Полномочия судьи по поступившему в суд делу

Тема 26. Полномочия судьи по поступившему в суд уголовному делу

Производство в суде первой инстанции начинается с реализации полномочий судом по поступившему в суд уголовному делу.

Стадии производства в суде:

1. Судья единолично изучает поступившее к нему уголовное дело с обвинительным заключением или обвинительным актом.

2. Судья проверяет, соблюдены ли требования процессуального закона при производстве предварительного расследования и направлении дела в суд, подсудно ли ему дело, соблюдены ли правила собирания доказательств, составлено ли обвинительное заключение или обвинительный акт. Порядок производства в этой стадии имеет особенности применительно к делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей (ст. 325, 326 УПК РФ), и по делам, подсудным мировому судье (ст. 319 УПК РФ).

3. Судья назначает судебное заседание и выполняет необходимые подготовительные действия для рассмотрения дела в судебном заседании. Эта стадия является контрольной, проверочной, а также – подготовительной. Закон предусматривает два вида порядка назначения судебного заседания, а именно: общий порядок подготовки к судебному заседанию в форме единоличного рассмотрения судьей материалов поступившего в суд уголовного дела (гл. 33 УПК РФ) и в форме проведения судьей предварительного слушания (гл. 34 УПК РФ).

Виды решений, принимаемых судьей по поступившему в суд уголовному делу.

Рассмотрение дел в стадии назначения судебного заседания завершается вынесением судьей постановления.

Судья вправе вынести одно из следующих решений:

1) о направлении дела по подсудности;

2) о назначении судебного заседания;

3) о назначении предварительного слушания (ст. 227 УПК РФ).

Решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления в суд дела, а если обвиняемый содержится под стражей, то в срок не позднее 14 суток со дня поступления дела.

В постановлении судьи должно содержаться решение, принятое на основе правил о подсудности.

Постановление судьи состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указываются время и место вынесения постановления, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, вынесшего постановление; рассматриваемое дело, данные об обвиняемом с указанием статей уголовного закона, по которым ему предъявлено обвинение.

В описательной части приводятся основания и мотивы принятого решения.

В резолютивной части излагается существо принятых решений.

Подготовительные действия судьи к судебному заседанию после назначения судебного заседания:

1. Судья вправе по просьбе стороны (прокурора, подсудимого и его защитника, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей) предоставить ей возможность дополнительно ознакомиться с материалами дела (ч. 3 ст. 227 УПК РФ), даже если они знакомились с материалами дела при окончании предварительного расследования.

2. Судья обязан обеспечить вручение подсудимому, потерпевшему и прокурору копии постановления о назначении судебного заседания не менее чем за пять суток до начала судебного заседания (ч. 4 ст. 227, ч. 4 ст. 231 УПК РФ). Если при назначении судебного заседания была изменена мера пресечения, то подсудимому вручается и копия постановления об этом. Если подсудимый не владеет языком судопроизводства, то копия данного постановления должна быть вручена ему в переводе на его родной язык или на другой язык, которым он владеет.

3. Судья обязан сделать распоряжение о вызове в судебное заседание лиц, указанных в его постановлении о назначении судебного заседания, обеспечить своевременное вручение им судебных повесток, а также принять иные меры по подготовке судебного заседания (ст. 232 УПК РФ). Подсудимый, находящийся под стражей, вызывается в судебное заседание через администрацию места содержания под стражей.

4. Судья должен проверить, осуществлены ли судебным приставом-исполнителем меры по обеспечению гражданского иска, если принятие таких мер возложено на него постановлением судьи.

5. Согласно ст. 233 УПК РФ дело должно быть начато рассмотрением в судебном заседании не позднее 14 суток со дня вынесения судьей постановления о назначении судебного заседания, но не ранее семи суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения или обвинительного акта.

6. Судья также должен выяснить, не будут ли нарушены сроки содержания подсудимого под стражей во время рассмотрения дела в судебном заседании.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

1. По смыслу комментируемой статьи перед судьей не стоит задача определения достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном заседании. Вопрос о достаточности доказательств может рассматриваться здесь в форме предварительного слушания лишь по вопросу о наличии оснований для приостановления или прекращения уголовного дела (ст. ст. 238, 239 УПК РФ). Таким образом, вопрос о достаточности доказательств для рассмотрения дела в судебном разбирательстве решает прокурор, направляя дело в суд в порядке ст. 222, п. 1 ч. 1 ст. 226. Основанием для принятия судьей решения о назначении судебного заседания в общем порядке является соблюдение процессуальных условий (подсудно ли уголовное дело данному суду, вручены ли копии обвинительного заключения или обвинительного акта), при которых дело может слушаться в судебном разбирательстве, а также отсутствие оснований для проведения предварительного слушания.

2. В данной статье говорится о вопросах, разрешаемых судьей по делу, которое поступило к этому судье, а не в суд. При поступлении дела в суд оно регистрируется в канцелярии суда, после чего распределяется между судьями председателем суда. УПК РФ не устанавливает правила, регламентирующие распределение поступивших в суд уголовных дел среди судей. На практике председателями судов используются для этого различные критерии: специализация судей, когда она установлена в данном суде, опыт судьи, его стаж работы, загруженность судей другими делами, производительность судей, очередность ухода судей в отпуск, болезнь судей и т.д. Вместе с тем отсутствие нормативно-правовой регламентации порядка распределения дел в суде создает почву для воздействия на судей со стороны председательствующего в нарушение принципа независимости судей, а нередко и для злоупотреблений. В рекомендациях Комитета министров государств — членов Совета Европы «О независимости, эффективности и роли судей» указано, что «на распределение дел не должны влиять желания любой из сторон в деле или любые лица, заинтересованные в исходе данного дела. Такое распределение может, например, проводиться с помощью жеребьевки или системы автоматического распределения в алфавитном порядке или каким-либо аналогичным образом… Дело не может быть отозвано у того или иного судьи без веских оснований, каковыми являются, например, серьезная болезнь или конфликт интересов. Такие основания и процедуры отзыва должны предусматриваться законом и не зависеть от интересов правительства или администрации» (п. п. «e», «f» раздела «Общие принципы независимости судей»). Следует заметить, что справедливая и объективная процедура распределения дел между судьями имеет не меньшее (а иногда даже большее) значение для целей отправления правосудия, чем другие гарантии независимости судей, поэтому пробел в законодательном регулировании данного вопроса особенно чувствителен.

3. По просьбе стороны суд вправе предоставить ей возможность для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела. Хотя стороны и имели возможность ознакомиться с материалами дела в ходе предварительного расследования и при его окончании, следует иметь в виду, что это правило распространяется только на предварительное следствие, причем для гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей — не в полном объеме, а только в той части материалов дела, которая относится к гражданскому иску (ч. 1 ст. 216).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *