Право граждан на труд

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Ст. 37 ТК РФ

1. Представители сторон самостоятельно, с учетом целей и задач социального партнерства в сфере труда, определяют предмет коллективно-договорного регулирования, порядок проведения коллективных переговоров, дату начала, сроки и место их проведения для заключения единого коллективного договора, соглашения.

2. В основе механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций либо иных представителей работников — принцип пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых членов.

3. На всех иных уровнях системы социального партнерства (РФ, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории) в основу механизма формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров и заключения соглашений при наличии нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) также положен принцип пропорционального представительства — в зависимости от численности представляемых членов профсоюзов (объединений профсоюзов).

Если стороны не достигли договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Второй комментарий к Статье 37 Трудового кодекса

1. Следует иметь в виду, что части ст. 37, которые определяли порядок формирования единого представительного органа работников для ведения коллективных переговоров, кардинально изменены.

Редакционные изменения, не меняющие сути, внесены в ч. 1 и те, которые регламентируют порядок определения представительства работников для ведения коллективных переговоров, подписания соглашений.

Части 2 — 5 ст. 37 в новой редакции посвящены коллективным переговорам на локальном уровне, ч. 6 — на более высоких уровнях, ч. 1, 7 и 8 устанавливают общие правила для коллективных переговоров на любом уровне.

2. Как и ранее, Кодекс не устанавливает жестких правил ведения коллективных переговоров. Участники переговоров — представители сторон сами определяют круг подлежащих обсуждению вопросов, сроки, место и порядок (регламент) проведения коллективных переговоров.

На практике процедура созыва комиссии по коллективным переговорам, место и порядок проведения, обсуждения вопросов, возникающих при подготовке проекта и оформлении коллективного договора, определяются положением, утверждаемым представителями сторон, как правило, с учетом рекомендаций, разрабатываемых профсоюзными органами в помощь практике.

3. Особое внимание необходимо обратить на определяемую ст. 37 ТК РФ необходимость создания единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения. На практике это комиссия по ведению коллективных переговоров.

Кодекс предусматривает несколько вариантов представительства работников на коллективных переговорах по поводу коллективного договора.

1. Представительствовать имеет право первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя. Она вправе по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без создания единого представительного органа (ч. 3 ст. 37).

2. Если две или более профсоюзные организации объединяют в совокупности более половины работников данного работодателя, то по решению их выборных органов они могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки проекта единого коллективного договора и его заключения (ч. 2 этой же статьи).

Кодекс определяет принципы формирования единого представительного органа — его пропорциональность, зависимость от численности членов профсоюза в каждой из профсоюзных организаций. В состав единого представительного органа должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, этот орган создавших (см. там же).

Единому представительному органу принадлежит право направить работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров по подготовке заключений или применению коллективного договора от имени всех работников (см. там же).

3. Если же ни одна из первичных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, которые пожелали создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. Для этого кроме решения собрания (конференции) работников требуется согласие выборного органа профсоюзной организации, которой работники поручают вступать в коллективные переговоры (ч. 4 ст. 37).

4. Когда такая профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями (см. там же). Ясно, что имеются в виду полномочия по ведению коллективных переговоров, подготовке проекта коллективного договора и его заключению. Право выступать с инициативой проведения коллективных переговоров у иного представителя (представительного органа) работников имеется в силу ст. 37 (см. там же). Представитель (члены представительного органа) должен быть работником данного предприятия (см. там же).

Сравнение приведенных выше положений ст. 37 и ст. 29 — 31 ТК РФ показывает, что между ними прослеживается прямая связь. То, что заложено в ст. 29 — 31, продублировано в ч. 2 — 4 ст. 37 применительно к представителям работников на коллективных переговорах. Это закономерно, поскольку ст. 29 — 31 определяют представителей работников в социальном партнерстве, а коллективные переговоры — одна из форм социального партнерства (см. ст. 27).

5. На указанных в ч. 2 — 4 ст. 37 ТК РФ представителях работников (см. 3 комментария к данной статье) лежит обязанность одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).

Возможно, что эти профсоюзные организации в указанный срок не сообщат о своем решении или откажутся направить своих представителей в единый представительный орган. Тогда коллективные переговоры начинаются без их участия (см. там же).

Однако это не исключает полностью возможности их участия в коллективных переговорах. За ними в течение месяца со дня начала коллективных переговоров (которым считается день, следующий за днем получения инициатором их проведения ответа другой стороны, — см. ч. 1 ст. 36) сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа (см. ч. 5 ст. 37).

Кодекс (ч. 5 ст. 37) признает членов единого представительного органа представителями стороны работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

4. Следует обратить внимание на различие в прежних и новых формулировках относительно степени обязательности создания единого представительного органа. Если прежняя редакции ст. 37 предусматривала, что единый представительный орган «создается» (т.е. по смыслу должен быть создан), то новая редакция этой статьи предусматривает, что его «могут» создать (т.е. предусматривается возможность его создания).

Смягчение указанной формулировки, с нашей точки зрения, не означает, что единый представительный орган при указанных в ст. 37 условиях не создается. Его необходимость очевидна. Без его создания в приведенных в ст. 37 ситуациях практически невозможно вести коллективные переговоры, выработать коллективный договор и заключить его.

5. Статья 37 ТК РФ разграничивает порядок ведения коллективных переговоров в организации и на более высоких уровнях.

На уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов РФ, отрасли, территории право на ведение коллективных переговоров предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). Если на том или ином уровне действует несколько профсоюзов, ни один из них не лишается права быть представленным на коллективных переговорах в составе соответствующей комиссии в качестве члена единого представительного органа для ведения коллективных переговоров. Этот орган формируется с учетом количества представляемых каждым профсоюзом членов своей организации (см. ч. 6 ст. 37).

Если единый орган для ведения коллективных переговоров на соответствующем уровне не создан, то право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов) (т.е. наиболее представительному профсоюзу, объединению профсоюзов) (см. там же).

6. Ведение коллективных переговоров невозможно без полной и достоверной информации представителей сторон о финансово-экономическом положении организации, отрасли, региона и т.д., о перспективах их развития, положении работников, условиях их труда. Поэтому ст. 37 ТК РФ обязывает стороны предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Каждая сторона запрашивает (в письменном виде) необходимую ей информацию. Другая сторона не позднее 2 недель со дня получения запроса должна эту информацию предоставить.

Предоставление работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров, а также примерный перечень необходимых для этого сведений предусматривает Рекомендация МОТ N 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии».

Информация, необходимая для ведения коллективных переговоров, может содержать сведения, не подлежащие разглашению (государственную, коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну).

В связи с этим ст. 37 ТК РФ обязывает участников коллективных переговоров, других лиц, связанных с их ведением, не разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне. Лица, виновные в разглашении указанных сведений, привлекаются к дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами.

Утверждены Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, и Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. См.: Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне», с последующими изменениями (РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673; 2003. N 27. Ст. 270, N 46. Ст. 4449; 2004. N 35. Ст. 3607); Правила разработки перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 июля 2005 г. N 443 (СЗ РФ. 2005. N 31. Ст. 3224). См. также Инструкцию о порядке допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. N 1050, с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2004 г. N 637 (СЗ РФ. 1997. N 43. Ст. 4987; 2003. N 33. Ст. 3269; 2004. N 47. Ст. 4658).

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 (СЗ РФ. 1997. N 10. Ст. 1127). Указом от 23 сентября 2005 г. N 1111 в него внесены изменения (СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3925).

29 июля 2004 г. принят Федеральный закон N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3283). В нем сформулированы понятия коммерческой тайны, информации, составляющей коммерческую тайну, режима коммерческой тайны, обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, и др.

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю данной информации с учетом положений Федерального закона от 29 июля 2004 г. (ст. 4).

Информация, полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, считается полученной законным способом, несмотря на то что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо (ст. 4).

Федеральным законом от 29 июля 2004 г. (ст. 5) определен круг сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, в отношении, в частности, следующих сведений:

содержащихся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

о составе имущества государственных или муниципальных предприятий, государственных учреждений и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;

о численности и составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в том числе об охране труда, показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, наличии свободных рабочих мест;

о задолженности работодателей по выплате заработной платы и иным социальным выплатам;

о нарушениях законодательства Российской Федерации и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений;

об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;

о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, размере и составе их имущества, их расходах, численности и оплате труда их работников, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности некоммерческой организации;

о перечне лиц, имеющих право действовать по доверенности от имени юридического лица,

обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена иными федеральными законами.

На основании Федерального закона от 29 июля 2004 г. в ряде организаций руководство начало утверждать локальные положения о коммерческой тайне, не всегда советуясь с представителями работников (профкомами). Между тем среди сведений, относимых к информации, содержащей коммерческую тайну, имеются и такие, которые непосредственно связаны с трудом работников, его условиями. Поэтому работодатель вправе принять такой локальный нормативный акт только с соблюдением ст. 8, 371 и 372 ТК РФ, т.е. выяснив мнение профкома по его содержанию. Кроме того, возложение на работников обязанности сохранять коммерческую тайну существенно дополняет условия их труда, права и обязанности, предусмотренные ранее заключенными с ними трудовыми договорами. Следовательно, работодатель обязан заранее (за два месяца) ознакомить работников с изменениями, вносимыми в их права и обязанности локальным положением о коммерческой тайне (см. ст. 57, 73 ТК РФ).

Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну предприятий, ранее содержался в Постановлении Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 (СЗ РСФСР. 1992. N 1-2. Ст. 7).

7. Если сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной) и они известны участникам коллективных переговоров, другим лицам, связанным с этими переговорами, то они не должны ими разглашаться. Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном Кодексом и иными федеральными законами (см. ч. 7 ст. 37 ТК РФ).

Дисциплинарная ответственность наступает в соответствии со ст. 192, 193 ТК РФ. Гражданско-правовая — в соответствии с нормами ГК РФ, если разглашение сведений привело к имущественному ущербу; административная ответственность — в соответствии со ст. 13.14 КоАП РФ; уголовная ответственность — в соответствии со ст. 183, 272 и 283 УК РФ.

8. Организационные вопросы (сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров) определяются представителями сторон, являющимися участниками этих переговоров (см. ч. 8 ст. 37 ТК РФ). Ими же решаются вопросы материально-технического обеспечения работы комиссий, процедуры их заседаний. Названные и другие вопросы решаются либо на первом заседании комиссии, либо по предварительной договоренности сторон (в заключаемом ими соглашении), либо в положениях о соответствующих комиссиях.

Закрепленная в Конституции России свобода труда означает право свободно распоряжаться своими способностями к труду, вы­бирать род деятельности и профессию, а также запрет принудитель­ного труда. Таким образом, свобода труда проявляется в потенциаль­ной возможности трудоустройства гражданина и выбора им сферы приложения своих трудовых способностей. Однако действующая Конституция России не гарантирует само трудоустройство челове­ка. Государство лишь обеспечивает содействие в трудоустройстве, а также принимает меры по защите от безработицы.

Российское законодательство в широком смысле предусматри­вает две формы трудоустройства граждан — работа по трудовому договору и работа по договору гражданско-правового характера. Гарантии трудовых прав работнику предоставляются, прежде всего, при работе на основе трудового договора.

Трудовое законодательство предусматривает, что в тех случаях, когда договором гражданско-правового характера фактически регу­лируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права (статья 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Одной из гарантий реализации трудовых прав граждан вы­ступает запрет необоснованного отказа в заключении трудового договора, предусматривающий, что какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в за­висимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, про­исхождения, имущественного, социального и должностного поло­жения, возраста, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, запрещается.

По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письмен­ной форме. При этом отказ может быть обжалован в судебном порядке.

Конституционной гаранти­ей трудовых прав граждан является правило о том, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих тре­бованиям безопасности и ги­гиены, а также на вознаграж­дение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты труда.

Необходимо отметить, что заработная плата — это вознагражде­ние за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, ко­личества, качества и условий выполняемой работы, а также компенса­ционные выплаты и стимулирующие выплаты.

К числу одной из основных государственных гарантий по оплате труда работников относится обязательная величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (с 1 июня 2011 года ми­нимальный размер оплаты труда составляет 4611 рублей в месяц).

В целях защиты своих прав работники наделяются правом на ин­дивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, вклю­чая право на забастовку.

Неотъемлемым элементом свободы труда является право на от­дых, являющееся важным социальным благом, необходимым услови­ем жизнедеятельности человека. Право на отдых возникает с момента заключения трудового договора и состоит в ограничении продолжи­тельности рабочего времени. Рабочая неделя у рабочих и служащих не может превышать 40 часов. Всем трудящимся гарантированы дни еженедельного отдыха, выходные и праздничные дни, отпуск пред­ставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней, имеются отпуска для отдельных категорий работников большей продолжительности.

Основные законодательные акты:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации.

Право на труд относится к конституционным правам

Право на труд относится к социально-экономическим правам человека, оно принадлежит ему с рождения и неотчуждаемо в течение жизни. Такие гарантии установлены ст. 17 Конституции РФ.

По общим правилам высшую юридическую силу имеют международные акты, принятые и ратифицированные государством. В сфере трудового права такими актами являются конвенции МОТ. В нашей стране действуют 60 таких конвенций.

Определение, что значит право на труд, данное в Конституции, дублирует содержание упомянутых конвенций.

Например, согласно Конвенции от 25.06.1958 № 111 каждая страна — член МОТ должна искоренять дискриминацию в области труда. И тут же п. 3 ст. 37 Конституции РФ: «Каждый имеет право на труд в условиях без какой бы то ни было дискриминации».

Другие акты трудового законодательства закрепляют указанные гарантии. На примере той же дискриминации:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • в ст. 3 Трудового кодекса РФ установлен прямой запрет на ограничение трудовых прав в зависимости от пола, расы, языка и т. д.;
  • ст. 5.62 КоАП предусмотрено наказание за нарушение прав человека в зависимости от его пола, расы;
  • ст. 5.42 КоАП — наказание за дискриминацию по причине инвалидности лица и т. п.

Таким образом, право на труд не просто конституционное, а международное. Оно признается и гарантируется во всем мире.

Что значит (включает в себя) право на свободу труда

Рассмотрим, что включает в себя право на труд согласно ст. 37 Конституции РФ и в чем оно фактически выражается:

  1. Свобода выбора занятий, деятельности, профессии. Это право также подразумевает, что человек не обязательно должен работать — к административной и уголовной ответственности за тунеядство его не привлекут.
  2. Труд в условиях безопасности и гигиены. Бесчисленное количество норм и стандартов установлено в отношении каждого вида деятельности: требования по пожарной, технической, санитарной и другим видам безопасности. За несоблюдение этих требований установлена ответственность.
  3. Оплата труда в размере не меньше установленного МРОТ.
  4. Защита от безработицы. Выражается в создании органа, способствующего в трудоустройстве, защите работников от незаконного увольнения, выплате пособия и т. д.
  5. Выражение своего несогласия в виде спора и забастовки. В ТК РФ подробно регламентирована процедура разрешения трудовых споров.
  6. Отдых от работы (выходные, отпуска). В ТК РФ установлены нормы рабочего времени, порядок предоставления отпусков и т. д.

Согласно Конвенции МОТ от 28.06.1930 № 29 и п. 2 ст. 37 Конституции РФ запрещается принуждать к труду. К этому не относятся ситуации воинской службы, меры наказания, назначенной судом, работы в условиях ЧС.

Каждый имеет право на труд или есть ограничения

Право на свободу труда может быть ограничено по решению суда. Такое ограничение выражается в виде дисквалификации — запрета на осуществление:

  • организационных или административных функций в организации;
  • полномочий члена совета директоров;
  • предпринимательской деятельности по управлению организацией.

Эта мера применяется при совершении правонарушения одного из девяти видов, перечисленных в КоАП:

Дисквалификация может назначаться на срок от полугода до 3 лет.

Кроме дисквалификации есть специальные ограничения, установленные государством в связи с угрозой здоровью людей.

Например, запрещается применять труд женщин на тяжелых работах, перечисленных в перечне, утв. постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 162. Эта мера обусловлена особой заботой государства о здоровье женщин как слабого пола.

Иные виды ограничений в свободе труда, кроме прямо предусмотренных законом, не допускаются, то есть ограничения, например, на занятость по совместительству у другого работодателя нельзя включать в трудовой договор (см., например, решение Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 11.07.2016 № 12-1421/2016).

21. Mishin AA Constitutional (state) law of foreign countries: Tutorial. M. White Alva, 1996

22. Naumov MF After hours as the object of legal regulation. Dis. … Kand.yur.nauk., 1978

23. The new constitution of the CIS and Baltic states. Collection of documents. M. Manuskrip, 1997

24. Nudnenko LA Constitutional rights and freedoms in Russia: the manual. SPb.: Izd Aslanova «Press Law Center», 2009

25. The general theory of human rights. Moscow: Norma, 1966

26. Osnovin VS The norms of the Soviet state law. Moscow, 1963

27. Pasherstnik AE Right to Work: Stories of Soviet law. Moscow: USSR Academy of Sciences, 1951

28. Prudenskii GA Problems of the working and non-working time. Moscow: Nauka, 1972

29. Rasulov MB Individual employment agreement (contract) in the existing labor law in Azerbaijan. Baku: Qanun, 1998

30. Russian Sociological Encyclopedia / Ed. Ed. Academician G.V.Osipova. Moscow: Norma, 1998

31. Snigireva IO Working hours and rest periods. Comment Labor: a training manual. M.: Prospect, 2000

32. Modern Dictionary of Economics. Moscow: INFRA-M, 1997

33. Tikhomirov, L., M. Tikhomirov Legal Encyclopedia / Under red.M.Yu.Tihomirova. Moscow: Publishing House of M. Tikhomirov, 2008

35. Shakhrai SM, AA Klishas The constitutional law of the Russian Federation. Moscow: OLMA Media Group, 2010

Рецензия

на научную статью Байрамовой Айгюнь Асифовны «Право на отдых: его социальная и юридическая природа, и функциональная роль».

Проведенное автором исследование выполнено по достаточно актуальной на сегоднящний день проблеме, так как ранее данная проблема комплексно не изучалась.

Проведенное ААБайрамовой исследование содержит целый ряд идей, научную новизну и имеет большое теоретическое и практическое значение. Материал статьи изложен в логической последовательности, она читается легко и с интересом. Многие положения этой статьи обладают новизной подходов и решений. Как любая научная статья, она содержит проблемные и дискуссионные положения. Наряду с этим, статья дает основание для новых и возобновления прежних научных дискуссий по проблемам теории трудового права.

Автором аргументированно утвеждается, что право на труд, безуссловно, следует относить к блоку экономических прав, а право на отдых — к блоку социальных прав.

Кроме этого, автор, проанализировав взгляды и различные точки зрения ученых-специалистов в области Конституционного права, справедливо полагает, что абсолютно правомерно выделение в самостоятельную группу или самостоятельный блок систему социальных прав, которыми наделяет каждое государство своих граждан.

Представляется, что исследуемые вопросы и выводы, изложенные в настоящей статье, могут предоставлять достаточный интерес для исследователей как трудового права, так и конституционного права.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья Байрамовой Айгюнь Асифовны в полной мере отвечает требованиям, предлявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию в ведущих научных журналах.

Научный руководитель: Заведующий кафедрой трудового и экологического права юридического факультета Бакинского Государственного Университета, доктор юридических наук, профессор Касумов Алыш Мамиш оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *