Право на эмиссию денег

Правовые основы денежной эмиссии

Слово «эмиссия» происходит от латинского -«выпуск». В настоящее время под эмиссией принято понимать выпуск в обращение денег, ценных бумаг и банковских карт. Между тем с точки зрения экономики не всякий выпуск денег признается эмиссией, а лишь тот, который ведет к увеличению денежной массы в стране. Таким образом, денежную эмиссию следует отличать от выпуска в оборот денежных знаков, который может и не сопровождаться ростом денежной массы, что, в частности, происходит при замене ветхих и поврежденных бумажных купюр.

Эмиссия представляет собой не просто выпуск денег в обращение — она является самостоятельным направлением финансовой деятельности государства, которое обладает рядом особенностей.

Во-первых, эмиссия первична по отношению к другим видам финансовой деятельности. Выступая в качестве одного из направлений финансовой деятельности государства наряду с аккумуляцией, распределением (перераспределением) и расходованием денежных средств, а также финансовым контролем, эмиссия во многом обусловливает их. Основное отличие эмиссии от других направлений финансовой деятельности государства заключается в том, что она представляет собой процесс создания «новых» денег. Между тем финансово-правовые отношения, связанные с аккумуляцией, распределением (перераспределением) денежных средств, их использованием и финансовым контролем, возникают исключительно по поводу уже существующих денежных средств. Таким образом, эмиссия является отправной точкой всей финансовой деятельности государства.

Во-вторых, эмиссия носит систематический характер. Она представляет собой процесс планомерного выпуска в оборот денежных средств, проводимого на основе прогнозного планирования Банка России, которое, в свою очередь, основывается па данных кассовых оборотов и аналитической отчетности.

В-третьих, денежная эмиссия обладает свойством единства. Оно проявляется в том, что в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ денежная эмиссия находится в исключительном ведении Российской Федерации — субъекты РФ и муниципальные образования не имеют права па выпуск своих денежных знаков.

В-четвертых, эмиссия всегда носит законный характер государство законодательно запретило выпуск денежных суррогатов, подделку и незаконное изготовление банкнот и монет, а также установило запрет на введение ограничений при обмене старых образцов денежных знаков на новые и т.д.

В-пятых, обязательным субъектом денежной эмиссии является государство, выступающее в лице ЦБ РФ. Исключительное право на осуществление денежной эмиссии и функция защиты и обеспечения устойчивости рубля, как отметил в своем Определении от 14 декабря 2000 г. № 268-0 Конституционный Суд РФ, по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Также Конституционным Судом было признано, что вопросы денежной эмиссии и обмена денежных знаков относятся к публично-правовой, а не частноправовой сфере регулирования.

Особую роль в осуществлении денежной эмиссии играют расчетно-кассовые центры Банка России (РКЦ). В РКЦ создаются резервные фонды, в которых хранится запас не выпущенных в обращение банкнот и металлической монеты, а также оборотные кассы, основной функцией которых является прием и выдача наличных денег в течение операционного дня. Технически процесс эмиссии заключается в перемещении денежных средств из резервных фондов в оборотные кассы РКЦ. Следует пояснить, что деньги в резервных фондах не считаются находящимися в обращении, и в случае возникновения потребности в денежных знаках банкноты и монеты из резервных фондов перемещаются в оборотную кассу. Деньги в оборотной кассе уже считаются выпущенными в обращение. Подкрепление оборотных касс происходит на основании эмиссионных разрешений, которые выдаются в пределах установленной Правительством РФ эмиссионной директивы, определяющей предельный объем выпуска в обращение денежных средств. Для оборотных касс устанавливается лимит остатка наличных денег, при превышении которого происходит перевод всей сверхлимитной наличности в резервный фонд РКЦ. Посредством перечисления денежных средств из операционной кассы в резервный фонд происходит изъятие наличных денег из обращения. Осуществление такой операции происходит автоматически и не требует специального распоряжения ЦБ РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское законодательство; процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности*(13);

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;

т) федеральная государственная служба.

Направления финансовой деятельности государства

Направления финансовой деятельности государства

Введение

абсолютно всех, потому что все происходящее в настоящее время в финансовой сфере деятельности теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов, отчислений на социальное страхование и пенсии, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств производства и социальная сфера – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных кругах, но и среди обычных граждан России.

Рыночная экономика, при всем разнообразии ее моделей, известных мировой практике, характеризуется тем, что представляет собой социально – ориентированное хозяйство, дополняемое государственным регулированием. Огромную роль, как в самой структуре рыночных отношений, так и в механизме их регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации государственной политики, ибо более эффективного средства управления государством, чем управление при помощи денег, человечество пока не придумало.

Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство перераспределяет стоимость валового национального продукта, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по определенным направлениям хозяйствования.

Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.

Неоднократно отмечалась неэффективность бюджетно-финансовой системы России. Неэффективность проявляется, в частности, в неспособности органов власти всех уровней обеспечивать население гарантированными государством благами, а бюджетные учреждения – полноценным финансированием (причем вне зависимости от невыполнения или перевыполнения доходной части бюджета), в неспособности обслуживать собственные заимствования, в стремительном приросте объемов кредиторской задолженности, в непрозрачности и неполной подконтрольности финансовых операций депутатскому корпусу и обществу в целом. Эти и другие негативные черты бюджетно-финансовой системы страны связаны, в частности, с тем, что данная сфера общественных отношений до сих пор практически не подверглась реформам, а основные принципы ее функционирования оставались прежними, командно-административными.

В задачи представленной работы входит:

– Характеристика экономической сущности финансов и выявление закономерностей их функционирования на современном этапе развития общества;

– Выявление основных направлений финансовой деятельности государства;

1. Основные задачи и методы осуществления управления финансами

преодолеть бюджетный дефицит; совершенствовать систему налогообложения и все финансовые отношения.

Основы современной финансовой политики России: признание свободы предпринимательской деятельности; введение разнообразных форм хозяйствования; приватизация государственных форм собственности и переход к смешанной экономике.

Проведение всех изменений может быть осуществлено только благодаря качественному управлению всей финансовой системы. Система управления финансами – это комплекс мер, инструментов, финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию социально-экономических процессов в обществе.

Государственное управление финансами – одна из главных и постоянно осуществляемых функций любого государства. Современная российская система управления финансами характеризуется тем, что в стране происходят процессы перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. Директивно-административные методы управления заменяются методами регулируемого финансового рынка.

долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Финансы – это экономический инструмент, регулирующий производство и распределение товаров через рынок ресурсов и рынок продуктов. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования; они одинаково необходимы и низовому звену – предприятиям (организациям), и межхозяйственным объединениям (ассоциациям, концернам), и государственной системе управления народным хозяйством.

финансовых систем, высокой степенью их воздействия на экономику и большим разнообразием финансовых отношений. Наряду с традиционными государственными финансами значительное развитие получили местные финансы, внебюджетные специальные правительственные фонды, финансы государственных предприятий. Возникли совершенно новые сферы финансовых отношений – такие, например, как финансы межгосударственных сообществ.

Финансовые отношения, таким образом, порождаются общественными потребностями, а не деятельностью государства. Именно общественные условия, а не деятельность государства служат основой существования финансов.

Местом возникновения финансовых отношений является вторая стадия воспроизводственного процесса, где происходит распределение стоимости общественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждый из которых должен получить свою долю в произведенном продукте. На первой, второй и третьей стадии кругооборота средств происходят акты купли-продажи в процессе воспроизводства, средства лишь меняют свою форму с денежной на товарную, и обратно. Следовательно, в обмене нет места финансам. Финансы возникают лишь тогда, когда происходит распределение стоимости произведенного продукта. Поэтому важным признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределительные отношения – часть экономических отношений в обществе. И финансы, будучи выражением этой объективно существующей сферы экономических отношений, являются экономической категорией. Они имеют ярко выраженное специфическое общественное назначение – формирование и использование денежных фондов государства посредством особых форм движения стоимости.

Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического развития общества.

Цель управления финансами – финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, дефиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

В управление финансами выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему. Субъекты управления финансами – совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами – финансовый аппарат.

Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно бывает общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы, а также обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной политики, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления.

В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.

Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на то органы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а также муниципальные органы. В то же время практически все органы государства без исключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенное регулирование и эмиссию.

местные бюджеты.

Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и его рассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнением бюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.

В осуществлении финансовой деятельности в соответствии с Конституцией РФ участвует Президент Российской Федерации. Он издает указы по финансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает от должности министра финансов, министра по налогам и сборам, представляет Государственной Думе кандидатуру председателя Банка России. Ряд контрольных полномочий реализует Главное контрольное управление администрации Президента РФ.

Правительства республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансами соответствующих национально-территориальных и административно-территориальных (закрытых городов) образований. Поскольку финансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своей территории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своей компетенцией.

Органы власти специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:

1) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они тратят бюджетные ассигнования, создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет, утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами.

2) государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства и др.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств .

другие органы финансового управления. В органах местного самоуправления, сельских, поселковых финансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.

Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — который осуществляет руководство в области банковской деятельности — Центральный банк РФ (Банк России). Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяет политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение ; контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка.

Счетная палата РФ — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основная задача Счетной палаты — организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всеми государственными денежными накоплениями. Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.

Финансовая система представляет собой финансовые отношения, существующие в рамках данной экономической формации.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Это совокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Построение финансовой системы базируется на следующих принципах:

1) Функциональное назначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач (госбюджет выражает распределительные отношения между государством, предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданию и использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичных потребностей общественного воспроизводства).

2) Единство финансовой системы – предопределяется единой экономической и политической основой государства. Это обуславливает единую финансовую политику, проводимую государством через централизованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньями происходит на основе единых законодательных и нормативных актах.

3) Территориальность – каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальными особенностями.

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственной сферами, а также отдельными группами и слоями населения.

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления.

· государственный бюджет

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства; в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется).

Бюджет РФ как финансовый план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяется налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

включаемых в бюджет.

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения (создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Государственный кредит выражает кредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федерального уровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентами и иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставления кредитов или гарантийного обеспечения.

Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

Государственный кредит функционирует в следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственные займы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранного кредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательства федерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной власти субъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.

В соответствии с уровнем государственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственных финансов делятся на подзвенья:

· федеральные финансы

· финансы субъектов РФ

· местные финансы

Финансы предприятий различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

Финансы предприятий представляют собой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходов и накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитной системой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию и материальному стимулированию работающих.

Финансы хозяйствующих субъектов можно выделить в подзвенья:

· финансы коммерческих предприятий и организаций

Финансовые отношения этих двух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом, выполнением обязательств, налогообложением.

Финансовые ресурсы предприятий представляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а также денежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими для производства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.

Страхование – это совокупность особых замкнутых перераспределительных отношений между его участниками по поводу формирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравнивания потерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.

Финансы страхования связаны с перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц. Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.

По различиям в объектах страхования страховые отношения можно поделить на пять групп:

· социальное;

· личное;

· имущественное;

· страхование ответственности;

· страхование предпринимательских рисков.

В социальном страховании в качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхование пенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровье и трудоспособность – страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектом страхования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорные условия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещению материального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страховании ответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страховании предпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образования убытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода, страхование от простоев оборудования и др.)

Страхование проводится в обязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольного страхования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальный объем страховой защиты общественного производства.

2. 2 Субъекты управления

Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов РФ (МФ РФ):

— осуществляет методическое руководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;

— развивает бюджетный федерализм;

— разрабатывает проект федерального бюджета;

— составляет отчет о выполнении федерального бюджета;

— составляет консолидированный бюджет;

На Министерство финансов возложены следующие функции:

— участие в разработке прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

— участвует в подготовке предложений по основным направлениям кредитно-денежной политики;

— проведение мероприятий по контролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средств бюджета;

Министерство по налогам и сборам РФ и Федеральная служба налоговой полиции осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

контролирует деятельность других кредитных институтов.

Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.

3. Финансовый контроль

Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.

Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

всех звеньях хозяйства.

Финансовый контроль включает:

проверку соблюдения экономических законов (оптимальности распределения и перераспределения национального дохода); составления и исполнения бюджетного плана (бюджетный контроль); эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений; налоговый контроль.

Финансовый контроль преследует следующие задачи:

содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных фондов;

обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;

выявление внутрипроизводственных резервов увеличения финансовых ресурсов.

Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций;

независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

Заключение

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы в любом государстве. Устройство бюджетной системы страны определяется ее государственным устройством. Бюджетная система России состоит из трех уровней: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. С принятием нового БК РФ внебюджетные фонды были включены в первый уровень бюджетной системы.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации – это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Что же касается внутреннего устройства и основных принципов действия финансовой системы Российской Федерации, то они мало изменились со времени господства командно-административных методов управления и, как представляется, не полностью соответствуют задачам эффективной финансовой деятельности государства в условиях рыночной экономики. Подтверждением тому могут служить финансовые кризисы 1996 и 1998 годов, внедрение в экономическую практику государства всевозможных «нетрадиционных» способов расчетов субъектов бюджетно-финансовых отношений с федеральным бюджетом и т. п. Появление последних, кстати, говорит о том, что государственная власть, во-первых, создает неравные условия для конкуренции, что недопустимо с точки зрения цивилизованного рынка, а во-вторых, сама признает неэффективность действующей системы налогообложения, кредитования и т. п., не позволяющей предпринимателям спокойно работать в заданных условиях.

Среди существенных недостатков действующей финансовой системы можно назвать, в частности, следующие:

В стране не созданы условия для увеличения накоплений, которые могли бы составить основной финансовый резерв экономики, для укрепления доверия масс к стабильности банковской системы, для повышения производительности труда. В результате реальный сектор экономики, т. е. тот, в котором, собственно, и происходит создание прибыли (национального дохода) остается заложником финансово-кредитной политики Правительства и Центрального Банка РФ;

Отсутствие сбалансированности и достаточной прозрачности в расходовании бюджетных ресурсов (в частности, средств, направляемых на «военные» расходы, на кредитование зарубежных государств и др. Соответствующие приложения к федеральному бюджету остаются засекреченными);

Нерешенность двойственной проблемы: сохранения достаточно высокого уровня инфляции, систематического повышения цен на товары и услуги для населения – с одной стороны, и насыщения реального сектора экономики денежной массой, – с другой стороны; это обстоятельство создает в стране ущербную экономическую среду, в которой невозможен реальный экономический рост и улучшение качества жизни населения.

Следовательно, все названные проблемы еще требуют своего осмысления и соответствующего решения в рамках цивилизованного финансово-экономического и правового регулирования.

1. И. Д. Мацкуляка – Финансы, налоги и кредит – Издательство: Изд. РАГС, 2009 г.

2. Под ред. Романовского М. В., Врублевской О. В. – Финансы, денежное обращение и кредит – Издательство: Юрайт, 2008 г.

3. Деева А. И. – Финансы и кредит – Издательство: КноРус, 2009 г.

4. Под ред. Итуэлла Дж., Милгейта М., Ньюмена П. – Финансы. 2-е изд – Издательство: ГУ ВШЭ, 2008 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 г. Москва «О Министерстве финансов Российской Федерации»// Российская газета от 31 июля 2004 г.

Ст. 4 Федерального Закона РФ » О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» № 86-ФЗ от 27 июня 2002 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 28, ст. 2790

Денежная эмиссия – что это? Цели и сущность процедуры

Выпуск новых банкнот в государстве осуществляется практически постоянно, ведь приходится заменять изношенные и поврежденные банкноты (срок их службы до 5 лет). В результате такой замены общее количество денег в обороте не увеличивается. Если же при выпуске новых монет и купюр денежная масса начинает расти, то тогда можно говорить об эмиссии. Основной ее целью является формирование оборотного капитала для расширения производства.

Проведение денежной эмиссии в России основано на нескольких принципах:

  • Монопольности. Только Государство в лице Центробанка вправе проводить выпуск новых купюр, изымать средства из оборота и перераспределять денежные потоки.
  • Обязательности. Рубль на территории Российской Федерации является единственным официальным средством платежа при проведении расчетов.
  • Обмениваемости. Российский рубль подлежит обмену в любых суммах при предъявлении субъектом документов, удостоверяющих личность.
  • Отсутствии привязки. Соотношение рубля к золоту и прочим драгметаллам не устанавливается.

В результате денежной эмиссии происходит обмен прироста денежной базы на часть национального дохода, за счет чего увеличивается приток средств в коммерческие банки, кредитуются предприятия.

Основные виды эмиссии денег и условия организации

Специалисты выделяют 2 вида денежной эмиссии:

  1. Наличный. Это когда в обращение поступают новые банкноты и монеты различного номинала для стимулирования экономики страны. Печатный станок может запускаться при повышении заработной платы, росте цен на потребительские товары, росте товарооборота и прочем.
  2. Безналичный. Характеризуется увеличением объемов средств на банковских счетах при проведении финансово-кредитными структурами активных операций. По своим объемам этот вид эмиссии преобладает над эмиссией наличных.

Вначале осуществляется безналичная эмиссия, поэтому она первична. Только потом дополнительно выпущенные средства переводятся на счета коммерческих банков в виде ассигнований из бюджета или кредитных поступлений от Центробанка. Из этих средств выдаются кредиты предпринимателям и населению.

При эмиссии наличных средств, дополнительно выпущенные банкноты переводятся в банки, а затем с их корреспондентских счетов списываются аналогичные суммы по безналу.

В процессе обращения деньги одного вида могут легко конвертироваться в другой, поскольку они взаимосвязаны. Так, например, наличные деньги, которые клиенты вносят в кассу банка, зачисляются на их счета и переводятся в разряд безналичных. Если со счета снимается как-то часть суммы, то деньги из безналичных опять становятся наличными.

К чему приведет избыточная эмиссия денег: возможные проблемы в экономике страны

Увеличение наличных средств в обращении, казалось бы, должно стимулировать покупательский спрос и усиливать экономический потенциал. Но на деле избыток денежной массы способствует росту цен на товары и услуги, не влияя на развитие производства. В итоге чрезмерной денежной эмиссии развивается инфляция. И как результат, происходит перераспределение доходов. У человека с фиксированной заработной платой снижается покупательская способность, в то время, как у предпринимателей с ходовым товаром возникают необоснованные доходы. В стране нарушается платежный баланс.

В выигрыше от инфляционных процессов только финансовые структуры, биржи и экспортеры. Обычные граждане, как всегда проигрывают, теряя не только от повышения цен, но и от отмены индексации зарплат и так далее. Цены растут также на импортную продукцию, поскольку государство не может регулировать валютный и продовольственный рынки. Кредиты становятся недоступными.

Таким образом, можно сделать вывод, что положительный эффект от эмиссии денег возможен только в условиях стабильного роста производства.

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 11

Единственно законная форма отчуждения собственности физических и юридических лиц, не носящая характер наказания с целью обеспечения платежеспособности субъектов публичной власти:

+налог

пошлина

компенсация

Обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков государственными органами, органами местного самоуправления юридически значимых действий:

пошлина

налог

+сбор

Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государства совершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика – содержание следующего признака налога:

+индивидуальная безвозмездность налога

безвозвратность

односторонний характер его установления

Налоги поступают в пользу:

юридических лиц

физических лиц

+органов государственной власти и местного самоуправления

Какие признаки присущи такой категории, как «налог»:

+обязательность

+безвозмездность

безымянность

Тема 12

Объект налогообложения – это:

+операции по реализации товаров, работ, услуг прибыль, доход, иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого возникает обязанность по уплате налога или сбора

собственность юридических и физических лиц на территории Российской Федерации

прибыль предприятия, учреждения, организации

доход физического лица

Налоговый период по отдельным видам налогов:

календарный год

месяц, квартал, год или иной период времени

бюджетный год

+календарный год, или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате

Какие элементы налогообложения должны быть определены для того, чтобы налог считался законно установленным:

порядок перераспределения налогового дохода между бюджетами

+налогоплательщики, объект, налоговая база, ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты

порядок установления и введения налога или сбора на территории того или иного административно-территориального образования

порядок обжалования актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц

Согласно различным классификациям налог на добавленную стоимость является:

+косвенным налогом

+закрепленным за федеральным бюджетом

разовым налогом

налогом, взимаемым только с физических лиц

Налоговый агент – это:

лицо, на которое возложена обязанность уплатить налог за своего работника

лицо, на которое возложена обязанность принять и перечислить в бюджет сумму налога

+лицо, на которое возложена обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить в бюджет налог

Тема 13

В числе неналоговых доходов можно назвать:

+доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

штрафы за неуплату налогов

акцизы

К добровольным платежам как виду неналоговых доходов относятся:

+доходы от оказания услуг бюджетными учреждениями

штрафы

страховые взносы на обязательное социальное страхование

Плата за пользование бюджетными кредитами относится к виду неналоговых доходов:

доходам от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями

+к доходам от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности

к средствам самообложения граждан

Средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества:

распределяются поровну между всеми уровнями бюджетной системы

не подлежат зачислению в бюджет

+подлежат зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме

Документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг – это:

лицензия на осуществление определенного вида деятельности

+государственное (муниципальное) задание

свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Тема 14

Средства, получаемые Центральным банком РФ, поступают:

100% в государственный бюджет

полностью остаются самому банку

+50% перечисляется в бюджет, 50% остаются банку

Кредитная организация – это:

учреждение, созданное для предоставления кредитов гражданам и юридическим лицам

банки и валютные биржи

+юридическое лицо, осуществляющее банковские операции для цели извлечения прибыли на основании лицензии, выданной Центральным банком РФ

Осуществлять денежную эмиссию может:

+Центральный банк РФ

любая банковская организация

небанковская организация

Центральный банк РФ является плательщиком :

НДС

+на прибыль организаций

налога на имущество организаций

Какой орган осуществляет лицензирование деятельности кредитных организаций:

Министерство финансов

ФНС РФ

+Центральный банк РФ

Тема 15

К основным принципам организации денежного обращения в Российской Федерации относятся следующие:

возможность хранения наличных денег в кассах организаций без учета обязательных лимитов

+обязанность организаций сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в их кассах

+обязанность организаций хранить свои денежные средства в учреждениях банков

возможность неограниченного обмена любым лицом российской валюты на иностранную валюту

В чьей компетенции находится право осуществлять денежную эмиссию:

Министерства финансов

Правительства РФ

+Центрального банка РФ

Государственной Думы РФ

Деньги выполняют функцию:

средства контроля

+средства платежа

фискальную

Регулирование денежного обращения является функцией:

Правительства РФ

Государственной Думы РФ

Министерства финансов

+Центрального банка РФ

Срок изъятия из обращения банкнот и монет при их обмене на банкноты и монеты нового образца установлен:

от трех до пяти лет

без ограничения

в течение 1 года

+от 1 года до пяти лет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *