Право на личную безопасность осужденных

1. Осужденные имеют право на личную безопасность.

2. При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

4. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

См. все связанные документы >>>

1. Часть 1 комментируемой статьи закрепляет право осужденного на личную безопасность. В ст. 1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» (в ред. от 02.03.2007) <1> дается понятие безопасности — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности Закон относит личность — ее права и свободы. В условиях изоляции от общества существует реальная угроза жизни и здоровью осужденного, прежде всего со стороны преступного окружения. Поэтому обеспечение безопасности осужденных является одной из основных задач администрации учреждений и органов, исполняющих наказания.

2. Угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных могут носить разнообразный характер (угроза убийством, причинения вреда здоровью, совершения насильственного акта мужеложства, систематическое глумление и издевательство и др.). Не исключается возможность возникновения угрозы личной безопасности осужденного со стороны персонала и иных лиц, посещающих учреждение, исполняющее наказание.

Согласно ч. 2 комментируемой статьи при возникновении угрозы личной безопасности осужденный вправе обратиться с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. Закон не ограничивает круг таких должностных лиц, фактически осужденный может обратиться с подобной просьбой к любому сотруднику арестного дома, исправительного центра или исправительного учреждения. На практике осужденные чаще всего обращаются к начальнику учреждения, его заместителям, оперативным работникам, сотрудникам отделов безопасности и воспитательной работы, оперативному дежурному.

Должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Эти меры заключаются в доставлении осужденного в безопасное место, например в помещение дежурной смены, либо в изоляции осужденных, создающих угрозу личной безопасности обратившегося осужденного.

3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.

В качестве безопасного места, как правило, используются камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа. Перевод осужденного в безопасное место производится по постановлению начальника учреждения на срок не свыше 90 суток, в экстренных случаях — оперативным дежурным до прихода начальника учреждения, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни оперативный дежурный может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа.

Перевод осужденного в безопасное место, в том числе в камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа и единое помещение камерного типа по указанным основаниям наказанием не является. Ограничения, предусмотренные для осужденных, отбывающих дисциплинарные взыскания в указанных помещениях, в этом случае на данного осужденного не распространяются.

К иным мерам, устраняющим угрозу личной безопасности осужденного, относятся меры воспитательного и принудительного характера, применяемые к лицам, от которых исходит опасность. Администрация учреждения проводит различные мероприятия по нейтрализации возникшего конфликта между осужденными.

В случае безуспешности перечисленных выше мер начальником учреждения принимается решение о переводе осужденного или лиц, угрожающих личной безопасности осужденного, в другое учреждение.

4. Федеральным законом от 03.04.2006 N 46-ФЗ <1> комментируемая статья дополнена ч. 4, направленной на обеспечение безопасности осужденных, являющихся участниками уголовного судопроизводства.

Осужденного, подозреваемого в совершении преступления, необходимо изолировать с целью предупреждения возможной расправы с ним со стороны других осужденных либо предупреждения его попыток воспрепятствовать установлению объективной истины.

Перевод в безопасное место должен быть осуществлен и в отношении осужденного — потерпевшего от преступного посягательства, а также свидетеля, если имеются достаточные основания полагать, что их жизни и здоровью угрожает опасность.

Применение мер безопасности в отношении указанных категорий осужденных осуществляется начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Формальным основанием для их применения выступает мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

УДК 343.8 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2018-10275

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ НАКАЗАНИЙ

Игорь Семенович ЦАПЛИН, ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент E-mail: aplin.ig@yandex.ru

Научная специальность по публикуемому материалу: 12.00.08 — уголовное право

и криминология; уголовно-исполнительное право

Аннотация. Статья посвящена правовым и организационным аспектам обеспечения права осужденных на личную безопасность при исполнении наказаний. Обеспечение личной безопасности осужденных при исполнении наказаний является одной из основных задач уголовно-исполнительной системы.

В статье дается правовая характеристика категории личной безопасности в контексте проблемы обеспечения права осужденных на личную безопасность. Представлена классификация нормативных правовых актов, регламентирующих меры по обеспечению личной безопасности осужденных при исполнении наказаний. Проведен анализ законодательной и ведомственной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы личной безопасности осужденных. Проанализированные правовые акты являются основой для совершенствования правового регулирования обеспечения личной безопасности осужденных. Рассмотрены меры обеспечения безопасности осужденных при исполнении наказаний.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, учреждения уголовно-исполнительной системы, осужденные, безопасность, личная безопасность, право на личную безопасность осужденных, права, свободы.

К числу основных прав и свобод человека и гражданина относится право на личную безопасность.

Исходя из принципа приоритета человека, его прав и свобод над другими конституционными ценностями безопасность личности выдвигается на первый план, носит основополагающий характер и рассматривается как одно из условий безопасности общества.

Учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, по определению являются источниками повышенной опасности ввиду того, что в них концентрируется наиболее опасная категория граждан, преступивших закон. В связи с этим актуальным является вопрос обеспечения безопасности осужденных, находящихся в местах отбывания наказаний.

В настоящее время существует достаточно широкий спектр нормативных правовых актов, защищающих право осужденных на личную безопасность. В число таких документов входят международные стандарты и нормы в области защиты прав человека, являющиеся составной частью всей отечественной правовой системы, нормативные правовые акты Российской Федерации, ведомственные нормативные и другие акты.

Ряд международных правовых актов в отношении заключенных декларирует права, определяющие права безопасности человека, среди которых необходимо выделить право на жизнь, право на благоприятные условия содержания, отвечающие требованиям безопасности, право на максимально достижимый уровень физического и психического здоровья, духовной и моральной неприкосновенности личности и др.1.

Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.2, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, заключенная в г. Риме 4 ноября 1950 г.3 в качестве определяющих состояние безопасности человека декларируют такие права, как право на жизнь, получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом в условиях, отвечающих требованиям безопасности, право на уважение физической, духовной, моральной неприкосновенности личности; запрещают применение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными4 к мерам обеспечения безопасности осужденных относят защиту осужденных от оскорблений и унижений при перемещении (пр. 45), учет совместимости осужденных при размещении в спальных помещениях, постоянный надзор за осужденными ночью (пр. 9), а также устанавливают, что лишение свободы не должно усугублять страдания осужденных за исключением случаев, когда этого требуют соображения дисциплины или интересы общественной безопасности (пр. 57).

Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г.5, вменяет в обязанность сотрудникам исправительных учреждений защиту человеческого достоинства и прав человека по отношению ко всем лицам, в том числе к осужденным (ст. 2), обеспечение охраны здоровья правонарушителей (ст. 6).

Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, принятый 9 декабря 1988 г. Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН6, и Европейские пенитенциарные правила (Рекомендация N Яес (2006) 2 Комитета министров Совета Европы, принята 11 января 2006 г. на 952-м заседании представителей министров)7, являющиеся основополагающими международными правовыми документами и регулирующими безопасность осужденных, содержат перечень прав человека, подлежащих обеспечению вне зависимости от правового положения индивида. Они устанавливают, что государствам следует запрещать в законодательном порядке любые действия, противоречащие реализации этих прав.

Профессор Н.П. Барабанов, классифицируя международные правовые акты по обеспечению безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах, выделяет межгосударственные акты Содружества Независимых Государств. К этой группе он относит: Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью, заключенный в г. Алма-Ате 24 апреля 1992 г.; Договор о коллективной безопасности, подписанный Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном 15 мая 1992г.; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам стран Содружества Независимых Государств от 22 января 1993 г.; Модельный уголовно-исполнительный кодекс для государств — участников СНГ, принятый постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ 2 ноября 1996 г. и явившийся основой для уголовно-исполнительных кодексов большинства стран СНГ8.

Следующую группу нормативных правовых актов, регулирующих обеспечение безопасности личности в исправительных учреждениях, составляют Конституция Российской Федерации, иные законы Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, другие нормативные акты.

В Российской Федерации социальные гарантии безопасности личности являются конституционными гарантиями.

Конституция Российской Федерации провозглашает права и свободы человека и граж-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

данина высшей ценностью. Это демократическое завоевание полностью соответствует подходу всего цивилизованного общества к проблеме прав человека, выраженному в международных стандартах, сформировавшихся на уровне Организации Объединенных Наций и Совета Европы9.

Основываясь на положениях международного права и Конституции Российской Федерации (статьи 2, 20—23, 45, 46), можно утверждать, что личная безопасность осужденных выступает как необходимая жизненная потребность человека, нашедшая свое обеспечение и реализацию в его правах, свободах и законных интересах.

В целях реализации рекомендаций международного сообщества Российская Федерация взяла на себя обязательства привести условия содержания осужденных и обеспечение их безопасности в соответствие с международными правовыми нормами.

Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 в содержание деятельности по обеспечению безопасности включает:

■ прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

■ правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

■ разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

■ применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

■ разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

■ организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

■ координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

■ финансирование расходов на обеспечение

безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

■ международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

■ осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 3)10.

Правовое регулирование личной безопасности осужденных предполагает нормативное закрепление порядка и условий реализации субъективного права осужденных на личную безопасность, а также мер обеспечения их безопасности.

К мерам обеспечения личной безопасности осужденных уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации относит:

■ применение мер безопасности в исправительном учреждении (ст. 86 Уголовно-исполнительного кодекса РФ от 8 января 1997 г. № 1-Ф3 (далее — УИК РФ)11;

■ постоянный и круглосуточный надзор за осужденными (статьи 60, 82 УИК РФ);

■ технические средства надзора и контроля (статьи 60.19, 83);

■ оперативно-розыскную деятельность в учреждениях, исполняющих наказания (ст. 84 УИК РФ);

■ меры профилактики и пресечения правонарушений, предусмотренные Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-Ф312;

■ перевод осужденных в безопасное место (ст. 13, ч. 3 ст. 68, ч. 1 ст. 73, ч. 2 ст. 81 УИК РФ);

■ строго регламентированный распорядок в исправительном учреждении (глава V Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 г. № 295; далее — Правила исправительных учреждений)13.

Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. № 5473-114 обязывает учреждения, исполняющие наказания, создавать условия для обеспечения правопорядка, законности и безопасности осужденных.

Состояние безопасности осужденного, его защищенность от физического, сексуального,

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

психологического насилия со стороны других осужденных зависят, в первую очередь, от состояния режима в учреждении, дисциплины среди осужденных и мер, принимаемых в целях их улучшения. Организационно-правовые меры, направленные на укрепление режима и дисциплины осужденных, способствуют обеспечению безопасности осужденных. При этом режим и дисциплина выступают в качестве комплексных средств поддержания безопасности в учреждении15.

В системе правового регулирования обеспечения личной безопасности осужденных важное место занимают ведомственные нормативные правовые акты. К ним необходимо отнести: Правила исправительных учреждений, Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 29 декабря 2016 г. № 329 (далее — Правила внутреннего распорядка исправительных центров)16, Порядок осуществления надзора за осужденными к принудительным работам, утвержденный приказом Минюста России от 27 декабря 2016 г. № 31117, и ряд других.

Субъективное право осужденных на личную безопасность закреплено в УИК РФ. В статье 10 УИК РФ определено, что Российская Федерация обеспечивает правовую защиту и личную безопасность осужденных при исполнении наказаний (ч. 1). Статья 12 УИК РФ устанавливает, что осужденные не должны подвергаться жесткому или унижающему человеческое достоинство обращению (ч. 2), не могут быть подвергнуты медицинским и иным опытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье (ч. 3).

Статья 13 УИК РФ непосредственно закрепляет право осужденных на личную безопасность, а также обязанность администрации учреждений, исполняющих наказание в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, принимать меры по обеспечению личной безопасности осужденных; определяет условие реализации этого права осужденных — осужденный вправе обратиться (устно или письменно) с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания, с просьбой об обеспечении личной безопасности только при возникновении угрозы личной безопасности.

При этом УИК РФ гарантируется личная безопасность осужденного независимо от того, от кого исходит угроза его безопасности (от других осужденных, от персонала).

Данная статья определяет право осужденных на личную безопасность, с которым корреспондируют соответствующие обязанности администрации учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы. Закон обязывает начальника учреждения принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного (перевод осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного).

Основанием для принятия мер по обеспечению личной безопасности является обращение самого осужденного или достоверная информация, полученная из других источников, в том числе в результате оперативно-розыскных мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заметим, что в ст. 13 УИК РФ не раскрыто ни содержание права осужденного на личную безопасность, ни понятие «личная безопасность», не определены угрозы личной безопасности осужденных.

Правилами исправительных учреждений определено, что начальник исправительного учреждения по такому заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. В этих целях могут быть использованы камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа и единые помещения камерного типа.

С учетом того, что в местах лишения свободы сконцентрирован наиболее криминализированный контингент осужденных, предоставление осужденным безопасного места в случае возникновения опасности их правам и свободам, особенно связанной с посягательством на их жизнь и здоровье, а также возникновение угрозы данной опасности необходимо признать одним из эффективных способов обеспечения не только личной безопасности лиц, лишенных свободы, но и внутренней безопасности исправительного учреждения в целом18.

Анализ результатов проведенного сотрудниками ФКУ «Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний» в 2017 г. исследования личности осужденных, отбывающих лишение свободы и изолированных по мотивам личной безопасности, позволили А.М. Смирнову разделить причины возникновения опасности для прав и свобод осужденных к лишению свободы на две группы: реальные, независящие от сознания и воли осужденного, и искусственные, специально создаваемые

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

осужденным для помещения его в безопасное место в целях на время самоустраниться от основной массы лиц, лишенных свободы.

При этом A.M. Смирнов полагает, что во втором случае обязательно проведение администрацией учреждения «воспитательной работы с такими осужденными в целях недопущения подобных действий в дальнейшем, поскольку они искажают реальную картину состояния законности и правопорядка в учреждении»19.

Устанавливаются сроки перевода такого лица в безопасное место — производится по постановлению начальника исправительного учреждения на срок не свыше 90 суток, в случаях, не терпящих отлагательства, — дежурного помощника начальника исправительного учреждения до прихода начальника исправительного учреждения либо лица, его замещающего, но не более чем на 24 часа. При этом Правила исправительных учреждений устанавливают, что данный осужденный содержится в тех же условиях, в которых он отбывал наказание до перевода в безопасное место.

Аналогичные положения о переводе в безопасное место осужденных к принудительным работам при возникновении угрозы их личной безопасности содержат Правила внутреннего распорядка исправительных центров. Определено, что перевод осужденного в безопасное место производится по постановлению начальника исправительного центра на срок, не превышающий 24 часов, а в случаях, не терпящих отлагательства, — оперативного дежурного исправительного центра. При этом для содержания осужденных в безопасном месте данными Правилами предусматривается использовать помещения для содержания нарушителей.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы в исправительных колониях особого режима, ч. 1 ст. 127 УИК РФ предусматривается возможность их содержания в одиночных камерах по постановлению начальника исправительной колонии.

Часть 1 ст. 73, ч. 2 ст. 81 УИК РФ предусматривают возможность перевода осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида в целях обеспечения его личной безопасности.

В соответствии с нормами ст. 75 УИК РФ порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое определен

Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России от 26 января 2018 г. № 17 (далее — Инструкция)20.

Положения Инструкции предусматривают, что для обеспечения личной безопасности осужденного рассматривается вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида. Они могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное, в том числе, на территории другого субъекта Российской Федерации.

При переводе осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение того же вида другого территориального органа уголовно-исполнительной системы с целью обеспечения личной его безопасности вид режима не изменяется, остаются неизменными права и обязанности осужденного, включая право на дополнительные и краткосрочные свидания, права на получение посылок, передач, бандеролей, материально-бытовое обеспечение.

Закон предусматривает осуществление мер безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства (ч. 4 ст. 13 УИК РФ). Осуществление мер безопасности возлагается на начальника учреждения или орган, исполняющий наказание, а основанием для осуществления данных мер безопасности в этом случае является мотивированное постановление (определение) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (далее — Федеральный закон)21 в статьях 6, 14 предусматривается, что меры безопасности в отношении защищаемого лица, находящегося в месте отбывания наказания в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо содержания в дисциплинарной воинской части, обеспечиваются путем применения в отношении него одновременно нескольких либо одной из следующих мер безопасности: обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; замена документов; изменение внешности; временное помещение в безопасное место; применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места отбывания наказания в другое.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

В целях обеспечения безопасности вышеназванного лица Федеральным законом предусмотрена возможность применения и других мер, к числу которых относятся: направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия в разные места отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации; перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места отбывания наказания в другое; раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

В числе уголовно-правовых мер обеспечения личной безопасности осужденных выделим ст. 7 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (далее — УК РФ)22, определяющую, что уголовное законодательство Российской Федерации обеспечивает безопасность человека, а также нормы УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека (статьи 105, 107—119, 128—133 и др.), и нормы, предусматривающие уголовную ответственность за иные преступления, нарушающие безопасность осужденных в исправительном учреждении (статьи 206, 212, 285, 286, 293, 321 УК РФ).

Все рассмотренные правовые нормы закрепляют права и обязанности осужденного в сфере личной безопасности и являются системой юридических гарантий и мер осуществления его личной безопасности с учетом специального правового статуса осужденного.

Вместе с тем в местах отбывания наказаний по-прежнему имеют место угрозы физического, психологического, сексуального насилия личности, остающиеся вне поля зрения работников учреждений УИС.

В связи с этим мы полностью разделяем позицию С.И. Паканича о необходимости изменения содержания права на личную безопасность осужденных и его перехода в более развитую форму, при которой осужденные должны быть полностью защищены от различного вида угроз23.

Механизм обеспечения безопасности осужденных будет эффективным только в том случае, если меры безопасности будут применяться комплексно, с учетом конкретной ситуации и фак-

торов, создающих угрозу личной безопасности осужденных24.

Проведенный анализ отдельных положений и норм действующего законодательства позволил сделать вывод о достаточно разработанной правовой базе, позволяющей обеспечивать личную безопасность осужденных в учреждениях, исполняющих наказания. Вместе с тем требуется дальнейшее его совершенствование и создание эффективного механизма его применения, поиск новых подходов к реализации права осужденных на личную безопасность при исполнении наказаний.

1 Аминов И.И. Обеспечение прав осужденных в местах лишения свободы как основа пенитенциарной безопасности // Юридическая наука и практика / Альманах науч. тр. Самарского юрид. ин-та ФСИН России / Под общ. ред. Р.А. Ромашова. 2014. С. 10—14.

2 Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г.) // Рос. газ. 1995. № 67. 5 апр.

3 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950 г.) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (принят 09.12.1988 г. Резолюцией 43/173 на 43-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Правовые основы деятельности системы МВД России: Сб. нормативных док. Т. 2. М.: ИНФРА-М, 1996. С. 147—157.

7 Рекомендация N Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы «Европейские пенитенциарные правила» (принята 11.01.2006 г. на 952-м заседании представителей министров) // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения: 17.102018)

8 Барабанов Н.П. Правовой механизм обеспечения безопасности личности в исправительных учреждениях и следственных изоляторах // Человек: преступление и наказание. 2018. № 1. С. 29—38.

10 Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

11 Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 г. № 1-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 2. Ст. 198.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

12 Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

13 Приказ Минюста России от 16.12.2016 г. № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // http://www.pravo.gov.ru

14 Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21.07.1993 г. № 5473-1 / Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1316.

15 Фомин В.В. К вопросу о личной безопасности осужденных в местах лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2018. № 1. С. 54—55.

16 Приказ Минюста России от 29.12.2016 г. № 329 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» // http:/ /www.pravo.gov.ru

17 Приказ Минюста России от 27.12.2016 г. № 311 «Об утверждении Порядка осуществления надзора за осужденными к принудительным работам» // http://www. pravo.gov.ru

18 Смирное A.M. Предоставление осужденным к лишению свободы безопасного места как один из важных

факторов обеспечения их личной безопасности и внутренней безопасности учреждения // Актуальные проблемы деятельности подразделений УИС: Сб. матер. Все-рос. науч.-практ. конф. Воронеж, 2017. С. 376.

19 Там же.

20 Приказ Минюста России от 26.01.2018 г. № 17 «Об утверждении Порядка направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое» // http://www.pravo.gov.ru

21 Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» от 20.08.2004 г. № 119-ФЗ // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3534.

22 Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

23 Паканич С.И. Теоретико-правовое исследование понятия права осужденных на личную безопасность в условиях лишения свободы // Вестник Кузбасского института. 2011. № 5 (8). С. 101.

24 Фомин В.В. Указ. соч. С. 56.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Торговые ограничения. Экспортный и валютный контроль: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Таможенное дело», направлению подготовки «Экономика», профиль «Мировая экономика» / Под ред. В.Б. Мантусова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 463 с.

Торговые

ограничения.

Экспортный

и валютный контроль

Дается системное изложение вопросов торговых ограничений, экспортного и валютного контроля в международной торговле товарами и услугами. Рассматриваются задачи и сущность, особенности и правовые основы организации и реализации торговых ограничений, валютного и экспортного контроля внешнеторговых потоков в разрезе международного и национального законодательства.

Для профессиональной подготовки студентов вузов по специальности «Таможенное дело», а также лиц, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *