Постановление правительства 196

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Установить, что:

утверждение ведомственных целевых программ, предлагаемых к реализации начиная с 2019 года в составе государственных программ Российской Федерации, на которые распространяется действие постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации», осуществляется в декабре 2018 г.;

до 1 декабря 2018 г. направление и согласование документов в случаях, предусмотренных подпунктом «в» пункта 15, пунктами 15.1, 16 и 18 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» (в редакции настоящего постановления), допускается на бумажном носителе без использования аналитической информационной системы обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru).

3. Признать утратившими силу положения некоторых актов Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 23 февраля 2018 г. № 196

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Настоящее Положение устанавливает порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление федеральными органами исполнительной власти, а также иными федеральными государственными органами и (или) организациями, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (далее соответственно — федеральные государственные органы, организации), государственной политики в установленных сферах деятельности, а также на обеспечение достижения целей и задач государственных программ Российской Федерации (далее — государственные программы) и повышение результативности расходов федерального бюджета.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Ведомственная целевая программа является документом, содержащим целевые индикаторы и комплекс скоординированных мероприятий, направленных на:

а) достижение целей государственной программы, в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках государственной программы, разработанной в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации»;

б) решение конкретной задачи подпрограммы государственной программы, в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках государственной программы, разработанной в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации»;

в) решение задач федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), являющегося разработчиком ведомственной целевой программы (далее — разработчик ведомственной целевой программы), и задач федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов и (или) организаций), участвующих в реализации ведомственной целевой программы и не являющихся разработчиком ведомственной целевой программы (далее — участники ведомственной целевой программы) (при их наличии), соответствующих положениям о таких федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и (или) учредительным документам организаций, в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках непрограммных направлений деятельности.»;

в) в пункте 5:

подпункт «а» после слова «паспорт» дополнить словами «ведомственной целевой»;

подпункт «б» признать утратившим силу;

подпункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) основные цели и задачи ведомственной целевой программы, отвечающие следующим требованиям:

в отношении целей ведомственной целевой программы:

специфичность (цели должны соответствовать сфере реализации государственной программы, на достижение целей которой (решение конкретной задачи подпрограммы которой) направлена ведомственная целевая программа, и относиться к сфере ведения разработчика, в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках государственной программы, или должны соответствовать задачам федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов и (или) организаций), в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках непрограммных направлений деятельности;

достижимость (цели должны быть потенциально достижимы в период реализации ведомственной целевой программы);

измеряемость (достижение целей можно проверить);

в отношении задач ведомственной целевой программы:

необходимость и достаточность задач для достижения целей ведомственной целевой программы;

соответствие срока решения задачи сроку достижения соответствующей цели.

Ведомственная целевая программа может иметь не более 3 целей.

При наличии участников ведомственной целевой программы в этом разделе также приводится информация о федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах и (или) организациях), ответственных за достижение каждой цели и задачи ведомственной целевой программы;»;

подпункт «г» после слов «результатов реализации» и «хода реализации» дополнить словами «ведомственной целевой»;

подпункт «д» изложить в следующей редакции:

«д) перечень и описание программных мероприятий, включая состав мероприятий, информацию о необходимых ресурсах (с указанием направлений расходования средств и источников финансирования) и сроках реализации каждого мероприятия.

Набор программных мероприятий должен быть необходим и достаточен для достижения целей и решения задач ведомственной целевой программы.

В случае если в ведомственную целевую программу включаются мероприятия, реализуемые участниками ведомственной целевой программы, то в данном разделе также приводится информация о федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах и (или) организациях), ответственных за реализацию каждого мероприятия;»;

подпункт «е» после слов «срок реализации» дополнить словами «ведомственной целевой»;

подпункты «ж» — «к» признать утратившими силу;

подпункт «л» изложить в следующей редакции:

«л) при наличии участников ведомственной целевой программы — описание системы управления реализацией ведомственной целевой программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между разработчиком ведомственной целевой программы и ее участниками;»;

дополнить подпунктом «м» следующего содержания:

«м) приложения, подготовленные по формам, разрабатываемым Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.»;

г) дополнить пунктом 5.1 следующего содержания:

«5.1. При подготовке ведомственной целевой программы разрабатывается пояснительная записка, включающая:

обоснование необходимости реализации ведомственной целевой программы и ее соответствие целям государственной программы (задаче подпрограммы государственной программы), в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках государственной программы, или задаче федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа и (или) организации), если ведомственная целевая программа реализуется в рамках непрограммных направлений деятельности. При наличии участников ведомственной целевой программы в этом разделе также приводится обоснование состава участников ведомственной целевой программы;

описание социальных, экономических и экологических последствий реализации ведомственной целевой программы, оценку рисков ее реализации, а в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках государственной программы — также общую оценку ее вклада в достижение цели государственной программы (задачи подпрограммы государственной программы);

обоснование объемов бюджетных ассигнований на реализацию ведомственной целевой программы.»;

д) в абзаце первом пункта 6 слова «государственных программ Российской Федерации (подпрограмм государственных программ)» заменить словами «приоритетных и ведомственных проектов (программ), государственных программ»;

е) пункт 11 признать утратившим силу;

ж) пункты 14 и 15 изложить в следующей редакции:

«14. Решение о разработке ведомственной целевой программы принимается федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом и (или) организацией) по согласованию с ответственным исполнителем государственной программы, в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы, либо по согласованию с субъектом бюджетного планирования, в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности.

15. Разработчик ведомственной целевой программы:

а) разрабатывает проект ведомственной целевой программы в соответствии с требованиями настоящего Положения;

б) обеспечивает реализацию ведомственной целевой программы, включая координацию деятельности участников ведомственной целевой программы (при их наличии);

в) формирует и представляет ответственному исполнителю государственной программы в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.programs.gov.ru) (далее — портал государственных программ), в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы, либо на бумажном носителе субъекту бюджетного планирования, в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности, отчетность о реализации ведомственной целевой программы. В случае если ведомственная целевая программа содержит сведения, составляющие государственную тайну, или служебную информацию ограниченного распространения, отчетность представляется ответственному исполнителю государственной программы на бумажном носителе.»;

з) дополнить пунктом 15.1 следующего содержания:

«15.1. Согласование и утверждение проектов ведомственных целевых программ, входящих в состав государственных программ, осуществляются с использованием портала государственных программ в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, за исключением проектов ведомственных целевых программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или служебную информацию ограниченного распространения, которые представляются на бумажном носителе.»;

и) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. В случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы, проект ведомственной целевой программы, разработанный и согласованный с участниками ведомственной целевой программы (при их наличии), направляется разработчиком ведомственной целевой программы с использованием портала государственных программ (за исключением ведомственных целевых программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или служебную информацию ограниченного распространения) ответственному исполнителю соответствующей государственной программы, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

В случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках непрограммных направлений деятельности, проект ведомственной целевой программы, разработанный и согласованный с участниками ведомственной целевой программы (при их наличии), направляется на бумажном носителе разработчиком ведомственной целевой программы субъекту бюджетного планирования, в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Проект ведомственной целевой программы, поступивший на согласование участникам ведомственной целевой программы и ответственному исполнителю государственной программы (в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы) или субъекту бюджетного планирования (в случае если ведомственная целевая программа реализуется в рамках непрограммных направлений деятельности), подлежит согласованию в 14-дневный срок со дня его поступления.»;

к) в пункте 16.1:

слова «федеральным органом исполнительной власти или организацией, являющейся главным распорядителем средств федерального бюджета,» заменить словами «разработчиком ведомственной целевой программы»;

слова «в установленном порядке» заменить словами «в порядке, предусмотренном для проектов актов, предусматривающих мероприятия по информатизации»;

л) пункты 17 — 19 изложить в следующей редакции:

«17. Согласование проекта ведомственной целевой программы в срок, не превышающий 3 недель со дня его поступления, осуществляют в установленной сфере деятельности Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации.

Согласование проекта ведомственной целевой программы в части, касающейся влияния создания объектов капитального строительства на комплексное развитие территорий Российской Федерации, осуществляется при наличии схем территориального планирования Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке.

18. Замечания по проекту ведомственной целевой программы (при наличии) направляются Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации разработчику ведомственной целевой программы с использованием портала государственных программ (за исключением ведомственных целевых программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или служебную информацию ограниченного распространения).

19. В случае непредставления позиций участниками ведомственной целевой программы, ответственным исполнителем государственной программы (в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы), субъектом бюджетного планирования (в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности), Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, а также в случае непредставления заключения Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в установленные сроки разработка и утверждение ведомственной целевой программы осуществляются без соблюдения требований о необходимости получения согласований и заключения, предусмотренных пунктами 16, 16.1 и 17 настоящего Положения.

При наличии разногласий по проекту ведомственной целевой программы разработчик ведомственной целевой программы обеспечивает обсуждение указанного проекта и выявленных разногласий с заинтересованными участниками ведомственной целевой программы, ответственным исполнителем государственной программы (в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы), субъектом бюджетного планирования (в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности), Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации с целью поиска взаимоприемлемого решения. В случае если в заключении Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на проект ведомственной целевой программы сделан вывод о нецелесообразности проведения мероприятий по информатизации и (или) их финансирования, разработчик ведомственной целевой программы проводит с Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации согласительное совещание. При недостижении согласия оформляются протоколы согласительных совещаний, которые подписываются соответствующими руководителями или по указанию руководителей их заместителями, имеющими разногласия.

Протоколы, созданные в форме электронных документов, указанные руководители (их заместители) подписывают с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

Проект ведомственной целевой программы, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, может быть утвержден разработчиком ведомственной целевой программы. В случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках государственной программы и разработчик ведомственной целевой программы не является ответственным исполнителем этой государственной программы, то ее утверждение при наличии не урегулированных по результатам проведенных согласительных совещаний разногласий возможно только с письменного согласия ответственного исполнителя указанной государственной программы.»;

м) пункт 20 признать утратившим силу;

н) пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21. Ведомственные целевые программы утверждаются руководителем разработчика ведомственной целевой программы.

В случае принятия руководителем разработчика ведомственной целевой программы решения об утверждении проекта ведомственной целевой программы, по которому имеются не урегулированные по результатам проведенных согласительных совещаний разногласия, разработчик ведомственной программы направляет информацию об этом в федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган или организацию), замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний.

Федеральный орган исполнительной власти (федеральный государственный орган или организация), замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний, в 10-дневный срок со дня получения информации, указанной в абзаце втором настоящего пункта, имеет право обратиться к Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации (в соответствии с распределением обязанностей) с предложением поручить разработчику ведомственной целевой программы обеспечить внесение изменений в ведомственную целевую программу. В случае согласия с предложением федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа или организации), замечания которого не были учтены в ходе согласительных совещаний, Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации поручает разработчику ведомственной целевой программы обеспечить внесение изменений в ведомственную целевую программу.»;

о) пункт 22 признать утратившим силу;

п) в пункте 23 слова «может присваиваться» заменить словом «присваивается»;

р) пункт 24 признать утратившим силу;

с) дополнить пунктом 24.1 следующего содержания:

«24.1. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию ведомственных целевых программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, и актами, определяющими вопросы планирования бюджетных ассигнований.»;

т) пункт 25 изложить в следующей редакции:

«25. Разработчик ведомственной целевой программы размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» утвержденную ведомственную целевую программу, за исключением ведомственных целевых программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или служебную информацию ограниченного распространения, с указанием реквизитов документа, которым она утверждена, в течение 5 рабочих дней со дня ее утверждения.»;

у) дополнить пунктом 26.1 следующего содержания:

«26.1. В случае если ведомственной целевой программой предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, правила их предоставления устанавливаются в соответствии с требованиями Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

В случае если ведомственной целевой программой, реализация которой предполагается в рамках государственной программы, предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, правила их предоставления включаются в качестве приложения к соответствующей государственной программе.»;

ф) в пункте 27 слова «целевых программ ведомств» заменить словами «ведомственных целевых программ»;

х) пункты 28 и 29 признать утратившими силу;

ц) в пункте 30 слова «Российской Федерации» исключить;

ч) пункты 31 — 33 изложить в следующей редакции:

«31. Ведомственная целевая программа реализуется соответствующим разработчиком ведомственной целевой программы, а также участниками ведомственной целевой программы (при их наличии).

32. Разработчик ведомственной целевой программы несет ответственность за достижение целей и задач ведомственной целевой программы и за обеспечение утвержденных значений целевых индикаторов, а также за представление сведений о ходе реализации ведомственной целевой программы ответственному исполнителю государственной программы, в случае если реализация ведомственной целевой программы осуществляется в рамках государственной программы, либо субъекту бюджетного планирования, в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности.

33. Контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы осуществляется соответствующим ответственным исполнителем государственной программы, в случае если реализация ведомственной целевой программы осуществляется в рамках государственной программы, либо субъектом бюджетного планирования, в случае если реализация ведомственной целевой программы предполагается в рамках непрограммных направлений деятельности.»;

ш) пункты 34 и 35 признать утратившими силу;

щ) приложение к указанному Положению изложить в следующей редакции:

«ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о разработке,
утверждении и реализации
ведомственных целевых программ
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 23 февраля 2018 г. № 196)

Паспортведомственной целевой программы»____________________________________________»

Сроки реализации ведомственной целевой программы
Разработчик ведомственной целевой программы
Участники ведомственной целевой программы
Наименование государственной программы Российской Федерации, или наименование подпрограммы государственной программы Российской Федерации, или наименование непрограммного направления деятельности
Реквизиты документа, которым утверждена ведомственная целевая программа
Цели ведомственной целевой программы и их значения по годам реализации
Задачи ведомственной целевой программы
Параметры финансового обеспечения реализации ведомственной целевой программы

«.

2. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, № 43, ст. 6323):

а) абзац третий пункта 3 признать утратившим силу;

б) в Правилах разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных указанным постановлением:

в абзаце седьмом пункта 10 слова «и межпрограммных проектов (программ)» заменить словами «, межпрограммных проектов (программ) и ведомственных целевых программ»;

пункт 30 изложить в следующей редакции:

«30. В ранжировании участвуют проекты (программы), по которым утверждены (одобрены) паспорта проектов (программ), ведомственные целевые программы и (или) проекты ведомственных целевых программ, в отношении которых принято решение об их предварительном одобрении.

Утверждение (одобрение) приоритетных проектов (программ) осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2016 г. № 1050 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации».

Утверждение (одобрение) ведомственных проектов (программ) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.

Утверждение (одобрение) ведомственных межпрограммных проектов (программ) осуществляется федеральным органом исполнительной власти по согласованию с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, являющимися исполнителями и соисполнителями отдельных мероприятий ведомственных межпрограммных проектов (программ).

Утверждение ведомственных целевых программ осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

Решения о предварительном одобрении проектов ведомственных целевых программ принимаются руководителями федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов или организаций), являющихся разработчиками ведомственных целевых программ, в порядке, установленном для утверждения ведомственных целевых программ.»;

подпункт «а» пункта 54 после слов «межпрограммных проектов (программ)» дополнить словами «и ведомственных целевых программ»;

в подпункте «а» пункта 55 слова «ведомственных проектов (программ) и межпрограммных проектов (программ)» заменить словами «ведомственных проектов (программ), межпрограммных проектов (программ) и ведомственных целевых программ».

3. В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, № 3, ст. 546) слова «предусмотреть в проекте акта, предусмотренном абзацем третьим пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. № 1242 «О разработке, реализации и об оценке эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации,» заменить словами «внести до 1 марта 2018 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего».

ПРИЛОЖЕНИЕ
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 23 февраля 2018 г. № 196

Переченьутративших силу положений некоторых актов Правительства Российской Федерации

2. Абзацы третий и четвертый, седьмой — девятый подпункта «г», подпункт «з», абзацы второй, третий, седьмой и девятый подпункта «с», абзацы второй и третий подпункта «у», подпункты «ц» и «ч» пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 314 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 15, ст. 1799).

3. Подпункт «г» пункта 1 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1505 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 2, ст. 459), в части внесения изменения, касающегося пункта 28 Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ».

4. Абзац третий подпункта «б» пункта 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2015 г. № 320 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 15, ст. 2281).

Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

2. Настоящий приказ вступает в силу с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 39, ст. 4432).

Министр А. Фурсенко

Приложение

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение выполняет функцию примерного1.

3. Дошкольное образовательное учреждение реализует основные общеобразовательные программы дошкольного образования, а также осуществляет присмотр и уход за детьми.

4. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

5. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

6. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;

обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;

воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;

взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;

оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

7. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в учреждении соответствующих условий.

8. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для воспитанников от 2 месяцев до 3 лет; создает условия для социальной адаптации и ранней социализации воспитанников);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением развития воспитанников по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности и при необходимости в группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию воспитанников по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое). В группах оздоровительной, компенсирующей и комбинированной направленности приоритетное осуществление развития воспитанников осуществляется по тем направлениям, которые наиболее способствуют укреплению их здоровья, коррекции недостатков в их физическом и (или) психическом развитии.

9. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа воспитанников дошкольного возраста (далее — группа).

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование воспитанников в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

При необходимости в дошкольных образовательных учреждениях могут быть организованы:

группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются их содержание и воспитание, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8-10- часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

10. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее — устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

11. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом2.

12. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.

13. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за3:

невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;

жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;

нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения;

иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

14.В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений)4. В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер5.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

15. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

16. Права юридического лица у дошкольного образовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности возникают с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

17. Право на осуществление образовательной деятельности возникает у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии на осуществление образовательной деятельности.

18. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

19. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется основной общеобразовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой им самостоятельно. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования разрабатывается в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также примерной основной образовательной программой дошкольного образования, которая определяет содержание обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

20. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

21. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем воспитанников определяются уставом учреждения.

22. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение6.

23. Медицинское обслуживание воспитанников в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников7.

24. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений обязаны проходить периодические бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителя8.

Иные работники дошкольных образовательных учреждений проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования) за счет средств работодателя9.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

25. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

26. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

27. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

28. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы, в группах по присмотру и уходу за детьми — условия, учитывающие особенности их психофизического развития.

29. Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.

IV. Участники образовательного процесса

30. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, их родители (законные представители), педагогические работники.

31. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

32. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

33. Отношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон10.

34. Отношения воспитанника и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности воспитанника и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

35. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется его уставом.

36. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица11:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

37. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

38. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право12:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;

на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

39. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей работников ;

заработную плату работников, в том числе надбавки и доплаты к должностным окладам, порядок и размеры их премирования .

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

40. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

41. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно-общественный характер управления, является попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

42. Устав дошкольного образовательного учреждения и изменения к нему принимаются общим собранием и утверждаются учредителем в установленном порядке.

43. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом его уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

44. 3аведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;

распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав и в порядке, определенных законодательством Российской Федерации;

выдает доверенности;

открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;

несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

45. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника).

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации15.

Объекты собственности, закрепленные учредителем за дошкольным образовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения16.

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником17.

Учредитель дошкольного образовательного учреждения обеспечивает развитие и обновление материально-технической базы дошкольного образовательного учреждения.

При включении в состав воспитанников дошкольного образовательного учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов материально-техническая база дошкольного образовательного учреждения должна обеспечивать возможность беспрепятственного доступа их в помещения дошкольного образовательного учреждения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, специальных кресел и другие условия). Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды вправе пользоваться необходимыми техническими средствами, а также услугами ассистента (помощника), оказывающего им необходимую техническую помощь.

46. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом.

47. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

48. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 46 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

49. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются им в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения денежные средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

2Пункт 3 статьи 6 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2007, N 49, ст. 6070; 2011, N 23, ст. 3261).

4Пункт 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 1, ст. 21).

5Пункт 4 статьи 2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150).

6Пункт 5 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).

7Пункт 4 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).

8Пункт 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607; 2007, N 49, ст. 6070).

10Пункт 4 статьи 18 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1797; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2004, N 35, ст. 3607).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *