Приказ распределение обязанностей

Образец приказа о распределении обязанностей между членами администрации

П Р И К А З

______ _____________2017г. №_______

О распределении обязанностей между членами

администрации

В целях рациональной организации труда руководящего состава школы, повышения эффективности управленческих решений, результативности учебно – воспитательного процесса

ПРИКАЗЫВАЮ:

Возложить в учебном году на членов администрации МОУ следующие обязанности:

Директор

1. Общее руководство и контроль за деятельностью заместителей, педагогического коллектива и обслуживающего персонала школы, создание безопасных условий труда, подбор и расстановка кадров, регламентация деятельности школы и отдельных работников.

2. Осуществление совместной работы с профсоюзной организацией, координация действий с органами управления образованием.

3. Обеспечение хозяйственной деятельности школы, проведения ремонтных работ, оснащение кабинетов мебелью, наглядными пособиями, техническими средствами обучения, бюджетного и внебюджетного финансирования и рационального расходования средств..

4. Осуществление контроля за качеством преподавания, предметов: природно-математического цикла, трудового обучения, физической культуры, предметов начальной школы.

5. Прием на работу сотрудников, расстановка педагогических кадров; определение должностных обязанностей работников школ;

6. Организация и контроль за горячим питанием, льготным питанием социально необеспеченных учащихся,

7. Обеспечение ВОПРОСОВ ОХРАНЫ ТРУДА, техники безопасности и санитарно-гигиенического режима в школе.

8.. Организация исследовательской и опытно-экспериментальной работы в школе.

9..Обеспечение нормативно-правовой деятельности учреждения, разработки и утверждения локальных актов.

10. Является:

— председателем педагогического совета

— председателем инвентаризационной комиссии

11. Ведение личных дел, трудовых книжек педагогических и технических работников.

  1. Создание условий для повышения профессионального мастерства педагогических кадров;

13.Стимулирование инициативы работников и поддержание благоприятного морально-психологического климата в коллективе;

14.Организация работы по формированию контингента учащихся;

15.Обеспечение социальной защиты работников и учащихся школы;

16.Организация опеки и попечительства школьников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их законных прав и интересов;

17.Обеспечение взаимодействия школы с органами местного самоуправления, предприятиями и организациями, общественностью и родителями обучающихся (лицами их заменяющими);

18.Руководство работой заместителей директора школы;

19.Обеспечение рационального использования бюджетных и внебюджетных ассигнований;

20.Представление школы в государственных, общественных и иных органах, организациях и учреждениях;

21.Организация учета хранения школьной документации, обеспечение сохранности и пополнения учебно-материальной базы, соблюдения правил санитарно-гигиенического режима и охраны труда;

22.Руководство деятельностью педагогического совета;

23.Организация работы по реализации образовательных программ в соответствии с учебными планами и графиками учебного процесса;

24.Работа по обеспечению качества образования учащихся, соблюдению прав и свобод обучающихся и работников школы;

25.Руководство аттестационной комиссией в ходе итоговой аттестации выпускников 11-х классов.

26.Осуществление контроля за состоянием медицинского обслуживания обучающихся.

27. Осуществление контроля за работой педагога-психолога;

28. Осуществление контроля за работой библиотеки;

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

1.Замещает директора учреждения по необходимости;

2. Контроль за качеством преподавания всех предметов гуманитарного цикла, , индивидуальных и коррекционно-развивающих занятий.

3. Контроль за успеваемостью и поведением учащихся во время учебного процесса, посещения ими уроков.

4. Контроль за составлением расписаний занятий в 1-9 классах, расписание экзаменов, консультаций, занятий с учащимися оставленными на лето.

5. Организации и проведение промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

6. Составление отчетов о состоянии учебно-воспитательной работы..

7. Контроль за проведением учителями инструктажей с учащимися. Проведение инструктажей на рабочем месте, целевых и внеплановых инструктажей с учителями школы.

8. Руководство и контроль за работой учителей.

9. Составление табеля на зарплату педагогических работников, контроль за заменой уроков, ведение больничных листов, оформление журнала пропущенных уроков замещенных уроков;

10. Контроль за ведением учебной документации, классных журналов, за трудоустройством выпускников 9 классов.

11. Участие в опытно-экспериментальной работе школы.

12. Является:

— членом комиссии по расследованию несчастных случаев

— членом комиссии административно-общественного контроля за охраной труда

— председателем методического совета учреждения

— председателем комиссии по списанию материальных ценностей

13. Организация внеклассной воспитательной работы с учащимися и профилактической работы с педагогически запущенными детьми и их родителями. Планирование, организация и контроль за проведение месячников всеобуча, профилактики и правонарушений, единых дней профилактики и др. мероприятий.

14. Осуществление связи с службами по социальной и правовой защите несовершеннолетних

15. Организация оздоровительной работы и трудовой деятельности учащихся в каникулярное время.

16. Организация и контроль за дежурством по школе учителей и учащихся, проведением санитарных часов, санитарным состоянием пришкольной территории.

17. Организация санитарно-просветительной работы, работы по профилактики наркомании, токсикомании, венерических заболеваний.

18. Организация и контроль за учебной и внеклассной работой по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности.

19. Организация работы по профориентации учащихся.

20. отвечает за рациональную организацию и учет рабочего времени педагогических работников;

21.Составляет статистические отчеты, отчеты по движению, успеваемости учащихся в течение учебного года;

22.Организует разработку проекта режима работы школы;

  1. Организует подготовительную работу по распределению учебной нагрузки;

24.Осуществляет внутришкольный контроль (выполнение программ, тематическое планирование, диагностика и т.д.)

25.Курирует работу МО учителей школы; отвечает за инновационную деятельность; делает анализ деятельности, выделяет проблемы и пути их решения;

26.Оказывает методическую помощь курируемым учителям в разработке, корректировке учебных программ, календарно-тематических планов;

27.Отвечает за инновационную деятельность, методический рост учителей, обязательное участие их в городских мероприятиях, конкурсах, олимпиадах;

28.Выявляет, изучает, распространяет передовой педагогический опыт курируемых учителей;

29.Отвечает за комплектование классов;

30.Осуществляет работу по формированию контингента первоклассников;

31.Осуществляет внутришкольный контроль за обучением учащихся на дому;

32.Отвечает за проведение туров Ученической олимпиады школьников, подведение итогов, анализ результатов по курируемым предметам;

33.Ведет педагогическую диагностику, готовит аналитические справки;

34.Готовит проекты приказов и распоряжений в области своей компетенции;

35.Отвечает за оформление стендов «Расписание» , «Методическая работа» учительской;

36.Отвечает за охрану труда, технику безопасности по курируемым предметам

37. Является ответственным за решение вопросов ГО и ЧС в учреждении.

38. Отвечает за учет детей в микрорайоне МОУ

39. Организует и контролирует работу методического объединения классных руководителей.

Педагог-организатор

1.Анализирует состояние воспитательной работы в школе; планирует, организует, воспитательную работу школы, оперативно вносит необходимые коррективы в её план. Совместно с классными руководителями проводит воспитательные мероприятия на уровне школы, города, республики.

2. Организует вечера, праздники. Привлекает к работе с учащимися работников учреждений культуры и спорта

3. Организует деятельность общественных детских и молодёжных организаций, школьного ученического самоуправления работу кружков, секций

4. Организует плановые школьные мероприятия по воспитательной тематике, готовит отчёты по ним (в т.ч. и на сайт школы).

5. Организует каникулярный отдых обучающихся и трудовое лето учащихся.

6. Организация и контроль внеурочной деятельности.

Заведующая хозяйством:
1.Обеспечивает хозяйственное обслуживание и надлежащее состояние в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и противопожарной защиты зданий и помещений предприятия, а также контроль за исправностью оборудования (освещения, системы отопления, вентиляции и др.).
2. Принимает участие в разработке планов текущих и капитальных ремонтов основных фондов (здания, системы водоснабжения, воздухопроводов и других сооружений), составлении смет хозяйственных расходов.
3. Организует проведение ремонта помещений, осуществляет контроль за качеством выполнения ремонтных работ.
4. Обеспечивает учреждение, мебелью, хозяйственным инвентарем, средствами механизации инженерного и управленческого труда, осуществляет наблюдение за их сохранностью и проведением своевременного ремонта.
5. Контролирует рациональное расходование материалов и средств, выделяемых для хозяйственных целей.
6. Руководит работами по благоустройству, озеленению и уборке помещений предприятия и прилегающей территории, праздничному художественному оформлению помещений.
7. Обеспечивает выполнение противопожарных мероприятий и содержание в исправном состоянии пожарного инвентаря.
8. Следит за санитарным состоянием помещений предприятия ( столовой, спортивного зала, библиотеки, прочих помещений) и прилегающей территории.
9. Принимает меры по своевременной обработке помещений от бытовых насекомых, грызунов, пр.
10. Организует своевременный вывоз макулатуры, прочих отходов.
11. Организует хранение, обеспечивает сохранность инвентаря и прочего имущества предприятия в соответствии со своими функциональными обязанностями, ведет учет и составляет отчеты о сохранности и состоянии инвентаря и прочего имущества.
12. Производит инвентаризацию, списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов.
13. Своевременно обеспечивает работников предприятия канцелярскими принадлежностями, расходными материалами к хозяйственно-бытовой и оргтехнике, предметами хозяйственного обихода, спецодеждой, инструментами.
14. Контролирует своевременное закрытие всех хозяйственных помещений предприятия.
15. Исполняет распоряжения и приказы администрации предприятия.
16. Соблюдает сам и контролирует соблюдение работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены, требований противопожарной безопасности, гражданской обороны.
17. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций.
18. Информирует руководство об имеющихся недостатках в работе предприятия, принимаемых мерах по их ликвидации.

Разграничение обязанностей

Разграничение обязанностей и установление личной ответственности за строго определенные функции абсолютно необходимы для успешной работы. Это приучает к сознательной дисциплине, порядку, воспитывает деловые качества. Распределение функций и ответственности должно отвечать установленным правилам.
Руководитель:
• определяет задачи, которые он: а) будет выполнять сам; б) передаст исполнителям;
• разрабатывает ясные инструкции для исполнителей;
• определяет объем и характер задач в со¬ответствии с объективными условиями, независимо от субъективных факторов;
• оценивает работников с точки зрения их способности выполнять возложенные на них задачи;
• осуществляет контроль за результатами деятельности;
• определяет риск, связанный с передачей обязанностей на нижние ступени.
При рассмотрении прав и обязанностей руководитель может идти двумя путями. В одном случае он только определяет направление работы, предоставляя подчиненным необходимую самостоятельность, не предписывая каждому способ ее решения, в другом — он может жестко подробно расписать каждую операцию. Отдельные руководители, к сожалению, искренне уверены в том, что их главная обязанность состоит в определении обязанностей подчиненных. Практика убеждает, что слишком строгая регламентация нецелесообразна: она связывает инициативу, предприимчивость исполнителей и вредит успеху дела.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРСОНАЛА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Разграничение функциональных обязанностей персонала физкультурно-спортивной организации осуществляется с помощью такого инструмента механизма менеджмента (управления) в фи­зической культуре и спорте, как тарифно-квалификационные ха­рактеристики.

Программой социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг. в сфере трудовых отношений в качестве глав­ных задач предусматривалось создание экономических и соци­альных условий для значительного повышения результативности труда, трудовой активности, развития предприимчивости и дело­вой инициативы. Одним из инструментов реализации этих задач являются тарифно-квалификационные характеристики.

Тарифно-квалификационные характеристики призваны обес­печить рациональное разделение труда, создать действенный ме­ханизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в со­временных условиях развития рыночных отношений, способство­вать правильному подбору, расстановке и использованию кадров.

Тарифно-квалификационные характеристики могут применять­ся либо в качестве нормативных документов прямого действия, либо служить основой для разработки внутренних организацион­но-распорядительных документов — должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей ра­ботников с учетом особенностей организации производства, тру­да и управления, а также их прав и ответственности.

Тарифно-квалификационная характеристика каждой должно­сти имеет три раздела.

В разделе «Должностные обязанности» установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему соответствующую должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию.

В разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативно-правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, ме­тодов и средств, которые работник должен применять при выпол­нении своих должностных обязанностей.

В разделе «Требования к квалификации» определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимой для вы­полнения предусмотренных должностных обязанностей, и требо­вания к стажу работы. Значительная часть тарифно-квалификаци­онных характеристик предусматривает в пределах одной и той же должности без изменения ее наименования внутридолжностное квалификационное категорирование по оплате труда.

Тарифно-квалификационные характеристики распространяются на работников организаций независимо от организационно-правовых форм их функционирования. Часть тарифно-квалификаци­онных характеристик имеют общеотраслевой характер и потому свойственны работникам организаций независимо от их отрасле­вой принадлежности и ведомственной подчиненности. Другая же часть тарифно-квалификационных характеристик распространя­ется на работников определенной отрасли или ведомства.

Для работников физической культуры и спорта характерны все разновидности тарифно-квалификационных характеристик, а именно общеотраслевые, отраслевые и ведомственные.

Эффективное распределение обязанностей

Невозможно достичь результативного, производительного труда без эффективного распределения обязанностей между подразделениями организации и сотрудниками. В свою очередь, эффективное распределение обязанностей в организации должно быть регламентировано.

Основные регламентирующие документы: должностные инструкции, положения о подразделениях. Ведь слаженность и продуктивность рабочего процесса в организации зависят от того, насколько грамотно составлены эти два документа. В условиях кризиса важность регламентирующих документов значительно возрастает. В этот период изменяется организационная структура компании (оптимизация под новые условия), сокращается численность сотрудников. Все это требует пересмотра должностных обязанностей сотрудников и основных функций подразделений.

Пересмотр должностной инструкции

Пересмотр и разработка новой должностной инструкции — кропотливый труд, осложняющийся тем, что в нашей стране отсутствует какая-либо нормативная, методическая база для ее написания. Единственный нормативный документ, регламентирующий написание инструкций, это Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, им следует руководствоваться.

При пересмотре должностных инструкций рекомендуется использовать методы: индивидуальное собеседование, наблюдение, существующие записи. Составлять новые должностные инструкции сотрудников следует на основе анализа современной литературы, обобщающей матрицы распределения обязанностей.

При написании должностных инструкций стоит соблюдать определенные правила:

  • при описании обязанности лучше всего начинать предложение с глагола, обозначающего действия работника и употребляемого в настоящем времени;
  • описывать обязанности следует максимально точно, использовать при написании минимальное количество слов, избегать повторений;
  • всегда различать управленческую ответственность (контроль, надзор за исполнением другими) и непосредственное исполнение задач;

Новые должностные инструкции позволяют четко определить место и значение конкретной должности в структуре организации.

Разработка положения о подразделениях

Положение о структурном подразделении — не менее важный локальный, нормативный документ. Определяет порядок создания подразделения, его структуру, права, задачи, обязанности, ответственность, порядок его взаимодействия с другими подразделениями.

Нормативные и методические рекомендации по составлению данных положений также отсутствуют, как отсутствует и законодательная база. Поэтому каждое предприятие решает самостоятельно, что и как должно быть отражено в этих локальных нормативных актах.

Процесс составления положений о подразделениях состоит из нескольких этапов. На первом этапе собирается необходимая информация. Используются такие же методы, как при написании должностных инструкций: интервьюирование, наблюдение, анализ существующих документов, анализ современной литературы.

На втором этапе отобранная информация тщательно анализируется, определяется структура будущего положения. Целесообразно будет включить в состав положений такие разделы, как “Общие положения”, “Цели”, “Задачи”, “Функции”, “Права”, “Ответственность”, “Взаимодействие с другими подразделениями”.

На третьем этапе пишется сам текст положений. В заключении составляется лист согласования, в него, помимо фамилий руководителей, утверждающих документ, рекомендуется включить фамилии тех руководителей, с которыми подразделение взаимодействует. В будущем это позволит избежать дублирования функций.

Структура приказа о распределении обязанностей может выглядеть следующим образом:

  • шапка документа. Наименование организации, вид документа — приказ, дата, номер составления;
  • преамбула. Краткое содержание, о чем документ: “О распределении должностных обязанностей между…” Приводится перечень нормативных документов, законодательных актов, на основании которых издается приказ;
  • дело. В распорядительной части приказа содержится информация о распределении функциональных обязанностей между сотрудниками: указываются полномочия должностных лиц, основные направления деятельности, меры ответственности, должностные обязанности, права;
  • заключительная часть. Приказ подписывает руководитель организации, с документом знакомятся перечисленные в нем сотрудники (также его подписывают).

Рациональное распределение должностных обязанностей

Из опыта ООО «СТАЛЬПРО»

Рациональное разделение труда позволяет повысить его эффективность и производительность. В свою очередь, разделение труда невозможно без его регламентации. К одним из основных регламентирующих документов в организации относятся должностные инструкции и положения о подразделениях. По мнению автора, их важность значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Об этом и пойдет речь в данной статье.

Эффективного и производительного труда невозможно достичь без его правильного разделения между сотрудниками и подразделениями организации. Именно такое разделение позволяет расставлять персонал по рабочим местам с учетом личных способностей, профессиональных и деловых качеств, дает возможность повысить степень удовлетворенности трудом, снизить утомляемость, поднять работоспособность и трудовую отдачу работников. В свою очередь, рациональное разделение труда в организации невозможно достичь без его регламентации.

К одним из основных регламентирующих документов относятся должностные инструкции и положения о подразделениях. Всем известно, что от того, насколько правильно и грамотно они составлены, во многом зависит слаженность и продуктивность работы всей организации.

На наш взгляд, важность этих регламентирующих документов значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Ведь в этот период в организациях зачастую происходят изменения в организационной структуре (оптимизация в новых условиях) и численности персонала (сокращение штатов), а это, в свою очередь, вызывает необходимость пересмотра должностных обязанностей работников и функций подразделений.

Словарь кадрового делопроизводства. Должностные обязанности — определенная трудовая функция соответствующего должностного лица, которую он обязан исполнять в течение рабочего времени в соответствии с заключенным трудовым договором или избранием (назначением) на должность. Должностные обязанности устанавливаются нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами организации (трудовым договором, должностной инструкцией и др.).

Предварительный анализ

Работа по анализу системы функционального разделения труда проводилась на базе ООО «СтальПро» — организации, образованной в 2003 г. и занимающейся продажей металла и изделий из него. Компания относится к предприятиям малого бизнеса.

Коротко обрисуем ситуацию, сложившуюся в организации к началу 2009 г. и объясняющую наш интерес к рассматриваемой теме.

Общая численность персонала компании составляет 70 человек. При этом, как видно на рис. 1, значительное увеличение штата сотрудников пришлось на 2008 г. Именно в этот период компания переехала в новый, более просторный офис, что позволило ей решить насущные проблемы: открыть новые направления деятельности и значительно пополнить штат.

Динамика численности персонала ООО «СтальПро»

. .*. . Численность персонала (человек)

Рис. 1

Однако резкое увеличение численности персонала определенным образом отразилось на моральном климате организации. К началу 2009 г. в компании нередко стали возникать конфликтные ситуации между сотрудниками различных подразделений. С нашей точки зрения, это было обусловлено не только изменением в численности, но и в большей степени отсутствием ряда важных регламентирующих документов. Для улучшения рабочей обстановки было принято решение о разработке положений об отделах организации.

Кроме того, в сложившейся ситуации было важно выяснить, насколько четко сотрудники представляют свои обязанности, роль и место в организации и насколько их реальные должностные обязанности соответствуют прописанным в действующих инструкциях.

С этой целью были детально проанализированы должностные инструкции всех сотрудников ООО «СтальПро» и составлена матрица распределения должностных обязанностей. Фрагмент шаблона матрицы, использованной для описания, представлен на рис. 2. По горизонтали приведены должности всех сотрудников организации, а по вертикали — их должностные обязанности.

Шаблон матрицы распределения должностных обязанностей (фрагмент)

Рис. 2

Анализ матрицы позволил выявить следующее.

1. Должностные инструкции работников недостаточно полно и четко отражают их обязанности, права и ответственность и имеют скорее формальный, чем регламентирующий характер. Об этом свидетельствует, например, что коммерческий директор участвует в подготовке приказов, распоряжений, инструкций, но ни у кого из других руководителей нет обязанности издавать эти документы. Другой пример: начальник отдела кадров «контролирует состояние трудовой дисциплины», тогда как исполнительный директор «отвечает за соблюдение трудовой дисциплины». Полагаем, что должно быть наоборот.

2. Высока частота дублирования функций у ряда сотрудников. В частности, должностные инструкции ведущего, старшего бухгалтеров и бухгалтера практически повторяют друг друга, отличаясь лишь в одном-двух пунктах.

С помощью анкетирования и интервьюирования сотрудников, а также на основе собственного наблюдения были составлены еще две матрицы распределения обязанностей: на основе ответов работников и на основе собственных наблюдений.

Анализ этих матриц позволил выявить следующее.

1. Несмотря на знание своих прямых обязанностей, многие сотрудники не всегда умеют отличить их от обязанностей других работников и зачастую расширяют их круг. Так, например, 22% менеджеров организации считают своей обязанностью «формирование стратегии», а 28% — «финансовой политики организации».

2. Довольно часто имеет место дублирование функций, особенно среди высшего руководства. Так, по наблюдениям было выявлено, что все руководители контролируют кадровую политику и работу групп продаж.

3. У некоторых сотрудников отмечено несоответствие статуса должности по штатному расписанию реально выполняемым обязанностям.

Словарь кадрового делопроизводства. Разделение труда в организации — обособление различных видов работ по технологическим, квалификационным и функциональным признакам.

Функциональное разделение труда — расчленение труда в зависимости от характера участия исполнителей в процессе производства. При этом различают основных и вспомогательных рабочих, специалистов, руководителей, технических исполнителей.

Технологическое разделение труда — разделение труда на ряд последовательно выполняемых процессов или видов работ.

На основании полученных данных был разработан план по совершенствованию системы разделения труда в ООО «СтальПро». Он включал следующие пункты.

1. На основании анализа должностных обязанностей определить круг обязанностей сотрудников.

2. Пересмотреть существующие должностные инструкции и привести их в соответствие с реально выполняемыми обязанностями.

3. Для улучшения работы подразделений и их взаимодействия друг с другом разработать положения о подразделениях.

В ходе реализации данного плана были разработаны: обобщающая матрица распределения обязанностей, новые инструкции для следующих должностей: менеджер, экспедитор, начальник отдела продаж — и ранее отсутствующие положения о двух основных подразделениях организации: положение об отделе продаж и положение об экспедиционном отделе.

На рис. 3 представлен алгоритм составления обобщающей матрицы для конкретной должности. Как видно, он состоял из трех этапов, на каждом из которых анализировались определенные показатели из всех трех матриц.

Алгоритм составления обобщающей матрицы для конкретной должности

Рис. 3

На первом этапе выделялись те обязанности, которые полностью совпадали во всех трех матрицах. Все они были включены в обобщающую матрицу. На втором этапе рассматривались те обязанности, которые отмечали сами сотрудники и мы в своих наблюдениях, но которые не содержались в действующих должностных инструкциях. Они также были включены в обобщающую матрицу. На третьем этапе рассматривались те обязанности, которые содержались лишь в какой-либо одной из составленных матриц. Как оказалось, такие обязанности содержались лишь в матрице, заполненной самими сотрудниками. На основе детального анализа каждого пункта обязанностей принималось решение о необходимости его включения в обобщающую матрицу. Большинство обязанностей, проанализированных на третьем этапе, в окончательный вариант — обобщающую матрицу — не вошли.

Обобщающая матрица позволила наиболее полно и точно отразить обязанности, которые выполняются работниками, занимающими ту или иную должность. Она может использоваться как самостоятельный регламентирующий документ, а также служить основой для пересмотра и составления должностных инструкций.

Пересмотр должностных инструкций

Разработка работающей должностной инструкции — это кропотливый труд, осложняющийся тем, что нормативная и методическая база создания этого документа в нашей стране практически отсутствует.

При пересмотре должностных инструкций ряда сотрудников ООО «СтальПро» использовались такие методы, как наблюдение, индивидуальное собеседование, существующие записи. Новые должностные инструкции составлялись на основе обобщающей матрицы распределения обязанностей и анализа современной литературы . Кроме того, использовались данные такого документа, как Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих , который в настоящее время является практически единственным нормативным документом, регламентирующим составление должностных инструкций .

При написании данного документа мы соблюдали также определенные правила.

1. Описывать обязанности, начиная предложение глаголом, обозначающим действия работника, употребленным в настоящем времени.

2. Быть точными, использовать минимальное количество слов, избегать повторов.

3. Всегда различать прямую ответственность за непосредственное исполнение задач и управленческую ответственность, состоящую в контроле, надзоре за их исполнением другими.

С учетом вышеизложенного нами были пересмотрены и составлены вновь должностные инструкции для экспедитора, менеджера и начальника отдела продаж.

Новые должностные инструкции позволили четко определить место и значение конкретной должности в структуре организации. Они содержат информацию, которая может быть реально использована в процессе управления персоналом: при подборе, при введении в должность (в период адаптации), при оценке сложности работ и формировании компенсационных пакетов, для оперативного управления, для выявления потребности в обучении и при аттестации персонала.

Разработка положений об отделах

Не менее важным локальным нормативным документом наряду с должностной инструкцией является положение о структурном подразделении. Этот документ определяет порядок создания подразделения, его структуру, задачи, права, обязанности и ответственность, а также порядок взаимодействия с другими подразделениями.

Нормативная и методическая база создания положений также несовершенна, как это было отмечено выше в отношении должностных инструкций. Законодательством не установлены ни требования к положениям о структурных подразделениях, ни правила их разработки. В силу этого каждое предприятие самостоятельно решает, что и как должно быть отражено в этих локальных нормативных актах.

В состав ООО «СтальПро» входят два основных отдела: отдел продаж и экспедиционный отдел. Именно от их работы напрямую зависит эффективность функционирования всей организации в целом. Отсутствие у данных структурных подразделений таких важных регламентирующих документов, как положения об отделах, не может не сказываться на их работе. Поэтому было принято решение начать разработку положений о подразделениях именно с данных отделов.

Процесс составления положений состоял из нескольких этапов. На первом этапе происходил сбор необходимой информации. При этом использовались те же методы, что и при составлении должностных инструкций: наблюдение, интервьюирование, изучение существующих документов и анализ современной литературы .

Словарь кадрового делопроизводства. Матрица (схема) функционального разделения должностных обязанностей формируется матричным способом с применением символов (индексов) для обозначения степени участия того или иного подразделения в выполнении данной функции. Принятые в схеме индексы имеют следующее значение: О — отвечает за выполнение функции, обобщает результаты, организует ее выполнение; П — представляет предложения, информацию, необходимую для выполнения данной функции; У — участвует в обсуждении и подготовке отдельных вопросов по выполнению данной функции; С — согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы по данной функции; Р — принимает решения (утверждает, подписывает документ).

На втором этапе был проведен тщательный анализ собранной информации, определена структура будущего документа. Мы сочли целесообразным включить в состав положений следующие разделы: «Общие положения», «Цели», «Задачи», «Функции», «Взаимодействие с другими подразделениями», «Права», «Ответственность».

Третий этап заключался в написании текста положений.

И наконец, в заключение был составлен лист согласования, в котором помимо фамилий должностных лиц, утверждающих данный документ, мы посчитали необходимым указать фамилии руководителей тех структурных единиц, с которыми взаимодействует подразделение. На мой взгляд, это поможет избежать неточностей в формулировках взаимоотношений соответствующих структур, дублирования функций.

В разработанных положениях об отделах содержится полная и четкая информация о правах, обязанностях и ответственности подразделений, а также порядке их взаимодействия друг с другом. На мой взгляд, их внедрение в практику поможет разрешить большинство из возникающих в организации конфликтных ситуаций. Кроме того, их применение позволит более полно и обоснованно оценивать результаты труда всего коллектива подразделения и вклад отдельных работников, принимать решения о моральном и материальном стимулировании сотрудников.

Эффективность регламентирующих документов

Разработанные регламентирующие документы соответствуют реальным условиям конкретной организации на данном этапе ее деятельности. Подтверждением этого служит тот факт, что уже на стадии сбора информации было зарегистрировано снижение конфликтных ситуаций. Это было обусловлено проведенной в ходе интервьюирования и собеседования разъяснительной работой об обязанностях, месте и роли каждого сотрудника в организации.

В заключение отметим, что новые регламентирующие документы были одобрены как сотрудниками, так и руководством компании. В настоящее время принято решение о пересмотре должностных инструкций для остальных работников и составлении положений о других подразделениях.

Хочется надеяться, что внедрение в практику всех вновь разработанных документов станет важным инструментом как для управления персоналом, так и для эффективного функционирования компании в целом.

Литература

1. Артемов О.Ю., Архипова Н.И., Ермакова И.Н., Овчинникова Н.В. Теория и практика работы с кадрами: Учеб. пособие. М.: РГГУ, 2007. 789 с.

2. Должностные инструкции. М. (Машинопись.)

3. Должностные инструкции. Общие положения: Материалы подготовлены группой консультантов-методологов АКГ «Интерком-Аудит». Электрон. дан. — Режим доступа: /article/dolzhnostnye-instrukcii-obshchie-polozheniya

4. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. 4-е изд., испр. М.: Омега-Л., 2007.

5. Пивень Е. Разработка должностных инструкций в крупной компании: HR-Portal . Электрон. дан. . Режим доступа: /node/1868.

6. Тыртова Т., Смирнова Е. Разработка должностных инструкций для ФЭС. . Электрон. дан. Режим доступа: /article/razrabotka-dolzhnostnyh-instrukciy-dlya-fes.

7. Управление персоналом: регламентация труда: Учеб. пособие / А.Я. Кибанов, Г.А. Мамед-Заде, Т.А. Родкина. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Экзамен», 2003. 480 с.

8. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Положения об отделах. Положение о структурном подразделении. Кадровый менеджмент. . Электрон. дан. — Режим доступа: /article/polozheniya-ob-otdelah-polozhenie-o-strukturnom-podrazdelenii-polozhenie-o-strukturnom

О.Кашковская Менеджер по персоналу ООО «СтальПро»

Подписано в печать 12.10.2009 «Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2009, N 11

Как провести перераспределение должностных обязанностей между двумя специалистами отдела?

Ответ на вопрос:

Если в трудовом договоре работника четко перечислены его должностные обязанности, то полагаем, что любое их изменение будет считаться изменением трудовой функции и должно быть оформлено дополнительное соглашение (ст. 72 ТК РФ), пересмотрен оклад. При наличии должностной инструкции в нее необходимо внести изменения.

Если работники на такое изменение согласны, то дополнительное соглашение можно подписать и в период нахождения работника в отпуске по уходу за ребенком. Законодательство на этот счет запрета не содержит.

При этом, если сотрудница на изменения не согласна, то после выхода из отпуска ей должна быть предоставлена ее должность, т.е. без изменения трудовых обязанностей.

Если работник не согласен на изменение трудовых обязанностей, то работодатель по своей инициативе изменить их не может. Часть 1 ст. 74 ТК РФ запрещает изменять трудовую функцию работника по инициативе работодателя.

Если работодателю необходима должность с определенным набором обязанностей, а работник на такое изменение не согласен, то работодатель вправе ввести в штатное расписание новую должность, а ненужную сократить.

При этом сократить должность работницы, находящейся в отпуске по уходу за ребенком, можно только после ее выхода из отпуска (ст. 256 ТК РФ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ответ:Обязана ли организация составлять должностные инструкции

Обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для государственных органов (ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя (письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0).

Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:

  • обосновать увольнение сотрудника в связи с несоответствием занимаемой должности;
  • равномерно распределить обязанности между похожими должностями;
  • доказать в суде правомерность наложения дисциплинарного взыскания на сотрудника;
  • корректно провести аттестацию персонала и т. п.

Должностные инструкции составляют по каждой штатной должности.

Совет: именные инструкции не составляйте, иначе их придется утверждать заново при каждой смене кадров. Если несколько сотрудников занимают одинаковые должности и выполняют одинаковые обязанности, то достаточно составить единую для всех должностную инструкцию и ознакомить с ней каждого сотрудника. Если сотрудники занимают одинаковые должности, а выполняют разные обязанности, то лучше переименовать должности и назвать их по-разному.

Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6.

Вопрос из практики: можно ли вносить изменения в должностную инструкцию

Да, можно.

Необходимость внести изменения в должностную инструкцию чаще всего возникает при корректировке объема должностных обязанностей сотрудника. В свою очередь, такая корректировка может потребоваться, например, при изменении организационных и (или) технологических условий труда в организации.

Законодательно порядок внесения изменений в должностную инструкцию не урегулирован. Поэтому организация вправе самостоятельно определить такой порядок и закрепить его в локальном документе. Вместе с тем, при внесении изменений необходимо учитывать следующее:

  • способ оформления должностной инструкции, в которую необходимо внести изменения (на практике должностная инструкция может быть оформлена как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ);
  • характер вносимых изменений в инструкцию (вносимые изменения могут затрагивать или не затрагивать обязательные условия трудового договора).

Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, целесообразно вносить изменения путем подготовки дополнительного соглашения к трудовому договору с сотрудником. Указанный порядок следует применять независимо от характера изменений, вносимых в должностную инструкцию. Подробнее о том, как составить и согласовать с сотрудником дополнительное соглашение к трудовому договору, см. Как изменить трудовой договор.

Если должностная инструкция оформлена в виде отдельного документа и вносимые поправки не касаются обязательных условий трудового договора, целесообразно вносить изменения путем подготовки:

  • должностной инструкции в новой редакции;
  • или изменения к должностной инструкции (документа, который содержит перечень поправок к действующей редакции должностной инструкции).

Должностную инструкцию в новой редакции (изменения к должностной инструкции) утвердите приказом руководителя организации и ознакомьте с ней сотрудника под подпись.

Если должностная инструкция оформлена в виде отдельного документа и вносимые поправки касаются обязательных условий трудового договора то организация обязана получить согласие сотрудника на продолжение трудовых отношений в новых условиях. После этого изменения вносятся в должностную инструкцию сотрудника. Для этого помимо изменений в саму инструкцию (путем подготовки должностной инструкции в новой редакции или изменений к ней) необходимо оформить дополнительное соглашение к трудовому договору с сотрудником.
Если сотрудник согласен на изменения, должностную инструкцию в новой редакции (изменения к должностной инструкции) утвердите приказом руководителя организации и в общем порядке ознакомьте с ней сотрудника под подпись.

Такой порядок внесения изменений в должностную инструкцию следует из письма Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6.

Дополнительно следует учесть и тот факт, что если причиной внесения поправок в должностную инструкцию является изменение организационных или технологических условий труда в организации, то о предстоящих изменениях сотрудника необходимо уведомить заранее. А именно: не позднее чем за два месяца до введения в действие необходимых работодателю изменений. Об этом говорится в части 2 статьи 74 Трудового кодекса РФ. Указанный порядок следует соблюдать независимо от того, как оформлена должностная инструкция, в которую требуется внести изменения (как самостоятельный документ или приложение к трудовому договору).

Пример внесения изменений в должностную инструкцию, которая является самостоятельным документом. Необходимость внести изменения связана с изменением организационных условий труда

ЗАО «Альфа» находится в г. Москве. При этом оно имеет обособленное подразделение, расположенное в г. Иркутске. Должностной инструкцией главного бухгалтера предусмотрено, что главный бухгалтер головной организации А.С. Глебова два раза в год направляется в командировку в обособленное подразделение для проведения финансового анализа и подготовки к сдаче бухгалтерской и налоговой отчетности.

9 октября 2007 года принято решение о закрытии обособленного подразделения организации. На следующий день Глебовой вручено уведомление о том, что в ее должностную инструкцию будут внесены изменения в связи с предстоящим закрытием обособленного подразделения. Глебова выразила свое предварительное согласие на изменения соответствующей записью на уведомлении.

20 декабря 2007 года обособленное подразделение организации было закрыто. Отдел кадров подготовил:

  • дополнительное соглашение к трудовому договору;
  • изменения к должностной инструкции.

Руководитель организации издал приказ об утверждении изменений к должностной инструкции главного бухгалтера.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *