Понятие и состав земельного правонарушения

Ответственность за нарушение земельного законодательства.
С точки зрения правового регулирования, «земля» рассматривается двумя понятиями: земля, как непосредственно, земельный участок; земля, как природный ресурс или объект. Примечательно, что оба понятия – есть объекты земельных отношений, регулирующиеся земельным законодательством, в частности, Земельный кодекс РФ, Закон о фермерском хозяйстве, Лесной и Водный кодексы РФ, и другие. Примечательно, что некоторые правовые отношения, касающиеся использования земли, могут регулироваться нормами гражданского, административного и иного законодательства. К примеру, земельные участки, относящиеся к категории земель общего пользования либо являющиеся природоохранными объектами, могут находиться только в федеральной собственности без права продажи и передачи в частную собственность (ст. 209-217 ГК РФ). Целевое назначение земельного участка с/х назначения может быть изменено только на основании решения исполнительного органа государственной власти. Также как и порядок наложения административных штрафов предусматривает, как Административный кодекс РФ, так и Земельный кодекс РФ. Любые сделки, объектами которых являются земли, в обязательном порядке подлежат государственной регистрации. За регистрацию незаконных сделок с землей предусматривается уголовная ответственность по статье 170 УК РФ. Право на землю реализуется через виды и формы собственности на земельные участки, которые в целом составляют земельный фонд России. Законодательство по субъектному праву предусматривает следующие формы земельной собственности: частная собственность – регулируется властью интересов отдельных групп и лиц; государственная собственность – регулируется властью государства в интересах общества; муниципальная собственность – регулируется властью органом местного самоуправления в целях реализации интересов населения и иных муниципальных образований; смешанные формы собственности. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства Юридическая ответственность за нарушение законодательства о недрах – схема принудительных мер, которые применяются к нарушителям земельного законодательства в целях предупреждения в дальнейшем правонарушений, наказания виновных лиц, а также, восстановления нарушенных прав. Кроме того, применение ответственности является мерой охраны земель, направленной на защиту субъективных прав на землю и порядок землепользования. Участниками правоотношений в сфере земельного законодательства являются: государство, выступающее в лице уполномоченных органов; физические, юридические и должностные лица, к которым может быть применено вид ответственности за правонарушение. Процесс ведения дел о земельных правонарушениях представляет собой сложный механизм, реализация которого осуществляется специализированными компетентными государственными органами. Ответственность за нарушение земельного законодательства складывается из двух составляющих: карательная – заключается в несении виновным лицом неблагоприятных последствий; восстановительная (компенсационная) – заключается в обязанности виновного своими силами частично или полностью компенсировать причиненный вред; перечень форм восстановления прав в сфере земельных отношений указан в главе 9 Земельного кодекса РФ. Объектами правонарушений в области земельных отношений являются: земельные участки, имущественные объекты, экологическая обстановка на конкретном земельном участке, находящаяся под охраной законодательства, правила использования земель целевого назначения. Отметим, что в случае прекращения прав собственности или пользования земельным участком, возникшего вследствие нарушения положений земельного законодательства, никаких мер ответственности не предусмотрено. Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства возникает только при наличии фактических оснований (явная вина нарушителя, наличие факта правонарушения, влекущего за собой негативные последствия, наличие причинной связи между совершенным правонарушением и последствиями). Земельными правонарушениями являются нарушения прав собственности на землю, порядка использования земли и требований в сфере охраны земель. Также, земельные правонарушения предполагают действия должностных лиц, которые в той или иной мере связаны с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих полномочий. Земельное правонарушение — есть противоправное общественно-опасное действием либо бездействием, которые создают угрозу возникновения негативных последствий относительно объекта посягательства – земли. Состав правонарушения образуется совокупностью основных элементов, входящих в состав земельного законодательства: Объект правонарушения – земля. Объективная сторона – противоправное деяние, нарушающее земельное законодательство (неуплата земельного налога, неуплата арендной платы, загрязнение земель и т.д. ).
Субъект правонарушения – физическое (граждане и должностные лица, за исключением руководителей общественных объединений) или юридическое лицо. Субъективная сторона правонарушения – факт наличия вины правонарушителя (умышленная или неосторожная). В некоторых случаях для привлечения к ответственности не требуется наличия факта вины (ст.1079 ГК РФ), например для предприятий – источников повышенной опасности, допустивших аварийный разлив нефти из нефтепровода, результатом чего стало повреждение земель. В данном случае это является правонарушением и повлечет за собой соответствующую меру ответственности, если только причинитель вреда не докажет, что правонарушение возникло в результате непреодолимой силы либо умышленных действий потерпевшего. Состав правонарушения в сфере земельного законодательства может быть формальным (например, искажение сведений о состоянии и использовании земель) либо материальным (например, использование агрохимикатов, вызвавших загрязнение земель). Характеристики правонарушений различают по признакам классификации. Одним из наиболее важных значений в сфере земельных правоотношений несет в себе классификация по видам ответственности, которые прописаны в главе 8 Земельного кодекса РФ, они делятся по материальному признаку на: гражданско-правовую, административную, уголовную, трудовую и дисциплинарную ответственность, применяемую на основании конкретного нормативно-правового акта. Земельные преступления являются уголовно-наказуемыми деяниями, как посягательство на землю. Административные правонарушения являют собой действия или бездействия, влекущие за собой административные наказания виновных лиц. Дисциплинарные проступки в сфере земельного законодательства касаются различного рода взысканий по службе виновного лица со стороны нанимателя или руководящего органа. Гражданские правонарушения являются следствием причинения имущественного вреда или вреда, причиненного здоровью граждан и окружающей среде. Классификации земельных правонарушений различаются в зависимости от степени общественной опасности, определяемой посредством выяснения обстоятельств, размеров причиненного ущерба и последствий противоправных действий в целом.
Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства предполагает: экологические правонарушения, представляющие собой посягательство на землю, как на элемент, входящий в состав экосистемы (ст.ст. 254, 246 УК РФ); экономические правонарушения, являющие собой посягательство на землю, как на объект хозяйственного назначения (ст.167 УК РФ); производственные правонарушения, являющие собой посягательство на объекты, произрастающие из земли (ст.ст. 231, 260 УК РФ).Ответственность за нарушение земельного законодательства регулируется статьей 75 Земельного кодекса РФ и представляет собой применение дисциплинарных взысканий к работнику, не исполнившему либо выполнившему ненадлежащим образом свои должностные обязанности, в результате чего его предприятие понесло перед государством административную ответственность (ст.192 ТК РФ).
Административная ответственность за нарушение земельного законодательства делится в зависимости от объекта правонарушения и бывает: за экономические правонарушения (ст.7.1. КоАП РФ) за экологические правонарушения (ст. 8.6. КоАП РФ) за нарушения, возникшие вследствие мелиорации земель и ветеринарии (10.9 КоАП РФ) Дисциплинарная ответственность может быть применена только к временному или постоянному работнику, в чьи трудовые обязанности входит соблюдение земельно-правовых норм. Дисциплинарные взыскания выносятся за правонарушения, выявленные в период рабочего времени и могут быть применены совместно с имущественной и дисциплинарной ответственностью.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства представляет собой юридическую норму, включающую имущественное содержание, а значит, меры, применяемые к правонарушителю, носят исключительно имущественный (материальный) характер. Соответственно, применение ответственности имущественного характера предполагает наличие причиненного ущерба (утрата ценностей, упущенная выгода, вынужденные затраты на устранение негативных последствий, возникших вследствие причиненного вреда). Гражданско-правовая ответственность предполагает материальную ответственность правонарушителя только перед лицом, чьи права были нарушены, включая имущественные санкции, возложенные на потерпевшую сторону.

Правонарушение — это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан. Правонарушение указывает на момент возникновения юридической ответственности, порождает определенные правоотношения и соответствующую обязанности виновного лица.

В действующем земельном законодательстве не сформулировано понятие земельного правонарушения.

Исходя из приведенного выше общего определения, земельным правонарушением следует считать виновное, противоправное действие (бездействие) лица, которое не исполняет обязанности о рациональном и бережном использовании земельных ресурсов, препятствует осуществлению прав и законных интересов собственников земли, ее владельцев и пользователей, нарушает установленный государством земельный правопорядок и управление землей, как национальным богатством.

Земельное правонарушение, как и любое другое, характеризуется четырьмя элементами:

    1. объект правонарушения;
    2. субъект правонарушения;
    3. объективная сторона правонарушения;
    4. субъективная сторона правонарушения.

Объект правонарушения — земельный правопорядок (у некоторых авторов — земельный строй), а также права и законные интересы собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Субъект правонарушения — достигшее определенного возраста дееспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. Субъектами земельных правонарушений могут выступать граждане и юридические лица, независимо от формы собственности и подчиненности. Ими могут быть как правообладатели земли, которые сами допускают нарушения земельного законодательства о земле (собственники, арендаторы и т. п.), так и те, которые не являются субъектами земельных отношений (например, самовольно занявшие земельный участок).

Таким образом, субъектами земельных правонарушений могут выступать:

    1. исполнительные органы государственной власти;
    2. органы местного самоуправления;
    3. юридические лица;
    4. должностные лица;
    5. граждане.

В этом случае они выступают субъектами ответственности за нарушение земельного законодательства, которая возлагается на них в определенной процессуальной форме (судебной, административной, договорной и т.д.).

Объективная сторона правонарушения — противоправное деяние (действие или бездействие), совершаемое вопреки требованиям земельного законодательства. Земельное правонарушение может быть совершено как путем активных действий, так и в результате бездействия.

Субъективная сторона правонарушения характеризующаяся наличием вины (земельные правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности).

Виды земельных правонарушений

Акты противоправного поведения позволяют классифицировать земельные правонарушения по самым различным основаниям, в частности в зависимости:

1) от наличия вреда природной среде:

    • земельные правонарушения, направленные против рационального использования земель, законных интересов и прав собственников земли, землепользователей, арендаторов («чисто» земельные);
    • земельные правонарушения с экологической окраской, являющиеся одновременно и земельными, и экологическими правонарушениями.

2) от степени общественной опасности:

    • преступления (УК);
    • проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

3) от вида ответственности, наступающей за их совершение:

    • уголовные преступления;
    • административные проступки;
    • дисциплинарные проступки;
    • гражданско-правовые проступки.

Определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства утверждено Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404.

4. Михайленко К. Роль и значение социального педагога в исправлении несовершеннолетнего осужденного, отбывающего наказание в воспитательной колонии // Закон и право. — 2009. — № 7. — С. 77-79.

6. Российская газета. — 2010. — 26 авг. — С. 6-7.

8. Тюрьмы и права человека. — Рязань: ВШ МВД РФ, 1997. — С. 60.

9. Философский словарь. — M., 1997. — С. 136.

И. С. Уханов

К вопросу о применении гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства

В соответствии с действующим земельным законодательством, за правонарушения в области использования и охраны земель устанавливается административная, уголовная, дисциплинарная ответственность, а также обязанность возместить причинный вред (гражданско-правовая ответственность). Дифференциация видов ответственности производится в зависимости от характера и степени общественной опасности совершённого противоправного деяния, от особенностей общественных отношений, на которые посягает правонарушитель, от размера причиненного вреда и других обстоятельств. Названные виды юридической ответственности обладают определенными характерными чертами и в соответствии с определёнными признаками отличаются друг от друга.

Известно, что гражданско-правовая ответственность налагается не только при нарушении каких либо правил, установленных государством, но и закрепленных в соответствии с законом сторонами в договоре. Следовательно, гражданско-правовая ответственность представляет собой претерпевание правонарушителем установленных законом или договором мер государственно-принудительного воздействия, которые влекут для него отрицательные неблагоприятные (невыгодные) имущественные последствия .

В настоящей статье отдельное внимание будет уделено вопросам гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства. Меры гражданско-правовой ответственности применяются в случаях нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда земле, как природному объекту и природному ресурсу, компоненту окружающей среды, а также правам и законным интересам субъектов земельных правоотношений

(собственникам земельных участков, землевладельцам, землепользователям, арендаторам, обладателям сервитута) .

Нормами гражданского законодательства определяются общие положения, касающиеся возмещения вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства обладателю прав на земельный участок. Но не только Гражданский кодекс Российской Федерации выступает правовым основанием применения гражданской ответственности за правонарушения в области охраны и использования земель. Также важную роль играют и Земельный кодекс Российской Федерации . В ст. 15 Гражданского кодекса РФ отмечается, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Статья 1064 Гражданского кодекса Рф, развивает это положение: «вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред». Подобные правовые нормы, прописаны также в ст. 76 Земельного кодекса РФ. Здесь отмечается, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.

Причиненный вред выражается в убытках, под которыми понимают расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно было произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которое это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Следовательно, если лицом, нарушавшим закон или договор, были получены доходы, то лицо, право которого было нарушено, имеет право потребовать возмещения наряду с другими убытками, также и упущенной выгоды в размере не меньшем, чем полученные незаконно доходы.

При регулировании земельных отношений мы также вполне можем применять подобное понятие убытков. В ст. 62 Земельного кодекса отмечается, что убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. В соответствии с п. 2 данной статьи, на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре

(восстановлению плодородия почв, восстановлению земельных участков в прежних границах, возведению снесенных строений или сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и информационных знаков, устранению других земельных правонарушений и исполнению возникших обязательств).

О возмещении ущерба также говорится и в ст. 76 Земельного кодекса РФ. В положениях этой статьи указывается, что самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Немаловажным является и тот факт, что нарушение земельного законодательства может привести не только к имущественным потерям, но и причинить вред жизни и здоровью граждан, а также моральный вред, под которым законодатель понимает физические или нравственные страдания. Основания и порядок возмещения вреда, причинённого жизни и здоровью граждан, и компенсации морального вреда также установлены гражданским законодательством. При этом компенсация морального вреда физическому лицу осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба (ст. 1084-1094; 1099-1101 ГК РФ) .

Своеобразие земельных отношений и специфика условий причинения вреда в случаях нарушения земельного законодательства формируют особенности правового регулирования данных вопросов. Утрата или повреждение имущества могут быть выражены в порче земель, невозможности ее обработки и использовании в определенных целях, принудительной консервации. А это, как правило, влечет за собой упущенную выгоду, под которой обычно понимается стоимость сельскохозяйственной продукции, которую потерпевший смог бы получить со своего участка, если бы его имущественные права не были нарушены.

Таким образом, общее содержание убытков, причиненных в результате земельного правонарушения, заключается в следующем: это совокупность расходов, которые пострадавшее лицо произвело

(должно будет произвести) для восстановления своих нарушенных прав.

В действующем российском законодательстве предусмотрены случаи возмещения убытков, причиненных как правомерными действиями, так и вследствие правонарушения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.05.03 г. № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» . Основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Список литературы

1. Земельное право: курс лекций / под ред. И.А. Соболя. — СПб., 2013. -С. 99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 32. -Ст. 3301.

4. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. — № 44. -Ст. 4147.

5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. — № 19. -Ст. 1843.

6. Уханов И.С. О реализации прав граждан на получение земельных участков из государственных или муниципальных земель // Права человека и правоохранительная деятельность (посвящается памяти профессора А.В. Зиновьева): Материалы региональной науч.-практ. конф. 21 мая 2015 г. — СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2015. — С. 279.

Земельные правонарушение представляет собой негативное социальное явление, так как его результатом является посягательство на существующей в стране земельный правопорядок, цель которого обеспечить рациональное использование и охрану земель и защиту лиц, использующих земельные участки.

Земельное правонарушение это виновное противоправное действие или бездействие, его совершение является правовым основанием для применения мер воздействия и привлечения к юридической ответственности.

Объектом земельных правонарушений является земельный правопорядок, то есть установленный законодательством порядок использования и охраны земель, общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов российской федерации.

Объективная сторона земельного правонарушения выражается в поведении, нарушающим требования земельного законодательства. Действие выражается в совершении активных действий, нарушающих законодательство. Бездействие выражается в невыполнении обязательных требований земельного законодательства.

Состав земельных правонарушений может быть как материальным, так и формальным. В последнем случае правонарушение имеет место быть без причинения какого-либо вреда или наступления иных последствий, то есть достаточно совершения действия. Материальный состав предполагает наступление последствий.

Субъектами земельных правонарушений могут быть как граждане, так и юридические лица, а также лица без гражданства, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления. При этом субъектом правонарушения может быть как правообладатель земельного участка, так и не быть им.

Субъективная сторона земельного правонарушения выражается наличием вины.

Виды земельных правонарушений. Петровым была предложена классификация земельных правонарушений на две группы:

  1. земельно — правовые нарушения, лишенные экологические краски и не связанные с причинением вреда землям как составной части окружающей природной среды
  2. земельные правонарушения, совершение которых связано с причинением вреда землям являющиеся одновременно экологическими правонарушениями.

Общий подход к классификации правонарушений на преступления и проступки также применим к земельным правонарушениям. Правонарушения могут быть земельными проступками, за совершение которых предусмотрены меры административной ответственности и земельными преступлениями, за которые предусмотрены меры уголовной ответственности. За нарушение требований земельного законодательства ЗК предусматривает административную, уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность. За нарушение земельного законодательства возможно принудительное прекращение прав на земельный участок.

Новая редакция Ст. 75 ЗК РФ

1. Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на земли, их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

2. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к Статье 75 ЗК РФ

В ст. 75 ЗК речь идет о регрессной дисциплинарной ответственности работника в случае, если в результате его неверных действий на организацию — работодателя будет наложено административное взыскание в связи с негативным воздействием на состояние земель. Возложение на организацию — работодателя административной ответственности является, согласно части первой ст. 75 ЗК, обязательным условием применения дисциплинарной ответственности к работнику.

Дисциплинарная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, который применяется наряду с уголовной, административной и гражданской ответственностью.

Непосредственно из п. 1 статьи 75 ЗК вытекает, что работодатель обязан привлекать к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в проектировании, размещении и вводе в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами. Таким образом, к дисциплинарной ответственности могут быть привлечены не только непосредственные исполнители, но и руководители работ, иные должностные лица.

Установление видов дисциплинарных взысканий и порядок их применения относится к полномочиям федерального законодателя и установлены в ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК).

Согласно ст. 192 ТК ТС дисциплинарным проступком является неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. В случае применения дисциплинарной ответственности, предусмотренной ст. 75 ЗК, такие обязанности могут быть связаны с проектированием, размещением и вводом в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное воздействие на состояние земель и их загрязнение. За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение.

Увольнение в качестве меры дисциплинарного взыскания в связи с нарушением земельного законодательства осуществляется по инициативе работодателя на основании, например, частей 5, 6 ст. 81 ТК РФ за неоднократное невыполнение без уважительных причин трудовых обязанностей, однократное грубое нарушение трудовых обязанностей работником.

Согласно ст. 193 ТК до применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан потребовать от работника письменное объяснение. Применяется дисциплинарное взыскание не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, и не позднее шести месяцев со дня его совершения, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — не позднее двух лет со дня его совершения.

Срок применения дисциплинарного взыскания в случае, предусмотренном ст. 75 ЗК, по ее смыслу должен исчисляться с момента применения к организации — работодателю административной ответственности, что может быть обжаловано работником в установленном порядке в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, а также в суд.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ о применении дисциплинарного взыскания доводится до работника под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание (за исключением увольнения) погашается по истечении года, если за этот срок работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены особенные виды дисциплинарных взысканий в специальных законах.

В частности, согласно ст. 57 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», к государственному гражданскому служащему представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

5) увольнение с гражданской службы по специальным основаниям.

Условием применения дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему, кроме обязательного получения письменного объяснения, является служебная проверка. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени проверки, и не позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка.

Имеется еще ряд федеральных законов, которыми устанавливается дисциплинарная ответственность отдельных категорий работников. Согласно ст. 27 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» дисциплинарная ответственность муниципального служащего бывает в виде:

1) замечания;

2) выговора;

3) увольнения с муниципальной службы по специальным основаниям.

Согласно ст. 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на сотрудника органов внутренних дел могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) увольнение со службы в органах внутренних дел.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» к сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в специальном звании;

5) лишение медалей Следственного комитета;

6) лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;

7) предупреждение о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из Следственного комитета по специальному основанию.

Согласно ст. 41.7 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» к прокурорским работникам могут применяться следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) понижение в классном чине;

5) лишение нагрудного знака «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации»;

6) лишение нагрудного знака «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации»;

7) о неполном служебном соответствии;

8) увольнение из органов прокуратуры.

Законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться виды дисциплинарных взысканий для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих органов местного самоуправления, расположенных на территории соответствующих субъектов Российской Федерации, которые соответствуют видам дисциплинарных взысканий, установленным Федеральными законами «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» и «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Например, ст. 20 Закона Республики Северная Осетия (Алания) от 30 декабря 2005 года N 75-РЗ «О государственной гражданской службе Республики Северная Осетия — Алания», за совершение дисциплинарного проступка гражданским служащим, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение им по собственной вине возложенных на него служебных обязанностей, применяются: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; освобождение от замещаемой должности; увольнение с гражданской службы. Аналогичные виды дисциплинарной ответственности содержатся в ст. 28 Закона Приморского края от 7 августа 2012 года N 51-КЗ «О государственной гражданской службе Приморского края».

Согласно ст. 31 Закона Чеченской Республики от 26 июня 2007 года N 36-РЗ «О муниципальной службе в Чеченской Республике» за совершение дисциплинарного проступка — неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей — к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Другой комментарий к Ст. 75 Земельного кодекса Российской Федерации

Меры дисциплинарной ответственности предусмотрены ТК РФ, а также иными законодательными и нормативными правовыми актами. Определение дисциплинарного проступка как неисполнения или ненадлежащего исполнения работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей закреплено в ст. 192 ТК РФ.

Дисциплинарный проступок совершается в форме действия и бездействия. Бездействие выражается в неисполнении работником своих трудовых обязанностей. Субъективную сторону дисциплинарного проступка образует вина в форме умысла или неосторожности. Вопрос о применении к работнику мер дисциплинарного взыскания решается работодателем. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем, а работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ).

За совершение дисциплинарного проступка работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организаций за невыполнение трудовых обязанностей, которые связаны с соблюдением требований земельного законодательства. Дисциплинарная ответственность может быть наложена также на руководителей организаций в случае дачи ими противоправного распоряжения подчиненным, выполнение которого повлекло нарушение норм земельного законодательства.

Порядок применения дисциплинарных взысканий урегулирован в ст. 193 ТК РФ. Так, до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

В соответствии со ст. 194 ТК РФ если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому взысканию, то он считается не имеющим взыскания. Работодатель имеет право до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *