Правовая и социальная защита осужденных

Правовое регулирование труда осужденных

В соответствии со ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений.

На администрацию ИУ возложена обязанность привлекать осужденных к общественно полезному труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности.

Осужденные работают на предприятиях ИУ, на государственных предприятиях или предприятиях иных форм собственности при условии обеспечения их надлежащей охраны и изоляции.

В ст. 104 УИК РФ закреплены условия труда осужденных.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о труде устанавливаются: продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I или II групп, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов, несовершеннолетние осужденные — в соответствии с законодательством РФ о труде.

Осужденным запрещается прекращать работу при трудовых конфликтах.

Отказ от работы или ее прекращение считается злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания.

Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений запрещается использование труда осужденных на следующих работах: водителей оперативных машин, продавцов, бухгалтеров, кассиров; в службах, управлениях, отделах по исполнению наказаний, других подразделениях министерств и управлений уголовноисполнительной системы; в штабах и помещениях, где размещается персонал ИУ и находится оружие, служебная документация; на работах, связанных с множительной, радиотелеграфной, телефонной, телефаксной техникой, а также с учетом, хранением и выдачей медикаментов, взрывчатых и отравляющих веществ.

Осужденные также, как правило, не работают в качестве, а также складами со сложным и дорогостоящим оборудованием.

Продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы В трудовом законодательстве предусмотрены: сокращенный рабочий день, неполный рабочий день и неполная рабочая неделя, время работы в ночное время и сверхурочные работы.

Неполный рабочий день устанавливается медицинской комиссией ИУ для осужденных, которые трудоиспользуются с их согласия, а также беременных женщин, женщин, имеющих детей до восьми лет (ст. 49 КЗоТ).

Если осужденные работают в ночное время, то продолжительность рабочего времени сокращается на один час, кроме осужденных, для которых уже предусмотрено сокращение рабочего времени, например, для работающих на производстве с вредными условиями труда.

В соответствии с ч. 2 ст. 104 УИК РФ допускается суммированный учет рабочего времени в зависимости от характера работ, выполняемых осужденными.

Важным является то, что время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж.

Учет отработанного времени возлагается на администрацию ИУ и производится по итогам календарного года.

При систематическом уклонении осужденных от выполнения работы соответствующий период времени исключается по решению администрации ИУ из их общего трудового стажа.

Решение администрации ИУ можно обжаловать в суде.

Кроме этого, работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в ВК, 12 рабочих дней — для отбывающих лишение свободы в иных ИУ.

Указанные отпуска предоставляются с выездом или без выезда за пределы ИУ в соответствии со ст. 97 УИК РФ.

Время содержания осужденных в помещении камерного типа и одиночной камере в срок, необходимый для предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, не засчитывается.

Осужденным, перевыполняющим нормы выработки или образцово выполняющим установленные задания на тяжелых работах, а также на работах с вредными или опасными условиями труда, на предприятиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, либо работающим по своему желанию осужденным, являющимися инвалидами I или II группы, осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет продолжительность оплачиваемого отпуска может быть увеличена до 18 рабочих дней, а несовершеннолетним осужденным — до 24 рабочих дней.

Оплата труда осужденных

В ст. 105 УИК РФ отмечено, что осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда.

Из законодательства Российской Федерации о труде следует: «Если осужденные отработали определенную на месяц норму рабочего времени и выполнили для них установленную норму выработки, размер оплаты труда не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Оплата труда при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится соответственно отработанному осужденным рабочему времени или в зависимости от выработки.

За время простоя, происшедшего не по вине осужденного, оплата труда производится за фактически выполненную работу.

Месячная оплата труда в этом случае не должна быть менее 2/3 тарифной ставки установленного разряда (оклада) в соответствии со ст. 92 КЗоТ.

Осужденным, прибывшим из СИЗО или других ИУ, в первый месяц работы, при условии добросовестного отношения к труду и отсутствия нарушений режима содержания, может быть начислен аванс в счет будущей заработной платы.

В соответствии со ст. 106 УИК РФ осужденные в местах лишения свободы могут привлекаться к работам без оплаты труда, но только по благоустройству ИУ и прилегающих к ним территорий (ремонт жилых и бытовых помещений, спортивных площадок и т. д.).

На такие работы назначают в порядке очередности, в свободное от работы время и не более двух часов в неделю (по желанию осужденных продолжительность работ может быть увеличена).

Согласно ст. 107 УИК РФ производятся удержания из заработной платы, пенсий или иных доходов осужденных к лишению свободы для возмещения расходов по их содержанию.

В первую очередь производятся удержания алиментов, потом подоходного налога и отчислений в Пенсионный фонд РФ, а также иных обязательных отчислений, а затем возмещение осужденными расходов по их содержанию.

Удержания по исполнительным листам или другим исполнительным документам производятся из оставшейся суммы в порядке, предусмотренном ГПК РФ.

Охрана труда и социальное страхование осужденных Основные правила охраны труда осужденных к лишению свободы очень приближены к требованиям трудового законодательства.

Многие нормы уголовно-исполнительного права, регулирующие эту сторону исполнения (отбывания) наказания, имеют ярко выраженный бланкетный характер и отсылают к Трудовому кодексу РФ (гл. 10-11 КЗоТ, а также нормативные акты).

На каждом производственном объекте ИУ заводится специальный журнал по технике безопасности (ТБ) для регистрации всех несчастных случаев, которые произошли с осужденными во время работы и повлекли потерю трудоспособности не менее чем на один рабочий день.

Также по каждому несчастному случаю составляют акт.

Запись в журнале по ТБ и акт о несчастном случае являются основанием для решения вопроса о назначении осужденному пенсии в установленном порядке: «Осужденные имеют право на общих основаниях на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Согласно ст. 98 УИК РФ осужденные к лишению свободы, привлеченные к труду, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а осужденные женщины обеспечиваются пособиями по беременности и родам на общих основаниях.

Социальное обеспечение осужденных включает обязательное государственное социальное страхование, которому подлежат осужденные, привлеченные к труду (ч. 1 ст. 98 УИК РФ).

Но с учетом того, что осужденным предоставляется бесплатное питание в период временной нетрудоспособности, пособие по временной нетрудоспособности им не выплачивается (кроме колоний-поселений).

В соответствии со ст. 184 ТК РФ осужденные имеют право на возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности в период отбывания наказания, а в случае утраты трудоспособности по вине администрации исправительного учреждения — на возмещение вреда, не покрываемого пенсией.

Пенсионное обеспечение осужденных

В ст. 98 УИК РФ закреплены принципы пенсионного обеспечения осужденных к лишению свободы.

Осужденные имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости (мужчины по достижении 60 лет, женщины — 55 лет), при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ.

В отношении осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в ИУ, действие добровольного медицинского страхования не приостанавливается до окончания срока пребывания в ИУ.

Это обеспечивается соответствующими правовыми актами, к которым следует отнести Постановление Правительства РФ от 15 октября 2001 г. № 727 «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» и другие нормативные акты.

В законодательстве установлено право на возмещение ущерба осужденному в случае утраты им трудоспособности в период отбывания лишения свободы.

Причем это право реализуется сразу, по факту наступления нетрудоспособности.

Осужденные по прибытии в ИУ продолжают получать пенсии и пособия, которые они получали до осуждения.

Выплата пенсий осужденным осуществляется органами социальной защиты населения по месту нахождения ИУ, перечисления их на лицевые счета осужденных.

Если право на пенсию наступило в период отбывания наказания, она оформляется администрацией ИУ через местные органы социальной защиты населения.

Из пенсий осужденных производятся различные виды удержаний, в том числе и по исполнительным документам.

Основания, виды и порядок удержаний из пенсий осужденных определяются ст. 107 УИК РФ.

В случае смерти осужденного в результате профессионального заболевания или увечья, наступившего в связи с производственной деятельностью, нетрудоспособные члены его семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

На граждан, отбывающих наказание в местах лишения свободы, распространяются все положения законодательства о трудовых пенсиях по старости и инвалидности.

Сторінки матеріалу:

  • Стаття 8. Основні права засуджених
  • Сторінка 2

1. Засуджені мають право:

на отримання інформації про свої права і обов’язки, порядок і умови виконання та відбування призначеного судом покарання;

на гуманне ставлення до себе і на повагу гідності, властивої людській особистості;

звертатися відповідно до законодавства з пропозиціями, заявами і скаргами до адміністрації органів і установ виконання покарань, їх вищестоящих органів, а також до Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, суду, органів прокуратури, інших органів державної влади, органів місцевого самоврядування та об’єднань громадян;

давати пояснення і вести листування, а також звертатися з пропозиціями, заявами і скаргами рідною мовою. Відповіді засудженим даються мовою звернення. У разі відсутності можливості дати відповідь мовою звернення вона дається українською мовою з перекладом відповіді на мову звернення, який забезпечується органом або установою виконання покарань;

на охорону здоров’я. Охорона здоров’я забезпечується системою медико-санітарних і оздоровчо-профілактичних заходів, а також поєднанням безоплатних і платних форм медичної допомоги. Засуджені, які мають розлади психіки та поведінки внаслідок вживання алкоголю, наркотичних засобів, психотропних речовин або їх аналогів чи інших одурманюючих засобів, можуть за їх письмовою згодою пройти курс лікування від вказаних захворювань;

на соціальне забезпечення, у тому числі й на отримання пенсій, відповідно до законів України.

  1. Засудженому гарантується право на правову допомогу. Для одержання правової допомоги засуджені можуть користуватися послугами адвокатів або інших фахівців у галузі права, які за законом мають право на надання правової допомоги особисто чи за дорученням юридичної особи.
  2. Засуджені іноземці мають право підтримувати зв’язок з дипломатичними представництвами і консульськими установами своїх держав, особи без громадянства, а також громадяни держав, що не мають дипломатичних представництв або консульських установ в Україні, — з дипломатичними представництвами держави, яка взяла на себе охорону їхніх інтересів, або міжнародними органами чи організаціями, які здійснюють їх захист.

1. У даній статті визначені основні суб’єктивні права, які мають всі засуджені, незалежно від виду покарання. Під суб’єктивним правом засудженого у науці кримінально-виконавчого права традиційно розуміється закріплена законом і гарантована державою можливість певної поведінки засудженого або користування ним певними соціальними благами, що забезпечується юридичними обов’язками посадових осіб органів і установ виконання покарань, інших суб’єктів правовідносин, які виникають при цьому.

2. До змісту суб’єктивного права у науковій літературі включається: 1) можливість засудженого вільно користуватися соціальними благами у межах, встановлених правом; 2) можливість вимагати виконання кореспондуючих даному праву обов’язків адміністрацією органів і установ виконання покарань, іншими суб’єктами кримінально-виконавчих та інших правовідносин; 3) можливість звернутися за захистом свого суб’єктивного права.

3. Невід’ємною складовою правового статусу є законні інтереси, хоча останні прямо і не вказані в законі. Законні інтереси засуджених у кримінально-виконавчому праві — це закріплені в правових нормах конкретної дії прагнення засуджених до володіння тими чи іншими благами, які задовольняються, як правило, за результатом оцінки посадовими особами органів виконання покарань чи адміністрацією установ виконання покарань, прокуратурою, судом поведінки засудженого під час відбування покарання.

4. До змісту законного інтересу зазвичай включають три елементи:

1) прагнення отримати передбачене законом матеріальне чи духовне соціальне благо (отримання додаткових посилок чи передач, короткострокових чи тривалих побачень, дозволу на додаткову телефонну розмову, переведення до дільниці соціальної адаптації тощо). Такі блага вказуються у правових нормах у якості мети, для досягнення якої необхідні відповідні юридичні факти та позитивна оцінка поведінки засудженого суб’єктами чи учасниками кримінально-виконавчих відносин;

  1. можливість клопотати перед посадовими особами органів виконання покарань чи адміністрацією установ виконання покарань, прокуратурою, судом про їх відповідні дії щодо реалізації законних інтересів;
  2. можливість звертатися до компетентних органів за захистом законних інтересів. Таке звернення не означає автоматичного задоволення клопотання, проте означає, що законні інтереси, як і суб’єктивні права, гарантуються державою.

Законні інтереси засуджених можуть бути досить різними. Наприклад, тільки за соціально-політичним призначенням науковці поділяють їх на:

  1. законні інтереси, направлені на отримання заохочення (наприклад, заходів заохочення, що застосовуються до осіб, позбавлених волі, передбачених ст. 130 КВК України, зміну умов тримання засуджених до позбавлення волі на підставі ст. 100 КВК України);
  2. законні інтереси, направлені на отримання пільг (наприклад, придбавання засудженими до позбавлення волі продуктів харчування і предметів першої потреби інвалідами, вагітними жінками, у випадках коли засуджені не працюють із незалежних від них причин; одержання важкохворими засудженими, вагітними жінками, жінками, які мають дітей у будинках дитини при виправних колоніях, інвалідами додаткових посилок (передач) і бандеролей, лікарських засобів і виробів медичного призначення);
  3. законні інтереси, направлені на отримання благ, які за своєю суттю не є для засуджених ні заохоченнями, ні пільгами. В одних випадках вони закріплені в законодавстві у вигляді законного інтересу з використанням таких формулювань як: «як правило», «як виняток», «за наявності можливості» тощо. Наприклад, особи, засуджені до арешту, відбувають покарання, як правило, за місцем засудження в арештних домах; начальник установи, як виняток, з метою виховного впливу може надати короткострокове побачення з родичами або телефонну розмову засудженим, яких тримають у приміщеннях камерного типу (одиночних камерах), дисциплінарному ізоляторі або карцері. В інших випадках законні інтереси закріплюються в законодавстві у вигляді суб’єктивних прав, але в силу слабкості гарантій не реалізуються в повному обсязі. Це, наприклад, право осіб, засуджених до позбавлення волі, на нормальне матеріально-побутове забезпечення та працевлаштування, яке внаслідок соціально-економічних умов у державі на сьогоднішній день не може бути гарантоване як суб’єктивне право і являє собою законний інтерес засудженого.

5. Відповідно до міжнародних стандартів до основних віднесено право засуджених на отримання інформації про свої права та обов’язки, про умови відбування покарання. Адміністрація установи або органу виконання покарання зобов’язана надати засу-

дженому вказану інформацію, а також ознайомити їх зі змінами порядку та умов відбування покарань.

6. Законом гарантовано право на ввічливе ставлення з боку персоналу, а це у сполученні з ч. 1 ст. 9 КВК України, що встановлює обов’язок засуджених ввічливо ставитись до персоналу, інших осіб, які відвідують установи виконання покарань, утворює правовий режим взаємовідносин між засудженими і персоналом під час відбування покарання. Крім того, засуджені не повинні піддаватися жорстокому або такому, що принижує людську гідність, поводженню. Заходи примусу можуть бути застосовані до них не інакше, як на підставі закону.

У ст. 16 Закону України «Про державну кримінально-виконавчу службу України» зазначається, що персонал Державної кримінально-виконавчої служби України зобов’язаний неухильно виконувати закони України, додержуватися норм професійної етики, гуманно ставитися до засуджених і осіб, узятих під варту. Жорстокі, нелюдські або такі, що принижують людську гідність, дії є несумісними зі службою і роботою в органах, установах виконання покарань та слідчих ізоляторах.

Особи рядового і начальницького складу та працівники кримінально-виконавчої служби, які виявили жорстоке ставлення до засуджених і осіб, узятих під варту, або вчинили дії, що принижують їхню людську гідність, притягуються до відповідальності згідно із законом. У разі вчинення таких дій, особа рядового чи начальницького складу або працівник кримінально-виконавчої служби підлягає звільненню зі служби (роботи), якщо до нього постановлено обвинувальний вирок суду, який набрав законної сили, або якщо протягом року за такі ж дії до нього вже було застосовано дисциплінарне стягнення.

7. У числі основних — право засуджених на звернення з пропозиціями, заявами та скаргами, в тому числі і до міждержавних органів (наприклад, комісії та комітети 00Н із захисту прав і свобод людини, Європейський Суд з прав людини). Реалізація даного права розкрита у спеціальних статтях КВК України (наприклад, у ст. 59, 74, 113), що встановлюють порядок звернення засуджених у двох формах: 1) засуджені до арешту, тримання у дисциплінарному батальйоні, обмеження та позбавлення волі на певний строк, довічного позбавлення волі направляють свої звернення тільки через адміністрацію установ виконання покарань; 2) засуджені до інших видів покарань направляють свої звернення самостійно. Відповідно на адміністрацію установ виконання покарань у першому випадку покладається обов’язок по доведенню звернень засуджених до конкретних адресатів. При цьому адміністрація не повинна знайомитись зі змістом звернень засуджених, якщо останні направлені до органів, які здійснюють контроль за діяльністю органів та установ виконання покарань або за дотриманням прав людини.

  • 1
  • 2
  • остання «

УДК 343.8

DOI 10.33463/2072-2427.2019.14(1-4).1.068-072

АННА НИКОЛАЕВНА ШАНИНА,

магистрант, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: shanina_1994@bk.ru

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ПРАВ ЛИЦ, ОСУЖДЕННЫХ К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ, И ИХ ПРАВОВОГО СТАТУСА

Для цитирования

Аннотация. В статье рассматриваются виды международных источников правового регулирования соблюдения прав лиц, осужденных к лишению свободы, и их правового статуса, раскрываются особенности правового положения осужденных, регламентированные данными правовыми актами. Анализируется вопрос соответствия отечественного законодательства общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере определения правового статуса осужденных. По результатам исследования сделан вывод о необходимости создания универсальной конвенции или свода правил, касающихся вопросов обращения с лицами, осужденными к лишению свободы, на этапе исполнения в отношении их наказания. Основными темами, подлежащими раскрытию в таком документе, должны стать: личная безопасность, недопущение дискриминации, медицинских опытов, запрет пыток, иных насильственных действий и др. В рамках данного акта могут быть сформулированы нормы-рекомендации, содержащие предложения по обращению с осужденными и отражающие положительную практику из истории и современности различных государств.

Ключевые слова: международное право, общепризнанные принципы и нормы международного права, уголовно-исполнительная система, лишение свободы, правовой статус осужденных.

Существующие в обществе в настоящее время отношения регулируются различными отраслями права, которые, в свою очередь, представлены как международны© Шанина А. Н., 2019

(сс1®©@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons ^—¿ш ^шушт Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ми, так и отечественными правовыми актами. Отношения, связанные с соблюдением прав человека в местах лишения свободы, регулируются нормами не только международного, но и отечественного права, главным образом, уголовно-исполнительного законодательства.

Исходя из анализа Конституции РФ и уголовно-исполнительного законодательства можно сделать вывод о том, что действующая система международных нормативно-правовых актов в области обращения с лицами, осужденными к лишению свободы, выступает в качестве части системы международных актов по борьбе с преступностью. В рамках данной системы устанавливаются нормы, которые определяют границы в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Анализ юридической литературы позволяет сделать вывод об отсутствии четко упорядоченной классификации международных актов в рассматриваемой сфере. При этом имеются точки зрения представителей юридической мысли относительно данного вопроса.

Так, А. А. Ремизов выделяет следующие группы международных норм:

— нормы международного права, посредством которого осуществляется регулирование гражданско-политических прав;

— нормы международного права, содержанием которых осуществляется регулирование прав в экономической и социальной сферах .

Д. П. Фанин классифицирует международно-правовые акты в рассматриваемой сфере по такому основанию, как обслуживание интересов человека, предлагая следующие группы:

— нормы международного права, которые наделяют осужденных лиц правом использования их прав;

— нормы международного права, дающие лицу, осужденному к лишению свободы, возможность процессуальной защиты их прав, основу которой составляет судебный порядок защиты .

Классификация международных актов в рассматриваемой сфере может быть осуществлена и по иным основаниям, например по режиму отбывания наказания, труду и воспитательной работе с осужденными.

Наиболее удачная классификация международных нормативно-правовых актов предложена Ю. В. Помогаловой. С ее точки зрения, международные правовые акты должны быть классифицированы по следующим основаниям: степени общности, степени обязательности, источникам происхождения, широте (территориальным масштабам) действия. Данная классификация выглядит следующим образом.

1. В рамках такого основания, как степень общность, международные акты делятся:

— на универсальные, содержащиеся в документах общего характера, посредством которых осуществляется регламентация прав человека в целом;

— специальные, в рамках которых определяются особенности прав конкретно определенной группы лиц, в данном случае осужденных.

2. В зависимости от степени обязательности международные акты подразделяются на:

— обязательные к соблюдению в рамках национальной системы нормы (например, содержащиеся в Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, 1984 г.);

— нормы рекомендательного характера (в рамках представленной тематики примером могут выступать Европейские пенитенциарные правила, 2006 г.).

3. Что касается такого основания, как широта действия (территориальный масштаб), то международные акты могут поделены на акты мирового и акты регионального характера .

В связи с указанными положениями в систему действующих международных актов, затрагивающих в той или иной степени правовое положение осужденных, можно включить следующие международные нормативные акты:

1. Акты общего характера: Всеобщая декларация прав человека (1948 г.); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.); Декларация прав ребенка (1959 г.); Декларация ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963 г.); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971 г.); Декларация о правах инвалидов (1975 г.); Декларация Всемирной медицинской ассоциации (1975 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Специализированные акты: Конвенция Международной организации труда относительно принудительного или обязательного труда (1930 г.); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.); Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1975 г.); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.); Принципы медицинской этики, относящиеся к роли работников здравоохранения, в особенности врачей, в защите заключенных или задержанных лиц от пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1982 г.); Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.); Меры, гарантирующие защиту прав тех, кто приговорен к смертной казни (1984 г.); Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985 г.); Свод принципов защиты всех лиц, подверженных задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1988 г.); Основные принципы обращения с заключенными (1990 г.); Минимальные стандартные правила в отношении мер, не связанных с тюремным заключением (Токийские правила) (1990 г.); Правила, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы (1990 г.); Руководящие принципы для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) (1990 г.).

К документам, содержащим европейские стандарты рассматриваемого профиля, относятся: Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека (1950 г.); Европейская конвенция о надзоре за условно осужденными или условно-досрочно освобожденными лицами (1964 г.); Конвенция о передаче осужденных лиц (1983 г.); Европейская конвенция по предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (1987 г.); Дополнительный протокол к Европейской конвенции о передаче осужденных лиц (1997 г.); Европейские пенитенциарные правила (2006 г.).

Кроме того, часть европейских стандартов представлена в резолюциях (70)1 «Практическая организация мер по надзору и последующему наблюдению за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными лицами»; (67)5 «Изучение контингента заключенных и возможностей использования индивидуального подхода»; (62)2 «Избирательные, гражданские и социальные права заключенных».

Развитие процессов глобализации привело к появлению в международной деятельности наравне с обычными нормами международного права (нормы «твердого» права)

норм «мягкого» права, носящих рекомендательный характер, как правило, являющихся предвестниками обычных норм права.

Примером такой нормы рекомендательного характера может служить принятие и имплементация Римского статута Международного уголовного суда (МУС) в правовые системы различных государств, деятельность которого включает в себя в том числе вопросы создания международного пенитенциарного центра, куда помещаются осужденные в МУС для исполнения наказаний.

Говоря о межгосударственных международных актах, необходимо отметить, что значимым событием явилось принятие бывшими республиками СССР Модельного уголовно-исполнительного кодекса, который не имеет обязательной юридической силы, но носит рекомендательный характер.

Анализ норм, регламентированных в перечисленных международных актах, позволяет сделать вывод о наличии четырех важных обстоятельств, а именно:

— в рамках данных актов регламентируются, наряду с правовым статусом осужденных, вопросы их исправления и перевоспитания, управления учреждениями, в которых содержится данная категория лиц, и др.;

— в рассматриваемых документах основной акцент сосредоточен на регулировании правил исполнения лишения свободы;

— указанным актам присуща односторонняя ориентация, иными словами, в их основу заложена ориентация на защиту прав осужденных и регламентацию гарантии ее осуществления;

— в ряде международных актов содержатся схожие по своему содержанию положения .

На основании изложенного целесообразно сделать вывод о необходимости создания универсальной конвенции или свода правил, раскрывающих вопросы, связанные с обращениями с лицами, осужденными к лишению свободы, на этапе исполнения в отношении их наказания. Основными темами в данном документе, как представляется, должны быть следующие: личная безопасность, недопущение дискриминации, медицинских опытов, запрет пыток, иных насильственных действий и др. В рамках такого акта могут быть также сформулированы нормы-рекомендации, содержащие предложения по обращению с осужденными и отражающие положительную практику из истории и современности различных государств.

Создание такого рода акта способствовало бы формированию единообразного подхода к пониманию правового положения лиц, осужденных к лишению свободы , он также мог бы стать важным инструментом, направленным на осуществление контроля в сфере прав и свобод личности на международном уровне.

Библиографический список

1. Жиляев Р. М. К вопросу об обеспечении прав и законных интересов осужденных к лишению свободы // Теория и практика общественного развития в свете современного научного знания : сб. материалов II Междунар. науч. конф. М., 2018. С. 182-186.

3. Ремизов А. А. Проблемы обеспечения прав осужденных на свободу совести и вероисповедания в исправительных учреждениях // Олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Министерства

юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний : сб. науч. тр. студентов и курсантов Самарского юридического института ФСИН России за 2015-2017 гг. Самара, 2017. С. 172-179.

5. Международные пенитенциарные стандарты : учеб.-метод. пособие для магистрантов / под общ. ред. А. П. Скибы. Ростов н/Д, 2017.

ПРАВОЗАЩИТНАЯ ХРЕСТОМАТИЯ ДЛЯ ЗАКЛЮЧЕННОГО

Глава 7.
Защита прав человека в местах отбывания наказания

Основные права осужденных

Основы правового положения осужденных вытекают из нового Российского законодательства, в частности из УИК, который вступил в действие с июля 1997 года, и декларирует уважение и охрану прав, свобод и законных интересов осужденных, обеспечение законности применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность. Вместе с тем провозглашается, что осужденные не могут быть свободны от выполнения гражданских обязанностей. Права и обязанности осужденных определяются исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.

Осужденные имеют право:

    распоряжаться личным временем, предусмотренным распорядком дня, не нарушая при этом установленных правил поведения;

    на вежливое о6ращение со стороны персонала учреждений;

    хранить и использовать вещи и предметы, предусмотренные перечнем;

    участвовать в культурно-массовых и спортивных мероприятиях, пользоваться библиотекой, настольными играми;

    вступать в самодеятельные организации осужденных;

    получать информацию о своих правах и обязанностях;

    пользоваться услугами адвокатов, а также других лиц, имеющих право на оказанию юридической помощи;

    обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения, в вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных;

    осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Осуществление права на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным;

    на охрану здоровья;

    на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение;

    на образование, в том числе профессиональное;

    на материально-бытовое обеспечение;

    на 8-часовой оплачиваемый труд (кроме работ по благоустройству территории и лицам пенсионного возраста, работающих по желанию; время привлечения к оплачиваемому труду засчитывается в трудовой стаж);

    на охрану труда и обеспечения техники безопасности;

    на 8-часовой непрерывный сон.

В зависимости от вида наказания и соответствующих режимных требований, ограничений:

    приобретать продукты питания и предметы первой необходимости;

    краткосрочные и длительные свидания;

    получать посылки, бандероли и передачи;

    получать и отправлять письма , телеграммы и денежные переводы;

    на телефонные разговоры (при отсутствии технических условий могут быть заменены краткосрочным свиданием);

    на ежедневные прогулки (если осужденные находятся в запираемых помещениях и не работают на открытом воздухе);

    на просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радио;

    приобретать и хранить литературу и письменные принадлежности;

    выезды за пределы исправительного учреждения (в том числе краткосрочные и длительные на время оплачиваемого отпуска, от 12 до 18 и 24 рабочих дней);

При определенных условиях:

    на перевод на облегченные условия отбывания наказания;

    на условно-досрочное освобождение.

Права освобождаемых осужденных:

    на трудовое и бытовое устройство и получение других видов социальной помощи;

    на оказание помощи администрацией исправительного учреждения (обеспечение продуктами питания, одеждой, оплата проезда до места проживания, представление в органы социальной защиты по просьбе определенных категорий освобождаемых осужденных о направление в дома инвалидов и престарелых).

    с 23 июня 1995 года за осужденными к лишению свободы на любой срок сохраняется право на жилплощадь (Постановление Конституционного суда РФ № 8 от 23 июня 1995 года).

При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *