Правовое регулирование земельных отношений

Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Понятие «земельные отношения»

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами.

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. К такого рода отношениям относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ. При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч. 1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления. Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. 124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. Содержание земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

— по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

— регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

— охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

— по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

— абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право. Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности. Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

— относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу. Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права. Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

— по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

— материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель. Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права. В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

— процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

— по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда; по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

— Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

— Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны. Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов. Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

— рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

— санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

— делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

нарушение конституционных прав и свобод частями первой и второй статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю» // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 2 сентября 2016 г. № Ф05 -12633/2016 по делу № А40-169817/15 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Петрищев В.С. Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в публичной собственности: новые правила или возвращение к прежней правовой ситуации? // Вестник Арбитражного суда Московского округа, 2015. № 3. С. 71-76.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

Кухарев А.П.

Кухарев Александр Павлович — магистрант, кафедра земельного и трудового права, юридический факультет, Оренбургский государственный аграрный университет, г. Оренбург

Аннотация: статья посвящена анализу правового регулирования использования земель населенных пунктов в России в современный период. Автором исследуются проблемы правового регулирования использования земель населенных пунктов в современный период, а также обосновывается необходимость совершенствования действующего земельного законодательства, определяющего их правовой режим.

Ключевые слова: земельная реформа, правовое регулирование, земли населенных пунктов, земельные отношения, использование земель населенных пунктов, земельное законодательство.

Более чем семидесятилетний этап социалистического строительства в России в своем итоге доказал необходимость и прогрессивность рыночных товарно-денежных отношений. Возврат к ним в землепользовании начался с 1987 г., когда после длительного запрета была, наконец, предоставлена возможность арендных отношений в земледелии, а также свободной кооперации граждан . Однако их расширение шло медленно, сдерживалось устоявшимися консервативными традициями советской власти. Коренной перелом в развитии земельных отношений наступил в 1990 г. с началом земельной реформы.

Радикальные изменения, касающиеся отношений собственности на землю, были внесены законами РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 «О земельной реформе» , от 15 декабря 1990 г. № 423-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» , от 24 декабря 1990 г. № 443-1 «О собственности в РСФСР» . Эти правовые акты предусматривали возможность предоставления земельных участков в частную собственность для производства сельскохозяйственной продукции, а также под здания и сооружения для индивидуальной предпринимательской деятельности, строительства и обслуживания жилого дома, дач, гаражей; был законодательно закреплен принцип платности землепользования.

25 апреля 1991 г. принят новый Земельный кодекс РСФСР , который регулировал все земельные отношения в рамках действующей Конституции РСФСР. Однако вопросы собственности и гражданского оборота земель решались им, по мнению специалистов, в разрез с основным законом республики. Например, граждане не имели права получить землю в собственность для предпринимательской деятельности, а юридические лица вообще не имели права иметь землю в частной собственности. Получалось так, что гражданское законодательство вообще не имеет никакого отношения к земельным участкам. Кодекс не устанавливал оборотоспособность земель, не указывались земли, изъятые из гражданского оборота и ограниченные в нем, не разграничивалась государственная земельная собственность .

При всем этом Земельный кодекс РСФСР 1991 г. перенял из предыдущего законодательства принцип деления земель на категории, исходя из их целевого предназначения. Так раздел IV определял правовой режим земель населенных пунктов. Статьей 70 Кодекса устанавливалось, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов . Л.Н. Лисина справедливо отмечает, что указанная норма не была лишена недостатков. Требовалось ее правильное толкование и уточнение. Нужно было достичь согласия в употреблении терминов «населенный пункт» и «поселение», «установление городской,

поселковой черты, черты сельского населенного пункта», «ведение органов местного самоуправления» .

Закон РФ «О плате за землю», принятый 11 октября 1991 г. более подробно раскрывал вопросы платности землепользования, закрепленные в Земельном кодексе РСФСР 1991 г. и определял ее основные формы (земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли) и их характеристику.

Законом РФ от 23 декабря 1992 г. «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» был отменен мораторий на продажу земельных участков из земель населенных пунктов при сохранении их целевого использования.

В дальнейшем развитие земельной реформы в стране регулировалось в основном указами Президента РФ. Так, Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» добавил в гражданское законодательство право граждан и юридических лиц — собственников земельных участков продавать, передавать по наследству, сдавать в залог, аренду, обменивать, дарить, передавать земельный участок в качестве взноса в уставные капиталы юридических лиц. Это означало, что земли становятся объектом гражданского оборота, создана возможность объединения земельных участков и земельных долей граждан с юридическими лицами в общую долевую или общую совместную собственность. Кроме этого, в данном указе были закреплены гарантии неприкосновенности и защиты права частной собственности на землю, а также защиты прав собственников при совершении ими сделок с землей .

Изданные Президентом РФ указы по регулированию земельных отношений в России, а всего их было 34, имели, прежде всего, задачу «оперативного восполнения правового вакуума, образовавшегося из-за несоответствия норм Земельного кодекса РСФСР 1991 г. многим социально-экономическим изменениям в пореформенной России» в том числе и в области отношений по использованию земель населенных пунктов.

Новую веху в развитии земельных отношений в России открыла Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 г. . Она в ст. 9 установила, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36). Указанные нормы стали непосредственно отправной точкой в определении правового режима земель в России. С ее принятием Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» признана недействующей значительная часть Земельного кодекса РСФСР 1991 г., что обусловило необходимость разработки нового кодифицированного акта в данной сфере.

Проект нового Земельного кодекса РФ неоднократно вносился в Государственную Думу ФС РФ, но был принят только в 2001 г., до этого не действовала глава 17 Гражданского кодекса РФ «Право собственности и другие вещные права на землю». Учитывая, что основной закон о земле — Земельный кодекс РСФСР 1991 г. — практически не регулировал рыночные отношения по использованию земель, а на главу 17 Гражданского кодекса РФ был наложен мораторий, пробел заполнялся указами Президента РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, регулирующими земельные отношения в регионах и подзаконными актами на федеральном уровне .

Одним из таких актов был Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами» , который упростил процедуру приобретения земельных участков в собственность граждан и юридических лиц при незавершенном строительстве. Во исполнение этого указа Президента РФ Правительство РФ утвердило 5 января 1998 г. «Порядок организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или право их аренды» .

Следует отметить, что проводимая в последнее десятилетие XX в. земельная реформа в основном коснулась земель сельскохозяйственного назначения. Крайне медленно шел процесс приватизации земель в городах, что не позволяло привлечь достаточные объемы инвестиций и тормозило перераспределение земель на основе требований рынка и развития городов.

Исключительно важное значение для дальнейшего развития земельной реформы имела утвержденная постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 Федеральная целевая программа «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2000 годы» . Она предусматривала такие мероприятия как разработка и совершенствование на всех уровнях правовой и нормативной базы регулирования земельных отношений; создание механизма, реализующего права собственников земельных долей; механизма, обеспечивающего приватизацию городских земель при приватизации государственных и муниципальных предприятий и развитие оборота земель в городах, поселениях и т.д.

Итак, можно с уверенностью сказать, что к началу XXI века сформировались идеи и подходы нового развития земельного законодательства и отношений по использованию и охране земель в России.

Однако первый этап реформы не смог разрешить насущные задачи вследствие отсутствия надлежащей законодательной базы. Земельный вопрос конца ХХ столетия стал носить крайне политизированный характер. Основным вопросом, вокруг которого развернулась настоящая «правовая война», стало принятие нового Земельного кодекса .

28 сентября 2001 г. Государственной думой ФС РФ принят Земельный кодекс Российской Федерации , который ознаменовал новую веху в развитии земельного законодательства России. Им закреплены правовые основы использования и охраны земель. Установлено, что земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними региональных законов. Оно находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По общему правилу имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей, а также по совершению сделок с ней регулируются гражданским законодательством.

Земельным кодексом РФ 2001 г. определены основные принципы земельного законодательства. Так, немаловажное значение имеет принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Важнейшим положением, раскрывающим рассматриваемый принцип, является требование об использовании земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Использование земельных участков по целевому назначению реализуется также через систему мер государственного регулирования, устанавливающих ограничения по изменению целевого назначения соответствующей категории земель и разрешенного использования земельного участка, а также через применение мер юридической ответственности за нарушения земельного законодательства .

Земельный кодекс РФ 2001 г. выделяет семь категорий земель. Земля может находиться в собственности, аренде, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) или безвозмездном срочном пользовании. Также может устанавливаться режим ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут). Им определены основания возникновения, изменения, ограничения и прекращения указанных прав и др. Все указанные выше положения определяют сегодня правовой режим земель каждой категории, в том числе и земель населенных пунктов.

В силу ст. 83 Земельного кодекса РФ 2001 г. землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов . Е.С. Бедовой установлено, что к сущностным признакам земель населенных пунктов относятся: застройка и развитие населенных пунктов; размещение различных объектов жизнеобеспечения населения; соблюдение установленных законодательством требований при размещении объектов на территории населенных пунктов; отграничение данной категории земель от иных земель установленными границами .

На наш взгляд землям населенных пунктов присущи следующие признаки: функциональность, управляемость и ограниченность в пространстве. Особую роль имеет последний, означающий, что земли населенных пунктов расположены внутри границ населенных пунктов (городских или сельских). Однако признак границ в нормативном определении понятия «земли населенных пунктов» сегодня как видим, отсутствует.

В п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ определены основные требования к установлению границ поселений. Но на наш взгляд, они направлены, прежде всего, на предотвращение неясности в правовом режиме земельных участков (запрет на пересечение границ участков), а также на предотвращения возможности распространения на территорию одного и того же населенного пункта полномочий органов местного самоуправления разных муниципальных образований.

При всем этом граница населенного пункта является признаком, с помощью которого эти земли отграничиваются от иных категорий земель. Границы населенных пунктов определяют не только территориально-пространственную сферу действия правовых норм, регламентирующих правовой режим земель соответствующей категории, но и пространственную сферу населенного пункта как географического объекта, служат средством индивидуализации данной категории земель . Хотя в Земельном кодексе РФ и других нормативных правовых актах вопросам установления и изменения границ населенного пункта и уделяется большое внимание, но на самом деле, на практике отсутствие установленной надлежащим образом границы населенного пункта приводит к неясности в определении категории «приграничных» земельных участков. Это нередко приводит к конфликтам и как следствие — судебным спорам. Но и при разрешении спора определить режим земельного участка оказывается не всегда просто. Если граница населенного пункта оказывается не установленной в соответствии с новейшими требованиями законодательства, в качестве доказательств включения (или не включения земельного участка) в границы населенного пункта приводятся, в том числе утвержденные ранее генеральные планы, акты органов государственной власти или органов местного самоуправления об установлении или изменении границ поселений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, обобщая вышесказанное, следует сделать вывод о том, что отсутствие в определении понятия «земли населенных пунктов» признака границ населенных пунктов сегодня не дает полного понимания того, что представляют собой земли населенных пунктов и каковы их сущность и назначение. В восполнение этого предлагаем уточнить понятие «земли населенных пунктов», данное Земельным кодексом РФ в п.1 ст. 83 следующим образом: «Землями населенных пунктов признаются земли, находящиеся в границах населенных пунктов, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов».

Список литературы

3. О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2287 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 52. Ст. 5085.

4. О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами. Указ Президента РФ от 16 мая 1997 г. № 485 (ред. от 12.05.2016 г.) // СЗ РФ, 1997. № 20. Ст. 2240.

5. О земельной реформе. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. № 374-1 (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990. № 26. Ст. 327.

7. О собственности в РСФСР. Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. № 443-1 (утратил силу) // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР, 1990. № 30. Ст. 416.

8. Земельный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принят 21 апреля 1991 г. № 1103-1 (утратил силу) // Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1991. № 1103. Ст. 129.

10. О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства. Закон Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. № 4196-1 (утратил силу) // Ведомости СНД и ВС РФ, 1993. № 1. Ст. 26.

11. О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России. Указ Президента РФ от 27 октября 1993 № 1767 (утратил силу) // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993. № 44. Ст. 4191.

12. О порядке организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территории городских и сельских поселений, или право их аренды. Постановление Правительства РФ от 05 января 1998 г. № 2 (утратило силу) // СЗ РФ, 1998. № 2. Ст. 263.

15. Бедова Е.С. Правовой режим земель населенных пунктов: дисс. … канд. юрид. наук. М., 2012. 237 с.

17. Ерофеев Б.В. Земельное право России: учебник. М.: Юрайт-Издат., 2007. 656 с.

18. Земельное право: учебник для бакалавров / Под ред. Н.Г. Жаворонковой, И.О. Красновой. М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. 580 с.

19. Ибрагимов КХ. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 397 с.

Объем учебной нагрузки: 24 академических часа

По результатам итогового контроля выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Программа

Тема 1

1.1. Разъяснения разных глав Земельного кодекса РФ в части земельно-имущественных отношений.

1.2. Разъяснения ФЗ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

1.3. Разъяснения Классификатора видов разрешённого использования земельных участков, вступившего в силу 25 декабря 2014 года.

1.4. Новые правила возникновения региональной и муниципальной собственности на земельные участки, по разным федеральным законам

1.5. Новые правила госземнадзора и муниципального земельного контроля с 2015 года.

Тема 2

2.1. Понятие земельного участка. Земельный участок как физический объект и объект гражданско-правовых сделок.

2.2. Виды прав пользования и возможные операции с земельными участками.

2.3. Категории земель. Понятие разрешенного использования земельных участков. Состав сведений о земельных участках, содержащихся в Государственном кадастре объектов недвижимости.

2.4. Основные экономические характеристики земельных участков. Виды стоимости. Кадастровая стоимость.

Тема 3

3.1. Взаимосвязь условий использования земельных участков населенных пунктов и их стоимости с градостроительными нормами и правилами.

3.2. Выкуп земельных участков собственниками зданий, строений, сооружений с учетом сложившейся судебной практики.

3.3. Изъятие земельных участков для государственных нужд. Административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или уступку прав его использования.

3.4. Возможные последствия для землепользователей в связи с предлагаемыми изменениями Гражданского кодекса РФ.

Тема 4

4.1. Новые правила кадастровой оценки

Тема 5

5.1. Земельный налог, арендная плата, выкуп земельных участков в собственность.

5.2. Компенсации при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

5.3. Особенности налогообложения сделок с земельными участками.

5.4. Планируемое реформирование системы налогообложения объектов недвижимости, находящихся в собственности организаций и физических лиц.

5.5. Новая редакция Гражданского кодекса РФ. Новые виды земельных платежей.

Тема 6

6.1. Современное земельное законодательство и его влияние на формирование судебной практики.

6.2. Вопросы земельного законодательства в разъяснениях Высшего Арбитражного Суда РФ, а также в постановлениях и определениях Конституционного Суда РФ.

6.3. Земельное законодательство в практике Высшего Арбитражного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов, апелляционных инстанций и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.

6.4. Сложные вопросы, вызванные противоречиями земельного и гражданского законодательства.

6.5. Особенности регулирования и вопросы, связанные с реализацией прав на землю.

7.1. Неоформленное землепользование или нецелевое использование земли:

7.2. Оформление прав на земельные участки и иную недвижимость в силу приобретательной давности (фактического пользования).

7.3. Пути урегулирования сложившихся земельно-имущественных отношений, типовые ситуации и их решение.

Спикер

Петропавловская Юлия Сергеевна, к.ю.н., судья Арбитражного суда Московской области, преподаватель Института повышения квалификации.

Доп. информация

Менеджер программы:

Олигова Тамара Борисовна
Телефон: 8(499) 244- 87- 41

Режим работы:
с 11.00. до 19.45

УДК 349.41

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

л

© В.Т. Григоров1

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлены результаты исследования современной нормативно-правовой базы Российской Федерации в сфере землепользования. Выделены основные проблемы, которые сводятся к нехватке земель поселений, нецелевому использованию земель сельскохозяйственного назначения, необходимости их переучета, а также к вопросам, связанным с оформлением права собственности и права пользования земельными участками, с оборотом земельных участков и охраной земель от деградации и загрязнения. Приведены конкретные правовые положения, регулирующие земельные отношения. Библиогр. 16 назв.

Ключевые слова: земельные отношения; землепользование; правовые положения; проблемы; регулирование.

CONSTITUTIONAL BASES AND MODERN PROBLEMS OF LEGAL REGULATION OF LAND RELATIONS IN RUSSIA V.T. Grigorov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

Key words: land relations; land tenure; legal regulations; problems; control.

Конституция Российской Федерации выступает в качестве основополагающего правового акта, регулирующего как земельные отношения, так и отношения других отраслей права. Известно, что Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории страны, а наряду с ней в пределах России действуют конституции республик и приравненные к ним по юридической силе уставы других субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ содержит ряд статей (8, 9 и 36), прямо или косвенно определяющих основы земельного строя России — формы собственности на землю и основы землепользования. В части 2 ст. 8 Конституции РФ утверждается, что «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». С положениями этой статьи прямо связана часть 2 ст. 9, которая распространяет перечень форм собственности на землю и другие природные ресурсы: «Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Конституция не уточняет перечень иных форм собственности на землю, они дополняются другими правовыми актами Российской Федерации. Так,

например, собственность общественных организаций, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» , определяется при их регистрации как общественная.

Ст. 36 Конституции РФ указывает на право граждан России и их объединений иметь в частной собственности землю: «Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю». На этом основании правомочно утверждать о наличии в России двух видов частной собственности — собственности физических и юридических лиц. В части 2 ст. 36 Конституции РФ провозглашено: «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Эти положения дополняются диспозицией части 3 ст. 36, которая гласит: «Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона». Этим законом является Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) .

Согласно ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Субъекты РФ принимают законы о земле на ос-

1Григоров Владимир Тихонович, кандидат геолого-минералогических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, тел. 89149151929, e-mail: vtgrigorov@jmail.com

нове Конституции РФ и федеральных законов с учетом местных условий и сложившихся традиций землепользования. Так, основы землепользования устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами, а предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков и право бесплатного предоставления земельных участков отдельным категориям граждан устанавливаются законодательством субъектов РФ.

Основными правовыми проблемами, связанными с применением современного земельного законодательства, являются: целевое назначение земель; право собственности и оформление прав собственности; права пользования земельными участками; оборот земельных участков и охрана земель от деградации и загрязнения.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности; земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Земли в Российской Федерации должны использоваться строго в соответствии с установленным для них целевым назначением. Однако из-за роста населенных пунктов (в том числе в связи с индивидуальным строительством) повсеместно наблюдается нецелевое использование земель, «наступление» земель поселений на лесные и особенно земли сельскохозяйственного назначения.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий населенных пунктов, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий.

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую производится в соответствии со ст. 8 ЗК РФ. Категория земель обязательно

указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) документах государственного кадастра недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Одна из проблем современного землепользования — это отсутствие юридического определения понятия земельный участок и его соотношения с понятием земля. До настоящего времени нет полного четкого юридического определения понятия земельный участок, отвечающего требованиям земельного и гражданского законодательства одновременно.

Согласно ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земельному участку для его индивидуализации присваивается кадастровый номер при его государственной регистрации.

Согласно гражданскому законодательству (ст. 128 Гражданского кодекса РФ — ГК РФ) земельный участок — это недвижимая вещь, и он может выступать в качестве объекта гражданских прав и быть предметом гражданско-правовых и земельных правоотношений. Это создает определенные проблемы при обороте земельных участков. Проблемы возникают и при образовании новых земельных участков. В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Значительные проблемы землепользования возникают в связи с оформлением права собственности и права пользования земельными участками гражданами и юридическими лицами.

Приватизация земель как одна из основных задач земельной реформы 1990-х годов на сегодняшний день не завершена. По некоторым данным до 40 млн земельных участков, находящихся в пользовании граждан, не получили юридического оформления в соответствии с действующим законодательством. Это касается, прежде всего, земельных участков, находящихся на праве постоянного бессрочного пользования.

Большинство земельных участков, находящихся в пользовании граждан, было предоставлено им до начала земельной реформы по правилам Земельного кодекса РСФСР от 01.07.1970 г. , когда в законодательстве еще не было предусмотрено право частной собственности на землю. Эти участки были предоставлены гражданам на праве постоянного (бессроч-

ного) пользования и, частично, на праве пожизненного наследуемого владения до принятия действующего Земельного кодекса. Многие из этих земельных участков до настоящего времени не поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» .

С принятием в 2001 г. ЗК РФ земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение гражданам не предоставляются. Данные права на землю, как не предусмотренные соответствующими статьями Земельного кодекса (ст. 20 и 21 ЗК РФ), подлежат переоформлению или в собственность, или в аренду.

Федеральный закон РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» признал, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).

В ходе земельной реформы многие граждане на основании указанных документов получили решения органов местного самоуправления о переоформлении ранее предоставленных им земельных участков в собственность и имеют на руках соответствующие свидетельства о правах на землю. Однако эти свидетельства хотя и признаются государством, но не дают гражданам права на совершение сделок с земельными участками до их регистрации в ЕГРП. Кроме того, многие граждане до сих пор не получили документы на земельные участки, находящиеся в их пользовании.

На втором месте проблем с точки зрения государственного учета и оформления права собственности стоит проблема с земельными участками — земельными долями, полученными гражданами при передаче земель в собственность реорганизуемых колхозов и совхозов в новые организационно-правовые формы в соответствии с гражданским законодательством. Длительное время земельные доли не получали юридического оформления. Довольно часто собственники земельных долей менялись без соответствующего правового оформления и на сегодняшний день требуется их перерегистрация.

Требования к образуемым и измененным земельным участкам устанавливаются Земельным кодексом Российской Федерации (ст. 11,9 ЗК РФ). Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков населенных пунктов (поселений), в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется

или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с Земельным и Градостроительным кодексами РФ . Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации . Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, установлены ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Особо стоит вопрос о частной собственности применительно к землям сельскохозяйственного назначения. Несмотря на создание института частной собственности на землю, до сих пор не принят и даже не обсуждается федеральный закон «О частной собственности на землю», и все возникающие проблемы с частной собственностью на землю решаются в регионах исходя из имеющихся условий и сложившихся традиций.

Переоформление прав на земельные участки граждан — членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, осуществляется в соответствии со ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с учетом положений Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» и в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ.

Значительные проблемы при обороте земельных участков возникают, прежде всего, при сделках купли-продажи земельных участков. Земельные участки могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте (п. 1 ст. 129 ГК РФ).

Содержание ограничений права собственности и

права пользования земельными участками устанавливается ЗК РФ (п. 3 ст. 27) и федеральными законами. Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается, должны быть прямо указаны в законе (п. 2 ст. 129 ГК РФ). Изъятие из оборота земельных участков Земельным кодексом РФ предусмотрено в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, и обусловлено спецификой объектов, расположенных на этих участках. В ЗК РФ (п. 4 ст. 27) установлен полный перечень изъятых из оборота земельных участков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно земельному и гражданскому законодательству субъектами оборота земельных участков являются только собственники земельных участков, а землевладельцами — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, и обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками, субъектами оборота земельных участков не являются.

Проблемы изъятия тех или иных земель из гражданского оборота и ограничение оборота определенных земельных участков предполагают установление особого правового режима соответствующих земель, определяемого ЗК РФ (п. 2 ст. 27). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность. Изъятие земельного участка из оборота означает лишь, что по поводу такого земельного участка невозможны гражданско-правовые сделки, а его судьбу определяют административные акты соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления. Государство и муниципальные образования как собственники изъятых из оборота земельных участков не вправе передавать такие земельные участки в частную собственность и совершать по поводу них гражданско-правовые сделки: продавать, сдавать в аренду и тому подобное.

Оборот земельных участков осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством (п. 1 ст. 27 ЗК РФ). Земельный кодекс Российской Федерации, исходя из специфики объекта, определяет пределы использования земельных участков в гражданском обороте и, следовательно, возможности приобретения вещных и иных прав на такие участки. Гражданский кодекс РФ определяет общие принципы оборота земельных участков, правила совершения конкретных сделок, предметом которых могут быть земельные участки. В случае коллизии норм права земельного и гражданского законодательств приоритет принадлежит нормам земельного законодательства, что не всегда учитывается при совершении сделок с земельными участками.

Особая проблема землепользования — это проблема использования и охраны земель сельскохозяй-

ственного назначения.

В соответствии с п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в особом режиме, определяемом Федеральным законом РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» . Данный закон:

— регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения;

— устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения;

— определяет условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.

Эти положения не распространяются на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности объектами и, прежде всего, государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ.

Ограничение в пользовании земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключается, главным образом, в установлении особого порядка предоставления участков и временном характере землепользования лиц, которым эти участки передаются либо на возмездных началах (договор аренды), либо безвозмездно (договор безвозмездного пользования).

Определенные проблемы в оформлении прав граждан на землю возникли с принятием Указа Президента РФ «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» , вызвавшего реорганизацию названных служб и создание нового органа исполнительной власти — Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) с передачей ей полномочий и функций упраздненных Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федерального агентства геодезии и картографии. Создание новой структуры позволит реализовать поставленную законодателем задачу по оформлению прав граждан на земельные участки в упрощенном порядке.

Особо остро стоят проблемы землепользования, связанные с охраной земель и ростом экологических правонарушений и преступлений земельного характера. Любое экологическое правонарушение и преступление, совершенное «субъектом хозяйственной и иной деятельности» в сфере незаконного землепользования и загрязнения земель, сопровождается ущербом, причиненным природной среде в целом. Эконо-

мическая оценка ущерба осуществляется в денежном выражении «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды» (ст. 77 ФЗ «Об охране окружающей среды» ).

Причин и условий, побуждающих возникновение административных и уголовных, но по характеру экологических правонарушений, сопровождающихся значительным экономическим ущербом из-за нарушений земельного законодательства, несколько. Среди них в первую очередь следует назвать не столько недостатки действующего законодательства об охране земли, сколько явную недостаточность практики осуществления правосудия. Очень часто причиненный ущерб занижается из-за не применения такс и утвержденных экономических методик причиненного ущерба.

Недостатки действующего законодательства в отношении землепользования заключаются в неполном соответствии правовых норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Ко-АП РФ) и Уголовного кодекса РФ .

Действующее административное законодательство предусматривает ответственность только за самовольное, то есть незаконное занятие земли (ст. 7.1 КоАП РФ), а соответствующей статьи с данной диспозицией в Уголовном кодексе нет. И это при наличии Конституции РФ, предусматривающей, что все формы собственности на землю — частная, государственная и муниципальная, защищаются государством равным образом (ст. 8 и 9 Конституции РФ).

Юридическая практика изобилует фактами незаконного занятия, даже захвата земель, в том числе с применением насилия. В административном законодательстве есть только нормы, предусматривающие, как сказано выше, ответственность только за самовольное занятие земли и ответственность за уничтожение межевых знаков (ст. 7.2 КоАП РФ), но нет правовой нормы в уголовном праве, защищающей право собственности на землю и предусматривающей ответственность за неправомочное занятие (захват) земель, которое порождает значительный экономический ущерб одних и незаконное обогащение других физических или юридических лиц. Таким образом, мы

констатируем отсутствие единства законодательной политики государства в таком важном вопросе, как охрана собственности земли при незаконном занятии (захвате) земли.

С другой стороны, статья «Порча земель», имеющаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях (ст. 8.6 КоАП РФ), соответствует статье «Порча земли» Уголовного кодекса РФ (ст. 254 УК РФ), что позволяет более квалифицированно подходить к оценке совершенного правонарушения при негативном характере воздействия на землю, дифференцируя его как административное или уголовное.

Итак, несмотря на то, что основной массив норм в области земельного законодательства принят, многие нормы оцениваются экспертами критически. Не согласован ряд норм Градостроительного и Земельного кодексов. Несогласованности есть и в самом Земельном кодексе. Например, в ЗК закреплен «принцип единой судьбы двух объектов недвижимости — земельного участка и находящегося на нем объекта». При этом вопрос о том, какая вещь является главной, а какая второстепенной, в самом Кодексе решается по-разному.

Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне не эффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца. Земельный ранок и его инфраструктура требуют совершенствования. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Существующая система гарантий прав на земельные участки приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу. Земельные отношения порой политизированы.

Исходя из сказанного, требуется определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию и совершенствованию земельных отношений в Российской Федерации.

ческии список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации от

11. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: федер. закон от 30.06.2006 г. № 93-ФЗ // Российская газета. 2006. 07 июля. Федеральный выпуск № 4112. RG.RU. Российская газета. Документы . URL:

12. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения:

13. О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии; указ Президента РФ от 25.12.2008 г. № 1847 // Российская газета. 2008. 30 декабря. Федеральный выпуск № 4823. RG.RU. Российская газета. Документы . URL:

http ://www.rg. ru/2008/12/30/slujba-kadastr-dok.html

УДК 711.7

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЙ КАК ЭЛЕМЕНТ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММНОГО ПРОДУКТА DYNED)

1 9

© Е.В. Дворак1, Е.П. Игнатьева2

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассмотрены особенности тьюторского сопровождения и роль педагога, осуществляющего это сопровождение в учебном процессе с применением программы DynEd. Изучен и описан инновационный метод обучения английскому языку, позволяющий использовать тьюторское сопровождение в условиях урбанизированных и малонаселённых территорий. Доказано положительное влияние мультимедийных технологий на развитие мыслительных процессов человека: памяти, внимания, воображения, восприятия, а также логического мышления и творческого потенциала обучающихся. Ил. 1. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: тьюторское сопровождение; фасилитация; личность педагога; инновационный метод; мультимедийные технологии; урбанизированные территории.

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.

1Дворак Екатерина Валерьевна, доцент кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89148732401, e-mail: k-dvorak@yandex.ru

2Игнатьева Елена Павловна, старший преподаватель кафедры иностранных языков для технических специальностей № 2, тел.: 89086622507, e-mail: ele20334045@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Земля как объект правового регулирования выполняет троякую роль.

В экологическом понимании – это природный объект, составная часть окружающей среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле – охватывающая все природные ресурсы.

С экономической стороны земля выступает как объект хозяйственной и иной деятельности – является материальной базой всякого производства. Земля – источник (ресурс) для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека.

В социальном отношении земля – это объект собственности. В России вся земля находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, а земельный фонд РФ в зависимости от основного целевого назначения делится на категории.

Земля не является продуктом человеческого труда. Она – продукт самой природы. Земля кормит человека, растит его и в определенный момент принимает в свое материнское лоно. Она – своего рода всемирное общежитие, а потому каждое уходящее поколение оставляет в наследство потомкам следы своей деятельности.

Земля – важнейший природный ресурс, главное средство производства в сельском, лесном хозяйстве и пространственный базис для размещения зданий, строений, сооружений и других объектов.

Из изложенного выше вытекают следующие особенности правового регулирования земельных отношений:

а) земля обладает уникальными, невосполнимыми человеком, только ей присущими свойствами. Для каждого человека она составляет основу жизни, условие его существования, источник удовлетворения сто естественных нужд и потребностей, а также место его хозяйственной и иной деятельности, способной изменить экологическую обстановку как в регионе, так и в планетарном масштабе, поэтому каждый человек должен быть собственником этого бесценного дара. В силу этого основным субъектом земельной собственности являются граждане Российской Федерации.

Когда земля выступает в качестве важнейшего природного ресурса, основы жизни и общенационального достояния, речь должна идти о земле как компоненте природы, биосферной категории.

Если речь идет об отношениях, возникающих при хозяйственном использовании земли, то этот аспект требует рассмотрения земли как пространственного операционного базиса для размещения производительных сил, основного средства производства в сельском хозяйстве, т.е. как экономической категории;

  • б) деятельность государственных органов, предприятий (организаций) и граждан относительно земли должна осуществляться с учетом интересов не только настоящего, но и будущих поколений, на основе анализа негативных тенденций при проведении земельной реформы;
  • в) распоряжение землей на определенной территории реализуется через органы местного самоуправления (их администрации), в результате чего должно быть обеспечено сбалансированное сочетание общественных потребностей с частными или ведомственными интересами;
  • г) в земельном праве не полностью применяются сроки исковой давности, предусмотренные для гражданских, административных, уголовных и иных правоотношений. Так, если ранее за самовольный захват земельного участка можно было привлечь к уголовной ответственности, то теперь наступает лишь административная ответственность.

Так как земля является единственным местом обитания всего живого, государство должно осуществлять наблюдение за состоянием земель посредством мониторинга земель, который осуществляется в целях:

  • 1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных последствий, влияющих на качество и состояние земель, разработки и реализации мер по предотвращению этих процессов;
  • 2) оценки эффективности этих землеохранительных мероприятий;
  • 3) информационного обеспечения управления и надзора в области использования и охраны земель, которое должно включать:
    • – регулярные наблюдения за состоянием земель, количественными и качественными показателями;
    • – сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
    • – создание и ведение банков данных;
    • – оценку и прогнозирование изменения состояния земель.

Государственный мониторинг земель является составной частью системы государственного мониторинга окружающей среды и должен осуществляться по категориям земель, земельным угодьям, территориальным зонам.

Обеспечение плодородия этой категории земель осуществляется по следующим основным направлениям (ст. 11 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»):

  • – разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ;
  • – проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • – разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • – разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • – разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
  • – финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • – контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними;
  • – создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований. Контроль за обеспечением плодородия таких земель и их рациональным использованием проводится в целях соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков требований закона.

Земля – важнейший компонент окружающей среды, который функционирует по законам живого организма, способствует очищению атмосферы, хранит водные ресурсы, является питательной средой для всего живого. Земная поверхность имеет территориальные ограничения, она не может быть произвольно увеличена людьми в зависимости от их потребностей. Равным образом она не может быть заменена никаким другим средством производства, не устаревает и не изнашивается, как это происходит в отношении орудий и средств производства. При рациональном использовании земли ее плодородие постоянно возрастает, что, в свою очередь, влияет на ценностные характеристики данного объекта. Это, безусловно, свидетельствует о том, что земельные отношения являются отношениями особого рода и не могут, как предлагают некоторые ученые, устанавливаться и определяться нормами гражданского права, а должны регулироваться нормами земельного права с учетом норм гражданского права только в части, не урегулированной нормами земельного права.

В силу специфических свойств оценка земли в денежном исчислении не соответствует действительной стоимости и, возможно, будет долго отставать от нее из-за непрерывно возрастающей ценности земли.

В условиях рыночной экономики цена земельных участков определяется исходя из спроса и предложения и имеет постоянную тенденцию к росту. Все это требует учета земельных ресурсов (в виде кадастра), регистрации сделок с землей; выработки критериев рационального землепользования на основе кадастровых оценок (с учетом указанного обстоятельства устанавливается налогообложение).

Земля представляет собой сложный хозяйственный объект, обладающий множеством различных свойств и в силу этого находящийся в сфере деятельности различных отраслей права:

  • а) государственного, нормами которого регулируются административно-государственное устройство, государственные границы и суверенитет народов. Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных пародов и этнических групп может быть установлен, по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления (местной администрацией), особый режим использования земель;
  • б) административного, определяющего систему и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений, устанавливающего ответственность за различные виды земельных правонарушений, и т.п.;
  • в) гражданского, нормы которого особенно расширили сферу правового регулирования земельных отношений после принятия ГК РФ в 1994 г. В него включено большое количество норм, регулирующих земельные отношения по принципам гражданского права. Восстановление категории «недвижимое имущество», т.е. объектов, неразрывно связанных с землей (строений, сооружений, мелиоративных систем и др.), введение купли-продажи земли, земельного рынка, ипотеки и др. – все это должно способствовать возрастанию роли норм гражданского права в регулировании земельных отношений.

Исследуя вопрос о соотношении гражданского и земельного права, следует отметить, что при регулировании земельных отношений необходимо использовать понятийный аппарат и основные принципы, установленные гражданским законодательством, а в земельном законодательстве должна отразиться тенденция земельных отношений, вытекающая из того факта, что земля является особым объектом, который охраняется и используется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому перед земельным правом встают новые задачи в связи с усложнением предмета этой отрасли права.

В связи с принятием новых ЗК РФ и ГК РФ, когда последний санкционировал сделки с землей и заложил начало формирования земельного рынка (т.е. восстановил категорию земельной недвижимости), вопрос о признании имущественного элемента в земельных отношениях приобрел особое значение.

Земля – недвижимость особого рода, которая требует особого правового регулирования, отличающегося от правового регулирования другого имущества.

Вместе с тем регулирование большей части земельных отношений гражданским правом основано на данном в ст. 130 ГК РФ определении, а именно, земля – недвижимое имущество наряду с другим имуществом, не имеющим уникальных особенностей земли.

Земля является абсолютно недвижимым имуществом, а все остальные вещи – относительно недвижимыми, так как они в принципе переместимы при желании человека (движимое имущество). Эти две составные части – недвижимое и движимое имущество – должны иметь каждая свой самостоятельный правовой статус, определенный в законодательном порядке.

Гражданское право не обладает правовым инструментарием учета многообразия и специфики земли как объекта земельных отношений. Оно определяет единые унифицированные правила гражданского оборота и собственности на землю без учета ее уникальных специфических особенностей.

Высказанные выше соображения по этому вопросу свидетельствуют о том, что ГК РФ регулирует имущественные отношения и не учитывает особенности земли как природного ресурса, не являющегося в полной мере объектом имущественных отношений.

Объявление в ГК РФ природных ресурсов имуществом противоречит ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 36 и ст. 42 Конституции РФ, так как нарушает неотчуждаемые и принадлежащие всем от рождения права на природные ресурсы – основу жизнедеятельности народов Российской Федерации, право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 2, 7, 17, 18, 41, 42, 58 Конституции РФ).

В связи с этим встает вопрос о соотношении земельного и гражданского законодательства и определении приоритетности земельного законодательства в регулировании земельных отношений.

С правовой и экономической точки зрения ценность земли определяется особенностями, спецификой свойств и признаков, отличающих ее от других имущественных объектов. Это означает, что отношения должны регулироваться и гражданским законодательством. Однако согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, если имущественные земельные отношения основываются на административном акте (а таких видов земельных отношений, как известно, немало), то эти отношения не регулируются нормами гражданского права, а находятся в исключительной сфере земельного законодательства.

Анализ п. «о» ст. 71 и п. «в» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что существует определенное несоответствие между уровнями земельного законодательства, которое отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, и гражданского законодательства, которое отнесено только к ведению Российской Федерации. Это несоответствие мешает более эффективному применению земельного и гражданского законодательства.

Гражданское право, таким образом, основывается на обеспечении свободы имущественных прав, а земельное – на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности общества.

Обозначенные различия между гражданским и земельным законодательством в разных странах мира имеют свои особенности, но в целом они достаточно стабильны и существуют независимо от социального строя и форм собственности на землю.

Сложившаяся ситуация в правоприменительной практике не может быть признана удовлетворительной, так как регулирование земельных имущественных отношений – это правовая сфера особого рода, которая в силу специфики объекта должна быть отнесена к земельному праву с использованием норм гражданского права.

Внесение соответствующих изменений в указанные статьи ГК РФ позволит изъять землю (недвижимость) и другие природные ресурсы, а следовательно, и всю экологическую систему России в целом из дальнейшего «овеществления», исключить эти отношения из сферы только правового регулирования гражданского законодательства и включить их главным образом в сферу земельного законодательства, установив его приоритет в регулировании очень важной части земельных отношений перед гражданским законодательством, которое следует применять к земельным отношениям лишь в тех случаях, когда они не урегулированы земельным законодательством.

Земля обладает устойчивой природной неоднородностью, что порождает:

  • а) дифференциацию правового режима в зависимости от категорий, угодий, зон и других особенностей земель. Так, земли подразделяются на категории по основному целевому назначению: на угодья – по непосредственному целевому назначению; на зоны – в зависимости от близости к тем частям земельных участков, которые в силу своих особых свойств обладают особым режимом использования;
  • б) экономико-правовой режим выравнивания условий хозяйствования на земле. Например, могут освобождаться от платы за земельные участки лица, осуществляющие их сельскохозяйственное освоение, налоговые ставки не могут превышать 0,3% в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения (в отношении прочих земельных участков – 1,5%).

Природная неоднородность земель определяется различными типами почв. Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности земли в результате взаимодействия органической и неорганической природы. Важнейшим свойством почвы является плодородие. Оно обусловлено наличием в почве органического вещества – гумуса. Благодаря плодородию почвы являются величайшим природным богатством, пользоваться которым нужно очень разумно. Впервые выделил почву как «особое тело» великий русский ученый, известный геолог и почвовед, основатель русской школы почвоведения и географии почв, создатель учения о почве как об особом природном теле В. В. Докучаев (1846–1903).

Почвы образуются очень медленно. Проходят тысячелетия с момента появления первых организмов на горных породах до полного формирования почвы. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5–2 см.

Почва состоит из твердой, жидкой, газообразной частей и живых организмов. Докучаев назвал почву «зеркалом природы», подчеркивая тем самым, что она отражает взаимодействие всех компонентов природы, являясь результатом этого взаимодействия. Деятельность человека влияет на образование почв. Минеральная часть почвы состоит из частиц песка, ила, глины, щебня. На ее долю приходится более 80–90% объема почвы.

Более 100 лет назад Докучаев доказал, что размещение почв по поверхности земли подчинено закону зональности. В Российской Федерации широтная зональность выражена ярче, чем в других странах мира. Это связано с большой протяженностью страны по меридиану и с преобладанием равнинного ландшафта. С севера на юг территории РФ сменяют друг друга мерзлотно-таежные, тундровые, глеевые, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные, черноземы, каштановые и бурые, серо-бурые почвы, почвы полупустынь, солончаки, торфяно-болотные почвы.

В Российской Федерации на долю земель сельскохозяйственного назначения приходится около 23,5% земельного фонда, на земли лесного фонда – 64,7%, пашня составляет – 7%. Площадь сельскохозяйственных угодий России – 220,5 млн га, в том числе пашни – 121,6 млн га, сенокосы – 24 млн га, пастбища – 68,1 млн га.

Земля ограничена в пространстве, которое не может увеличиваться подобно тому, как увеличивается объем имущества. Это порождает потребность в рациональной эксплуатации земель: экономном использовании территории земель, но достигается совмещением располагаемых на ней объектов; нормировании отвода земель в пользование и собственность; ограничении изъятия ценных угодий для несельскохозяйственных нужд; эффективном использовании земель сельскохозяйственного назначения.

Земля является недвижимым объектом и в отличие от движимого имущества не может переноситься в пространстве (если не принимать во внимание естественный круговорот вокруг солнечной оси в космическом пространстве). Равным образом она не подлежит замене никакими другими средствами производства, как это происходит в отношении иных орудий и средств производства (прочего имущества).

При правильном использовании земли ее плодородие не только не ухудшается, а постоянно возрастает.

Земля обладает ценностью обычного имущества, но если имущество изнашивается, быстро устаревает, то земля не подвержена таким изменениям.

Для того чтобы раскрыть пределы земельного права как отрасли, необходимо прежде всего раскрыть содержание термина «земля», который рассматривается в различных аспектах:

  • – в широком смысле – как земной шар;
  • – в узком смысле – как среда обитания человека;
  • – в правовом аспекте – как объект отношений или объект правового регулирования земельного права.

Земля бесконечно разнообразна. Она обладает свойствами территорий, пространственного базиса для объектов промышленности, осуществления жизнедеятельности людей. Земля незаменима для человеческого базиса, поскольку именно она есть место обитания всех поколений людей. Земля – непременное условие существования человека.

  • Все нормативные правовые акты (в том числе судебные), упомянутые в данном учебнике, рассматриваются (за исключением особо оговоренных случаев) в действующей редакции.
  • Подробнее об этом см.: Краснов Н. И. О соотношении земельного и гражданского права при переходе к рыночной экономике // Государство и право. 1994. № 7.
  • Докучаев В. В. Русский чернозем: отчет Императорскому Вольному экономическому обществу. СПб., 1883.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *