Полномочия верховного суда

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»

(извлечение)

Глава 45.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 389.1. Право апелляционного обжалования

1. Право апелляционного обжалования судебного решения принадлежит осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю и (или) вышестоящему прокурору, потерпевшему, частному обвинителю, их законным представителям и представителям, а также иным лицам в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы.

2. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Статья 389.3. Порядок принесения апелляционных жалобы, представления

1. Апелляционные жалоба, представление приносятся через суд, постановивший приговор, вынесший иное обжалуемое судебное решение.

2. Апелляционные жалоба, представление подаются:

5) на постановление судьи Верховного Суда Российской Федерации — в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 389.6. Апелляционные жалоба, представление

1. Апелляционные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда апелляционной инстанции, в который подаются жалоба, представление;

2) данные о лице, подавшем апелляционные жалобу или представление, с указанием его процессуального положения, места жительства или места нахождения;

3) указание на приговор или иное судебное решение и наименование суда, его постановившего или вынесшего;

4) доводы лица, подавшего апелляционные жалобу или представление, с указанием оснований, предусмотренных статьей 389.15 настоящего Кодекса;

5) перечень прилагаемых к апелляционным жалобе, представлению материалов;

6) подпись лица, подавшего апелляционные жалобу или представление.

1.1. Лицо, подавшее апелляционные жалобу или представление, в подтверждение приведенных в жалобе или представлении доводов вправе заявить ходатайство об исследовании судом апелляционной инстанции доказательств, которые были исследованы судом первой инстанции, о чем должно указать в жалобе или представлении, и привести перечень свидетелей, экспертов и других лиц, подлежащих в этих целях вызову в судебное заседание. Если заявляется ходатайство об исследовании доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанции (новых доказательств), то лицо обязано обосновать в апелляционных жалобе или представлении невозможность представления этих доказательств в суд первой инстанции.

2. В апелляционной жалобе лица, не участвующего в уголовном деле, должно быть указано, какие права и законные интересы этого лица нарушены судебным решением.

3. Если осужденный заявляет ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, об этом указывается в его апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

4. В случае несоответствия апелляционных жалобы, представления требованиям, установленным частями первой, первой.1 и второй настоящей статьи, что препятствует рассмотрению уголовного дела, апелляционные жалоба, представление возвращаются судьей, который назначает срок для их пересоставления. Если требования судьи не выполнены и апелляционные жалоба, представление в установленный судьей срок не поступили, они считаются неподанными. В этом случае приговор, иное обжалуемое судебное решение считаются вступившими в законную силу.

Глава 47.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 401.2. Право на обращение в суд кассационной инстанции

1. Вступившее в законную силу судебное решение может быть обжаловано в порядке, установленном настоящей главой, в суд кассационной инстанции осужденным, оправданным, их защитниками и законными представителями, потерпевшим, частным обвинителем, их законными представителями и представителями, а также иными лицами в той части, в которой обжалуемое судебное решение затрагивает их права и законные интересы. Гражданский истец, гражданский ответчик или их законные представители и представители вправе обжаловать судебное решение в части, касающейся гражданского иска.

Статья 401.3. Порядок подачи кассационных жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление подаются на:

1) приговор и постановление мирового судьи; приговор, определение и постановление районного суда; приговор, определение и постановление верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, приговор, определение и постановление апелляционного суда общей юрисдикции, за исключением приговора или иного итогового судебного решения верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговора или иного итогового судебного решения апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенного по результатам пересмотра такого решения, — в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции;

2) судебные решения, указанные в пункте 1 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, вынесенное по результатам пересмотра такого решения; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции — в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации;

3) приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, приговор, определение и постановление апелляционного военного суда, за исключением приговора или иного итогового судебного решения окружного (флотского) военного суда, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, а также приговора или иного итогового судебного решения апелляционного военного суда, вынесенного по результатам пересмотра такого решения, — в кассационный военный суд;

4) судебные решения, указанные в пункте 3 настоящей части, если они обжаловались в кассационном порядке в кассационный военный суд; приговор или иное итоговое судебное решение окружного (флотского) военного суда, вынесенное им в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции, приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого решения; определение кассационного военного суда — в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

2. Подаются через суд первой инстанции и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.7, 401.8 настоящего Кодекса, кассационные жалоба, представление на:

1) приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке, — если указанные судебные решения обжалуются в судебную коллегию по уголовным делам соответствующего кассационного суда общей юрисдикции или в кассационный военный суд;

2) приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции; приговор или иное итоговое судебное решение апелляционного суда общей юрисдикции, апелляционного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра такого судебного решения, — если указанные судебные решения обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

3. Подаются непосредственно в суд кассационной инстанции, правомочный в соответствии с частью первой настоящей статьи пересматривать обжалуемое судебное решение, и рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 401.10 — 401.12 настоящего Кодекса, кассационные жалоба, представление на:

1) промежуточные судебные решения;

2) приговор или иное итоговое судебное решение мирового судьи, районного суда, гарнизонного военного суда; приговор или иное итоговое судебное решение верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, вынесенное в апелляционном порядке; определение судебной коллегии по уголовным делам кассационного суда общей юрисдикции, определение кассационного военного суда, вынесенное по результатам пересмотра судебных решений, перечисленных в настоящем пункте, — если указанные судебные решения обжалуются в Судебную коллегию по уголовным делам, Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 401.4. Содержание кассационной жалобы, представления

1. Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;

3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) указание на допущенные судами существенные нарушения норм уголовного или уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела, с приведением доводов, свидетельствующих о таких нарушениях;

6) просьбу лица, подающего жалобу, представление.

2. В кассационной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

3. Если кассационные жалоба, представление ранее подавались в суд кассационной инстанции, в них должно быть указано принятое по таким жалобе, представлению решение.

4. Кассационная жалоба должна быть подписана подавшим ее лицом. К жалобе, поданной защитником, прилагается ордер или другой удостоверяющий его полномочия документ. Представление должно быть подписано прокурором, указанным в частях второй — второй.2 статьи 401.2 настоящего Кодекса.

5. К кассационным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных решений, принятых по данному уголовному делу. В необходимых случаях прилагаются копии иных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в кассационных жалобе, представлении.

Глава 48.1. ПРОИЗВОДСТВО В СУДЕ НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Статья 412.1. Пересмотр судебных решений в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные решения, указанные в части второй настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам и представлениям лиц, указанных в частях первой и второй статьи 401.2 настоящего Кодекса.

2. Суд надзорной инстанции проверяет по надзорным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются вступившие в законную силу:

3) судебные решения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

4) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные ими в кассационном порядке;

5) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 412.2. Порядок подачи надзорных жалобы, представления

Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации.

Статья 412.3. Содержание надзорных жалобы, представления

1. Надзорные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который они подаются;

2) данные о лице, подавшем жалобу, представление, с указанием его места жительства или места нахождения, процессуального положения;

3) указание на суды, рассматривавшие уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;

4) указание на судебные решения, которые обжалуются;

5) указание на предусмотренные законом основания пересмотра судебного решения в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;

6) просьбу лица, подавшего жалобу, представление.

2. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным решением.

3. Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подавшим жалобу. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

4. К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные судами, рассматривавшими уголовное дело в первой, апелляционной или кассационной инстанции, копии судебных решений, принятых по делу.

Глава 49. ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНОМУ

ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ ИЛИ ВНОВЬ ОТКРЫВШИХСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

Статья 415. Возбуждение производства

1. Право возбуждения производства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств принадлежит прокурору, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 пятой настоящей статьи.

5. Пересмотр приговора, определения или постановления суда по обстоятельствам, указанным в пунктах 1 и 2 части четвертой статьи 413 и настоящего Кодекса, осуществляется Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее одного месяца со дня поступления данного представления. По результатам рассмотрения представления Президиум Верховного Суда Российской Федерации отменяет или изменяет судебные решения по уголовному делу в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации или постановлением Европейского Суда по правам человека. Копии постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации в течение 3 суток направляются в Конституционный Суд Российской Федерации, лицу, в отношении которого принято данное постановление, прокурору и Уполномоченному Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека.

Статья 417. Порядок разрешения судом вопроса о возобновлении производства по уголовному делу

1. Заключение прокурора о необходимости возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств рассматривается в отношении:

5) определения Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации или Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации, вынесенного в ходе производства по уголовному делу в качестве суда кассационной инстанции, — этими же судебными инстанциями, если судебные решения не были предметом рассмотрения Президиума Верховного Суда Российской Федерации;

10) постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации — Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

2. Предыдущее рассмотрение уголовного дела в апелляционном или кассационном порядке не препятствует его рассмотрению той же судебной инстанцией в порядке возобновления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Глава 56. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ

И БЛАНКОВ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ

Статья 474.1. Порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве

1. Ходатайство, заявление, жалоба, представление могут быть поданы в суд в порядке и сроки, которые установлены настоящим Кодексом, в форме электронного документа, подписанного лицом, направившим такой документ, электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Материалы, приложенные к ходатайству, заявлению, жалобе, представлению, также подаются в форме электронных документов. Электронные документы, изготовленные иными лицами, органами, организациями в свободной форме или форме, установленной для этих документов законодательством Российской Федерации, должны быть подписаны ими электронной подписью в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Эксклюзивное интервью главы Верховного Суда Украины Валентины Данишевской информационному агентству «Интерфакс-Украина»

Законопроект о внесении изменений в закон «О судоустройстве и статусе судей» находится на рассмотрении профильного комитета и, по всей вероятности, будет принят еще на текущей сессии Рады. Высший совет правосудия в целом одобрил предложенный президентом законопроект. Есть ли у Верховного Суда замечания к проекту закона? Согласуется ли он с Решением Конституционного суда?

Мы поддерживаем заключение Высшего Совета правосудия по этому законопроекту. В конце концов, и парламентский комитет поддержал этот законопроект. Замечания, на которые указывают некоторые народные депутаты, тоже воспринимаем. Считаем, что все нюансы можно исправить или между двумя чтениями, или внести поправки с голоса в сессионном зале.

Безотлагательность этого законопроекта имеет особое значение, поскольку с осени прошлого года судебная система «потеряла» один из ключевых органов – Высшую квалификационную комиссию судей Украины.

В марте Конституционный Суд признал значительное количество положений закона «О судоустройстве и статусе судей» неконституционными, в том числе и в части ликвидации ВККС. Прошло четыре месяца, а комиссия не создана. Поэтому поданный президентом законопроект фактически направлен на имплементацию решений Конституционного Суда в части существования ВККС и некоторых полномочий Высшего совета правосудия. Также проект Закона в определенной степени касается деятельности Верховного Суда и решает судьбу судей Верховного Суда Украины, которые потеряли свои полномочия в декабре 2017 года.

Народные депутаты, общественность пытаются решить дополнительные вопросы судебной реформы. Известно, что планируется еще целый ряд изменений в законодательство о судебной реформе, которые, надеюсь, будут обсуждаться.

Но я бы советовала решать неотложные вопросы отдельно от тех, которые могут быть дискуссионными. Создание ВККС и решение судьбы судей – это, считаю, первоочередные задачи, и мне бы хотелось, чтобы Верховная Рада пока что воздержалась от рассмотрения других вопросов судебной реформы, которые требуют обсуждения.

Несколько моментов в законопроекте касаются непосредственно работы Верховного Суда – количества судей, денежного обеспечения, а также введения судей Верховного Суда Украины в состав Верховного Суда. Каково Ваше отношение к переводу судей?

В законопроекте есть положение, которое предусматривает, что количество судей Верховного Суда, как и других судов, будет устанавливать Высший совет правосудия по представлению Государственной судебной администрации. Это не новелла, закон устанавливал лишь максимальное количество судей, а необходимое – определяли ВСП и судебная администрация. По закону в Верховном Суде должно было быть не более 200 судей, но на сегодня штатная численность ВС составляет 196 судей. Законом №193, который признан неконституционным, было определено максимальное количество – 100 судей. Это меньше, чем у нас сейчас работает. Поэтому президент предлагает Верховной Раде отказаться от установления максимального количества судей. Нас это устраивает, потому что количество судей должно определяться обосновано, с учетом нагрузки.

Что касается «перехода» судей из ВСУ в ВС, то, как мне кажется, хуже всего – это вообще никак не решать эту проблему.

Законопроектом предусматривается: «судьи ВС зачисляются в штат Верховного Суда в кассационный суд той юрисдикции, которая отвечает юрисдикции судебной палаты ВСУ, в которой судья осуществлял правосудие…».

В Решении Конституционного Суда речь шла о необходимости перевода судей ВСУ на должности судей ВС, поскольку нет юридических различий между судьями ВСУ и ВС. Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что судьи ВСУ должны продолжать осуществлять свои полномочия как судьи ВС. Именно так автор законопроекта и предлагает решить вопрос касательно судей ВСУ.

Как это будет реализовано на практике? Какое количество судей Верховного Суда Украины зачислят в состав Верховного Суда?

Всего судей Верховного Суда Украины девять. Думаю, что никаких проблем после принятия закона не будет: если они захотят рассматривать дела, то смогут полноценно осуществлять правосудие в Верховном Суде. С нашей стороны нет никаких опасений или барьеров относительно этого.

Как Вы думаете, Рада примет закон в ближайшее время?

У меня нет такой уверенности. Но хотелось бы, чтобы хотя бы ключевые вопросы были решены, ведь без возобновления деятельности ВККС судебная система просто остановиться.

Ситуация уже настолько критическая?

В судах сейчас работает лишь 63% судей от необходимого количества. Ситуация в апелляционных судах ужасная. Например, Закарпатский и Николаевский апелляционные суды не в состоянии рассматривать все категории уголовных дел из-за недостаточного количества судей. В критическом состоянии апелляционные суды Днепра и Харькова, где количество судей, особенно уголовной юрисдикции, меньше, чем это необходимо для рассмотрения дел. В некоторых апелляционных судах работает в 5–7 раз меньше судей, чем должно быть.

Во-первых, это безумная нагрузка, а во-вторых, некоторые вопросы в процессуальной плоскости просто не могут рассматриваться.

Около 10 судов в Украине вообще не работают из-за отсутствия там судей с полномочиями, таким образом доступ к правосудию в этих районах государство просто не обеспечивает.

После завершения работы предыдущего состава ВККС у нас остались определенные резервы, и этой весной ВСП рекомендовал президенту назначить на должности более 400 новых судей. Президент уже назначил 204 из них. Многие уже разъехались по судам, получают там зарплату, но не осуществляют правосудие до принятия присяги. Сдедовательно, приведение судей к прияге – первоочередное задание. И мы ждем от Президента соответствущих действий.

Нам известно, что много судей увольняются из системы? Почему судьи уходят?

Потому что ситуация, мягко говоря, не очень комфортная. В большинстве случаев судьи имеет чрезмерную нагрузку. Рассматривают непростые, зачастую резонансные дела. Есть факты давления, судьи не чувствуют, что государство защищает их. А ко всему – бесконечная политика травли… Поэтому судьи, имеющие право выхода в отставку, просто уходят. За полгода из судебной системы в отставку ушло 119 судей, из них 98 – только за последние три месяца.

Чтобы исправить ситуацию, нам необходимо прийти к пониманию на государственном уровне, что независимость нужна не самому судье, а тем, кто обращается в суд, государству в целом. Если не обеспечивать независимость, то в Украине не будет суда, которого хотят люди. К сожалению, мы постоянно чувствуем посягательство других ветвей власти на независимость судебной власти.

Между тем, мы слышим о необходимости масштабной судебной реформы… Как Вы относитесь к реформаторским идеям Саакашвили? Считаете ли рациональной, к примеру, инициативу включения в Верховный Суд судей-иностранцев? Целесообразно ли заменять 90% судей, как это было сделано в Грузии?

Кроме лозунгов о радикальных революционных изменениях, мы, собственно говоря, ничего конкретного не слышим. Говорят о создании идеальной системы, которая будет идеально работать. И идет борьба за то, кто будет назначать этих идеальных судей.

Об инициативе с судьями-иностранцами я бы сказала так: результаты работы такого судьи будут зависеть от того, под защитой какого государства он будет находиться.

Это же невозможно по Конституции …

Конечно. Конституция требует, чтобы судья был гражданином Украины, чтобы он владел государственным языком. Собственно, я и не знаю примеров в мире, чтобы эта практика привела к какому-то прорыву.

О судебной системе в Грузии. Мы всегда радуемся успехам своих коллег в других странах.

Однако, кажется, от приговора грузинских судов в отношении господина Саакашвили сам господин Саакашвили не был в восторге.

Мы всегда учитываем конструктивную критику, анализируем предложения и замечания, но в лозунгах конкретики не видим. Обычно при конструктивном диалоге определяется проблема, предполагаемый результат и оптимальный путь достижения этого результата. Именно так я и хотела бы работать.

Диалога нет? Нацсовет реформ с Вами вообще не общается?

Никакого диалога с Нацсоветом реформ нет, нет даже никаких попыток коммуникаций. Если будут предложения, идеи рассмотрения тех или иных проблемных вопросов – сразу откликнемся, потому что мы первые, кто заинтересован в улучшении правосудия.

Продолжая тему коммуникаций: с президентом встречаетесь?

Лично – нет. Но с Офисом президента после Решения Конституционного Суда коммуникация есть. Станет ли этот диалог продуктивным, время покажет. Наш первый маркер – запуск ВККС, назначение в местные суд и присяга 400 новых судей.

Вообще-то успех зависит от работы всех ветвей власти: Офиса Президента, Верховной Рады, правительства, судебной системы. Только работая сообща, мы можем давать реальный результат.

Например, мы пообщались с Офисом Президента – они предоставили нам законопроект, мы его проработали, предоставили заключение. Теперь свою работу должна сделать Верховная Рада – принять закон. Если парламент принимает закон, это значит, что нужно внедрить его в жизнь, создать ВККС, наполнить суды новыми кадрами. А дальше уже работа для правительства – обеспечить финансирование. То есть, речь должна идти об объединительной работе.

Что же происходит в действительности? Как только страна приближается к очередной избирательной кампании, то все претенденты начинают повышать свой авторитет за счет унижения другого. Ведь выгоднее назначить виновником судебную систему, потому что она на выборы не идет. Чтобы не привлекать внимание к другим проблемам в государстве, постоянно концентрируется внимание на недостатках судебной системы, хотя она страдает теми же болезнями, что и все общество, все ветви власти.

Конституционный Суд начал рассмотрение представления Верховного Суда о карантинных ограничениях. Если будет принята ваша позиция, как будут восстанавливаться нарушенные права в практической плоскости?

На уровне Совета Европы уделяется внимание тому, что меры, необходимые для сохранения здоровья и жизни людей, должны основываться на основных европейских ценностях – правах человека, демократии и верховенстве права. То есть, ситуация с коронавирусом не может быть инструментом прикрытия отхода от демократических ценностей.

Все ограничения должны осуществляться в пределах полномочий тех органов, которые их вводят, быть легитимными и пропорциональными.

В представлении в Конституционный Суд мы отметили, что некоторые меры были приняты Кабинетом Министров за рамками его полномочий.

Также некоторые карантинные меры не соответствовали поставленной цели. Когда фиксировалось 5–10 фактов заболевания в день, в Украине запретили проведение плановых операций, мы не могли даже стоматолога посетить. А сегодня каждые сутки 500–800 новых случаев заболевания, и при этом открываются кинотеатры и рестораны.

Другой пример: все небольшие торговые учреждения были закрыты, в то время как супермаркеты работали. Так какая была цель? Если в маленькое заведение заходит несколько человек в течение получаса, а в супермаркете – толпа. То были ли эти мероприятия пропорциональными? Ограничили деятельность небольших предприятий и обеспечили монополию крупных.

Все это должен оценить Конституционный Суд и определить, соответствовали введенные ограничения Конституции.

Что касается заработной платы. Людям сказали, что надо забрать деньги у тех, кто много получает, для того, чтобы выплачивать деньги врачам. Это воспринимается как легитимная цель. Но когда мы исследовали этот вопрос, то увидели, что из 200 тысяч украинских чиновников лишь 1% был ограничен в зарплате, в то время как судей это коснулось на 100%. В результате зарплата чиновников уменьшилась до 10%, а денежное вознаграждение судей – в 2–7 раз. Была здесь соблюдена пропорциональность? Это меры по борьбе с болезнью или очередное наступление на судебную систему, чтобы судьи помнили, от кого «зависит» их независимость?

А дальше мы наблюдаем, как из Фонда по борьбе с коронавирусом выделяют средства на полицию, строительство дорог…

Каким образом можно восстановить права в случае признания факта их нарушения?

Конституционный Суд своими решениями фактически отменяет норму. Решение Конституционного Суда, как и законы, действуют только с момента принятия (если другое не указано в решении). Так как же восстановить права? Если Конституционный Суд признает ту или иную норму неконституционной, то при рассмотрении судебных дел в общих судах можно апеллировать к неконституционности, учитывать это при принятии решения. То есть, на практике это могут быть обращения в суды и решения о возобновлении тех или иных прав.

Суды первой и второй инстанций могут это делать и без решения Конституционного Суда, но в таком случае они обязаны обратиться в Верховный Суд, чтобы тот обратился в Конституционный. Таким образом, наше представление фактически идет на упреждение многочисленных обращений от судов.

Недавно Конституционный суд признал неконституционной уголовную ответственность судей за принятие неправосудных решений, но эта статья Уголовного кодекса будет действовать еще полгода. Какой Вы видите ситуацию в этот период и в дальнейшем, будут ли пересматриваться дела и приговоры?

Суд общей юрисдикции может сам говорить о неконституционности любой нормы.

Я объясню. Есть разница между процессуальными кодексами: предыдущей редакцией и тем, что вступил в силу в 2017 году. Ранее судья не мог проигнорировать закон в пользу Конституции. Если он видел такую ​​ситуацию (когда норма закона не соответствует Основному Закону), то останавливал производство и обращался в Верховный Суд, а тот, соответственно, с конституционным представлением – в КСУ. Тогда судебные дела накапливались и лежали иногда годами, пока Конституционный суд не примет решение по этому поводу. А с 2017 года судьи не должны останавливать производство по делу, а применять Конституцию как норму прямого действия.

Что касается статьи 375 КК Украины, то поскольку Конституционный Суд уде высказал свою позицию, очевидно, судьи могут использовать это решение.

Много ли кейсов о привлечении судей к уголовной ответственности за неправосудные решения и конкретных приговоров?

Их очень мало. Мы изучили этот вопрос: фактически эта статья использовалась для давления на судей. По нашим данным, в реестре досудебных расследований за период с 2013 по 2019 год было зарегистрировано 1,5 тысячи заявлений на судей, а приговоры вынесены лишь по восьми, причем 2 из них – оправдательные.

Имеем цифры и за 2019 год и перовое полугодие 2020 года. Итак, в 2019 году зарегистрировано 593 криминальных производства, за 6 месяцев 2020 года – 242. В суд в 2019 году передано 2 дела, в 2020 году – 0.

Эти цифры – подтверждение давления. И часто имеют место ситуации, когда эти заявления поступают от сторон процесса, в том числе от прокуроров.

Когда Верховный Суд будет созывать Пленум для обращения в Конституционный Суд относительно конституционности привлечения к административной ответственности президента?

К нам поступило обращение от Хмельницкого горрайонного суда, мы его обязательно рассмотрим. Думаю, Пленум состоится не раньше сентября, тогда и определимся относительно целесообразности обращения.

В Украине еще не было случаев привлечения Главы государства к административной ответственности?

На моей памяти – нет. Но мне кажется, что здесь снова смещается акцент и внимание сосредотачивается на том, осмелится ли судья привлечь Президента к ответственности, вместо того, чтобы говорить о том, почему мы в принципе имеем эту дискуссию.

У меня лично возникло другое беспокойство относительно э той ситуации. Здоровье президента важно для любой страны, ведь это – Глава государства. Если посещение публичных заведений не создает угрозы здоровью президента, то существуют ли такие угрозы для других граждан?..

Меня как судью волнует следующее: чтобы достичь высокого уровня выполнения гражданами установленых правил, любой человек «при должности» должен демонстировать законопослушность, чтобы и у людей было желание соблюдать эти правила.

Относительно образцовых дел в административной юрисдикции. Сколько таких решений вынесено, есть ли сложности с их выполнением?

Образцовые дела мы рассматриваем с 2017 года. Целью рассмотрения образцовых дел является обеспечение единой судебной практики. Этот инструмент присущ лишь административной юрисдикции.

С 2017 года Верховный Суд принял 17 решений по этим делам, которые вступили в законную силу. Большинство этих дел касается пенсионных выплат: военнослужащим, госслужащим, чернобыльцам, временно перемещенным лицам.

Мне кажется, что этот институт себя оправдал. Он дал возможность за счет одного дела решить остальные идентичные.

Но еще есть над чем работать – касательно выполнения решений. Если бы государственные органы формировали свою практику в соответствии с нашими решениями, то можно было бы избежать многочисленных обращений в суды, ведь решение по образцовому делу должно защитить права не только тех лиц, которые обратились в суд, но и всех, кто имеет такие же права.

В меморандуме с МВФ речь идет об аккумуляции образцовых дел в Верховном Суде. Проясните, пожалуйста.

В меморандуме употребили словосочетание «образцовые дела», но речь о другом. Скорее всего, МВФ имел в виду дела с участием центральных органов исполнительной власти.

Сегодня Верховный Суд является судом первой, второй и третьей инстанции одновременно. По первой инстанции Кассационный административный суд в составе Верховного Суда рассматривает иски к Президенту, Верховной Раде. Обжалование решений, скажем, Кабинета Министров начинается с Окружного административного суда, то есть с местного административного суда. МВФ предлагает, чтобы определенные категории таких очень серьезных дел рассматривались только в Верховном Суде.

Такие дела у нас и так есть, но МВФ хочет увеличить перечень дел, которые будут рассматриваться по первой инстанции Верховным Судом с составе Кассационного административного суда, а по второй – Большой Палатой Верховного Суда.

Это реально выполнить?

Возможно, это дополнительная нагрузка. К тому же, рассмотрение в первой инстанции требует больше времени: если в кассации можно рассматривать дела в письменном производстве, без вызова сторон в суд, то в первой инстанции большинство нужно рассматривать в открытом судебном заседании.

Расскажите о нагрузке судей Верховного суда и физической возможности рассматривать все дела …

Знаете, когда мы озвучиваем цифры, например, в Европе, то мы всех пугаем. Они говорят, что «это невозможно физически». Удивление было и в Конституционного Суда, когда в январе во время слушания нашего представления нас спросили, сколько дел рассматриваем, а мы ответили, что за два года к нам поступило четверть миллиона дел, а рассмотрели почти двести тысяч.

В Большой Палате, например, два года мы рабтали по такому графику: во вторник рассматривали примерно до 20 устных дел, в среду – до 70 письменных, в четверг – до 20 исков к ВСП. В Большую Палату поступило 5, 5 тысяч дел за 2,5 года, рассмотрено за этот же период 4,5 тысячи дел.

Повлияло ли принятие «банковского закона» на вынесение Верховным Судом решения по депозитам Суркисов и bail-in в ПриватБанке?

Как Верховный Суд уже сообщал, мы закрыли производство по делу в связи с тем, что дело рассматривалось не в той юрисдикции. Поэтому рассматривать его по существу будет уже гражданский суд и, соответственно, они уже будут решать, применяется ли закон к этому делу или нет.

На Ваш взгляд, сбалансирована ли в этом законе норма о «профессиональном суждении» сотрудников Нацбанка? Целесообразно ли включать ее в другие законы о госорганах, например, об Антимонопольном комитете?

«Профессиональное суждение» – это новелла, которая только появилась в законе и имеет высокую степень абстрактности. Принято считать, что «право действует так, как его применяют», таким образом, и плюсы этой нормы, и возможные минусы могут быть выявлены только на практике, когда возникнет ситуация, требующая применения нормы. Последнюю точку в действии нормы ставит суд, рассматривая конкретные дела. Поэтому давать оценку этой норме рано.

Достаточно часто в наше законодательство внедряют новые категории, несвойственные нашим экономической и правовой системам. И на первом этапе они не являются понятными всем. Но осознаем и то, что иногда для принятия решения в очень сложных категориях дел может не хватать подготовки. Это нужно учитывать при формировании программ профессиональной подготовки судей. Что касается Антимонопольного комитета, то желательно дождаться, как сработает норма о профессиональном суждении для банковской системы. И уже исходя из этого опыта парламенту нужно будет решать, распространять ли ее на другие сферы.

Чувствуют судьи Верховного Суда и Вы лично давление при рассмотрении дел?

Учитывая, что судьи Верховного Суда уже более 20 раз обращались в Высший совет правосудия по поводу влияния или вмешательства, они страдают от этого так же, как и судьи других инстанций. Из 22 обращений судей часть рассмотрена, часть еще находится на рассмотрении.

То есть, дело ПриватБанка было не единственным случаем?

Нет, это далеко не единственный случай. Но единственный случай, когда это касалось и меня тоже.

О каком характере давления говорят судьи?

Сложно говорить конкретно, поскольку я не знакома с заявлениями коллег. Думаю, что это зависит не только от действий тех лиц, которые пытаются влиять, но и от субъективного восприятия событий судьей.

Высший суд по вопросам интеллектуальной собственности был создан еще несколько лет назад. Фактически о нем сейчас ничего не слышно. Когда он заработает?

Да, суд есть, он зарегистрирован, есть даже и.о. руководителя аппарата, но нет судей. Был объявлен конкурс, он шел к завершению, но остановился в связи с прекращением деятельности Высшей квалифкомиссии судей.

Теперь уже имеем проблему не только в отсутствии ВККС, уже нет и финансирования. Даже на существующие суды недостаточно, не говоря уже о новом суде.

Успешно ли внедряется электронное судопроизводство в Украине? На карантине его стали активно практиковать, иногда возникали сложности чисто технического характера…

Нельзя сказать, что электронного судопроизводства раньше совсем не было. Суды практиковали видеосвязь. В Большую Палату, например, ходатайств о проведении видеоконференции за эти несколько месяцев больше поступать не стало.

Вообще вопрос внедрения электронного суда не находится в компетенции Верховного Суда. Мы так же, как и все, ждем. На уровне кассационных административного и хозяйственного судов тестируется часть этой системы, они являются пилотными.

Законодательно этот вопрос решен, остаются технические моменты: оборудование, сеть. Для примера: по словам председателя Апелляционного суда Закарпатской области, интернет в горных районах работает проблематично, в целом с электроснабжением там бывают сложности, особенно после наводнения. Так что говорить о масштабном внедрении электронного судопроизводства пока рано.

Что касается столицы и областных центров, где суды лучше технически оборудованы и хорошо работает интернет, желательно как можно быстрее внедрять эти технологии. Это будет экономить время, средства и здоровье людей, поскольку будет уменьшаться количество контактов.

И последний вопрос: с учетом активизации расследования дел, в которых фигурирует Порошенко, допускаете ли Вы, что дело о якобы незаконном назначении судей Верховного Суда получит свое развитие?

Учитывая то, что пишут в СМИ, такие инициативы возможны.

И даже в самом начале своей работы в ВС мы наблюдали, как некоторые лица, в том числе адвокаты, говорили о якобы нелегитимности Верховного Суда.

Но после Решения Конституционного Суда, надеюсь, таких упреков станет меньше или их вообще не будет, ведь КСУ поставил точку в этой дискуссии: в Украине работает один Верховный Суд; его деятельность, назначение судей являются легитимными и соответствуют Конституции.

Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Глава II. Полномочия, порядок образования и деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Статья 9. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 10. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:

1) рассматривает в первой инстанции:

дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации;

2) рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных в части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации законов, иных нормативных актов и договоров;

обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;

5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;

8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;

9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;

9.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий арбитражных судов;

10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом и другими федеральными конституционными законами.

2. Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

3. По вопросам внутренней деятельности арбитражных судов в Российской Федерации и взаимоотношений между ними Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принимает регламент, обязательный для арбитражных судов в Российской Федерации.

Статья 11. Состав Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации действует в составе:

Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

2. В составе Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Статья 12. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

2. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных учреждений, других организаций и граждане.

Федеральным конституционным законом от 29 марта 2010 г. N 2-ФКЗ статья 12 настоящего Федерального конституционного закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

4. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 13. Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 5-ФКЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;

2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;

3) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;

4) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть избран секретарем Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно;

5) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также судей, входящих в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

5.1) решает вопросы создания в структуре арбитражных судов судебных коллегий по рассмотрению отдельных категорий дел;

6) утверждает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;

6.1) решает вопросы образования постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации, определяет место их пребывания и назначает их руководителей из числа заместителей председателей соответствующих судов;

7) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;

8) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта Российской Федерации судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта Российской Федерации;

8.1) утверждает по представлению председателя арбитражного апелляционного суда судей арбитражного апелляционного суда, входящих в состав президиума арбитражного апелляционного суда;

9) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации регламент арбитражных судов;

9.1) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;

9.2) утверждает совместным с Пленумом Верховного Суда Российской Федерации постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;

10) решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.

Статья 14. Порядок работы Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости, но не реже двух раз в год.

2. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

3. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.

4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.

Статья 15. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на два года. Один и тот же судья может быть введен в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации неоднократно.

3. В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вправе принимать участие Генеральный прокурор Российской Федерации. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, министр юстиции Российской Федерации, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.

Статья 16. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.

Статья 17. Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по мере необходимости.

2. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.

3. Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.

4. Порядок работы Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по рассмотрению в порядке надзора дел по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации определяется Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Статья 18. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. В Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возглавляют председатели — заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

4. Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.

Статья 19. Судебные составы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.

2. Судебные составы формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

3. Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть утвержден на должность председателя судебного состава неоднократно.

Статья 20. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации

1. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Федеральным конституционным законом от 9 ноября 2009 г. N 5-ФКЗ в пункт 2 статьи 20 настоящего Федерального конституционного закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального конституционного закона

См. текст пункта в предыдущей редакции

2. Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:

1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к их ведению;

3) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

4) распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации судебные составы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к его ведению;

7) представляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в отношениях с государственными, общественными и иными органами;

7.1) направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных арбитражных судов о прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков;

8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему настоящим Федеральным конституционным законом.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации издает приказы и распоряжения.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |

ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ

Порядок наделения судей полномочиями регламентирован ст.ст. 6, 6.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации»:

«Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

2. Судьи федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

7. Исключен. – Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *