Поставка товаров для государственных нужд

Содержание договора поставки товаров для государственных и муниципальных нужд

При разработке и согласовании условий государственного контракта (договора) стороны руководствуются нормами ГК РФ, содержащимися в разделах о договоре поставки и об общих положениях договора купли-продажи. Вместе с тем имеется и ряд особенностей содержания договора (государственного контракта), отраженных в § 4 гл. 30 ГК РФ и в соответствующих законах о поставках для государственных нужд. Особенности прежде всего касаются условий о цене и о порядке расчетов при передаче товаров получателям (другим лицам), указанным в отгрузочной разнарядке государственного заказчика. Как общее правило в соответствии со ст. 531 ГК РФ переданные по государственному контракту получателям товары оплачиваются государственным заказчиком. Порядок оплаты товаров самим получателем (другими лицами) стороны должны особо оговорить в контракте.

Иначе определен в ст. 532 ГК РФ порядок оплаты товаров по договору поставки товаров для государственных нужд. В отличие от получателя товаров, поставляемых по государственному контракту, покупатель сам оплачивает товары, однако договором может быть предусмотрена оплата товаров государственным заказчиком. При непосредственных расчетах по такому договору права поставщика гарантируются тем, что государственный заказчик признается поручителем по обязательству оплаты. Это означает, что при отказе покупателя от оплаты либо нарушении им сроков оплаты поручитель — государственный заказчик несет перед поставщиком солидарную с покупателем ответственность.

Цена товаров, определенная при заключении государственного контракта, применяется и в заключенном на его основе договоре поставки. Однако в государственном контракте стороны могут оговорить право поставщика согласовать иную цену при заключении договора поставки товаров для государственных нужд.

В государственном контракте (договоре) стороны вправе установить порядок предоставления экономических или иных льгот, финансирования и материально-технических ресурсов, порядок и основания контроля со стороны государственного заказчика за ходом работ по выполнению государственного контракта, оказания им помощи поставщику и другие условия о поставке товаров для государственных нужд.

Важным условием договора является условие о порядке возмещения государственным заказчиком поставщику убытков, причиненных исполнением государственного контракта, в случаях, когда заключение государственного контракта является для него обязательным. При отсутствии таких условий в договоре убытки в соответствии с правилами, установленными ст. 533 ГК РФ, возмещаются государственным заказчиком не позднее тридцати дней со дня передачи поставщиком товара. На возмещение убытков не вправе претендовать казенные предприятия.

Невозмещение убытков в установленные сроки служит основанием для одностороннего отказа поставщика от дальнейшего исполнения государственного контракта и порождает его право требовать возмещения не только убытков, причиненных исполнением государственного заказа, но и убытков, вызванных расторжением государственного контракта по правилам, предусмотренным ст. 524 ГК РФ.

При расторжении государственного контракта из-за невозмещения государственным заказчиком убытков поставщик вправе также односторонне отказаться от исполнения договора поставки для государственных нужд. При этом убытки, которые могут быть причинены таким отказом покупателю, возмещаются государственным заказчиком.

Государственный заказчик вправе полностью или частично отказаться от товаров для государственных нужд, когда потребность в соответствующих товарах отпала. В этом случае поставщик также может односторонне отказаться полностью или частично от исполнения договора поставки товаров для государственных нужд. Однако государственный заказчик может воспользоваться своим правом лишь при условии, если он возмещает поставщику все убытки, причиненные отказом. Убытки, причиненные покупателю расторжением или изменением договора поставки для государственных нужд, возмещаются также государственным заказчиком.

Соотношение государственного контракта и договора поставки товаров для государственных нужд напоминает систему генеральных и локальных договоров поставки, применявшуюся в 40-50-х гг. Локальными назывались договоры, заключаемые организациями, определяемыми сторонами генерального договора. Генеральный договор предопределял основные условия локального договора. В отличие от локального договор признавался прямым, если ему не предшествовал генеральный договор. Однако взаимосвязь государственного контракта и заключаемого на его основе договора поставки товаров для государственных нужд имеет иной характер. Во-первых, извещение о прикреплении выдается только при наличии соответствующего условия в государственном контракте, т.е. с согласия поставщика по государственному контракту, который становится также поставщиком по договору поставки; во-вторых, извещение о прикреплении покупателя к поставщику не порождает обязанности покупателя заключить договор; в-третьих, нормам о влиянии государственного контракта на условия договора поставки товаров для государственных нужд, прежде всего о цене и порядке расчетов, придан диспозитивный характер, что оставляет достаточный простор для проявления усмотрения сторон при определении условий договора поставки товаров для государственных нужд.

Государство – особый участник гражданско-правовых отношений (ст. 124 ГК РФ).

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (ст. 525 ГК РФ).

Цель договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд состоит в установлении специальных правил, учитывающих особенности правоотношений, участником которых является государство (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования).

Потребности государства в товарах определяются исходя:

  • • из необходимости реализации федеральных программ;
  • • обеспечения уровня обороноспособности;
  • • формирования государственных материальных резервов;
  • • реализации экспортных поставок.

Квалифицирующие признаки договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд:

  • • к отношениям поставки товаров для государственных или муниципальных нужд субсидиарно применяются: нормы о договоре поставки и общие положения о договоре купли-продажи;
  • • отношения поставки товаров для государственных или муниципальных нужд приоритетно регулируются специальными законами (и. 2 ст. 525 ГК РФ). К их числу, например, относятся: Федеральные законы от 2 декабря 1994 г. № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»; от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»; от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании государственного контракта, который заключается на основе принятого исполнителем заказа на поставку (государственного заказа), размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством. Основной способ размещения государственных заказов – проведение открытых или закрытых торгов (конкурсов), редко – прямое доведение государственного заказа до поставщика. Государственный контракт должен быть заключен в течение 20 дней после конкурса (п. 4 ст. 528 ГК РФ).

Стороны договора: государственный заказчик, поставщик.

В качестве государственного заказчика могут выступать:

  • • федеральные органы исполнительной власти;
  • • федеральное казенное предприятие;
  • • государственное учреждение.

Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, которого государственный заказчик прикрепляет к поставщику. Извещение о прикреплении – основание для заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд между поставщиком и покупателем.

Проект государственного контракта направляется поставщику, который в течение 30 дней должен:

  • • подписать контракт;
  • • либо оформить протокол разногласий в случае несогласия с условиями контракта;
  • • либо отказаться от государственного контракта.

Особенности исполнения обязательств:

  • • по государственному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному заказчику либо – по его указанию – иному лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров;
  • • оплата поставленных товаров возлагается не на государственного заказчика, а на покупателя, получившего товары; государственный заказчик при этом является поручителем по денежному обязательству покупателя (ст. 532 ГК РФ).

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

20 октября 2014 г. № 50

Об установлении типовой формы договора поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд

(в редакции Постановлений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 26 декабря 2017г. №65; от 21 марта 2019г. №20)

На основании подпункта 1.4 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 17 июля 2014 г. № 350 «Об особенностях поставки сельскохозяйственной продукции для республиканских государственных нужд» и подпункта 5.1 пункта 5 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 867, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить типовую форму договора поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2015 г.

Министр Л.К.Заяц

Приложение
к постановлению
Министерства сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Беларусь
20.10.2014 № 50

Типовая форма

Договор поставки товаров (сельскохозяйственной продукции) для республиканских государственных нужд

____ ___________ ______ г.
(дата заключения договора)

№ ______

________________________
(место заключения договора)

______________________________________________________________________________
(полное наименование производителя сельскохозяйственной продукции)

(далее – Поставщик) в лице _____________________________________________________,
(наименование должности, фамилия и инициалы)

действующего на основании ____________________________________________________,
(название документа, подтверждающего полномочия)

с одной стороны, и ____________________________________________________________
(полное наименование лица, осуществляющего закупку

__________________________________________________ (далее – Заготовитель) в лице
сельскохозяйственной продукции)

_______________________________________________________________, действующего
(наименование должности, фамилия и инициалы)

на основании ________________________________________________, с другой стороны,
(название документа, подтверждающего полномочия)

____________________________________________________ исполнительным комитетом,

заключили настоящий договор о нижеследующем:

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1. Поставщик обязуется передать Заготовителю в сроки и на условиях, определенных настоящим договором, выращенную (произведенную) им в _______ году следующую сельскохозяйственную продукцию (далее – продукция):

Наименование продукции

Количество продукции, кг

Название технического нормативного правового акта, устанавливающего обязательные для соблюдения требования к качеству продукции

2. Заготовитель обязуется совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие продукции, поставленной Поставщиком в соответствии с настоящим договором.

ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

3. Поставщик обязуется:

3.1. поставлять продукцию в течение срока действия настоящего договора партиями в объеме и в сроки, согласованные сторонами в графиках поставки продукции, являющихся неотъемлемой частью настоящего договора.

График поставки продукции составляется сторонами на ________________________.
(период поставки продукции)

3.2. направить Заготовителю для согласования график поставки продукции не позднее ____ календарных дней до даты передачи первой партии продукции, содержащий сведения:

об объемах, количестве, сроках передачи и месте нахождения партии (партий) продукции;

о количестве и сроках передачи Заготовителем тары и (или) упаковки, если в соответствии с обязательными для соблюдения требованиями технических нормативных правовых актов продукция подлежит доставке в таре (упаковке)*;

о количестве и виде транспорта, необходимого для доставки партии (партий) продукции, и о распределении между сторонами обязанности по доставке партии (партий) продукции;

________________________________________________________________________;
(при необходимости иные сведения по соглашению сторон)

3.4. осуществлять погрузку продукции на транспортное средство своими силами и за свой счет;

__________________________________________________________________________***;
удостоверяющего (удостоверяющих) качество продукции)

3.7. заменить без промедления, но не позднее ___ календарных дней после получения уведомления Заготовителя о недостатках поставленной продукции поставленную продукцию ненадлежащего качества продукцией надлежащего качества, соответствующей условиям настоящего договора;

3.8. восполнить недопоставленное количество продукции, не переданной в отдельном периоде поставки, в следующих периодах поставки в пределах срока действия настоящего договора.

4. Заготовитель обязуется:

4.1. принять поставленную Поставщиком продукцию в количестве и сроки, обусловленные настоящим договором;

4.2. оплатить в соответствии с условиями настоящего договора поставленную Поставщиком продукцию;

4.3. направить Поставщику согласованный график поставки продукции не позднее ______ календарных дней после его получения от Поставщика, но не позднее даты передачи Поставщиком первой партии продукции;

4.4. обеспечить Поставщика тарой (упаковкой) до наступления периода (периодов) поставки продукции в количестве и сроки, согласованные сторонами в графике поставки продукции, своими силами и за счет своих средств*, **;

4.5. выдать Поставщику не позднее ______ календарных дней до наступления периода поставки продукции отгрузочную разнарядку, содержащую сведения об объемах и количестве партий продукции, подлежащих передаче получателям*****;

4.6. организовать доставку (вывоз) продукции от места ее нахождения у Поставщика и ее разгрузку за свой счет;

4.7. возместить Поставщику в срок, установленный настоящим договором для оплаты принятой продукции, фактические расходы по транспортировке продукции в случае осуществления Поставщиком доставки продукции Заготовителю своим транспортом.

ДОСТАВКА И ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ

5. Поставка продукции осуществляется Поставщиком путем ее отгрузки (передачи) Заготовителю или лицу, указанному в качестве получателя продукции в графике поставки продукции.

6. Поставщик вправе доставлять продукцию Заготовителю (получателю) своим транспортом за счет Заготовителя.

Партии продукции, подлежащие доставке Поставщиком, определяются сторонами в графике поставки продукции.

7. Передача Заготовителю (получателю) продукции осуществляется Поставщиком в месте нахождения продукции у Поставщика, за исключением случаев доставки продукции Заготовителю (получателю) транспортом Поставщика.

____________________________________________________________________________.
определяющий порядок приемки, либо порядок приемки, определяемый настоящим договором)

9. Приемка (проверка) продукции по качеству осуществляется на складе Заготовителя, если иное не установлено законодательством.

СТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ОПЛАТЫ

______________________________________________________________________________,
установивший цену на продукцию)

с учетом налога на добавленную стоимость в размере ____ процентов на сумму ________ (____________________) рублей составляет ________ (_______________________) рублей.

11. Заготовитель:

________ (_________________) рублей в течение _____ календарных дней после заключения настоящего договора;

________ (_________________) рублей в течение _____ календарных дней после заключения настоящего договора.

С согласия Поставщика срок предварительной оплаты (аванса) может превышать 60 дней с даты заключения настоящего договора;

11.2. вправе произвести с согласия Поставщика предварительную оплату (аванс) продукции сверх ее размера, указанного в подпункте 11.1 настоящего пункта.

12. Оплата Заготовителем продукции, принятой в пределах срока действия настоящего договора, производится по цене, установленной государственным органом, уполномоченным на ее регулирование в соответствии с законодательством, на календарный год, в котором выращивается (производится) закупаемая продукция.

13. Общая сумма денежного обязательства Заготовителя по оплате продукции, принятой в пределах срока действия настоящего договора (с учетом суммы налога на добавленную стоимость), определяется сторонами в дополнительном соглашении к настоящему договору не позднее ___ календарных дней после приемки последней партии продукции.

14. Заготовитель уплачивает Поставщику стоимость каждой принятой партии продукции не позднее ___ календарных дней после ее приемки.

Стоимость каждой принятой партии продукции определяется с учетом суммы налога на добавленную стоимость.

Заготовитель вправе уменьшить сумму платежа, подлежащего уплате Поставщику за каждую принятую партию продукции, на часть суммы предварительной оплаты (аванса).

15. Окончательный расчет с Поставщиком за принятую продукцию производится Заготовителем не позднее ___ календарных дней после заключения дополнительного соглашения к настоящему договору, указанного в пункте 13 настоящего договора.

16. Полученная Поставщиком часть суммы предварительной оплаты (аванса) за продукцию, не переданную Заготовителю в пределах срока действия настоящего договора, подлежит возврату Заготовителю не позднее ___ календарных дней после заключения дополнительного соглашения к настоящему договору, указанного в пункте 13 настоящего договора.

17. Расчеты за продукцию, в том числе уплата предварительной оплаты (аванса), производятся Заготовителем денежными средствами в безналичной форме.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

18. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств настоящего договора стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, настоящим договором.

Сторона, не исполнившая обязательство либо исполнившая его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законодательством или настоящим договором предусмотрены иные основания ответственности.

19. Поставщик несет ответственность за недопоставку продукции – неустойка (штраф) в размере ___ процента(ов) стоимости продукции, недопоставленной в пределах срока действия настоящего договора.

20. Заготовитель несет ответственность:

20.1. за невыборку продукции – неустойка (штраф) в размере ____ процента(ов) стоимости продукции, не выбранной в пределах срока действия настоящего договора;

____________________________________________________________________________.
ответственности, определяемый настоящим договором)

22. Сторона, не исполнившая обязательство либо исполнившая его ненадлежащим образом, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гибели продукции в результате пожара, вымокания, выпревания, вымерзания, засухи, заморозка, иных опасных гидрометеорологических явлений, падежа, вынужденного убоя (уничтожения) в результате инфекционных заболеваний либо проведения противоэпизоотических мероприятий.

23. Поставщик освобождается от ответственности за поставку продукции ненадлежащего качества в случае замены им этой продукции продукцией надлежащего качества, соответствующей условиям настоящего договора, в срок, установленный подпунктом 3.7 пункта 3 настоящего договора.

ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

25. В случаях, если после заключения и до прекращения действия настоящего договора принят акт законодательства, устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при его заключении, условия настоящего договора незамедлительно приводятся сторонами в соответствие с этим актом законодательства, если иное не предусмотрено законодательством, путем заключения дополнительного соглашения к договору.

26. Споры, возникающие между сторонами при исполнении настоящего договора, не урегулированные ими в досудебном порядке, передаются на рассмотрение суда.

Претензия (письменное предложение о добровольном урегулировании спора), полученная стороной в порядке досудебного урегулирования спора, подлежит рассмотрению в течение ______ календарных дней после даты ее получения.

27. Настоящий договор составлен и подписан сторонами на ______ страницах в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.

28. Приложения, являющиеся неотъемлемой частью настоящего договора: ____________________________________________________________________________.
(название, номер (при наличии) приложений)

МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ, РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН

STUD NET

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАКУПОК В РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

LEGAL REGULATION OF PUBLIC PROCUREMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION

УДК-349

Шейкин Игорь Александрович, Магистрант 2 курса Российского государственного университета правосудия, Россия, г. Москва SHejkin Igor’ Aleksandrovich, igorrsheykin@gmail.com

Аннотация: В рамках данной статьи автором, на основе анализа норм действующего законодательства в закупочной деятельности, позиций научного сообщества, исследуется правовое регулирование закупок в России на современном этапе. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу о необходимости кодификации законодательства в рассматриваемой сфере и принятии Единого Кодекса о закупках в Российской Федерации.

Ключевые слова: Государственные закупки, правовое регулирование государственных закупок, государственная закупочная деятельности.

Keyword: Public procurement, legal regulation of public procurement, public procurement activities.

Начать рассмотрение вопросов данной статьи представляется необходимым с краткого анализа последних научных публикаций в рассматриваемой сфере отношений. Так в частности, в 2018 — 2020 годах вопросы связанные с осмыслением системы правового регулирования закупочной деятельности в Российской Федерации достаточно часто становились предметами научного исследования. Так, мы можем выделить наиболее интересные и актуальные научные труды в части исследования: исторического развития правового регулирования и финансового обеспечения закупок теоретические и практические проблемы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок, проблем обеспечения обязательств в

контрактной системе, обзор системы правового регулирования закупочной деятельности в рамках ЕАЭС, вопросы действующего законодательства в сфере государственных закупок, как центрального метода регулирования закупочной деятельности и т.д.

Проанализировав вышеуказанные научные труды, а также рассмотрев особенности системы правового регулирования системы закупок в Российской Федерации, мы можем отметить следующее.

В целом, рассматривая систему правового регулирования государственных закупок, мы пойдем по «классическому пути» классификации источников правового регулирования, разделив их на две группы: 1. Акты международного права; 2. Акты национального права. В свою очередь акты национального права следует разделить федеральные и региональные.

Акты международного права включают в себя разного рода международные договоры, которые прямо или косвенно относятся к правовому регулированию государственных закупок.

Необходимо отметить, что Российская Федерация является членом ВТО (Всемирной Торговой Организации), и членство в такой организации обязывает Россию осуществлять правотворчество в соответствии с международными основами и принципами государственных закупок, признанными ВТО. Это означает, что Российская Федерация также должна подписать международное Соглашение по правительственным закупкам (Agreement on Government Procurement), которое упрощает доступ иностранных участников к национальным публичным закупкам. Но такое соглашение в настоящее время не подписано.

Российская Федерация также состоит в иной международной организации — ЕАЭС (Евразийский экономический союз). В рамках договора о Евразийском экономическом сотрудничестве от 29 мая 2014 г. имеется отдельная глава, посвященная принципам и целям регулирования в сфере государственных (муниципальных) закупок. В рамках указанного соглашения также принят Протокол о порядке регулирования закупок (Приложение № 25 к Договору о Евразийском экономическом сотрудничестве).

Далее перейдем к национальным актам, регулирующим сферу государственных закупок. Так главенствующим законодательным актом будет являться Конституция Российской Федерации, а именно ее положения, касающиеся разграничения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71,72). К ним относятся вопросы установления правовых основ единого рынка, федеральный бюджет, федеральная государственная

собственность и управление ею, установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления и др.

Также к источникам правового регулирования государственных закупок можно отнести и федеральные конституционные законы. Они не регулируют государственные закупки напрямую, но так или иначе влияют на реализацию законодательства о государственных закупках. К таким можно отнести, например: Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и другие, так как они способствуют правильному осуществлению судебных полномочий и судебной защите нарушенных прав, в том числе в сфере государственных закупок.

В целом, на национальном уровне источники правового регулирования, в зависимости от объема регулируемых правоотношений, можно подразделить на общие и специальные.

К общим будут относиться нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), в той или иной мере касающиеся заключения договоров, в том числе на торгах, а также нормы об отдельных видах договоров. В равной степени к общим источникам правового регулирования государственных закупок можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее — БК РФ) ввиду того, что источником денежных средств при заключении государственных контрактов являются бюджетные средства. Так п. 1 ст. 69 БК РФ дается определение понятия «закупка», как бюджетного ассигнования «на оказание государственных (муниципальных) услуг». Также в БК РФ в статье 73 регламентированы реестры закупок, в которых устанавливается, что получатели бюджетных средств обязаны вести такой реестр, осуществляемых без заключения государственных или муниципальных контрактов. Очень важно, что само понятие «закупка» раскрывается в п. 1 ст. 69 БК РФ.

Специальным источником, безусловно, является Федеральный закон от 05.04.2013 г. N° 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон, по сути, является базовым для правового регулирования государственных закупок, ведь именно он устанавливает основные цели осуществления закупок, принципы контрактной системы в сфере закупок, а также содержит все иные основные положения, касающиеся осуществления закупок. Кроме того, созданная в рамках данного закона контрактная система в сфере закупок может рассматриваться, как инструмент финансовой

безопасности государства. К специальным источникам также относится Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», который критиковался и продолжает критиковаться многими специалистами, экспертами и практиками, как избыточное вмешательство государства в финансово-хозяйственную деятельность определенных организаций, учреждений и предприятий.

С учетом того, что институт контрактной системы в сфере закупок по сути включен в антимонопольное регулирование, специальным источником также выступает и Федеральный закон от 26.07.2006 г. № 135-Ф3 «О защите конкуренции» который определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции и оказывает значительное влияние на правовое регулирование государственных закупок в силу того, что содержит нормы, определяющие раскрывающие понятия добросовестной конкуренции, в целях недопущения ее ограничения, в том числе в сфере государственных закупок.

Помимо вышеуказанных нормативных правовых актов, можно выделить и иные специальные законы: Федеральный закон от 02.12.1994 г. № 53-Ф3 «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», который, в силу специфики продукции, устанавливает принципы и положения при осуществлении закупок продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд; Федеральный закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных и государственных нужд», который определяет основные цели и принципы поставки продукции для государственных нужд; Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» который прописывает особенности применения антимонопольных требований в сфере гособоронзаказа; и др. Вышеуказанные законы приняты для правового регулирования государственных закупок в зависимости от сфер государственного управления, необходимым для увеличения экономического потенциала государства.

Помимо федеральных законов, правовое регулирование государственных закупок осуществляется также различными подзаконными актами. Стоит отметить, что количество подзаконных актов, регулирующих государственные закупки огромное количество. На наш взгляд, в настоящее время, помимо наличия большого количества подзаконных актов и разного рода писем, очень часто вносятся изменения в основной закон, регулирующий государственные закупки. Это отрицательно сказывается не только на субъектах государственных закупок, но и на правоприменителях, которым

затруднительно применять ту или иную норму в случае их дублирования или наличия противоречий в различных законах, подзаконных актах и письмах с «разъяснениями». Приведем пример подзаконных актов: Постановление Правительства РФ от 25.12.2018 N 1663 «Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок»; Приказ ФСИН России от 28.02.2019 N 131 «Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой исполнения наказаний ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации» и т.д.

Отдельное место в системе правового регулирования занимают письма и разъяснения органов исполнительной власти. По своей правовой природе и формальным признакам, они являются исключительно рекомендательными, но, зачастую, касаются узких вопросов государственных закупок и, несомненно, заслуживают внимания, так как содержат большое количество фактов, касающихся отдельных вопросов и, при наличии правовой коллизии, могут сыграть решающую роль в правильной квалификации действий/бездействий участников отношений по государственным закупкам, либо в целом в квалификации сложившегося отдельно взятого правоотношения. Приведем пример — Письмо Минэкономразвития России от 14.05.2014 № Д28и-801 «О разъяснении положений Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Важным источником, по мнению автора, являются акты высших судебных органов, которые касаются частных вопросов правового регулирования государственных закупок. Например: Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 28 июня 2017 г. Несмотря на то, что судебные акты не являются и не могут являться источником права, но в них имеется научный и прикладной интерес. Ведь, в случае наличия пробелов в законодательстве, по сути, устранением таких пробелов занимаются органы судебной власти, и только затем, выработанные правовые позиции судов имплементируются в законодательство.

Кроме того, в качестве источников регулирования государственных закупок, субъекты федерации издают свои подзаконные акты. Так, к примеру, Правительством Москвы изданы и действуют: Приказ Департамента г. Москвы по конкурентной политике от 25 сентября 2014 г. N 70-01-149/14 «Об утверждении регламента ведения портала поставщиков и признании утратившим силу приказа департамента города Москвы по конкурентной политике от 25 февраля 2013 г. п 70-01-32/13» и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С января 2019 года все закупки были переведены в электронную форму, что позволило с одной стороны упростить бумажную бюрократию и расширить доступ к государственным, муниципальным и корпоративным закупкам всех потенциальных участников, с другой стороны увеличило расходы на организацию конкурентных процедур, что в свою очередь увеличило себестоимость каждого контракта.

Поддерживая необходимость и важность перевода закупок в электронную форму, мы не являемся сторонниками электронных аукционов, предусматривающих лишь один критерий определения победителя конкурентной закупки — предложенную цену! Указанное способствует возникновению множества злоупотреблений, как со стороны недобросовестных участников закупок, так и со стороны заказчика,

Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем отметить, что система правового регулирования сферы закупок характеризуется наличием огромного количества источников правового регулирования, обилием подзаконного регулирования, а также писем и разъяснений органов исполнительной власти. Совершенно очевидно, что чем больше издается нормативных правовых актов, регулирующих ту или иную сферу отношений, тем сложнее становится правоприменение. А еще надо учитывать факт того, что в вышесказанные нормативные правовые акты регулярно вносятся изменения, то естественно процесс правопрмиенения становится крайне сложным. В виду вышеизложенного, совершенно очевидно, что в настоящий момент назрела необходимость в кодификации законодательства о закупочной деятельности, посредством принятия Единого Кодекса о закупках в Российской Федерации.

Естественно, что в рамках данной статьи мы не ставили себе цель полностью разработать положения предлагаемого Единого Кодекса о закупках в Российской Федерации (это и невозможно в рамках данного формата исследования), но вместе с тем представляется возможным предложить общую концепцию данного нормативного правового акта. Так Единый Кодекс о закупках в Российской Федерации должен «классически» состоять из двух

частей «Общей» и «Особенной». В рамках общей части должны быть обязательно урегулированы следующие вопросы: система правового регулирования закупочной деятельности; принципы закупочной деятельности; цели и задачи закупочной деятельности; дефинитивный аппарат; субъекты закупочной деятельности; контроль и мониторинг закупочной деятельности и иные общие положения единые для всех видов закупок. В рамках Особенной части Единого Кодекса о закупках в Российской Федерации необходимо предусмотреть несколько разделов по специальному регулированию отдельных видов закупочной деятельности «Государственные и муниципальные закупки», «Корпоративные закупки», «Закупки сельскохозяйственной продукции», «Государственный оборонный заказ» и т.д.

Литература

1. Кикавец В.В. Банковская гарантия и иные виды обеспечения обязательства в контрактной системе в сфере закупок. Учебное пособие.

— пр М.: «ВАШ ФОРМАТ», 2017. — 132 с.

3. Кикавец В.В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект: монография. — М: Проспект, 2019.

— 128с.

4. Кикавец В.В. Контрактная система в сфере закупок, как инструмент обеспечения финансовой безопасности государства // Самоуправление. N° 12. 2014 С. 8-11.

8. Камалян А.М. Правовое регулирование государственных закупок в Европейском союзе и в других организациях. М.: Проспект, 2020. 160 с.

9. Иванов В.В. Механизмы управления государственными закупками : монография. М.: ИНФРА-М, 2018. 207 с.

10. Акулич Е.И. Актуальные проблемы совершенствования нормативной правовой основы регулирования государственных закупок // Российское предпринимательство. 2015. № 4 (274). С. 625.

20. Об утверждении Положения об особенностях документооборота при осуществлении закрытых конкурентных закупок в электронной форме и порядке аккредитации на электронных площадках для осуществления закрытых конкурентных закупок: Постановление Правительства РФ от

25.12.2018 N 1663 // Собрание законодательства РФ. 2018. №№ 53 (часть II). Ст. 8696.

21. Об утверждении Регламента осуществления Федеральной службой исполнения наказаний ведомственного контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации: Приказ ФСИН России от 28.02.2019 N 131 // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 07.04.2020г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: <Письмо> Минэкономразвития России от 14.05.2014 N Д28и-801 // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 07.04.2020г.

23. «О разъяснении положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»: Письмо Минэкономразвития России от 29.01.2016 N Д28и-270 // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 07.04.2020г.

24. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.03.2020 N 308-ЭС19-13774 по делу N А32-28627/2015 // СПС «Консультант Плюс». Дата обращения: 07.04.2020г.

9. Ivanov V. V. Mechanisms of public procurement management: monograph. Moscow: INFRA-M, 2018. 207 p.

Постановление ЦИК России от 09.06.2017 N 86/740-7 «О Порядке осуществления закупок товаров, работ и услуг Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, территориальными избирательными комиссиями, участковыми избирательными комиссиями при проведении выборов в федеральные органы государственной власти»

Планирование, организация и проведение закупок товаров, работ, услуг избирательными комиссиями осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральным законом от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 20-ФЗ), Федеральным законом от 10 января 2003 года N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 19-ФЗ), указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

1. Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

Приказ Минсельхоза России от 30.09.2011 N 342а (ред. от 20.07.2012) «Об утверждении Положения об организации работы в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации при размещении заказов для нужд Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации работы в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Министерства сельского хозяйства Российской Федерации»)

4.2. Для проведения совместных торгов Министерство заключает соглашение с подведомственной(-ными) Министерству организацией(-ями) или иными государственными заказчиками о проведении совместных торгов в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом (далее — Соглашение), до утверждения соответствующей документации.

<Письмо> ФАС России от 09.04.2015 N АК/17162/15 «О направлении информации»

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.

Определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2015 N 233-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Городская клиническая больница N 15 имени О.М. Филатова Департамента здравоохранения города Москвы» на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 8 статьи 9 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

3.1. В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд является разновидностью договора купли-продажи, регулируемого главой 30 «Купля-продажа» ГК Российской Федерации. В связи с тем что такой договор поставки имеет ряд особенностей, Гражданский кодекс Российской Федерации выделяет его из общего ряда договоров купли-продажи в самостоятельный вид хозяйственного договора посредством установления ряда специальных норм, объединенных в параграфе 4 «Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд» главы 30 ГК Российской Федерации.

Приказ Министра обороны РФ от 11.10.2010 N 1375 «О Временном регламенте взаимодействия Министерства обороны Российской Федерации и Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств при осуществлении функций государственного заказчика государственного оборонного заказа по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учету выполнения государственных контрактов»

15. Рособоронпоставка проводит торги (запросы котировок), по результатам которых заключает от имени Министерства обороны в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», государственные контракты в трех экземплярах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *