Преимущественное право аренды

Содержание

Преимущественное право покупки земельного участка

В зависимости от ситуации преимущественное право покупки земельного участка реализуется по-разному. Разберемся в статье, что это такое, кто может рассчитывать на первоочередное предложение и как отстоять это право.

В общем понимании преимущественное право покупки – это возможность приобрести объект недвижимости первым. Перед реализацией продавец обязан уведомить обладателя преимущественного права о предстоящей сделке. Он, в свою очередь, может купить объект или отказаться от покупки. Без направления уведомления продать недвижимость третьему лицу нельзя.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • +7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва и область)
  • +7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург и область)
  • +8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Преимущественное право при аренде земельного участка

Процесс аренды земельного участка регулируется посредством ЗК РФ и ГК РФ. Объектом аренды может быть любая земля, кроме изъятой из оборота. В качестве арендаторов выступают организации и частные лица, в том числе нерезиденты РФ.

В 2015 году в ЗК РФ были внесены корректировки, согласно которым положения о преимущественном праве были исключены из нормативного акта. Однако в ГК РФ эти указания сохранились.

В ст. 621 ГК РФ указано, что арендатор обладает преимущественным правом на переоформление договора аренды на новый срок. Обязательное условие – полноценное выполнение обязанностей, прописанных в соглашении.

Если арендатор желает воспользоваться своим правом, ему следует уведомить об этом арендодателя. Когда арендодатель отказывает в оформлении нового договора, он не может сдать объект другому лицу в течение года. В противном случае предыдущий арендатор вправе отстаивать свои права в судебном порядке.

Выкуп арендованной земли регулируется ст. 624 ГК РФ. Преимущественное право также устанавливается для арендатора.

Выкуп участков малым и средним бизнесом

Если предприниматель арендует земельный участок у государства или муниципалитета, то он также имеет возможность его приобрести по рыночной цене. Однако не все представители малого и среднего бизнеса вправе на это рассчитывать.

Так, не имеют преимущественного права покупки следующие представители предпринимательства:

  • инвестиционные фонды;
  • страховые компании;
  • финансово-кредитные фирмы;
  • ломбарды;
  • представители игорного бизнеса;
  • негосударственные пенсионные фонды;
  • участники рынка ценных бумаг;
  • иностранные организации;
  • компании, занимающиеся добычей и переработкой полезных ископаемых;
  • участники соглашений о разделе продукции.

Чтобы стал возможным выкуп земельного участка необходимо соблюсти три условия. Во-первых, договор аренды должен быть действующим на протяжении двух и более лет. Во-вторых, у предпринимателя не должно быть задолженности по арендной плате. В-третьих, арендуемое имущество не включается в список государственного или муниципального имущества, передаваемого в пользование бизнесменам.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефонам:

  • +7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва и область)
  • +7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург и область)
  • +8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Для реализации преимущественного права предпринимателю направляется предложение о заключении сделки и проект договора купли-продажи. Если бизнесмен согласен, он должен выкупить землю в течение 30 дней. В противном случае он утрачивает возможность приобретения участка.

Выкуп земли сельскохозяйственного назначения

Арендованные участки сельскохозяйственного назначения могут быть выкуплены без проведения торгов. Для возможности выкупа необходимо пользоваться наделом в течение минимум трех лет.

Необходимо собрать документы, подтверждающие надлежащее использование сельскохозяйственной земли. Уточнять перечень необходимо в Министерстве сельского хозяйства РФ.

Договором аренды может быть предусмотрена автоматическая передача участка в собственность арендатора по истечению срока действия соглашения. Это предусмотрено в ГК РФ.

Сельскохозяйственные организации и крестьянско-фермерские хозяйства вправе купить сельскохозяйственный надел по сниженной стоимости. Торги проводиться также не будут. Предварительно перечисленные организации могут владеть землей на правах аренды или постоянного бессрочного пользования. В некоторых случаях на усмотрение муниципалитета участки могут передаваться в собственность безвозмездно.

Если планируется продажа сельскохозяйственного участка частным лицом, то преимущественным правом обладает муниципалитет и государство. Продавец обязан уведомить учреждения о намерении совершить сделку купли-продажи. В уведомлении указывается цена, характеристики участка и сроки реализации. Срок не может превышать 90 дней.

В случае отказа государства или муниципалитета продавец вправе продать участок третьему лицу в течение одного года. Реализация возможна только по цене, указанной в уведомлении ранее.

Покупка доли земельного участка

Преимущественное право в рамках долевой собственности регулируется ст. 250 ГК РФ. В соответствии с этим нормативным актом, владелец доли в общем праве собственности обязан уведомить совладельцев, если планирует продажу имущества. Участники долевой собственности вправе купить реализуемую долю, если изъявят такое желание.

Право преимущественной покупки не может быть реализовано, если недвижимость продается на торгах. Еще одно исключение – наличие на «долевом» участке сооружения или дома. В последнем случае купить продаваемую долю в первую очередь может собственник постройки.

Продавец обязан предоставить сособственникам возможность купить долю, направив письменное уведомление о планируемой сделке. В оповещении необходимо указать все условия, которые могут посчитаться существенными – цена продажи, способ оплаты и т.д.

Срок на раздумья для сособственников составляет 30 дней. Если в течение этого периода ни один из них не изъявит желания выкупить долю, то продавец может реализовать ее третьему лицу.

Уведомления не потребуется, если сделка заключается с одним из участников долевой собственности. Во всех остальных случаях его отправка обязательна. При нарушении установленного порядка ущемленный сособственник может обратиться в суд.

Если участок относится к сельскохозяйственным землям, то продать долю в нем можно исключительно другому участнику долевой собственности или члену крестьянско-фермерского хозяйства. Изменить этот порядок позволит только выделение доли в натуре. После этого новообразованный участок необходимо предложить государству или муниципалитету, так как преимущественное право переходит к ним.

Выкуп участка с расположенными на нем строениями

Земельные участки, принадлежащие муниципалитету или государству, на которых располагаются постройки, могут быть проданы собственнику этих построек без проведения торгов. Это предусмотрено в ст. 39.3 ЗК РФ.

Если собственников несколько, надел приобретается ими в общую долевую собственность. При этом размеры долей на землю будут равнозначными долям на строение. Иной порядок может быть установлен только по решению суда или соглашению совладельцев.

Для оформления земли потребуется обратиться в уполномоченный орган и написать соответствующее заявление. К нему прилагаются документы на строение.

Если владельцем участка является частное лицо, то тут будут действовать нормы, предусмотренные ст. 250 ГК РФ. При намерении продать землю владелец должен уведомить собственника здания. Только после его отказа от покупки допускается продажа надела третьему лицу.

При возникновении вопросов обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Преимущественное право покупки земельного участка может быть по-разному реализовано в зависимости от конкретной ситуации. В случае ущемления ваших прав и законных интересов обращайтесь в суд.

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Преимущественное право аренды земельного участка гражданский кодекс

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Об этом Письмо Минэкономразвития РФ от 27.04.2011 N Д23-1761.

Общий порядок предоставления земли в аренду установлен ст.

Статья 621

1. Если иное не предусмотрено законом или аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Если арендодатель отказал арендатору в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока с ним заключил аренды с другим лицом, арендатор вправе по своему выбору потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить с ним договор аренды, либо только возмещения таких убытков.

Аренда земельных участков осуществляется только на основе договора. Общие положения о договоре аренды определяются гражданским законодательством, особенности сдачи в аренду земельных участков установлены законодательством.

Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Консультация эксперта по вопросу возможности обязать администрацию муниципального образования продлить заключенный договор аренды земельного участка

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее — Земельный кодекс) осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих участков в пределах их компатенции в соответствии со ст.

Проблемы пролонгации договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставленных для строительства до изменений Земельного кодекса РФ г

Пролонгация договоров аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных под строительство до 01.03.2015 г. без проведения торгов (с предварительным согласованием места размещения объекта)

Выкуп земельного участка — в 2019 году, аренда, правила и цены, документы на недвижимость, процедура, преимущественное право

Каждый гражданин, проживающий на территории России, имеет право на выкуп различных земельных участков, находящихся в собственности каких-либо государственных или муниципальных органов, на условиях, предусмотренных действующим законодательством.

В частности, стоит разобраться с тем, как устанавливается стоимость выкупа земельного участка в 2019 году и какие для этого нужны документы.

Что важно знать в 2019

Выкуп каких-либо земельных участков предусматривает необходимость в проведении определенного ряда юридических процедур, результатом которых является передача права собственности от текущего владельца тому гражданину, которым оформляется заявление.

Выкуп земли, которая ранее была предоставлена в использование на условиях аренды, предусматривает достаточно большое количество особенностей.

В частности, в связи с корректировками, которые были внесены в действующее законодательство в 2019 году, появилось достаточно большое количество аспектов, предусматривающих соблюдение определенных требований, в соответствии с которыми осуществляется оформление и последующая государственная регистрация перехода права собственности на те или иные территории.

Ключевые изменения коснулись процедуры последующего выкупа земельного участка у государственных и муниципальных органов.

Образец договора аренды земли:

Стандартные требования в 2019

В первую очередь, следует разобраться с тем, какими нормативными актами регулируется процедура выкупа земельных участков и какие условия устанавливаются для проведения данной операции.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

Главные нормативы

Преимущественное большинство граждан или юридических лиц в принципе не имеют возможности сразу купить определенный земельный участок для того, чтобы использовать его в процессе ведения предпринимательской деятельности или же использовать самостоятельно. Но с течением времени, когда появляются финансовые возможности, граждане предпочитают приступить к оформлению земельного надела, полученного на условиях аренды в частную собственность.

При этом нужно правильно понимать, что в таком случае нужно соблюдать достаточно большое количество условий и моментов, а помимо этого, действовать в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством.

В частности, стоит отметить следующие нормы:

  • земля должна передаваться по договору аренды, срок которого составляет не менее трех лет;
  • заявка на приобретение земельного участка должна подаваться до того момента, как заканчивается срок аренды;
  • не должно быть каких-либо нарушений пунктов сделки, предусмотренных составленным договором аренды.

Нормативы, которыми регулируется данная процедура, прописаны в Федеральном законе №251-ФЗ, которым, в частности, устанавливается необходимость обязательной регистрации территории в едином реестре.

Преимущественное право

Право физических или юридических лиц на приобретение арендованного участка устанавливается в соответствии с Земельным или Гражданским кодексом, а также всевозможными федеральными законодательными актами. Собственным правом выкупа на сегодняшний день может воспользоваться абсолютно любой гражданин вне зависимости от того, ведет ли он какую-либо предпринимательскую деятельность.

Данная процедура предусматривает передачу физическому лицу права собственности на определенную территорию за указанную сумму, размер которой определяется в соответствии с действующим законодательством. В некоторых ситуациях предусматривается возможность внесения требуемой суммы в рассрочку с растягиванием срока действия договора до нескольких лет.

Арендатор имеет право на покупку арендованной земли в частную собственность только в том случае, если будут соблюдаться определенные условия. В частности, это касается присутствия на территории зданий, принадлежащих арендатору, а также если договором аренды предусматривается возможность проведения выкупа.

Необходимые бумаги

Для того, чтобы выкупить определенную территорию в частную собственность, нужно подготовить следующий пакет документов:

  • гражданский паспорт;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • договор аренды земли.

Порядок оформления выкупа земельного участка

После того, как будет получено согласования с уполномоченными государственными органами, нужно будет отправиться в Росреестр, предварительно подготовив следующий перечень документов:

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

  • договор купли-продажи;
  • заявление, оформленное в соответствии со стандартной формой, в котором должна указываться просьба о переведении земельного участка в частную собственность из аренды;
  • документ, которым подтверждается оплата установленной стоимости за территорию;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины;
  • решение местной администрации, на основании которого надел передается в собственность заинтересованного лица;
  • документы, подтверждающие расчет стоимости земельного участка.

После того, как будут поданы все необходимые документы в местную администрацию, будет оформляться текст договора купли-продажи. В дальнейшем процедура выкупа земли будет проводиться на основании этого соглашения, в связи с чем оно в обязательном порядке отправляется потенциальному собственнику по почте или же предоставляется лично вместе с соответствующей распиской.

После того, как будут обсуждены все нюансы, подписывается договор. Если же по какой-то причине заинтересованное лицо обращается в государственный орган, но не получает никакого ответа, то в таком случае ему предоставляется возможность подачи обращения в судебную инстанцию с требованием о получении согласия на выкуп земельного участка.

Образец договора купли-продажи земельного участка:

Прочие уточнения по алгоритму

Для того, чтобы исключить любые возможные проблемы, стоит изначально запомнить все нюансы, связанные с выкупом земельных участков.

Вариации с недвижимостью

Алгоритм действий, необходимых для приобретения земельного участка, выглядит следующим образом:

  1. Подача обращения в орган местного самоуправления.
  2. Рассмотрение поданного заявления на протяжении ближайшего месяца.
  3. Оплата государственной пошлины.

Отдельное внимание следует уделить тому, что в некоторых ситуациях недвижимость, установленная на территории арендуемого земельного участка, была разрушено, в связи с чем многие начинают задаваться вопросом касательно того, предусматривается ли возможность выкупа такой территории.

В соответствии с действующим законодательством предусматривается возможность выкупа земельных участков с целью дальнейшей эксплуатации установленной недвижимости, но если же здание приходит в негодность, то в таком случае земля, на котором оно стояло, предоставляется владельцу в бессрочное пользование.

После того, как будут проведены все необходимые работы для восстановления указанного объекта, уже можно будет заниматься непосредственной приватизацией земельного участка.

Особенности договора

Процедура оформления свидетельства о праве собственности осуществляется на основании бумаг, которыми подтверждается законность проводимой операции. Ключевым документом в данном случае является договор, составленный между заинтересованным лицом и нынешним владельцем указанной недвижимости.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

В этом соглашении в обязательном порядке должна присутствовать следующая информация:

Наименования каждой из сторон В частности, здесь указывается также информация о документах, на основании которых указанные лица имеют право на оформление этого договора.
Предмет договора В данном разделе перечисляются всевозможные технические характеристики, которые индивидуализируют указанный земельный участок, и в частности, это касается не только точного адреса данной территории, но еще и ее площади, расположения и различных значимых особенностей.
Основания В данном случае нужно будет просто указать ссылку на оформленный ранее договор аренды или же какие-либо дополнительные соглашения к этому документу, в которых указывается возможность приобретения указанной территории.
Стоимость участка В данном разделе не только указывается точная сумма, оплачиваемая заинтересованным лицом для получения земельного участка, но еще и возможность авансовой предоплаты за исполнение установленных условий договора.
Права и обязанности каждой из сторон В указанном разделе фиксируются права и обязанности, причем касается это не только покупателя, но и продавца недвижимости. В частности, на продавца может накладываться определенная ответственность в том случае, если окажется, что участок продается с какими-либо обременениями.
Возможные форс-мажоры Данная часть договора должна всецело посвящаться всевозможным обстоятельствам, по которым в дальнейшем сделку могут признать недействительной.
Полные реквизиты каждой из сторон Раздел включает в себя полный перечень паспортных данных каждой из сторон-участниц, а также всевозможные данные о юридических лицах, подтверждающие их государственную регистрацию и банковские реквизиты, на основании которых осуществляется расчет с текущим владельцем продаваемого имущества.

Последний раздел, который должен заполняться в процессе оформления договора – это указание точной даты и времени оформления соглашения, а также подписи каждой из сторон.

Связь с арендой

Изначально каждому гражданину России или юридическому лицу предоставляется возможность выкупа земельных участков в частную собственность, но при этом для проведения данной процедуры территория в обязательном порядке должна использоваться на правах аренды.

Статья 624. Выкуп арендованного имущества

Отдельное внимание следует уделить тому, что арендуемые участки могут продаваться без торгов, что существенно сокращает их потенциальную стоимость, так как гражданин может получить территорию всего лишь за 3% от установленной кадастровой стоимости, что представляет собой просто символическую сумму.

Форс-мажоры и сложности

Как говорилось выше, данная категория всецело посвящается каким-либо ситуациям, при которых впоследствии проведенная сделка может быть признана недействительной или же не предусматривается возможность исполнения условий, прописанных в соглашении.

К данному разделу предъявляется довольно важное требование: обстоятельства должны представлять собой непреодолимые препятствия, причем распространяется это на каждую из сторон договора. В противном случае неисполнение установленных договором условий в конечном итоге приведет к наложению на участника соответствующих штрафных санкций.

Если говорить о сложностях, то зачастую они связаны с согласованием права перехода или в оформлении кадастровой документации.

Стоимость процедуры в 2019

Стоимость земельного участка устанавливается в виде определенного процента от его кадастровой цены, зависящей от того, в каком регионе находится данное имущество. К примеру, стандартно для граждан, возводящих постройки на участках, или для юридических лиц, являющихся владельцами зданий, стоимость выкупа из аренды будет составлять примерно 60% от кадастровой цены.

Преимущественное право аренды муниципального земельного участка

В последнем случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за 3 месяца, но для такого предупреждения законом или договором может быть установлен и иной срок (ст. 610 ГК РФ). По общему правилу ст.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Статья 22 ЗК РФ устанавливает несколько исключений из преимущественного права арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Так, преимущественное право аренды земельного участка имеют собственники зданий, строений и сооружений, находящихся на чужом земельном участке (п. 3 ст.

Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» — Возможность применения преимущественного права на заключение договора на новый срок (п. 1 ст. 621 ГК РФ) к договору безвозмездного пользования — Возможность применить положения о преимущественном праве на заключение договора на новый срок (п. 1 ст.

621 ГК РФ) к отношениям по пользованию имуществом без договора аренды — Уведомление арендатора об отказе от заключения договора аренды на новый срок — Применение положений ст. 621 ГК РФ к договору ссуды — Расторжение договора аренды, заключенного на неопределенный срок, по основаниям, предусмотренным ст.

619 ГК РФ — Возможность возобновления договора субаренды на неопределенный срок — Возможность заключения договора аренды по правилам п. 1 ст.

23. договор аренды земельных участков

ГК РФ, говорит о том, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

с 1 марта 2015 г. вступила в силу ст. 39.8 ЗК РФ. В соответствии с п. 15 данной статьи арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов.

Статья 22. аренда земельных участков

В случае предоставления юридическому лицу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для комплексного освоения территории указанное юридическое лицо должно заключить договор о комплексном освоении территории одновременно с заключением договора аренды такого земельного участка. 7.

Продление договора аренды земельного участка

Внесение изменений в заключенный по результатам аукциона или в случае признания аукциона несостоявшимся с лицами, указанными в пункте 13, 14 или 20 статьи 39.

12 настоящего Кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в части изменения видов разрешенного использования такого земельного участка не допускается.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 653-60-72 доб. 987 (Москва)

+7 (812) 426-14-07 доб. 133 (Санкт-Петербург)

+8 (800) 500-27-29 доб. 652 (Регионы)

Это быстро и бесплатно!

К тем договорам земельных долей, которые по истечении этого срока окажутся не приведенными в соответствие с требованиями законодательства, будут применяться правила договоров доверительного управления имуществом. По общему правилу ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации (если иное не установлено законом).

Земельный кодекс в ст. 26 установил, что не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, договоры аренды и субаренды земельного участка, заключенные на срок до 1 года. Договор аренды может быть заключен на определенный срок или без указания в договоре конкретного срока, т.е.

на неопределенный срок.

Владивосток». (пп. 18 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ) 9.

В случае предоставления земельного участка, в соответствии с основным видом разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, в аренду на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев проведения аукционов в соответствии со статьей 39.

18 настоящего Кодекса), договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.

>Если срок договора аренды истек а арендатор продолжает пользоваться

Даже если арендатор продолжает пользоваться имуществом по истечении срока действия договора аренды, это еще не свидетельствует о его продлении (Постановление ФАС СЗО от N Ф04-5544

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Простор» на решение от 10.12.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Безиков О.А.) и постановление от 02.04.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А70-9690/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Простор» (625056,г. Тюмень, д. Метелева, проезд Воронинские горки, 194, ОГРН 1027200846672, ИНН 7203065060) к департаменту земельных ресурсов администрации г. Тюмени (625002, г. Тюмень, ул. Орджоникидзе, 24, ОГРН 1027200857980, ИНН 7202029213) о признании незаконным отказа в продлении договора N 80/37 аренды земельного участка с кадастровым номером 72:23:04 29 030:0304, данного письмом от 25.03.2013 N14-06-503.

Из условий договора следует, что его продление на неопределенный срок по истечении срока действия исключается при любых обстоятельствах. Использование арендатором земельного участка по истечении срока действия договора не может быть признано в качестве продления договора на неопределенный срок. Либо в качестве согласия арендодателя на продолжение арендных отношений. В связи с чем в рассматриваемом случае норма о возобновлении договора на неопределенный срок не применяется.

Если срок договора аренды истек а арендатор продолжает пользоваться

Право пользования помещением возникает в том числе и на основании договора аренды. На основании п. 1 ст. 611 ГК РФ арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды и назначению имущества. Факт предоставления имущества одной стороной другой стороне подтверждается актом приемки-передачи имущества; таким образом, возникают правоотношения между сторонами. Право пользования помещением подтверждается, помимо всего прочего, платежными поручениями об оплате арендной платы, коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию помещения и т.п.

При прекращении договора аренды в соответствии со ст. 622 ГК РФ арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Факт передачи имущества от арендатора к арендодателю подтверждается актом приемки-передачи (сдачи-приемки), право пользования помещением в таком случае прекращается. Однако если арендатор по акту приема-передачи помещение не вернул и продолжает им пользоваться, а арендодатель помещение не истребовал (оба факта должны быть доказаны), правоотношения между сторонами продолжаются.

Что делать, когда срок договора аренды земельного участка истек, а объект еще не построен

Требуется ли подтверждение факта возобновления договора? Мы рекомендовали нашему клиенту обратиться в Управление Росреестра по Красноярскому краю с заявлением о государственной регистрации возобновленного договора аренды. Решением регистратора в такой регистрации отказано по причине, что данный договор не подлежит регистрации. Возобновленный договор не содержит срока действия, и поэтому регистратор не имеет возможности оценить, заключен ли договор на срок более года, или на меньший срок. Косвенно данный документ служит доказательством возобновленности договора.

Во-вторых, отсутствие возражений со стороны Арендодателя. Из текста статьи 621 Гражданского кодекса РФ однозначно вытекает, что при наличии возражений они должны быть недвусмысленно доведены до сведения арендатора. Отсутствие соответствующего документа означает в данном случае отсутствие возражений, т.е. присутствует второе условие возобновления договора на неопределенный срок.

Актуальная судебная практика по договорам аренды помещений

  • арендатор, заключая договор аренды и дополнительное соглашение к нему, был осведомлен о технических характеристиках арендуемых помещений и условиях договора, касающихся возможности их перепланировки, однако в отсутствие согласия на это произвел изменение их конфигурации, что повлекло уменьшение площади вновь образованного помещения и внесение изменений в технический паспорт помещения;
  • вывод суда апелляционной инстанции о том, что указанная перепланировка не носит капитального характера, то есть не относится к реконструкции арендуемых помещений, не имеет правового значения, так как договором предусмотрена ответственность арендатора не только за самовольную реконструкцию арендуемых помещений, но и за их перепланировку, не связанную с изменением конструктивных элементов помещения в частности и здания в целом;
  • последующее согласование арендодателем произведенной перепланировки помещений не может служить основанием для освобождения арендатора от ответственности за невыполнение принятых по договору обязательств.

Cдача помещения в аренду – это не только получение прибыли в виде арендной платы, но и определенный риск, связанный с сохранностью арендованного помещения, ведь собственник лишается прав владения и использования своего недвижимого имущества и может реализовать только право на контроль за деятельностью арендатора.

Вопросы арендной платы при истечении срока действия договора аренды

Согласно абз. 1 ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Обязанность внесения платы наступает только после фактической передачи объекта аренды, а не после подписания договора аренды, даже если сторонами не подписан соответствующий акт приема-передачи.
При условии фактического использования арендованного имущества, отсутствие передаточного акта носит формальный характер и не может являться основанием для неисполнения арендатором своих обязательств по договору. При этом, если арендатор еще и вносит арендные платежи, в том числе частично, то такими конклюдентными действиями арендатор подтверждает факт получения и пользования объектом аренды.
Таким образом, при отсутствии подписанного сторонами акта приема-передачи объекта аренды, договор исцеляется фактическим исполнением сторонами принятых на себя обязательств. В тоже время, как показывает судебная практика, в случае чинения арендодателем препятствий арендатору в пользовании арендуемым объектом, обязанность по внесению арендной платы не возникает (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 11.08.2014 по делу № А40-100131/2011).
Как правило, договор аренды заключается на определенный срок по соглашению сторон, после истечения которого арендные отношения прекращаются, если условиями договора не предусмотрена автоматическая пролонгация срока действия договора, а объект аренды подлежит возврату арендодателю. На практике часто возникает ситуация, при которой срок действия договора аренды истек, а арендатор продолжает пользоваться объектом. В таком случае арендодатель имеет право продолжить начисление арендной платы, арендатор обязан произвести ее уплату, а договор аренды считается возобновленным на неопределенный срок, даже если в нем предусмотрен запрет на его продление (Постановление ФАС Уральского округа от 04.03.2014 по делу № А07-6131/2013).
Факт продолжения пользования арендуемым помещением после истечения срока договора подтверждается актом приема-передачи объекта (приложение к договору), а также тем обстоятельством, что объект аренды не возвращен арендодателю. Такое положение вещей свидетельствует о так называемых фактических арендных отношениях между сторонами.
В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Возобновление договора аренды на неопределенный срок порождает у арендодателя вопросы касающиеся повышения размера арендной платы в случае, если арендатор отказывается от подписания дополнительного соглашения.
В такой ситуации ошибочно полагать, что возможно использовать механизм оферты для заключения нового договора аренды на новый срок с иным условием о размере арендной платы. Приверженцы такого алгоритма полагают, что если за месяц до истечения срока действия договора аренды арендатору направить новый договор аренды с иными условиями о сроке и размере платы, то при не освобождении занимаемого арендатором объекта, в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ оферта является принятой, а новый договор, соответственно, будет считаться заключенным. Подкрепляется данная позиция ссылкой на п. 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором указано, что при разрешении преддоговорных споров, а также споров, связанных с исполнением обязательств, необходимо иметь в виду, что акцептом, наряду с ответом о полном и безоговорочном принятии условий оферты, признается совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором (п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Следует учитывать, что для признания соответствующих действий адресата оферты акцептом Кодекс не требует выполнения условий оферты в полном объеме. В этих целях для квалификации указанных действий в качестве акцепта достаточно, чтобы лицо, получившее оферту (в том числе проект договора), приступило к ее исполнению на условиях, указанных в оферте и в установленный для ее акцепта срок.
Однако данная позиция не выдерживает критики, в связи с тем, что к описанной ситуации будут применяться специальные нормы главы 34 ГК РФ. Как уже было ранее сказано, при истечении срока действия договора аренды – он считается возобновленным на неопределенный срок. Для блокирования механизма возобновления действия договора аренды на неопределенный срок арендодателю необходимо воспользоваться правом, предусмотренным в п. 2 ст. 610 ГК РФ, в соответствии с которым при аренде недвижимого имущества каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за три месяца. В такой ситуации арендодатель должен направить арендатору заявление о прекращении договора аренды. По истечении указанного срока стороны могут заключить новый договор аренды, либо арендодатель может направить арендатору оферту о заключении договора аренды по правилам ст. 435 ГК РФ. Оферта будет считаться принятой, если арендатор совершит конклюдентные действия – после истечения срока для освобождения объекта по предыдущему договору будет занимать помещение.
Таким образом, конкуренция действия двух договоров зависит от соблюдения прописанных Гражданским кодексом процедур. Подводя итог, отметим, что при несоблюдении процедуры уведомления арендатора о прекращении договора аренды в связи с истечением срока его действия, арендодатель не сможет в судебном порядке требовать взыскания арендной платы со ссылкой на заключения нового договора аренды (с условием об ином размере арендной платы и сроке действия договора) по средством направления оферты. Арендная плата будет подлежать взысканию в соответствии с первым договором аренды, который будет считаться возобновленным на неопределенный срок.

Возможно ли продление договора аренды муниципального имущества без проведения торгов? (Постановление ФАС ВВО от 18 марта 2013 г. N Ф01-7376/13 по делу N А79-7568/2012)

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Забурдаевой И.Л.,

судей Александровой О.В., Радченковой Н.Ш.

при участии представителей от заинтересованного лица: Иванова Н.Д. (доверенность от 28.12.2012 N 05-05/9661), от третьего лица: Петрова Е.М. (доверенность от 07.03.2013 N Д/13-165),

рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии, администрации Батыревского района Чувашской Республики, открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго» на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А79-7568/2012 по заявлению администрации Батыревского района Чувашской Республики к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии о признании недействительными решения и предписания,

третье лицо — открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго», и установил:

администрация Батыревского района Чувашской Республики (далее — Администрация, орган местного самоуправления) обратилась в Арбитражный суд Чувашской Республики — Чувашии с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии (далее — Управление, антимонопольный орган) от 22.02.2012 по делу N 239-АМЗ-2011.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго» (далее — ОАО «МРСК Волги», Общество).

Решением суда от 24.08.2012 заявленное требование удовлетворено.

Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 решение отменено в части признания недействительным пункта 1 решения Управления; в удовлетворении требования Администрации о признании недействительным пункта 1 решения Управления отказано; в остальной части решение суда оставлено без изменения.

Управление, Администрация и ОАО «МРСК Волги» не согласились с принятым по делу постановлением в соответствующих частях и обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами.

Управление не согласно с принятым постановлением в части оставления без изменения решения суда первой инстанции.

По мнению антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции неправильно истолковал статью 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции); у Управления в силу пункта 3 части 1 данной статьи имелись правовые основания для выдачи Администрации предписания о расторжении договора аренды.

Администрация не согласна с постановлением Первого арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требования органа местного самоуправления о признании недействительным пункта 1 решения Управления.

Ссылаясь на пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9143/10, орган местного самоуправления указывает, что после вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции новый договор аренды либо дополнительное соглашение к этому договору Администрацией и Обществом не заключались, после истечения срока действия договора аренды от 16.06.2008 Общество продолжало пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны Администрации, следовательно, договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок, поэтому в действиях Администрации отсутствует нарушение антимонопольного законодательства. Размер арендной платы был рассчитан органом местного самоуправления согласно постановлению главы администрации Батыревского района от 30.01.2002 N 33 «О порядке расчета годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории Батыревского района», разработанного на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.12.2001 N 285 «О порядке расчета годовой арендной платы за пользование имуществом, находящимся в государственной собственности Чувашской Республики, расположенным на территории Чувашской Республики», а факт непривлечения независимого оценщика сам по себе не является основанием для признания договора аренды недействительным.

ОАО «МРСК Волги» не согласно с принятым постановлением Первого арбитражного апелляционного суда в части отказа в удовлетворении требования Администрации о признании недействительным пункта 1 решения Управления.

Общество считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил нормы Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона о защите конкуренции. Ссылаясь на правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 9143/10, указывает, что суд нарушил единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению Общества в действиях Администрации отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Подробно доводы заявителей изложены в кассационных жалобах.

Представители Управления и Общества в судебном заседании поддержали позиции, изложенные в кассационных жалобах.

Управление в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы Администрации и ОАО «МРСК Волги», приведенные в кассационных жалобах.

Администрация надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб, представителя не направила.

В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители Управления и Общества участвовали в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи Арбитражного суда Чувашской Республики — Чувашии.

Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики — Чувашии (в части) и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Администрация и ОАО «МРСК Волги» заключили договор аренды муниципального имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1, по условиям которого арендодатель передал, а арендатор принял во временное владение и пользование муниципальное имущество — объекты электросетевого хозяйства.

Срок действия договора аренды стороны установили с 30.06.2008 по 28.06.2009 (пункт 5.1 договора аренды).

Согласно акту приема-передачи от 29.06.2008 арендованные объекты электросетевого хозяйства переданы арендатору.

Письмом от 15.06.2009 N 329 Администрация обратилась в филиал ОАО МРСК «Волги» с предложением считать договор возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации. ОАО МРСК «Волги» согласие на данное предложение в Администрацию не направляло.

До настоящего времени арендуемое имущество по акту приема-передачи Администрации не возвращалось.

В Управление поступило обращение главы Батыревского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о нарушении Администрацией антимонопольного законодательства, в котором указывалось, что договор аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1 был заключен Администрацией и ОАО «МРСК Волги» сроком с 30.06.2008 по 28.06.2009 без проведения торгов и по истечении срока действия договор возобновлен на тех же условиях на неопределенный срок.

Усмотрев в действиях Администрации признаки нарушения статьи 15 и статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, руководитель Управления приказом N 503 от 21.12.2011 возбудил дело о нарушении антимонопольного законодательства N 239-АМЗ-2011.

На основании результатов проверки комиссия Управления 22.02.2012 вынесла решение N 239-АМЗ-2011 о признании Администрации нарушившей часть 1 статьи 15 и часть 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Одновременно Управление выдало органу местного самоуправления предписание об устранении нарушения в срок до 01.06.2012 путем расторжения в соответствии с действующим законодательством договора аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1, заключенного Администрацией и ОАО «МРСК Волги»; об исполнении настоящего предписания предложено проинформировать антимонопольный орган до 15.03.2012.

Не согласившись с решением и предписанием Управления, Администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Руководствуясь статьей 71, частью 1 статьи 198, частями 4 и 5 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 15, частью 1 статьи 17.1, статьями 22, 23, 39, частью 4 статьи 41 Закона о защите конкуренции, статьями 8 и 10 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пунктом 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», пунктом 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Управление не доказало наличие в действиях Администрации нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 и частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поэтому удовлетворил заявленное требование.

Первый арбитражный апелляционный суд посчитал, что Управление правомерно признало действия Администрация нарушающими антимонопольное законодательство, поэтому отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительным пункта 1 решения Управления и отказал в удовлетворении требования Администрации о признании недействительным пункта 1 решения Управления; в остальной части оставил решение суда без изменения.

Рассмотрев кассационные жалобы, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа пришел к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Как следует из оспариваемого решения Управления, Администрация признана нарушившей нормы Закона о защите конкуренции в связи с тем, что договор аренды, по мнению антимонопольного органа, прекратил свое действие, а Администрация проявила бездействие, выразившееся в непроведении оценки имущества, и незаконно передала спорное имущество во владение и пользование Обществу.

Как установили суды и подтверждается материалами дела, Администрация и ОАО «МРСК Волги» заключили договор аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество — объекты электросетевого хозяйства.

Срок действия договора аренды был установлен с 30.06.2008 по 28.06.2009 (пункт 5.1 договора аренды).

Согласно акту приема-передачи от 29.06.2008 арендованные объекты электросетевого хозяйства были переданы арендатору.

По истечении срока действия указанного договора Общество продолжало пользоваться арендованным имуществом при отсутствии возражений со стороны органа местного самоуправления.

Следовательно, договор аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1 считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» разъяснено, что в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 30 — 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов.

В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Вместе с тем договор аренды государственного или муниципального имущества может быть возобновлен на неопределенный срок в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если этот договор заключен до вступления в силу закона, требующего обязательного проведения торгов для заключения договора аренды (статья 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Договор аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1 был заключен до вступления в силу статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Новый договор аренды либо дополнительное соглашение к договору от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1 Администрация и Общество не заключали.

Таким образом, указанный договор аренды по истечении срока его действия следует считать возобновленным на неопределенный срок, поскольку Общество продолжает пользоваться имуществом при отсутствии возражений со стороны Администрации.

Положения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции основанием для прекращения действия договора не являются, поскольку были введены в действие после возникновения договорных правоотношений и обратной силы не имеют.

Данная позиция согласуется с правовой позицией выработанной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 28.12.2010 N 9143/10.

Суд первой инстанции установил, что размер арендной платы по договору аренды имущества от 16.06.2008 N МР6/122-21-04/1145/1 был рассчитан Администрацией в установленном порядке, на основании постановления главы администрации Батыревского района от 30.01.2002 N 33 «О порядке расчета годовой арендной платы за пользование муниципальным имуществом, расположенным на территории Батыревского района». Доказательств обратного Управлением не представило.

В пункте 3 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» отражен подход, согласно которому статьей 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено обязательное привлечение оценщика (обязательное проведение оценки), а не обязательность проведенной оценки. Непривлечение независимого оценщика в этом случае само по себе не является основанием для признания сделки недействительной по мотивам нарушения требований закона.

Суд первой инстанции установил, что размер арендной платы по договору согласован сторонами договора и ими не оспаривается.

На основании изложенного своими действиями Администрация не нарушила действующее законодательство при заключении договора аренды.

В силу того, что договор аренды, заключенный Администрацией и Обществом, свое действие не прекратил, так как возобновлен на неопределенный срок, основания для расторжения договора и проведения оценки имущества у Администрации отсутствовали.

Выводы Управления об обратном, изложенные в оспариваемом решении, и выводы Первого арбитражного апелляционного суда, поддержавшего позицию антимонопольного органа, являются ошибочными.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Управление не доказало наличие в действиях Администрации нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 15 и частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, и признал недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа.

Постановление суда апелляционной инстанции в части отмены решения суда первой инстанции и отказа в удовлетворении требования Администрации о признании недействительным пункта 1 решения Управления принято при неправильном применении норм материального права и без учета указанной правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поэтому постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 в данной части подлежит отмене, а решение Арбитражного суда Чувашской Республики — Чувашии от 24.08.2012 в данной части — оставлению в силе.

Согласно статьям 41 (части 4), 49 (пункта 5 части 1), 50, 51 (части 1) Закона о защите конкуренции, а также подпункту 3.44 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 25.12.2007 N 447, предписание выдается антимонопольным органом в целях устранения нарушения антимонопольного законодательства и оформляется им в виде отдельного документа для каждого лица (ответчика), признанного нарушителем, на основании принятого решения; в нем должны быть указаны конкретные действия (определенные решением), которые ответчик должен осуществить; сроки его исполнения и представления доказательств этого. Неисполнение в срок предписания влечет за собой административную ответственность (часть 2 статьи 51 Закона о защите конкуренции).

Следовательно, недействительность решения антимонопольного органа в любом случае свидетельствует о незаконности выданного на его основе предписания.

С учетом изложенного доводы кассационной жалобы Управления о правомерности принятого им предписания не имеют правового значения.

Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы Общества подлежат отнесению на Управление.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы составляет 1 000 рублей. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 5 части 1), 288 (частями 1 и 2) и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:

кассационные жалобы администрации Батыревского района Чувашской Республики и открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго» удовлетворить.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 по делу N А79-7568/2012 в части отказа в удовлетворении требования Администрации о признании недействительным пункта 1 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии отменить.

Решение Арбитражного суда Чувашской Республики — Чувашии от 24.08.2012 в данной части оставить в силе.

Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2012 в части оставления без изменения решения Арбитражного суда Чувашской Республики — Чувашии от 24.08.2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии — без удовлетворения.

Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике — Чувашии в пользу открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго» 1000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы.

Арбитражному суду Чувашской Республике — Чувашии выдать исполнительный лист.

Возвратить открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги» в лице филиала ОАО «МРСК Волги» — «Чувашэнерго» из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 24.01.2013 N 000800.

Выдать справку на возврат государственной пошлины.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий И.Л. Забурдаева
Судьи О.В. Александрова
Н.Ш. Радченкова

1. Преимущественное право на заключение договора аренды означает приоритетное перед всеми остальными субъектами (потенциальными арендаторами) право на заключение договора аренды. Соответственно, арендодатель не вправе отказать такому арендатору в заключении договора аренды при отсутствии для этого правовых оснований.

Преимущественное право на заключение договора аренды предоставляется арендатору, который в течение срока действия договора аренды надлежащим образом исполнял свои обязанности по договору аренды. Надлежащее исполнение обязанностей по существу означает полное отсутствие существенных нарушений условий договора аренды либо наличие незначительных нарушений таких условий, например, нарушение срока внесения арендной платы на один-два дня. Такому арендатору предоставляется право заключения договора аренды на новый срок, что является своего рода поощрением такому арендатору.

Безусловно, реализовать такое преимущественное право арендатор может только при наличии у него желания на заключение такого договора. Выразить данное желание арендатор может путем направления арендодателю письма (уведомления), в котором содержится его намерение заключить договор аренды на новый срок. Срок направления такого письма (уведомления), как правило, указывается, в договоре. В случае если в договоре такой срок не указан, то арендатор должен направить такое письмо (уведомление) в срок, в течение которого арендодатель до окончания срока действия договора аренды сможет с учетом желания арендатора принять решение о заключении договора аренды на новый срок (разумный срок).

В случае заключения договора аренды на новый срок арендатор и арендодатель вправе по соглашению изменить условия договора аренды.

Арендатору предоставляется право потребовать перевода на себя прав и обязанностей арендатора по договору аренды, заключенному с другим арендатором на новый срок, а также потребовать возмещения убытков либо только возмещения убытков, в случае отказа арендодателя от заключения с ним договора аренды на новый срок и заключения в течение года с момента прекращения действия предыдущего договора аренды, договора аренды с другим арендатором. Возмещение убытков возможно только при условии, если они будут связаны с отказом арендодателя заключить с этим арендатором договор аренды на новый срок, то есть, например, если арендатор не получит доходов, которые он мог бы получить в случае заключения с ним арендодателем договора аренды.

Такие требования могут быть предъявлены как путем направления арендодателю письменных требований, так и путем направления искового заявления в суд. Но в этом случае арендатор обязан будет доказать факт причинения ему убытков.

Договор аренды также может быть пролонгированным на новый срок, если ни одна из сторон не потребует после истечения срока действия договора аренды его расторжения, а арендатор будет продолжать пользоваться арендованным имуществом.

2. Применимое законодательство:

— ЗК РФ;

— ВК РФ;

— ФЗ от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»;

— Письмо Министерства экономического развития РФ от 16.02.2010 N Д05-408.

3. Судебная практика:

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.01.2002 N 66;

— Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 N 14АП-4894/14;

— Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2013 N 11АП-4360/13;

— Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2012 N 18АП-5778/12;

— Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 12АП-5509/12;

— Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2011 N 15АП-1951/11;

— Постановление ФАС Московского округа от 24.01.2014 N Ф05-17493/13 по делу N А41-19191/2013.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *