Право собственности в США

Содержание

Частная собственность

  • Конституционно-правовые основы становления и развития среднего класса и частной собственности в России

    Устранение интегрирующего государственного начала, противостоящего индивидуализму субъектов гражданского общества, превращает гражданское общество в ничем не связанную совокупность индивидов, что способно привести к воцарению анархии См.: Поздняков Э. А. Российское гражданское общество. Иллюзии…
    (Актуальные проблемы права)

  • Право частной собственности

    Право частной собственности с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы личности, а также одной из основ конституционного строя, как это установлено ст. 8 и 9 Конституции…
    (Конституционное право Российской Федерации)

  • Возникновение и прекращение права частной собственности на землю

    В соответствии с п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (в том числе и право собственности) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной…
    (Гражданское право)

  • Возникновение и прекращение права частной собственности на жилое помещение

    Возмездное приобретение права собственности на жилое помещение. Возмездное приобретение жилья в собственность, т. е. за плату, осуществляется путем: покупки по договору купли-продажи, выплаты полной суммы пая в ЖСК, мены (с применением правил о купле-продаже), ренты постоянной или пожизненной, в том…
    (Гражданское право)

  • ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН

    Право частной собственности — одна из форм собственности, означающая абсолютное, защищенное законом право собственника на осуществление правомочий собственника по отношению к конкретному имуществу, включая средства производства. Выделяют два вида права частной собственности: • право частной собственности…
    (Гражданское право. Часть первая)

  • ПРАВО ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Право собственности юридических лиц относится к частной форме собственности. Юридические лица, за исключением унитарных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником, являются единственными собственниками своего имущества (п. 3, 4 ст. 213 ГК РФ). Это значит, что никакой собственности (в…
    (Гражданское право. Часть первая)

  • ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИВАТИЗАЦИИ

    Государственной собственности в экономике страны должно быть ровно столько, сколько нужно для обеспечения ее эффективного функционирования. Если ее слишком много, она становится тормозом на пути успешного хозяйственного развития. В этой связи на повестку дня стал вопрос о денационализации определенной…
    (Государственное регулирование экономики)

  • Сущность и содержание права частной собственности на землю

    Правовые основы регулирования отношений собственности на землю. Право собственности на землю как особая правовая категория является предметом регулирования нескольких отраслей права: международного, конституционного, гражданского и земельного. В международном праве право собственности на землю рассматривается…
    (Земельное право)

  • Основания приобретения права частной собственности на землю

    Виды оснований приобретения права частной собственности на землю. Статья 25 3К РФ закрепляет правило, согласно которому права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным…
    (Земельное право)

  • Основания прекращения права частной собственности на землю

    Общая характеристика оснований прекращения права частной собственности на землю. Такие основания указаны в ст. 44 ЗК РФ, которая предусматривает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, при отказе собственника от права…
    (Земельное право)

Организационно-правовые формы бизнеса в США

Организационно-правовые формы бизнеса в США

На сегодня в США существуют следующие основные организационно-правовые формы компаний:

индивидуальные частные фирмы,
партнерства,
корпорации,
компании с ограниченной ответственностью (LLC).

Каждая форма собственности имеет свои, характерные для нее, внутреннюю структуру и юридический статус, размеры и сферы деятельности. Все формы собственности имеют свои преимущества и недостатки, и выбор каждой из них предполагает как свою степень риска для владельцев, так и свои выгоды.
Корпоративного законодательство США имеет двухуровневую структуру. Соответствующие законы принимаются на федеральном уровне и на уровне штатов. Если штат не принял своего закона, то действует федеральное законодательство.

Единоличные предприятия
Как и в большинстве других стран мира физическое лицо может вести свой бизнес в форме единоличного предприятия (Sole proprietorship). Ответственность предпринимателя является неограниченной. Судебный иск может быть обращен на все его имущество. Эта форма избирается для мелких предприятий. Ее недостаток заключается в ограниченности финансовых возможностей. Единоличные предприятия действуют в области розничной и мелкооптовой торговле, оказывают услуги на местном уровне . В качестве единоличных предпринимателей , часто ведут свою деятельность биржевые маклеры. Исполнение каких-либо формальностей по регистрации единоличного предприятия не требуется. Единственный официальный документ — налоговая декларация. Финансовые записи не обязательны. Ведение их необходимо, прежде всего, в налоговых целях: предпринимательские расходы квалифицируются законодательством иначе, чем персональные. Для занятия некоторыми видами деятельности требуются лицензии административных органов Штата.
Общее партнерство
Общее партнерство (General Partnership) или просто партнерство функционирует на основе закона о партнерствах и договора между партнерами, если таковой имеется. Законодательные нормы, регулирующие деятельность партнерств носят диспозитивный характер. Они применяются судами в том случае, если предприниматели, образовав партнерство не заключили письменного договора, или если он недостаточно полный. Партнеры имеют равные права на управление и имущество партнерства, если иное не определено в соглашении между ними. При учреждении партнерства новое юридическое лицо формально не образуется. Вместе с тем, партнерства обладают признаками самостоятельного делового предприятия. Они имеют право быть занесенными в регистр деловых предприятий и вступать во взаимоотношения с третьими лицами как отдельная фирма и пр. Как и в единоличных предприятиях, предприниматели партнерств несут неограниченную ответственность по обязательствам партнерства. Ответственность носит солидарный характер. Это означает, что третьи лица могут направить имущественный иск в адрес одного из партнеров, который, переадресует его за вычетом своей доли другому партнеру. При выбытии одного из партнеров или при вступлении нового партнерство обычно прекращает свое существование, т.е. оно должно быть переоформлено. Предпринимательская деятельность при этом может не прерываться.
Общее партнерство регулируется единообразным законом о партнерствах /Uniform Partnership Act/, принятом в 1914 году и действующим в 44 штатах /из 50/. Партнерство в США не платит налогов, т.к. налоги уплачиваются с доходов, входящих в его состав предпринимателей. Партнерства, однако, оформляют налоговые декларации. Затем каждому партнеру направляется специальная форма К1, устанавливающая его долю в прибылях и убытках партнерства. Она подается в налоговые органы совместно с декларацией об индивидуальных доходах. Налогом облагаются не только средства, которые поступили в распоряжение партнеров, но и реинвестированная часть дохода партнеров.
Партнерство с ограниченной ответственностью
Главной особенностью партнерства с ограниченной ответственностью /Limited Partnership/ является наличие двух категорий участников — партнеров с полной и ограниченной ответственностью. Партнеры с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам партнерства только в пределах своего вклада. Обычно партнеры ведут дела партнерства с полной ответственностью, а партнеры с ограниченной ответственностью играют пассивную роль вкладчиков капитала. Число участников партнерств обычно ограничено. Партнерства являются удобной формой объединения высококвалифицированных специалистов для занятия профессиональной деятельностью в сфере юридических и финансовых услуг, медицины и т.д. Обычно это мелкие и средние предприятия . Однако известны случаи, когда в виде партнерств функционировали весьма крупные предприятия. В частности, в качестве партнерств зарегистрированы многие ведущие аудиторские фирмы, включая те, которые входят в число «большой шестерки» аудиторских компаний.
В качестве партнеров могут выступать как физические, так и юридические лица. В США партнерства регулируются Единообразным законом об ограниченных партнерствах /Uniform Limited Partnership Act/, принятом в 1916 г. и действующим в 47 штатах, а также Исправленным единообразным законом / Revised Uniform Limited Partnership Act, 1978 /. Для создания партнерства требуется как минимум один полный и один ограниченный партнер. Создание партнерств требует выполнения некоторых официальных формальностей: партнеры должны передать в секретариат штата подписанный ими сертификат, содержащий сведения о роде деятельности партнерства, его членах, структуре капитала и пр. С налоговой точки зрения положение ограниченных партнерств аналогично общим партнерствам.
Вообще, партнерства как организационная форма бизнеса играют в США значительно большую роль, чем у нас их российский аналог — товарищества. Весьма широко партнерства применяются в международном бизнесе и оффшорных схемах. В связи с налоговой реформой 1986 года преимущества, которые имели в США партнерства по отношению к корпорациям значительно снизились. Это связано с тем, что корпорации, имеющие статус малых /small corporation/, были освобождены от налогов на корпорации.
Таким образом, налоговое положение партнерств и малых корпораций практически уравнялось. Единственным сохранившимся налоговым преимуществом партнерств является то, что число их членов в США не ограничено. Малая корпорация не может иметь более 35 членов. Кроме того, ее акционером не может быть иностранец, а участником партнерства- может, и это весьма характерно. Партнерства потеснила и такая относительно новая форма бизнеса как компания с ограниченной ответственностью, речь о которой пойдет несколько ниже. Более подробный сравнительный анализ…
Корпорации
Наиболее широко распространенной и универсальной формой бизнеса является корпорация (Corporation). Отличительные черты корпорации заключаются в следующем:

а/ Корпорация представляет собой самостоятельный субъект гражданского права, ведущий независимое от своих членов существование;
б/ Существование корпорации не может быть прекращено иначе, как по решению суда или самих участников корпорации, принятого на основании устава и законов;
в/ По обязательствам корпорации исключительную ответственность несет сама корпорация в пределах принадлежащего ей имущества;
г/ Корпорация является объектом двойного налогообложения, поскольку ее доходы облагаются налогом дважды — как прибыль компании и как доход акционеров, которую они получают после ее распределения

Капитал корпораций формируется путем подписки на их акции. Корпорации могут выпускать акции различных типов. Главными из них являются «обычные» /ordinary/ и привилегированные /preferential/ акции. Дивиденд на обычные акции зависит от рентабельности предприятия, а на привилегированные акции он устанавливается на фиксированном уровне. Привилегированные акции не дают права голоса на общих собраниях акционеров. Корпорации, при соблюдении требуемой законом процедуры, имеют право продавать свои акции на открытом рынке.
Порядок создания и основные принципы функционирования корпораций в США определяется на уровне законодательства штатов. В большинстве случаев в основе законодательства штатов лежат принципы принятого в 1946 году на федеральном уровне Примерного закона о предпринимательских корпорациях /Model Business Corporation Act/. Он принят целиком в 20-ти штатах и с незначительными изменениями — в 10-ти штатах. Впоследствии в него были внесены поправки, в результате чего появился Исправленный примерный закон о предпринимательских корпорациях /Revised Model Business Corporation Act/. Некоторые из штатов вообще не придерживаются Примерного закона. К таким штатам относятся, например, Нью-Йорк, Делавэр, Массачусетс, Калифорния.
Законодательство большинства штатов предусматривает существование коммерческих /for-profit/ и некоммерческих /non-profit/ корпораций. Некоммерческие корпорации не имеют права выпускать акции и распределять доход в пользу своих членов.
Американская корпорация может иметь статус «закрытой» /closely held/. Закрытыми называются корпорации, акции которых принадлежат нескольким или одному лицу. Акции таких корпораций не могут продаваться на открытом рынке. Порядок их продажи определяется уставом и обычно требует согласия большинства акционеров. Акционеры принимают непосредственное участие в управлении корпорацией.
В соответствии с законами большинства штатов корпорация может быть местной /domestic/ и «иностранной» /foreign . Интересно , что иностранными (foreign) считаются корпорации , зарегистрированные в другом штате. Собственно иностранные корпорации, ведущие бизнес в США, имеют особый статус — «alien corporation». Местными считаются все корпорации, зарегистрированные в соответствии с законом о корпорациях данного штата.
Федеральная налоговая система предусматривает налоговые льготы для «малых корпораций» /Small Corporation/. Налоговые льготы малым корпорациям состоят в освобождении их доходов от налога на прибыль. Прибыль малой корпорации распределяется между акционерами и зачисляется в их облагаемый доход. Подобно партнерствам, малые корпорации в США не подвергаются негативному эффекту двойного налогообложения.
Основными этапами создания американской корпорации (по федеральному закону) являются:

1/. Подготовка и подписание учредительского договора. В учредительском договоре стороны определяют основные принципы функционирования общества, состав акционеров, обязанности сторон и ответственность за обязательства, возникшие в связи со статусом «компании в стадии регистрации» /being registered/;
2/. Подача Секретарю штата заявки на наименование корпорации;
3/. Разработка и подача устава секретарю штата корпорации /Articles of Association/;
4/. Проверка документов Секретарем штата. Секретарь штата выпускает Сертификат об инкорпорировании /Сertificate of Incorporation/.

Американская корпорация строит свою деятельность в соответствии с Уставом — т.н. Статьями об ассоциации /Articles of association/ и внутренним регламентом /by — laws/. Наличие этих двух документов отличает американскую корпорацию от российских акционерных обществ, где достаточно одного устава. Регламент является внутренним документом корпорации. Официального утверждения он не проходит. Статьи об ассоциации содержат положения, присущие уставам корпораций в большинстве стран мира. Регламент дополняет и детализирует Статьи об ассоциации, которые обычно сформулированы в сжатой форме. Регламент не может противоречить Уставу. В случае споров приоритет отдается Уставу. Изменения в регламент вносятся советом директоров корпорации, если уставом не предусмотрено иное.
В отдельных штатах, где приняты свои законы о корпорациях, правила регистрации компаний могут несколько отличаться, однако общей характер их организации и правого регулирования основывается на тех же принципах.
Есть три основных типа корпораций, которые можно создавать по законам Соединенных Штатов:
Закрытая корпорация (Close Corporation)
Такого типа корпорации часто подходят для физических лиц, которые хотят создать компанию сами по себе или в составе небольшой группы людей, большинство из которых будут участвовать в управлении и владеть акциями. Хотя законы, касающиеся закрытых корпораций, изменяются от штата к штату, держатели акций закрытых корпораций могут выступать как товарищество, избегая множества формальностей, требуемых от открытых корпораций.
Открытые корпорации (General Corporations)
Этот тип корпораций рассчитан на деловых людей, создающих корпорацию, в которой будет более тридцати держателей акций, или которая будет предлагать акции к открытой подписке в значительном масштабе.
S-корпорации (S Corporation)
После принятия Закона о налоговой реформе 1986 S-корпорации стали очень привлекательным видом предприятия с точки зрения налогообложения. В соответствии с различными требованиями, для того, чтобы приобрести статус S-корпорации, выборы должны проходить по форме 2553 IRS (финансовой инспекции). В основном S-корпорация учитывает доход так, как если бы владельцы были «Партнерами». Убытки корпорации также передаются корпорацией ее акционерам. Статус малой корпорации предоставляется при наличии следующих условий:
— корпорация должна быть американской /domestic/;
— она не может иметь более 35 акционеров;
— акционерами должны быть, как правило, частные лица;
— акционерами малых корпораций могут быть исключительно резиденты США;
— допускается выпуск только одного типа акций.
Limited Liability Company (LLC)
Промежуточной или гибридной формой организации бизнеса являются компании с ограниченной ответственностью — Limited Liability Company (LLC), получившие в последнее время законодательное обоснование в ряде штатов США.
Для справки даем определение LLC по штату Пенсильвания:
Limited Liability company or company. An association that isa limited liability company organized and existing under this chapter
Ограниченная по ответсвенности компания или компания. Ассоциация, организованная или существующая по праву этого раздела (See Title 15 Pa.C.S.A. Chapter 89 Limited Liability Companies, Paragraph 8903 Definitions).
LLC удачно сочетают в себе преимущества налогообложения на одном уровне (как у партнерств), и ограниченную ответственность участников (как в корпорациях). Более подробно о LLC… С другой стороны, корпорация является более стабильной и защищенной формой компании

>Земельныйэксперт>Земельное законодательство в других странах 3716

+7 (800) 550-38-47

Согласно законодательству США субъектами земельных отношений могут выступать различные физические и юридические лица, а также кадровый представитель органов федеральной власти по штатам. При этом покупку земли в Америке могут совершать только резиденты этого государства.

Правовые отношения в сфере землепользования определены нормативом «О федеральном землепользовании» 1976 года, принятом на заседании Конгресса и введенным в действие Сенатом США. Отдельные положения регулируются законами штатов и органов местного самоуправления.

Определение права на собственность в США носит абсолютный характер. Нарушение границ чужого владения без разрешения карается административной ответственностью и наложением штрафа. Собственник обладает возможностью извлекать природные ресурсы и иную прибыль без получения иных разрешительных документов. Исключением являются нарушения экологических норм при землепользовании.

Земельное законодательство во Франции

Основы современной эксплуатации территорий во Франции были заложены по окончании Второй мировой войны при проведении аграрной реформы. На основании такой программы землепользование начали модернизировать, привлекая наработки законодательной базы Германии и Испании.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Согласно земельному законодательству Франции право собственности на территории можно разделить на три формы:

  1. Коллективное.
  2. Частное.
  3. Смешанное.

Государственная форма собственности представляет собой смешанный тип пользования, при котором страна участвует при распоряжении имуществом как дольщик.

Земельное законодательство Франции состоит из кодексов:

  • Гражданского.
  • Окружающей среды.
  • Общего налогового, состоящего из двух книг.
  • Сельскохозяйственного.

Правовое регулирование во Франции разделено на централизованные органы власти и муниципальные образования в количестве 96 департаментов. Местные органы самоуправления названы «коммунами». Их количество – 36 000. Численность жителей в одной коммуне – 1,5-2,5 тысячи человек.

Основная проблема для землепользования в сфере развития сельского хозяйства Франции – существенный рост городов и поселений. При получении права приобретения и аренды земли во Франции учитываются нормы Европейского Союза, определяющие размеры квот для отдельного гражданина или компании.

Земельное законодательство в Германии

Основной источник немецкого права – Свод законов (Gesetzesbüchern). Принципы землепользования закреплены в частном праве, установленные гражданским кодексом (Bürgerliches Gesetzbuch).

Участниками правоотношений в Германии (ФРГ) являются физические лица и организации, государство и кадровые представители федеральных властей по Землям. Собственник в ФРГ ограничен в своих правах в интересах страны, муниципалитета и соседей. Для проведения некоторых строительных и изыскательных процедур необходимо получать письменное разрешение от владельцев соседних участков.

Определение права собственности на территории Германии производится путем регистрации соответствующей записи в земельной книге на участок. Данная процедура также осуществляется при внесении соответствующих данных в кадастровую книгу и информационную картотеку. Порядок заполнения таких бумаг и правила регистрации определены Положением о праве собственности на землю.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Ответственность за нарушение земельного законодательства Германии определено административной законодательной базой, которая отлична в зависимости от федеральной земли. В зависимости от нарушений предусмотрены выплаты штрафов или общественные работы. За нарушение экологических норм в крупных объемах предусмотрена уголовная ответственность.

Земельное законодательство в Великобритании

Согласно законодательной базе Великобритании, которая по существу не менялась уже сотни лет, вся земля принадлежит монарху. Остальные пользователи приобретают право на абсолютное пользование на основании купли-продажи или наследования. Принципы земельного законодательства Великобритании распространяются на территории Англии и Уэльса.

Участники земельных отношений в Великобритании: физические и юридические лица, обладающие абсолютным правом на землю монарха на основании Хартии.

Безусловная возможность распоряжаться участком называется «Freehold». Она предоставляет неограниченные права на использование земли и ее ресурсов, но только после предварительного соглашения с органами местной власти.

Долгосрочная аренда называется «Leasehold». Она не предполагает абсолютного владения. Например, для перепланировки квартиры или добычи природных ресурсов. Зато такой договор можно заключить на оговоренный срок, который может превышать сотни лет.

Земельное законодательство в Китае

В Китае (КНР) существует два вида собственности:

  1. Государственная.
  2. Коллективная.

Система земельного законодательства Китая закрепляет основы по предоставлению территорий в аренду физическим и юридическим лицам. При этом распределение земель происходит путем проведения конкурсов.

В настоящий момент в КНР широкое развитие получило развитие сельской индустрии. При этом практически вся земля принадлежит государству, и право пользования передается на арендной основе. Договор аренды заключается чаще всего с главой отдельной семьи. После смерти гражданина-арендатора, территория передается по наследству. В случае необходимости наниматель может использовать землю в качестве залога.

Определение вещного права на землю в Китае осуществляется посредством двух основных документов:

  1. Свидетельство о праве собственности на недвижимость.
  2. Документ об аренде земельного участка. Заключается сроком до 70 лет.

Главная проблема этой КНР – ограниченность территории. Несмотря на то что по величине Китай уступает только России и Канаде, демографическая ситуация вынуждает органы власти этого государства обращать особое внимание на экономию ресурсов.

Исполнительный орган в области землепользования в КНР – Министерство земельных и природных ресурсов, которое принимает соответствующие постановления в зависимости от решения очередного пленума коммунистической партии Китая. Основные законы, регулирующие территориальные споры:

  • Конституция КНР.
  • Гражданско-процессуальный кодекс.
  • Лесной кодекс.
  • Закон о земле администрации.

Земельное законодательство в бывших странах СССР

Землепользование в странах бывшего СССР проходило развитие по общему сценарию, установленному зачастую на основании законодательных актов России.

Земельное законодательство Украины регламентировано Земельным кодексом и иными нормативными актами, принятыми на встречах Верховной Рады. Согласно изменениям 2015 года, государственный кадастр сведений о праве пользования на землю ведется на основании технической документации. Она предоставляется заинтересованной стороной в государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра.

Земельное законодательство Республики Беларусь устанавливается Кодексом о земле в третьей редакции 2008 года, отдельными нормативами и указами. Например, Указом №667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков». Система управления территориями Беларуси направлена на передачу недвижимости в длительную аренду тому гражданину или организации, которые наиболее эффективно смогут использовать такой участок или инвестировать в него средства.

Управление и распоряжение территориями в республике Казахстан регламентировано Земельным кодексом РК по состоянию на 24.11.15 г. Согласно закону, все земли этой страны определенны в общий фонд, разделенный на отдельные категории:

  • Специального назначения.
  • Особо охраняемые.
  • Лесного фонда.
  • Запасные.
  • Водного фонда.

Заключение

Особенности землепользования в других странах на примере трех наиболее крупных:

  1. В США территории распределены между государством (около 29%) и физическими и юридическими лицами. Правом приобрести участок обладают только граждане США.
  2. Во Франции недостаточно земельных ресурсов для развития сельского хозяйства. Вся земля находится в пользовании частных лиц и компаний. Для отдельных территорий государство сохранило власть на праве смешанного пользования.
  3. В Китае практически вся территория принадлежит государству, осуществляющему передачу земли в аренду сроком до 70 лет или на основании права наследования.

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Земельные отношения
  2. Образование земельных участков
  3. Собственность на землю
  4. Использование чужих земельных участков

Позвоните по телефонам горячих линий и получите юридическую консультацию:

  • Москва МО: >+7 (499) 553-09-05
  • Санкт-Петербург и ЛО: >+7 (812) 448-61-02
  • Общероссийский: >+7 (800) 550-38-47

§ 4. Общее землепользование в законодательстве зарубежных стран

Рассматривая состояние и перспективы регулирования общего землепользования в Российской Федерации, представляется важным учитывать зарубежный опыт, для чего постараемся критически проанализировать и систематизировать зарубежное законодательство в данной сфере.

Основой формирования зарубежных моделей правового регулирования общего землепользования стала цивилистическая конструкция res publicae, разработанная в доктрине римского права. Основной характеристикой данных вещей было полное изъятие их из числа объектов частной собственности и частных юридических отношений в целом . Реципированный средневековым европейским правом, институт res publicae в дальнейшем трансформировался в несколько направлений понимания общественной собственности. В Европе выделялись доктрина «модифицированной частной собственности» (ФРГ, Австрия), и концепция публичной собственности (Франция, Италия, Германия). Кроме того, специфический подход к регулированию общего землепользования наблюдается в англосаксонской концепции права.

В связи с этим, анализ правового регулирования общего землепользования в законодательстве зарубежных стран представляется целесообразным провести в разрезе различных правовых семей.

Англосаксонская правовая семья. Права собственника земли

подразделяются в США на права, связанные с использованием поверхности земли и пространства под и над поверхностью земельного участка. Кроме того, «в США собственник земли обладает и правом частной собственности на лес, произрастающий на его участке» , причем, лесного фонда в США нет, лес воспринимается как объект недвижимости, расположенный на принадлежащем кому-либо земельном участке. Несмотря на примат частной собственности на землю, в США государство наделено правом изымать земли для общественного пользования. Данная категория земель носит название

“acquired lands” (приобретенные земли, англ.), которые, в свою очередь, входят в состав общественных (публичных) земель или public lands.

В США категория «общественные земли» (public lands) не полностью охватывает конструкцию земель общего пользования, и не тождественна государственным землям (федеральным землям, землям штатов, часть которых недоступна для публичного пользования). Все земельные ресурсы США, находящиеся под управлением правительственных организаций, относятся или к общественным землям, или к землям общественного достояния (public domain).

В законодательстве США реализована модель доверительного управления общественными землями: американский народ, как собственник земель, передает их в доверительное управление одному из органов (институтов) публичного администрирования. Включение новых земель в состав общественных подлежит обязательному утверждению Конгрессом США, за исключением национальных памятников, земли под которые могут быть отведены указом Президента США на основании Акта о древностях 1906г. (1906 Antiquities Act). В составе общественных земель США также выделяются «территории дикой природы (wilderness areas), на основании Акта о дикой природе 1964г. (1964 Wilderness Act), обязательным условием использования которых выступает полное сохранение дикой природы. Каждый штат располагает землями, на которые обеспечивается свободный доступ граждан, включая парки штатов США, участки управления дикой природы, а также леса, находящиеся в собственности штатов.

Право доступа населения на частные и публичные земли в США регламентировано Федеральным законом «О Федеральном

землепользовании» 1976г. В п. «е» ч. 103 данного закона установлено «право прохода», которое включает «сервитут, аренду, разрешение или лицензию на занятие, использование или пересечение государственных земель» . На основании сервитута также возможно установление права прохода населения к публичным землям по дорогам и тропам, находящимся на землях, принадлежащим на праве частной собственности. В состав публичных земель не входят федеральные «публичные земли», приобретенные каждым штатом США как земли целевого назначения, переданные в доверительное управление в качестве условия вступления соответствующих штатов в союз (“Trust lands”). Такие земли используются штатами для получения специального дохода, в частности, от сельскохозяйственного использования, который направляется на финансирование государственных школ. Как правило, данные земли сдаются в долгосрочную аренду частным лицам и компаниям под выпас скота, и публичный доступ к ним запрещен или ограничен. Данные земли включают в себя обширные участки национальных лесов и земель, находящихся под управлением Бюро по управлению земельными ресурсами (Bureau of Land Management (BLM)) (в остальных штатах США доступ к таким землям, как правило, не только свободный, но и бесплатный, включая въезд автотранспорта), однако не включают в себя национальные парки. В целом, подобный подход многие исследователи и общественные деятели находят устаревшим, и выступают за отмену особого статуса общественных земель западных штатов.

Большинство земель, пребывающих под федеральным управлением (управлением штатов), открыты для использования в рекреационных целях. Рекреационные возможности зависят от решений управляющего агентства, и варьируют от полной свободы действий (концепция «свобода для всех» — “free- for-all”) на землях под управлением BLM, до благоустроенных и жестко контролируемых земель национальных парков и парков штатов США.

Национальные леса США, как правило, имеют как поддерживаемые тропы и дороги, так и дикие и неразработанные участки, а также благоустроенные зоны для пикника и кемпинга. Свободное пользование последними, при этом, сочетается с весьма высокими сборами за въезд и пребывание автомобильного транспорта, — за исключением земель под управлением BLM, въезд на любые другие общественные земли, открытые для публичного доступа, как правило, платный .

“Trust lands”, несмотря на использование в специальных целях, также нередко открыты для публичного доступа. Например, в соответствии с законодательством западного штата Вайоминг, Совет земельных

комиссионеров штата (the Wyoming Board of Land Commissioners), далее также Совет, «даровал» общественности «привилегию» использовать земли штата, «юридически доступные для такого использования, за исключением культивируемых земель», для отдыха, рыбной ловли и повседневного

отдыха .

В целом, обращает на себя внимание рестриктивный характер законодательства США о пользовании общественными землями. В то же время, правовая модель организации доступа к общественным землям США, безусловно, позволяет ограничить бремя бюджетного финансирования их эксплуатации и благоустройства, перекладывая его либо на арендаторов земель в западных штатах, либо обеспечивая финансирование за счет доходной деятельности управляющих агентств.

Подобная модель управления общественными (государственными) землями, в той или иной модификации, реализуется в других странах, где реализуется англо-американская концепция права собственности. Так, в государствах Британского Содружества (Австралия, Новая Зеландия и

Канада), общественные земли иначе именуются Землями короны (несмотря на название, данные земли четко отграничены от частной собственности монарха). В Австралии общественные земли состоят из земель, выделенных для сохранения биологического разнообразия, земель, предназначенных для различных государственных и публичных нужд, а также свободных земель (vacant land). Публичные земли составляют около 23% земельного фонда Австралии, более половины из них относится к категории свободных земель . Данные земли «сохраняются» за «короной» в интересах отдельного штата или всего Австралийского Содружества. Штаты устанавливают собственные правила продажи и использования Земель короны, расположенные в их границах. Свободный доступ граждан обеспечивается на Земли короны, принадлежащие штатам, а также Австралийскому Содружеству, в пределах Северной территории, территории столицы, за исключением государственных земель, выделенных под аэропорты, нужды обороны и иные государственные нужды. Свободный доступ становится невозможным на Земли короны, проданные или переданные в долгосрочную аренду, однако продажа или передача в аренду таких земель остается важнейшим источником финансирования содержания и благоустройства других Земель короны. Практика активной продажи Земель короны в собственность частных лиц активно критикуется сторонниками концепции

социального государства .

В Канаде Земли короны воспринимаются как принадлежащие Канадской Короне . Данные земли разделены по параллелям, в соответствии с территориальным делением государства, между федеральной юрисдикцией и юрисдикцией провинций, причем на федеральном уровне контролируется лишь 4% земель в провинциях, относящихся к землям национальных парков, канадских лесов или резерваций индейцев. Несмотря на формальную принадлежность к собственности монарха, такие земли не могут быть отчуждены им никоим образом, — они переходят к новому монарху в порядке престолонаследования, допускается лишь сдача в аренду сроком не более 25 лет. Эксплуатация Земель короны обеспечивает значительные поступления в бюджет Канады, за счет извлечения минеральных ресурсов и заготовки древесного сырья, продажа Земель короны невозможна, о чем говорилось выше, Публичный доступ на большинство Земель короны остается свободным, за исключением участков, на которых расположены правительственные объекты, участков, используемых для получения природной ренты, переданных в аренду, а также закрытых для доступа по решению эксплуатанта (государства или властей провинции).

В Великобритании регулирование общего землепользования имеет длительный исторический генезис. Общий доступ к землям был существенно ограничен многочисленными законами 18-19 века. В этот период, администрирование публичного имущества передано из рук монарха в ведение казны (treasury), извлекаемые доходы направляются на финансирование общественных служб, нужд обороны, национального долга и королевского долга. С 1961 года, на основании Акта о собственности Короны (Crown Estate Act 1961), земли Короны включены в состав статутной корпорации, которой на коммерческих основах оправляют Комиссионеры королевской собственности (Crown Estate Commissioners).

В состав Crown Estate входит исключительно земля, а также наличные деньги и ценные бумаги, необходимые для ее содержания. Допускается как продажа, так и сдача в аренду такой земли, на основе принципа лучшей цены. Предельный срок аренды Crown Estate установлен в 150 лет, при этом, запрещено сдавать в аренду на срок более 10 лет без обязательного пересмотра цены (условий) договора. Комиссионеры королевской собственности для целей содержания и

благоустройства земель не вправе привлекать заемные средства Публичный доступ на земли Короны в Великобритании свободен лишь в отношении земель, не имеющих обременения, и, в целом, порядок такого доступа идентичен порядку, применяемому в странах Британского Содружества, при этом, активное сопротивление общественности

фактическому ограничению доступа на значительную часть земельных участков приносит некоторые положительные результаты.

Как отмечает О.И. Крассов, «общественная кампания за ограничение прав земельных собственников длилась несколько десятилетий. Она увенчалась успехом лишь 30 ноября 2000 г., когда вступил в силу Закон «О сельской местности и правах прохода», предоставивший населению право доступа в определенные районы Англии и Уэльса» . Между тем, остаются в

силе многочисленные ограничения и запреты, например, населению запрещен свободный доступ на зарегистрированные в установленном порядке земли в районе Внутреннего Лондона, который является самым дорогим районом Европы.

Следовательно, основным принципом общего землепользования в странах англо-саксонской правовой семьи выступает обеспечение доступа неограниченного круга лиц исключительно к землям, находящимся в государственной собственности. Публичные земли воспринимаются как неотчуждаемая собственность народа или короля, переданная под управление (в частности, в доверительное управление), правительству или региональным образованиям. Такие земли, как правило, не выделяются специально как земли общего пользования, — для доступа к ним важно, чтобы земли не были переданы в аренду, а также отсутствовали иные юридические запреты на доступ к таким землям. Общественное пользование подобными землями, как правило, бесплатное, основной источник финансирования содержания и

благоустройства, — средства от сдачи в аренду и продажи части

государственных земель.

Континентальной европейской правовой традиции, как уже отмечалось, известны два подхода к установлению и регламентации права публичного пользования землями. Первая из них — концепция модифицированной частной собственности, — реализована в Германии.

В соответствии с концепцией модифицированной частной собственности, реализованной, прежде всего, в Германии, право общего пользования публичными землями воспринимается как публичный сервитут, то есть, ограниченное вещное право. Само право свободного доступа в Германии распространено на обочины дорог, леса и побережье морей, однако не распространяется на фермерские земли. Для публичного пользования землями в Германии необходимо получение специального административного дозволения (Widmung). При этом, «одним из условий присвоения статуса является совпадение в одном лице собственника (как правило, но не всегда) и субъекта вновь возникающего публично-правового владения. К примеру, орган в сфере дорожного строительства, издавая административный акт об установлении публичного статуса дороги, должен первоначально приобрести на нее частноправовой титул, в том числе путем покупки или принудительного изъятия земли. В результате вновь возникшее публично-вещное право владения как бы «наслаивается» на право собственности» .

Более близкой для отечественной юриспруденции выступает концепция публичной собственности, которая, как отмечалось, реализована в правовых системах таких европейских государств, как Франция, Испания и Италия. Как подчеркивается, «концепция публичной собственности основана на

доктринальном разделении государственной собственности на два вида: «публично-правовую» и «частно-правовую». В качестве публично-правовой государственной собственности рассматриваются объекты либо предназначенные для использования непосредственно гражданами (имущество общего пользования), либо обладающие особой общественной значимостью и ценностью. Та часть государственной собственности, которая относится к имуществу общего пользования, предназначена для обеспечения неотъемлемых прав и свобод личности, в числе которых право на свободу передвижения, право общего доступа к природным ресурсам, а также право на благоприятную окружающую среду. Именно поэтому свобода использования данных объектов населением следует непосредственно из их правового режима» .

В кодифицированном законодательстве перечисленных стран закрепляются основы публичного доступа населения на различные категории земель в целях рекреации. Так, вопросы обеспечения доступа граждан на природу урегулированы в Разделе VI Кодекса окружающей среды Франции (далее — КОСФ), положения которого обязывают собственников

«обеспечивать проход по пешеходным дорожкам. Для этого разрабатывается

специальный план прокладки дорог для пешеходов и велосипедистов» .

При этом, «право огораживания своего земельного участка

предусмотрено в ст. 647 ГКФ. Собственник земли, поля которого окружены земельными участками, находящимися в собственности иных лиц, и который не имеет доступа к публичной дороге, может потребовать предоставления права прохода через поля соседей, при условии возмещения им соседям убытков, пропорциональных причиненному этим вреду. Предусмотрено также, что собственник, желающий огородить свой участок, утрачивает право использовать общественные выгоны и свободные пастбища в объеме, пропорциональном той площади земли, которую он огородил (ст. 648

ГКФ)».

Как и в России, во Франции предусмотрена возможность установления публичных сервитутов для обеспечения прохода через земли, состоящие в частной собственности. В свою очередь, статья L215-2 КОСФ требует обеспечения прохода населения к водным объектам через частные земельные участки, а собственники земель, прилегающих к рекам и каналам, кроме тех, на которых права рыбной ловли принадлежат государству, имеют право рыбной ловли на своей стороне до середины водного потока (ст. L435-4 КОСФ). Право прохода предоставляется также в связи с осуществлением рыбной ловли, кроме того, значимой французской правовой традицией выступает свободный пешеходный проход на морские пляжи. Лесное законодательство Франции разрешает доступ граждан в рекреационных целях в частные леса, хотя для осуществления коммерческой деятельности, занятий спортом и устройства кемпингов здесь требуется получить разрешение собственника.

Законодательством Франции установлены многочисленные ограничения и запреты в части публичного прохода через земли, находящиеся в частной собственности. Региональными и местными пешеходными проходами управляют многочисленные общественные организации.

Говоря о земельном праве европейских стран, хотелось бы также обратить внимание на высокую степень детализации правового регулирования отдельных аспектов общего землепользования, прежде всего, права общего доступа к различным категориям земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

В целом же, безотносительно выбора концепции регулирования общего землепользования, законодательство развитых зарубежных стран, прежде всего, европейских, как можно видеть из материалов проведенного исследования, достаточно детально регламентирует практически все аспекты общего землепользования, уделяя пристальное внимание определению объектов и субъектов данного права, основаниям возникновения и ограничениям.

В контексте проведенного анализа представляется важным отметить, что выбор той или иной модели правового регулирования, а также конкретного подхода к установлению права на общее землепользование может существенно отличаться в зависимости от конкретных социальноэкономических обстоятельств. Для перспективного развития правового регулирования общего землепользования не совсем принципиально, будет ли гарантирован публичный доступ к определенным земельным участкам, или же он будет ограничен или запрещен. Представляется более важной глубокая детализация такого доступа, его комплексное межотраслевое регулирование, которое позволило бы устранить любые сомнения и неопределенность в практике правового регулирования общего землепользования.

В контексте развития отечественного законодательства об общем землепользовании, представляется целесообразным рекомендовать обратить внимание на доказавшую в ряде зарубежных стран общественноэкономическую эффективность модель передачи земель общего пользования в концессионное или специальное административное управление. Органы специального управления могут быть наделены правом извлечения доходов за счет сдачи части земель общего пользования в аренду, с учетом соблюдения публичных интересов и на основании извлечения максимальной доходности от таких операций. Соответствующие средства могут быть направлены как на увеличение территории земель общего пользования, так и на их благоустройство и развитие размещенных на них объектов общего пользования.

В то же время, однако, неоспоримым достоинством (и достоянием) российской модели правового регулирования остается обеспечение исключительно бесплатного использования земель и земельных участков на основании права на общее землепользование. Проведенный в настоящем исследовании анализ показывает, что подобная практика является обыденной, и встречается в большинстве зарубежных государств.

В целом, можно сделать вывод о том, что законодательство зарубежных стран не пришло к единообразному подходу в регламентации общего землепользования, борьба общественности за расширение прав доступа к различным землям продолжается. По этой причине, в контексте реформирования российского законодательства целесообразно рекомендовать придерживаться селективного подхода к рецепции норм зарубежного законодательства в исследуемой сфере, в частности, обеспечить единое межотраслевое регулирование общего землепользования, а также рассмотреть возможность передачи земель общего пользования под единое административное управление, предусматривающее возможность извлечения дохода в разумных пределах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *