эти изменения затрагивают конечный финансовый результат деятельности предприятия, отражаемый в его бухгалтерском балансе.

В данном примере следует уточнить расчет налога от фактической прибыли в связи с неправомерным применением льгот на 50 тыс.рублей и искажением в расчете предельного уровня оплаты — на 30 тыс.рублей, а также внести исправления в бухгалтерскую отчетность, увеличив прибыль на 70 тыс.рублей, с которой в дальнейшем будет исчислен налог.

2.4.2. За иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения (кроме сокрытия дохода (прибыли) по пункту 2.4.1) взыскивается сумма налога и штраф в такой же сумме.

Пример. При проверке установлено занижение фактического оборота по реализации продукции, отраженного в периодической отчетности (квартальном бухгалтерском балансе) на 500 тыс.рублей.

С указанной суммы занижения следует доначислить и взыскать налог на добавленную стоимость в размере 140 тыс.рублей (28%) и штраф — 140 тыс.рублей.

Одновременно в связи с изменением объема реализации на сумму заниженного оборота определяется заниженная сумма прибыли, подлежащая отражению в бухгалтерском отчете (балансе) квартала, в котором проводится проверка, и взыскиваются санкции, предусмотренные за сокрытие или занижение дохода (прибыли).

При применении этой санкции необходимо учесть, что статьей 3 Закона РСФСР «О налоге на добавленную стоимость» объектами налогообложения определены обороты по реализации на территории РСФСР товаров (кроме импортных), в том числе производственно-технического назначения, выполненных работ и оказанных услуг, а статьей 8 этого Закона установлено, что «датой совершения оборота считается день поступления средств за товары (работы, услуги) на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами — день поступления выручки в кассу». «Для предприятий, которым разрешено определять срок реализации по отгрузке товаров (выполнению работ, услуг), датой совершения оборота считается их отгрузка (выполнение) и представление покупателям расчетных документов».

В связи с этим при определении оборота по реализации продукции следует руководствоваться действующим на момент проверки на предприятии порядком (или по мере оплаты, или по мере предъявления расчетных документов) учета реализации продукции и определения финансовых результатов деятельности с учетом того, что согласно письму Министерства экономики и финансов от 19.12.91 N 18-05 разрешен переход к применению нового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий в течение 1992 года, в частности, к учету реализации продукции по отгрузке, по мере готовности предприятия к этому переходу.

В соответствии с законодательством по налогу на добавленную стоимость в облагаемый оборот включаются также суммы денежных средств, получаемые предприятиями от своих покупателей (заказчиков) за реализуемые им товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направленные в счет увеличения прибыли.

2.4.3. За повторное нарушение (сокрытие или занижение дохода (прибыли), неучтение объекта налогообложения, допущенное вторично в течение года с момента применения санкций за то же нарушение, налоговые санкции применяются в виде взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в двухкратном размере этой суммы, то есть суммы сокрытого дохода (прибыли) либо суммы налога за неучтенный (сокрытый) объект налогообложения.

В случае, приведенном в подпункте 2.4.1., следует взыскать 100 тыс.рублей в виде налоговой санкции и 200 тыс.рублей — штраф, а в случае, приведенном в подпункте 2.4.2., следует взыскать налог в сумме 140 тыс.руб. и штраф в размере 280 тыс.рублей.

2.4.4. При умышленном сокрытии или занижении дохода (прибыли), что устанавливается судом (арбитражным судом) либо решением суда по иску налогового органа или прокурора, может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода (прибыли).

Основанием для предъявления налоговым органом иска в суд на предмет умышленного сокрытия налогоплательщиком дохода (прибыли) могут быть, по мнению Госналогслужбы Российской Федерации, такие действия налогоплательщика, как непредставление им в течение двух и более отчетных периодов документов, необходимых для исчисления, а также уплаты налога, неуплата в этот период причитающихся бюджету платежей (при наличии денежных средств на счетах), уничтожение документов или отказ их предъявить, наличие в местах реализации продукции товара, неучтенного по бухгалтерским и другим документам (накладным).

2.5. Штрафные санкции, предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», применяются в виде штрафа в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке (с учетом доначисленных сумм налога), за следующие (по каждому в отдельности) виды нарушений:

2.5.1. За отсутствие учета объекта налогообложения

Например, за отсутствие учета прибыли, если не сформирован конечный финансовый результат деятельности предприятия (не определено окончательное сальдо прибыли за отчетный период), а также сумма прибыли, подлежащая налогообложению (с учетом сумм фактических затрат и расходов, учитываемых в соответствии с законодательством при исчислении льгот по налогу на прибыль).

Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) должен слагаться из фактического результата от реализации продукции (работ и услуг), иных материальных ценностей и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям в соответствии с действующими Положениями по учету прибыли. По дебету счета 80 отражаются убытки (потери), а по кредиту — прибыли (доходы) предприятия. Сопоставление дебетового и кредитового оборотов за отчетный период показывает конечный финансовый результат. Отсутствие такого результата в отчетности за определенный период дает право применить вышеназванную санкцию.

К названному виду нарушений следует относить также допущенные налогоплательщиком завышения сумм налога на добавленную стоимость, причитающихся к возмещению, искажения, подделку или уничтожение бухгалтерских и других документов по учету объектов налогообложения, а также полное или частичное невключение объектов налогообложения в налоговые отчеты, расчеты, декларации и другие документы, необходимые для исчисления налогов и других платежей в бюджет.

2.5.2. За ведение учета объекта налогообложения с грубым нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение суммы налога за проверяемый период. При этом надо иметь в виду, что штраф в размере 10 процентов применяется только при условии, если эта сумма сокрытого или заниженного налога будет составлять не менее 5 процентов от суммы налога, причитающегося к уплате за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке (с учетом доначисленных сумм налога).

Под нарушениями ведения учета объекта налогообложения, например, прибыли, следует иметь в виду:

— отсутствие установленных нормативными документами по ведению учета регистров, книг, журналов и др.;

— отнесение затрат, не связанных с производством и реализацией продукции, на себестоимость, а также расходов, не связанных с извлечением внереализационных доходов, к расходам, необоснованно уменьшающим облагаемую прибыль или доход;

— другие нарушения порядка ведения учета прибыли, установленного действующими положениями и инструкциями Минфина Российской Федерации, приведшие к искажению отчетности и финансовых результатов деятельности налогоплательщика.

В случае отсутствия учета прибыли (дохода) или ведения его с нарушением установленного порядка необходимо предложить должностным лицам проверяемого предприятия или налогоплательщику — физическому лицу, незамедлительно привести учет и отчетность в состояние, отвечающее требованиям Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 20 марта 1992 г. N 10, и обеспечивающего реальную сумму прибыли и подлежащий взносу в бюджет размер налога.

В случае невыполнения налогоплательщиком этих требований налогового органа к нему применяются меры административного воздействия (налагается административный штраф) и взыскивается штраф в размере 10 процентов от причитающихся к уплате сумм налога за последний отчетный квартал, непосредственно предшествующий проверке.

2.5.3. За непредставление или несвоевременное представление документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога и иных обязательных платежей в бюджет (бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, деклараций, платежных поручений в учреждения банков на перечисление налогов и других документов).

При применении этой санкции надо иметь в виду, что это касается только тех платежей, по которым плательщик в соответствии с законодательством обязан представлять указанные документы по каждому в отдельности виду налога или другому обязательному платежу в бюджет.

За непредставление или несвоевременное представление платежных поручений (в том числе на авансовые платежи) в учреждения банков на их уплату санкции применяются по всем видам налогов и других обязательных платежей.

Налоговые органы при задержке представления налогоплательщиком в банк платежных поручений, не всегда своевременно применяя санкции к нарушителям, в некоторых случаях допускают необоснованное суммирование 10-процентной санкции за каждый случай задержки и предъявляют ее налогоплательщику, что вызывает обоснованные их жалобы и обращения в арбитражный суд. Такая практика недопустима, должностные лица налоговых органов в данных случаях несут ответственность как за ненадлежащее осуществление возложенных на них обязанностей.

При несвоевременном представлении (не более двух-трех дней против установленного срока) налоговому органу таких документов, как бухгалтерских отчетов (балансов), расчетов по налогу, по уважительным причинам (болезнь главного бухгалтера и его заместителя, невозможность доставки в срок вследствие отдаленности, отсутствия транспорта или других непредвиденных случаев), руководитель налогового органа может принять решение о неприменении к налогоплательщику санкции в виде 10-процентного штрафа с составлением акта (справки) об указанном нарушении, в котором фиксируются оправдательные мотивы задержки представления отчетов.

В этом случае может привлекаться к административной ответственности руководитель предприятия или другого хозяйствующего субъекта за непринятие им мер по своевременному представлению налоговому органу названных документов (отчетов).

2.6. Пени, предусмотренные подпунктом «в» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», взыскиваются с налогоплательщика в случае задержки им платежа (независимо от причин) в размере 0,2 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержкой суммы налога, если законом не предусмотрены иные размеры пени.

Необходимо учесть, что указанная санкция и в таком же порядке в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» применяется к банкам и кредитным учреждениям.

При этом надо иметь в виду, что взыскание пени не освобождает налогоплательщика (в том числе банки и кредитные учреждения) от других видов ответственности, включая 10-процентный штраф за несвоевременное представление налогоплательщиком банку платежного поручения на уплату налога или налоговому органу — расчета налога в бюджет по фактической прибыли даже в том случае, если финансовый результат был нулевой или убыточный.

2.7. Кроме изложенных выше санкций, налогоплательщики, нарушающие налоговое законодательство, несут ответственность в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в виде других санкций, предусмотренных законодательными актами. Так, в случае непредставления налогоплательщиками документов и сведений, необходимых для исчисления, а также для уплаты налогов, налоговые органы в установленном порядке имеют право приостанавливать их операции по счетам в банках и кредитных учреждениях.

Принятие таких мер должно осуществляться в каждом конкретном случае после тщательной проверки имеющихся материалов и рассмотрения всех вопросов, связанных с целесообразностью приостановления банковских операций по счетам налогоплательщика. При этом должен устанавливаться срок, на который приостанавливаются операции, по истечении которого данный вопрос рассматривается дополнительно.

2.8. В случае неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей их исполнение в соответствии с п.4 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обеспечивается не только налоговыми санкциями и мерами административной и уголовной ответственности, но и залогом денежных и товарно-материальных ценностей, поручительством или гарантией кредиторов налогоплательщика в следующем порядке:

2.8.1. При невозможности юридического лица, осуществляющего хозяйственную, предпринимательскую деятельность, уплатить требуемые налоги и другие платежи в бюджет, налоговые органы в соответствии с п.3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» обращаются в суд (или арбитражный суд) о признании предприятия банкротом (порядок признания банкротом определяется законодательством), а также о лишении в установленном порядке юридического лица права пользования полученной лицензией на определенный вид деятельности.

В случае ликвидации юридического лица в судебном порядке или по решению собственника уплата недоимки по налогу производится ликвидационной комиссией за счет имущества ликвидируемого предприятия.

Если причитающаяся с ликвидируемого предприятия сумма платежа превышает стоимость его имущества, указанную в акте ликвидационной комиссии, принимаются меры ко взысканию с правопреемника всей причитающейся суммы и одновременно вносятся соответствующие исправления в полученный от ликвидационной комиссии баланс.

2.8.2. Если такого решения не принимается, то налоговые органы принимают меры через судебных исполнителей по наложению ареста на имущество должника и производству его описи.

Об описи имущества составляется акт в трех экземплярах, один из которых вручается налогоплательщику, второй — направляется судебному исполнителю, третий — остается в налоговой инспекции.

При этом надо иметь в виду, что опись имущества — есть крайняя мера, которая применяется лишь в исключительных случаях, когда исчерпаны все возможности для добровольного исполнения налогоплательщиком (должником) обязанностей по внесению требуемых платежей.

2.9. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством по налогообложению, производится:

— с юридических лиц — в бесспорном порядке в течение шести лет с момента образования указанной недоимки;

— с физических лиц — в судебном порядке путем обращения ее (недоимки) на полученные ими доходы, а в случае их (доходов) отсутствия — на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявленным к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет, установлен законодательством в три года.

2.10. К юридическим и физическим лицам, освобожденным в установленном порядке от уплаты налогов, виды ответственности, предусмотренные статьей 13 этого Закона, не применяются.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *