Придорожный сервис

Выбор места размещения объектов дорожного сервиса в пределах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения либо за их пределами, но требующих присоединения к автомобильной дороге федерального значения, должен осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и следующих условий:

1) расстояние от планируемого к размещению подъезда, съезда, примыкания к объекту до ближайшего:

мостового перехода не должно быть менее 1000 метров;

железнодорожного переезда в одном уровне не должно быть менее 250 метров;

существующего примыкания другой автомобильной дороги или иного объекта должно быть не менее:

600 метров — на автомобильных дорогах второй и третьей категории;

100 метров — на автомобильных дорогах четвертой категории;

50 метров — на автомобильных дорогах пятой категории;

2) выбор места размещения объектов должен осуществляться на участке автомобильной дороги с уклоном, не превышающим 40 промилле;

3) объекты не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге федерального значения и другие условия обеспечения безопасности дорожного движения и использования этой автомобильной дороги. Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости приведены в приложении к настоящему Порядку;

4) при соблюдении условий доступа на автомобильную дорогу федерального значения через пересечения в одном/разных уровнях и примыкания в одном уровне (с/без пересечения потоков движения транспортных средств прямого направления).

В сегменте придорожного сервиса открываются прекрасные возможности для бизнеса, особенно сейчас, когда федеральные и региональные трассы становится все удобнее и современнее — и услуги, которые могут получить путешествующие по ним люди, должны не отставать по качеству. Анализ ситуации в этой сфере специально для «БК» подготовила Александра Ряпосова, ведущий специалист отдела аналитике «UP cоnsAllt».

Современный придорожный комплекс представляет собой несколько объектов, оказывающие услуги населению – а именно автомобилистам: это автомобильная заправочная станция, автомойка, мини-отель, станция технического обслуживания. Обобщая результаты исследования этой категории рынка можно отметить, что наиболее распространенными видами услуг в таких комплексах являются торговля, общественное питание, АЗС и СТО, неразвиты бытовые услуги и услуги связи, также недостаточно дополнительных услуг, таких как мойка автомобилей и услуги общественного питания (кафе и столовая). Основными зонами расположения придорожного сервиса являются территории вблизи населенного пункта и рядом с АЗС и СТО. С точки зрения организации бизнеса, основной доход приносят автозаправочные станции.

Общая ситуация

Тюменская область является промышленным и туристическим центром, сегодня это обуславливается наращиванием объемами производства, развитием различных видов туризма. Все это способствует ежегодному увеличению транспортного потока.

Протяженность участка автодороги, расположенного в границах области, составляет 1022 км (по данным Росавтодор РФ). На данном участке расположены более 300 действующих объектов, оказывающих сервисные услуги автомобилистам. По данным управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области, к концу 2014 года было реализовано около 50 объектов, еще более 40 проектов — запланированы.

Размещение объектов придорожного сервиса на территории Тюменской области неравномерно. Можно увидеть на трассах региона объекты, строительство которых произведено в формате «старого типа строительства с 1990 годов» и «более современное строительство после 2000 года». Также на дорогах региона все чаще встречаются отдельные постройки в виде СТО и АЗС без дополнительных сервисов и построек. К примеру, на трассе Тюмень-Курган нет ни одного многофункционального придорожного комплекса, несмотря на то, что данная трасса имеет низкую загруженность по проходимости автомобильного потока. К тому же практически не встречаются на трассах Тюменской области объекты, выполненные в современном, едином архитектурном стиле, по разработанной концепции. Отметить можно только один многофункциональный придорожный комплекс «Вега», который действует в регионе и находится на 137 км трассы Тюмень-Омск. Он состоит из гостиницы, кафе, ресторана, магазина, автомобильного магазина и парковки, напротив находится АЗС, МФК запущен в районе села Карачено.

Таким образом, пока ни одного нового формата, современного бренда в сегменте придорожного сервиса не реализовано, причем эта проблема касается не только Тюменской области, но и других регионов России.

Тенденции развития

Основной тенденцией развития рынка придорожного сервиса является рост потребительских требований к качеству оказанию услуг. Клиенты предпочитают пользоваться услугами известных брендов — в частности, это касается автозаправочных станций. Также сегодня достаточное влияние на продвижение бизнеса оказывает Интернет: есть множество форумов и социальных сетей, где люди общаются, делятся впечатлениями и советами «где вас лучше обслужат».

Немалую роль в развитии сферы услуг играет государственной контроль и поддержка предпринимательства. Такая тенденция характерна и для Тюменской области: существуют и разрабатываются новые программы для поддержки малого и среднего бизнеса, было создано некоммерческое партнерство «Ассоциация придорожного сервиса Тюменской области» с целью успешного развития индустрии придорожного кафе и гостиниц путем объединения всех операторов бизнеса.

Перспективы

Наиболее успешными в этом сегменте будут компании, обладающие сетевой структурой, или организации с технологическим управлением, то есть те объекты, которые будут возводиться с минимальными затратами (для этого необходимо разрабатывать новые проекты в современных условиях). Важным будет и предоставление качественных услуг. Сегодня растет автомобилизация населения, увеличиваются пассажирские и грузовые перевозки на федеральных трассах, популярным становится автотуризм, особенно в летний период из-за повышения тарифных ставок на железнодорожный и воздушный транспорт. Актуальным, на наш взгляд, будет создание многофункциональных объектов с разделением клиентского потока, расширением территории и дополнения ее другими объектами.

Подводя итог, обозначим следующие моменты:

  • рынок придорожного сервиса Тюменской области развит слабо:
  • отсутствуют качественные инвестиционные проекты по созданию многофункционального придорожного комплекса на территории Тюменской области;
  • отсутствует сформированная нормативно-правовая база.

Однако не стоит забывать, что есть готовность со стороны федеральных и региональных органов власти поддержать интересные инициативы от бизнеса в этой сфере. Кроме того, создаются новые программы поддержки в сфере придорожного сервиса, курируемые, в частности, ГК «Автодор».

Стоимость покупки объектов в сфере услуг «у дороги» в качестве готового бизнеса в Тюменской области:

Наименование объекта

Стоимость

Придорожное кафе

40 000-60 000 руб./кв.м.

Станция технического обслуживания

3 000 000-6 000 000 руб.

Автомойка

30 000-50 000 руб./кв.м.

АЗС

4 000 000-8 000 000 руб.

СПРАВКА

По мнению экспертов, объекты придорожного сервиса должны располагаться каждые 100-200 км. Объем инвестиции для реализации небольшого проекта в данном сегменте может составить от 5-7 млн руб. В более крупные объекты надо будет вложиться до 30 млн руб. Для того чтобы реализовать крупный современный объект, необходимо, чтобы земельный участок достигал площади 2-5 га.

По данным инвестиционного агентства Тюменской области в течение 2015 года планируется возвести семь новых объектов придорожного сервиса, два комплекса будут располагаться на автодороге Тюмень-Омск в Абатском районе.

Андрей Пантелеев, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области:

«В этой отрасли сейчас есть много проблем. Первая – неравномерность распределения по трассе, концентрация вблизи жилых массивов. Объекты разрознены, водителям приходится переезжать от шиномонтажа к кафе и автозаправке. А каждый съезд с трассы создает потенциальную аварийную ситуацию. Что касается сервиса, услуга в подавляющем большинстве случаев подана не так, как надо. Выход — в создании многофункциональных комплексов с возможностью безналичного расчета. А работу уже существующих заведений необходимо модернизировать. Для этого существуют меры государственной поддержки. Департамент инвестиционной политики и правительство области оказывает поддержку в части сопровождения инвестиционных проектов, а также в части приобретения оборудования. К примеру, можно рассчитывать на лизинговую компенсацию, а также на компенсацию уплаты процентов по кредиту».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *