Полномочия бюджетного учреждения

Бюджетное учреждение

Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Бюджетное учреждение — по российскому законодательству это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (англ. budget institution) — по бюджетному законодательству РФ организация, созданная органами гос-ной власти РФ, органами гос-ной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (ст. 161 БК РФ*). Б.у. является некоммерческой организацией.

В смете доходов и расходов должны быть отражены все доходы Б.у., получаемые как из бюджета и гос-ных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. доходы от оказания платных услуг, др. доходы, получаемые от использования гос-ной или муниципальной собственности, закрепленной за Б.у. на праве оперативного управления, и иной деятельности.

При уменьшении уполномоченными органами гос-ной власти в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных целевым назначением для финансирования договоров, заключаемых Б.у., такое учреждение и др. сторона подобного договора должны согласовать новые сроки, а если необходимо, то и др. условия договора. Сторона договора вправе потребовать от Б.у. только возмещения реального ущерба, причиненного изменением условий договора.

На основе прогнозируемых объемов предоставления гос-ных или муниципальных услуг и установленных нормативов финансовых затрат на их предоставление, а также с учётом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода Б.у. составляет и представляет бюджетную заявку на очередной финансовый год, которая подается на утверждение главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств.

Б.у. использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. Федеральное казначейство РФ либо др. орган, исполняющий бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств определяет права Б.у. по перераспределению расходов по предметным статьям и видам расходов при исполнении сметы. При исполнении сметы доходов и расходов Б.у. самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Б.у., подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета Б.у., которые ведутся Федеральным казначейством РФ.

Статус казенного учреж­дения по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 года всех доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в соответствующий бюджет.

Автономные учреждения

Автономное учреждение — это новый тип муниципального учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности.

Отличие автономного учреждения от бюджетного учреждения

  1. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом.
  2. Увеличивается объем прав и упрощается порядок распоряжения бюджетными средствами.
  3. Увеличивается объем прав и возможностей по привлечению и использованию внебюджетных источников.
  4. Повышается ответственность учреждения перед внешними партнерами.
  5. Изменяется система административного управления учреждением и формы взаимодействия с учредителем.

Правовой режим имущества автономного образовательного учреждения Имущество принадлежит на праве оперативного управления и находится в собственности государства, приватизации не подлежит.

Автономное учреждение вправе самостоятельно распоряжаться движимым (за исключением особо ценного) и недвижимым имуществом (за исключением имущества, переданного учредителем).

Автономное учреждение вправе вносить денежные средства и иное имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам.

Земельный участок, необходимый для выполнения автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Цель перехода в форму АУ – получение большей финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической мобильности. Результат: 1.повышение доходности деятельности; 2.повышения качества услуг.

Преимущества перехода в АУ: самостоятельное определение и корректировка направлений расходов бюджетных средств; возможность объединения финансовых потоков от внебюджетных источников и бюджетных средства; «уход» от казначейства; «уход» от госзакупок; получение дополнительных доходов за счет размещения средств на депозитных счетах; получение кредитов. самостоятельно распоряжение собственными доходами и имуществом (за исключением переданных учредителем).

Органы управления автономного образовательного учреждения:

  • Наблюдательный совет
  • Директор Учреждения
  • Общее собрание работников
  • Педагогический совет

Регулируется ФЗ от «03» ноября 2006 г. №174-ФЗ «ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»

См. также

  • Финансовый контроль в бюджетных учреждениях

Как уже было сказано, бюджетное учреждение может выступать одновременно в роли главного распорядителя (распорядителя) и в роли получателя бюджетных средств.
Рассмотрим, каково правовое положение бюджетных учреждений во втором случае, то есть какие права и обязанности есть у бюджетного учреждения как у получателя бюджетных средств.
Бюджетные полномочия получателей бюджетных средств
Нужно отметить, что новая редакция БК РФ впервые четко закрепляет именно полномочия участников бюджетного процесса. Поэтому и соответствующие статьи БК РФ поменяли свои названия, которые теперь отвечают их внутреннему содержанию. Так, статья 162 БК РФ называется «Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств».
Итак, с 1 января 2008 г. получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями:
– составляет и исполняет бюджетную смету;
– принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства (путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением);
– обеспечивает результативность и целевой характер использования предусмотренных для него бюджетных ассигнований, то есть предельных объемов денежных средств, выделенных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
– вносит своему главному распорядителю (распорядителю) предложения по изменению бюджетной росписи;
– ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);
– формирует бюджетную отчетность получателя бюджетных средств и представляет ее главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
– исполняет иные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Кроме того, в статье 161 БК РФ изложены и другие особенности правового положения бюджетных учреждений. Отметим, что некоторые из полномочий бюджетных учреждений непосредственно Бюджетным кодексом РФ раньше не закреплялись. Некоторые из них были закреплены только на федеральном уровне, в частности устанавливались законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Теперь полномочия, указанные в статье 161 БК РФ, касаются бюджетных учреждений всех уровней бюджетной системы РФ. Рассмотрим их подробнее.
При этом нужно иметь в виду, что положения, установленные Бюджетным кодексом РФ применительно к бюджетным учреждениям, распространяются также на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Лицевой счет бюджетного учреждения
Установлено, что бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ (пункт 1 статьи 161 БК РФ).
Для конкретизации этой нормы с 1 января 2008 г. в Бюджетный кодекс РФ введена новая статья 220.1 «Лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета».
Здесь сказано, что учет операций по исполнению бюджета, которые участники бюджетного процесса осуществляют в рамках своих бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями БК РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
В данной статье определено также, что лицевые счета, открываемые в Федеральном казначействе, ведутся в порядке, установленном Федеральным казначейством. Аналогичная норма содержится и в абзаце 9 пункта 1 статьи 166.1 «Бюджетные полномочия Федерального казначейства» БК РФ. Здесь указано, что Федеральное казначейство будет вести лицевые счета получателей средств федерального бюджета, равно как и других перечисленных участников бюджетного процесса, в порядке, который само и установит. Но это будет с 1 января 2009 г.
А в период с 1 января по 31 декабря 2008 г., согласно статье 5 Закона № 63-ФЗ, Федеральное казначейство будет открывать и вести лицевые счета, а также вести сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в том порядке, который установлен Минфином России. Напомним эти документы:
– Инструкция о порядке открытия и ведения органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденная приказом Минфина России от 31 декабря 2002 г. № 142н. Приказом Минфина России от 12 ноября 2007 г. № 101н (зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2007 г., (№ 10611)) в данную Инструкцию внесены некоторые изменения;
– Порядок ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, утвержденный приказом Минфина России от 4 июля 2005 г. № 83н. Приказом Минфина России от 15 октября 2007 г. № 86н (зарегистрирован в Минюсте России 14 декабря 2007 г. (№ 10751)) в данный порядок внесены изменения.
Лицевые счета, открываемые в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), должны открываться и вестись в порядке, установленном этим органом.
До 1 января 2008 г. Бюджетный кодекс РФ устанавливал обязательное использование лицевых счетов только для бюджетных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти.
Бюджетная смета бюджетного учреждения
Бюджетное учреждение расходует бюджетные средства в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Эта норма установлена в пункте 1 статьи 161 БК РФ. Отметим, что такое понятие, как смета доходов и расходов бюджетного учреждения, применительно к бюджетным средствам учреждений в БК РФ больше не употребляется. Оно используется только по отношению к средствам, полученным от деятельности, приносящей доход.
Бюджетная смета – это документ, устанавливающий лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии с классификацией расходов бюджетов, то есть объем прав бюджетного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно статье 221 БК РФ бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.
Таким образом, каждый главный распорядитель бюджетных средств установит свой порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы (далее – Порядок).
Справедливости ради нужно сказать, что и до настоящего времени главные распорядители устанавливали Порядок самостоятельно. Однако общих требований к составлению смет не было, возможно, потому, что Бюджетный кодекс РФ этого не устанавливал.
Между тем и раньше обращалось внимание на отсутствие нормативного правового акта Минфина России, устанавливающего порядок составления, утверждения и внесения изменений в сметы доходов и расходов. Например, в письме Минфина России от 12 ноября 2001 г. № 3-01-01/12-333. Правда, речь тогда шла о смете доходов и расходов по внебюджетным средствам бюджетных учреждений. В данном письме предлагалось составлять и утверждать такие сметы – впредь до утверждения нормативного акта Минфина России – в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета.
Теперь во исполнение статьи 221 БК РФ Минфин России разработал Общие требования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений и утвердил их своим приказом от 20 ноября 2007 г. № 112н , который вступил в силу 1 января 2008 г.
Данный документ определяет, что понимается под составлением, утверждением и ведением бюджетной сметы.
Главным распорядителям (распорядителям) и получателям бюджетных средств необходимо иметь в виду, что бюджетная смета составляется на один финансовый год.
Бюджетная смета составляется бюджетным учреждением на основании расчетных показателей, характеризующих деятельность учреждения, и доведенных объемов ЛБО. Расчетные показатели разрабатываются и устанавливаются (согласовываются) главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на очередной финансовый год.
Если бюджетное учреждение является главным распорядителем бюджетных средств, то его бюджетную смету утверждает руководитель главного распорядителя (пункт 1 статьи 221 БК РФ).
Утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до бюджетного учреждения ЛБО на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств. Кроме того, в бюджетной смете дополнительно могут утверждаться иные показатели, предусмотренные Порядком.
Если руководитель бюджетного учреждения наделен, в соответствии с Порядком, правом утверждать бюджетную смету, то ее показатели могут быть детализированы по кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) классификации операций сектора государственного управления в пределах доведенных ЛБО.
Напомним, что согласно правилам, действующим до 1 января 2008 г., бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано было составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен был ее утвердить. Теперь БК РФ конкретных сроков составления и утверждения сметы не устанавливает.
Заключение бюджетным учреждением контрактов и договоров
Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение должно заключать и оплачивать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, со следующими ограничениями:
– в пределах ЛБО, доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета;
– с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Раньше такая норма в БК РФ отсутствовала. Для федеральных бюджетных учреждений она устанавливалась законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Например, в 2007 г. действовала норма статьи 115 Федерального закона от 19 декабря 2006 г. № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год».
Что касается порядка доведения до бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) лимитов бюджетных обязательств, то здесь хотелось бы обратить внимание на следующий момент.
Бюджетные ассигнования и ЛБО, распределенные главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, доводит до распорядителей и получателей средств федерального бюджета Федеральное казначейство. Так сказано в абзаце 14 пункта 1 статьи 166.1 БК РФ.
При этом в течение 2008 г. бюджетные ассигнования и ЛБО будут доводиться до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в порядке, установленном Минфином России.
Этот порядок в основном соответствует тому, что был определен еще приказом Минфина России от 10 июня 2003 г. № 50. В настоящее время в него внесены изменения приказом от 12 ноября 2007 г. № 102н (зарегистрирован в Минюсте России 3 декабря 2007 г. (№ 10612)).
В частности, изменена формулировка: вместо порядка «организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и объемов финансирования расходов федерального бюджета» говорится о порядке «доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, ЛБО и предельных объемов финансирования расходов федерального бюджета».
Согласно пункту 2 статьи 161 БК РФ санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения может быть приостановлено в том случае, если бюджетное учреждение нарушит установленный финансовым органом порядок учета бюджетных обязательств.
Значит, финансовый орган должен утвердить порядок учета бюджетных обязательств и порядок санкционирования оплаты денежных обязательств (а также приостановления этого санкционирования). На федеральном уровне это должен сделать Минфин России.
Напомним, что бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. А денежные обязательства – это обязанность получателя бюджетных средств (в том числе бюджетного учреждения) уплатить бюджету, физическому или юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии:
– с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий;
– положениями закона, иного правового акта (статья 6 БК РФ).
Согласно статье 219 БК РФ бюджетное учреждение подтверждает свою обязанность уплатить денежные средства за счет бюджета платежными и иными документами, необходимыми для санкционирования оплаты денежных обязательств.
Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется так: делается разрешительная надпись (акцепт) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Кто санкционирует оплату денежных обязательств? Тот финансовый орган, в котором бюджетному учреждению открыты лицевые счета. Например, оплату денежных обязательств получателей средств федерального бюджета санкционирует Федеральное казначейство (статья 166.1 БК РФ).
Бюджетные учреждения должны знать, как подтвердить исполнение своих денежных обязательств. Это может понадобиться в различных ситуациях, в том числе при решении спорных вопросов. Итак, доказательством того, что бюджетное учреждение исполнило свои денежные обязательства, являются платежные документы, подтверждающие списание денежных средств с единого счета бюджета в пользу физических или юридических лиц, бюджетов бюджетной системы РФ, субъектов международного права, а также иные документы, подтверждающие проведение неденежных операций по исполнению денежных обязательств получателей бюджетных средств. Эти документы бюджетное учреждение представляет и в случае проведения проверок.
Если бюджетное учреждение при заключении государственных (муниципальных) контрактов или иных договоров нарушит требования, установленные статьей 161 БК РФ, то главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств может обратиться с иском в суд о признании таких контрактов (договоров) недействительными. Если требования БК РФ действительно были нарушены, суд признает эти контракты недействительными.
Порядок исполнения бюджетным учреждением договорных обязательств
Пункт 3 статьи 161 БК РФ определяет, как должно действовать бюджетное учреждение в том случае, если главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств уменьшит ему ранее доведенные ЛБО. Если в результате уменьшения ЛБО бюджетное учреждение не сможет исполнить бюджетные обязательства, вытекающие из заключенных им контрактов или договоров, то оно должно будет согласовать новые сроки исполнения этих контрактов (договоров), а если необходимо, и другие условия.
Лицо, заключившее с бюджетным учреждением государственный (муниципальный) контракт или иной договор, может потребовать от учреждения возместить только фактически понесенный им ущерб, непосредственно обусловленный изменением условий контракта, договора.
Субсидии и кредиты бюджетному учреждению
Осталась неизменной норма, запрещающая бюджетному учреждению получать кредиты (займы). Не предоставляются бюджетному учреждению также субсидии и бюджетные кредиты (пункт 4 статьи 161 БК РФ).
Ответственность бюджетного учреждения
Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам (пункт 5 статьи 161 БК РФ).
Исполняет бюджетное учреждение свои денежные обязательства, указанные в исполнительном документе, в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств.
Отметим, что новая редакция данной нормы не предусматривает исполнения денежных обязательств за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Это связано с тем, что планируется принять федеральный закон, определяющий особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств (в том числе добровольных пожертвований) и средств от иной приносящей доход деятельности.
До принятия такого закона порядок исполнения денежных обязательств за счет средств от деятельности, приносящей доход, остается прежним (установлен главой 24.1 БК РФ). Об этом сказано в статье 5 Закона № 63-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *