Правовой статус негосударственных пенсионных фондов

Глава 3. Проблемы правового статуса негосударственных пенсионных фондов в отношениях по негосударственному пенсионному обеспечению

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регулирует правовые, экономические и социальные отношения, возникающие при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию и ликвидации указанных фондов, а также устанавливает основные принципы государственного контроля за их деятельностью.

Отношения, которые возникают при создании негосударственных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и ликвидации указанных фондов, регулируются настоящим Федеральным законом, законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Негосударственный пенсионный фонд (далее — фонд) — особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительными видами деятельности которой являются:

деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами об обязательном пенсионном страховании;

деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. *2.4)

Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованным лицам.

Деятельность фонда в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию и по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по обязательному пенсионному страхованию.

Основные понятия, используемые в Федеральном законе

договор негосударственного пенсионного обеспечения (далее — пенсионный договор) — соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее — вкладчик), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда (далее — участник) негосударственную пенсию;

договор об обязательном пенсионном страховании — соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица или его правопреемников, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части трудовой пенсии или выплаты его правопреемникам. К правопреемникам застрахованного лица относятся лица, указанные в пункте 6 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

договор о создании профессиональной пенсионной системы — соглашение о создании профессиональной пенсионной системы, соответствующее требованиям федерального закона;

вкладчик — физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд;

страхователь — физическое или юридическое лицо, обязанное перечислять страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в пользу застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

участник — физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или производятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;

застрахованное лицо — физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании, или физическое лицо, в пользу которого заключен договор о создании профессиональной пенсионной системы;

пенсионный взнос — денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора;

страховой взнос — индивидуально возмездные обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии, уплачиваемые страхователем в пользу застрахованного лица в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в выбранный этим застрахованным лицом фонд в порядке, определяемом Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

негосударственная пенсия — денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

накопительная часть трудовой пенсии — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Российской Федерации о трудовых пенсиях, настоящим Федеральным законом и договором об обязательном пенсионном страховании;

пенсионная схема — совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий;

профессиональная пенсия — ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с договором о создании профессиональной пенсионной системы;

пенсионные основания — основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, основания приобретения застрахованным лицом права на получение накопительной части трудовой пенсии или основания приобретения застрахованным лицом права на получение профессиональной пенсии;

выкупная сумма — денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику или их правопреемникам либо переводимые в другой фонд при прекращении пенсионного договора

пенсионный счет — форма аналитического учета в фонде, отражающая обязательства фонда перед вкладчиками, участниками или застрахованными лицами;

пенсионный счет негосударственного пенсионного обеспечения — форма аналитического учета в фонде, отражающая поступление пенсионных взносов, начисление дохода, начисление выплат негосударственных пенсий и выплат выкупных сумм участнику (именной пенсионный счет) или участникам (солидарный пенсионный счет), а также начисление выкупных сумм участнику (участникам) для перевода в другой фонд при расторжении пенсионного договора;

пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии — форма индивидуального аналитического учета в фонде, отражающая движение средств пенсионных накоплений, включая отдельно движение средств взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», начисление и выплату накопительной части трудовой пенсии застрахованному лицу, а в случае смерти застрахованного лица до ее назначения — выплаты правопреемникам (абзац дополнен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

пенсионные резервы — совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами;

пенсионные накопления — совокупность средств, в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы и формируемых в соответствии с настоящим Федеральным законом (абзац дополнен с 1 января 2009 года Федеральным законом от 30 апреля 2008 года N 55-ФЗ — см. предыдущую редакцию);

инвестиционный портфель фонда по обязательному пенсионному страхованию (далее — инвестиционный портфель фонда) — активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям);

инвестиционный портфель управляющей компании — активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений, полученных управляющей компанией в доверительное управление от одного фонда;

доходы от размещения пенсионных резервов — дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по размещению пенсионных резервов, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости пенсионных резервов за счет переоценки на отчетную дату;

доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений — дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов и чистый финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

правила фонда — документы, определяющие порядок и условия исполнения фондом обязательств по пенсионным договорам (пенсионные правила фонда), договорам об обязательном пенсионном страховании (страховые правила фонда);

управляющая компания — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

специализированный депозитарий — акционерное общество, общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации и имеющие лицензию на осуществление депозитарной деятельности и лицензию на деятельность специализированного депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

актуарий — лицо, которое отвечает требованиям, установленным для лиц, осуществляющих проведение актуарного оценивания деятельности фондов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный федеральный орган) — федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации возложены государственное регулирование деятельности фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, а также надзор и контроль за указанной деятельностью;

заявление застрахованного лица — документ, на основании которого реализуется право выбора застрахованным лицом страховщика .

инвестиционная декларация — неотъемлемая часть договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и договора доверительного управления средствами пенсионных резервов, содержащая указание цели инвестирования средств пенсионных накоплений или размещения средств пенсионных резервов, описание инвестиционной политики управляющей компании, перечень активов, в которые могут быть инвестированы средства пенсионных накоплений или размещены средства пенсионных резервов, описание рисков, связанных с таким инвестированием или размещением, а также требования к структуре активов (абзац дополнительно включен с 23 декабря 2007 года Федеральным законом от 6 декабря 2007 года N 334-ФЗ);

раскрытие информации фондом — обеспечение доступности информации неограниченному кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение

предоставление фондом информации — действия фонда, направленные на получение указанной информации определенным кругом лиц или ее передачу определенному кругу лиц

распространение информации о фонде — действия, направленные на получение такой информации неопределенным кругом лиц или передачу такой информации неопределенному кругу лиц.

средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений — обособленная часть средств пенсионных накоплений, переданных фонду Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»

Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, специализированные депозитарии, управляющие компании, вкладчики, участники, застрахованные лица и страхователи.

Участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются брокеры, кредитные организации, а также другие организации, вовлеченные в процесс размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Создание фонда осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Учредители (учредитель) не имеют прав на переданное фонду имущество, которое является собственностью фонда.

Фонд отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредители (учредитель), вкладчики, страхователи, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его учредителей (учредителя), вкладчиков, страхователей, участников, застрахованных лиц и государства.

Фонд приобретает права юридического лица с даты государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. *5.1)

Учредительным документом фонда является устав фонда. Устав фонда утверждается его учредителями (учредителем) (пункт в редакции, введенной в действие с 14 января 2003 года Федеральным законом от 10 января 2003 года N 14-ФЗ, — см. предыдущую редакцию). *6.1)

став фонда должен содержать: полное и сокращенное наименования фонда, причем в наименование должны быть включены слова «негосударственный пенсионный фонд», сведения о его местонахождении;

положения о предмете и целях деятельности фонда;

сведения о структуре и компетенции органов управления фонда, нормах представительства в органах управления;

положения о порядке назначения на должность и освобождения от должности должностных лиц, принятия решений, опубликования отчетов, осуществления контроля за деятельностью фонда, реорганизации и ликвидации фонда, распределения доходов от размещения пенсионных резервов, а также о порядке распределения имущества при ликвидации фонда.

Фонд имеет право на осуществление деятельности, указанной в пункте 1 статьи 2 настоящего Федерального закона, с даты получения лицензии в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом

Фонд должен соответствовать следующим требованиям

руководитель исполнительного органа фонда должен иметь опыт работы на руководящих должностях в фондах, страховых компаниях или иных финансовых организациях не менее трех лет, высшее юридическое или финансово-экономическое образование

главный бухгалтер фонда должен иметь опыт работы по специальности не менее трех лет, высшее профессиональное образование

величина денежной оценки имущества для обеспечения уставной деятельности фонда должна составлять не менее трех миллионов рублей, с 1 января 2005 года — не менее 30 миллионов рублей, с 1 июля 2009 года — не менее 50 миллионов рублей.

На должность единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа и главного бухгалтера фонда не могут быть назначены:

работники управляющей компании, специализированного депозитария, юридического лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда, аудитора фонда, а также лица, привлекаемые указанными организациями для выполнения работ (оказания услуг) по гражданско-правовым договорам, и оценщик фонда — физическое лицо;

аффилированные лица управляющей компании, специализированного депозитария и аудитора фонда, а также лица, с которым заключен договор на проведение оценки имущества фонда;

лица, которые осуществляли функции единоличного исполнительного органа или входили в состав коллегиального исполнительного органа управляющей компании, специализированного депозитария, акционерного инвестиционного фонда, профессионального участника рынка ценных бумаг, кредитной организации, страховой организации или негосударственного пенсионного фонда в момент совершения этими организациями нарушения, за которое у них были аннулированы лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности, если с момента такого аннулирования прошло менее трех лет;

лица, в отношении которых не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

лица, имеющие судимость за умышленные преступления.

Фонд должен обеспечить постоянное оперативное управление своей деятельностью. В случае приостановления полномочий или освобождения от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа фонда, фонд обязан одновременно с принятием указанного решения принять решение о назначении лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа

Фонд обязан направить в уполномоченный федеральный орган уведомление об изменении состава своих исполнительных органов не позднее пяти рабочих дней с даты наступления указанных событий.

Фонд должен организовать внутренний контроль за соответствием своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению, пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию требованиям федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные виды деятельности (далее — внутренний контроль)

9. Внутренний контроль должен осуществляться должностным лицом (далее — контролер) или отдельным структурным подразделением (далее — служба внутреннего контроля). Контролер, руководитель и сотрудники службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, назначаются на должность и освобождаются от должности советом фонда. Контролер и служба внутреннего контроля независимы от исполнительных органов фонда и подотчетны совету фонда

Контролер (руководитель службы внутреннего контроля) должен иметь высшее профессиональное образование и соответствовать установленным уполномоченным федеральным органом квалификационным требованиям. Контролером, руководителем и сотрудниками службы внутреннего контроля, которые осуществляют внутренний контроль, не могут являться:

Организационно-правовая форма для НКО

Согласно статьи 123.1. Гражданского кодекса РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса. Согласно п.2 ст.123.1 ГК РФ к некоммерческим корпоративным организациям относятся: 1) потребительские кооперативы;2) общественные организации;3) ассоциации (союзы), также согласно п.3. ст.50 Гражданского кодекса РФ к ассоциациям и союзам относятся некоммерческие партнерства.4) товарищество собственников недвижимости; 5) казачьи общества; 6)общин коренных малочисленных народов Российской Федерации. Некоммерческие корпоративные организации создаются по решению учредителей, принятому на их общем (учредительном) собрании, конференции, съезде и т.п. Указанные органы утверждают устав соответствующей некоммерческой корпоративной организации и образуют ее органы. Некоммерческая корпоративная организация является собственником своего имущества. Поэтому, с учетом заявленных Вами пожеланий по поводу признаком, которыми должен обладать организационно-правовая форма юридического лица: 1) Наличие членства участников; 2)Возможность привлечения спонсоров, жертвователей, благотворителей; 3) Юридические и налоговые преимущества организационно-правовой формы.

Выбор остается между:

1. Общественными организациями.

2. Ассоциациями (союзами), в том числе некоммерческие партнерства.

По моему мнению из предложенных Вами признаков наиболее предпочтительным остается создание юридического лица в форме общественной организации. Согласно действующему законодательству под общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица. Органы
общественной организации: 1) Постоянно действующий руководящий орган
общественной организации является выборный коллегиальный орган; 2) Высшим
руководящим органом общественной организации является съезд (конференция)
или общее собрание. 3) В общественной организации образуется единоличный
исполнительный орган (председатель, президент и т.п.) и могут образовываться
постоянно действующие коллегиальные исполнительные органы (совет, правление, президиум и т.п.) (п.2 ст.123.7 ГК РФ). Состав документов, представляемых на государственную регистрацию, установлен ст. 21 Закона N 82-ФЗ и полностью идентичен составу документов, установленному ст. 13.1 Закона об НКО. На государственную регистрацию общественной организации должны быть
представлены следующие документы: 1) заявление, подписанное уполномоченным
лицом (далее — заявитель), с указанием его фамилии, имени, отчества, места
жительства и контактных телефонов; 2) устав общественного объединения в трех
экземплярах; 3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или
общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об
утверждении его устава и о формировании руководящих органов и
контрольно-ревизионного органа; 4) сведения об учредителях; 5) документ об
уплате государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.33 НК РФ размер государственной пошлины за
государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и
отделений, являющихся их структурными подразделениями, составляет
1000 руб. Иные общественные организации уплачивают государственную пошлину
на общих основаниях — в размере 4000 руб. Платежное
поручение или иной документ об уплате в соответствующий бюджет
государственной пошлины за государственную регистрацию некоммерческой
организации представляется в подлиннике; 6) сведения об адресе (о месте
нахождения) постоянно действующего руководящего органа общественного
объединения, по которому осуществляется связь с общественным объединением; 7)
протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных
подразделений для международного, общероссийского и межрегионального
общественных объединений; 8) при использовании в наименовании общественного
объединения имени гражданина, символики, защищенной законодательством
Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских
прав, а также полного наименования иного юридического лица как части
собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их
использование. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.35
НК РФ общероссийские общественные объединения освобождены от уплаты
государственной пошлины за право использования наименований «Россия»,
«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и
словосочетаний в наименованиях указанных организаций или объединений. В
соответствии со ст. 30
Закона № 82-ФЗ общественное объединение, являющееся юридическим лицом,
может иметь в собственности: земельные участки; здания; строения; сооружения; жилищный
фонд; транспорт; оборудование; инвентарь; имущество культурно-просветительного
и оздоровительного назначения; денежные средства; акции, другие ценные бумаги; иное
имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого
общественного объединения, указанной в его уставе. Кроме того, в собственности
общественных объединений (организаций) могут находится учреждения,
издательства, средства массовой информации, создаваемые и приобретаемые за счет
средств данного общественного объединения в соответствии с его уставными целями.
Таким образом, в собственности общественной организации могут находится
практически любые виды внеоборотных, оборотных материальных и финансовых
активов и денежных средств, что обуславливает необходимость организации и
ведения полноценного бухгалтерского учета. Источники формирования имущества
общественной организации перечислены в ст. 31 Закона № 82-ФЗ.
Такими источниками могут быть: вступительные и членские взносы; добровольные
взносы и пожертвования; поступления от проводимых в соответствии с уставом
лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; доходы от
предпринимательской деятельности общественной организации; доходы от
гражданско-правовых сделок; доходы от внешнеэкономической деятельности
организации; другие, не запрещенные законом поступления. Кроме того, ст. 17
Закона N 82-ФЗ предусмотрена возможность государственной поддержки
общественных организаций, которая может выражаться не только в виде налоговых
льгот, но и в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных
программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты);
заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и
предоставление услуг; социального заказа на выполнение различных государственных
программ неограниченному кругу общественных объединений, размещаемого в
порядке, установленном для государственного заказа.

Также согласно ст.
7 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях» благотворительные
организации создаются в формах общественных организаций (объединений),
фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для
благотворительных организаций. Благотворительная
организация может создаваться в форме учреждения, если ее учредителем является
благотворительная организация. Согласно ст. 15 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях» источниками формирования имущества
благотворительной организации могут являться: взносы
учредителей благотворительной организации; членские
взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве); благотворительные пожертвования, в том числе носящие
целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и
юридическими лицами в денежной или натуральной форме;
доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг; поступления от деятельности по привлечению ресурсов
(проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая
организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых
мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований,
проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской
Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от
благотворителей, в соответствии с их пожеланиями); доходы
от разрешенной законом предпринимательской деятельности; доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных
благотворительной организацией; труд добровольцев; иные не запрещенные законом источники. Согласно п.4 ст. 21 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» благотворительная организация имеет право на получение благотворительных пожертвований от иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от иностранных и международных организаций. Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых: общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов; организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%; учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям. В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов. Существуют некоторые налоговые льготы по исчислению налога на прибыль согласно статьи 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы. Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе: осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ); средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее — Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями — собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275 ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ). Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям. К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков — общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков — учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (п. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ). Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361). Также, законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая финансовая организация социального обеспечения, встроенная в общую пенсионную систему России. Основной функцией НПФ является выплата пенсий участникам системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения (НПО), действующей в РФ с 1992 г. С 2004 г. НПФ осуществляют также накопительные выплаты и участникам обязательного пенсионного страхования (ОПС). Таким образом, они работают на двух направлениях – добровольном и обязательном.

Это и определяет состав основных ресурсов НПФ. В рамках системы обязательного пенсионного страхования формируются пенсионные накопления, а в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения формируются пенсионные резервы за счет добровольных пенсионных взносов юридических и физических лиц.

НПФ осуществляют деятельность на основании Федерального закона № 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Их деятельность лицензируется и контролируется Банком России. В период 2014–2016 гг. действующие НПФ, работающие с пенсионными накоплениями, обязаны изменить организационно-правовой статус и превратиться из некоммерческих партнерств в акционерные общества. Это обосновывается большей разработанностью законодательной базы по акционерным обществам, их большей прозрачностью и одновременно большей ответственностью. При преобразовании в акционерные общества надзор со стороны регулятора станет более содержательным и эффективным. Акционирование усилит и интерес инвесторов к вложениям в частные пенсионные фонды.

Согласно законопроекту уставный капитал акционерного фонда формируется за счет имущества для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) реорганизуемого фонда. При этом акции фонда размещаются в пользу лиц, являющихся учредителями НПФ, а также лиц, внесших взносы в ИОУД с целью участия в размещении акций фонда. Акционерный фонд сможет размещать облигации, в том числе конвертируемые в обыкновенные акции.

По состоянию на середину 2013 г. в РФ действовало 127 негосударственных пенсионных фондов. В связи с кризисом и уходом с рынка неконкурентоспособных структур численность фондов за последние пять лет сократилась на 73 фонда. Одновременно это свидетельствует о консолидации, происходящей в отрасли. К настоящему времени степень концентрации высока: 87% активов приходится на топ-20 крупнейших фондов. На десяти самых крупных по объему накоплений НПФ приходится более 70% рынка обязательного пенсионного страхования. Крупнейшими фондами по объему пенсионных накоплений являются фонды, входящие, как правило, в крупные промышленные группы и финансовые холдинги. Это НПФ «Лукойл-Гарант», НПФ Сбербанка, Газфонд, НПФ «Норильский никель» и др.

В целях уменьшения рисков и повышения устойчивости фондов повышаются требования к минимальной величине денежной оценке имущества для обеспечения их уставной деятельности. Для фондов, занимающихся только негосударственным пенсионным обеспечением, они составляют 50 млн руб., а с 2015 до 2021 г. повысятся до 60–100 млн руб. В 2012 г. ужесточены стандарты для НПФ – участников системы обязательного пенсионного страхования, составляющие в настоящее время 100 млн руб. С 2015 г. они составят не менее 120 млн руб., с 2018 г. – не менее 150 млн руб., с 2021 г. – не менее 200 млн руб.

Повышение уровня требований к капиталу не выдерживает треть всех НПФ. Почти половина (44%) фондов имеет капитал чуть выше минимума. Следствием ужесточения капитальных стандартов является усиление процессов консолидации в виде слияний и объединений пенсионных фондов. Это не исключает возможности обратного процесса – разукрупнения, т.е. выделения из НПФ менее крупного фонда.

Негосударственные пенсионные фонды активно наращивают масштабы своей деятельности при одновременном снижении количества фондов. Объем собственного имущества НПФ приближается к 2 трлн руб.

В последние годы наблюдается активизация НПФ в нише обязательного пенсионного страхования. Все большая часть граждан формирует накопительную часть пенсии не в государственной системе: за 2008–2012 гг. их число выросло почти в пять раз. Количество застрахованных лиц по ОПС через негосударственные фонды достигло 26 млн чел. Это более четверти от числа всех застрахованных лиц. Количество участников системы обязательного пенсионного страхования в системе НПФ превышает количество участников негосударственного пенсионного обеспечения почти в три раза.

Объем пенсионных накоплений, сосредоточенных в НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования, достиг к середине 2013 г. 897,6 млрд руб. Это около трети всех пенсионных накоплений страны. Пенсионные накопления растут гораздо быстрее пенсионных резервов, отражающих деятельность НПФ в сфере добровольного пенсионного обеспечения, скоро уравняются с ними и даже превзойдут их. Это видно на рис. 6.5.

Следует иметь в виду, что новый НПФ может начать работу в секторе обязательного пенсионного страхования, только собрав 20 тыс. пенсионных счетов и проработав два года в рамках негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения.

Рис. 6.5. Пенсионные резервы и пенсионные накопления НПФ, млрд руб.

Дополнительное пенсионное обеспечение построено на добровольных принципах с использованием сберегательно-накопительной схемы, когда размер дополнительной пенсии пропорционален накопленным средствам. Возможны фиксированные пожизненные выплаты пенсии по достижении пенсионного возраста в случае предварительного равномерного внесения в фонд установленного взноса. Как вариант предлагается установление не размера взноса, а периода взноса, и тогда НПФ производит пенсионные выплаты в течение установленного периода. НПФ также предлагает схемы солидарных выплат с пожизненными выплатами, когда все отчисления делает не гражданин, а работодатель.

По добровольному пенсионному обеспечению предусмотрены налоговые льготы. Для работодателей – это льготы по налогу на прибыль через уменьшение налогооблагаемой базы на сумму взносов по договорам добровольного накопительного пенсионного страхования. Такой льготой можно пользоваться при уплате взносов за работника, составляющих до 25% его годового заработка. Для граждан уменьшается налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц на сумму добровольных взносов в НПФ, если договор с НПФ заключал сам гражданин. Готовится распространение льготы и на договоры, заключенные в пользу физического лица работодателем. Размер налогового вычета составит два прожиточных минимума пенсионера.

В системе добровольного пенсионного обеспечения по состоянию на середину 2013 г. сосредоточено пенсионных резервов 783,7 млрд руб. Участниками добровольных программ являются 7 млн чел. Но охват населения добровольным пенсионным страхованием через систему НПФ является незначительным – всего 4% пенсионеров. Получают дополнительные пенсии лишь 1,5 млн чел., а пенсия не превышает 2 тыс. руб. в месяц. Средняя пенсия, выплачиваемая НПФ, составляет 20% средней трудовой пенсии.

Причины невысокой динамики добровольного пенсионного обеспечения, в частности, состоят в психологическом предпочтении работников и работодателей текущего потребления будущему. Некоторое отставание НПФ в нише негосударственного пенсионного обеспечения требует усиления внимания к его состоянию и перспективам. Для активизации добровольного пенсионирования, помимо налоговых льгот, фонды разрабатывают программы лояльности с набором бонусов. Требуют активизации и корпоративные пенсионные программы работодателей в пользу работников. Пока их используют преимущественно крупные компании.

В целом активы негосударственных пенсионных фондов России, хотя и развиваются быстрыми темпами, остаются на невысоком уровне – 2,5% к ВВП. В то же время в мире система негосударственного пенсионного обеспечения растет наиболее активно в сравнении с государственным пенсионированием. В развитых странах частные пенсионные активы превышают 50% ВВП (США, Великобритания), а в некоторых странах (Швейцария, Нидерланды) находятся на уровне выше 100%. Развитие экономики, повышение уровня жизни будут способствовать росту негосударственных пенсионных активов в Российской Федерации.

  • В 2012–2013 гг. успешно прошли присоединения к НПФ электроэнергетики фондов «Вимм-Билль-Данн» и «Верность», к Первому национальному НПФ – фондов «Социальная защита старости», «Русский фонд пенсионной опеки», к Большому пенсионному фонду– фондов «Система», «Мега» и т.д.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *