Приемная семья

Однажды вы приняли решение принять в семью чужого ребенка. Может быть родственника или постороннего малыша. Вы хотите воспитывать его как родного, материально обеспечивать и дать образование. В процессе подготовки документов возникает вопрос: какую форму устройства выбрать? Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. Сейчас мы рассмотрим, чем отличается приемная семья от опекунства.

Формы устройства

Опекунство – это форма устройства несовершеннолетнего ребенка, лишенного попечения матери и отца. По сути, это возможность для постороннего гражданина или родственника получить право воспитания чужого ребенка в возрасте от 0 до 14 лет.

По достижении подопечным 14 лет, опекунство переходит в другую форму – попечительство. Хотя попечитель несет те же обязанности, что и опекун, но объем имущественных прав значительно уменьшается.

Если опекун самостоятельно (с согласия районного отдела опеки) принимает решение о распоряжении имуществом воспитанника, то попечитель может только дать свое согласие на сделку.

Приемная семья – это возмездная форма опекунства. Это означает, что приемный родитель исполняет свои обязанности профессионально (с получением заработка и зачислением трудового стажа).

На первый взгляд опека и приемная семья – это одно и то же. Но на деле, формы устройства имеют ряд различий.

Важно! Речь идет об устройстве исключительно детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Информация не распространяется на опеку по заявлению родителей (с сохранением за матерью и отцом родительских прав).

Сходства и отличия

Приемная семья – это один из видов опеки. Поэтому они имеют идентичный порядок оформления, а также права и обязанности в отношении несовершеннолетних воспитанников.

Но в ряде моментов можно выделить отличия:

  • процесс оформления;
  • выплаты;
  • количество детей;
  • количество замещающих родителей.

Процесс оформления

Опека назначается по заявлению кандидата в опекуны. Орган местного самоуправления выносит акт (решение, постановление, приказ) о назначении опекунства. Документ содержит информацию о кандидате и о подопечном. Также указываются сведения о родителях воспитанника. Акт подписывается главой органа местного самоуправления или уполномоченным лицом.

Приемная семья создается по решению муниципалитета. Но дети передаются в семью по договору о приемной семье. Договор оформляется на каждого ребенка индивидуально. В отношении братьев и сестер может быть составлен общий документ.

Таким образом, опекунство считается назначенным с момента оформления акта, а приемная семья с момента заключения договора.

Выплаты

С момента оформления опеки над несовершеннолетним опекун получает право на:

  1. Единовременное пособие при приеме ребенка в семью. Оформляется через отдел социальной защиты по заявлению опекуна. Право сохраняется в течение 6 месяцев с момента назначения опекунства. Пособие является федеральным. Поэтому сумма фиксирована на всей территории страны. В 2019 году она составляла 17 479 р. С 01.02.2020 сумма будет проиндексирована.
  2. Пособие на содержание ребенка в опекунской семье. Выплата является региональной, поэтому различается в зависимости от субъекта РФ в которой проживает семья.

Также опекун имеет право получать и расходовать алименты и пенсии подопечного.

Приемный родитель также получает все перечисленные выплаты. Дополнительно он получает вознаграждение за исполнение обязанностей. Сумма также устанавливается регионами.

Важно! Приемный родитель получает трудовой стаж за период исполнения обязанностей.

Количество детей

Важным вопросом является предельное число воспитанников в одной семье. Замещающий родитель имеет определенное количество свободного времени и сил. Поэтому не может воспитывать бесконечное число подопечных.

Однако закон не регламентирует количество несовершеннолетних подопечных в семье опекуна. Поэтому, юридически, гражданин ограничивается только размером жилплощади. Так как каждый из воспитанников должен иметь спальное место, место для хранения личных вещей, место для приготовления домашнего задания.

О количестве воспитанников в приемной семье говорит Постановление Правительства РФ от 2009 года № 423. Правила создания приемной семьи указывают, что предельное число приемных детей не превышает 8 человек.

Однако данное требование указано в рекомендательном ключе. Поэтому при получении заключения для возможности быть приемным родителем, гражданин может ссылаться на исключительные ситуации.

Например, семья с 5 приемными детьми желает принять на воспитание еще 2 подопечных. Но у нового воспитанника есть брат и сестра, также нуждающиеся в устройстве. Чтобы не нарушать кровные связи, отдел опеки может разрешить принять большее число воспитанников, действуя в интересах несовершеннолетних.

Количество замещающих родителей

В соответствии со ст. 10 ФЗ от 2008 года № 48 возможно назначение нескольких опекунов одному подопечному. Но это возможно в исключительных ситуациях. Окончательное решение принимает районный отдел опеки.

Опекуны делят между собой обязанности. При желании, данную функцию можно возложить на отдел опеки. Например, один опекун исполняет имущественные обязанности, другой – заботится о воспитании и обучении. На практике данная функция реализуется крайне редко.

Если приемный родитель состоит в брачном союзе, то оба супруга могут быть оформлены в качестве приемной семьи. Каждый из них собирает документы и проходит обучение. Они совместно являются стороной договора.

Вознаграждение может получать один из них или сумма делится пропорционально между ними.

Заключение Эксперта

Подведем итоги:

  1. Приемная семья – это одна из форм опекунства. Основные моменты форм устройство идентичны.
  2. Приемная семья оформляется по договору, а опека – по приказу муниципалитета.
  3. Приемный родитель получает вознаграждение за выполнение обязанностей. Подобных выплат для опекунов не предусмотрено.
  4. Несколько опекунов у одного ребенка может быть в исключительных случаях. 2 приемных родителя для одного воспитанника – это норма.
  5. Количество подопечных в семье опекуна не ограничено, но редко превышает 2 -3 человека. В приемную семью можно оформить до 8 детей (в особых случаях больше).

Процесс оформления опекунства и приемной семьи имеет свои нюансы. Зачастую отделы опеки отказывают в заключении договора о приемной семье. В такой ситуации вам пригодится помощь юриста. Специалисты нашего сайта имеют опыт в вопросах урегулирования подобных споров. Оставьте заявку на нашем сайте и получите консультацию юриста.

Ответы юриста на популярные вопросы

Что лучше выбрать опеку или приемную семью?

Единого ответа на данный вопрос нет. Каждую ситуацию необходимо рассматривать индивидуально. С одной стороны, приемный родитель получает дополнительную выплату. С другой – для прекращения приемной семьи достаточно расторгнуть договор. Прекратить опеку по инициативе муниципалитета значительно сложнее.

Сколько детей может быть на воспитании в приемной семье?

Вопрос рассматривается индивидуально. Рекомендованное количество – не больше 8, включая кровных. Но отдел опеки может в интересах детей увеличить или уменьшить окончательное количество воспитанников.

Можно ли перевести опеку в приемную семью?

Закон предусматривает возможность перехода из одной формы в другую. Для этого необходимо подать заявление в отдел опеки. Решение должно быть принято в течении 6 дней. После чего заключается договор. Отказ в заключении договора может быть оспорен в суде.

Может ли быть приемным родителем только один из супругов?

Да. Закон не воспрещает создание приемной семьи мужем или женой. Но только он будет являться представителем воспитанника. Второй – не будет иметь прав на получение выплат, представление интересов несовершеннолетнего.

Может ли ребенок жить в приемной семье, если мать не лишена родительских прав?

Основанием для передачи в приемную семью является отсутствие родительского попечения. Это не обязательно лишение прав. Родители несовершеннолетнего могут умереть, быть признаны умершими, быть ограничены в родительских правах или дееспособности, быть лишенными дееспособности, отбывать наказание в местах лишения свободы.

  • Дети сироты
  • Законодательство
  • Как стать приемными родителями
  • Международное усыновление
  • Истории усыновления
  • Как усыновить ребенка
  • Патронатная семья
  • Гостевая семья для детей-сирот
  • Опекунство и попечительство
  • Социальная реклама

Патронатное воспитание — форма участия граждан в воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в детских интернатных учреждениях, учреждениях профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Патронатная семья – это семья, которая дружит с ребенком из детского дома, приглашает его в гости, берет с собой в театр, кино, на отдых. Передача ребенка на воспитание производится на основании договора. В договоре устанавливается срок, на который ребенок передается в семью, права и обязанности участников договора, другие условия, а также основания и последствия прекращения такого договора. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, преданные в патронатную семью, имеют все права воспитанников учреждений для детей-сирот, обеспечиваются за счет государства, а воспитательные функции берут на себя семьи.

Патронатное воспитание – это профессиональная работа, которая предусматривает:

— пособие на содержание ребенка;

— наличие постоянных квалифицированных помощников: врача, психолога, социального педагога, учителя-дефектолога.

Патронат может быть непрерывным и периодическим.

Непрерывный патронат – это временное устройство ребенка с момента помещения его в семью патронатного воспитателя до окончательного решения вопроса о его устройстве.

Периодический патронат – это периодическое временное устройство одного и того же ребенка в одну и ту же семью патронатного воспитателя (на выходные и праздничные дни, в каникулярное время). Возможна передача ребенка на патронатное воспитание от 1-2 дней до 3 месяцев.

Один и тот же патронатный воспитатель может осуществлять одновременно различные формы патроната (смешанный патронат).

На патронатное воспитание в одну семью может передаваться от 1 до 3-х детей, но не более 4 детей.

Дети, состоящие между собой в родстве, как правило, передаются в одну патронатную семью, за исключением случаев, когда по медицинским показаниям или другим причинам они не могут воспитываться вместе.

Контакты с родителями и родственниками ребенка, как правило, обязательны, их регламент определяется по согласованию сторон. Дети могут передаваться патронатным воспитателям в период каникул, выходных дней, государственных праздников и праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, а также в период их заболевания, в том числе при нахождении на лечении в стационарных условиях в организациях здравоохранения, прохождения вступительных испытаний при поступлении в учреждения образования.

Патронатное воспитание осуществляется на безвозмездной основе.

Как патронатный воспитатель Вы можете:

· навещать ребенка в учреждении;

· принимать ребенка в своей семье в выходные дни и дни каникул;

· дать возможность ребенку хоть и короткий период пожить в заботливой и понимающей семье;

· поделиться с ребенком своим жизненным опытом (научить ребенка готовить, делать покупки, помочь ребенку в выборе будущей профессии и др.);

принять в семью ребенка, который временно нуждается в семье. Такому ребенку по разным причинам либо невозможно, либо пока не удается найти семью на более длительный срок. Как правило, речь идет о детях подросткового, возможно, юношеского возраста, либо о детях, имеющих особенности психофизического развития, либо о детях, временно находящихся в детских интернатных учреждениях.

Информация к размышлению? – К действию!
(гражданам, желающих принять в семью ребенка)

Право ребенка иметь семью признано в России неотъемлемым на всех уровнях от бытового до нормативно-законодательного.
Общеизвестно, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, атмосфере счастья, любви и понимания. Каждый ребенок в нашей стране имеет право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Именно поэтому определение ребенка-сироты в детское государственное учреждение является крайней мерой по его дальнейшему жизнеустройству.
Право ребенка жить и воспитываться в семье может быть реализовано в объеме и на уровне, благоприятном для развития его личности, в двух случаях: если сохраняется благополучная кровная семья и, если в соответствии с законодательно закрепленными социальными стандартами создается новая, замещающая ее, семья.
Существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью: усыновление, установление опеки, устройство в приемные семьи.
Усыновление
Усыновление – это принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства детей. Для родителей это — высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Плюсы:
• Усыновление позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
• Усыновленным ребенком приобретаются все отношения и права наследования, в том числе по достижению совершеннолетия.
• Для семей, усыновивших детей, государством предусмотрено:
— выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью (ежегодно индексируется, в Челябинской области в 2011 году – 13 458, 60 рублей);
— выдача государственного сертификата на материнский капитал женщинам, усыновившим второго и третьего ребенка, после достижения ребенком трехлетнего возраста;
— предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если ребенок в возрасте до 3-х месяцев;
— ежемесячные выплаты по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет;
— иные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации для семей, имеющих несовершеннолетних детей.
Если до усыновления ребенку была назначена пенсия по потере кормильца, выплата ее продолжается и после усыновления в установленном порядке.
• Усыновление позволяет присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Особенности:
• Устанавливается в судебном порядке по месту нахождения ребенка.
• Законодательством установлена обязательность сохранения тайны усыновления всеми должностными лицами, принимающими участие в процессе усыновления.
Опека и попечительство
Опека и попечительство – принятие в дом ребёнка на правах воспитуемого. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, а попечительство над детьми от 14 до 18 лет. Опекун имеет практически все права родителя в вопросах воспитания, обучения, содержания ребёнка и ответственности за него. Органы опеки и попечительства осуществляют регулярный контроль условий содержания, воспитания и образования ребенка. Опека может быть назначена на определённый срок или без срока. Часто опека используется как промежуточная форма к усыновлению.
Плюсы:
• Опека устанавливается в административном порядке (решением главы администрации района).
• Опекуну выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание подопечного и оплату его проезда на городском транспорте (размер денежных средств 5 051 руб. и 331,66 руб. соответственно). Оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.
• Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях опекунов (попечителей) предусмотрены гарантии прав на образование:
— право однократного льготного обучения на подготовительных курсах при поступлении в учреждения среднего специального и высшего профессионального образования;
— право государственного обеспечения.
• По исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется вне очереди жильё, если не закреплялось за ним право пользования жилым помещением на момент определения его формы устройства.
Особенности:
• Ребёнок имеет статус воспитуемого и в старшем возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна.
• Не установлена обязательность сохранения тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
• Смена фамилии ребёнку затруднена, изменение даты рождения невозможно.
Приёмная семья
Приёмная семья – форма устройства с целью воспитания ребёнка (детей) в семье на дому у приемного родителя — воспитателя. Обычно в приемную семью передают детей, которых невозможно передать на усыновление или опеку, например для воспитания в одной семье 2-3 и более детей братьев, сестер. Такая семья заменяет ребёнку пребывание в детском доме или приюте на домашнее воспитание.
Приемная семья создаётся на основе договора между приемным родителем (родителями) и органами опеки и попечительства. Срок помещения ребёнка в такую семью определяется договором и может быть разным. В приёмных семьях может воспитываться от одного до 8 детей. Приемному родителю производится выплата ежемесячного денежного вознаграждения за воспитание приемного ребенка, срок исполнения обязанностей по договору засчитывается в трудовой стаж.
Приемным родителям выплачиваются ежемесячные денежные средства на содержание детей и оплату их проезда в городском общественном транспорте, на частичную оплату жилищно-коммунальных услуг, бытовое обслуживание детей. По отношению к ребёнку приемные родители имеют те же права и обязанности, что и опекуны.
Плюсы:
Приемный родитель получает ежемесячное денежное вознаграждение, размер которого устанавливается субъектом Федерации. В Челябинской области вознаграждение приемного родителя складывается из следующих показателей:
4 990,6 – установленная сумма,
15% от установленной суммы за каждого второго и следующего ребенка;
20% от установленной суммы за ребенка в возрасте до 3-х лет,
20% за ребенка с отклонениями в развитии.
Кроме того, на каждого ребенка, принятого на воспитание на срок более 1 года, приемному родителю за счет средств областного бюджета выплачиваются однократно денежные средства на приобретение мебели в размере 20 490,87 руб.
Особенности:
Те же, что и при передаче ребенка по опеку (попечительство).
Принять ребенка на воспитание в семью можно и временно, сроком до 3 месяцев. При этом законным представителем ребенка остается та организация для детей-сирот, откуда ребенок передан в семью.
Прием ребенка в семью в режиме временной передачи позволяет установить с ребенком доверительные отношения, убедиться в правильности своего решения, оценить свои силы.
В учреждениях города Челябинска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывается 1 400 несовершеннолетних. Информацию о них, а также консультацию по вопросам оформления усыновления, опеки (попечительства), создания приемной семьи можно получить в управлениях социальной защиты населения администраций районов в городе Челябинске.
Для решения вопроса о приеме на воспитание в семью ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, гражданину необходимо обратиться в управления социальной защиты населения администраций районов в городе по месту своего жительства и подать соответствующее заявление о постановке на учет в качестве кандидата в опекуны или усыновители.

К заявлению должны быть приложены следующие документы:
— краткая автобиография;
— справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах за год, предшествующий дате подачи заявления;
— копия финансового лицевого счета и документа, подтверждающего право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение;
— справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан и отсутствии уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;
— медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
— копия свидетельства о браке (если состоят в браке);
— при усыновлении ребенка одним из супругов — согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место жительства другого супруга неизвестно. Если такой документ представить невозможно, в заявлении необходимо перечислить доказательства, подтверждающие эти факты;
— копия свидетельства о рождении усыновителя — при усыновлении лицом, не состоящим в браке.

Органы опеки и попечительства обследуют жилищно-бытовые условия кандидатов, анализируют представленные документы и готовят заключение о возможности гражданина принять на воспитание ребенка.
При условии положительного заключения гражданин ставится на учет в отделе опеки и попечительства и получает направление в государственное либо лечебное учреждение для знакомства с ребенком.

Суть патронатного воспитания и его отличия от других форм

Необходимо отметить, что патронатное воспитание существует ТОЛЬКО при наличии службы, профессионально занимающейся патронатным воспитанием и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату.

Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.

Работа по патронатному воспитанию включает в себя:

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства и изменений в кровной семье такого ребенка с целью сохранения семьи.

Данные технологии являются новыми инновационными технологиями, связанными в единый педагогический процесс деятельности по опеке и попечительству. Удаление какого-либо из указанных элементов недопустимо, т.к. в таком случае главная цель — адаптация ребенка – не может быть достигнута. Таким образом, учреждение патронатного воспитания должно иметь в своем составе следующие службы:

— службу реабилитации (психологи, врач, логопед, педагог, дефектолог, неворолог и др. специалисты);

— службу по социально- правовой защите детей (социальные педагоги и юрист);

— службу по работе с семьями, желающими взять ребенка в семью (семейный психолог и ведущий групповых тренингов подготовки семей, семейный консультант для дальнейшей терапевтической работы с семьей, социальные педагоги для обследования семьи и помощи семьям);

— службу по работе с кровными родителями ребенка.

Патронатное воспитание это в первую очередь — форма устройства детей в семью.

Принципиальным отличием этой формы устройства в семью от известных форм устройства (усыновление, приемная семья, опека) является наличие разграничения прав и обязанностей по защите прав и интересов этого ребенка между родителями(если они не ограничены или не лишены родительских прав), органом опеки и попечительства (уполномоченным учреждением), патронатным воспитателем.

Т.е. патронатная семья не является в полной мере законным представителем ребенка. Функции законного представителя имеются и у семьи, и у службы, передавшей ребенка в семью – у уполномоченной службы органа опеки и попечительства.

В какой мере и за что отвечает семья, а за что – служба, определяется в договоре о патронатном воспитании. Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании.

В законах ряда субъектов установлено, что на патронатного воспитателя не могут быть возложены:

— полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);

— полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;

— решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.

Эти вопросы остаются в компетенции уполномоченной организации. Патронатный воспитатель отвечает за обеспечение безопасности ребенка, сохранение его жизни и здоровья. Он наделяется полномочиями давать разрешение на экстренную госпитализацию и операцию ребенка. Вопросы о выборе формы обучения ребенка, о его плановом лечении, о плановой операции, о летнем отдыхе могут решаться как самостоятельно воспитателем, так и совместно с профессиональной службой по устройству детей. Объем полномочий сторон устанавливается в договоре исходя из потребностей ребенка и возможностей семьи.

Уполномоченная служба (организация) по патронату обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка не полностью, а в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании, плане по защите прав ребенка.

Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.

Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации) по патронату, патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании в соответствии с действующим законодательством, и планом по защите прав ребенка, издаваемом органом опеки и попечительства (если таковой применяется).

Ребенок, переданный на патронатное воспитание в семью, обладает правами и льготами, уставленными для воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.

Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации) по патронату, а также родителей (законных представителей) ребенка.

В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы данного региона (или даже муниципального образования) договор о патронатном воспитании расторгается. Это связано с необходимостью постоянного личного контакта патронатной семьи и уполномоченной организации.

П атронатный воспитатель получает заработную плату и пособие на содержание ребенка. Размер пособия и заработной платы, порядок выплат устанавливаются законом субъекта РФ.

Патронатным воспитателям предоставляется оплачиваемый отпуск, назначается испытательный срок, вносится запись в трудовую книжку. Эти особенности возникающих отношений позволяют квалифицировать договор о патронатном воспитании как безусловно имеющий трудовой характер. Отсутствие регламентации распорядка дня, рабочего времени и круглосуточный характер работы относят их к разновидности трудовых отношений, характерных для труда надомников.

Таким образом, отношения, возникающие и при помещении ребенка на патронатное воспитание могут быть отнесены к труду надомников, регулируемому гл. 49 ТК РФ, а заключаемый договор о патронатном воспитании следует считать трудовым договором (см.: Трудовой договор о патронатном воспитании)

На период отпуска патронатного воспитался ребенок может направляться в оздоровительный лагерь. Либо, в случае, если ребенок остается в семье во время отпуска воспитателя, временно заключается договор о патронатном воспитании с одним из обследованных членов семьи, или другим воспитателем.

Такое юридически простроенное взаимодействие семьи с специалистов служб по устройству является юридическим основанием, механизмом осуществления профессионального сопровождения ребенка и семьи после устройства в нее ребенка, впервые дает возможность поэтапно профессионально вести устроенного ребенка и оказывать помощь семье, вести мониторинг устройства и оценку успешности адаптации и реабилитации ребенка в семье, пересматривать план по защите прав ребенка, т.е. планировать меры по возможному возврату ребенка родителям, либо, если это не возможно, меры обеспечения стабильности семейного размещения на основе предоставляемой помощи ребенку и семье. Патронатное воспитание — первая в России форма именнопрофессиональнойработы на дому по воспитанию ребенка — социального сироты.

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) по патронату в виде регулярных посещений ребенка.

Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее — 1 раз в полгода.

Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.

Ряд прочих отличий патронатного воспитания от других форм устройства детей на воспитание в семью (опека, усыновление, приемная семья):

1. Форма патронатного устройства расширяет круг детей, которые могут быть помещены на воспитание в семью.

  • Помещаются дети, изъятые из семьи, вне зависимости от их юридического статуса (т.к. разграничиваются права по защите прав ребенка между родителями (если они еще не лишены прав), уполномоченной службой, патронатным воспитателем.
  • Появляется возможность для устройства в семью детей, свободных юридически, но имеющих мало шансов на усыновление (дети, вышедшие из младенческого возраста, братья и сестры, дети с различными проблемами в поведении, обучении, развитии).

2. Проводится предварительный профессиональный отбор и подготовка граждан, желающих взять ребенка на воспитание в семью :

  • Проводится профессионально предварительное изучение семьи, желающей взять ребенка на воспитание в семью;
  • подбор семьи для ребенка осуществляется по принципу психологической совместимости;
  • проводится тренинговая программа подготовки воспитателей к выполнению своих обязанностей, дающая возможность человеку оценить свои возможности и мотивы;
  • возможность для воспитателей овладения новой профессией и профессионального роста.

3. Профессиональное сопровождение семьи после принятия ребенка:

  • разграничение прав и обязанностей между уполномоченной службой, патронатным воспитателем (и возможно кровными родителями ребенка (если они не ограничены в правах, не лишены родительских прав и не опасны);
  • материальная, медицинская, психологическая, юридическая, педагогическая и другие виды поддержки;
  • работа в команде, возможность общения в кругу единомышленников, расширения круга общения.

4. Форма патронатного устройстварасширяет круг семей, которые могут взять ребенка на воспитание.

  • При опеке и усыновлении для усыновителей и опекунов необходимо выполнение формальных критериев, подтвержденных документально (официальный доход на члена семьи, жилищные нормативы в соответствии с пропиской, возрастной ценз для усыновителей, предпочтение полных семей неполным, требование официальной регистрации брака и пр.). Патронатными воспитателями могут стать люди, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут этого сделать по формальным (вышеуказанным) причинам:

— семьи с небольшим официальным доходом;

— с недостаточной официально оформленной жилплощадью;

— одинокие женщины или женщины, состоящие в гражданском браке;

— пожилые или очень молодые люди.

  • Появляется возможность взять ребенка в семью у людей, которые хотели бы усыновить ребенка, но не могут на это решиться, так как не имеют достаточной информации о ребенке, профессиональной подготовки, боятся остаться наедине с проблемами.
  • Появляется возможность профессиональной самореализации для женщин, имеющих своих детей, и для тех, кто рассматривают воспитание детей как любимое дело и профессию. Возможность официально работать, не выходя из дома.

5. Ребенок не теряет связь с кровной семьей.

  • Возможность для каждого ребенка поддержания его отношений с кровными родителями (если они не лишены родительских прав и не представляют для него опасности), с его братьями, сестрами и другими значимыми для ребенка людьми из его прошлого.

В настоящее время в семью на патронатное воспитание могут помещаться различные категории детей.

Приоритет отдается воспитанию ребенка в кровной семье, если есть возможность его возвращения. В таких случаях ребенок отдается на краткосрочное размещение в семью патронатного воспитателя. Если после установленного срока кровная семья оказывается в состоянии воспитывать ребенка, он возвращается к своим родителям.

Если такой возможности не оказывается, то ребенок устраивается на патронатное воспитание на длительный срок. В ситуациях, когда нет надежды на восстановление кровной семьи, и кровные родители могут быть лишены родительских прав, ребенок может быть усыновлен патронатными воспитателями.

В соответствии с вышесказанным, в настоящее время возникают два основных направления работы по устройству ребенка в семью.

Первое — это долгосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели становятся для ребенка «родителями» (преобладание родительской роли), независимо от того, оформлено ли усыновление юридически.

Второе — краткосрочное устройство, при котором патронатные воспитатели помогают ребенку пережить кризисный период его жизни и удовлетворить его насущные потребности, а также участвуют в диагностике основных проблем ребенка (преобладание профессиональной роли у воспитателей).

На основании зарубежного опыта фостеровских семей, а также исходя из реальных потребностей детей, нуждающихся в государственной защите, можно выделить несколько видов патронатного воспитания:

  • Устройство на длительный срок. Ребенок устраивается в семью фактически до совершеннолетия. Возврат в кровную семью крайне маловероятен по причинам необратимого распада и деградации этой семьи. В случае успешного устройства образуются родственные связи. Ребенок воспринимает патронатных воспитателей, как своих родителей.
  • Устройство с перспективой усыновления (подготовка к усыновлению). То же, что в предыдущем пункте, при условии, что ребенок юридически свободен, а семья готова перейти к усыновлению и форму патронатного воспитания рассматривает как переходную. При переходе к усыновлению происходит официальное признание образовавшихся родственных связей.
  • Экстренное устройство на патронатное воспитание. Применяется в случаях, когда ребенок был срочно изъят из кровной семьи и по каким-либо причинам ему противопоказано или не обязательно нахождение в детском учреждении для диагностики и подготовки к жизни в семье (ребенок-инвалид, младенец, ребенок с особыми психологическими проблемами). Размещение производится на срок до нахождения постоянной патронатной семьи, либо семьи усыновителей; или до возвращения в кровную семью.
  • Устройство детей-инвалидов. Перед изъятием такого ребенка из семьи вначале необходимо найти семью, способную и готовую его принять. Желательно было бы специально готовить патронатных воспитателей, готовых воспитывать детей-инвалидов, и дополнительно оплачивать их труд.
  • Устройство подростков для подготовки к самостоятельной жизни. З адачи этого вида устройства специфические. За недолгий период до наступления совершеннолетия между ребенком и патронатным воспитателем, как правило, не образуется родственных связей. Патронатный воспитатель рассматривается подростком как авторитетный старший товарищ. Желательна специальная подготовка патронатных воспитателей для такого вида устройства. Заметим, что не все подростки согласятся пойти жить в новую семью, для некоторых это не приемлемо. Поэтому требуется тщательная диагностика ребенка перед решением вопроса о возможности его помещения в семью.
  • Устройство на короткий период времени (до полугода, либо периодически на небольшое количество дней) для воспитания ребенка на период болезни кровных или патронатных родителей, для воспитания ребенка на период отпуска (вынужденного отъезда) кровных или патронатных родителей; на выходные дни, каникулы. (В этих случаях оплата труда воспитателя производится по совокупности отработанных дней).

При любом виде патронатного воспитания всегда присутствуют 2 основные функции патронатного воспитания:родительская и профессиональная .

С одной стороны, патронатный воспитатель выполняет родительскую функцию по отношению к ребенку, вне зависимости от срока размещения ребенка в его семье. Как родитель, он любит ребенка, испытывает к нему привязанность, связывает с ним свою судьбу.

С другой стороны, патронатный воспитатель является профессионалом. Он использует специальные навыки, является членом коллектива профессионалов, выполняет поставленные перед ним задачи.

В различных случаях размещения ребенка удельный вес этих составляющих бывает разным. Так, при долгосрочном устройстве, устройстве маленьких детей превалирует родительская функция. При краткосрочном размещении, при устройстве в семью подростка большее значение приобретает профессиональная функция. Таким образом, можно говорить о двух типах патронатного воспитателя: «скорее родителя» и «скорее профессионала». Соответственно работа службы по подбору и подготовке патронатных воспитателей должна вестись параллельно в двух направлениях. Следует отметить, что в силу причин, которые были указаны в п.2, работа с воспитателями «скорее профессионалами» находится в стадии становления.

Патронатное воспитание предполагает наличие профессиональных служб, обеспечивающих как работу с ребенком до и после устройства, так и работу с самой патронатной семьей, а также работу с родителями ребенка. Тем самым можно говорить о том, что патронатное воспитание — это целостная педагогическая система, охватывающая всю совокупность субъект-субъектных отношений ребенка, его семьи, патронатной семьи и служб сопровождения. Введение данной системы автоматически обеспечивает переход к профессионально выстроенной работе по опеке и попечительству с привлечением системы специальных служб по реабилитации ребенка, устройства ребенка и сопровождению ребенка и семьи (заметим, и по работе с кровной семьей ребенка).

Т.е. создаются предпосылки для наилучшей защиты прав ребенка и укреплению гражданского общества, привлечению населения к решению проблемы социального сиротства .

Технологии, применяемые в педагогической системе патронатного воспитания, являются новыми социально-педагогическими технологиями.

Работа по патронатному воспитанию, таким образом, включает в себя: технологию взаимодействия с органом опеки и попечительства (технология планирования попечения, мониторинга и контроля); социально-педагоги­ческую технологию реабилитационной работы с ребенком; социально-педа­гогическую технологию психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка; технологию работы с семьями, желающими взять ребенка на воспитание; технологию работы с кровными родителями ребенка. Все составляющие технологического процесса взаимосвязаны через единый процесс планирования попечения и неделимы. В этом смысле можно говорить о патронатном воспитании как о новой педагогической системе.

Помещение несовершеннолетнего в приемную семью также является одним из способов устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения.

Правовым основанием возникновения приемной семьи, ее деятельности служат ст. 151 — 155 СК РФ, которые конкретизируются Положением о приемной семье, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829.

Особенности приемной семьи, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства), следующие:

· приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства;

· лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями;

· труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка;

· воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам;

· приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Приемную семью можно определить как опеку (попечительство) над ребенком (детьми), которая осуществляется по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями (приемным родителем), в течение срока, указанного в договоре.

Приемная семья — это платный вид опеки (попечительства). Основным отличием приемной семьи от «классической» опеки является специфическое основание возникновения — договор о создании приемной семьи. Разница между приемной семьей и опекой по действующему законодательству проявляется и в правовом статусе лица, на которое возложена обязанность заботиться о ребенке. Приемные родители делают это за плату, а кроме того, во всех случаях они имеют право на возмещение расходов, связанных с исполнением ими своих обязанностей (ст. 155 СК). В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ГК РФ «обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом». Как видно, различия невелики.

Проблема защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня не только не утратила своей актуальности, но и приобрела особую остроту. В России существует феномен социального сиротства. 90% детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, — социальные сироты, т.е. дети-сироты при живых родителях.

Конвенция ООН о правах ребенка, ст. 54 СК РФ закрепляют за каждым ребенком неотъемлемое право жить и воспитываться в семье. Государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. В разд. VI СК РФ предусмотрены три формы семейного воспитания таких детей: усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья. Некоторые субъекты Российской Федерации воспользовались предоставленным им правом и предусмотрели возможность передачи таких детей в патронатные семьи.

Приоритетной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бесспорно является усыновление (удочерение) является индивидуальной формой семейного воспитания и носит бессрочный характер. Причем такое устройство предполагает возникновение длительных, более того, пожизненных отношений ребенка с посторонними людьми.

И наконец, усыновление (удочерение) — это такая форма воспитания детей в семье усыновителя, при которой обеспечиваются условия жизни, равные с условиями жизни родных детей.

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены (удочерены). Практика показывает, что больше шансов на усыновление (удочерение) у здоровых детей раннего возраста. Больные дети и дети, перешагнувшие порог младенческого возраста, остаются невостребованными и продолжают жить в детских домах либо усыновляются иностранными гражданами и навсегда покидают Россию.

Иные индивидуальные формы семейного воспитания — опека (попечительство), приемная и патронатная семья — носят срочный характер и являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Приемная семья является возрожденной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Она обеспечивает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, их право на семейное воспитание. Но законодательное оформление приемная семья получила только в связи с принятием Семейного кодекса РФ.

Современная правовая модель приемной семьи вобрала в себя лучший опыт дореволюционной России в вопросах устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья, с одной стороны, обладает всеми признаками семьи как таковой, поскольку общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотрена семейным законодательством, а с другой — имеет только ей присущие особенности.

Приемная семья является самостоятельной формой семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее основу, как показывает практика, составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей в семью на воспитание. Как правило, это заботящиеся друг о друге и о своих близких лица, которые осознают свою ответственность за судьбу чужих детей. Они понимают сложность и ответственность своей роли как приемных родителей. Взаимоотношения между приемными родителями, а также между приемными родителями и приемными детьми в будущем могут стать моделью семьи приемного ребенка. В силу этого очень важен подбор приемных родителей.

Приемными родителями на практике чаще всего выступают супруги, имеющие своих детей. Поэтому приемные дети с первых минут проживания в приемной семье на примере приемных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют. А для обездоленного ребенка чрезвычайно важно иметь близких, которых он может называть мамой и папой, братом и сестрой. Ребенку необходимо слышать такое обращение к себе, как «сынок» или «доченька». При таком обращении и проявлении иных знаков внимания и любви «замерзшая» от невзгод душа ребенка наполняется теплом и нежностью, что так важно для его физического и душевного здоровья, а также для всей его последующей жизни.

В приемную семью можно передавать сразу несколько детей. Это могут быть как родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети, которые в приемной семье становятся родными. Проживая в семье, дети быстрее развиваются и обучаются. Быстрее исчезают имеющиеся недостатки в их развитии. Они учатся проявлять заботу друг о друге и помогать друг другу. Подобные качества во многих случаях отсутствуют у ребенка, воспитывающегося в родной семье, но не имеющего братьев или сестер. Такие качества очень важны в жизни ребенка. И для каждого человека, особенно для несовершеннолетнего, важно иметь свой дом, где его любят и всегда ждут. Каждый ребенок хочет жить в таких условиях, в которых живет большинство его сверстников.

В соответствии с п. 2 Положения о приемной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору.

Следуя ст. 57 СК РФ, законодатель закрепил в ст. 154 СК РФ положение о праве ребенка выражать свое мнение при передаче его в приемную семью. Ребенок (дети), достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.

Пункт 23 Положения о приемной семье дополнительно указывает, что устройство ребенка в приемную семью требует также согласия администрации воспитательного или лечебно-профилактического учреждения, учреждения социальной защиты населения и другого аналогичного учреждения, в котором находится ребенок. Такое условие не предусмотрено СК РФ, более того, оно ограничивает возможности реализации права ребенка на воспитание в семье, а потому не подлежит применению.

При передаче в приемную семью не допускается разъединение братьев и сестер, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам.

Дети, воспитывающиеся в приемной семье, имеют все права, которые принадлежат детям, находящимся под опекой или попечительством (ст. 148 СК).

Обязанности органа опеки и попечительства по материальному обеспечению приемной семьи определяются разделом IV Положения о приемной семье (ст. 152, 153 СК).

Орган опеки и попечительства вправе контролировать исполнение приемными родителями обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию ребенка (детей).

Так, в соответствии с Положением о приемной семье органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества, в том числе жилого помещения ребенка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью, а приемные родители ведут учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей).

Вместе с тем указанное Положение не закрепляет каких-либо правил контроля за исполнением приемными родителями обязанностей по воспитанию детей — не определена периодичность проверок, их содержание и т.п. Соответствующие нормы, к сожалению, отсутствуют и в общих положениях об опеке и попечительстве, закрепленных в гражданском, а также в семейном законодательстве.

В п. 35 Типового положения об образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что администрация учреждения имеет право в исключительных случаях разрешить временно (до одного года) бесплатное проживание и питание в учреждении своим воспитанникам до их трудоустройства или дальнейшего обучения.

Приемным же родителям даже такого права не дано. Однако они продолжают делить со своими воспитанниками и хлеб, и кров. Межу ними практически складываются родственные отношения, и препятствовать этому было бы неправильно. Поэтому следует узаконить эти отношения, предусмотреть права и обязанности уже взрослых приемных детей и престарелых приемных родителей. Необходимо было бы предусмотреть при определенных условиях обязанность бывших приемных детей содержать нетрудоспособных и нуждающихся приемных родителей, если бывший воспитанник в состоянии оказывать материальную помощь.

На воспитание в приемную семью могут быть переданы дети в возрасте до восемнадцати лет, оставшиеся по различным причинам без попечения единственного или обоих родителей:

· дети-сироты;

· дети, родители которых неизвестны;

· дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими;

· дети, родители которых объявлены в судебном порядке умершими;

· дети, родители которых осуждены и отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

· дети, родители которых находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

· дети, родители которых уклоняются от их воспитания или от защиты их прав и интересов;

· дети, родители которых отказались взять их из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты и других аналогичных учреждений;

· дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание, а также дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях (ст. 121 СК; ст. 1 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; п. 20 Положения о приемной семье).

На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, ограничении родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).

Пунктом 2 статьи 154 СК РФ установлено, что предварительный выбор ребенка (детей) для передачи в приемную семью осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью, по согласованию с органом опеки и попечительства. Для подбора ребенка (детей) орган опеки и попечительства:

l предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью;

l выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства (нахождения).

При подборе ребенка (детей) из воспитательных учреждений (других аналогичных учреждений) администрация воспитательных учреждений обязана ознакомить лиц, желающих взять ребенка (детей) на воспитание, с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность в установленном законом порядке за достоверность представляемых сведений о ребенке (п. 12 Положения о приемной семье).

При передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью орган опеки и попечительства обязан руководствоваться интересами ребенка. Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения и с согласия администрации воспитательного учреждения, в котором находится ребенок.

Передача в приемную семью ребенка (детей), достигшего возраста десяти лет, осуществляется только с его согласия. По общему правилу, не допускается при образовании приемной семьи разъединение братьев и сестер (п. 2 ст. 154 СК). Дети, находящиеся в родстве между собой, передаются в одну приемную семью. Исключение из этого правила возможно только тогда, когда это отвечает интересам детей (по медицинским показаниям дети не могут быть переданы в одну семью; братья и сестры находились в разных воспитательных учреждениях и не осведомлены о своем родстве; другие обстоятельства, в силу которых дети не могут воспитываться вместе — п. 23, 24 Положения о приемной семье).

Передача на воспитание в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, а также ребенка-инвалида возможна только по желанию лиц, имеющих для этого необходимые условия, главным образом финансового и материально-бытового характера. В заключении органа опеки и попечительства о возможности конкретных лиц быть приемными родителями должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий (п. 9 Положения о приемной семье).

На каждого ребенка, передаваемого в приемную семью, орган опеки и попечительства или администрация воспитательного другого аналогичного учреждения передает приемным родителям следующие документы:

l свидетельство о рождении;

l выписку из истории развития ребенка (истории новорожденного) о состоянии здоровья;

l справку о состоянии здоровья матери и течении родов (в случае передачи ребенка из родильного дома, родильного отделения лечебно-профилактического учреждения);

l документ об образовании (для детей школьного возраста); документы о родителях (копию свидетельства о смерти, приговор или решение суда, справку о болезни, розыске родителей и другие документы, подтверждающие отсутствие родителей или невозможность воспитания ими своих детей);

l справку о наличии и местонахождении братьев и сестер;

l опись имущества, принадлежащего ребенку, и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность; документы о закреплении ранее занимаемой жилой площади за несовершеннолетним; копию решения суда о взыскании алиментов, документы, подтверждающие право на пенсию, пенсионную книжку ребенка, получающего пенсию, документ о наличии счета, открытого на имя ребенка в банковском учреждении.

Указанные документы передаются непосредственно приемным родителям не позднее двухнедельного срока после заключения договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью (п. 25 Положения о приемной семье).

Приказом Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. N 369/641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» утверждены Положение об экспертной медицинской комиссии органа управления здравоохранением субъекта РФ и Форма медицинского заключения, выдаваемого государственными учреждениями системы здравоохранения, по результатам проведенного независимого медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью. Порядок направления на экспертную медицинскую комиссию для медицинского освидетельствования детей, передаваемых на воспитание в семью, определяется руководителями органов управления здравоохранением и органов управления образованием субъектов РФ.

Приемным родителям представляется медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребенка.

При необходимости они имеют право на независимую экспертизу состояния его здоровья, но только в медицинских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию.

Независимое медицинское освидетельствование детей, передаваемых на воспитание в семью, могут осуществлять государственные лечебно-профилактические учреждения республиканского, краевого и областного уровня, клиники медицинских и научно-исследовательских институтов. Однако такое освидетельствование осуществляется при обязательном участии медицинского работника учреждения, из которого ребенок передается на воспитание в семью.

При расхождении диагнозов государственного и независимого медицинских освидетельствований в течение трех дней со дня поступления заключения медицинские документы ребенка направляются в Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

В п. 4 статьи 154 СК РФ установлено, что ребенок, передаваемый в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию и другие социальные выплаты и компенсации. Так, Законом о трудовых пенсиях в Российской Федерации (ст. 9, 16) и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 5, 11) предусмотрено, что на детей, оставшихся без попечения родителей (в том числе переданных в приемную семью), может быть назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца или при полном отсутствии у умершего кормильца трудового стажа или в случае наступления его смерти вследствие совершенного им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке социальная пенсия в связи со смертью кормильца.

Государственные пособия полагаются детям в связи со смертью их родителей в установленных законодательством случаях. В частности, такие пособия выплачиваются детям погибших при исполнении служебных обязанностей: военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы; спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований; сотрудников милиции; сотрудников налоговой полиции; должностных лиц таможенного органа РФ; прокуроров и следователей; судей; судебных приставов; военнослужащих и работников Государственной противопожарной службы (ст.138 СК). Кроме того, на детей, переданных в приемную семью, должны выплачиваться и иные государственные пособия, полагающиеся гражданам, имеющим детей, в соответствии с Законом о государственных пособиях гражданам, имеющим детей (ст.148 СК).

Причитающиеся приемному ребенку (детям) выплаты и компенсации перечисляются на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении (п. 26 Положения о приемной семье). Вопрос о перечислении приемным родителям взыскиваемых по решению суда алиментов на ребенка может быть решен судом по заявлению приемных родителей в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10).

Алименты, пенсии и пособия, выплачиваемые детям, находящимся в приемной семье, поступают в распоряжение их приемных родителей как законных представителей. Полученные суммы расходуются приемными родителями на содержание, воспитание и образование ребенка, но с учетом ограничений, установленных гражданским и семейным законодательством для опекунов и попечителей (п. 2 ст. 60 СК; ст. 150 СК).

При передаче в приемную семью за ребенком сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением (п. 4 ст. 154 СК). Собственником жилого помещения (квартира, часть квартиры, жилой дом) ребенок мог стать на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи.

Передача в приемную семью несовершеннолетнего ребенка, оставшегося без попечения родителей, не влечет за собой прекращение права собственности на принадлежащее ему имущество, в том числе и на жилое помещение.

В таких случаях осуществляется регистрация места пребывания ребенка в жилом помещении, занимаемом приемной семьей.

Основанием для этого являются документы, удостоверяющие личность приемных родителей и ребенка и подтверждающие факт передачи ребенка в приемную семью.

Последующее снятие ребенка с регистрационного учета возможно только с разрешения органа опеки и попечительства.

Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми в течение всего времени их пребывания в приемной семье (ст. 71 ЖК). В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении, предоставленном гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г., остались проживать исключительно несовершеннолетние, приемные родители в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (ст. 2, 4 Закона о приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).

Если дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в приемной семье, не имеют закрепленного жилого помещения, то по окончании пребывания в приемной семье они имеют право получить вне очереди жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК и п. 1 ст. 8 Закона о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Обязанность обеспечивать контроль за использованием и сохранностью жилого помещения или иного имущества ребенка возложена на органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества.

Таким образом можно сделать вывод, что правоотношения, связанные с правовым режимом приемной семьи имеют многогранный характер и регулируются нормами различных отраслей права.

Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. 2003. N 5. С. 53 — 59.

Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г., 23 декабря 2002 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2693

Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // «Российская газета» от 27 декабря 1996 г.

Приказ Минздравмедпрома РФ и Минобразования РФ от 25 декабря 1995 г. NN 369, 641 «О медицинском освидетельствовании детей, передаваемых на воспитание в семью» // «Российские вести» от 24 апреля 1996 г., N 77

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г.) // «Российская газета» от 20 декабря 2001 г.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (с изменениями от 6 февраля 2007 г.) // «Российская газета» от 10 июня 1998 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *