Преподавательские услуги

Содержание

Информация о возможности заказчика заключить контракты с несколькими участниками

Заказчик вправе заключить контракты на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в документации, с указанием количества указанных контрактов, если такое право установлено пунктом 17 Информационной карты аукциона.

В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота.

14. Размер, порядок и срок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к такому обеспечению, а также информация о банковском сопровождении контракта

14.1. Размер обеспечения исполнения контракта устанавливается пунктом 18 Информационной карты аукциона.

14.2. Обеспечение исполнения контракта может осуществляться по выбору участника путем предоставления банковской гарантии, содержащей условия, определенные пунктом 14.6 документации, или путем внесения денежных средств заказчику по реквизитам, указанным в пункте 18 Информационной карты аукциона. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.


14.3. В случае, если пунктом 17 Информационной карты аукциона предусматривается заказчика заключить контракты с несколькими участниками обеспечение исполнения контракта предоставляется в размере, рассчитанном как отношение суммы цен всех заключенных контрактов и количества таких контрактов.

14.4. В случае, если участником, с которым заключается контракт, является государственное или муниципальное казенное учреждение, положения документации об обеспечении исполнения контракта к такому участнику не применяются.

14.5. В отношении контракта устанавливается банковское сопровождение, если в пункте 19 Информационной карты аукциона содержатся сведения о таком сопровождении.

14.6. В случае представления в качестве обеспечения исполнения контракта банковской гарантии, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:

сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных частью 13 статьи 44 Федерального закона случаях, или сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со статьей 96 Федерального закона;

обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;

обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;

условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;

срок действия банковской гарантии, который должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц;

отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;

установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии;

условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии (при наличии такого условия в проекте контракта, являющемся неотъемлемой частью документации).

14.7. Срок предоставления обеспечения исполнения контракта определяется в соответствии со статьей 70 (с учетом положений статьи 112) Федерального закона.

Контрактная система в сфере закупок: порядок применения нормативно-правовых актов. Часть1

22

Января

В настоящем материале собраны практические рекомендации по применению закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», вступившего в силу с 1 января 2014 года. Как принять участие в госзакупках? Какие виды торгов бывают? Каковы условия, порядок и сроки заключения контракта? Что представляют собой алгоритмы проведения открытого конкурса и закрытого аукциона?

Государственные закупки – это заключение договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования.

Нужды у государства могут быть самые разнообразные – от строительства объектов и выполнения работ по их обеспечению до поставки продовольственных и других товаров и так далее. Спектр товаров, работ и услуг, которые могут являться объектами госзакупок, очень широк. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Размещение заказа может осуществляться двумя способами:

1. Путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе электронного аукциона);

2. Без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

* Материал подготовлен при использовании пособия «Контрактная система в схемах и таблицах» за авторством Т.Г. Дорошенко, О.П. Дюниной, И.А. Сухановой, А.А. Митюковой, Е.Н. Устиновой, М.Э. Кузнецовой.

Контракт

Порядок заключения контракта

В конкурсе: контракт заключается на условиях указанных в заявке победителя на участие в конкурсе и в конкурсной документации. При заключении контракта его цена не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, указанную в извещении о проведении конкурса.

В аукционе: контракт, составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В запросе предложений: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя запроса предложений.

В запросе котировок цен: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок.

Сроки заключения контракта

В конкурсе: контракт заключается с победителем не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (при проведении закрытого конкурса – с даты подписания протокола). Законом № 44-ФЗ определен фиксированный срок для подписания контракта победителем конкурса – 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола. Победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику, одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта (ч. 3 ст. 54).

В электронном аукционе: в течение 5 дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта, размещает подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица (в общем случае крайний срок подписания контракта сторонами не превышает 20 дней).

В закрытом аукционе: контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней и не позднее 20 дней с даты подписания протокола 3А.

В запросе предложений и запросе котировок цен: не ранее чем через 7 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных ФЗ-44.

Сроки для заключения контракта могут быть продлены, но не более чем на 30 дней, в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта (ч. 9 ст. 54, ч. 16 ст. 70, ч. 15 ст. 78 и ч. 21 ст. 83).

Обязательные условия:

  • предмет, количество, качество товара, работы, услуги;
  • в общем случае, цена контракта твердая, фиксированная на весь срок исполнения контракта;
  • условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом;
  • обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги;
  • о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, установленным контрактом;
  • о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;
  • условие о банковском сопровождении контракта в случаях, определяемых правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.

Закреплена обязанность заказчика устанавливать требование об обеспечении исполнения практически всех государственных и муниципальных контрактов (ч. 1 ст. 96).

Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях:

  • закупки запросом котировок цен (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей);
  • закупки запросом предложений в случаях применения п.2, 3, 5, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83;
  • закупки у единственного в случаях применения п. 4-11, 13-15, 17, 20-23, 26,28-34 ч. 1 ст. 93;
  • закупки у единственного в случаях применения п. 1, 2 ч. 1 ст. 93, если правовыми актами – указом или распоряжением Президента РФ, постановлением или распоряжением Правительства РФ, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается.

Исключения:

  • количество товаров, может быть изменено в ходе заключения контракта в конкурсе, аукционе.
  • количество товаров, работ, услуг может быть изменено в ходе исполнения контракта для всех способов закупок.

Заказчик вправе заключить договор с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ в случаях:

  • закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей;
  • заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия;
  • закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Допускается заключение контрактов с несколькими участниками закупки:

  • на поставки технических средств реабилитации инвалидов;
  • создание нескольких произведений литературы или искусства;
  • выполнение научно-исследовательских работ;
  • оказание услуг в сфере образования;
  • услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению;
  • услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок.

В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа Заказчиком от исполнения контракта:

  • по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта;
  • решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта возможно при условии, если это было предусмотрено контрактом;
  • по результатам экспертизы (инициированной Заказчиком) поставленного ТРУ в заключении будут подтверждены нарушения условий контракта.

Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Обеспечение исполнения контракта

Установлен следующий размер обеспечения:

  • от 5 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн. руб.;
  • от 10 до 30 процентов цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.

Если предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше размера аванса, даже когда сумма аванса превышает 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта. В последнем случае обеспечение устанавливается в размере аванса (ч. 6 ст. 96).

Размер обеспечения может быть уменьшен в ходе исполнения контракта по инициативе поставщика (подрядчика, исполнителя), который вправе предоставлять заказчику новое обеспечение, уменьшенное в соответствии с объемом выполненных обязательств по контракту. Одновременно с этим поставщик (подрядчик, исполнитель) может изменить и способ обеспечения исполнения контракта (ч. 7 ст. 96).

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов

Сравнение видов конкурса в рамках Контрактной системы

Дополнительные требования к участникам торгов

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

  1. Финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  2. На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  3. Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  4. Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Постановление Правительства РФ от 28.1l.2013 г. № 1089

«Об условиях про ведения процедуры конкурса с ограниченным участием при за-купке товаров, работ, услуг ДЛЯ обеспечения государственных и муниципальных нужд»

вместе с

«Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имею-щие необходимый уровень квалификации»

Алгоритм проведения открытого конкурса

  • Принятие решения о проведении открытого конкурса (определение потребностей, выбор способа закупки ст. 24 44-ФЗ);
  • Разработка конкурсной документации, извещения ст. 49, 50 44-ФЗ;
  • Размещение извещения о проведении открытого конкурса ст. 49 44-ФЗ;
  • Размещение конкурсной документации на официальном сайте ст. 50 44-ФЗ;
  • Предоставление конкурсной документации ст. 50 44-ФЗ;
  • Разъяснение положений конкурсной документации и внесение в нее изменений ст. 50 44-ФЗ;
  • Прием заявок на участие в конкурсе ст. 51 44-ФЗ;
  • Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе ст. 52, 56, 57 44-ФЗ;
  • Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе ст. 53, 56, 57 44-ФЗ;
  • Заключение контракта ст. 54, 56, 57 44-ФЗ

Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения запроса котировок (ст 72, 44-ФЗ)

Запрос котировок – это способ определения поставщика (подрядчика исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд товарах, работах или услугах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта.

Условия применения

Заказчик вправе осуществлять закупки без взимания платы за участие в запросе котировок в случае если:

  • начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей;
  • при этом совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10 % объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком;
  • но не должен составлять более чем 100 млн. рублей в год.

Порядок проведения запроса котировок (ст.73,74,36, 44-ФЗ)

В извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) В соответствии со статьей 42 44-ФЗ:

  1. Информация о заказчике;
  2. Наименование и описание объекта закупки, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  3. Идентификационный код закупки (с 2016г.);
  4. Ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  5. Используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – запрос котировок;
  6. Срок, место и порядок подачи заявок на запрос котировок;
  7. Требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 44-ФЗ;
  8. Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления требования к такому обеспечению, которое вправе установить заказчик при проведении запроса котировок.

2) Форма заявки на участие в запросе котировок;

3) Место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;

4) Информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившимися от заключения контракта;

5) Информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта;

6) Преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также:

  1. Согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок;
  2. Цену товара, работы или услуги;
  3. Документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ, или копии таких документов.
  4. Идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок.

Требовать от участника запроса котировок предоставления иных документа и информации, за исключением предусмотренных частью 3 ст.73, 44-ФЗ информации и документов, не допускается.

Подача заявок на участие в запросе котировок (ст.77, 44-ФЗ)

Любой участник закупки, в том числе участник, которому не направлялся запрос о предоставлении котировок, вправе подать только одну заявку на участие в запросе котировок. В случае, если заказчиком были внесены изменения в извещение о проведении запроса котировок, участник закупки вправе изменить или отозвать свою заявку на участие в запросе котировок до истечения срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

Заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем про сматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.

Рассмотрение заявки на участие в запросе котировок (ст. 78, 44-ФЗ)

В течение 1 рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия:

  • вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;
  • рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о про ведении запроса котировок,
  • оценивает такие заявки.

Конверты с такими заявками вскрываются публично во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении запроса котировок. Вскрытие всех поступивших конвертов с такими заявками и открытие доступа к поданным в форме электронных документов таким заявкам осуществляются в один день.

Котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они:

  • не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок;
  • предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок;
  • участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 ст.73 44-ФЗ.

Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом. Протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок (2 экземпляра) подписывается всеми присутствующими на заседании членами котировочной комиссии и в день его подписания размещается в ЕИС.

Победитель и заключение контракта в запросе котировок

Победителем запроса котировок признается участник запроса котировок подавший заявку на участие в запросе котировок, которая соответствует всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товара работы или услуги.

Контракт может быть заключен не ранее чем через 7 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок.

Контракт заключается на условиях:

  • предусмотренных извещением о проведении запроса котировок;
  • по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок;
  • или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Исключения при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок

Без ограничения цены контракта

1. При проведении запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства. В этом случае не требуется опубликования извещения, только приглашения (ст. 75 44-ФЗ).

2. При проведении запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан для закупки продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения (ст. 76, 44-ФЗ).

Предварительный отбор (ст. 80, 44-ФЗ)

В целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг.

По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.

Перечень поставщиков подлежит ежегодному обновлению путем проведения предварительного отбора.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, устанавливается Распоряжением Правительства РФ от 30.09.2013г. № 1765-p.

В случае, если возникает потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, закупки данных товаров, работ, услуг осуществляются в соответствии с 44-ФЗ. При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных этим перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, осуществляется закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Возможность заключения договора

Учетом расчетов с преподавателями, с которыми заключаются договоры оказания преподавательских услуг, занимается расчетная группа бухгалтерии. Встречаются случаи, когда одному и тому же преподавателю вуза начисляется и заработная плата по трудовому договору, и почасовое вознаграждение по договору оказания услуг.

Практика заключения гражданско-правовых договоров с преподавателями применяется в том числе по причине имеющихся законодательных ограничений на трудовые договоры преподавателей по совместительству, а учебная нагрузка совместителей может быть весьма значительной.

Согласно Постановлению Минтруда России от 30.06.2003 N 41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» (далее — Постановление N 41) продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников в течение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем, и по каждому трудовому договору она не может превышать:

  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
  • для педагогических работников (в том числе тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормы рабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16 часов работы в неделю;
  • для работников культуры, привлекаемых в качестве педагогических работников дополнительного образования, концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественных руководителей, — месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели.

Для указанных категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора в том числе следующие виды работ:

  • педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год;
  • осуществление консультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иных организациях в объеме не более 300 часов в год.

Соответственно, в случае превышения количества часов, заключения подобных договоров на иных условиях, кроме почасовой оплаты, договор может быть переквалифицирован в трудовой. Основанием для этого является ст. 11 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случае если отношения, связанные с использованием личного труда, возникли на основании гражданско-правового договора, но впоследствии в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, были признаны трудовыми отношениями, то к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В переквалификации, как правило, заинтересован Фонд социального страхования РФ (далее — ФСС РФ), так как с сумм вознаграждений по трудовым договорам должны уплачиваться взносы на обязательное медицинское страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а с вознаграждений по гражданско-правовым договорам нет (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 212-ФЗ о страховых взносах).

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» вознаграждение по трудовому договору облагается взносами по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а по гражданско-правовому — только в том случае, если такая обязанность предусмотрена договором между заказчиком и исполнителем.

Кроме того, в случае переквалификации договора в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ возможно и наложение штрафа за нарушение законодательства о труде на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, а на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

При рассмотрении исков о переквалификации гражданско-правового договора в трудовой судами принимается во внимание следующее.

Само по себе наименование договора не может служить достаточным основанием для отнесения его к трудовому или гражданско-правовому договору, поскольку основное значение имеют смысл договора, его содержание.

Согласно ст. 56 ТК РФ под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В Определении ВАС РФ от 16.12.2008 N 16217/08 указаны основные признаки, позволяющие установить фактическое наличие трудового договора:

1) личностный признак (выполнение работы лично и включение работника в производственную деятельность предприятия);

2) организационный признак (подчинение работника внутреннему трудовому распорядку; его составным элементом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность);

3) выполнение работ определенного рода, а не разового задания;

4) гарантия социальной защищенности.

Основные признаки договора подряда содержатся в Гражданском кодексе РФ.

По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ч. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом исполнитель не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, не выполняет регулярные работы, на него не распространяются гарантии и компенсации, которые положены работникам. В договоре возмездного оказания услуг может быть предусмотрено оказание услуг иными лицами. Если такого указания нет, то исполнитель обязан оказать услуги лично. То есть личностный признак сам по себе не является определяющим, так как он присущ и трудовым, и гражданско-правовым договорам, важна совокупность признаков.

На основании вышеизложенных признаков работники учреждения, ответственные за заключение договоров, должны выбирать вид заключаемого договора.

В свою очередь бухгалтеру, к которому поступают договоры с преподавателями гражданско-правового характера, необходимо помнить о риске переквалификации договоров и тщательно проверять их соответствие признакам трудового или гражданско-правового договора. В таблице N 1 на с. 49 представлены признаки договоров, по которым их следует относить к трудовым или к гражданско-правовым.

Таблица N 1

Случаи заключения трудовых и гражданско-правовых договоров с преподавателями

Признаки

Трудовой договор

Гражданско-правовой договор

Преподаватель соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, договор не почасовой

Преподаватель соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, договор почасовой на оказание консультационных или преподавательских услуг в объеме не более 300 часов в год

Преподаватель соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, договор почасовой на оказание консультационных или преподавательских услуг в объеме свыше 300 часов в год

Преподаватель соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, договор почасовой на оказание иных услуг, кроме консультационных или преподавательских

Преподаватель не соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, проводит однократный семинар, консультацию и т.д.

Преподаватель по договору выполняет функции временно отсутствующего сотрудника, соблюдает правила внутреннего трудового распорядка

Таким образом, с преподавателями должен заключаться, как правило, трудовой договор. Исключением являются два случая:

1) регулярная деятельность по оказанию преподавательских или консультационных услуг на условиях почасовой оплаты объемом не более 300 часов в год каждая;

2) договор на проведение разовых семинаров, мастер-классов, лекций, консультаций.

Заключение гражданско-правовых договоров с преподавателями необходимо осуществлять в соответствии с нормами закупочного законодательства.

Закупки преподавательских услуг

На закупки казенных и бюджетных учреждений распространяется действие Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон N 44-ФЗ). Согласно Закону N 44-ФЗ закупки должны осуществляться, как правило, путем проведения конкурентных процедур, к которым Закон относит конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений (ч. 2 ст. 24 Закона N 44-ФЗ).

Закупки у единственного поставщика (или бесконкурентные закупки) в практике закупок для государственных (муниципальных) нужд были предусмотрены в законодательстве в качестве исключения из общего правила конкурентных закупок. В том числе в виде закупок у единственного поставщика зачастую осуществлялись закупки услуг у физических лиц. Напомним, что согласно Закону N 44-ФЗ образовательное учреждение у единственного поставщика может осуществлять закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем таких закупок не должен превышать 20 млн руб. или не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика (п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, закупки у единственного поставщика (подрядчика) могут осуществляться в случае заключения контракта на оказание преподавательских услуг физическими лицами (п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Так как данным пунктом предусмотрено отдельное, особое основание для заключения преподавательских услуг с единственным исполнителем, то сумма по нему не ограничена и не входит в 50%-ный лимит закупок.

Автономные учреждения осуществляют закупки в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ). Бюджетные учреждения также вправе осуществлять часть закупок в соответствии с нормами Закона N 223-ФЗ, в частности, за счет приносящей доход деятельности, за счет грантов (ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Согласно нормам Закона N 223-ФЗ закупки осуществляются согласно разработанному учреждением положению о закупках. Бюджетные образовательные учреждения должны разрабатывать данный документ в соответствии с Типовым положением о закупке товаров, работ, услуг (утв. Минобрнауки России 17.01.2014). В Типовом положении прямо предусмотрена возможность заключения договора на оказание преподавательских услуг физическим лицом с единственным подрядчиком.

Договор с физическим лицом и план закупок

Любая закупка, осуществляемая согласно Закону N 44-ФЗ, начинается с планирования.

С 1 января 2015 г. планирование закупок должно осуществляться посредством формирования, утверждения и ведения (ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ):

1) планов закупок:

2) планов-графиков.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Планы-графики составляются на основании планов закупок (ст. 21 Закона N 44-ФЗ). Данное положение также вступило в силу 1 января 2015 г.

А с 1 января 2016 г. заказчик будет вправе осуществить закупку, только если она включена в план-график (ч. 11 ст. 21; ч. 3 ст. 114 Закона N 44-ФЗ).

Обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана закупок, плана-графика (ч. 1 ст. 18 Закона N 44-ФЗ). При формировании плана закупок обоснованию подлежит объект закупки исходя из необходимости реализации конкретной цели осуществления закупки и установленных требований к закупаемым товару, работе, услуге, в том числе предельной цены (ч. 2 ст. 18 Закона N 44-ФЗ).

При формировании плана-графика обоснованию подлежат (ч. 3 ст. 18 Закона N 44-ФЗ) начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Начальная (максимальная) цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов (ч. 1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ):

1) метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативного метода;

3) тарифного метода;

4) проектно-сметного метода;

5) затратного метода.

Таким образом, при закупке у единственного поставщика — физического лица необходимо такую закупку не только включить в план-график, но и обосновать ее цель, а также цену одним из установленных Законом N 44-ФЗ методов.

Заключение и исполнение договора

Договор купли-продажи, акт оказания услуг может быть заключен с физическим лицом в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма (ч. 1 ст. 434 ГК РФ).

В частности, сделки юридических лиц с гражданами должны заключаться в письменной форме (п. 1 ч. 1 ст. 161 ГК РФ).

В момент заключения договора оказания преподавательских услуг учреждение принимает на себя обязательство (бюджетное обязательство). В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ (утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н; далее — Указания N 65н) преподавательские услуги относятся на подстатью 226 КОСГУ.

Принятие бюджетных обязательств (обязательств), осуществляемое, в частности, по факту заключения договора, отражается записью:

Дебет счета 1 50113 226 «Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по прочим работам, услугам» (для казенных учреждений),

Дебет счета 0 50411 226 «Сметные (плановые, прогнозные) назначения по прочим работам, услугам» (для бюджетных и автономных учреждений)

Кредит счета 0 50211 226 «Принятые обязательства по прочим работам, услугам».

Если физическое лицо оказывает учреждению услуги или выполняет работы, то по факту их оказания сторонами подписывается акт оказания услуг (акт выполненных работ). Форма данного документа также не является унифицированной.

Неунифицированные формы документов должны быть утверждены учреждением в рамках формирования учетной политики (п. 7 Инструкции N 157н). В них должны содержаться все обязательные реквизиты первичного учетного документа.

Также при подписании акта необходимо учитывать процедуру приемки исполнения контракта, предусмотренную Законом N 44-ФЗ. Напомним, что приемка исполнения контракта включает в себя в том числе проведение экспертизы выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта (ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Проведение заказчиком экспертизы на стадии исполнения контракта является обязательной процедурой, никаких исключений для товаров и услуг, закупаемых у заказчиков — физических лиц, нет (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут, а в отдельных случаях обязаны, привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов.

Для закупок у единственного поставщика, осуществляемых в соответствии с п. 33 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, экспертиза может быть проведена своими силами, без привлечения сторонних экспертов (ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

По решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком). Если товары, работы, услуги признаны учреждением некачественными, то поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа.

О приемке может составляться отдельный документ, или записи о процедуре приемки должны быть отражены в акте оказания услуг физическим лицом.

В случае единоличной приемки акт подписывается, как и раньше, лицом, имеющим полномочия такой подписи от лица учреждения. А в случае комиссионной приемки можно предусмотреть лист согласования.

Если данные подписи на акте или в отдельном документе, прилагаемом к акту, присутствуют, он подлежит отражению в бухгалтерском учете.

На основании акта выполненных работ в учете учреждения делаются записи по отражению расходов следующим образом:

Дебет счета 0 40120 226 «Расходы на прочие работы, услуги»,

Дебет счета 0 10900 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»

Кредит счета 0 30226 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

  • учтены услуги, оказанные физическим лицом, согласно акту оказания услуг.

Также отражается принятие денежных обязательств. Казенные учреждения принимают денежные обязательства на основании кредитового оборота по счету 30226, а бюджетные и автономные — на основании акта оказания услуг.

В учете это отражается так:

Дебет счета 0 50211 226 «Принятые обязательства по прочим работам, услугам»

Кредит счета 0 50212 226 «Принятые денежные обязательства по прочим работам, услугам»

  • принято денежное обязательство по выплате денежных средств преподавателю.

Кроме того, учреждение должно начислить страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на сумму вознаграждения.

Взносы должны быть начислены на дату начисления вознаграждения по гражданско-правовому договору, то есть на дату отражения в учете акта оказания услуг (п. 1 ст. 11 Закона N 212-ФЗ).

Примечание. О карточке учета взносов

В совместном Письме от 09.12.2014 ПФР N АД-30-26/16030, ФСС РФ N 17-03-10/08/47380 указано, что разработана новая карточка учета для ведения учета начисленных работнику выплат и относящихся к ним сумм страховых взносов.

Начисление страховых взносов учитывается так:

Дебет счета 0 30226 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит счетов:

0 30306 730 «Увеличение задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (если их начисление предусмотрено договором),

0 30307 730 «Увеличение задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС»,

0 30310 730 «Увеличение задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии».

Уплата страховых взносов производится в те же сроки, которые предусмотрены для выплаты взносов с заработной платы, — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления.

Оплата услуг

Оплата товаров и услуг физического лица может осуществляться как за наличный расчет, в том числе через подотчетных лиц, так и по безналичному расчету.

При оплате товаров физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, не действует лимит расчета наличными, то есть физическому лицу по договору может быть выплачена наличными любая сумма (п. 5 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов»).

В бухгалтерском учете выплата вознаграждения по гражданско-правовому договору оказания преподавательских услуг отражается следующим образом:

Дебет счета 0 30226 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит счета 0 20134 610 «Выбытие денежных средств из кассы учреждения»,

Кредит счета 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» (для бюджетных, автономных учреждений),

Кредит счета 0 20121 610 «Выбытия денежных средств учреждения в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации),

Кредит счета 1 30405 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам» (для казенных учреждений).

Одновременно: Дебет забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (для выплат с лицевого счета, счета в банке или через кассу)

  • выплачены физическому лицу денежные средства за оказанные услуги.

При выплате доходов физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, учреждение должно удержать из его вознаграждения НДФЛ и уплатить налог в бюджет. При этом НДФЛ должен быть удержан и уплачен непосредственно в день фактической выплаты вознаграждения (п. 1 ст. 223 и п. 4 ст. 226 НК РФ).

В учете исчисление НДФЛ отражается записями:

Дебет счета 0 30226 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит счета 0 30301 730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

  • удержан НДФЛ;

Дебет счета 0 30301 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»

Кредит счета 0 20111 610 «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»,

Кредит счета 0 20121 610 «Выбытия денежных средств учреждения со счетов в кредитной организации» (для автономных учреждений, имеющих счет в кредитной организации).

Кредит счета 1 30405 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам» (для казенных учреждений).

Одновременно: Дебет забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» (для бюджетных и автономных учреждений)

  • НДФЛ уплачен в бюджет.

Таким образом, при отражении в учете преподавательских услуг, приобретаемых у физических лиц, бухгалтеру необходимо обращать внимание:

  • на правомерность заключения гражданско-правового договора (а не трудового);
  • правильное оформление актов оказания услуг (включая подписи об экспертизе качества услуги);
  • своевременное начисление и уплату налогов и взносов (НДФЛ — не позднее даты выплаты вознаграждения, взносов в фонды — не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем начисления).

И.В.Артемова

Главный бухгалтер

консультант

Материальное обеспечение военнослужащих по контракту

Денежное довольствие военнослужащего состоит из месячного оклада в зависимости от присвоенного звания, занимаемой должности и дополнительных денежных выплат: за выслугу лет; за классную квалификацию; за особые условия военной службы; за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; за особые достижения в службе; за добросовестное исполнение службы.
Также каждый год выплачивается материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания. Согласно закону, происходит выплата подъемного пособия при заключении первого контракта и при переводе на новое место службы. Производится выплата компенсации за поднаем жилья. При увольнении с военной службы выплачивается пособие в зависимости от выслуги лет: менее 20 лет – 2 оклада денежного содержания, а более 20 лет – 7 окладов.
Военнослужащий, подписавший второй контракт, становится претендентом на участие в накопительной ипотечной системе. Далее на него заводят индивидуальный счет, на который ежемесячно перечисляют деньги. При накоплении в 660 тыс. рублей военнослужащий вправе купить себе жилье. К этой сумме банк дополнительно выделяет 2 млн 300 тыс. рублей. Приобретая жилье в любом регионе, он не будет за него платить, а только служить дальше. Погашать ипотеку будет государство, причем на зарплате военнослужащего это никак не отражается.

Льготы для военнослужащих по контракту

1. Немаловажным условием является обеспечением жильем на момент прохождения службы. Возможность покупки жилья после определенной выслуги лет по военно-ипотечной программе.
2. Получение бесплатного образования. Преимущественное право на поступление в государственные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
3. Медицинское обслуживание. Бесплатная медицинская и реабилитационная помощь в военно-медицинских учреждениях. Для всех членов семьи военнослужащего медицинское обеспечение происходит за счет системы обязательного медицинского страхования.
4. Вещевое обеспечение. Военнослужащий находится на полном государственном содержании. Ежегодно обеспечивается военной формой и другим необходимым обмундированием.
5. Бесплатный проезд к новому месту службы и в командировку. Один раз в год военнослужащему и членам его семьи оплачивается проезд до места проведения отпуска.
6. Пенсионное обеспечение. При условии наличия выслуги 20 лет и более право на пенсионное содержание с 45 лет.
7. Страхование здоровья и жизни. При увольнении контрактника со службы, вследствие получения травмы во время несения службы выплачивается 2 млн рублей. В случае смерти военнослужащего при исполнении военных обязанностей выплата составляет 3 млн рублей.
Человек, проходящий службу по контракту, устойчиво защищен от кризиса и безработицы. Военная служба – это достойная зарплата, государственное обеспечение и возможность получения своего собственного жилья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *