Право природопользования принципы

Страница 1 из 2

Содержание

Понятие и общая характеристика права природопользования

Оценивая значение природопользования в рамках экологического права необходимо иметь в виду, что оно служит не только средством удовлетворения разнообразных потребностей человека и поддержания жизни, но одновременно является и наиболее значимым фактором вредного воздействия на природу.

Право природопользования — это система норм, регулирующих отношения по использованию природных богатств. Иначе говоря, это институт экологического права, который представляет собой систему норм, регулирующих использование природных ресурсов, совокупность прав и обязанностей, возникающих в связи с использованием природных ресурсов. Такие нормы содержатся главным образом в природоресурсном законодательстве — земельном, водном, горном, лесном, фаунистическом. Некоторые положения, касающиеся природопользования, предусмотрены также в Федеральном законе «Об охране окружающей среды», иных актах.

Право природопользования может оцениваться в разных качествах:

  • как правовой институт;
  • как правоотношение;
  • как конкретное правомочие природопользователя.

Совокупность норм, регулирующих отношения природопользования, образует комплексный правовой институт права природопользования.

Как правоотношение право природопользования определяется совокупностью прав и обязанностей, которые принадлежат сторонам в конкретном отношении по поводу использования земли, недр, вод и т.д.

Как правомочие право природопользования представляет собой принадлежащее природопользователю субъективное право, содержание которого включает правомочия владения, пользования и распоряжения предоставленным в пользование природным ресурсом.

Виды права природопользования

В природоресурсном законодательстве и науке экологического права выделяется ряд классификаций видов права природопользования.

Право природопользования подразделяется на следующие виды:

1. в зависимости от объекта природы:

  • право землепользования;
  • право недропользования;
  • право водопользования;
  • право пользования атмосферой;
  • право лесопользования;
  • право пользования растительным миром вне лесов;
  • право пользования животным миром.

2. в зависимости от требования по наличию разрешительной документации:

  • право общего природопользования (гарантированная законом возможность для всех граждан пользоваться свободно и бесплатно природной средой);
  • право специального природопользования (представляет собой право использования природных ресурсов с обязательным получением соответствующих разрешительных документов).

3. в зависимости от срока пользования:

  • бессрочное;
  • долгосрочное;
  • краткосрочное.

4. в зависимости от способа использования:

  • осуществляемое с изъятием природного ресурса из природной среды;
  • осуществляемое без изъятия природного ресурса из природной среды.

Каждый из указанных выше видов природопользования может быть подразделен на подвиды в зависимости от цели использования. Так, земля может использоваться для нужд с/х, лесного хозяйства, промышленности, энергетики и т.д. Основания возникновения, изменения и прекращения права природопользования различаются в зависимости от вида используемого природного объекта.

Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи):

Земельный рынок — утопия или реальность?

Причины деградации экологического законодательства

В России деревьям объявлена война — в защиту Балашихинского леса

Лес рубят – мусор летит. Комплексный проект «Зеленый Человек» — Балашиха

Новый подход к определению арендной платы на землю в г. Москве

Особенности предоставления в собственность земельных участков

Земля и иные природные ресурсы, в соответствии со ст. 130 ГК РФ, относятся к недвижимому имуществу, в то же время нормы п.3 ст. 129 ГК РФ, в соответствии с которой «земля и иные природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах», являются отсылочными. В настоящее время оборот земли и иных природных ресурсов в рамках земельного и природоресурсного законодательства практически не регулируется. Несмотря на то, что с момента принятия Земельного кодекса прошло уже почти восемь лет, два года назад вступили в действие Водный и Лесной кодексы, природные ресурсы пока нельзя отнести к полноценным объектам гражданских прав.

С одной стороны, это обусловлено тем, что земля и иные природные ресурсы являются не только недвижимым имуществом, но также компонентами природной среды, то есть должны использоваться в интересах всего общества. Этот вопрос на теоретическом уровне нашел свое закрепление в юридической литературе и в соответствующих конституционных нормах (п.1 ст.9). Ограничение правомочий собственника также базируется на конституционных нормах. Согласно ст.36 ч.2 Конституции РФ «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц». Содержание нормы п.3. ст. 209 ГК РФ практически дублирует данное положение. Таким образом, в основе ограничения правомочия собственника в части распоряжения землей и иными природными ресурсами лежат два основания: возможное причинение ущерба другим компонентам природной среды; нарушение прав и законных интересов других лиц. Такое ограничение возможно в силу прямого указания в нормативном акте. В представленной статье ограничимся рассмотрение только земельных участков, лесов и водных объектов.

Государственные природные заповедники и национальные парки

Оборот земельных участков ограничивается на основании ст. 27 ЗК РФ. В соответствии с п.4 ст. 27 ЗК РФ «из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

1) государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ);

2) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, пограничные войска, другие войска, воинские формирования и органы;

3) зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;

4) объектами организаций федеральной службы безопасности;

5) объектами организаций федеральных органов государственной охраны;

6) объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;

7) объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;

8) объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний;

9) воинскими и гражданскими захоронениями;

10) инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ».

Таким образом, изъятыми из оборота являются земельные участки не сами по себе, а лишь в том случае, если они заняты зданиями, строениями, сооружениями, которые имеют особое государственное значение.

П. 5 ст. 27 ЗК РФ предусматривает ограничение оборота земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которые представляют ценность сами по себе, в частности: в пределах особо охраняемых природных территорий; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов России, объектами, включенными в список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия и т.д. Какие именно ограничения оборота предусмотрены для этих земельных участков определяется специальными законами, либо не определяется вообще.

Лесной кодекс РФ (ЛК РФ) предусматривает право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда (п.1 ст.8). Однако об ограничении оборота лесных участков норм не содержит. В соответствии с п.6 ст. 27 и ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничен оборот земель сельскохозяйственного назначения. Этот закон предусматривает запрет на предоставление в собственность таких земель иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, юридическим лицам, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более 50%; предусматривает нормирование размера сельскохозяйственных угодий, которые могут отчуждаться в частную собственность; определяет особенности сделок с земельными долями. П.8 ст. 27 предусматривает запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. Однако понятие территории общего пользования весьма расплывчато.

Нарушение и рекультивация земель
(тысяч гектаров)

Годы

Нарушено
земель

Рекультивировано земель

На конец 2006 г. площадь нарушенных земель в Российской Федерации составляла 1135,0 тыс. га, отработанных — 283,2 тыс. га.

Если нормы земельного законодательства дают хотя бы приблизительные ориентиры по ограничению оборота земельных участков, то нормы Водного и Лесного кодекса вообще таких норм практически не содержат. Более того, такое впечатление, что законодатель умышленно не затрагивал ни вопросы собственности, ни гражданского оборота лесных и водных ресурсов.

Ранее действовавшие ВК РФ и ЛК РФ более детально регламентировали отношения собственности на водные и лесные ресурсы. Лесной кодеком определялись содержание и формы права собственности, право собственности граждан и юридических лиц на древесно-кустарниковую растительность. В новом Лесном кодекс содержится всего одна статья, нормы которой весьма лаконичны и отсылают к земельному законодательству, кроме того, сужено понятие федеральной собственности. В новом Водном кодексе также праву собственности на водные объекты посвящена только одна статья, но содержание права федеральной собственности наоборот расширено по сравнению с Водным кодексом РФ 1995г.

ЛК РФ 1997 г. содержал четкую норму ст. 19, согласно которой лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. В соответствии со ст. 7 все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий.

Новый ЛК РФ предусматривает право федеральной собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда (п.1 ст.8). В соответствии со ст. 7 лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст.ст. 67, 69, и 92 ЛК РФ. Нормы вышеперечисленных статей регламентируют проведение лесоустройства. Таким образом, исчезло понятие лесного фонда, сузилось понятие федеральной собственности.

ВК РФ 1995 г. предусматривал ст. 36 перечень водных объектов, которые признаются федеральной собственностью Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 37 в собственности субъектов Российской Федерации могут находиться водные объекты, акватории и бассейны которых полностью расположены в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не отнесенные к федеральной собственности.

Новый ВК РФ расширяет границы федеральной собственности и ограничивает право собственности субъектов Российской Федерации на водные объекты. В соответствии с п.1 ст.8 водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением водных объектов принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу. К таким водным объектам в соответствии со с п.2 ст.8 может относиться пруд, обводненный карьер, расположенный в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

Основные показатели, характеризующие
воздействие хозяйственной деятельности
на окружающую среду и природные ресурсы

Нельзя сказать, что гражданский оборот водных и лесных ресурсов вообще не регулируются лесным и водным законодательством. Так ст.12 – ст.19 ВК РФ и «Правила подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе» утвержденное Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 №230 определяют в общем виде условия и порядок заключения договора водопользования. Так ст. 31- 34 ЛК РФ и подзаконные нормативные правовые акты регламентируют аренду участка лесного фонда, однако конкретные нормы, регламентирующие ограничение оборота лесных и водных ресурсов отсутствуют.

Таким образом, на основании анализа норм гражданского, земельного, водного и лесного законодательства можно сделать вывод о том, что круг замыкается. Нормы ГК РФ в части ограничений оборота земли и иных природных ресурсов отсылают к земельному и природоресурсному законодательству, а нормы земельного, водного и лесного — к гражданскому. Кроме того, сравнение норм ранее действовавших Лесного и Водного кодексов с действующими в настоящее время приводит к выводу о том, что законодатель остерегается конкретизации соответствующих норм. Невольно возникает аналогия с разработкой и принятием Земельного кодекса, который принимался в течение десяти лет. В результате возникла множественность прав на землю, до сих пор не разграничено право государственной собственности, регулирование земельных отношений существенно запуталось, земельные участки до сих пор нельзя считать полноценными объектами гражданских прав.

Источник статистических данных — Федеральная служба государственной статистики


Пользовательского поиска

10. Понятие права природопользования, его виды и принципы

Природопользование – это деятельность, которая связана с извлечением полезных свойств природной среды с целью удовлетворения различных интересов общества.

Статья 9 Конституции РФ определяет землю и другие природные ресурсы как основу жизни и деятельности народов.

Природная среда представляет собой естественное и необходимое условие жизни общества, поэтому заинтересованность в сохранении природной среды, благоприятной для существования, свойственна как обществу в целом, так и каждому человеку в отдельности. Исходя из этого необходимо установление обществом и государством правильного поведения людей по отношению к природе. Право природопользования и представляет собой форму организации такого поведения.

Регламентации подлежат только виды использования свойств природной среды, подлежащие правовому регулированию. Регламентация распространяется на такие природные объекты, как земля, воды, леса, недра и т. д.

Нормы, которые регулируют природопользование, составляют отдельный институт экологического права.

Право природопользования – институт, определяющий порядок использования природных ресурсов, а также правомочия природопользователей и их ответственность. Формирование данной системы основано на источниках различного уровня. К ним относятся Конституция РФ, федеральные законы, соответствующие нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.

Статьи 9, 36, 41, 42, 58, 72 Конституции РФ определяют исходные положения природопользования. В соответствии с Конституцией РФ пользование землей и другими природными ресурсами осуществляется при условии непричинения ущерба окружающей среде. Конституция РФ разделяет полномочия Федерации и ее субъектов в плане регулирования природопользования. При этом в ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов.

Принципы природопользования:

1) общественные принципы (народовластие, федерализм, равноправие, законность, взаимосвязь прав и обязанностей);

2) принципы, непосредственно относящиеся к природопользованию (подконтрольность права пользования государству, целевой характер пользования, сочетание использования и охраны).

Виды природопользования выделяются по различным критериям, но ни одна классификация не является исчерпывающей и универсальной.

Наиболее широко применяется следующая классификация видов права природопользования:

1) по видам эксплуатируемых природных объектов;

2) по сферам человеческой деятельности;

3) по субъективному и объективному составу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Патентный закон устанавливает ряд ограничений исключительного права. В частности, не признаются нарушением исключительного права патентообладателя (ст. 11 Патентного закона).

Ограничением прав патентообладателя следует также считать право преждепользования. Его суть состоит в том, что любое лицо, которое до даты приоритета изобретения, полезной модели или промышленного образца добросовестно использовало на территории РФ созданное независимо от его автора тождественное решение или сделало необходимые к этому приготовления, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование (без расширения объема) такого изобретения, модели или образца. Право преждепользования может быть передано другому лицу только совместно с производством, на котором использовалось решение, тождественное запатентованному, или были сделаны необходимые к этому приготовления (ст. 12 Патентного закона). Аналогичная норма установлена в отношении так называемого права послепользования, введенного в 2003 г. в связи с появлением в Патентном законе нормы о возможности восстановления действия патента (п. 3 ст. 30.1 Патентного закона). Данное право состоит в том, что любое лицо, которое в период между датой прекращения действия патента в результате неуплаты патентообладателем пошлины за поддержание патента в силе и датой публикации в официальном бюллетене Роспатента о восстановлении действия патента (т.е. в период, когда соответствующий объект не охранялся) начало использовать изобретение, полезную модель или промышленный образец либо сделало необходимые для этого приготовления, сохраняет право на дальнейшее его безвозмездное использование без расширения объема такого использования.

Субъекты авторского права.

вторские правоотношения – отношения предполагающие множество участников. В них участвуют, с одной стороны, авторы произведений и их наследники, с другой стороны — организации, заинтересованные в их использовании (издательства, театры, киностудии и т.д.).

Субъекты авторского права, в широком понимании, – это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.

Субъекты авторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав.

Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.

В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст.4 Закона).

Более обширное понятие (автор интеллектуальной собственности) можно найти во Всемирной декларации по интеллектуальной собственности от 26 июня 2000 г., термин «автор» означает любое лицо или группу лиц, действующих независимо или под эгидой какой-либо правительственной или неправительственной организации с целью получения прибыли или по каким-либо другим основаниям, ответственных за творчество в любой области, включая науку и технику, искусство, включая исполнительское искусство и результат деятельности некоторых категорий производителей, таких как производители фонограмм и вещательные организации, товарные знаки, указатели деловых предприятий, промышленные образцы и развитие географических указаний.

Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).

Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.

Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).

После смерти автора субъектами авторского права становятся его наследники. Однако наследуются на все права. По наследству не переходят: право авторства, право на авторское имя, и право на защиту репутации автора. Впрочем, наследники вправе защищать названные права (п.2 ст.27 Закона).

На стороне автора может выступать и «множественный» носитель авторских прав – соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Соавторство предполагает наличие соответствующего соглашения между соавторами (письменного или устного). Отсутствие такого соглашения, ни при каких условиях не приводит к соавторству. Не будет являться соавтором переработчик произведения, если между ним и автором не было заключено соответствующее соглашение.

Как в действующем законодательстве, так и в теории авторского права выделяется как неделимое соавторство, так и делимое. Существенное отличие, на наш взгляд, заключается в том, что при делимом соавторстве, соавтор при соблюдении ряда условий может рассматриваться как индивидуальный субъект авторского права (абз.2 п.1 ст.10 Закона). Например, автор главы в учебнике по авторскому праву, может переработать свою главу и представить ее как статью или учебное пособие. При неделимом же соавторстве субъекты (соавторы) не могут выделить свой авторский труд из произведения, и соответственно самостоятельно выступать автором части произведения. Например, отец и сын написали учебник по авторскому праву, но каждый из них писал не по главам, а совместно создавая текст, постоянно правя и редактируя.

Может возникнуть логичный вопрос: как оценить вклад конкретного автора в произведение? Кому принадлежит право на использование произведения созданного в соавторстве?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что авторское право на произведение созданное соавторами принадлежит последним совместно. Как мы уже подчеркивали, каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними.

Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам также совместно. При этом если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения (абз.3 п.2 ст.10 Закона).

В качестве субъекта авторских правоотношений могут выступать и юридические лица, но не в качестве автора, а в качестве обладателя имущественных прав на произведение, то есть выступать обладателем производных прав (пользователями).

В качестве особых субъектов авторского права можно выделить: специальные ведомственные органы (в советский период, например, — Госкомиздат), комитеты (и организации) по защите авторских прав, объединения издателей и т.д.

Принят
Государственной Думой
27 января 1995 года

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности и курорты являются национальным достоянием народов Российской Федерации, предназначены для лечения и отдыха населения и относятся соответственно к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите.

Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики и регулирует отношения в сфере изучения, использования, развития и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • природные лечебные ресурсы — минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Лечебные свойства природных объектов и условий устанавливаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения;
  • лечебно-оздоровительная местность — территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
  • курорт — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры;
  • курорт федерального значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении федеральных органов государственной власти;
  • курорт регионального значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в установленном порядке в ведении органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • курорт местного значения — освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, находящаяся в ведении органов местного самоуправления;
  • курортный регион (район) — территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной (горно-санитарной) охраны;
  • курортное дело — совокупность всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов;
  • округ санитарной (горно-санитарной) охраны — особо охраняемая природная территория с установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации режимом хозяйствования, проживания, природопользования, обеспечивающим защиту и сохранение природных лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительной местности с прилегающими к ней участками от загрязнения и преждевременного истощения. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона (района);
  • пользователи — юридические и физические лица, осуществляющие разработку и использование природных лечебных ресурсов на основании лицензии;
  • технологическая схема разработки и использования природных лечебных ресурсов — проектный документ, устанавливающий технические методы и объемы добычи и использования природных лечебных ресурсов, нормы потерь и способы сохранения и улучшения лечебных свойств указанных ресурсов при эксплуатации;
  • курортный фонд Российской Федерации — совокупность всех выявленных и учтенных природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, а также курортов и курортных регионов (районов).

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах

  1. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах основывается на положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
  2. Законодательство о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной природных лечебных ресурсов как в пределах указанных особо охраняемых природных территорий, так и расположенных вне их границ.
  3. Отношения, связанные с использованием и охраной природных ресурсов, не отнесенных к лечебным, регулируются земельным, водным, лесным и иным законодательством о природных ресурсах.
  4. Имущественные отношения в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регулируются гражданским законодательством, если иное не установлено федеральным законом.

Статья 3. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью, курортом

  1. Признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления на основании специальных курортологических, гидрогеологических и других исследований.
  2. Курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
    Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения в порядке, установленном правовыми актами субъекта Российской Федерации.
  3. Порядок и особенности функционирования отдельного курорта определяются положением о данном курорте. В зависимости от значения курорта положение о нем соответственно утверждается Правительством Российской Федерации либо соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Глава II. Полномочия Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации

Правительство Российской Федерации:

  • определяет основные направления государственной политики в сфере санаторно-курортного лечения и отдыха;
  • устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, лечебно-оздоровительными местностями и курортами;
  • ведет государственный учет курортного фонда Российской Федерации и государственный реестр лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • устанавливает границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны курортов, имеющих федеральное значение;
  • осуществляет государственную экспертизу генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов), разведанных запасов природных лечебных ресурсов, имеющих федеральное значение;
  • устанавливает налоговые, визовые, таможенные, инвестиционные льготы, стимулирующие сохранение и развитие курортов;
  • осуществляет международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

  • признание территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения;
  • установление границ и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, имеющих региональное значение;
  • определение формы и размеров платы за пользование территориями курортов регионального и местного значения в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
  • регулирование в области использования и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов, за исключением переданных в ведение Российской Федерации;
  • международное сотрудничество в сфере изучения и использования природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и курортных регионов (районов).

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления

К полномочиям органов местного самоуправления по регулированию отношений в области функционирования, развития и охраны курортов, лечебно-оздоровительных местностей и природных лечебных ресурсов относятся:

  • представление в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации предложения о признании территории лечебно-оздоровительной местностью или курортом местного значения;
  • участие в реализации государственных программ освоения земель оздоровительного и рекреационного значения, генеральных планов (программ) развития курортов и курортных регионов (районов);
  • контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
  • участие во внешнеэкономической деятельности, направленной на привлечение материально-технических ресурсов, развитие сервиса, индустрии отдыха, использование зарубежного опыта в развитии курортов.

Статья 7. Координация деятельности в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах

Государственную политику и координацию деятельности в сфере курортного дела и отдыха реализует специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган, который осуществляет:

  • ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации;
  • разработку и координацию федеральных программ развития курортов;
  • организацию научных исследований в целях расширения курортного фонда Российской Федерации и повышения эффективности его использования;
  • подготовку кадров в сфере курортного лечения;
  • контроль за исполнением законодательства Российской Федерации об охране и использовании природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Статья 8. Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Разграничение полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов определяется настоящим Федеральным законом, договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Глава III. Особенности использования природных лечебных ресурсов

Статья 9. Право государственной собственности на природные лечебные ресурсы

  1. Природные лечебные ресурсы являются государственной собственностью.
    Они могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) либо принадлежать на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъекта Российской Федерации).
    (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
  2. Вопросы владения, пользования и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
  3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют указанные в настоящем Федеральном законе органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.
  4. Содержание права государственной собственности на природные лечебные ресурсы определяется федеральным законом на основании Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статья 10. Предоставление природных лечебных ресурсов

  1. Природные лечебные ресурсы предоставляются юридическим и физическим лицам для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Минеральные воды могут использоваться также для промышленного розлива.
  2. Предоставление природных лечебных ресурсов для целей, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, как правило, не допускается. Правительство Российской Федерации в исключительных случаях при наличии положительного заключения экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизы разрешает использование природных лечебных ресурсов для целей, не связанных с лечением, профилактикой и отдыхом населения, если это не повлечет ущерба для курортно-рекреационного потенциала соответствующих территорий.
  3. Природные лечебные ресурсы предоставляются на основании лицензий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Статья 11. Разработка месторождений минеральных вод и лечебных грязей и использование других природных лечебных ресурсов

  1. Месторождения минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов разрабатываются в соответствии с лицензией. На курортах, в курортных регионах (районах) разработка природных лечебных ресурсов осуществляется специализированными гидрогеологическими предприятиями и организациями, имеющими лицензии на этот вид деятельности.
  2. Объемы добываемых минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, лимитируются утвержденными по промышленным категориям запасами и сроками их эксплуатации. Технические методы, применяемые при эксплуатации указанных природных лечебных ресурсов, основываются на технологических схемах их разработки. Качество природных лечебных ресурсов регламентируется специальными медицинскими заключениями, определяющими кондиционное содержание полезных и вредных для человека компонентов.
  3. Технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории природных лечебных ресурсов, должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств.
  4. Природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.

Статья 12. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами

  1. В случае нарушения установленных правил использования природных лечебных ресурсов право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено.
  2. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от иных видов ответственности, предусмотренных законодательством.

Глава IV. Экономическое регулирование в сфере курортного лечения и отдыха

Статья 13. Поддержка развития курортов в Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

1. Поддержка развития курортов федерального значения является расходным обязательством Российской Федерации.

Поддержка развития курортов регионального значения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поддержка развития курортов местного значения является расходным обязательством поселений и городских округов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Координацию и обеспечение выполнения федеральных программ развития курортов осуществляет специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган.

3. Утратил силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 14. Имущество санаторно-курортных организаций и порядок его использования

  1. Санаторно-курортным организациям для осуществления лечебно-профилактической деятельности и организации отдыха населения предоставляются в соответствии с требованиями законодательства о природных ресурсах земельные участки и иные природные ресурсы.
  2. Застройка земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляется с соблюдением правил, установленных законодательством для проведения соответствующих работ на указанных особо охраняемых природных территориях.
  3. Санаторно-курортные организации используют здания, строения и иное имущество исключительно в целях лечения, профилактики заболеваний и отдыха населения, если иное не следует из федерального закона.

Статья 15. Статус санаторно-курортных организаций

  1. Санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций и функционируют на основании государственной лицензии, предоставленной в установленном порядке.
  2. Реорганизация санаторно-курортных организаций осуществляется с сохранением ими своей лечебно-оздоровительной специализации.

Глава V. Санитарная (горно-санитарная) охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

  1. Природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты и их земли являются соответственно особо охраняемыми природными объектами и территориями. Их охрана осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
  2. Границы и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны, установленные для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утверждаются Правительством Российской Федерации, а для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального и местного значения — исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  3. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
    На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
    На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.
  4. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется: в первой зоне — пользователями, во второй и третьей зонах — пользователями, землепользователями и проживающими в этих зонах гражданами.
  5. Санитарно-оздоровительные мероприятия и ликвидация очагов загрязнения в округах санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются за счет средств пользователей, землепользователей и граждан, нарушивших режим санитарной (горно-санитарной) охраны.
  6. Контроль и надзор за обеспечением санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют в пределах своей компетенции уполномоченные на то федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Глава VI. Разрешение споров в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Статья 17. Разрешение споров

  1. Споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также имущественные споры, связанные с возмещением вреда, причиненного природным лечебным ресурсам, лечебно-оздоровительным местностям и курортам, а также здоровью человека, подлежат рассмотрению в судебном порядке.
  2. Экономические споры и споры в сфере управления разрешаются арбитражным судом в соответствии с арбитражно-процессуальным законодательством.
  3. По соглашению сторон экономические споры между организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами — предпринимателями могут решаться третейским судом.

Статья 18. Разрешение международных споров

Международные споры в области использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов Российской Федерации разрешаются в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключениями, установленными международными договорами Российской Федерации.

Глава VII. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона и контроль за его исполнением

Статья 19. Виды ответственности

За нарушения настоящего Федерального закона устанавливается дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 20. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона

Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляют федеральные органы и службы, уполномоченные на то Правительством Российской Федерации.

Глава VIII. Международные договоры

Статья 21. Международные договоры

Если международным договором Российской Федерации в области рационального использования и охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Глава IX. Заключительные положения

Статья 22. Заключительные положения

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2. Поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.
  3. Утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *