Положение о платных услугах

Правила оказания платных услуг.

Исходя из Закона № 7-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют деятельность в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Поэтому предоставление услуг на платной основе в основном соответствует деятельности, которой занимается данное учреждение. К таковым относятся:

  • образовательные и медицинские услуги;

  • социальные услуги;

  • гостиничные услуги;

  • консультационные услуги;

  • издательская деятельность;

  • деятельность, связанная с торговлей;

  • предоставлением услуг общественного питания.

Согласно ст. 39.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» правила оказания отдельных видов услуг устанавливаются Правительством РФ. В частности, соответствующие документы разработаны в отношении:

  • платных образовательных услуг (Постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 706));

  • услуг общественного питания (Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»);

  • платных ветеринарных услуг (Постановление Правительства РФ от 06.08.1998 № 898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»);

  • гостиничных услуг (Постановление Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085 «Об утверждении Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»);

  • платных медицинских услуг (Постановлением от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (утвержденные правила далее – Правила № 1006)).

Доходы, полученные от платной деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество (за исключением недвижимости) поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

Расчет стоимости платной услуги.

Стоимость платной услуги (цена) является одним из существенных условий договора, заключаемого между бюджетной организацией и потребителем услуги. В большинстве случаев учреждения при расчете цены на платную услугу, работу руководствуются рекомендациями, доведенными до них органом исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель). Данные указания иногда содержатся в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ. В частности, п. 8 Правил № 1006 предусмотрено, что определение цен на медицинские услуги, оказываемые бюджетными и казенными учреждениями здравоохранения, устанавливаются органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. В соответствии с данным пунктом учредитель медицинского учреждения разрабатывает свой порядок формирования цены на платную услугу. Например, такой порядок для учреждений, подведомственных ФМБА, утвержден Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122, для учреждений, подведомственных Минздраву, – Приказом Минздрава РФ от 29.12.2012 № 1631н. Как следует из перечисленных документов, цены (тарифы) на медицинские услуги устанавливаются с учетом покрытия издержек учреждения на оказание данных услуг и утверждаются приказом учреждения.

В Правилах № 706, регламентирующих оказание платных образовательных услуг, содержатся указания, что организации, осуществляющие данную деятельность за счет средств бюджетов, вправе оказывать платные образовательные услуги, не предусмотренные установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности образовательных организаций и оказываемые сверх установленного государственного задания, утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 20.12.2010 № 1898 (далее – Порядок № 1898). Как вытекает из п. 5 Порядка № 1898, размер платы определяется на основе расчета необходимых для оказания соответствующих платных услуг экономически обоснованных затрат с учетом конъюнктуры рынка, требований к качеству оказания услуг, в том числе исходя из условий, зафиксированных в п. 2 Порядка № 1898, и устанавливается руководителем учреждения. Учреждения, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, устанавливают размер платы на основании решения ученого совета.

На отдельные платные услуги (работы), предусмотренные ведомственным перечнем государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности, сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, которые не включены в государственное задание на оказание государственных услуг (выполнение работ) (в том числе на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, относящихся к основным видам деятельности учреждения), плата может определяться нормативным, структурным методами, а также на основе калькуляции соответствующих затрат.

Размер платы в расчете на единицу оказания платных услуг не может быть ниже величины нормативных затрат, определенных в порядке, установленном Положением о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что цена платной услуги, оказанной бюджетным учреждением, должна покрывать затраты, связанные с ее оказанием, а также должна быть сориентирована с учетом конъюнктуры рынка с применением уровня рентабельности (в пределах 20%) и повышающего коэффициента в отношении услуг, оказываемых в условиях, отличных от нормальных (в ночное время, в выходные и праздничные дни). Требование в отношении повышающего коэффициента может быть установлено отдельным нормативно-правовым актом, например, Приказом ФМБА РФ от 13.05.2013 № 122.

Заключение договора на оказание платных услуг.

Договор, заключаемый с потребителем услуги, является возмездным договором об оказании услуг, заключение которого регулируется гл. 39 ГК РФ. В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить конкретную деятельность), а заказчик – оплатить их.

Договор оформляется в простой письменной форме и должен содержать сведения о заказчике и исполнителе. Перечень необходимых сведений приводится в правилах оказания платных услуг, утверждаемых Правительством РФ.

Так, из п. 3, 16 Правил № 1006 следует, что медицинские организации могут предоставлять платные медицинские услуги только в объеме работ (услуг), указанных в имеющейся у организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, с заключением договора в письменной форме. Сведения о лицензии на ведение медицинской деятельности и прейскурант цен в рублях входят в число обязательной информации при заключении договора, они подлежат опубликованию на сайте медицинской организации в Интернете, а также на информационных стендах (стойках), размещаемых непосредственно в здании (пп. «в», «г» п. 11 Правил № 1006).

Соблюдение соответствующих требований пп. «а», «в» и «г» п. 17 Правил № 1006 достигается посредством указания в заключаемых договорах:

  • сведений о номере лицензии на осуществление медицинской деятельности, дате регистрации;

  • перечня тех платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в соответствии с конкретным договором. Одновременно приводится перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации согласно лицензии, к которым относятся определенные договором соответствующие платные медицинские услуги;

  • стоимости конкретных платных медицинских услуг, которые будут предоставляться в рамках заключаемого договора;

  • сроков и порядка оплаты этих услуг.

По Информации Роспотребнадзора от 08.03.2016 для обеспечения соблюдения требований Правил № 1006 приложение к каждому заключаемому договору копии лицензии на ведение медицинской деятельности с перечнем всех услуг, составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, как и прейскуранта цен на все виды выполняемых (оказываемых) медицинской организацией работ (услуг), не требуется.

При этом копию лицензии на осуществление медицинской деятельности с приложением перечня работ (услуг), составляющих такую деятельность согласно лицензии, исполнитель по смыслу п. 13 Правил № 1006 должен предоставить для ознакомления по требованию потребителя и (или) заказчика при заключении договора.

Сведения, отражаемые в договоре на оказание платной образовательной услуги, приведены в п. 12 Правил № 706. Названный пункт регламентирует в обязательном порядке указывать, в частности, сведения:

  • о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дату регистрации лицензии);

  • о виде, уровне и (или) направленности образовательной программы (части образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности)

  • о форме обучения, сроках освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

  • о виде документа (при наличии), выдаваемого лицу, обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы).

Примерные формы договоров на платные образовательные услуги утверждены приказами Минобрнауки РФ от 13.01.2014 № 8, от 09.12.2013 № 1315, от 21.11.2013 № 1267, от 25.10.2013 № 1185.

Учет выручки от оказания платных услуг.

Как уже было отмечено, доходы, полученные от оказания платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, доходы от оказания платных услуг отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ. Учет расчетов по доходам от оказания платных услуг ведется на счете 2 205 31 000 (п. 21 Инструкции № 157н, п. 92 Инструкции № 174н).

Ниже рассмотрим варианты корреспонденций счетов по оказанию платных услуг.

Дебет

Кредит

Основание

Начислены доходы от оказания платных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

Акт приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг), предъявленный счет (счет-фактура), договор

Поступила плата за оказанные услуги на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 205 31 660

Выписка из лицевого счета

Поступила плата за оказанные услуги в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

Приходный кассовый ордер

Сдана выручка на лицевой счет учреждения

2 210 03 560

2 201 11 610

2 201 34 610

2 210 03 660

Расходный кассовый ордер, выписка из лицевого счета учреждения

Поступила плата через банковский терминал посредством расчета банковской картой

2 201 23 510

2 205 31 660

Журнал кассира-операциониста, справка-отчет кассира-операциониста

Поступила выручка на лицевой счет

2 201 11 510

2 201 23 610

Выписка из лицевого счета

Рассмотрим примеры отражения в учете доходов, поступивших от оказания платных услуг.

Пример 1.

Бюджетное учреждение в сентябре 2017 года оказало физическим лицам платные услуги на сумму 146 000 руб. Ввсе денежные средства были внесены в кассу. Полученная выручка через инкассаторскую службу банка поступила на лицевой счет организации 01.11.2017 за вычетом банковского вознаграждения, которое составляет 2,5% от суммы расчетов. Расходы на вознаграждение банку учреждение учитывает в составе общехозяйственных затрат.

В соответствии с п. 2 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210-У накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег не допускается. В случае превышения лимита остатка кассы уполномоченный представитель учреждения сдает наличные деньги в банк или организацию, входящую в систему ЦБ РФ, осуществляющую перевозку наличных денег и инкассацию, для зачисления их на банковский счет (п. 3).

Поступление наличных денежных средств на балансовый счет 40116 из кассы учреждения при условии их зачисления на счет в операционный день, отличный от дня перечисления из кассы, отражается по дебету счета 2 210 03 000 (п. 78 Инструкции № 174н).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы, полученные от оказания экспертных услуг

2 205 31 560

2 401 10 130

146 000

Поступила выручка в кассу учреждения

2 201 34 510

2 205 31 660

146 000

Отражена передача денежных средств инкассатору

(146 000 руб. — (146 000 руб. x 2,5 %))

2 201 23 510

2 201 34 610

146 000

Внесены денежные средства на счет 40116

2 210 03 560

2 201 23 610

142 350

Поступила выручка на лицевой счет учреждения

2 201 11 510

2 210 03 660

142 350

Оплачены услуги банка

2 302 26 830

2 201 23 610

3 650

Отражены расходы на оплату услуг банка

2 109 80 226

2 302 26 730

3 650

Пример 2.

Бюджетное учреждение в августе 2017 года заключило договор на оказание платных образовательных услуг по обучению физического лица. Стоимость обучения составляет 120 000 руб. за год. В соответствии с условиями договора плату за обучение лицо обязано внести не позднее одного месяца до начала учебного процесса (до 1 сентября). Учетной политикой предусмотрено, что по итогам каждого семестра доходы будущих периодов переводятся в доходы текущего периода пропорционально объему оказанных учреждением услуг.

Доходы, начисленные или полученные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, отражаются на счете 1 401 40 000 «Доходы будущих периодов» (п. 157 Инструкции № 174н, п. 301 Инструкции № 157н).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы по договору на оказание платных услуг, поступившие перед началом учебного процесса, на основании договора, заключенного с физическим лицом

2 205 31 560

2 401 40 130

120 000

Внесена в кассу учреждения плата за обучение

2 201 34 510

2 205 31 660

120 000

По итогам семестра (сентябрь – февраль) зачислены в доход текущего отчетного периода доходы будущих периодов

(120 000 руб. / 10 мес. х 6 мес.)

2 401 40 130

2 401 10 130

72 000

Пример 3.

У бюджетного образовательного учреждения имеется на балансе общежитие на 100 мест. В нем проживают 95 студентов. Плата за общежитие составляет 1 500 руб. Оплата производится студентами по квитанциям через банк, в котором осуществляется кассовое обслуживание лицевого счета учреждения по расчету с наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 2 ст. 39 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» жилые помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке, установленном локальными нормативными актами организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Как следует из п. 3 данной статьи, с каждым лицом, проживающим в общежитии, заключается договор найма жилого помещения в порядке, установленном жилищным законодательством. За наем жилого помещения и пользование коммунальными услугами вносится плата.

Размер платы за общежитие определяется локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения советов обучающихся и представительных органов обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (при их наличии).

В бухгалтерском учете суммы полученного дохода отражаются следующим образом:

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислена плата за общежитие

(1500 руб. x 95 чел.)

2 205 30 560

2 401 10 130

142 500

Внесена плата за общежитие на счет учреждения

2 201 11 510

2 205 30 660

142 500

Учет расходов на оказание платных услуг.

В соответствии с п. 134 Инструкции № 157н расходы, формирующие себестоимость платной услуги, учитываются на счете 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг». Отметим, что затраты, которые учреждение несет при оказании услуги (выполнении работы), в силу ст. 138 Инструкции № 157н делятся на прямые и накладные.

Помимо прямых и накладных расходов выделяют (п. 138 Инструкции № 157н):

  • общехозяйственные расходы, которые осуществляются для целей управления, обслуживания производства и отражаются на счете 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы». Примером таких расходов может служить заработная плата руководителя учреждения, его заместителей и другого управленческого персонала, включая суммы начислений на заработную плату;

  • издержки обращения, которые связаны с процессом доведения до потребителей и продвижения услуг (реклама) и отражаются на счете 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Перечень накладных расходов утверждается учетной политикой учреждения, как и база для распределения данных расходов. Выбор способа распределения накладных и общехозяйственных расходов зависит от особенностей работ (услуг), выполняемых (оказываемых) работниками учреждения.

Пример 4.

Учетной политикой бюджетного учреждения установлено, что накладные и общехозяйственные расходы распределяются между видами деятельности пропорционально объему доходов по соответствующему источнику финансирования.

В октябре 2017 года учреждение получило субсидию на выполнение государственного задания в размере 15 000 000 руб. и доходы от оказания платных услуг в размере 5 000 000 руб. (цифры условные).

Ресурсоснабжающая организация выставила учреждению счет за потребленную им в октябре 2017 года электроэнергию на сумму 66 000 руб.

Коэффициент распределения накладных расходов – 0,33 (5 000 000 руб. / 15 000 000 руб. + 1 000 000 руб.). Накладные расходы на электроэнергию по деятельности, финансируемой за счет платных услуг, составляют 21 780 руб. (66 000 руб. x 0,33). Соответственно, сумма оплаты электроэнергии, осуществляемой за счет субсидии, выделенной на выполнение государственного задания, – 44 220 руб. (66 000 руб. x 0,67).

В бухгалтерском учете учреждения будут сделаны следующие записи:

Приложение № 1 к приказу МБУ «Дом Культуры им. 1 Мая» № ___ от_____.201__г.

ДОГОВОР

ОБ ОКАЗАНИИ ПЛАТНЫХ УСЛУГ С ПОТРЕБИТЕЛЕМ

дата заключения договора

Учреждение Муниципальное бюджетное учреждение «Дом Культуры им. 1 Мая»,

(полное наименование учреждения)

в дальнейшем – Исполнитель, в лице __директора Квасова Михаила Николаевича___________________,

должность, фамилия, имя и отчеств

действующего на основании Устава, с одной стороны, и ______________________________________________________

(фамилия, имя, отчество и статус законного представителя несовершеннолетнего)

в дальнейшем – Заказчик, и _______________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество ребенка)

в дальнейшем – Потребитель, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

  1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

Исполнитель предоставляет, а Заказчик оплачивает дополнительные услуги в сфере культуры

(наименование услуги в соответствии с утвержденным прейскурантом стоимости)

проводимые по _ _ ___________________________ в количестве _______занятий в месяц ,

(групповой, индивидуальной)

продолжительность одного занятия составляет _ мин._

  1. ОБЯЗАННОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЯ

2.1. Организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора, в соответствии с расписанием занятий, разрабатываемым Исполнителем.

2.2. Обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям.

2.3. Во время оказания дополнительных услуг проявлять уважение к личности Потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия Потребителя с учетом его индивидуальных особенностей.

2.4. Сохранить место за Потребителем в случае пропуска занятий по уважительной причине (болезни, лечения, карантина и в других случаях пропуска занятий по уважительной причине (в случае оплаты услуг предусмотренных разделом I настоящего договора)).

2.5. Уведомить Заказчика о нецелесообразности оказания Потребителю услуг в объеме, предусмотренном разделом 1 настоящего договора, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

2.6. Устранить обнаруженные недостатки оказанных услуг (в том числе оказание их в неполном объеме по вине Исполнителя, не в срок, с нарушениями требований к качеству) по соглашению сторон.

  1. ОБЯЗАННОСТИ ЗАКАЗЧИКА

3.1. Своевременно вносить плату за предоставленные услуги (ежемесячно до 10-го числа текущего месяца).

3.2. Предъявить Исполнителю копию документа, подтверждающего произведенную оплату услуг.

3.3. Сообщать Исполнителю об изменении контактного телефона и места жительства.

3.4. Своевременно уведомить Исполнителя о наличии уважительной причины (болезни) отсутствия Потребителя на занятиях.

3.5. Представить Исполнителю документ (справку), подтверждающий отсутствие Потребителя на занятиях в случае его болезни.

3.6. По просьбе Исполнителя приходить для беседы при наличии претензий Исполнителя к поведению Потребителя или его отношению к получению дополнительных услуг.

3.7. Проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Исполнителя.

3.8. Возмещать ущерб, причиненный Потребителем имуществу Исполнителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3.9. В случае выявления заболевания Потребителя (по заключению учреждений здравоохранения либо медицинского персонала Исполнителя) освободить Потребителя от занятий с последующим предоставлением Исполнителем дополнительного времени для прохождения пропущенного материала.

3.10. Обеспечить посещение Потребителем занятий согласно учебному расписанию.

3.11. Потребитель не возражает о размещении в соц. сетях фотоматериалов с мероприятий , участником которых является Потребитель услуг.

3.12 Принимать участие в культурно-массовых мероприятиях учреждения, города , области.

3.13. Соблюдать Правила внутреннего распорядка, Правила посещения Учреждения , Требования противопожарной и антитеррористиче6ской безопасности.

  1. ОБЯЗАННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЯ

4.1. Посещать занятия, указанные в учебном расписании.

4.2. Выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами учреждения культуры.

4.3. Соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к руководителям кружков, , администрации и техническому персоналу Исполнителя и другим обучающимся.

4.4. Бережно относиться к муниципальному имуществу Исполнителя.

  1. ПРАВА ИСПОЛНИТЕЛЯ, ЗАКАЗЧИКА, ПОТРЕБИТЕЛЯ

5.1. Исполнитель вправе:

  • отказать Заказчику и Потребителю в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если Заказчик, Потребитель в период его действия допускали нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и настоящим договором и дающие Исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора,
  • отказать в возврате денежных средств при неоказании или оказании некачественной платной услуги, если докажет, что это произошло вследствие непреодолимой силы или иных обстоятельств, предусмотренных законом,
  • отказать в возврате денежных средств в связи с необоснованностью претензий Заказчика (Потребителя).

5.2. Заказчик вправе:

  • требовать от Исполнителя предоставления информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных разделом 1 настоящего договора, деятельности Исполнителя и перспектив ее развития; об успеваемости, поведении, отношении Потребителя к занятиям и его способностях,

– при обнаружении недостатков оказанных услуг (в том числе оказания их в неполном объеме, не в срок, с нарушениями требований к качеству) потребовать по своему выбору:

– безвозмездного оказания услуг в соответствии с условиями договора по объему, срокам и качеству,

– уменьшения стоимости оказанных услуг,

  • Заказчик и Потребитель, надлежащим образом исполнившие свои обязательства по настоящему договору, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок по истечении срока действия настоящего договора.

5.3. Потребитель вправе:

  • обращаться к работникам Исполнителя по всем вопросам деятельности учреждения;
  • получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний (навыков) и критериях этой оценки;
  • пользоваться имуществом Исполнителя, необходимым для обеспечения процесса обучения, во время занятий, предусмотренных расписанием.

  1. ОПЛАТА УСЛУГ

6.1. Заказчик ежемесячно до 10-го числа текущего месяца оплачивает услуги, указанные в разделе 1 настоящего договора, в сумме ___________ рублей из расчета _____ плановых занятий в месяц

6.2. В случае болезни Потребителя продолжительностью до одного месяца и пропуске согласно справке из медицинского учреждения до 75 % занятий услуга оплачивается в полном размере. При этом Исполнитель предоставляет дополнительное время для прохождения Потребителем пропущенного материала. При продолжительности болезни Потребителя месяц или свыше одного месяца плата за календарный месяц болезни не взимается (согласно справки из медицинского учреждения) либо учитывается в счет платежа за следующий период.

6.3 Оплата услуги производится полностью при пропуске занятий по неуважительным причинам без предоставления исполнителем дополнительного времени потребителю на прохождение пропущенного материала.

6.4. Занятия во время школьных каникул могут переноситься на другое время и оплачиваются полностью. Занятия во время летних каникул не проводятся.

6.5 Оплата производится на лицевой счет Исполнителя, открытый в финансовом органе, исполняющем бюджет, в безналичном порядке с предоставлением Исполнителю копии документа, подтверждающего произведенную оплату,

6.6. Стоимость услуги может быть изменена в соответствии с утвержденным прейскурантом. Изменение стоимости услуги оформляется дополнительным соглашением к настоящему договору.

  1. ОСНОВАНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

7.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по письменному соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

7.2. Потребитель, достигший 14-летнего возраста, вправе в любое время расторгнуть настоящий договор только с письменного согласия законных представителей при условии оплаты Исполнителю фактически понесенных расходов и услуг, оказанных до момента письменного отказа.

От имени Потребителя в возрасте до 14 лет договор в любое время может быть расторгнут Заказчиком при условии, указанном в абз. 1 настоящего пункта.

7.3. Настоящий договор может быть расторгнут по соглашению сторон.

7.4. По инициативе одной из сторон договор может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.

7.5. Помимо этого, Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, если Заказчик нарушил сроки оплаты услуг по настоящему договору более двух раз.

7.6. Если Потребитель своим поведением систематически нарушает права и законные интересы других обучающихся и работников Исполнителя, расписание занятий или препятствует нормальному осуществлению процесса предоставления услуги, Исполнитель вправе отказаться от исполнения договора, когда после двух предупреждений Потребитель не устранит указанные нарушения.

  • Заказчик вправе расторгнуть договор, если по соглашению сторон недостатки оказанных услуг не устранены

Исполнителем, либо имеют существенный характер.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

8.1. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств по настоящему договору они несут ответственность, предусмотренную гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей, на условиях, установленных этим законодательством.

8.2. Претензии и споры, возникающие между Заказчиком (Потребителем) и Исполнителем, разрешаются по соглашению сторон с возможным привлечением независимых экспертов или в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

  1. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ДРУГИЕ УСЛОВИЯ

9.1. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до “___” __

_ 2018 года__

9.2. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

  1. ПОДПИСИ СТОРОН

Исполнитель

Муниципальное бюджетное учреждение

Дом культуры им. 1 Мая

ИНН 5021015663

КПП 502101001

УФК по Московской области (КФНП Администрация городского округа Подольск (МБУ «Дом культуры им. 1 мая» л/с 20367070292))

Счет – 40701810945251001326

Главное управление Центрального банка Российской

Федерации по Центральному федеральному округу г.Москва

(Краткое – ГУ БАНКА РОССИИ ПО ЦФО Г.МОСКВА )

БИК 044583001

ОКАТО 46436000000

КБК 00000000000000040130

Подпись_____________М.Н.Квасов

М.П.

Заказчик:

ф.и.о.

паспортные данные

адрес места жительства

подпись

Потребитель,

достигший 14-летнего возраста:

ф.и.о.

паспортные данные

адрес места жительства

подпись

Правовая основа.

Действующее федеральное законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но здравый смысл подсказывает, что такие документы необходимы: на практике они существуют и имеют нормативный статус. К примеру, их содержание учитывается при принятии контрольными и судебными органами решений в отношении учреждений.

Более того, указание на необходимость наличия в учреждениях собственных положений об оказании платных услуг (порядков) нередко содержится в региональной и муниципальной нормативно-правовой базе. Так, комитет по физической культуре и спорту Барнаула прямо требует от руководителей подведомственных учреждений (в том числе автономных) разработать и утвердить локальным актом порядок предоставления платных услуг. Причем сделать это надо с учетом общих правил, утвержденных самим комитетом.

Бывает и так, что учредитель полностью берет на себя функцию по утверждению положения об оказании платных услуг – в отношении всех подведомственных учреждений либо отдельного учреждения. Хотя согласно действующему федеральному законодательству в этом случае орган-учредитель превышает свои полномочия.

Что касается регулирования цен на услуги, для бюджетных учреждений учредитель должен устанавливать лишь порядок определения стоимости (абз. 1 ч. 4 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ), а действия автономных учреждений в этом плане вообще не регулируются – аналогичных полномочий учредителя законодательство не предусматривает (ст. 9 Закона № 174-ФЗ). В свою очередь, тарифы на платные услуги орган-учредитель утверждает в отношении любых муниципальных учреждений, но из этого правила есть исключения, например муниципальные учреждения культуры, самостоятельно устанавливающие для себя такие тарифы. А для отдельных видов услуг, предоставляемых учреждениями (скажем, в сфере социального обслуживания), действует государственное регулирование тарифов. Правда, речь здесь идет только об утверждении тарифов, а не об установлении правил оказания платных услуг в целом.

Законодательство не требует наличия в автономном учреждении локального акта, регулирующего правила оказания платных услуг. Но на практике он необходим.

Если эти правила не «спущены сверху» автономному учреждению, их разработка и утверждение входят в компетенцию сотрудников и руководителя АУ. Важно, что ни рассмотрение, ни утверждение данных правил не отнесено федеральным законодательством к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ). Однако на практике нередки случаи, когда наблюдательный совет все же рассматривает проект такого документа, представленный руководителем АУ, и выносит свое заключение в форме рекомендации – хотя соответствующего полномочия совета нет даже в уставе учреждения.

Структура и содержание рассматриваемого документа могут быть разными – они зависят как от отраслевой специфики деятельности учреждения, так и от степени детализации вопросов, связанных с оказанием платных услуг. Итак, какие же содержательные блоки включаются в положение об оказании (порядок оказания) платных услуг?

Общие положения.

В этом разделе, традиционном для нормативного документа любого уровня, обычно указывается его функция (регулирование деятельности по оказанию платных услуг конкретным учреждением), приводятся правовые акты, на основании которых он разработан. Сюда относятся ГК РФ, Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», законы № 7-ФЗ и 174-ФЗ, встречается даже упоминание Конституции РФ, НК РФ, Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Есть ссылки и на отраслевую правовую базу (например, для учреждений здравоохранения это Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и общефедеральные правила оказания платных медицинских услуг), региональные документы (в частности, во многих субъектах РФ действуют областные законы о социальном обслуживании и их подзаконные акты). В нормативную базу следует включить и ссылку на устав учреждения – правила оказания платных услуг и учредительный документ АУ не должны противоречить друг другу.

Данный раздел зачастую содержит описание (иногда детальное и пространное) целей и задач предоставления платных услуг. В частности, для учреждения спортивной направленности задачи могут быть такими:

  • организация досуга в области физкультуры и спорта;

  • повышение эффективности работы и улучшение качества услуг;

  • привлечение дополнительных финансовых средств для обеспечения, развития и совершенствования услуг, расширение материально-технической базы учреждения;

  • развитие массовых и индивидуальных видов спорта, направленных на физическое воспитание населения;

  • привлечение населения, школьников к регулярным спортивным занятиям.

По мнению автора статьи, практический смысл в подобном перечислении отсутствует. Описание целей остается скорее некоей данью традиции.

Ни рассмотрение, ни утверждение правил оказания платных услуг не отнесено к компетенции наблюдательного совета автономного учреждения.

В первый раздел документа также входят дополнительные общие нормы. К примеру, в локальном акте могут присутствовать положения о том, что контроль оказания платных услуг осуществляет наблюдательный совет автономного учреждения, изменения и дополнения в порядок оказания платных услуг вносит руководитель АУ, платные услуги, подлежащие лицензированию, предоставляются с момента получения учреждением лицензии… Полагаем, необходимости вносить такие детали тоже нет, поскольку эти нормы общеизвестны. Ну а контроль за оказанием платных услуг федеральное законодательство и вовсе не относит к компетенции наблюдательного совета АУ (ч. 1 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).

Вместе с тем в разделе могут присутствовать важные содержательные, концептуальные моменты. Скажем, норма о том, что штатные сотрудники учреждения оказывают платные услуги со своего согласия в рамках своего рабочего времени при условии качественного выполнения государственного (муниципального) задания в полном объеме. Нередко сюда включают и отдельное указание на то, что предоставление учреждением платных услуг не должно подменять выполнение государственного (муниципального) задания, мешать его полноценному выполнению.

Перечень платных услуг.

Существует два подхода к установлению перечня платных услуг: либо он приводится в самом положении об оказании платных услуг (порядке), либо в положении делается отсылка на перечень, утверждаемый руководителем автономного учреждения в виде отдельного документа. Поскольку оба документа относятся к локальным актам самого учреждения (то есть в них достаточно легко вносить изменения), представляется, что лучше включать перечень платных услуг непосредственно в положение. В любом случае следует помнить: перечень должен соответствовать тем видам деятельности, осуществление которых на платной основе предусмотрено уставом учреждения.

Разрабатывая ту или иную платную услугу и включая ее в перечень, учреждению нужно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, и обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Вот, например, как может быть сформулирован перечень платных услуг театра:

  • организация и проведение фестивалей, конференций, конкурсов и других культурно-зрелищных мероприятий (в том числе по заказу сторонних организаций);

  • создание театральных постановок, подготовка концертов, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ;

  • предоставление сценической площадки для проведения гастрольных и выездных мероприятий другим лицам, совместных театральных, концертных, культурно-развлекательных и театрально-зрелищных программ и мероприятий;

  • организация и проведение тематических вечеров, встреч с деятелями культуры, искусства, литературы;

  • проведение мероприятий по организации досуговой деятельности, эстетическому воспитанию и обучению населения (клубы по интересам, тематические вечера, арт-студии и т. п.);

  • изготовление сценическо-постановочных средств, предоставление напрокат светотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, биноклей;

  • организация работы буфетов и баров в здании театра и на прилегающей территории в целях улучшения качества обслуживания зрительской аудитории;

  • проведение художественных выставок (в том числе выставок-продаж) и экскурсий;

  • рекламная и издательская деятельность, реализация информационно-справочных и рекламных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью учреждения, изготовление и реализация сувенирной продукции и цветов (для выражения благодарности зрителей артистам).

В реальности в положениях об оказании платных услуг учреждений можно встретить самые разные услуги. Например, те же театры включают в локальные акты такую позицию, как «предоставление услуг по перевозке пассажиров и грузов автотранспортом учреждения» (получается, что у театра даже можно заказать автофургон для квартирного переезда), а дома-интернаты для престарелых граждан и инвалидов заявляют о «реализации выпечки и полуфабрикатов» (по сути, здесь идет речь о торговле, ориентированной на людей «с улицы»).

Однако согласно букве закона любая деятельность автономного учреждения (в том числе платная) должна соответствовать полномочиям его учредителя в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах) (ч. 1 ст. 2, ч. 1, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Поэтому, разрабатывая платную услугу, учреждению нужно одновременно продумать, с каким полномочием своего учредителя соотнесется ее содержание, а впоследствии обосновать эту «увязку» при вопросах со стороны контрольных органов.

Внимание нужно обратить и на другой момент. Наименования из перечня платных услуг следует формулировать именно как услуги для потребителя. Из определения должно быть понятно, что конкретно предлагается получателю. К примеру, формулировка «Проведение дискотек» соответствует предоставляемой услуге, а «Участие в конкурсах и грантах» (реальное название, включенное в локальный акт учреждения) – нет.

От редакции:

В следующем номере журнала мы продолжим рассматривать содержание положения об оказании платных услуг.

См., например, цикл статей К. Г. Чагина «Предоставление платных услуг и выполнение платных работ в автономных учреждениях», 2017, № 5 – 8.

См., например, Постановление АС ПО от 17.10.2017 № Ф06-25514/2017 по делу № А12-6248/2017, Апелляционное определение Свердловского областного суда от 14.07.2017 по делу № 33-11142/2017.

Приказ комитета по физической культуре и спорту г. Барнаула от 26.04.2018 № 13 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями в сфере физической культуры и спорта».

Постановление администрации Камешковского района Владимирской области от 02.02.2016 № 94 «Об утверждении Положения о порядке предоставления платных услуг (работ) муниципальными учреждениями Камешковского района».

Постановление администрации Гурьевского городского округа Калининградской области от 10.04.2017 № 1534 «Об утверждении Положения о предоставлении платных услуг МАУ «Ритуал-сервис» (вместе с Положением о предоставлении платных услуг, оказываемых муниципальным автономным учреждением «Ритуал-сервис»).

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Пункт 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Статья 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

См., например, протокол заседания наблюдательного совета МАУ ДО «Физкультурно-оздоровительный комплекс р. п. Шатки Нижегородской области» – http://www.шаткифок.рф/wp-content/documents/Протокол № 11-17 заседания Наблюдательного совета.pdf.

См., например, протокол от 22.08.2014 № 4 заседания наблюдательного совета МАДОУ «Детский сад № 4 «Подснежник» и перечень полномочий данного совета – https://domoddou4.edumsko.ru/about/council/post/20646.

Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *