Положение об общеобразовательном учреждении 2017 действующее

Утверждаю:

заведующий БДОУ г. Омска

«Детский сад № 127»

_____________Бурлаченко Е.А.

06.03.2017 года

Положение о комплектовании воспитанниками

БДОУ г. Омска «Детский сад № 127»

1.Общие положения.

1.1.Настоящее Положение о порядке комплектования (далее – Положение) бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 127» (далее – ДОУ) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 15.05.2013 г. N26″Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.08.2013 г. №08-1063 «О рекомендациях по порядку комплектования дошкольных образовательных учреждений», приказ директора департамента образования Администрации города Омска от 20 февраля 2017 года №6 «О комплектовании бюджетных образовательных учреждений города Омска, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

1.2. Положение регулирует порядок комплектования детьми ДОУ, расположенного на территории городского округа «Город Омск» и направлено на обеспечение социальной защиты и поддержки детей дошкольного возраста, а также на реализацию права населения на получение доступного дошкольного образования.

1.3. Основные задачи комплектования:

— реализация государственной политики в области образования;

— обеспечение доступности услуг детского сада для всех слоёв населения;

— определение прав, обязанностей физических и юридических лиц при осуществлении приема, сохранения места, отчисления воспитанников из ДОУ;

— совершенствование системы комплектования ДОУ детьми дошкольного возраста.

Комплектование ДОУ воспитанниками основывается на принципах открытости, демократичности, гласности. Родители (законные представители) имеют право выбора ДОУ с учетом реализуемых образовательных программ.

  1. Организация комплектования.

2.1. В ДОУ, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования, принимаются дети в возрасте, предусмотренном лицензией образовательного учреждения (от 2 до 7 лет).

2.2. Учредитель комплектует учреждения ежегодно в установленный период времени (например, в период с 1 рабочего дня января до 1 февраля ежегодно, распределяя по ДОУ детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОУ и включенных в список детей, которым место в дошкольном учреждении необходимо с 1 сентября текущего года.

2.3. В остальное время производится комплектование ДОУ на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места.

2.4. Основной структурной единицей Учреждения является группа детей дошкольного возраста. В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

  1. Порядок комплектования.

3.1. Порядок комплектования ДОУ определяется Учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе ДОУ.

Комплектование возрастных групп детьми дошкольного возраста в ДОУ производится с учётом максимального удовлетворения потребностей населения и нормами утверждёнными СанПиН.

3.2. Комплектование учреждения производится при наличии свободных мест, в строгом соответствии с очередностью детей, нуждающихся в услугах муниципального дошкольного учреждения.

3.3. Прием детей в ДОУ проводится на принципах равных условий приёма для всех поступающих, за исключением лиц, которые в соответствии с Федеральным законом представлены особые права при приёме.

3.4. В ДОУ принимаются воспитанники, родители (законные представители) которых имеют право на первоочередной приём в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации:

— дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (Закон Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

— дети граждан из подразделений особого риска, а также семей, потерявших кормильца из числа этих граждан (Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2123-1);

— дети прокуроров (Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»);

— дети судей (Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»);

— дети сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»);

— дети из многодетных семей (Указ Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке семей»);

— дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом (Указ Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. № 1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов»);

— дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, уволенных с военной службы при достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

— дети сотрудников полиции (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);

— дети сотрудника органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);

— дети гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции (Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции»);

— дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»);

— Дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставшими инвалидами сотрудников и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении террористических акций на территории Северо-Кавказского района Российской Федерации; Объединенной группировки войск (сил) по проведению террористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65;

— Дети погибших (умерших) или пропавших без вести либо ставших инвалидами в связи с исполнением служебных обязанностей сотрудников следственных органов, расположенных на территории Северо-Кавказского района Российской Федерации и сотрудников следственных органов направленных для выполнения задач на территории Северо-Кавказского района Российской Федерации (Указ Президента РФ от 26.01.2012 года № 110;

3.5 Направление выдается только родителям (законным представителям) ребенка.
Направление действительно в течение 10 рабочих дней со дня ее получения. В случае непредоставления направления в дошкольное учреждение в указанный период без уважительных причин направление аннулируется и при дальнейшем комплектовании место в дошкольном учреждении распределяется следующему в очереди ребенку.
3.6 Ребенок, включенный в список на комплектование дошкольного учреждения на новый учебный год, родители которого в период с 1 марта по 30 июня года текущего комплектования не обратились в Комиссию для получения путевки, остается на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольном учреждении и может быть определен в дошкольное учреждение только при наличии свободных мест.

3.7 Родитель (законный представитель) вправе отказаться от места в предлагаемых дошкольных учреждений. В этом случае ребенок продолжает находиться в очереди в ожидании свободного места в учреждении. Отказ от путевки (направления) в предложенное Комиссией учреждение оформляется в письменном виде при личном обращении в Комиссию.
3.8 Прием детей в учреждение осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
3.9 Оригинал путевки хранится в учреждении в личном деле воспитанника и может быть выдан родителям (законным представителям) ребенка только при наличии уведомления о переводе. На уведомлении ставится штамп Комиссии и подпись члена Комиссии.
3.10 Дети, родители (законные представители) которых не представили в дошкольное учреждение необходимые для приема документы в течение 30 дней со дня регистрации направление в дошкольном учреждении, остаются на учете детей, нуждающихся в предоставлении места в дошкольной организации. Направление возвращается руководителем дошкольного учреждения в Комиссию. Место в дошкольном учреждении ребенку предоставляется в случае освобождения мест в соответствующей возрастной группе.
3.11. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в учреждение любого вида учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

3.12. При наличии свободных мест (на период отпуска родителей, длительной болезни ребенка) администрация ДОУ имеет право временно принимать детей на основании заявления родителей (законных представителей) и медицинского заключения о состоянии здоровья ребенка по согласованию со специалистом отдела дошкольного образования в департаменте образования.

3.13Руководитель учреждения несет ответственность за комплектование учреждения, оформление личных дел воспитанников учреждения и оперативную (на 1 число каждого месяца) передачу в департамент образования Администрации города Омска информации о наличии свободных мест в учреждении.

3.14. При приеме ребенка в ДОУ заведующий обязан ознакомить родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими образовательный процесс в ДОУ и с содержанием образовательных программ.

3.15. Для регистрации сведений о детях и родителях (законных представителях) и контроля за движением контингента детей в учреждении ведется Книга учета движения детей.

3.16. Книга учета движения детей должна быть прошита, пронумерована и скреплена печатью учреждения.

3.17. Перевод ребенка из одного учреждения в другое в пределах территории города Омска осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) при наличии свободного места в учреждении и отсутствии очередников данного возраста. Родители (законные представители) представляют в Комиссию по измененному месту жительства копию направления, заверенную руководителем дошкольного учреждения, которое ребенок посещал ранее, письменное заявление с указанием причин перевода в другое учреждение. Перевод ребенка из одного учреждения в другое в пределах территории города Омска в связи с обменом мест возможен при соблюдении следующих условий:
— дети, участвующие в обмене, обеспечены местом в учреждении;
— родители (законные представители) ребенка представили в Комиссию письменное заявление и копию путевки, заверенную руководителем дошкольного учреждения, которое ребенок посещал ранее;

— дети, участвующие в обмене, относятся к одной возрастной группе по состоянию на 1 сентября текущего года.
По результатам рассмотрения представленных документов Комиссия в течение 3 дней выносит решение, которое оформляется протоколом. О принятом решении родители (законные представители) ребенка уведомляются незамедлительно с помощью средств телефонной связи, указанных в заявлении о переводе.
При оформлении перевода на направлении, полученной ранее, Комиссия делает отметку о переводе в другое учреждение.

  1. Сохранение места в ДОУ за воспитанником.

4.1. Место за ребенком, посещающим общеобразовательную группу в ДОУ, сохраняется на время:

— болезни;

— пребывания в условиях карантина;

— прохождения санитарно-курортного лечения;

— отпуска родителей (законных представителей) сроком не более 75 дней;

— иных случаев в соответствии с семейными обстоятельствами по заявлению родителей.

  1. Ответственность за комплектование ДОУ воспитанниками.

5.1. Ответственность за выполнение мероприятий, предусмотренных настоящим Положением, возлагается на заведующего ДОУ.

5.2. Контроль за комплектованием ДОУ воспитанниками осуществляется Учредителем.

Порядок

комплектования воспитанниками бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 127»

  1. Общие положения

Настоящий порядок комплектования (далее — Порядок) бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 127» (БДОУ г.Омска «Детский сад № 127») ( далее – Учреждение) разработан в соответствии с уставом бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Омска «Детский сад № 127» ( редакция № 3) и внесенными изменениями 8 мая 2013 года , Коллективным договором по регулированию социально-трудовых отношений на 2012-2015 годы и регламентирует правила приема, порядок и основания отчисления воспитанников.

  1. Приём детей.
  2. В Учреждение, при наличии условий, предусмотренных законодательством, принимаются дети в возрасте от двух месяцев до 7 лет включительно.
  3. Прием детей в Учреждение осуществляется на основании:
  4. — заявления родителей (законных представителей);
  5. — медицинского заключения;
  6. — документов, удостоверяющих личность одного из родителей /законных представителей
  7. В порядке, установленном Учредителем.
  1. Формирование возрастных групп.

Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

Группы различаются также по времени пребывания детей и могут функционировать в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 – 10,5-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

Количество и соотношение возрастных групп детей в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем.

Режим работы Учреждения устанавливается Учредителем, исходя из потребностей семьи и возможностей бюджетного финансирования Учреждения, и является следующим:

— в режиме 5-дневной рабочей недели;

— группы сокращенного и полного дня: 10,5 часов и 12 часов.

В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от размера площадей групповых комнат, оптимальная – в зависимости от возраста детей составляет:

1) от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;

2) от 1 года до 3 лет — 15 детей;

3) от 3 лет до 7 лет — 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

1) двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;

2) любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;

3) любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

Наполняемость групп в Учреждении определяется действующим законодательством, с учетом санитарных правил и норм, а также условий организации образовательного процесса.

4.Период комплектования.

Основное комплектование Учреждений осуществляется с 1 марта по 20 августа каждого календарного года комиссиями департамента образования Администрации города Омска по комплектованию Учреждений (далее — Комиссии). В период времени, не вошедший в основное комплектование Учреждения, возможно его доукомплектование при наличии свободных мест.

  1. Условия комплектования.

Право на внеочередное и первоочередное определение детей в Учреждение имеют льготные категории граждан, определенные действующим законодательством и указанные в приказе департамента образования Администрации города Омска.

Перевод ребенка из одного Учреждения в другое осуществляется по решению Комиссии с письменного заявления родителей (законных представителей) с указанием причин перевода. Возможен временный перевод воспитанника в другое дошкольное учреждение на время ремонта Учреждения и в других случаях.

Перевод ребенка из одного Учреждения в другое оформляется приказами заведующих Учреждений.

Возможен приём ребенка / детей на основании заключения трудового договора с одним из его/ их родителей. Заведующий ходатайствует перед комиссией о выдаче путевки детям сотрудников в рабочем порядке.

По состоянию на 1 сентября каждого календарного года руководитель Учреждения издает соответствующий приказ о зачислении вновь принятых детей и утверждает списки детей по группам.

При приеме ребенка в Учреждение заключается договор между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, подписание которого является обязательным для обеих сторон.

При приеме детей в Учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, основными образовательными программами, реализуемыми Учреждением и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

  1. Порядок посещения ребенком Учреждения

Порядок посещения ребенком Учреждения по индивидуальному графику определяется в договоре между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.

За ребенком сохраняется место в Учреждении в следующих случаях:

1) на время болезни ребенка, санаторно-курортного лечения, карантина;

2) на время отпуска и временного отсутствия родителей по уважительным причинам (болезнь, командировка, прочее);

3) на летний период, сроком до 75 дней, вне зависимости от продолжительности отпуска родителей (законных представителей);

4) в иных случаях, предусмотренных договором между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка.

  1. Условия отчисления воспитанников Учреждения

Отчисление ребенка из Учреждения осуществляется:

1) по заявлению родителей (законных представителей) ребенка;

2) на основании медицинского заключения, препятствующего воспитанию и обучению воспитанника в Учреждении данного вида;

Отчисление воспитанника из учреждения оформляется приказом заведующего Учреждением.

Вопрос: принят ли на уровне Пермского края или федеральном уровне Закон о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации бесплатного питания учащимся с ограниченными возможностями здоровья в школах?

Сообщаю Вам следующее:

Федеральный или закон субъекта о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по организации бесплатного питания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в школах не содержится в СПС КонсультантПлюс.

Между тем, сообщаем Вам следующее

Законодательство об образовании предусматривает обеспечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием. Как правило, случаи и порядок предоставления детям-инвалидам бесплатного питания устанавливаются региональным или местным законодательством (п. 16 ст. 2, п. 2 ч. 2 ст. 34, ч. 4 ст. 37, ч. 7 ст. 79 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ; п. 11 ч. 1 ст. 15, п. 13 ч. 1 ст. 16 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; Письмо Минобрнауки России от 20.07.2017 N 08-ПГ-МОН-26725).

Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления — ст. 37, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

К вопросам местного значения также относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

Как следует из муниципальных правовых актов Пермского края, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях.

Ниже в качестве примера приведены нормативные акты муниципальных образований Пермского края.

За дополнительными разъяснениями вы вправе обратиться в
Министерство образования и науки Пермского края https://minobr.permkrai.ru/, а также в

Министерство территориального развития Пермского края http://minter.permkrai.ru/

Документы КонсультантПлюс для ознакомления:

  1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.

ст. 79, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

Статья 37. Организация питания обучающихся

  1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
  1. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

ст. 37, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об образовании в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

  1. К вопросам местного значения муниципального района относятся:

11) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья;

ст. 15, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» {КонсультантПлюс}

В соответствии с частью 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статьями 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Верещагинского муниципального района Пермского края, в целях создания условий по предоставлению бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее — обучающиеся с ОВЗ) в муниципальных общеобразовательных учреждениях Верещагинского муниципального района Пермского края администрация Верещагинского муниципального района постановляет:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных учреждениях Верещагинского муниципального района Пермского края.

Постановление Администрации Верещагинского муниципального района от 21.09.2018 N 695-п «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных учреждениях Верещагинского муниципального района Пермского края» {КонсультантПлюс}

На основании Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», части 7 статьи 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь письмом Минобрнауки от 14.01.2016 N 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому» постановляю:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях Нытвенского муниципального района (далее — Порядок).

Постановление Администрации Нытвенского муниципального района от 14.05.2019 N 69 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в муниципальных образовательных организациях Нытвенского муниципального района» {КонсультантПлюс}

В соответствии со ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» постановляю:

  1. Утвердить прилагаемый Порядок предоставления бесплатного двухразового питания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, осваивающим адаптированные основные образовательные программы дошкольного или общего образования в муниципальных бюджетных образовательных дошкольных, а также общеобразовательных организациях Очерского муниципального района.

Постановление Администрации Очерского муниципального района от 05.10.2017 N 571 «Об утверждении Порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях Очерского муниципального района» {КонсультантПлюс}

Ситуация: Кто имеет право на бесплатное питание в школе? («Электронный журнал «Азбука права», 2019) {КонсультантПлюс}

Федеральным законом № 273-ФЗ комплексно регулируются вопросы правовых отношений в сфере образования в РФ. В частности, данный закон регулирует статус участников образовательного процесса, и, в том числе, обучающихся в образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В сравнении с ранее действовавшим законодательством об образовании, новый федеральный закон можно охарактеризовать как более системно и детально регулирующий вопросы статуса обучающихся. Систематизируются, в том числе, и вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся за допущенные нарушения.

Развитие законодательства об образовании в отношении дисциплинарных нарушений со стороны обучающегося во многом вытекает из сути образовательных отношений организации, осуществляющей образовательную деятельность, и физического лица, обучающегося в ней, зачастую, несовершеннолетнего. Сопоставление возможностей указанных лиц, в частности, в рамках защиты собственных прав и интересов, показывает на неравновесный характер отношений между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обучающийся является более слабой стороной в этих отношениях, в связи с чем законодательство подробно регулирует права обучающегося, а также устанавливает пределы его ответственности. Во многом подобное сходство в неравенстве сторон правовых отношений предопределило сходство правовых решений с такой отраслью законодательства, как трудовое законодательство. Использование моделей правового регулирования, выработанных в рамках трудового права, в ходе разработки Федерального закона № 273-ФЗ, представляется в этом смысле предсказуемым и обоснованным сутью правовых отношений.

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом, согласно указанной статье, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ряд важных норм, касающихся дисциплинарной ответственности обучающихся, таким образом, предусмотрены на подзаконном уровне. Данные вопросы регулируются приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Приказ Минобрнауки России), проект которого был размещен на официальном сайте в сети Интернет и прошел предварительное общественное обсуждение в феврале 2013 года.

Ч. 3 ст. 43 Закона устанавливает, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Указанный запрет воспроизводит нормы ранее действовавшего законодательства. Данная норма коррелирует также со ст. 336 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическим работником применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Указанные нормы в целом ограничивают рамки педагогического воздействия на обучающегося. Вместе с тем, в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, что фактически включает воспитательный компонент, а, значит, и меры воспитательного воздействия на обучающихся, в качестве неотъемлемой части образовательного процесса. Меры педагогического воздействия, в отличие от мер дисциплинарных взысканий, не имеют какого-либо существенного правового регулирования, за исключением указанного выше запрета применения насилия к обучающимся, а также закрепленных в ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ обязанностей педагогических работников, в частности, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За исключением данных ограничений общего плана, воспитательная деятельность осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, свободно, в том числе свободно выбираются меры воспитательного воздействия на обучающихся.

Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности отличается коренным образом – понятие дисциплинарной ответственности вводится через строго ограниченное число установленных законом видов дисциплинарных взысканий, вводится целый ряд ограничений в ходе применения мер дисциплинарного взыскания, требования к процедуре их применения.

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершение обучающимися дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок не определяется в законодательстве об образовании, хотя сам термин «дисциплинарный проступок» использован в ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. Анализ норм данного Закона позволяет сделать некоторые выводы о характере дисциплинарного проступка обучающегося.

Дисциплинарный проступок обучающегося понимается как неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Таким образом, далеко не любые нарушения со стороны обучающегося могут рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, закон четко ограничивает основания для применения дисциплинарных взысканий посредством перечисления локальных нормативных актов, закрепляющих правила, нарушение которых рассматривается как дисциплинарный проступок.

Вопросы субъективной стороны дисциплинарного проступка законодательством прямо не регулируются. Вместе с тем, некоторые нормы позволяют сделать вывод о том, что дисциплинарный проступок должен быть совершен обучающимся виновно, т.е. обучающийся должен осознавать как запрещенный характер своих действий, так и предвидеть возможность наступления негативных последствий этих действий, если таковые последствия предусмотрены нормами соответствующих локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Подобный вывод вытекает из ряда ограничений в применении мер дисциплинарного взыскания. В частности, меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Фактически эта норма исключает возможность дисциплинарной ответственности для обучающихся, в силу своего возраста либо психического развития не способных осознавать характер своих действий.

Кроме того, требования к выбору и порядку применения мер дисциплинарного воздействия также соответствуют концепции виновного, осознанного отношения обучающегося к нарушению, являющемуся дисциплинарным проступком. Приказом Минобрнауки России предусмотрено обязательное затребование объяснения обучающегося, что также говорит о необходимости оценки вины обучающегося в совершенном проступке. Вина в совершении проступка также соответствует общим принципам права в отношении юридической ответственности, и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Согласно ч. 4 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона, за неисполнение или нарушение требований, установленных локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Перечень видов дисциплинарных взысканий четким и исчерпывающим образом перечислен в Федеральном законе № 273-ФЗ. Данный перечень является закрытым, что позволяет сделать вывод о том, что иные меры дисциплинарных взысканий не могут быть установлены нормативными правовыми документами с юридической силой ниже, чем федеральный закон, в том числе, локальными актами образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит ряд основополагающих требований к порядку применения дисциплинарных взысканий. Согласно ч. 6 ст. 43 данного Закона, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Указанная гарантия во многом копирует гарантии, установленные на случай применения дисциплинарных взысканий к работникам трудовым законодательством.

Согласно ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Запрет произвольного выбора меры дисциплинарного взыскания, фактически, сложился на основе конституционных принципов права в рамках судебной практики судов общей юрисдикции по трудовым делам, и был впоследствии закреплен в Трудовом кодексе РФ в ст. 192. В Федеральном законе № 273-ФЗ данный запрет также воспроизводится, что обеспечивает гарантии соотносимости тяжести дисциплинарного проступка и выбранной меры дисциплинарного взыскания. Есть основания полагать, что судебная практика, как и в случае с оспариванием применения дисциплинарных взысканий к работникам, пойдет по пути признания незаконным и недопустимым применения такой жесткой меры, как отчисление обучающегося, за формальное нарушение требований локальных актов, не являющееся существенным нарушением.

При выборе меры дисциплинарного взыскания администрацией образовательных организаций должны учитываться не только особенности дисциплинарного проступка и личности обучающегося, но и мнение органов, представляющих интересы обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в частности, должно быть учтено мнение советов обучающихся, советов родителей. Подобные органы создаются по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ.

Применение такой меры дисциплинарного взыскания как отчисление к несовершеннолетним крайне затруднительно и требует соблюдения ряда дополнительных условий. В частности, частями 8-9 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлены следующие нормы:

«8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.»

Таким образом, для обучающегося возрастом младше 15 лет применение такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, невозможно. Отчисление лиц младше 15 лет не может быть произведено в качестве меры дисциплинарного взыскания, даже в случае неисполнения ими таких предусмотренных ч. 1 ст. 43 обязанностей, как:

  • добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

  • выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

В случае, если обучающийся уже достиг возраста 15 лет, отчисление возможно одновременно при соблюдении следующих условий:

  • дисциплинарные проступки были совершены неоднократно,

  • ранее применялись меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия,

  • данные меры не дали результата, был совершен новый дисциплинарный проступок,

  • дальнейшее пребывание обучающегося в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации.

При этом Приказом Минобрнауки России в пункте 10 конкретизируется условие о совершенном ранее дисциплинарном проступке дополнительно. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

В случае, если обучающийся еще не получил основного общего образования, порядок применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания требует также соблюдения дополнительных требований к процедуре. Такое решение принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Ч. 10 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляется обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Вторым предложением данной части установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принять меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Приказом Минобрнауки России также закрепляется важная гарантия, вытекающая из принципов правового регулирования ответственности за совершенные нарушения, однако не закрепленная на уровне федерального закона. В частности, п. 6 Приказа Минобрнауки России предусматривается, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.

Приказ Минобрнауки России устанавливает также ряд дополнительных, по сравнению с Федеральным законом № 273-ФЗ, требований к порядку применения дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Данные требования в большинстве своем коррелируют соответствующим требованиям трудового законодательства к применению дисциплинарных взысканий к работникам, и в этом смысле используются проработанные текстовые формулировки, в отношении которых накоплена судебная практика применения аналогичных норм в рамках трудового законодательства.

В частности, п. 8 Приказа Минобрнауки России устанавливает, что до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания. Представляется рациональным распространение на аналогичные правовые отношения с обучающимися практики, сложившейся в рамках трудовых отношений, а именно: фиксация актом факта запроса письменных объяснений. Также представляется весьма вероятным, что судебная практика пойдет по пути жесткого толкования необходимости затребовать объяснение «до применения» дисциплинарного взыскания, и будет признавать получение такого объяснения после применения меры взыскания нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий, влекущим отмену соответствующего дисциплинарного взыскания.

Пунктом 9 Приказа Минобрнауки России установлены также следующие требования к порядку применения мер дисциплинарных взысканий: «Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме». (п. 7 Приказа Минобрнауки России предусматривается отсутствие обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком).

Таким образом, вводится фактически два требования к срокам применения дисциплинарных взысканий. С одной стороны, это время, отсчитанное от момента обнаружения дисциплинарного проступка, которое не может быть более месяца, за вычетом болезни, каникул, отпусков, а также за вычетом времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся и их родителей. Время, необходимое на учет мнения, нормативно никак не определяется, и устанавливаться будет непосредственно для каждой образовательной организации, в зависимости от ее устава и иных локальных нормативных актов, определяющих порядок учета такого мнения. При этом, руководитель образовательной организации, получив мотивированное мнение указанных советов, должен принять решение о применении дисциплинарного взыскания не позднее семи учебных дней. Оба эти требования являются параллельно действующими и оба должны быть выдержаны образовательной организацией. Соответственно, если мнение было представлено существенно ранее, чем истекал бы месячный срок со дня обнаружения проступка (например, через 5 учебных дней после даты его обнаружения), администрация образовательной организации будет ограничена во времени применения взыскания семью учебными днями (несмотря на то, что эти семь дней стекут ранее месячного срока со дня обнаружения проступка).

Пунктом 13 Приказа Минобрнауки России предусмотрено, что применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется в виде приказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.

Есть основания полагать, что данные нормы, во многом воспроизводящие нормы трудового законодательства в отношении дисциплинарных взысканий к работникам, будут применяться аналогичным трудовым нормам образом, в частности, их несоблюдение будет рассматриваться как нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

Согласно ч. 11 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Исходя из общих принципов права, применение дисциплинарного взыскания может быть также обжаловано и в судебном порядке.

Ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, нового органа — комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Указанная комиссия частично похожа на предусмотренную трудовым правом комиссию по трудовым спорам, и создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случае обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением, а также может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказом Минобрнауки России предусматривается также срок действия дисциплинарного взыскания и возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Данные вопросы урегулированы по аналогии с трудовым законодательством. Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки России, если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, новое законодательство об образовании и подзаконные акты содержат ключевые нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данные нормы содержат гарантии для обучающихся, направленные на необходимость обеспечить справедливое и адекватное применение мер дисциплинарных взысканий к лицам, зачастую неспособным эффективно защищать свои права и интересы. Анализ норм Федерального закона № 273-ФЗ и соответствующего Приказа Минобрнауки России показывает, что во многом используются проверенные и проработанные в рамках судебной и иной правоприменительной практики конструкции трудового права в отношении дисциплинарной ответственности. Данный подход представляется оправданным, учитывая некоторое сходство правовых отношений между работодателем и работником, с одной стороны, и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся, с другой стороны, в частности, неравновесный характер этих отношений, длительность и значимость отношений для работника и обучающегося, как «слабой» стороны правоотношений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *