Права человека как отрасль международного права

В результате освоения данной главы студенты должны:

знать

  • • понятие основных принципов международного права;
  • • каталог основных принципов международного права;
  • • сущность основных принципов и современное значение основных принципов международного права;

уметь

  • • анализировать, толковать и правильно применять принципы международного права;
  • • видеть различие между принципами международного права;
  • • отличать основные принципы международного права от отраслевых принципов;

владеть навыками

  • • работы с принципами международного права;
  • • проведения аналитических исследований по теоретическим и практическим вопросам, связанных с применением принципов международного права;
  • • оценки соответствия внешнеполитических действий субъектов международного права основополагающим принципам международного права;
  • • анализа российского законодательства с точки зрения их соответствия принципам международного права.

Принцип суверенного равенства государств

Принципы международного права – это основополагающие, обязательные для всех участников международных отношений императивные (jus cogens) нормы международного права, которые представляют собой юридически закрепленные начата современного международного права, его фундамент.

Принципами международного права выражаются основополагающие идеи, цели, ключевые положения международного права. Они носят универсальный характер и являются критерием законности всех остальных международных норм. Нарушение принципов влечет международно-правовую ответственность.

Основные принципы международного права взаимосвязаны: нарушение одного положения влечет за собой несоблюдение других. Так, например, нарушение принципа территориальной целостности государства одновременно является нарушением принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела, неприменения силы и угрозы силой и т.д.

Соблюдение основных принципов международного права строго обязательно для всех участников международных отношений, так как любые попытки несоблюдения принципов международного права наносят урон сохранению и поддержанию цивилизованных отношений между государствами.

Основные принципы международного права закреплены в Уставе ООН от 26 июня 1945 г. Их содержание раскрыто в Декларации ООН о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.

Принцип суверенного равенства государств составляет основу современных международных отношений. Принцип нацелен на обеспечение суверенного равенства государств как субъектов международного права, на запрет вмешательства во внутренние дела друг друга, на взаимное уважение права другого государства в пределах своей территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств.

В классическом международном праве понятие суверенного равенства государств распространялось только на «цивилизованные государства», которые «были в праве не считаться с суверенитетом других государств, а его нарушение санкционировалось международным правом».

Как обязательная для всех государств мира норма поведения, обязывающая государства обеспечивать взаимное уважение юридического равенства всех государств (независимо от различий экономического, социального, политического характера), была закреплена лишь в современном международном праве. Пункт 1 ст. 2 Устава ООН предусматривает: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Согласно вышеуказанной Декларации о принципах международного права все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые права и обязанности и являются равноправными членами международного сообщества, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Каждое государство имеет равное право на обеспечение своей безопасности, обладает иммунитетом от юрисдикции другого государства.

Принцип суверенного равенства государств, закрепляя право каждого государства на национальную юрисдикцию, самостоятельность и независимость во внешних сношениях, предоставляет «слабым государствам» эффективный инструмент защиты от «сильных мира сего», отстаивать международно-правовыми средствами свои национальные интересы, самостоятельно выбирать партнеров по сотрудничеству.

  • Мартенс Ф. Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. 1. М., 1966 (по изд. 1904 г.).

Что такое права человека?

Права человека являются неотъемлемым достоянием всех людей, без какого бы то ни было различия на основании расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального или социального происхождения или любого иного аспекта. Права человека включают право на жизнь и свободу, свободу от рабства и пыток, свободу убеждений и их свободное выражение, право на труд и образование и многие другие. Этими правами должны обладать все люди, без какой-либо дискриминации.

Международное право в области прав человека

Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.

Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.

Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.

Всеобщая декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.

С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.

Экономические, социальные и культурные права

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году; по состоянию на октябрь 2016 года участниками Пакта являются 164 государства. Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:

  • право каждого на справедливые и благоприятные условия труда;
  • право каждого человека на социальное обеспечение, право на достаточный жизненный уровень и право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • право на образование, право на участие в культурной жизни и на пользование результатами научного прогресса.

Гражданские и политические права

Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. По состоянию на конец 2010 года его участниками являлись 167 государств. Второй факультативный протокол был принят в 1989 году.
Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и выступления в пользу расовой или религиозной ненависти.

Конвенции в области прав человека

Целый ряд международных договоров в области прав человека и других документов, принятых начиная с 1945 года, расширили нормы международного права в области прав человека. К ним относятся Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948 год), Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Конвенция о правах инвалидов (2006 год) и другие.

Совет по правам человека

Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.

Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах-членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств. УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны.

Верховный комиссар ООН по правам человека

Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.

Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.

Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.

Права человека и система ООН

Права человека являются сквозной темой всех программ и стратегий Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.

День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.

Ресурсы:

  • Положение с ратификацией 18 международных договоров в области прав человека
  • Показатели в области прав человека
  • База данных Универсального индекса по правам человека
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Жилина А.Е. 1 1 НГУ Ватикан как вспомогательная суверенная территория Святого Престола является самым маленьким государственно-подобным образованием в мире. История Святого Престола как старейшего субъекта международных правоотношений зародилась задолго до появления государственно-подобного образования Ватикан. Таким образом, необходимо разграничивать понятия «Ватикан» и «Святой Престол», и определять степень их взаимозависимости. Святой Престол, как центр Вселенской Католической Церкви, оказывает огромное влияние не только в вопросах религии, но и в международных правоотношениях с другими государствами и организациями. А Ватикан как суверенная территория центра Римской Католической Церкви полномочен в реализации вспомогательных сторон деятельности Святого Престола. Существует необходимость определения природы и особенностей правосубъектности Святого Престола в мире, а также, выделения отличительных черт механизма реализации международной деятельности. В настоящей статье рассматривается уникальный статус Святого Престола, как обладателя духовного суверенитета, закрепление которого стало результатом длительного исторического развития деятельности Святого Престола. Кроме того, рассматриваются его отличительные характеристики по осуществлению внешней политики, взаимоотношений с другими государствами и организациями, включая Российскую Федерацию, а также, юридическое закрепление международной деятельности. 147 KB ватикан святой престол правосубъектность святого престола святой престол как субъект международного права римская католическая церковь международная правосубъектность суверенитет святого престола. 1. Дьяченко С.В Особенности международной правосубъектности Святого Престола: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – М., 2008. – С. 10-26. 2. Закон о гражданстве и праве пребывания (7 июня 1929 г., № 3) URL: https://vaticanstate.ru/zakon-o-grazhdanstve-i-prave-prebyvaniya-7-iyunya-1929-goda-3/ (Дата обращения: 12.11.18) 3. Кодекс канонического права. – М., 2007. 4. Латеранские соглашения: Договор Святого Престола и Италии (11 февраля 1929 г.) URL: https://vaticanstate.ru/lateranskie-soglasheniya/ (Дата обращения: 10.11.18) 5. Лычковский П.Ю Суверенитет и международная правосубъектность Святого Престола // Журнал международного права и международных отношений. – 2011. — №3. – С. 17-20. 6. Монсиньор Иван Юркович, Советник Представительства Святого Престола в Российской Федерации. Святой Престол и международное сообщество URL: http://www.katolik.ru/tserkov-i-obshchestvo/item/1562-svjatoj-prestol-i-mezhdun.html (Дата обращения: 11.11.18) 7. Основной Закон Государства Града Ватикан (26 ноября 2000 года) URL: https://vaticanstate.ru/osnovnoj-zakon-gosudarstva-grada-vatikan-26-noyabrya-2000-goda/ (Дата обращения: 12.11.18) 8. Резолюция Генеральной Ассамблеи 58/314. Участие Святейшего Престола в работе Организации Объединенных Наций. URL: https://undocs.org/ru/A/RES/58/314 (Дата обращения: 18.11.18) 9. Садченко В.Н. Специфика Святого Престола как участника международных отношений // Журнал гуманитарных и юридических исследований. – 2014. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-svyatogo-prestola-kak-uchastnika-mezhdunarodnyh-otnosheniy (Дата обращения: 11.11.18) 10. Сайт Министерства Иностранных Дел Российской Федерации // Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе пресс-конференции по итогам деятельности российской дипломатии в 2017 году, Москва, 15 января 2018 года. URL: http://www.mid.ru/web/guest/meropriyatiya_s_uchastiem_ministra/-/asset_publisher/xK1BhB2bUjd3/content/id/3018203 (Дата обращения: 17.11.18); Интервью Посла России в Ватикане А.А.Авдеева международному информационному агентству «Россия сегодня», 28 декабря 2017 года. URL: http://www.mid.ru/web/guest/maps/va/-/asset_publisher/RWYF1D8UZT5j/content/id/3011879 (Дата обращения: 17.11.18)

На международной арене Ватикан признается особой политико-религиозной или политико-правовой единицей, имеющей необычный статус. Ватикан является самым маленьким государственно-подобным образованием в мире, и располагается на территории столицы Италии – Рима. Занимаемая площадь Ватикана составляет 0,439 кв. км. (43,9 га). Численность Ватикана на 2017 г составляет 1000 человек, около половины из которых имеют гражданство остальные имеют разрешение на постоянное или временное проживание ввиду своей деятельности (в соответствии с Законом о гражданстве и праве пребывания (7 июня 1929 г., № 3)). Однако, более одной трети населения, имеющих гражданство, фактически не проживают на территории государства, а, являясь представителями Святого Престола, находятся на постоянном проживании в других государствах . Гражданство Ватикана не получается при рождении и не передается по наследству, его можно получить только ввиду занимаемой должности, вследствие служения Католической Церкви и Папе (iure officii). Особый статус Ватикана состоит в том, что он является вспомогательной суверенной территорией официального центра Римской Католической Церкви – Святого Престола. Вопрос о том, является ли Ватикан государством, является спорным, поскольку, обладая практически всеми признаками государственности (территорией, суверенитетом, законодательным органом, населением, наличием гимна и флага и т.д.), большинство из них являются дискуссионными. Например, несмотря на издание собственных законодательных актов Комиссией или Папой, направленные непосредственно на урегулирование церковных вопросов, на территории Ватикана действует Итальянское законодательство. Таким образом, единого мнения относительно признания Ватикана государством не существует, однако нельзя отрицать определенные ограничения, регламентированные Латеранскими соглашениями 1929 г.

Однако необходимо разграничивать понятия «Ватикан» (Stato della Citta’ del Vaticano) и «Святой Престол» (La Santa Sede). Имея общую территорию, Ватикану отведены вспомогательные полномочия деятельности Святого Престола, такие как обслуживание почты и радио, санитарное и техническое обслуживание, проведение ремонтных работ и др. . Святой Престол же является центром Вселенской Католической Церкви и считается самостоятельным субъектом международных правоотношений. История Святого Престола началась еще в 8 веке, когда финский король подарил Папе территорию Рима и некоторые прилегающие провинции, однако в 19 веке итальянские войска лишили Папу светской власти и завоевали территорию Рима. Только в первой половине 20 века «римский вопрос» между светской и духовной властями был улажен. Латеранские соглашения 1929 г. (которые и по сей день определяют правовое положение Ватикана) регламентировали признание католицизма как единственной государственной религии на всей территории Италии (ст.1), а также наделение Святого Престола территорией Ватикана, что в свою очередь определяло его абсолютный суверенитет на международной арене (ст.2) . Конкордат 1984 г. так же определял государственный суверенитет, но закреплял свободу вероисповедания и действие итальянского законодательства на территории Ватикана. Таким образом, Ватикан признается абсолютно суверенным государственно-подобным образованием, но источником суверенитета является Святой Престол.

И.И. Лукашук подчеркивает, что в международной практике Святой Престол является особым образованием, а не просто представителем католической церкви. Юридическая наука выделяет три основных понятия Святого престола. Под общим значением Святого Престола следует понимать официальное собирательное название верховного органа Римской Католической Церкви, объединяющее фигуру Папы и Римской курии как главного руководящего органа РКЦ, определяющего выражение суверенитета РКЦ. В узком смысле Святой Престол является собирательным названием фигуры Папы Римского (или Верховного Понтифика), который олицетворяет главу Римской Католической Церкви. А также, выделяют понятие Святого Престола как персону Верховного Понтифика, который одновременно является епископом Рима и главой Римской Католической Церкви. Таким образом, понятие Святого Престола является абстрактным, Святой Престол – это и высшая церковная власть, и глава РКЦ, и сама Католическая Церковь . Часто понятие Святого престола выражается в слиянии общей концепции, организационной структуры и персоны Папы. Обширное определение Святого престола регламентируется каноном 361 Кодекса Канонического Права 1983 г. (Codex Iuris Canonici) «под выражением «Апостольский Престол» (Sedes Apostolica) или «Святой Престол» (Santa Sedes) подразумевается не только Римский Первосвященник, но также и Государственный Секретариат, Отдел по сношениям с государствами и прочие ведомства Римской Курии, если только из самой сути дела или из контекста не явствует иного» .

Государственное устройство Ватикана определяется Основным Законом Государства Града Ватикан 2000 г, в соответствии с которым всей полнотой законодательной, исполнительной и судебной власти обладает Верховный Понтифик, который избирается на пожизненный срок. В период вакантности престола (Sede vacante) полномочия Папы делегируются Коллегии Кардиналов, которая может издавать законодательные акты только в случае срочной необходимости (ст.1). Кроме того, правом осуществления законодательной власти наделяется Комиссия, которая в свою очередь состоит из Кардинала-председателя и других Кардиналов, избираемых на срок в 5 лет (ст.3). Исполнительная власть вверена председателю Комиссии при содействии Генерального Секретаря и Заместителя Генерального Секретаря (ст.5). В подчинении Генерального Секретаря находится Губернаторство, которое состоит из Центральных Дирекций и Департаментов (ст. 9) . Однако немаловажным является то, что вопросы исключительной важности на последнем этапе должны быть рассмотрены непосредственно фигурой Верховного Понтифика – Папой Римским.

Фигура Папы Римского, преемника Святого Петра, является воплощением Святого Престола как главы РКЦ. Ввиду того, что суверенитет Святого Престола носит духовный характер, его уникальное положение в системе субъектов международных правоотношений имеет особенное теологическое определение. В каноне 113 Кодекса Канонического Права 1983 г. устанавливается, что Святой Престол и РКЦ имеют значение морального лица в силу Божественного установления . А в энцикле Папы Пия 11 «с того самого момента» 1922 г. (Ubi Arcano Dei Cosilio) отмечено, что Святой Престол является престолом суверенитета, поскольку имеет возможность выходить за пределы государств и наций и объединять их высшей верой. Его божественная природа отрицает подвластность закону и населению, ввиду того, что исходит свыше . Святой престол, являясь суверенным субъектом международных правоотношений, имеет возможность участия в международной нормотворческой деятельности и в поддержании официальных дипломатических отношений с другими государствами и организациями, однако придерживается строгого политического нейтралитета. На практике эта позиция выражается в целенаправленном отстранении Святого Престола от любых политических течений. Это дистанционирование произошло после насильственного присоединения Итальянским королевством в 1870 г территории Папы и, вследствие утраты собственного государства, Папа отказался от Светской власти, сконцентрировав все внимание на духовной миссии РКЦ. Приобретение Святым престолом международной правосубъектности стало итогом длительного исторического развития теократического государства. Л. Оппенгейм определяет основу международной правосубъектности Святого Престола как «обычай и молчаливое согласие большинства государств», и подчеркивает, что она играет вторичную роль в его деятельности.

Ввиду религиозной специфики Святого Престола, его особые методы ведения внешней политики имеют определенные отличительные черты. Во-первых, для достижения различных внешнеполитических целей Святой Престол, кроме использования возможностей центральных органов управления РКЦ и дипломатических представителей Ватикана в других государствах, прибегает к широким ресурсам национальных церквей. Во-вторых, важным направлением деятельности является обеспечение единства церкви путем коммуникации папских нунциев, Римским Папой и епископами. Кроме того, важнейшей отличительной характеристикой ведения внешней политики Святого Престола является защита всех привилегий РКЦ, религиозных прав и свобод личности. Также, признается нейтралитет Святого Престола в международных отношениях, который регламентирован ст. 24 Латеранского договора 1924 г. Святой Престол осуждает любые формы использования военных ресурсов при решении международных споров, выражая необходимость урегулирования конфликтов исключительно мирным путем с помощью переговоров. Таким образом, Святой Престол выражает абсолютный нейтралитет в международной политической деятельности, за исключением вопросов предупреждения военных действий, активной пасторской деятельности РКЦ и отстаивания государственного международного суверенитета. По поводу исторического изменения приоритетов деятельности Святого Престола, Дж. Курт отметил, что коллапс светской власти Святого Престола обернулся экспансией его духовного авторитета.

Советник Представительства Святого Престола в Российской Федерации Монсиньор Иван Юркович выделяет три канала реализации внешней политики Святого Престола на международной арене в связи с его активным участием в международных отношениях по определённым вопросам. В первую очередь участие осуществляется за счет Папской деятельности, выраженной в его апостольских поездках, учениях, проповедничестве и другой деятельности, отведенной к исключительному ведению Папы Римского. Еще одним звеном осуществления является апостольская деятельность Государственного Секретариата, который ответственен за ведение дипломатических отношений Святого Престола с другими государствами. Третий канал представляет собой Папское Представительство за рубежом, которое обеспечивает присутствие духовного представителя при отдельных Церквях и при Правительстве в других государствах . Кроме того, полномочные Представительства могут быть направлены для участия в международных совещаниях и конференциях в качестве Папских делегатов или наблюдателей. При исполнении функций постоянного представителя при главе государства и представителя РКЦ, Папский Представитель наделяется дипломатическим рангом Посла и выполняет функции старшего при дипломатическом корпусе страны аккредитации. Если же сторона не поддерживает дипломатических отношений с теократическим государством, Полномочные Представительства направляются исключительно для осуществления деятельности духовного представителя РКЦ. Продвижение Папских Представительств в отдельные государства объясняется одной из особенностей ведения внешней политики Святого Престола, направленной на укрепление мировой религиозной составляющей. Кроме того, для выполнения особых миссий, Папа назначает легатов как своих личных представителей. Более того, помимо осуществления функций Папского Представительства за рубежом, Святой Престол может принимать представителей других государств на территории Ватикана с различными миссиями .

На мировой арене Святой Престол играет важную роль. Согласно данным официального сайта Ватикана, н поддерживает формальные дипломатические отношения с 178 государством, а также, с Европейским Союзом, Мальтийским Орденом, с Организацией Освобождения Палестины и др. Святой Престол является участником ОБСЕ. В 1964 г Святой Престол получил статус постоянного наблюдателя при ООН. Таким образом, не являясь членом ООН, святой Престол приобрел право посещать заседания и иметь доступ к документации, не имея при этом права голоса на Генеральной Ассамблее ООН. Кроме того, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 г было регламентировано право выступления Святого Престола на ее сессиях . Также, Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. Представительства Святого Престола при Международных правительственных организациях ежегодно публикуются в справочном издании Святого Престола «Папский Ежегодник» («L’Annuario Pontificio»), и на данный момент насчитывается 106 миссий Святого Престола в других государствах и организациях.

Активные дипломатические отношения между Россией и Святым Престолом начались еще в 15 в, когда предпринимались попытки разрешения конфликта между Католической и Православной церквями. В 1783 г на территории России появилась первая нунциатура (представительство) Святого Престола. В след за долгим перерывом в отношениях в советское время, в 1990 г Святой Престол и СССР установили официальные отношения, а после распада СССР Святой Престол признал независимость и государственный суверенитет Российской Федерации. Главной целью взаимоотношения двух государств всегда провозглашалась помощь объединению и укреплению христианского мира. В настоящее время Президент РФ и Папа Римский проводят частые встречи, благодаря которым произошел большой скачек в сотрудничестве. Закрепление положительных дружественных отношений является не только результатом коммуникации, основанной на церковных делах, но и из-за схожего отношения к важнейшим международным проблемам. По этому поводу посол России в Ватикане А.А. Авдеев говорит: «большую роль в этом деле играет близость наших внешнеполитических позиций. Возьмите любую крупную международную проблему, и вы сразу же обнаружите близость позиций Ватикана и России». На данный момент происходит значительное развитие в сфере гуманитарного сотрудничества, кроме того на территории РФ и Святого Престола произошел обмен уникальными художественными выставками, а также Ватикан установил безвизовый режим въезда и выезда для обладателей дипломатических паспортов. Министр иностранных дел РФ С.В. Лавров так же подчеркивает, что Россия и Святой Престол имеют разветвленные богатые положительные отношения, основанные на общих целях и задачах .

Так, Святой Престол является независимым субъектом международных отношений и участником различных международных договоров. Юридическое оформление сотрудничества Святого Престола с другими государствами регламентируются конкордатами, которые по своей правовой природе аналогичны международному договору, однако их отличительной особенностью является то, что объект правового регулирования может регулировать отношения и международного, и внутригосударственного характера. К таким отношениям относятся: принципы двусторонних отношений со Святым Престолом, правовое положение, условие деятельности, порядок взаимодействия и др. Комиссией международного права конкордаты признаются источниками международного права, к которым применимы положения Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 г. Конкордат может быть заключен в виде единого акта, в виде двух самостоятельных законодательных актов или же в виде церковного документа .

Таким образом, факт международного признания Святого Престола как суверенного руководящего центра РКЦ определяет его международную правосубъектность и признает его суверенитет и значимость не только в религиозных вопросах, но и в мировой политике. Святой престол, имея свои Представительства в различных государствах и являясь участником международных организаций, занимает определенный политический нейтралитет. Ввиду его духовной природы, ставит перед собой задачи распространения принципов справедливости, поддержания мира, защиты этического начала в международных отношениях, истинной природы человека, свободы, социальной справедливости и солидарности. Деятельность и заинтересованность Святого Престола в глобальных мировых вопросах постоянно расширяется из-за стремления отказа от военных действий и приходу к новой концепции мирового порядка. Участие Святого Престола в международных отношениях обуславливается лишь его духовной миссией, и, не являясь политической властью, Святой престол представляет собой сильную моральную и духовную силу, которая играет значительную роль на международной арене.

Библиографическая ссылка

Жилина А.Е. ВАТИКАН КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 6.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=19326 (дата обращения: 28.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *