Понятие и система международного экологического права

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право представляет собой совокупность международных правовых принципов и норм, регулирующих отношения между субъектами международного права по поводу охраны природной среды, ее рационального использования и воспроизводства, обеспечения существования благоприятной для жизни человека экосистемы. Первые природоохранные соглашения были заключены в XIX в.: Соглашение об охране морских котиков 1897 г. Качественный скачок в развитии международного экологического права произошел после 1972 г. Этот скачок связан с работой Стокгольмской конференции ООН по проблемам окружающей человека среды. В настоящее время еще нельзя говорить о наличии международного экологического права как полностью сложившейся отрасли международного нрава, по процесс становления и развития этой отрасли идет быстрыми темпами.

Международное экологическое право не кодифировано. Его нормы закреплены в многочисленных международных правовых актах, имеющих комплексный характер. Некоторые принципы и нормы, касающиеся защиты окружающей среды, включены в другие отрасли международного права – морское, воздушное, космическое, право международной безопасности. Для окончательного формирования международного экологического нрава как самостоятельной отрасли международного права необходима его кодификация. Эта проблема является постоянным предметом обсуждения в рамках Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП). Принятие универсального кодификационного акта по международному экологическому праву позволило бы систематизировать сложившиеся в этой сфере нормы, закрепить принцип равноправного и взаимовыгодного сотрудничества государств в целях обеспечения экологической безопасности.

Уже довольно давно в порядке формирования международно-правового обычая происходит становление принципа охраны окружающей среды в качестве когентного принципа общего международного права. Однако до сих пор этот принцип не получил всеобщего opinio iuris и нигде не зафиксирован в качестве сверхимперативной нормы международного права.

Международное экологическое право представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей современного международного права. Главные направления правового регулирования в области охраны окружающей среды следующие.

  • 1. Предотвращение и ограничение вредного воздействия на окружающую природную среду. Вредное воздействие на природную среду в основном связано с различными видами ее загрязнения, которые отличаются по своей природе (химическое, радиоактивное, шумовое) и по объектам воздействия (морская среда, пресные воды, воздушное и космическое пространство, атмосфера, почва).
  • 2. Обеспечение рационального (экономически целесообразного) использования природных ресурсов. При регулировании ресурсопользования необходимо стремиться как к сохранению самих ресурсов, так и предотвращению неблагоприятных последствий их эксплуатации для иных природных объектов.

Международное экологическое право имеет единый объект регулирования – окружающая природная среда как комплекс материальных благ, основных производных от нее материальных и нематериальных благ, условий и гарантий физической и экономической жизни человека. Международно-правовая охрана охватывает те элементы окружающей среды, которые непосредственно влияют на существование человечества и состояние которых зависит от поведения государств. К таким элементам относятся Мировой океан и его природные ресурсы, атмосфера, флора и фауна, уникальные природные комплексы, околоземное воздушное пространство, пресноводные ресурсы, генетический фонд Земли, т.е. те природные ресурсы и объекты, которые являются достоянием всего международного сообщества или нескольких государств.

Категории мировых природных ресурсов с точки зрения международного права можно разделить на национальные и международные.

Национальные природные ресурсы (объекты) находятся под суверенитетом или юрисдикцией отдельных государств. Государства обладают суверенитетом над национальными природными ресурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемости суверенитета закреплен в резолюции ГА ООН «Неотъемлемость естественных ресурсов» 1962 г. и в Декларации Стокгольмской конференции по проблемам окружающей среды 1972 г.: «Государства имеют суверенное право разрабатывать свои естественные ресурсы согласно своей национальной политике в области окружающей среды».

Государства обязаны рационально использовать свои природные ресурсы, учитывать их потенциальные возможности, необходимость воспроизводства, нс допускать необратимого негативного воздействия на природную среду. Государства не вправе изменять естественные природные ресурсы на своей территории, если это может оказать вредное воздействие на природу других государств. Это положение основано на общем принципе права – пользоваться своим так, чтобы не вредить другим (от лат. sic utere tuo ut alienum non laedas – так используй свое, чтобы не причинить вред чужому).

В Стокгольмской декларации 1972 г. закреплена обязанность государств нести ответственность за деятельность в рамках своей юрисдикции или контроля, причинившей ущерб природной среде других государств или районов, находящихся за пределами национальных юрисдикций. Этот принцип установлен также в Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду 1977 г. и в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

За причинение экологического ущерба государство обязано нести международно-правовую ответственность. Реализация этой ответственности воплощена в судебных и арбитражных решениях по межгосударственным спорам об ущербе в результате загрязнения.

С середины 1970-х гг. в праве международной ответственности и в международном уголовном праве началось формирование новых составов международных преступлений – преступления против человеческой цивилизации. Среди этих составов: экоцид (преступные посягательства на окружающую природную среду), терроцид (уничтожение Земли как геологического тела), биоцид (уничтожение флоры и фауны планеты). Ответственность за экоцид предусмотрена в уголовном законодательстве многих государств (например, ст. 358 Уголовного кодекса РФ). Биоцид и терроцид как международные преступления находятся в стадии становления.

Международные природные ресурсы (объекты) постоянно находятся вне пределов национальной юрисдикции какого-либо государства либо в процессе своего естественного цикла оказываются на территории различных государств. Универсальные природные ресурсы находятся в общем пользовании всего человечества (Антарктика, открытое море, морское дно за пределами континентального шельфа, космическое пространство и небесные тела; находящиеся в этих пространствах природные ресурсы). Многонациональные природные ресурсы принадлежат двум и более государствам и используются этими государствами (водные ресурсы международных рек, пограничные природные комплексы или месторождения полезных ископаемых, популяции мигрирующих видов животных).

Правовой режим охраны и использования международных природных ресурсов регулируется международным правом. Правовой статус универсальных ресурсов основан на принципе национального неприсвоения и общего пользования, который выражается в равном праве всех государств использовать такие ресурсы с учетом интересов других членов международного сообщества и требовать охраны окружающей среды.

© 2006 г. Д.Ю. Савон

ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА

К проблемам, затрагивающим жизненные интересы всего человечества, в первую очередь можно отнести те, которые имеют в своей основе отношение «общество — природа» — это энергетическая, сырьевая и экологическая. Вопросы, связанные с их решением, стали предметом острой, оживлённой дискуссии в научных кругах, высоких правительственных инстанциях, международных общественных и политических организациях.

Есть мнение, что современный тип цивилизации, который стал формироваться в эпоху позднего средневековья, — когда на первый план общественного прогресса и взаимодействия «человек — природа» вышли развитие техники и технологии, способность к обновлению и преумножению знаний и практическое их применение, — обнаружил свои исторические пределы в виде истощения природных ресурсов и экологического кризиса.

Разработка долгосрочной стратегии преодоления экологического кризиса, а также ее реализация делают необходимым учет национальных и региональных условий комплекса тактических мер, интенсифицирующих экологизацию технологического развития производства. Для этого нужно, во-первых, включить потребность в этих мерах в мотивационный механизм хозяйствующих субъектов; во-вторых, иметь финансовые ресурсы и технику (технологии), позволяющие эффективно осуществлять этот процесс. При этом, в качестве главного практического инструмента сопряженности процессов хозяйственного (технологического) и биосферного развития выступают экологические ограничения (запреты) или стимулы, вводимые через соответствующие хозяйственный и правовой механизмы.

Экологизация технологического развития — это структурированный процесс, имеющий несколько альтернативных, взаимодополняющих (интерферирующих) направлений. У каждого из них свои границы, изменяющиеся во времени под воздействием естественнонаучных предпосылок и социально-экономических условий их реализации :

1. Повышение качества «пристроенной» техники и расширение масштабов ее использования.

При массовом применении механической технологии основным путем экологизации технологического развития является расширение масштабов использования и повышение качества «пристроенной» техники, предназначенной для устранения загрязнений, имманентно присущих технологическим системам. Однако это может отвлечь инвестиции от основного производства и вызвать замедление темпов экономического роста, о чем свидетельствуют отечественный и зарубежный опыт.

2. Создание замкнутых региональных технологических систем на принципах малоотходности.

Отходы производства — это неиспользованные вещество и энергия, на которые уже затрачен труд в определенной общественной форме. Поэтому безотходное производство и рециклинг позволяют без существенного увеличения антропогенной нагрузки на природные системы расширить потребление материальных и энергетических ресурсов.

Однако при механической технологии данный принцип (малоотходно-сти, безотходности) не может быть реализован только в условиях одной хозяйственной отрасли, на уровне отдельных самостоятельно хозяйствующих субъектов, поскольку потребовалось бы усиление их многопрофильно-сти, увеличение размеров и, как следствие, уменьшение гибкости, способности к быстрой технологической и организационной перестройке, так необходимой в современных экономических условиях. Требуются принципиальные изменения в территориальной организации производства. Для регионов с высокой степенью изношенности природной среды возможности наращивания промышленного потенциала будут зависеть от создания региональных технологических систем, обеспечивающих изготовление нескольких видов продукции при минимальном объеме веществ на выходе и наиболее полной утилизации энергии, вовлекаемой в данный процесс (комплекс технологически взаимосвязанных производств, в котором отходы одного из них используются в других технологических циклах, т. е. служат сырьем для последующей стадии).

Экологизация народного хозяйства, предприятий промышленности и АПК предполагает интенсивное развитие НТП и перевод его на эколого-экономические, экономико-организационные и эколого-технические отношения (таблица). Этот процесс может вестись по следующим основным стратегическим направлениям :

1) путем осуществления системы организационно-технических решений, энергосберегающих, природоохранных и других мероприятий без существенной перестройки основных производственных фондов на предприятиях — без остановки их действия и снижения выпуска продукции;

2) в процессе расширенного воспроизводства основных фондов народного хозяйства (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение и капитальный ремонт) это достигается проектно-строительными мерами.

Эти направления часто в научных исследованиях обосновываются как самые кардинальные, но имеют, по нашему мнению, ряд ограничений .

Пути ресурсосбережения

Направление Путь

Внедрение ресурсосберегающих технологий «Безотходная» Малоотходная Новая техника Повышение выхода продукции Снижение ресурсоёмкости Удлинение срока службы продукции

Взаимозаменяемость ПК Материалы-заменители Материалы экономичные Нетрадиционные источники энергии Повышение качества продукции

Экономико-математические методы Задачи линейного и динамического программирования: раскрой, смесь, распределение, транспортирование, … Эколого-экономическое моделирование Балансы

Нормирование ПК Нормы: изъятие ресурса, расход, запас, плата за ресурсы

Экономия ПК Интенсификация использования Комплексное использование Использование вторичных ресурсов Уменьшение потерь и отходов Снижение норм расхода и т. д.

Во-первых, с точки зрения принципов термодинамики создание безотходных технологий означало бы нарушение ее фундаментальных начал, попытку изобрести вечный двигатель. Вещественно (не только энергетически) абсолютно замкнутые технологии (безотходные) теоретически неосуществимы, поскольку даже природные циклы замкнуты лишь условно, и между ними существует обмен во всех экологических компонентах. Поэтому термин «безотходная технология», по существу, характеризует некий недостижимый идеал, а реально речь идет о выборе из всей имеющейся совокупности той технологии, которая обладает максимальной малоотход-ностью. Этому требованию в наибольшей степени отвечают принципиально новые технологии.

Во-вторых, экологизация технологического развития не может рассматриваться как линейный процесс, связанный с равномерным вымыванием устаревших технологий в каждой отрасли промышленности и заменой их на новые безотходные, обладающие большей экологичностью. Технологический уклад — это целостное и устойчивое образование, развитие которого осуществляется не путем замены отдельных технологий, а путем чередования длительных этапов эволюционного развития технологического базиса. Внедрение отдельных технологий в традиционные технологические цепи не дает существенных сдвигов из-за неприспособленности сопряженных технологических систем к преимуществам этих технологий;

3) Освоение принципиально новых технологий. Наиболее радикальное направление экологизации данного процесса связано с заменой преобразованного предмета природы, используемого в механической технологии в качестве средства труда, природными процессами (физическими, химическими, биологическими и другими), позволяющими коренным образом из-

менять свойства и качества вещества, а не только его форму. В результате формируются принципиально новые производственные технологии, основанные на структурных изменениях в предмете труда на молекулярном, атомном и субатомном уровнях. Для таких технологий по сравнению с традиционными характерны более высокая ресурсоотдача и безотходность, что создает предпосылки для создания экологически чистого и экономически эффективного производства.

Однако недостаток естественно-научных знаний и преимущественно экономико-технократический подход к разработке новых технологий приводит к появлению также новых экологических проблем и противоречий. Следствие — неизвестные загрязнители, нарушающие качество окружающей среды. Это делает необходимым «экологическое сопровождение» уже на ранних стадиях разработок в этой области. Кроме того, их использование приводит к резкому возрастанию антропогенных нагрузок на природные системы при аварийных ситуациях, и последствия аварий таких технологических систем несопоставимы с неблагоприятными последствиями эксплуатации механической техники и технологии ;

4) Организация экологического производства. Например, размещаемое в космосе производство новых нужных людям свойств, качеств, звеньев природных систем, или производство новых сред с заданными свойствами. По мнению ряда исследователей, их создание — единственно реально возможный путь к кардинальному решению экологических проблем и высокоэффективной глобальной экологической стратегии.

Составной частью хозяйственного механизма должны быть инструменты регулирования, предусматривающие не только меры, направленные на принуждение хозяйствующих субъектов к охране окружающей среды путем нормативного регулирования и штрафных санкций (плата за природные ресурсы, загрязнение, штрафы и экономические санкции за сверхлимитное потребление), но и меры экономического стимулирования природоохранной деятельности (режим ускоренной амортизации экотехники, льготное налогообложение и кредитование и др.), а также стимулирование экологически ориентированного научно-технологического развития производства.

Цель разработки такого инструментария — повышение инновационной активности предприятий различных форм собственности в области экологизации технологического развития. Очень важно формирование мотиваци-онного механизма, обеспечивающего согласование долгосрочных и краткосрочных целей развития народного хозяйства, хозяйственных решений на всех уровнях управления в условиях заданных нагрузок на природные комплексы. Основным ядром стратегии долгосрочного развития самостоятельно хозяйствующих субъектов должна стать взаимосвязь и взаимообусловленность технологического развития производства с маркетинговой, инновационной и природоохранной деятельностью.

Исходной ступенью экологически обусловленной смены приоритетов технологического развития являются позиции мировоззренческого плана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольший интерес представляют проблемы формирования экологического сознания, мышления и поведения у такой категории научно-технического персонала, как исследователи и разработчики («экологизация» научных знаний) и ЛПР (лиц, принимающих решение) на всех уровнях хозяйственной иерархии.

Наряду с ценностным регулированием, при котором система ценностей -это основа принимаемых политических, экономических, научно-технологических программ и решений, интенсивность процессов экологизации технологического развития определяется также и правовым регулированием. Экологическое и хозяйственное право являются мощными факторами, определяющими динамику экоинновационного развития народного хозяйства на принципах биосферосовместимости.

Традиционные принципы, методы, механизмы регулирования технологического развития народного хозяйства нуждаются в существенной перестройке, в противном случае сегодняшнее настоящее разовьется в такое будущее, что главной станет проблема выживания человека как биологического вида. По нашему мнению, к числу главных принципов можно отнести следующие :

1. Системность, вследствие которой «общество (народное хозяйство) -природа» рассматриваются как единая система, и критерии рациональности и технологического развития устанавливаются исходя из сущности и характера процессов и отношений, свойственных этой системе. Такие критерии -это природа человека, ее количественными характеристиками могут быть здоровье населения, его психологическое состояние и уязвимость природной среды, количественное выражение которой — экологическая (эколого-ресурсная) емкость территории.

2. Учет «стартовых» условий, определяющих уровень кризисности экологической обстановки, степень изношенности природной среды по уровню загрязнений, состоянию здоровья населения и эколого-ресурсного потенциала. Выбирается тип эколого-экономического развития региона и определяются компенсационные механизмы. Гипотетически развитие региона может происходить по следующим направлениям: 1) экономическое развитие без экологических ограничений; 2) при экологических ограничениях; 3) при экономических ограничениях; 4) исключающее дальнейший экономический рост за счет промышленного потенциала.

В нашей стране развитие отраслей народного хозяйства по первому направлению привело к кризисной экологической ситуации, прежде всего, в высокоурбанизированных регионах. В перспективе для отдельных регионов, приближающихся к зоне экологического бедствия, определяющим может стать 3-й либо 4-й тип развития (зоны экологического бедствия, где возникает проблема выживания человека как биологического вида). Принцип учета стартовых условий тесно связан с выбором и обоснованием системы приоритетов регионального научно-технологического развития. Различные стартовые условия, сложившаяся структура производства, являю-

щаяся следствием, в первую очередь, затратной экономической и антиэкологической политики размещения и развития производства, ставят как регионы, так и самостоятельно хозяйствующие субъекты в неравные условия и обостряют проблему ресурсного обеспечения. Поэтому было бы целесообразно введение компенсаций на уровне республика-регион (крупный город), которые должны иметь место и в случае введения в действие предприятий с устаревшей технологией, закрытых ранее в регионе по экологическим соображениям. Механизмы этих компенсаций могут осуществляться не только через выделение инвестиций в природоохранные мероприятия, выдачу субсидий, субвенций, льготного кредитования, но и через систему здравоохранения, социального обеспечения.

Общим для всех регионов России стартовым условием перехода к экологически ориентированному технологическому развитию является то обстоятельство, что этот процесс осуществляется в условиях технологического уклада, соответствующего этапу индустриального развития, при котором технология и техника не отвечают требованиям биосферосовместимости.

3. Встроенностъ в рыночно-хозяйственный механизм. Для России этот принцип может быть реализован по нескольким направлениям:

— формирование системы экономических инструментов, стимулирующих экономическую заинтересованность хозяйствующих субъектов в освоении экологически чистой продукции, ресурсосбережении, снижении уровня загрязнений, увеличении инвестиций в природоохранные мероприятия, а также повышение их инновационной активности в сфере экологии. Разработка инновационной стратегии будет определяться не только потребностями обеспечения конкурентоспособности продукции в зависимости от конъюнктуры спроса, но и потребностью в адаптации производства к изменяющимся региональным экологическим условиям. При этом в особую подсистему маркетинга как рыночного инструмента управления производством продукции будет выделяться экологический маркетинг;

— использование механизма сертификации (экологическая его составляющая как часть общей системы сертификации продукции и производства);

— создание благоприятной рыночной среды для развития предпринимательской деятельности в сфере экологических НИОКР, производства экотехники, посреднических, производственных и информационных услуг в этой области;

— предоставление режима наибольшего благоприятствования малому бизнесу, особенно по таким направлениям, как утилизация промышленных и бытовых отходов, переработка отходов крупных предприятий, поскольку малые предприятия имеют не только экономические (простота управления, высокая мобильность и динамизм в инновационной сфере, гибкость в приспособлении к спросу и перестройке производства), но и экологические преимущества (меньшая нагрузка на природную среду);

— развитие рыночных отношений в сфере природопользования: введение купли-продажи права на загрязнение. Такой инструмент рыночного регулирования используется в ряде стран с рыночной экономикой;

— упреждающая информация об условиях природопользования при организации хозяйственной (технологической) деятельности на территории региона. В переходный период к рынку отсутствие такой информации может оказать неблагоприятное воздействие на процессы приватизации и зарубежного инвестирования;

4. Сопряженность рыночных и внерыночных регуляторов. Использование возможностей рыночной конкуренции как гибкого и оперативного инструмента экологического регулирования позволяет достигнуть частичного эффекта в ограничении деструктивного воздействия общества на природную среду. Однако только механизм рыночного спроса и предложения не может обеспечить необходимого уровня защиты природной среды, о чем и свидетельствует опыт развитых стран с рыночной экономикой. Экологизация технологического развития осуществляется также под воздействием внерыночных регуляторов, к числу которых относятся стандарты качества окружающей среды (среды обитания), экологические правовые нормы и внерыночные формы контроля.

Основы этого принципа задаются на государственном уровне и субъектов РФ, обладающих правом законотворчества, а экологические правовые нормы материализуются в общих законах об охране окружающей среды и в основном законе — конституции. В мировой практике закрепление экологических вопросов в конституциях имеет две основные формы: установление принципа охраны окружающей среды в качестве одного из решающих критериев деятельности государства и его органов и интеграция права на проживание в благоприятной окружающей среде в число основных гражданских прав.

Однако важно, чтобы экологические нормы были интегрированы и в хозяйственное законодательство.

5. Учет изменений в системе управления экономическим развитием. При переходе к рынку субъектами эколого- экономических отношений являются не только государственные органы, самостоятельно хозяйствующие субъекты и их ассоциации, но и общественные организации, в том числе союзы потребителей и организации, представляющие различные экологические движения.

Спектр последних сегодня достаточно широк: от экоанархизма до экологического интернационализма, включая экологические организации религиозного толка. Экологические общественные движения уже проявили свою активность в ряде экологически конфликтных регионов страны. Одна из задач состоит в организации и налаживании связей между государственными (региональными) органами, в компетенцию которых входят вопросы формирования и реализации научно-технологической политики, и общественными экологическими организациями для задействования потенциала последних в решении проблем экологизации научно-технологического развития.

6. Сбалансированность включает: взаимосвязь процессов экологизации технологического развития со структурной и инвестиционной политикой, ресурсную сбалансированность различных направлений экологизации технологического развития производства. Этот принцип предполагает также экологическую оценку технологических балансов регионального производства, охватывающих связи между технологиями по вертикали от исходного сырья до конечного продукта и горизонтальные связи технологически взаимосвязанных отраслей производств. На уровне самостоятельно хозяйствующих субъектов этот принцип может быть реализован путем разработки экологических балансов предприятий.

7. Экологическая безопасность. Этот принцип экологизации технологического развития может быть реализован по нескольким направлениям:

— создание систем экологической безопасности, включая наличие техники и технологии предотвращения (предупреждения) и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф с учетом природно-климатических особенностей региона и наличия промышленных объектов с высокой степенью экологического риска;

— учет эффектов кумулятивных (изменение характера воздействия загрязнителя в связи с его качественными изменениями в результате его количественного увеличения) и синэнергических (комплексное воздействие нескольких загрязнителей, при котором результат иной, чем при отдельном воздействии каждого) при размещении новых производств и расширении масштабов хозяйственной деятельности;

— совершенствование экологической экспертизы технологических и хозяйственных проектов на междисциплинарной основе при соответствующем правовом обеспечении;

— использование «концепции риска», включая обоснование приоритетов экологической политики на основе оценки риска технологий.

8. Превентивность — предусматривающая поэтапный переход в технологическом развитии от принципа «реагировать и устранять негативные последствия» к — «предусматривать и предотвращать». Для этого необходим перенос центра тяжести в экологическом регулировании на начальные этапы научно-производственного цикла.

9. Альтернативность — предполагающая разработку нескольких вариантов инновационных проектов и программ в зависимости от соотношения установленных приоритетов развития, ресурсного обеспечения, экологической емкости территории и ряда других факторов.

10. Принцип неполноты информации (неопределенности и обманчивого благополучия). Эффективность принимаемых решений в области экоинно-вационного развития зависит от полноты, достоверности информации о состоянии и динамике развития системы «общество (народное хозяйство) -природа» и способов ее переработки. Тут важны субъективные и объективные факторы. Если влияние первого может быть уменьшено либо устранено (совершенствование систем контроля и учета, создание соответст-

вующих информационных систем и включение их в системы мирового сообщества, повышение профессионализма и квалификации кадров и т.д.), то второй исключить невозможно, поскольку он предопределяется ограниченностью познания на данном этапе исторического развития, исключительной сложностью и уникальностью природных цепных реакций, возникающих в следствие техногенных воздействий. Их результаты проявляются только в пределах естественных природных циклов (продолжительность колеблется от нескольких лет до десятилетий). Первоначальные результаты принятых решений могут быть следствием допингового воздействия на природные системы (обманчивое благополучие) и получения нескомпенсированного эффекта, противоречащего законам природы, и конечный результат (в том числе и отрицательный) будет обусловлен взаимодействием в последующий период природных и техногенных факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, одним из объективных условий принятия решений в области экологизации технологического развития является высокая степень неопределенности. Это требует, во-первых, разработки и использования специальных механизмов ее уменьшения при принятии решений (экологическое прогнозирование, механизм взаимодействия научно-технологической и экологической политики, принцип полидисциплинарности в организации научных исследований, экспертные системы, позволяющие использовать на междисциплинарной основе не только знания, опыт, но и интуицию квалифицированных специалистов и др.), и, во-вторых, резко усиливается значимость этических аспектов экологической ответственности за принятие решений. Последнее, как отмечалось выше, связано с системой ценностных ориентаций общества и личности, которая отражается и в выборе приоритетов развития, и в принятии конкретных решений на различных уровнях управления. Фундаментальной основой этики экологической ответственности является синтез нравственности и интеллекта.

Литература

2. Ишков А. Эко-экономика: настоящее и будущее // Инвестиции в России. 2002. № 5. С. 12-13.

3. Хабарова Е.И. Менеджмент на стыке экономики и экологии // Менеджмент в России и за рубежом. 1999. № 3. С. 29-36.

4. Данилов-Данильян В.И. Экология, экономика, научно-технический прогресс // Зеленый мир. 2003. № 5-6.

5. Эффективность научно-технического прогресса в природопользовании // www.ogbus.ru

6. Ретеюм А.Ю. Регионы страны в свете концепции устойчивого развития // Проблемы региональной экологии. 2005. № 3.

Ростовский государственный экономический университет 5 сентября 2005 г.

Экологическое управление – это совокупность осуществляемых органами публичной власти и иными уполномоченными субъектами действий по организации и контролю, упорядочению и надзору за экологически значимым поведением людей, за соблюдением требований экологического законодательства.

В зависимости от статуса осуществляющих экологическое управление субъектов выделяют несколько его видов: государственное; ведомственное (отраслевое); производственное; общественное.

Каждому виду свойственны специфические методы, способы, задачи.

Наиболее значимо в нашей стране государственное экологическое управление.

Государственное управление в сфере охраны окружающей среды означает реализацию всеми уполномоченными на то органами и лицами в рамках своей компетенции экологической политики, которая проводится в соответствии с действующим законодательством, концепциями и стратегиями, принятыми в установленном порядке.

Формы экологического управления: акты управления, административные соглашения, материально-технические действия, реализуемые в трех основных направлениях – социально-экономическом, административно-политическом и социально-культурном.

Методы государственного управления в сфере охраны окружающей среды можно подразделить на административные (управленческие), экономические, идеологические (воспитание, образование, агитация и т. д.).

Органы общей компетенции выделены в особый вид в силу того, что решение вопросов в сфере охраны окружающей среды, во-первых, не является специальной функцией этих органов, а во-вторых, решения данных органов распространяются на всех граждан и различные учреждения, предприятия и организации, находящиеся в пределах территории юрисдикции органов общего управления.

Компетенция органов этой подсистемы определена в Конституции РФ и конституциях субъектов Федерации (базовая), а также в общих и специальных актах экологического законодательства, в которых имеются главы о полномочиях соответствующих субъектов. К органам общей компетенции относятся Президент РФ, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Подсистема органов экологического управления специальной компетенции имеет более сложную структуру и выполняет более разнообразные функции. Ее образуют многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные (и межрегиональные) органы.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. федеральное министерство:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности;

– самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за некоторыми исключениями;

– осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральная служба:

– является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты.

Федеральное агентство:

– является федеральным органом исполнительней власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением по контролю и надзору. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

– в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты;

– ведет реестры, регистры и кадастры.

Данная подсистема включает в себя также межведомственные, правительственные и ведомственные комиссии.

Контрольная работа

по дисциплине «Экологическое право»

Вариант № 1

Предмет и метод экологического права

Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:

Первую часть составляет природоохранное право, регулирующее общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов охраны всей окружающей среды. Сюда относятся нормы Закона РФ об охране окружающей природной среды, федеральных законов об экологической экспертизе, о радиационной безопасности населения, об особо охраняемых природных территориях.

Вторая составная часть экологического права – это природоресурсное право, призванное обеспечивать охрану и рациональное использование отдельных природных ресурсов – земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха. В совокупности природные ресурсы составляют окружающую природную среду,но она является не арифметической суммой всех природных ресурсов, а качественно новым их состоянием – окружающей человека природной средой.

Природоресурсное право возникло раньше экологического права, включая земельное, горное, водное, лесное и иные отрасли права. Прежде общество на первое место ставило задачи природопотребления, поэтому природоресурсные отрасли и получили более раннее и полное развитие.

В третью часть экологического права входят нормы других отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды. Эти нормы весьма многочисленны и имеют двоякий характер: прежде всего, они относятся к тем отраслям права, которые имеют общий и отличающийся от экологического права предмет и метод регулирования. В то же время они подключаются и к экологии, объединяемые задачей защиты окружающей среды.

Так, в административном праве предусматривается большое количество предписаний, направленных на защиту окружающей среды: это прежде всего нормы об административной ответственности за правонарушения в области охраны природы (их краткий анализ проводится в главе настоящего учебника о юридической ответственности). Обилие административно-правовых норм, посвященных экологии, позволяет говорить об использовании административно-правового метода в регулировании экологических общественных отношений.

Немало экологических норм в уголовном праве, признающем общественную опасность более десятка деяний, нарушающих экологический правопорядок. Уголовный кодекс России, вступивший в действие с 1 января 1997 г., включает специальную главу «Экологические преступления». Не переставая быть уголовным правом, нормы уголовного права входят составной частью в экологическое право, будучи объединенными, с ним предметом регулирования, а отчасти и методом регулирования.

Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:

Экологизация – метод, направленный на гармонизацию отношений общества и окружающей среды. Его можно рассматривать как проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, как проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом.

Экологизация связывает отдельные источники экологического права. Ведь нормы, регулирующие использование отдельных ресурсов, важны экологическому праву постольку, поскольку они затрагивают интересы охраны окружающей среды, рациональное потребление ее основных компонентов.

Метод экологизации типичен для третьей составной части экологического права – для других отраслей права, почти в каждой, из которых присутствуют предписания, направленные на охрану окружающей среды.

Административно – правовой и гражданско-правовой способы. В действующей системе права используются два основных способа воздействия на поведение граждан – административно-правовой и гражданско-правовой. Их сочетание и взаимодействие в области охраны окружающей среды имеют свои особенности и могут рассматриваться как специфический метод экологического права.

Административно-правовой метод используется для обеспечения порядка управления и поэтому исходит из неравного положения субъектов права – из отношений власти и подчинения. Суть данного метода заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний.

В праве окружающей среды административно-правовой метод опосредствуется в специфических формах: нормировании, экспертизе, сертификации, лицензировании и др. Он выражается в установлении допустимых выбросов загрязняющих веществ в природную среду, которые должны соблюдаться предприятиями-природопользователями, выдаче этим предприятиям специальных лицензий на такой выброс, дозволения на принятие решения о строительстве, применении мер юридической ответственности и пр.

Гражданско-правовой способ регулирования общественных отношений основывается на признании равенства участников отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В условиях развития рыночной экономики был провозглашен принцип перехода от преимущественно административных методов регулирования экологических отношений к методам преимущественно экономическим: установлена плата за пользование природными ресурсами, за загрязнение природной среды.

В то же время Российское государство не отказывается от административных средств организации природопользования, а в ряде случаев усиливает их применение в направлении охраны окружающей среды: увеличиваются административные штрафы на загрязнителей, формируется государственная система природоохранных органов, принимаются меры к нормированию качества окружающей среды, ужесточению государственного экологического контроля.

Подобное сочетание и взаимодействие административно-правового и гражданско-правового методов – специфическая черта экологического права.

Для охраны окружающей среды принципиальный характер имеет форма собственности на природные ресурсы. Согласно ст. 129 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. По ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Законы о земле и других природных ресурсах, как и нормативные акты других отраслей права, содержат большое количество норм административно-правового характера, направленных на охрану окружающей среды.

Историко-правовой и прогностический методы. Для получения истинных знаний о сущности и закономерностях экологического права из общих методов первостепенное значение имеет историко-правовой метод. Анализ развития явления, исторических источников, официальных документов позволяет оценить происхождение и динамику решения экологических проблем, понять современное место экологического права в общей системе права, уяснить причины, следствия, масштаб деятельности человека в области загрязнения и охраны окружающей среды.

Прогностический метод, позволяет составить научно обоснованное предвидение экологического будущего, предсказать изменения, которые могут произойти в технике, науке, в окружающей среде и в правовой системе, в отдельных отраслях права, в правовом и политическом сознании населения, в его нравственном уровне в ближайшей и отдаленной перспективе.

Эффективное и постоянное использование прогностического метода в сфере экологического права позволяет не отставать от природных явлений и катаклизмов, принимать своевременные меры по совершенствованию экологического законодательства и укреплению экологического правопорядка, обосновывать надежность принимаемых правовых и экономических мер с учетом социальных и иных изменений.

Задача 1

экологический норматив выброс экспертиза

Условие:

Мэрия г. Томска установила нормативы газоаэрозольных выбросов в атмосферный воздух г. Томска, размеры установленных нормативов были намного выше установленных на федеральном и региональном уровнях.

Может ли муниципалитет устанавливать данный вид нормативов и в пределах каких размеров? Какие виды нормативов предусмотрены действующим законодательством РФ?

Решение:

Согласно ст.12 ФЗ № 96 от 04.05 1999 г. «Об охране атмосферного воздуха»:

— технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

— предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Исходя из вышеизложенного, а так же на основании Постановления правительства РФ от 2 марта 2000 года N 183 (с изменениями на 14 апреля 2007 года), муниципалитет городского поселения не вправе устанавливать данный вид нормативов.

К нормативам в области охраны окружающей среды, предусмотренными действующим законодательством РФ относятся:

— нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *