Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров

Порядок проведения

В соответствии со ст. 23 ФЗ “О безопасности дорожного движения” одной из превентивных медицинских мер, по обеспечению безопасности на дороге, является прохождение предрейсовых, предсменных, послерейсовых и послесменных осмотров. Все они должны проводиться в соответствии с правилами, утвержденными Приказом Минздрава № 835н от 15.12.2014.

Целью данных мероприятий является проверка состояния здоровья, водителя, садящегося за руль ТС на наличие заболеваний, которые препятствуют возможности водить автомобиль, на наличие алкоголя или токсических веществ, в том числе и остаточных явлений, после злоупотребления ими.

Проводить осмотр обязательно перед и после каждого рейса, если водитель осуществляет перевозку пассажиров или опасных грузов. Исключение касается лишь водителей, которые управляют ТС оперативных служб.

Как проводится предрейсовый медицинский осмотр водителей? При проведении осмотра осуществляется сбор данных состояния здоровья: осматриваются слизистые, кожные покровы, измеряется давление, пульс, опрашивается проверяемый.

По результату медицинского осмотра на руки водителю может быть выдано заключение либо об отсутствии оснований для отстранения его от работы, либо об их наличии.

В документе в первом случае, прописывается, что работник допущен к выполнению своих обязанностей, обязательно проставляются координаты лица, проводившего исследование.

Если исследование проводил работник, имеющий среднее медицинское образование, и выявил наличие заболеваний, препятствующих продолжению профессиональной деятельности, то он обязан отстранить водителя от работы и отправить его в медицинскую организацию для получения помощи.

Проверка на состояние опьянения

Для целей проверки наличия состояния опьянения проводится сначала визуальный осмотр, если есть основания полагать, что в поведении водителя есть признаки опьянения или остаточных явлений, проводится проверка на количество алкоголя в выдыхаемом воздухе.

Если исследование будет отрицательным, то медицинский работник должен обеспечить исследование мочи, для определения наличия или отсутствия в организме психотропных веществ.

Данный анализ должен проводиться точно в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития № 40 от 27.01.2006.

В этом документе утверждены рекомендации по отбору мочи. Предусмотрена необходимость контролировать процесс таким образом, чтобы исключить вероятность подмены исследуемого материала. Объем тары для сбора не должен быть менее 200 мл., а объем исследуемого материала, не более 100 мл, но не менее 30 мл.

Медицинский работник должен сначала провести первичное исследование, в первые 5 минут: замерить температуру, провести иммунохроматографический тест, определить плотность. Если показатели будут отклоняться от нормы, тогда моча отправляется на химико-токсикологическую экспертизу. Пересылка должна произойти в течение 2 суток, при условии, что в это время материал хранится в холодильнике.

Требования к медицинскому работнику

Осуществлять процедуру прохождения предрейсового медосмотра водителей могут люди, имеющие среднее или высшее медицинское образование.

Такие сотрудники могут включаться в штрат по правилам ч.4 ст 24 ФЗ № 323 от 21.11.2011. Либо для осуществления данной деятельности могут привлекаться сторонние медицинские организации. Оплата их работы должна производиться за счет работодателя.

В соответствии с п. 46 ст. 12 ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности” работа в медицинской сфере подлежит лицензированию, однако, по правилам ст. 3 этого же документа, получателем лицензии может быть только юридическое лицо или предприниматель.

Если обратиться к ст. 100 ФЗ № 323 от 21.11.2011, то можно узнать, что до 2026 года установлена возможность для специалистов заниматься медицинской деятельностью, если у них есть соответствующий сертификат.

Иными словами, если фирма взяла на работу медработника для осуществления осмотров, то ему получать лицензию не нужно. Но по правилам п.3 Постановления Правительства № 291 “О лицензировании медицинской деятельности” предрейсовые осмотры подпадают под определение медицинской деятельности, соответственно должны лицензироваться.

С другой стороны, получать лицензию должны фирмы, которые нанимают таких сотрудников. Но так как эта деятельность не является для них основной, то данное условие не является обязательным. На данный момент нет четкой регламентации данного вопроса, нет единой позиции и у судов.

Ответственность

Ответственность за нарушение правил прохождения предрейсового медицинского осмотра наступает по ст. 11.32 КоАП.

В соответствии с нормой назначается наказание в виде административного штрафа.

Гражданам придется отдать 1-1,5 тыс. рублей, должностным лицам 2-3 тыс. руб., юридическим лицам — 30-50 тыс. ИП будут отвечать в данном случае, как юридические лица.

Описанное выше наказание предусмотрено за невыполнение осмотра, а вот если в результате такого упущения на рейс был выпущен водитель, который находился в состоянии опьянения, тогда это правонарушение будет квалифицироваться по ст. 12.32 КоАП. Размер штрафа в этом случае будет существенно больше.

На должностных лиц, которые должны были освидетельствовать водителя может быть наложено взыскание в размере 20 тыс., а на фирмы — 100 тыс. рублей.

Проведение медицинских осмотров водителей, как перед работой, так и после ее завершения, — это обязанность, которая закреплена за их работодателями. Выполнять данные действия могут только люди имеющие медицинское образование.

Их можно нанять в штат фирмы или воспользоваться услугами сторонней организации, предварительно проверив у нее наличие лицензии. За нарушение правил КоАП предусматривает штраф. Относительно не большой — за невыполнение данных действий, и более существенный — за допуск к ТС водителя в состоянии опьянения.

Закона 835

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 июля 2018 г. N 835

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ

ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2012, N 2, ст. 301; N 53, ст. 7958; 2015, N 49, ст. 6964; 2016, N 1, ст. 234; N 30, ст. 4928; N 35, ст. 5326; N 38, ст. 5542).

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ ОРГАНАМИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И ОРГАНАМИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ЕЖЕГОДНЫХ ПЛАНОВ

ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

1. Подпункт «а» пункта 2 после слов «(их территориальные органы),» дополнить словами «Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»,».

2. Дополнить пунктом 3(2) следующего содержания:

«3(2). При разработке ежегодных планов Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» предусматривается:

а) включение плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в проект ежегодного плана по основаниям и на условиях, которые установлены пунктами 1 и 2 части 8 статьи 9 Федерального закона;

б) определение юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), плановые проверки которых включаются в проект ежегодного плана, с учетом оценки результатов проводимых за последние 3 года внеплановых проверок указанных лиц, анализа состояния соблюдения ими обязательных требований законодательства Российской Федерации, а также оценки потенциального риска причинения вреда, связанного с осуществляемой юридическим лицом деятельностью;

в) согласование с другими заинтересованными органами, указанными в пункте 2 настоящих Правил, проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) в случае, если осуществление плановых проверок намечается совместно с указанными органами;

г) составление проекта ежегодного плана по форме, предусмотренной приложением к настоящим Правилам, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне, а также с учетом требований законодательства Российской Федерации в отношении информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено;

д) направление проекта ежегодного плана до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, для рассмотрения в Генеральную прокуратуру Российской Федерации;

е) доработка проекта ежегодного плана с учетом предложений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поступивших по результатам рассмотрения указанного проекта в соответствии с частью 6.1 статьи 9 Федерального закона, и его утверждение генеральным директором Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».».

Комментарий к ст. 835 ГК РФ

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи такое право предоставлено банкам, прошедшим государственную регистрацию и имеющим лицензии на осуществление банковских операций в соответствии с ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Государственная регистрация кредитных организаций регулируется также ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Банк создается как хозяйственное общество (общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество) на основе любой формы собственности. Учредителями банка могут быть юридические и (или) физические лица, которым не разрешается выходить из состава участников в течение первых 3 лет со дня государственной регистрации этого банка.

Банк может совершать банковские операции исключительно на основании лицензии на осуществление банковских операций, которая выдается Банком России. Лицензия банку выдается после его государственной регистрации. Банк России рассматривает документы о государственной регистрации учреждаемого банка в срок, не превышающий 6 месяцев с даты их представления в территориальное учреждение ЦБ России по предполагаемому местонахождению данной организации.

С момента получения лицензии банк вправе осуществлять банковские операции.

В целях осуществления контрольных и надзорных функций Центральный банк России уполномочен:

— принимать решение о государственной регистрации кредитных организаций;

— осуществлять взаимодействие по вопросам государственной регистрации кредитных организаций с Федеральной налоговой службой;

— выдавать лицензии на осуществление банковских операций;

— вести реестр выданных лицензий;

— вести книгу государственной регистрации кредитных организаций.

Вновь регистрируемый банк или банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, вправе привлекать денежные средства во вклады, если:

— размер уставного капитала составляет величину не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей;

— банк выполняет обязанность о раскрытии неограниченному кругу лиц информации о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится банк (Положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П).

Кроме того, банки, принимающие вклады, в силу ФЗ от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» обязательно должны участвовать в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоять на учете в Агентстве по страхованию вкладов, которое осуществляет функции обязательного страхования вкладов. Со дня постановки банка на учет до дня снятия его с учета в системе страхования вкладов он будет считаться участником системы страхования вкладов в России.

уплачивает страховые взносы в фонд обязательного страхования вкладов;

представляет клиентам банка информацию об участии в системе страхования вкладов;

размещает указанную информацию в доступных для клиентов банка помещениях, где обслуживаются вкладчики;

ведет учет обязательств данного банка перед вкладчиком и встречных требований банка к вкладчику.

Таким образом, банк должен обеспечивать сохранность вкладов граждан и своевременно исполнять свои обязательства перед вкладчиками.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлена ответственность банка за принятие вкладов от граждан в следующих случаях:

— отсутствие у банка права на привлечение денежных средств во вклады;

— нарушение порядка, установленного законом или банковскими правилами.

В этом случае вкладчик вправе требовать:

— немедленного возврата суммы вклада;

— уплаты процентов на сумму вклада согласно ст. 395 ГК РФ;

— возмещения причиненных убытков сверх суммы процентов.

В случае если денежные средства приняты гражданином на условиях договора банковского вклада от юридического лица, то в силу ст. 168 ГК РФ такой договор считается недействительным (как нарушающий требования закона). По общему правилу такая сделка не влечет юридических последствий. В этом случае стороны такой сделки обязаны возвратить друг другу все полученное по сделке (ст. 167 ГК РФ).

3. Пункт 3 комментируемой статьи в дополнение к п. 2 устанавливает случаи ответственности банков за привлечение денежных средств во вклады при следующих обстоятельствах:

— продажа гражданам и юридическим лицам акций и иных ценных бумаг, выпуск которых признан незаконным;

— открытие вкладов для граждан под векселя или иные ценные бумаги, что исключает возможность получить держателю вклада по первому требованию и противоречит сущности договора банковского вклада.

4. Применимое законодательство:

— ФЗ от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»;

— ФЗ от 23.12.2003 N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»;

— ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

— Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И;

— Положение Банка России от 20.07.2007 N 307-П.

5. Судебная практика:

— Постановление Президиума ВАС РФ от 20.06.2013 N ВАС-3810/13;

— Определение ВАС РФ от 26.04.2013 N ВАС-3810/13;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2014 N 09АП-33435/14;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2014 N 19АП-6885/13;

— Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2014 N 19АП-6885/13;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2014 N 09АП-29597/14;

— Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2014 N 09АП-29851/14.

Комментарии Российской Газеты

Зарегистрирован в Минюсте РФ 16 апреля 2015 г.

Регистрационный N 36866

В соответствии с частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) и пунктом 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526), приказываю:

Утвердить Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров согласно приложению.

Министр В. Скворцова

Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.

2. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в отношении отдельных категорий работников в случаях, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации 1 .

3. Требование о прохождении обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров распространяется на индивидуальных предпринимателей в случае самостоятельного управления ими транспортными средствами 2 .

4. Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры проводятся перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения 3 .

5. Послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения 4 .

6. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов 5 .

7. Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя 6 .

8. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся медицинскими работниками, имеющими высшее и (или) среднее профессиональное образование, медицинской организацией или иной организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (в том числе медицинским работником, состоящим в штате работодателя 7 ) (далее — медицинская организация) при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), медицинским осмотрам (предсменным, послесменным).

9. Организация проведения обязательных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров возлагается на работодателя 8 .

10. Предсменные, предрейсовые и послесменные, послерейсовые медицинские осмотры проводятся в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 января 2006 г. N 40 «Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 февраля 2006 г., регистрационный N 7544) для определения в ней наличия психоактивных веществ.

11. В случае регистрации у работника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование (не более двух раз с интервалом не менее 20 минут).

12. По результатам прохождения предсменного, предрейсового и послесменного, послерейсового медицинского осмотра медицинским работником выносится заключение о:

1) наличии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения (с указанием этих признаков);

2) отсутствии признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

13. В случае проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинским работником, имеющим среднее профессиональное образование, при выявлении по результатам исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, нарушений в состоянии здоровья работника для вынесения заключений, указанных в подпунктах 1 пункта 12 настоящего Порядка, а также решения вопроса о наличии у работника признаков временной нетрудоспособности и нуждаемости в оказании медицинской помощи работник направляется в медицинскую организацию или иную организацию, осуществляющую медицинскую деятельность, в которой работнику оказывается первичная медико-санитарная помощь.

14. Результаты проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых, предсменных медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых, послесменных медицинских осмотров соответственно (далее — Журналы), в которых указывается следующая информация о работнике:

1) дата и время проведения медицинского осмотра;

2) фамилия, имя, отчество работника;

3) пол работника;

4) дата рождения работника;

5) результаты исследований, указанных в пункте 10 настоящего Порядка;

6) заключение о результатах медицинских осмотров в соответствии с пунктами 12 настоящего Порядка;

7) подпись медицинского работника с расшифровкой подписи;

8) подпись работника.

15. Журналы ведутся на бумажном носителе, страницы которого должны быть прошнурованы, пронумерованы, скреплены печатью организации, и (или) на электронном носителе с учетом требований законодательства о персональных данных и обязательной возможностью распечатки страницы. В случае ведения Журналов в электронном виде внесенные в них сведения заверяются усиленной квалифицированной электронной подписью 9 .

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

17. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

18. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров медицинский работник сообщает работодателю (уполномоченному представителю работодателя).

19. В случае выявления медицинским работником по результатам прохождения предрейсового, предсменного и послерейсового, послесменного медицинского осмотра признаков, состояний и заболеваний, указанных в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, работнику выдается справка для предъявления в соответствующую медицинскую организацию.

В справке указывается порядковый номер, дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового, предсменного или послерейсового, послесменного медицинского осмотра, цель направления, предварительный диагноз, объем оказанной медицинской помощи, подпись медицинского работника, выдавшего справку, с расшифровкой подписи.

Медицинская организация обеспечивает учет всех выданных справок.

1 Статья 213 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7031; 2013, N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6986) (далее — TK РФ), статья 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2013, N 52, ст. 7002) (далее — Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ).

2 Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

3 Пункт 4 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 48, ст. 6724; 2013, N 48, ст. 6165) (далее — Федеральный закон).

4 Пункт 5 части 2 статьи 46 Федерального закона.

5 Пункт 3 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

6 Пункт 5 статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ, статья 213 TK РФ.

7 Часть 4 статьи 24 Федерального закона.

8 Пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ.

9 Часть 3 статьи 19 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; 2013, N 27, ст. 3463).

Комментарий к Ст. 835 ГК РФ

1. Банк и небанковская кредитная организация, желающие получить право на привлечение денежных средств во вклады, должны отвечать определенным требованиям. Так, согласно п. 1 комментируемой статьи право банка на привлечение денежных средств во вклады должно основываться на соответствующей лицензии. В соответствии со ст. 13 Закона о банках лицензии на осуществление банковских операций, включая привлечение вкладов, выдаются кредитным организациям ЦБ РФ без ограничения сроков их действия.

Порядок выдачи банковских лицензий установлен Законом о банках и Инструкцией ЦБ РФ от 14 января 2004 г. N 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее — Инструкция ЦБ РФ N 109-И).

———————————
Вестник Банка России. 2004. N 15.

2. Законодательством установлены две различные процедуры приобретения права на привлечение вкладов юридических и физических лиц.

Во-первых, законодательство не предусматривает какой-либо специальной лицензии для привлечения во вклады средств юридических лиц. Банк или небанковская депозитно-кредитная организация могут проводить такие операции, имея свою обычную лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (п. п. 8.2.1, 8.2.2 и 8.3.2 Инструкции ЦБ РФ N 109-И).

Во-вторых, правом на привлечение вкладов от физических лиц может обладать только банк, имеющий следующие виды лицензий (так называемые сберегательные лицензии):

— лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях;

— лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте.

3. Для получения сберегательной лицензии банк должен отвечать определенным требованиям.

Во-первых, сберегательная лицензия может быть предоставлена банку, с момента государственной регистрации которого прошло не менее двух лет. Этот срок исчисляется с даты государственной регистрации. При слиянии банков в расчет принимается дата более ранней регистрации. С преобразованием банка этот срок не прерывается. Однако ст. 36 Закона о банках предусмотрела исключение из этого правила. Ею предусмотрено, что лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц может быть предоставлена вновь регистрируемому банку или банку, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, при соблюдении следующих условий:

а) размер собственных средств (капитала) этого банка составляет величину не менее 3 млрд. 600 млн. рублей;

б) банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органами управления банка.

Во-вторых, такой банк должен уже иметь лицензию на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) (п. 14.1.4 Инструкции ЦБ РФ N 109-И) на момент обращения в ЦБ РФ с ходатайством о предоставлении «сберегательной» лицензии. Последняя выдается дополнительно к основной.

В-третьих, банк должен отвечать требованиям Банка России для участия в системе страхования вкладов (см. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов), а также п. 14.2 Инструкции ЦБ РФ N 109-И).

———————————
Собрание законодательства РФ. 2003. N 52 (ч. 1). Ст. 5029.

В-четвертых, банк должен отвечать экономическим требованиям Банка России, перечисленным в п. 13.1 Инструкции ЦБ РФ N 109-И.

4. Пунктом 2 комментируемой статьи предусмотрены разные правовые последствия приема вклада без соответствующей лицензии Банка России в зависимости от того, является ли вкладчик физическим или юридическим лицом.

Вкладчик — физическое лицо вправе (но не обязан) потребовать немедленного досрочного возврата суммы вклада, а также уплаты процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ, и возмещения сверх суммы процентов всех причиненных ему убытков. При этом проценты, обусловленные договором, не выплачиваются. В подобных случаях договор является оспоримым.

Если вкладчик — юридическое лицо, то депозитный договор признается недействительным по ст. 168 ГК РФ (ничтожная сделка) с применением последствий, предусмотренных п. 1 ст. 167 ГК РФ. Лицо, принявшее депозит, обязано вернуть сумму вклада как неосновательно полученное имущество (ст. 1102 ГК), а также возместить вкладчику неполученные доходы (ст. 1107 ГК), в том числе проценты, установленные ст. 395 ГК РФ.

5. Последствия, предусмотренные п. 2 комментируемой статьи, распространены п. 3 этой же статьи на случаи, когда привлечение денежных средств было оформлено не договором банковского вклада, а с помощью сделки иной правовой формы (например, векселем, облигацией и иными ценными бумагами). Пункт 3 комментируемой статьи направлен на борьбу с различными способами обхода норм о защите прав вкладчиков-граждан.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *