Право на свободу творчества

Конституционное право на свободу творчества (Дубровин Ю.Д.)

Свобода творчества — неотъемлемая составляющая духовной жизни общества, демократической традиции, правового государства; она заключает в себе «сложный комплекс прав, интересов, общественных потребностей, обязанностей и неизбежных ограничений» <1>. Свобода творчества — конституционное право человека создавать литературные, художественные, научные и др. произведения, проводить научные исследования, заниматься иной творческой деятельностью. Свобода творчества юридически гарантируется всем, кто занимается творческим трудом. Согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 44) каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Это означает, что, с одной стороны, государство обязано всеми законными средствами обеспечивать правовую защиту свободы творчества граждан, а с другой — государство, органы государственной власти и местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной и иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности в соответствии с Основами законодательства о культуре может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.
———————————
<1> Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.
В целом свободу творчества можно определить как гарантируемую конституционными нормами возможность человека создавать литературные, художественные, научные и другие произведения, проводить научные исследования, заниматься изобретательством, преподаванием, сценической деятельностью.
В действующем законодательстве не дается легального определения понятия «творчество». Применительно к данной статье творчество может рассматриваться в двух аспектах: как процесс творческой деятельности и как ее результат, облеченный в конкретную объективную форму. Творчество как важнейшая составная часть духовной деятельности человека представляет собой открывание и созидание чего-то нового, оригинального. Творение есть процесс и результат духовно-волевой, разумной работы личности, благодаря которым удовлетворяются ее запросы и потребности.
Творчество не следует полностью отождествлять с интеллектуальной деятельностью или интеллектуальной собственностью, имеющими рационально-материальную основу, хотя, разумеется, творчество — часть (вид) интеллектуальной деятельности.
Творчество непосредственно связано со способностями. Статья 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. определяет, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.
Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Она означает, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность (ч. 5 ст. 29 Конституции запрещает цензуру), одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы.
В то же время свобода творчества не может быть абсолютной; возможно злоупотребление этой свободой. Творческий человек живет среди людей, и ради публичных интересов и прав других лиц сама Конституция и законодательство содержат некоторые ограничения этой свободы (ч. 3 ст. 17, ч. 3 ст. 55 Конституции). Противоправным деяниям, даже имеющим творческую основу, не может быть гарантирована свобода. Безнравственное, разрушительное творчество должно быть запрещено.
Часть 1 ст. 44 Конституции РФ упоминает отдельные виды творчества: литературное, художественное, научное и техническое. Кроме того, названные виды творчества регулируются частью 4 Гражданского кодекса РФ.
Наряду с перечисленными выше, данная статья говорит и о других видах творчества. К ним, вероятно, можно отнести законотворчество, создание новой идеологии, разработку нетрадиционных методов лечения, ремесло и т.д.
Отрадно, что Конституция рассматривает и преподавание как вид творческой деятельности в процессе воспитания и обучения. Преподавание осуществляется педагогами, первыми из которых являются родители <2>. Педагогическая деятельность возможна как в качестве индивидуально-трудовой деятельности, так и в рамках образовательных учреждений.
———————————
<2> Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Часть 1 ст. 18 (в ред. ФЗ от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
К видам творчества, не охраняемым правом или вообще не попадающим в сферу правового регулирования, Конституция как акт прямого действия должна применяться непосредственно.
Конечно, трудности в определении сущности свободы творчества понятны, они связаны с тем, что право на свободу творчества как самостоятельное конституционное право появилось недавно. В первых советских Конституциях данное право не закреплялось. Хотя, по мнению советских правоведов, к конституционному праву граждан на свободу слова можно отнести правомочия на свободу творчества в науке, искусстве, литературе, кино, радио и телевидении, на свободное выражение своих мыслей и свободное пользование продуктами духовного творчества <3>.
———————————
<3> Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 125.
Конституция 1993 г. в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права отнесла к числу важнейших прав каждого, кто законно находится на территории РФ, свободу во всех сферах творческой деятельности.
Право на свободу творчества содержится во многих международно-правовых документах универсального характера, таких как Всеобщая декларация прав человека 1948 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. <4>.
———————————
<4> Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134 — 142; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник / Под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 324 — 235.
Так, Всеобщая декларация прав человека в ст. 27 провозглашает, что каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами; каждый человек имеет право на защиту своих моральных и материальных интересов, являющихся результатом его научных, литературных или художественных трудов. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. развивает и дополняет это положение в ст. 15, согласно которой «участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на: a) участие в культурной жизни; b) пользование результатами научного прогресса и их практическое применение; c) пользование защитой моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, автором которых он является». Кроме того, меры, которые должны быть приняты участвующими в Пакте государствами для осуществления этого фундаментального права, включают те, которые необходимы для охраны, развития и распространения достижений науки и культуры, а также и те меры, которые направлены на достижение свободы научных исследований и творческой деятельности. В статье 29 Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. говорится: «Свобода художественного, научного и технического творчества, исследований и преподавания, а также интеллектуальная собственность охраняются законом» <5>.
———————————
<5> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
Как субъективное право конституционное право на свободу творчества является гарантированной правовой возможностью, реализующейся непосредственно в рамках общих правоотношений. Каждый гражданин имеет право на свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Этому общему субъективному праву в рамках общих правоотношений соответствуют: обязанность государства гарантировать право на осуществление творческой деятельности, его защиту; запрет на вмешательство органов власти в любую творческую деятельность человека, за исключением случаев, установленных законом; обязанность иных лиц не нарушать это право.
Субъектами права на свободу творчества могут быть граждане России, иностранные граждане или лица без гражданства. Кроме того, и группы граждан (соавторы, творческие коллективы) могут являться субъектами данных правоотношений. Творцами могут быть любые физические лица, независимо от пола, возраста, гражданства и состояния дееспособности. Однако, по мнению ряда авторов, целесообразно законодательно закрепить права несовершеннолетних, а также недееспособных граждан на результаты их творчества и включать в опись имущества <6>.
———————————
<6> Маторина Т.А., Ходусов А.А. Полномочия опекуна по распоряжению исключительным правом на результат творческой деятельности, созданной несовершеннолетним или недееспособным гражданином // Юрист. 2013. N 6. С. 37 — 39.
Авторские права у творческих лиц возникают сразу, как только достигнутый творческий результат облекается в объективную форму, обеспечивающую его восприятие иными лицами. При этом не имеет значения, обнародовано произведение или нет, является ли оно полностью законченным или представляет собой лишь эскиз или набросок. Не влияют на признание лица автором форма, назначение и достоинства созданного им произведения. Для признания лица автором от него не требуется выполнение каких-либо формальностей, чье-либо согласие или какое-либо соглашение.
Действующая ныне Конституция РФ 1993 г., гарантируя свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, а также преподавания (ст. 44 ч. 1), основывается на принципе идеологического многообразия. Свободу творчества следует рассматривать как право каждого самостоятельно, без вмешательства государства или иных лиц, в условиях отсутствия цензуры создавать единолично или с участием соавторов произведения литературы, искусства, науки, изобретения, осуществлять творческую деятельность в других областях <7>.
———————————
<7> Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. И.А. Конюхова. М., 2006. С. 64 — 65.
Конституция России наряду со свободой творчества впервые закрепила принцип охраны интеллектуальной собственности законом. Соответственно, Конституция РФ не только провозглашает свободу творчества, но и предполагает учреждение эффективной охраны права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности.
Конституционные принципы и гарантии охраны свободы творчества интеллектуальной собственности реализуются на отраслевом уровне в нормах гражданского, трудового, административного, уголовного законодательства. Указанная система законодательных актов призвана обеспечить гарантированную Конституцией России охрану интеллектуальной собственности и свободы творчества <8>.
———————————
<8> Авдеева В.П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 3.
Однако защищать нарушенное исключительное право на объект творчества субъект вправе только при условии, что право ему принадлежит <9>.
———————————
<9> Кондратьева Е.А. О возникновении и оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2013. N 22.
Актуальность проблемы свободы творчества предопределяется состоянием законодательства в этой области, наличием в нем серьезных пробелов и коллизий. В действующем законодательстве до сих пор нет даже легального определения понятия «творчество».
Не завершено сегодня и реформирование российского законодательства о творчестве и творческой деятельности.
До сих пор не принят Федеральный закон о творчестве и творческой деятельности, отвечающий современным реалиям, учитывающий все многообразие видов творчества. Отношения в области творчества регулируются Основами законодательства РФ о культуре, однако область применения Закона включает главным образом творчество в области художественной культуры <10>.
———————————
<10> Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. N 5. С. 52 — 59.
Конституция Российской Федерации также гарантирует эффективную охрану права на результаты творческой деятельности, относящиеся к объектам интеллектуальной собственности. Между тем процесс становления института интеллектуальной собственности в российском праве характеризуется сложностью и противоречивостью. Результаты правового регулирования в этой сфере показывают, что у законодателей, правоприменителей и у правообладателей нет четкого понимания правовой природы интеллектуальной собственности, сущности права на свободу творчества. Кроме того, заимствованное в начале 90-х годов прошлого столетия из различных правовых систем развитых стран (преимущественно Франции) законодательство об интеллектуальной собственности не в полной мере отражает реалии российского общества, менталитет творцов и защитников интеллектуального достояния.
Следующая проблема права свободы творчества связана с состоянием научной разработки исследуемой проблематики в научной юридической литературе. Дело в том, что комплексные научные исследования, ориентированные на анализ правового механизма реализации закрепленных Конституцией РФ гарантий свободы творчества, охраны и защиты интеллектуальной собственности и определение концептуальных подходов к его совершенствованию, пока не проводились. Научная, основанная на достижениях российской правовой мысли конституционно-правовая доктрина, которая послужила бы фундаментом для построения отвечающего потребностям российского общества современного законодательства об интеллектуальной собственности, в настоящее время практически отсутствует. Между тем создание такой доктрины — очень важная задача. Своим сегодняшним состоянием российское законодательство об интеллектуальной собственности в большей мере обязано изменениям в международно-правовом восприятии рассматриваемой сферы правоотношений, наметившимся тенденциям к сближению и унификации национальных правовых систем в этой области, нежели отношениям, получившим распространение в Российской Федерации.
Каковы должны быть приоритеты развития законодательства об интеллектуальной собственности в целом и конституционного — в частности, исходя из конституционных установлений, чтобы они отвечали интересам нашей страны? Ответ на этот вопрос, очевидно, следует искать, опираясь, с одной стороны, на фундаментальные принципы формирования законодательства об интеллектуальной собственности, а с другой — исходя из приоритетов инновационного развития нашей страны, сложившихся особенностей национальной инновационной системы и иных реалий российского правосознания и правоприменения в этой сфере. Решение этих задач — обязанность юридической науки. Большую помощь в этом может оказать опыт других стран, где сложилась устойчивая и действенная система защиты права на свободу творчества и интеллектуальной собственности. Проведение сравнительного анализа отечественной системы авторского права с системой авторского права США может оказать определенную помощь в совершенствовании российского законодательства в этой сфере. Из приведенного в ст. 102 Закона США 1976 г. определения следует, что авторским правом в США охраняются все произведения творческой деятельности человека, а не только произведения науки, литературы и искусства, как предусматривает 4 часть ГК РФ <11>.
———————————
<11> Корчагина Д.Э. Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в России и США: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.
Как видно, перечисленные аспекты свободы творчества и интеллектуальной собственности касаются различных сфер деятельности общества и государства — политической, экономической, культурной, научной, частной жизни граждан. Гарантии свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности закреплены в положениях Конституции России, а следовательно, проблемы реализации указанных прав и свобод имеют конституционно-правовое, государственное и общечеловеческое значение.
Некоторые исследователи полагают, что законодателю целесообразно также дополнить и конкретизировать ряд конституционных положений и внести соответствующие изменения в отраслевое законодательство, например в Основы законодательства Российской Федерации о культуре 1992 г. (в ред. Федерального закона от 31 декабря 2005 г.), в частности, детализировать положения о конкретных видах творческой деятельности, о запрете цензуры <12>.
———————————
<12> Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 10.
Кроме того, необходимо понимать, что свобода творчества тесно связана с иными основными правами и свободами человека и гражданина, в частности, с:
— неприкосновенностью частной жизни, свободой мысли, т.к. потребность в творчестве носит индивидуально-психологический характер;
— свободой преподавания, поскольку творчество выступает одной из основ преподавания;
— свободой труда, поскольку людям принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к творческому труду;
— свободой массовой информации, т.к. результаты творческой деятельности становятся известными неограниченному кругу лиц во многом благодаря средствам массовой информации;
— правом на образование, поскольку в процессе образования происходят приобщение к творчеству и развитие способностей;
— правом на объединение, т.к. граждане имеют право создавать творческие союзы, гильдии, иные общественные объединения в интересах творчества в соответствии с законодательством об общественных объединениях.
Литература
1. Кудрявцев В.Н. Свобода научного творчества // Государство и право. 2005. N 5. С. 27.
2. Федеральный закон от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Часть 1 ст. 18 (в ред. ФЗ от 17.12.2009 N 313-ФЗ).
3. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов, 1974. С. 125.
4. Права человека. Основные международные документы. М., 1989. С. 134 — 142; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // Международные акты о правах человека: Сборник / Под ред. В.А. Карташкина, Е.А. Лукашевой. М., 1999. С. 324 — 235.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.
6. Маторина Т.А., Ходусов А.А. Полномочия опекуна по распоряжению исключительным правом на результат творческой деятельности, созданной несовершеннолетним или недееспособным гражданином // Юрист. 2013. N 6. С. 37 — 39.
7. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. И.А. Конюхова. М., 2006. С. 64 — 65.
8. Авдеева В.П. Проблемы конституционно-правового обеспечения свободы творчества и охраны интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Тюмень, 2009. С. 3.
9. Кондратьева Е.А. О возникновении и оформлении прав на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. 2013. N 22.
10. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. 2009. N 5. С. 52 — 59.
11. Корчагина Д.Э. Конституционное право на свободу творчества и охрану интеллектуальной собственности в России и США: сравнительно-правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2012. С. 19.
12. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2007. С. 10.

> Законодательство РФ, регулирующее свободу творчества

Гарантии права на свободу творчества в современной России

Статья 45 Конституции Российской Федерации гласит: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ). Консультант Плюс, 1992-2014

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит:

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Согласно ст. 31 «Основ законодательства о культуре», «Представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, пресечения посягательств на права и свободы в области культуры».

Следующие положения, прописанные в законах, можно считать гарантиями права на свободу творчества:

1. Недопустимость вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо творческой деятельности может быть осуществлен только судом, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную и иную ответственность.

Свобода творчества не может быть абсолютной, т.к. возможно злоупотребление этой свободой.

2. Недопустимость цензуры.

Отсутствие идеологического контроля за творческим процессом и цензуры в отношении произведений литературы, искусства и науки является вполне оправданным.

Однако часто средствами массовой информации транслируются телепередачи и фильмы, оказывающие негативное влияние на детей и подростков, например, отдельные зарубежные боевики, демонстрирующие насилие и жестокость, телепередачи комедийного жанра, выступления некоторых писателей-сатириков, в которых присутствуют ненормативная лексика, неприличные жесты и позы, не допустимые слова и выражения.

Данная телевизионная и кинематографическая продукция носит сомнительный, с точки зрения морали, не обогащающий, а разрушающий творческий характер. Демонстрацию фильмов и телепередач подобного рода следовало бы ограничить, а в ряде случаев и запретить.

3. Равноправие профессиональных и непрофессиональных творческих работников в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства и т.д.

4. Защита авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. — М.: НОРМА, 2007. С.545.

В российских условиях сложилась определенная система государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина с помощью правовых средств, в т.ч. и права на свободу творчества.

Значима роль в охране и защите права на свободу творчества российского Президента, Федерального Собрания, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (таких как Министерство культуры и массовых коммуникаций. Министерство образования и науки РФ, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию). Шапорева Д. С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов, 2007. С.19

В демократическом государстве среди механизмов защиты права на свободу творчества основную роль играет судебная защита.

Конституционный Суд России выступает гарантом прав и свобод личности. В своих решениях Конституционный Суд РФ неоднократно указывал, что право на судебную защиту относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека, признается и гарантируется в Российском государстве согласно общепризнанным принципам и нормам международного права в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 17 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ.

Огромное значение имеют решения Верховного Суда России по конкретным авторским делам, рассмотренным им в кассационном порядке или в порядке надзора. Основной целью вынесения решений этого высокого Суда является ориентация нижестоящих судов и всех лиц и органов, толкующих закон, на правильное применение законодательства при разрешении отдельных вопросов авторского права. Решения Верховного Суда по наиболее важным делам получают широкую известность, они комментируются в литературе, на них ссылаются судьи, прокуроры, ученые и адвокаты.

Существенна роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в защите конституционного права на свободу творчества, творческого результата, полноценной охране авторских прав.

Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности осуществляется в административном либо судебном порядке в зависимости от характера спора. Споры об имущественных и личных правах патентовладельцев (обладателей свидетельств), а также авторов литературных, научных, художественных произведений и других субъектов авторского права рассматриваются судами общей юрисдикции, если это спор между гражданами, арбитражными судами, если сторонами спора выступают предприниматели, и третейским судами по желанию сторон. Шапорева Д.С. Конституционное право человека и гражданина на свободу творчества в современной России: Автореферат на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Саратов, 2007. С.20

Таким образом, как видим, в российском законодательстве — Конституции и Основах законодательства о культуре — прописаны гарантии права на свободу творчества в современной России. Они — гарантии — защищены государством (представительной, исполнительной и судебной властью РФ) и международной защитой.

>
Декларации

Декларация об использовании научно-технического прогресса в интересах мира и на благо человечества

Принята резолюцией 3384 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 10 ноября 1975 года

Генеральная Ассамблея,

отмечая, что научно-технический прогресс стал одним из важнейших факторов развития человеческого общества,

учитывая, что научно-технический прогресс, создавая все более широкие возможности улучшения условий жизни людей и народов, в ряде случаев может порождать социальные проблемы, а также угрожать правам человека и основным свободам,

отмечая с тревогой, что научно-технические достижения могут быть использованы в целях усиления гонки вооружений, подавления национально-освободительных движений и лишения отдельных лиц и народов их прав человека и основных свобод;

отмечая также с тревогой, что научно-технические достижения могут повлечь за собой опасность для гражданских и политических прав отдельного лица или группы лиц и для человеческого достоинства,

отмечая назревшую необходимость в полной мере использовать научно-технический прогресс на благо человека и нейтрализовать нынешние и возможные в будущем отрицательные последствия некоторых научно-технических достижений,

признавая, что научно-технический прогресс имеет большое значение для ускорения социального и экономического развития развивающихся стран,

учитывая, что передача научно-технических знаний является одним из основных путей ускорения экономического развития развивающихся стран,

вновь подтверждая право народов на самоопределение и необходимость уважения прав человека, свобод и достоинства человеческой личности в условиях научно-технического прогресса,

желая способствовать осуществлению принципов, лежащих в основе Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Международных пактов о правах человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, Декларации социального прогресса и развития и Хартии экономических прав и обязанностей государств,

торжественно провозглашает, что:

1. Все государства содействуют международному сотрудничеству в целях использования результатов научно-технического прогресса в интересах укрепления международного мира и безопасности, свободы и независимости, а также в целях экономического и социального развития народов и обеспечения прав и свобод человека в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

2. Все государства принимают соответствующие меры, с тем чтобы предотвратить использование достижений науки и техники, в частности государственными органами, для ограничения или вмешательства в осуществление прав человека и основных свобод, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека, Международных пактах о правах человека и других соответствующих международных документах.

3. Все государства принимают меры, направленные на то, чтобы достижения науки и техники служили целям удовлетворения материальных и духовных потребностей всех слоев населения.

4. Все государства воздерживаются от любых действий, влекущих использование научно-технических достижений для нарушения суверенитета и территориальной неприкосновенности других государств, вмешательства в их внутренние дела, ведения агрессивных войн, подавления национально-освободительных движений, проведения политики расовой дискриминации. Такие действия не только являются грубым нарушением Устава Организации Объединенных Наций и принципов международного права, но и представляют собой недопустимое извращение целей, которые должны направлять научно-технический прогресс на благо человечества.

5. Все государства сотрудничают в создании, укреплении и развитии научно-технического потенциала развивающихся стран в целях ускорения осуществления социальных и экономических прав народами этих стран.

6. Все государства принимают меры, направленные на то, чтобы все слои населения могли пользоваться благами науки и техники, и на защиту этих слоев как в социальном, так и в материальном плане, от отрицательных последствий, которые могут быть результатом неправильного применения достижений научно-технического прогресса, в том числе их неправильного применения с целью посягательства на права отдельного лица или группы лиц, особенно в отношении уважения частной жизни и защиты человеческой личности и ее физической и интеллектуальной неприкосновенности.

7. Все государства принимают необходимые меры, включая законодательные, в целях обеспечения того, чтобы использование достижений науки и техники способствовало наиболее полному осуществлению прав человека и основных свобод без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, пола, языка или религиозных убеждений.

8. Все государства принимают эффективные меры, включая законодательные, в целях предотвращения и недопущения использования научно-технических достижений в ущерб правам человека и основным свободам и достоинству человеческой личности.

9. Все государства принимают, когда это необходимо, меры с целью обеспечения соблюдения законодательства, гарантирующего права и свободы человека в условиях научно-технического прогресса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *