Права полиции

Решение Верховного Суда РФ от 27.10.2015 N АКПИ15-979

С.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца третьего пункта 23 Административного регламента в части, устанавливающей предписание сотрудникам ГИБДД применять меры административного воздействия в случае невыполнения водителем транспортного средства пункта 2.1.1 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила), ссылаясь на его противоречие статье 12.3 ив целом главе 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), абзацу второму пункта 3 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ), пункту 2 части 1 статьи 27 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» (далее — Федеральный закон о полиции), статьям 12, 14 и 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также принципу правовой определенности.

Определение Конституционного Суда РФ от 19.07.2016 N 1729-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вагапова Ришата Ринатовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 286 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также статьей 57 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции» содержит обращенные к сотрудникам органов внутренних дел требования как при осуществлении предоставленных полномочий, так и за рамками служебной деятельности соблюдать и уважать права и свободы человека и гражданина, пресекать любые действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание (части 1 и 3 статьи 5), не подстрекать, не склонять и не побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий (часть 3 статьи 6), воздерживаться как в служебное, так и во внеслужебное время от любых действий, которые могут вызвать сомнение в их беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (часть 4 статьи 7), стремиться обеспечивать общественное доверие к деятельности полиции и ее поддержку гражданами (часть 1 статьи 9). Кроме того, в части 2 статьи 27 данного Федерального закона указаны обязанности, подлежащие выполнению сотрудниками полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток.

Приказ МВД России от 13.08.2012 N 780 (ред. от 22.12.2014) О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденный приказом МВД России от 2 марта 2009 г. N 185

«<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции».».

5.6. Абзац пятый изложить в следующей редакции:

«Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции»<3>.».

Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 10 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и статьи 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции» в связи с жалобами граждан Л.Н. Кондратьевой и А.Н. Мумолина»

Правила поведения государственных служащих, вводящие с целью организации эффективного государственного управления, обеспечения единой государственной политики и стабильного функционирования государственного аппарата ряд запретов, связанных с прохождением государственной службы, закрепляются в федеральных законах, устанавливающих особенности соответствующего вида государственной службы. Соблюдение установленных федеральным законодательством ограничений и запретов — одна из основных обязанностей государственного служащего (пункт 11 части 1 статьи 15, пункт 6 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», статья 20.1 Закона Российской Федерации «О милиции», пункт 12 части 1 статьи 27 Федерального закона «О полиции»), а их нарушение является основанием для увольнения с государственной службы.

Приказ МВД России от 02.03.2009 N 185 (ред. от 22.12.2014) Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

<1> Часть 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции».

Сотрудники полиции для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право использовать транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и гражданам, в случаях и порядке, установленных Федеральным законом «О полиции» <2>.

Определение Конституционного Суда РФ от 22.11.2012 N 2224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зотова Максима Павловича на нарушение его конституционных прав частью 1 статьи 19.3 и частью 1 статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

2.1. Федеральный закон от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ «О полиции», определяя в качестве предназначения полиции защиту жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрану общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности (часть 1 статьи 1), возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).

Министерство внутренних дел разработало проект кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел. Текст опубликован 27 апреля и проходит стадию общественного обсуждения до 11 мая. Предыдущий кодекс этики был утвержден приказом МВД от 24 декабря 2008 года, но утратил силу в 2013-м. С тех пор сотрудники полиции подпадали под действие типового кодекса этики и служебного поведения государственных и муниципальных служащих от 23 декабря 2010 года.

Законодательство МВД обнародовало этический кодекс для полицейских

Разработка нового проекта объясняется «необходимостью определить этические нормы и требования к служебному поведению сотрудников органов внутренних дел, помимо требований в ч. 1-3 ст. 13 закона о службе», говорится в пояснительной записке. Нормы закона предписывают помнить о важности прав и свобод человека и гражданина, соблюдать честность, тактичность и беспристрастность, и т.д.

Новый проект кодекса этики развивает эти и другие принципы. По сравнению с документом 2008 года он гораздо менее пафосный и декларативный, зато более конкретный и информативный. Вместо фраз о высоком служении идеалам – простые и четкие инструкции, как себя вести. Выделили важное и интересное.

Общие принципы:

  • Признавать приоритет государственных и служебных интересов над личными;
  • Служить примером правосознания и законопослушности
  • Выражать мысли грамотно, соблюдать культуру речи;
  • Быть нетерпимым к нарушениям законности и дисциплины.

Приоритет государственных и служебных интересов над личными – это реальность для тех, кто устраивается на работу в органы, ведь переработки – это норма, комментирует Ева Тимофеева из ССП-Консалт ССП-Консалт Региональный рейтинг группа Трудовое и миграционное право группа Арбитражное судопроизводство группа Банкротство Профайл компании × .

Как общаться с правонарушителем:

  • Разъяснять нарушителю, что он ведет себя неправомерно, без нравоучений, убедительно и ясно.
  • Сохранять выдержку и спокойствие, в том числе, если правонарушитель провоцирует конфликтную ситуацию.
  • Воздерживаться от жестких действий и резких высказываний по отношению к нарушителю в «присутствии детей, женщин, людей преклонного возраста».

При проведении оперативно-розыскных мероприятий:

  • При проведении осмотра, обыска, выемки не допускать небрежного отношения к предметам и личным вещам, которые имеют значимость или ценность для граждан.
  • Стремиться свести к минимуму моральный вред при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
  • На допросе проявлять «сочувствие к потерпевшему, непредвзятость к правонарушителю, уважение к личности допрашиваемого».

Требования к руководителям (начальникам):

  • Уважать личное достоинство подчиненных, их право на личное мнение;
  • Равномерно распределять служебную нагрузку;
  • Вникать в нужды и проблемы подчиненных, обеспечивать социальную и правовую помощь.

Требования к внешнему виду:

  • Опрятная, аккуратная, отглаженная форменная одежда, которую надо носить в соответствии с требованиями;
  • Если сотрудник работает «в гражданском» — это должен быть костюм (платье) и обувь «строгого делового стиля» и неяркого цвета;
  • Сотрудницам нужно соблюдать «скромность и разумную достаточность» в том, что касается косметики и украшений.
  • Сотрудники должны быть всегда подстрижены и выбриты, а если есть усы и борода – надо следить за их аккуратным видом.

Борода и усы раньше были запрещены при службе в органах, отмечает Тимофеева. А оперативные сотрудники их никогда не носят. Это бросается в глаза, а служба часто подразумевает скрытый характер действий, рассказывает Тимофеева.

Правила поведения в интернете

  • Нельзя публично размещать высказываний, суждений и оценок в отношении госорганов, должностных лиц, политических партий, и т.д., если это не входит в должностные обязанности сотрудника.
  • Не рекомендуется размещать на личных страницах, в соцсетях информацию, в том числе фото и видео, которая поможет определить персональные данные сотрудника, принадлежность к органам внутренних дел (если это не связано с выполнением служебных обязанностей), а также «информацию, которая может вызвать негативную реакцию в обществе».

Получается, что запрещено размещать фотографии в форменной одежде, комментирует председатель МКА «Каневский, Чургулия и партнеры» Герман Каневский.

Оценка экспертов

Главная задача подобного документа – это формализовать требования, чтобы разграничить поведение сотрудника: какое образует состав дисциплинарного проступка, а какое просто предосудительно, объясняет Каневский. Проект отличается от действующих кодексов для судей или адвокатов тем, что утверждается не профессиональным сообществом, а нормативным актом министра внутренних дел, отмечает он.

С практической точки зрения кодекс, если будет принят, сможет выступить средством дополнительного общественного контроля, считает Каневский. Знать его положения будет полезно тем, кто по работе или в жизни сталкивается – или может столкнуться – с некорректным поведением сотрудников полиции, полагает заведующий бюро адвокатов Бюро адвокатов «Де-юре» Бюро адвокатов «Де-юре» Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Страховое право группа Семейное/Наследственное право группа Уголовное право группа Коммерческая недвижимость/Строительство 12 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 17 место По количеству юристов 19 место По выручке Профайл компании × Никита Филиппов. «Неплохо знать, что сотрудник полиции должен проявлять уважение к допрашиваемому, быть нетерпимым к нарушениям законности и служебной дисциплины», — отмечает Филиппов.

В этом сюжете

  • Полиции дадут право предостерегать: мнения юристов 2 июля, 18:42
  • Путин потребовал от МВД реагировать на произвол полицейских 26 февраля, 14:56
  • Наезд на полицейского: правильная квалификация преступления 14 января, 9:44

В то же время, по сравнению с предыдущим кодексом 2008 года исчезли положения, которые направлены на предупреждение коррупции. Также не говорится о конфликте интересов, получении необоснованной выгоды и так далее, отмечает Каневский. .

Нарушение положений кодекса может быть дополнительным аргументом при оспаривании действий или бездействия сотрудника органов внутренних дел, в том числе и в судебном порядке, рассуждает партнер АБ Адвокатское бюро «ЗКС» Адвокатское бюро «ЗКС» Федеральный рейтинг группа Уголовное право 49 место По выручке Профайл компании × Дарья Шульгина. «Например, это касается дополнительных требований при проведении следственных действий», — поясняет адвокат. Но доказать хамство при задержании или допросе будет сложно, потому что суды крайне неохотно принимают и изучают аудио- и видеозаписи, добавляет заместитель управляющего партнера АБ Гестион Гестион Региональный рейтинг группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции 16-17 место По количеству юристов 19 место По выручке × Антон Гришко.

Адвокат обращает внимание, что в адвокатуре есть дисциплинарные комитеты, список нарушений и наказаний, а здесь этого нет. Действительно, в документе ничего не говорится о механизме привлечения к ответственности за нарушения. «Это будет очередной «мертвый» нормативный акт», — предсказывает Гришко. С этим согласна Шульгина, которая оценивает большинство норм как слишком абстрактные. «Реально кодекс будет использоваться только в возбужденных делах против полицейских», — констатирует она.

  • Правоохранительные органы

Статья 12. Обязанности полиции

1. На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует, и сообщать близкому родственнику (родственнику) или близкому лицу пострадавшего сведения об оказании первой помощи или о направлении в медицинскую организацию при наличии сведений об этом в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента оказания первой помощи или направления в медицинскую организацию;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; лиц, в отношении которых установлен административный надзор, не прибывших к месту его осуществления либо самовольно оставивших его; осуществлять розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, самовольно оставивших специальные учреждения, предназначенные для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации или депортации, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, либо иностранных граждан и лиц без гражданства, принятых Российской Федерацией от иностранного государства в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, но не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, в случае подачи административного искового заявления территориальным органом;

13) в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, оказывать содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок; в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка при введении режима особых условий в исправительном учреждении в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; информировать администрацию исправительного учреждения о продлении срока возвращения осужденного в исправительное учреждение, если такое продление осуществлялось в соответствии со статьей 97 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации;

14) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста; конвоировать содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий; исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

15) принимать меры по идентификации лиц, которые по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не могут сообщить сведения о себе, а также меры по идентификации неопознанных трупов;

16) принимать в соответствии с федеральным законом меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение экстремистской деятельности общественных объединений, религиозных и иных организаций, граждан;

17) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан;

18) проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;

19) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также за соблюдением специализированными организациями установленных требований к ним и за деятельностью специализированных организаций, связанной с участием в государственной регистрации транспортных средств, за деятельностью изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств; регулировать дорожное движение; оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии; осуществлять государственный учет основных показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; осуществлять государственную регистрацию транспортных средств; выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске автомототранспортных средств к перевозке опасных грузов; осуществлять по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты крупногабаритных транспортных средств, а в установленных законодательством Российской Федерации случаях — тяжеловесных транспортных средств;

20) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

21) участвовать в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; в местностях, в которых отсутствуют подразделения территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, изымать оружие, принадлежавшее умершему собственнику; уничтожать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам;

22) проводить по направлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, контрольный отстрел из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом, за исключением вновь изготовленного оружия перед его реализацией; осуществлять в установленном порядке прием и хранение изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ; осуществлять прием, хранение и уничтожение изъятых, добровольно сданных и найденных наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

23) утратил силу с 1 января 2018 года. — Федеральный закон от 05.12.2017 N 391-ФЗ;

24) при поступлении запроса от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, предоставлять информацию в целях вынесения заключения о невозможности допуска к осуществлению частной охранной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности или заключения о невозможности допуска к осуществлению частной детективной деятельности в связи с повышенной опасностью нарушения прав и свобод граждан, возникновением угрозы общественной безопасности;

25) обеспечивать во взаимодействии с органами федеральной службы безопасности в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, охрану дипломатических представительств, консульских учреждений, иных официальных представительств иностранных государств, представительств международных организаций, если такая охрана предусмотрена международными договорами Российской Федерации;

26) осуществлять контроль (надзор) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;

27) проводить в соответствии с федеральным законом государственную дактилоскопическую регистрацию и государственную геномную регистрацию;

28) осуществлять в соответствии с федеральным законом государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

29) участвовать в обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;

30) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в осуществлении контроля за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;

31) принимать в соответствии с федеральным законом меры по пресечению в ходе избирательных кампаний, при подготовке и проведении референдумов противоречащей закону предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, информировать избирательные комиссии, комиссии референдума о фактах выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах; предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц, являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации, кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатами на выборные должности местного самоуправления; осуществлять охрану помещений, где хранятся бюллетени для голосования на выборах, референдумах; участвовать в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в помещениях для голосования и на территориях вокруг них; оказывать по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума иное содействие в целях обеспечения беспрепятственного осуществления этими комиссиями полномочий, возложенных на них федеральным законом;

32) выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;

33) осуществлять контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, транзитного проезда через территорию Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников;

34) направлять материалы в налоговый орган и (или) территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации для принятия по ним решения при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных законодательством Российской Федерации к полномочиям налоговых органов либо территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств, а также передавать сведения в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

35) оказывать содействие органам здравоохранения в доставлении в медицинские организации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечивать медицинским работникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра;

36) оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность; информировать высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории;

37) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

38) обеспечивать сохранность найденных и сданных в полицию документов, вещей, кладов, ценностей и другого имущества, их возврат законным владельцам либо передачу в соответствующие государственные или муниципальные органы;

39) предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или неснятой судимости, если для предоставления государственной или муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления;

40) обеспечить создание и ведение единой автоматизированной информационной системы технического осмотра;

41) оказывать содействие сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, при осуществлении розыска гражданина — ответчика по гражданскому делу, а также должника, имущества должника или розыска ребенка по исполнительным документам;

41.1) обеспечить создание и ведение реестра специализированных организаций, участвующих в государственной регистрации транспортных средств, и реестра изготовителей государственных регистрационных знаков транспортных средств;

42) утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 227-ФЗ;

43) осуществлять контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

44) осуществлять выдачу разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах;

45) обеспечивать предоставление в пределах компетенции первичных статистических данных в органы прокуратуры Российской Федерации для осуществления государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации».

2. Иные обязанности могут быть возложены на полицию только путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.

3. Порядок выполнения возложенных на полицию обязанностей, если он не является предметом регулирования федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

право и общество

Law and Society

УДК 342.9 © В. В. Головко, К. В. Нарышкин, 2019

Правовой статус сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы развития

Права сотрудника органа внутренних дел, являясь частью его правового положения (статуса), закреплены в главе 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3, которая по ряду положений нуждается в корректировке. Предложены уточнения в части обязательности российского гражданства для службы в органах внутренних дел, защиты персональных данных, а также некоторых прав, которые, по мнению авторов, являются обязанностями сотрудника. Предложено исключить смысловые повторы, дифференцировать материальное вознаграждение и стимулирующие выплаты.

Ключевые слова: органы внутренних дел; правовой статус; служба.

Legal Status of a Law Enforcement Officer of the Russian Federation: Problems and Prospects of Development

Keywords: law enforcement agencies; legal status; service.

Вопросы формирования и совершенствования административно-правового статуса сотрудника органов внутренних дел традиционно привлекают внимание не только самих сотрудников, законодателя и исследователей, но и гражданское общество. Чем полнее гарантированы государством права и чем совершеннее механизм исполнения сотрудником своих обязанностей, тем выше и его статус . Таким обра-

зом, статус рассматривается как определенные законом и необходимые для исполнения служебных обязанностей правовые возможности сотрудника ОВД как представителя власти.

Определяя правовой статус сотрудника ОВД, законодатель включил в него основные права и обязанности сотрудника ОВД, его правосубъектность, ответственность. Правовой статус сотрудника бази-

руется на общих принципах службы в ОВД: законности, единоначалия и субординации (подчиненности); равного доступа к службе в ОВД и равных возможностей продвижения по службе в зависимости от профессиональных, деловых и личных качеств сотрудника; обязательного регламентированного профессионального отбора; взаимосвязи обязанностей, ограничений и запретов, ответственности и социальных гарантий; особых требований к профессиональной квалификации, состоянию здоровья и распорядку работы; предотвращению конфликтов интересов и устранению коррупционных рисков.

Правовое положение (статус) сотрудника ОВД определяется главой 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ 1 (далее — Закон о службе), в соответствии с п. 1 ст. 10 которого сотрудником ОВД считается гражданин, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в ОВД в различных должностях и которому в установленном Законом порядке присвоено специальное звание.

Обратим внимание на отсутствие указания на российское гражданство, из чего следует, что сотрудником ОВД может быть гражданин любого государства и не может быть лишь лицо без гражданства. Перечень таких государств формально ограничен в соответствии со ст. 9 Алма-Атинского соглашения, в соответствии с которым возможен переход сотрудников на службу в ОВД других стран-участников соглашения, даже с сохранением стажа, специальных званий, оплаты труда, льгот и пенсий 2. Отметим, что практика такого перехода минимальна.

В пункте 1 ст. 10 Закона о службе представляется излишним двукратное упоминание должностей рядового или начальствующего состава. Гражданин приобретает статус сотрудника ОВД на любой должности, поэтому вариативность, присутствующая в законе, не обязательна. Более лаконично и без потери смысла пункт 1 мог бы выглядеть так: «1. Сотрудник органов внутренних дел — гражданин Российской Федерации, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание».

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о службе сотрудник ОВД «может проходить службу» в ОВД в перечисленных в статье случаях: 1) при зачислении в распоряжение федерального органа исполни-

тельной власти в сфере внутренних дел; 2) при зачислении в распоряжение территориального органа, подразделения; 3) при прикомандировании (ст. 32). В последнем варианте сотрудник не замещает должность в ОВД. В данном случае нет ясности с глаголом «может»: непонятно, обязан ли сотрудник проходить службу или это его право. Употребление конструкции «может проходить» создает неопределенность, которую следовало бы устранить, указав на то, что сотрудник «проходит» службу.

Представляется, что положения ст. 3 Закона о службе находятся не на своем месте. Очевидно, что конституирование правового статуса сотрудника ОВД, а именно указание на то, что он определяется данным Законом и иными федеральными законами, регулирующими особенности прохождения службы в ОВД, должно быть в ст. 1, где содержится основа правового статуса, после которой следовало бы дать его определение.

Вызывает вопросы и п. 4 ст. 10 Закона о службе, в соответствии с которым сотруднику ОВД выдаются служебное удостоверение и жетон с личным номером. Статья названа «Сотрудник ОВД», но речь в п. 4 идет не о сотруднике, а о его служебных документах, которые не определяют, а лишь удостоверяют его статус. Не случайно Закон не определяет образец удостоверения и жетона сотрудника ОВД, отсылая к полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Задачи ОВД корреспондируют их сотрудникам определенные права и возлагают обязанности. При этом важнейшей составной частью статуса сотрудника ОВД являются его права. Федеральное законодательство, прежде всего ст. 11 Закона о службе, предоставляет их перечень. Так, в соответствии с п. 1 ст. 11 сотрудник ОВД как работник имеет право на надлежащие условия выполнения своих служебных обязанностей, а также на профессиональное развитие. Пункт сформулирован не вполне корректно. Понятно, что законодатель стремился обеспечить сотруднику ОВД, как и всякому работнику (ст. ст. 163, 219 ТК РФ), соответствующее нормам надлежащее рабочее место, однако сотрудник ОВД нередко исполняет свои обязанности в экстремальных условиях, с риском для здоровья и жизни, в условиях, которые «надлежащими» не назовешь и которые государство обеспечить не может.

Сложно согласиться с формулировкой п. 2 ст. 11, где Закон предусматривает право сотрудника ОВД

1 О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЭ (ред. от 01.07.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью. Алма-Ата, 24 апреля 1992 г. // Сборник международных соглашений МВД Российской Федерации. М., 1996.

на ознакомление с должностным регламентом (инструкцией) и прочими документами, определяющими его права и обязанности по должности. Полагаем, что ознакомление с указанными документами есть не право, а обязанность сотрудника, без исполнения которой он не может быть допущен к службе.

Сотрудник ОВД имеет право знакомиться не только с должностным регламентом или инструкцией и всеми прочими документами, определяющими его права и обязанности по должности, но и с критериями оценки эффективности его деятельности, исполнения служебных обязанностей, а также показателями своей результативности по службе и условиями карьерного роста (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о службе). При этом частота, время и условия такого ознакомления не лимитируются.

Если в указанных документах нет критериев эффективности (качества) исполнения служебных обязанностей, к сотруднику не могут предъявляться претензии о ненадлежащем либо неэффективном исполнении служебных обязанностей. Отсутствие четких формализованных показателей результативности и их количественных критериев не позволяет нанимателю, т. е. ОВД, мотивировать дисциплинарное взыскание слабыми результатами служебной деятельности. В данном случае сотрудник вправе знать, как и по каким критериям его оценивают и принимают решения, связанные с его службой. В этом смысле указанные критерии можно считать вспомогательным элементом правового статуса сотрудника ОВД.

Как и любой работник, сотрудник ОВД имеет право на отдых (п. 2 ст. 11 Закона о службе, где сделана отсылка к законодательству РФ), а также на денежное довольствие, определенное как основное средство материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей. Здесь усматривается явное противоречие. С одной стороны, речь идет о довольствии, которое выполняет функцию материального обеспечения, так как иного дохода у сотрудника ОВД быть не может. С другой стороны, то же довольствие, а не премии, доплаты и иные аналогичные формы поощрения, законодатель считает и средством стимулирования. Мы исходим из того, что довольствие обеспечивает базовый, гарантированный уровень материального обеспечения, тогда как стимулирование обеспечивается уже сверх того, возможно, и не в денежном эквиваленте.

Право сотрудника ОВД на получение информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, закреплено в п. 5 ст. 11 Закона о службе. Право на внесение предложений о совершенствовании деятельности ОВД представляется важным, но закреплено в Законе оно, на наш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

взгляд, непоследовательно. Очевидно, что сотрудник будет вносить предложение о совершенствовании по какой-либо нерешенной проблеме или по неудовлетворительному положению на определенном участке работы. Такое предложение всегда будет предварять критика (анализ, констатация) существующего (неудовлетворительного) положения, за что сотрудник может пострадать.

Таким образом, данное право следовало бы, во-первых, дополнить положением о защите сотрудника, высказавшего критические замечания и предложения (с учетом требований ст. ст. 13 и 59 Закона о службе); во-вторых, выделить в отдельный пункт, а возможно и статью, где сделать отсылку к нормативным актам, регламентирующим внесение такого рода предложений.

Сотрудник ОВД в соответствии с п. 6 ст. 11 Закона о службе имеет право доступа в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и прочую охраняемую законом тайну, когда «выполнение служебных обязанностей связано с использованием таких сведений», что представляется не вполне корректным. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» само участие сотрудников ОВД в оперативно-розыскных мероприятиях (не говоря уже о полученных ими сведениях, фактах, предметах, документах и пр.) является государственной тайной. При этом сотрудники ОВД не используют таких сведений, а получают их (добывают). Таким образом, право доступа должно быть расширено и не ограничиваться лишь использованием. Кроме того, принимая во внимание дополнение в 2012 г. УК РФ ст. 2831, в Закон о службе целесообразно включить запрет на распространение указанных сведений.

Сотрудник ОВД имеет право на доступ в установленном порядке и в связи с исполнением служебных обязанностей в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации.

Также сотрудник ОВД вправе знакомиться (п. 8 ст. 11 Закона о службе) с отзывами о его служебной деятельности, документами, до внесения их в личное дело сотрудника, с материалами личного дела. Сотрудник вправе приобщать к своему личному делу письменные объяснения и прочие документы и материалы. Не вполне конкретизировано в Законе право сотрудника на защиту своих персональных данных (п. 9 ст. 11). Отсылки на соответствующее федеральное законодательство нет. Здесь следует учитывать, что сотрудник физически не может защитить свои персональные данные, так как их носители (документы) хранятся у работодателя и такая защита обеспечивается прежде всего им.

Сотрудник ОВД имеет право на продвижение по службе в ОВД по критериям: 1) результатов служеб-

ной деятельности; 2) служебного стажа; 3) квалификации; 4) профессионального образования. Обратим внимание, что в данном случае применяется принцип выслуги, т. е. продвижения по практически достигнутым результатам в совокупности с определенным стажем работы. При этом параметры квалификации и профессионального образования разъединены. Закон не содержит указания на запрет какой-либо дискриминации, как это сделано в законодательстве большинства европейских стран.

Сотрудник ОВД имеет право на профессиональное обучение, получение дополнительного профессионального образования. Сотрудник ОВД имеет право на рассмотрение служебного спора, право инициировать служебную проверку, обращаться к вышестоящим должностным лицам, а также вышестоящие органы либо суд в целях защиты своих прав и законных интересов, а также для разрешения споров, связанных с прохождением службы. Для реализации указанных прав сотруднику необходимо иметь информацию. Речь идет о праве на ознакомление с материалами своего личного дела (п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о службе). В то же время такое право формально есть лишь у сотрудников полиции, тогда как сотрудники юстиции и внутренней службы его не имеют, что противоречит нормам ст. 24 Конституции РФ и нормам ТК РФ.

Сотрудник ОВД имеет право на обязательное государственное страхование жизни и здоровья; на их государственную защиту, равно как и страхование жизни и здоровья членов его семьи и имущества; на государственное пенсионное обеспечение и медицинское обеспечение; на обеспечение жильем; на надлежащие организационно-технические и санитарно-гигиенические условия службы, принимая во внимание особенности службы в ОВД.

Также сотрудник вправе создать и (или) участвовать в неполитических общественных объединениях в свободное от службы время, когда это не порождает конфликта интересов. Кроме того, он вправе безвозмездно участвовать в управлении общественными и государственными организациями, действу-

ющими в сфере военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта.

Закон обязывает сотрудника ОВД сообщить непосредственному начальнику о любой личной заинтересованности, способной при исполнении служебных обязанностей породить конфликт интересов (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о службе). В то же время ни в Законе, ни в подзаконных актах нет формы и срока подобного сообщения, что существенно затрудняет возможность привлечения сотрудника к ответственности за невыполнение этой обязанности. Такой же является ситуация с обязанностью уведомления прямого начальника, прокуратуры и иных государственных органов (Закон не определяет, каких) об обращениях лиц, склоняющих к совершению коррупционного правонарушения. Полагаем, в данном случае это должно оформляться рапортом на имя непосредственного начальника.

В отличие от других видов государственной службы, сотрудник ОВД имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, когда это предусмотрено Федеральным законом «О полиции». Соответственно, сотрудник ОВД вправе носить и хранить огнестрельное оружие и (или) специальные средства.

В современных условиях особое внимание приковано к реализации ряда гражданских прав сотрудников ОВД. В частности, это гарантированное ч. 2 ст. 27 Конституции РФ право на свободный выезд и въезд в Российскую Федерацию. Для сотрудников ОВД данное право ограничено сначала разрешительным порядком выезда (с разрешения руководства ОВД), в настоящее время — за границу государств, не рекомендованных для выезда сотрудников ОВД. Сложившиеся правоотношения, как обоснованно указывает Б. Ц. Жалсанов, требуют правового регулирования, а именно — закрепления порядка выезда сотрудников ОВД . Такого рода ограничения могут быть закреплены в Федеральном законе «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и в Законе о службе.

Список литературы

2. Жалсанов Б. Ц. Право сотрудников органов внутренних дел на выезд за пределы Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 12.

Глава МВД Владимир Колокольцев отменил ведомственный приказ, содержащий запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции. Тем не менее снимать в отделениях полиции по-прежнему нельзя, уточняют в министерстве,— запрет содержится в других актах. Об отмене приказа стало известно в ходе рассмотрения в Верховном суде иска блогера, который был осужден за видеосъемку полицейской парковки.

Отмена инструкции МВД, содержащей запрет на фото- и видеосъемку в отделениях полиции, не означает, что министерство разрешило съемку, пояснили «Ъ» в МВД РФ. Как стало известно вчера, глава МВД Владимир Колокольцев 10 февраля 2017 года отменил приказ от 11 января 2013 года N11дсп (для служебного пользования), утверждающий «типовую инструкцию о пропускном режиме на объектах МВД». Пункт 30 содержал запрет съемки в отделениях полиции без разрешения должностного лица. «Это плановая переработка ведомственных актов в связи с выходом из состава системы МВД внутренних войск»,— сообщили «Ъ» в пресс-центре МВД РФ.

Позицию министерства обнародовали вчера в Верховном суде представители договорно-правового департамента МВД. Они сослались на п. 25 ч. 1 ст. 13 закона «О полиции», разрешающий полиции устанавливать на объектах пропускной и внутриобъектный режим в целях обеспечения безопасности, упомянули закон «О гостайне» и напомнили про Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения, в котором говорится, что подобная информация может быть разглашена только с разрешения должностного лица. «Таким образом, возможность проведения фото-, аудио- и видеозаписи в помещениях и на объектах органов внутренних дел с разрешения начальника территориального органа МВД РФ дополнительной регламентации не требует»,— заявили представители министерства.

ВС рассматривал иск блогера и гражданского активиста Яна Кателевского, который был осужден на административный арест в течение 22 суток за то, что снимал в апреле 2016 года автостоянку у ОВД. Осенью прошлого года адвокат блогера Ильнур Шарапов подал иск о признании незаконным соответствующего приказа МВД. «Оспариваемый акт не был официально опубликован, нет сведений о госрегистрации в Минюсте РФ»,— подчеркнул адвокат. Кроме того, пункт 30 инструкции не соответствует закону «О полиции», согласно которому ее деятельность является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит законодательству РФ. Первое заседание по иску состоялось 6 февраля этого года, а спустя четыре дня инструкция была отменена, отмечает руководитель межрегиональной правозащитной группы «Агора» Павел Чиков.

Представители МВД и прокурор ходатайствовали о прекращении дела, пояснив, что права истца не были нарушены. «Судья прекратил дело в связи с тем, что министр отменил свой приказ. Мы будем обжаловать решение, так как полагаем, что суд должен был рассмотреть законность этого приказа. Мой доверитель провел 22 суток в изоляторе, а судья посчитал, что его права нарушены не были»,— сообщил «Ъ» Ильнур Шарапов. Он пояснил, что Ян Кателевский — не единственный, кого суд признал виновным в незаконной съемке в полиции. В 2015 году был оштрафован житель Москвы Сергей Кудряшов, снимавший в одном из столичных отделений полицейских, которые отобрали у него велотележку с мороженым. «Приказ применялся также Свердловским районным судом Белгорода, Промышленным районным судом Смоленска, Московским городским судом, Белгородским областным судом»,— перечисляет господин Шарапов.

Анастасия Курилова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *