Приказ генерального прокурора 465

ПРИКАЗ

07.06.2013 № 66

О мерах по реализации
Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии
прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства»

В целях реализации положений приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства», руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Заместителям прокурора области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:

1.1. Принять организационные и практические меры по неукоснительному исполнению приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» (далее – Приказ № 465);

1.2. Лично, не реже одного раза в квартал поддерживать государственное обвинение преимущественно по делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, особо значимым делам о преступлениях коррупционной направленности, других преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность;

1.3. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры области (Кузнецов В.В., Королева Г.И., Мороз Н.А.), их заместителям, старшему помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму (Гузев Ю.А.) поддерживать государственное обвинение не реже одного раза в полугодие. При назначении государственных обвинителей из числа оперативных работников непрофилирующих подразделений руководствоваться закрепленными за ними сферами надзорной деятельности;

1.4. Поддержание государственного обвинения по делам областной подсудности осуществлять, как правило, работникам уголовно-судебного отдела прокуратуры области, а в исключительных случаях – наиболее квалифицированным работникам других подразделений аппарата прокуратуры области или нижестоящих прокуратур по поручению руководства прокуратуры области.

Поддержание государственного обвинения в городских, районных судах, у мировых судей поручать, в основном, работникам городских, районных, межрайонных и специализированных прокуратур. Участие работников уголовно-судебного отдела прокуратуры области осуществлять по таким делам по указанию прокурора области либо заместителя прокурора области, курирующего вопросы обеспечения участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

1.5. Письменное поручение прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур о поддержании государственного обвинения по делам, обвинительные заключения по которым утверждены прокурором области или его заместителями, давать курирующим заместителем прокурора области;

1.6. Руководителям структурных подразделений аппарата прокуратуры области (Кузнецов В.В., Королева Г.И., Мороз Н.А.), старшему помощнику прокурора области по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях и противодействии экстремизму (Гузев Ю.А.):

1.6.1. По уголовным делам, подсудным областному суду:

после изучения материалов уголовных дел, поступивших с обвинительным заключением (обвинительным актом), постановлением о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, передавать их для изучения в уголовно-судебный отдел прокуратуры области;

по результатам изучения дел, с учетом мнения уголовно-судебного отдела прокуратуры области представлять письменные предложения о возможности направления дел в суд или мерах по устранению выявленных недостатков;

уголовные дела указанной категории докладывать руководству прокуратуры области для принятия решения в порядке ст. 221 УПК РФ не позднее, чем за 2 дня до истечения срока, указанного в ч. 1 ст. 221 УПК РФ;

1.6.2. Надзорные производства по уголовным делам с копией обвинительного заключения или обвинительного акта передавать в уголовно-судебный отдел прокуратуры области не позднее дня, следующего за днем направления уголовного дела в суд;

1.6.3. Осуществлять надлежащее взаимодействие с государственными обвинителями до вступления приговора в законную силу, принимать исчерпывающие меры по устранению допущенных по делу нарушений и
восполнению пробелов предварительного расследования на судебных стадиях уголовного судопроизводства;

1.7. Начальнику уголовно-судебного отдела (Смирнов Д.В.):

1.7.1. Организовать участие государственных обвинителей в рассмотрении дел в первой и апелляционной инстанциях в областном суде.

Обеспечить назначение государственных обвинителей по уголовным делам, рассматриваемым областным судом в первой инстанции, с момента направления уголовного дела в суд, в необходимых случаях инициировать создание группы государственных обвинителей.

По особо значимым уголовным делам либо делам, представляющим сложность для изучения в силу значительного объема, участие в рассмотрении дела апелляционной инстанцией областного суда может быть поручено прокурору, принимавшему участие в заседании суда первой инстанции. В необходимых случаях участие в рассмотрении дела судом второй инстанции может быть поручено лицу, принесшему апелляционное представление;

1.7.2. Контролировать вопросы формирования надзорных производств по уголовным делам, рассматриваемым судом апелляционной инстанции;

1.7.3. Вести учет работы государственных обвинителей из числа работников аппарата прокуратуры области;

1.7.4. Ежеквартально анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судом апелляционной инстанции, вносить предложения, направленные на улучшение этой работы, оказывать прокурорам необходимую методическую помощь;

1.8. Прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур:

1.8.1. По уголовным делам, обвинительные заключения или обвинительные акты по которым утверждены прокурором области или его заместителями, назначать наиболее квалифицированных государственных обвинителей. Лично контролировать ход судебного разбирательства по таким делам и не позднее дня, следующего за днем оглашения судебного решения, о результатах рассмотрения дела, существе принятого решения, его законности и дальнейших действиях информировать докладной запиской руководителя прокуратуры области, поручившего поддерживать государственное обвинение.

По окончании процесса при вступлении приговора или иного судебного решения в законную силу надзорное производство с рапортом государственного обвинителя, копиями судебных решений незамедлительно возвращать в прокуратуру области;

1.8.2. Обеспечить надлежащий контроль за работой государственных обвинителей и учет рассмотренных судами уголовных дел;

1.8.3. Организовать предоставление в уголовно-судебный отдел прокуратуры области не менее чем за 5 дней до окончания срока обжалования предварительно изученные судебные решения с выработанной позицией об их законности и обоснованности по уголовным делам, по которым приняты решения об изменении квалификации, о назначении за совершение тяжких и особо тяжких преступлений наказания, не связанного с реальным лишением свободы, об отказе от обвинения полностью или частично, о прекращении по нереабилитирующим основаниям дел о преступлениях в отношении несовершеннолетних, в сфере экономической деятельности, экстремистской направленности, против правосудия, а также следствием которых явилась смерть потерпевшего;

1.8.4. О случаях полного или частичного оправдания, изменения квалификации, исключения отдельных эпизодов преступлений либо их совокупности незамедлительно информировать старшего помощника прокурора области по оперативному учету и статистике;

1.8.5. В соответствии с требованиями приказа № 465 взаимодействовать с транспортными и иными специализированными прокурорами при поддержании обвинения по уголовным делам, обвинительные заключения по которым утверждены этими прокурорами;

1.8.6. Обеспечить направление в уголовно-судебный отдел прокуратуры области для формирования материалов надзорного производства копии документов, указанных в п. 19 приказа № 465, в 3-дневный срок с момента обжалования сторонами судебного решения;

1.8.7. Ежеквартально анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами, оказывать подчиненным прокурорам необходимую методическую помощь. О выявленных в процессе судебного разбирательства просчетах и ошибках предварительного расследования направлять информацию соответствующим руководителям;

1.8.8. В рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговоров, в Приморском районном суде участие работников прокуратуры обеспечивать Архангельскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в районных судах г. Архангельска – прокурору г. Архангельска;

1.9. Государственным обвинителям:

1.9.1. В процессе проведения предварительных слушаний, рассмотрения дела по существу при решении вопросов о представлении суду доказательств, опровержении доводов защиты и т.п. активно взаимодействовать со следователями и прокурорами, осуществляющими надзор за расследованием уголовного дела;

1.9.2. По делам, направленным в суды руководителями прокуратуры области, вопросы о возвращении дела прокурору, полном или частичном отказе от обвинения, изменении квалификации, прекращении уголовного дела решать по результатам доклада заместителю прокурора области, поручившему организацию поддержания государственного обвинения;

1.9.3. Приобщать к надзорному производству по уголовному делу материалы подготовки к судебному процессу (копии материалов дела, имеющие доказательственное значение), а также материалы, отражающие ход рассмотрения дела в суде, его результаты;

1.9.4. С момента получения поручения о поддержании государственного обвинения контролировать прохождение уголовного дела на всех стадиях уголовного судопроизводства до вступления приговора в законную силу, особое внимание обращать на законность промежуточных судебных решений, наличие жалоб и ходатайств со стороны защиты;

1.9.5. При выявлении в процессе судебного рассмотрения дел нарушений закона, требующих применения мер прокурорского реагирования, соответствующую информацию, в том числе, через своих руководителей, доводить до сведения заинтересованных подразделений.

Приказ прокурора области от 26.04.2010 № 56 «Об организации работы по поддержанию государственного обвинения» считать утратившим силу.

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей прокурора области по направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям прокурора области, прокурорам городов, районов, межрайонных и специализированных прокуратур, ознакомить работников аппарата.

— Какие вопросы решает уголовно-судебное управление?
— Деятельность управления призвана обеспечить качественное поддержание государственного обвинения при рассмотрении уголовных дел в судах с целью защиты конституционных прав граждан как от преступных посягательств, так и от необоснованных репрессий, а также защиты интересов общества и государства, в том числе путем обжалования незаконных судебных постановлений.
Деятельность управления охватывает три стадии судебного разбирательства уголовных дел: непосредственное их рассмотрение в судах 1 инстанции, апелляционная стадия – в случае обжалования участниками процесса не вступивших в силу судебных решений, кассационная стадия – при обжаловании вступивших в законную силу судебных постановлений.
— По какой категории дел участвуют прокуроры управления?
— Поддержание государственного обвинения является одним из основных направлений прокурорской деятельности. Прокуроры управления поддерживают обвинение по наиболее сложным и актуальным делам, проявляя активность и профессионализм в представлении доказательств. Это, в частности, уголовные дела об убийствах при отягчающих обстоятельствах, о незаконном обороте наркотиков, о преступлениях, совершенных в составе организованных преступных групп, о коррупционных преступлениях.
Исходя из предоставленных полномочий, они добиваются осуждения виновных и стремятся восстановить социальную справедливость и нарушенные права граждан.
Так, в течение примерно года Засвияжским районным судом рассматривалось уголовное дело в отношении Шамсова, Караева и других членов организованной преступной группы (всего по делу привлекалось 10 лиц), занимавшейся незаконным сбытом наркотических средств. Участники группы организовывали доставку в г. Ульяновск из Таджикистана крупной партии героина — более 2 кг., обеспечивали его хранение и последующую реализацию потребителям наркотиков через тайники, так называемые «закладки».
Прокурор отдела государственных обвинителей прокуратуры области Олейник О.А., верно избрав тактику представления доказательств и взаимодействуя с органами предварительного следствия, опроверг версии обвиняемых о непричастности к сбыту наркотиков и недопустимости доказательств, вследствие чего по результатам рассмотрения указанного уголовного дела судом был постановлен обвинительный приговор.
Также длительное время рассматривалось уголовное дело в Николаевском районе в отношении Рамазанова, Салькина, Нугайбекова и других членов организованной преступной группы, которые с использованием специального оборудования осуществляли незаконные врезки в магистральные нефтепроводы и похищали нефть и дизельное топливо на сумму свыше 11 млн. рублей.
Свою вину обвиняемые (7 человек) не признавали и в своей невиновности пытались всячески убедить суд. Прокурор отдела государственных обвинителей Тихонов А.Н., проявив активность в представлении доказательств, добился вынесения обвинительного приговора, в соответствии с которым все участники группы осуждены к длительным срокам лишения свободы.
Широкий общественный резонанс вызвало уголовное дело в отношении Ермилова, который в январе 2016 года бросил бутылку с зажигательной смесью в окно жилого дома семьи Гусейновых, добиваясь от последних выплаты незначительного денежного долга перед организацией, оказывающей услуги по микрозаймам, в результате чего серьезно пострадал двухлетний ребенок.
В судебном заседании Ермилов пытался убедить присутствующих в своей невиновности и представлял в свою защиту соответствующие доводы.
Однако в результате умелого поддержания старшим прокурором отдела государственных обвинителей прокуратуры области Рябовым И.В. государственного обвинения, его активности в исследовании материалов уголовного дела и представлении суду доказательств, подтверждающих вину подсудимого, в отношении последнего был вынесен обвинительный приговор с назначением длительного срока лишения свободы.
Начальником отдела государственных обвинителей Причаловой Т.В. проделан значительный объем работы по уголовному делу в отношении преступной группы, в состав которой входили Воробьев В.В., Тихонов, Воробьев А.В. и Истомина. Первые двое, занимавшие руководящие должности в региональных подразделениях Государственной инспекции труда и Федеральной миграционной службы, организовали проведение проверок соблюдения требований трудового и миграционного законодательства в организациях, занимавшихся строительством многоэтажных домов, в ходе которых были выявлены нарушения, влекущие депортацию ряда иностранных рабочих, а также наложение на юридические лица крупного штрафа. Угрожая привлечением к ответственности и проведением повторных проверок, Тихонов и Воробьев В.В. при содействии Воробьева А.В. и Истоминой вымогали от руководителей организаций взятки. Всего обвиняемыми было незаконно получено более 4 млн. рублей.
Сложность в доказывании вины обвиняемых представляли завуалированный характер получения взяток и нахождение основных свидетелей обвинения – лиц, у которых их вымогали, за пределами Российской Федерации. Причаловой Т.В. был организовано установление местонахождения указанных лиц, после чего они были допрошены с использованием видеоконференцсвязи. Доводы обвиняемых о непричастности к содеянному ею были убедительно опровергнуты. Виновным назначены наказания в виде реального лишения свободы с крупными штрафами.
— Какая работа проводится управлением в апелляционной стадии судопроизводства?
— Существенное значение в восстановлении законности в сфере судебного производства имеет участие прокуроров апелляционного отдела в судебных заседаниях Ульяновского областного суда при рассмотрении дел и материалов.
В суде апелляционной инстанции проверяется законность судебных решений, которые не вступили в законную силу и обжалованы участниками процесса. Работники отдела участвуют в исследовании доказательств, поддерживают апелляционные представления на судебные решения, опровергают необоснованные доводы жалоб обвиняемых и их адвокатов. Ежегодно в суде апелляционной инстанции с участием прокуроров рассматривается более 3 тысяч уголовных дел и материалов.
Особое внимание уделяется защите прав потерпевших и восстановлению социальной справедливости.
Так, по уголовному делу в отношении Никитина, совершившего развратные действия в отношении 2 несовершеннолетних, прокурор апелляционного отдела Чашленков Д.А., поддерживая апелляционное представление о мягкости назначенного наказания, убедил судебную коллегию в высокой степени общественной опасности содеянного и личности виновного, заслуживающего более сурового наказания. Суд согласился с доводами и усилил наказание осужденному с 6 до 9 лет лишения свободы.
Важным направлением в деятельности уголовно-судебного управления является организационно-методическая помощь государственным обвинителям районных прокуратур и контроль за их деятельностью по поддержанию государственного обвинения.
Уголовные дела с участием присяжных рассматриваются сейчас только в областном суде. В настоящее время ведется подготовка и обучение государственных обвинителей районного уровня к рассмотрению уголовных дел с участием присяжных заседателей и в районных судах, введение которого планируется в июне 2018 года.
— Чем занимается кассационный отдел уголовно-судебного управления?
— Еще одним направлением деятельности уголовно-судебного управления, которую осуществляют сотрудники кассационного отдела, является проверка вступивших в законную силу приговоров и др. и их кассационное обжалование, а также рассмотрение вопросов о реабилитации жертв политических репрессий.
В кассационном отделе ежегодно разрешается более 1 тысячи обращений на вступившие в законную силу судебные постановления. При наличии оснований перед областным судом ставится вопрос об отмене или изменении судебных решений.
Отдельным направлением является работа по содействию незаконно осужденным по политическим мотивам, а также гражданам, чьи родители подверглись репрессиям, в получении документов, необходимых для мер государственной поддержки.
Обращения данной категории граждан в силу их возраста и жизненной ситуации рассматриваются в прокуратуре области с особым вниманием и индивидуальным подходом. В каждом случае проводится трудоемкая работа во взаимосвязи с архивными учреждениями, которая направлена в первую очередь на оказание помощи заявителям в удовлетворении их обращений.
Так, при рассмотрении заявления Троицкой было установлено, что её родственник Троицкий А.А., 1880 года рождения, по постановлению тройки при УНКВД по Куйбышевской области за антисоветскую пропаганду в ходе церковной службы был незаконно расстрелян в 1937 году, а впоследствии признан невиновным и в 1968 году полностью посмертно реабилитирован.
Прокурором кассационного отдела прокуратуры области советником юстиции Бобровой А.Ю. во взаимосвязи с государственными и ведомственными архивами нескольких регионов России проводился большой объём поисковой работы, связанной, в том числе, с установлением и подтверждением родственных связей с Троицким А.А. При разрешении обращений о реабилитации приходится сталкиваться с большими трудностями в получении данных о личности репрессированного, поскольку это связано и со сведениями, содержащимися в церковных метрических книгах, которые зачастую являются в силу разных причин утраченными. Правильная координация межведомственных связей и действий сотрудников архивных учреждений позволила при рассмотрении обращения найти и установить их родственные связи.
Заявление Троицкой о выдаче справки о реабилитации жертв политических репрессий было удовлетворено. Оказанная помощь в получении документов позволила ей сделать достойный вклад в семейный архив и почтить память родственника.
Таким образом, данное направление в работе прокуратуры области является важным вкладом в увековечивание памяти жертв политических репрессий.
фото пресс-службы Прокуратуры Ульяновской области

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ СУДАМИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – основы организации деятельности прокуратуры, связанной с участием прокурора в рассмотрении судами уголовных дел;
  • – полномочия прокурора при рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;
  • – специфику, связанную с участием прокурора в рассмотрении уголовных дел судом с участием присяжных заседателей;
  • – основания и порядок оспаривания судебных решений в апелляционном и кассационном порядке;
  • – полномочия прокурора при рассмотрении дела в суде апелляционной и кассационной инстанций;
  • – основания и порядок оспаривания судебных решений в порядке надзора;
  • – особенности возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств;

уметь

  • – отразить специфику участия прокурора в рассмотрении судами уголовных дел, по которым установлен особый порядок вынесения судебных решений;
  • – подготовить проект представления прокурора об оспаривании судебного решения в апелляционном и кассационном порядке;

владеть

– навыками применения присущих прокурорам правовых средств процессуального характера.

Организация деятельности прокуратуры, связанной с участием в рассмотрении судами уголовных дел

Участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами – важнейшее направление деятельности органов прокуратуры. Эта деятельность осуществляется в различных формах прокуратурой России с XVIII в. В соответствии с Уставом уголовного судопроизводства 1864 г. поддержание прокурором обвинения было обязательным в общих судебных местах. В рассмотрении дел мировыми судьями прокуроры не участвовали – там принимали участие полицейские чины, но при несогласии с решением мирового судьи они не могли опротестовывать это решение. В этом случае полицейские обращались к товарищу прокурора, и только он мог обратиться с протестом па мировой съезд.

В советский и постсоветский периоды, до 2002 г., прокуроры участвовали в рассмотрении не всех уголовных дел, а лишь так называемой обязательной категории, которая определялась приказами генеральных прокуроров СССР и Российской Федерации. УПК, введенный в действие с 1 июля 2002 г., восстановил обязательное участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами.

Статья 246 УПК обязывает прокуроров принимать участие в рассмотрении всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, как в федеральных судах, так и рассматриваемых мировыми судьями. Эти дела рассматриваются по единым правилам, установленным УПК. Вместе с тем закон предусматривает и участие прокуроров в рассмотрении уголовных дел частного обвинения, если эти дела были возбуждены следователем или с согласия прокурора – дознавателем. Кроме того, мировой судья вправе признать обязательным участие прокурора и по делу, возбужденному путем подачи заявления потерпевшим (ч. 8 ст. 318 УПК).

Приказом Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465 «Об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства» предписано заместителям Генпрокурора РФ, прокурорам субъектов РФ и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур, прокурорам районного звена:

  • • считать участие в судебных стадиях уголовного судопроизводства одной из важнейших функций прокуратуры;
  • • постоянно совершенствовать организационные основы этой деятельности;
  • • обеспечивать квалифицированное участие прокуроров в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частнопубличного обвинения, уголовных дел частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо с согласия прокурора дознавателем, а также в случае, когда мировым судьей в соответствии с ч. 8 ст. 318 УПК участие в деле прокурора признано обязательным;
  • • исходить из того, что от активной позиции и профессионализма государственного обвинителя в значительной степени зависят законность и справедливость рассмотрения уголовного дела.

В связи с большим объемом работы по обеспечению качественного поддержания государственного обвинения (далее – гособвинения) по уголовным делам, а также по обязательному участию прокурора в рассмотрении уголовных дел судами апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, вопросы рациональной организации этой деятельности имеют существенное значение.

Организация – это упорядочение, приведение чего-либо в порядок, объединение частей целого, установление определенных соотношений и взаимосвязей между элементами целого, правильное распределение и координация частей целого. Именно организация позволяет отдельным элементам, частям функционировать как единое целое, как одна система. В самой постановке организации заложены огромные резервы повышения эффективности деятельности.

А. Ф. Смирнов указывал, что в качестве общих задач организации работы, которые необходимо решать при совершенствовании управления в органах прокуратуры, можно назвать следующие:

  • • обеспечение полного учета объема работы конкретного органа, подразделения или сотрудника;
  • • полное, рациональное, справедливое распределение этого объема работы;
  • • обеспечение правильного соотношения прав, обязанностей, ответственности;
  • • установление определенного технологического режима управления;
  • • обеспечение целенаправленности в работе;
  • • обеспечение согласованности работы отдельных сотрудников или подразделений органов прокуратуры;
  • • обеспечение оперативности и высокого качества выполнения функций, возложенных на сотрудников.

Вопросы организации работы по рассмотрению уголовных дел судами можно рассмотреть раздельно применительно к прокуратурам соответственно районного и областного звеньев, Генпрокуратуре РФ.

Обязанностью прокуроров района (города) является обеспечение качественного поддержания гособвинения по уголовным делам, рассматриваемым мировыми судьями, районными (городскими) судами, а также участие в рассмотрении дел судом апелляционной инстанции. Каждый прокурор, возглавляющий прокуратуру района (города), организовывает работу по обеспечению участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом, исходя из штатной численности работников прокуратуры, их опыта работы, а также количества дел, рассматриваемых судом, и объема другой выполняемой работы. При этом прокуроры должны руководствоваться требованиями, содержащимися в приказах и указаниях вышестоящих прокуроров. В первую очередь к ним относятся приказ Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465, согласно которому руководителям прокуратур предписано регулярно поддерживать государственное обвинение, при этом прокурорам субъектов РФ, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур лично поддерживать государственное обвинение не реже одного раза в квартал, преимущественно но уголовным делам о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность.

Непосредственно организацию поддержания гособвинения представляется возможным рассматривать как определенный специфический вид деятельности прокурора, включающий разрешение определенного рода вопросов: формирование штата государственных обвинителей, их специализация, назначение государственного обвинителя (далее – гособвинителя), ознакомление его с надзорным производством по уголовному делу и изучение им самого дела, составление плана участия в судебном разбирательстве, прогнозирование типичных ситуаций и др.

Прокурор районного звена приказом о распределении обязанностей между работниками прокуратуры оставляет за собой организацию обеспечения участия прокурора в рассмотрении уголовных дел судом либо поручает это своему заместителю. Этим же приказом из числа старших помощников или помощников прокурора назначается ответственный за этот участок работы. Как правило, это должен быть наиболее опытный и квалифицированный работник, поскольку кроме организационных вопросов, ведения учета, ему поручается поддержание гособвинения по наиболее сложным, объемным делам, а также аналитическая работа и обучение менее опытных гособвинителей.

Гособвинение в федеральном районном суде поддерживается прокурором районного звена, его заместителями, старшими помощниками и помощниками прокурора. Назначение гособвинителей осуществляется в порядке, определенном приказом Генпрокурора от 25.12.2012 № 465.

Генпрокурор РФ в п. 4 приказа от 25.12.2012 № 465 предписывает руководителям прокуратур назначать государственных обвинителей заблаговременно, чтобы они имели реальную возможность подготовиться к судебному разбирательству. Поручения о поддержании государственного обвинения должны давать подчиненным прокурорам в письменной форме. В необходимых случаях могут создаваться группы государственных обвинителей.

Изучив надзорное производство, материалы уголовного дела, уголовный закон, подлежащий применению по делу, судебную практику, гособвинитель должен сделать выводы об обоснованности предъявленного обвинения. Государственному обвинителю при существенном расхождении его позиции с позицией, выраженной в обвинительном заключении или обвинительном акте, п. 8 приказа Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465 предписано докладывать об этом прокурору, поручившему поддерживать государственное обвинение. Указанному прокурору в случае принципиального несогласия с позицией обвинителя, исходя из законности и обоснованности предъявленного обвинения, необходимо своевременно решать вопрос о замене обвинителя либо самому поддерживать обвинение. Считается недопустимым любое давление на государственных обвинителей, принуждение их к отстаиванию выводов органов предварительного расследования, не подтвержденных исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами.

В приказах Генпрокурора РФ содержатся и иные требования с целью обеспечить качественное поддержание гособвинения в суде. Так, согласно п. 9 приказа Генпрокурора РФ от 25.12.2012 № 465 предписано государственному обвинителю о результатах рассмотрения уголовного дела не позднее дня, следующего за днем провозглашения судебного решения, рапортом докладывать прокурору, давшему поручение о поддержании государственного обвинения. В рапорте помимо иных сведений необходимо отражать предложенные формулировки по разрешаемым судом вопросам, перечисленным в ч. 1 ст. 299 УПК. Рапорт вместе с судебным решением должен приобщаться к надзорному производству.

В установленный законом срок прокурору следует изучать протокол судебного заседания и при необходимости приносить на него замечания.

В обязанности заместителя прокурора, старшего помощника и помощников прокурора районного звена входит проведение обобщения практики участия прокурора в рассмотрении судом уголовных дел, анализ ошибок, допущенных при расследовании уголовных дел, поддержании обвинения в суде, а также анализ своевременности и обоснованности прокурорского реагирования на незаконные судебные решения. Результаты обобщений докладываются на оперативных, межведомственных совещаниях, используются для учебы следователей, дознавателей, государственных обвинителей.

В прокуратуре областного звена руководство работой по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами поручается одному из заместителей прокурора. В аппарате прокуратуры создается судебный отдел, а в прокуратурах крупных субъектов РФ – одноименные управления, состоящие, как правило, из отделов: государственного обвинения, апелляционного и по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судом кассационной инстанции (в соответствии с изменениями, внесенными в УПК Федеральным законом от 29.12.2010 № 433-Φ3). Прокуроры указанных подразделений аппарата прокуратуры областного звена непосредственно поддерживают гособвинение по делам, рассматриваемым верховным судом республики, краевым, областным и равным ему судом в качестве суда первой инстанции, а в отдельных случаях по поручению соответствующего прокурора – и в районных судах, участвуют в рассмотрении уголовных дел в верховном суде республики, краевом, областном и равном ему суде в апелляционном порядке, рассматривают жалобы на приговоры, вступившие в законную силу, и решают вопрос о внесении на эти приговоры кассационных представлений. Прокуроры и старшие прокуроры отделов (управлений) проводят обобщение практики поддержания гособвинения по различным категориям дел, в том числе рассмотренным судом с участием присяжных заседателей. Работа в структурных подразделениях прокуратуры областного звена организована по предметно-зональному принципу. Прокуроры и их заместители участвуют в рассмотрении уголовных дел президиумом верховного суда республики, краевого, областного суда, кроме того, они и сами обязаны поддерживать гособвинение.

Примерно также организована работа и в Генпрокуратуре РФ, где создано Главное уголовно-судебное управление. В его состав входят управления: государственного обвинения, апелляционное, по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судом кассационной и надзорной инстанции, а также методико-аналитический отдел. Заместители Генпрокурора РФ принимают участие в заседаниях Президиума ВС РФ, а Генпрокурор РФ и его заместители – в заседаниях Пленума ВС РФ.

  • Курашвили Б. П. Очерк теории социального управления. М., 1987. С. 34.
  • Смирнов А. Ф. Прокуратура и проблемы управления. М., 1997. С. 92.
  • См.: Гаврилов В. В. Слово государственному обвинителю: поддержание государственного обвинения в суде. Саратов, 1998. С. 13–16; Организация работы городской (районной) прокуратуры: метод, пособие / под общ. ред. С. И. Герасимова. М., 2001. С. 197; Настольная книга прокурора / под ред. С. И. Герасимова. М., 2002. С. 659 668 и др.
  • См.: Булдыгина Н. И., Иванов А. И., Курохтина Е. С. Поддержание государственного обвинения: правовые, организационные и тактические аспекты: учебно-практич. пособие. Саратов, 2011.
  • См.: Булдыгина Н. И., Иванов А. Н., Курохтина Е. С. Поддержание государственного обвинения: правовые, организационные и тактические аспекты.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *