По агентскому договору

Что это такое

Разновидность посреднического договора, при которой одна сторона, именуемая агентом, обязана исполнить определенные действия по поручению и от лица противоположной стороны, носит название агентского договора. Вторая сторона, именуемая принципалом, обязана после выполнения условий договора оплатить услуги агента. Это регламентируется ст. ст. 1005 – 1011 главы 52 ГК РФ. Размер, порядок, способ оплаты определяется договором.

Если не прописано договором, выплата должна быть сделана не позднее 7 дней после предоставления отчета. Агенту компенсируются все сделанные при исполнении договора расходы. Поэтому можно утверждать, что агентский договор имеет консенсуальный, возмездный и двусторонне-обязывающий характер.

Агент действует от имени принципала, в его обязанности входит исполнение функций юридического и фактического характера. В российской правовой практике такой вид договора появился недавно. Это связано с быстрым развитием посреднических услуг, а также с тем, что обычные договоры поручения и комиссии не выходят за границы действий только юридического характера.

Данное соглашение обладает:

  • всеми характерными свойствами договоров по предоставлению услуг;
  • отличительными признаками того вида услуг, которые предлагаются по данному соглашению;
  • собственными специфическим свойствами, характерными только для агентских договоров.

Несмотря на то, что агентированию посвящена целая глава в ГК, оно не относится к самостоятельному виду, а в зависимости от выбранной модели деятельности сторон относится к договорам комиссии или поручения. Но в отличие от них он не ограничен услугами только юридического характера

  • С одной стороны, агентирование имеет много общего с договором поручения (глава 49 ГК РФ), когда агент действует от лица принципала. Когда он исполняет договор от своего имени, то наблюдается сходство с договором комиссии.
  • Еще одно отличительное свойство – возможность ограничить агента и принципала на заключения аналогичных сделок.

Стороны АС

Участниками агентского договора могут выступать юридические и физические лица, а также государство, госучреждения или муниципальные органы власти.

Исключение составляют:

  1. Физические лица, находящиеся на государственной службе, так как агентирование относится к предпринимательской деятельности, эти лица в ней участвовать не вправе.
  2. Юридические лица, если в уставе их организации не прописана возможность участия в предпринимательской деятельности или представительские функции.

Сторона, которая выступает заказчиком, дает агенту определенные поручения, связанные с продажей товаров, работ и услуг, называется принципалом или заказчиком.

  • Агент должен по договору исполнить задание принципала, а также выполнить любые другие действия, способствующие реализации договорных отношений. Даже если он выступает от лица принципала или за его счет, последний может даже не участвовать в отношениях с покупателем товаров или услуг.
  • При выступлении агента от своего имени на средства принципала, он несет ответственность и обладает определенными правами, независимо от участия принципала в сделке и его непосредственных отношений с покупателем.
  • При вступлении агента в сделки с третьими лицами от лица и за средства принципала, обязанности появляются у последнего.

Виды соглашений

Исходя из того, какой объем прав и обязанностей возлагается на агента, договоры можно разделить на следующие виды:

  • Эксклюзивные. По таким соглашениям агенты получают преимущественное право на обслуживание компании, с которой заключается договор на продажу ее услуг и товаров.
  • Неэксклюзивные. Компания подписывает соглашения с несколькими агентами одновременно.

В зависимости от того, к какой области относится деятельность компании, то есть какие услуги и товары будут реализовываться агентом, договор бывает на:

  • предоставление услуг;
  • сбыт сырья и материалов;
  • реализацию промышленной продукции;
  • продажу оборудования.

При работе с приобретателями продукции и услуг агент может раскрыть информацию о принципале, но он вправе и не делать этого.

  • Агент обязан найти покупателя, заключить с ним договоры о поставке. Если это предусмотрено текстом агентского договора, он обязан сопровождать товар, обеспечивать гарантийное обслуживание. Обычно на этом общение с получателями товара или услуги заканчивается. Такая схема характерна для случаев, когда агент выступает от лица принципала.
  • Когда агент действует от своего имени, не упоминает, что товар принадлежит принципалу, тогда права и обязанности относятся только к нему. Все претензии по качеству поставляемой продукции относятся к агенту. То есть это похоже на деятельность дистрибьютера.
  • В полномочия агента входит поиск потенциальных клиентов, реклама и презентация предлагаемой продукции или услуги. Заключение сделок с покупателями в его сферу деятельности не входят.
  • Агент получает право заключать договоры с покупателями, реализовывать товары и услуги от имени принципала.

Документооборот

Документооборот при заключении таких сделок имеет свои особенности. Нарушения порядка составления и предоставления документации могут привести к большим проблемам, например, к невозможности получить вычет по НДС или непризнание расходов при налогообложении прибыли.

Основным видом документа во взаимоотношениях агента с принципалом выступают счет-фактуры. Правила их составления и представления определены Постановлением Правительства № 914 от 02.12.2000 г.

По условиям, прописанным в этом Постановлении, порядок представления документации зависит от содержания договора:

  1. При деятельности агента от лица принципала, реализации товаров, принадлежащих принципалу, он обязан выставить покупателям счета-фактуры от имени принципала.
  2. При деятельности от своего имени, выставляются 2 счета-фактуры от собственного имени. Один из экземпляров должен быть отправлен покупателю, другой следует подшить в Журнал учета выписанных счетов-фактур. При этом отражение их в Книге продаж не обязательно.

Номер счета-фактуры зависит от хронологии по выставлению счетов-фактур данной компании.

  • После продажи товара агент обязан сообщить принципалу сведения по счету-фактуре, выставленной покупателю. После этого принципал формирует счета-фактуры (2 экземпляра) с этими сведениями. Номера должны соответствовать нумерации выставленных им счетов-фактур.
  • Один счет-фактура вносится в Книгу продаж, а вторая отправляется агенту. Ее регистрировать в Книге покупок агент не должен.
  • Размер агентского вознаграждения может быть внесен обеими сторонами в один счет-фактуру с указанием стоимости работ, товаров, услуг, суммы НДС.
  • Считается, что количество счетов-фактур можно сократить, так как законом не устанавливается точное их количество. То есть возможно предоставить один счет-фактуру по окончании месяца с внесением в него информации по всем счетам-фактурам агента. Хотя есть риск опоздать с выплатой НДС, а это приводит к санкциям при их несвоевременной уплате. Например, счет-фактура выставлена не в том периоде, когда произведена отгрузка продукции, а налоговый случай возникает в момент отгрузки.
  • После завершения сделки агент отправляет принципалу отчет. Сроки его подачи в законе не определены, отчеты могут отправляться постепенно по ходу выполнения договорных действий. Поэтому следует обозначить сроки подачи отчета в тексте договора. Это важно для того, чтобы вовремя исчислить и выплатить НДС. К отчету должны прилагаться все документы, с подтверждением расходов, сделанных за счет принципала.
  • Согласно п. 3 ст.1008 имеется возможность отправить агенту возражение на предоставленный отчет. Время выдвижения такого возражения продолжается 30 дней после получения.

Что является предметом агентского договора

Предметом договора считаются посреднические услуги юридического и фактического характера, которые агент обязан предоставить принципалу по его поручениям. При этом закон не ограничивает стороны при выборе рода и характера действий агента.

Поэтому такие соглашения часто заключают для поиска поставщиков и покупателей. Кроме того, возможно заключение разного рода сделок по продаже товаров, принадлежащих принципалу, проведению рекламных операций, изучению рынка и его освоению. Все это делает агентский договор крайне выгодным для принципала, который не имеет достаточно времени или знаний для проведения таких действий.

  • Юридические услуги по агентскому договору могут касаться, например, оформления наследства, заключения договоров.
  • Фактические услуги – это может быть доставка товара, рекламная или информационная деятельность

Полномочия могут быть ограничены условиями договора или вписаны в общем виде, с передачей полномочий на выполнения любых действий, ведущих к достижению цели.

Перед составлением договора необходимо определиться с его предметом, то есть с перечнем действий, которые поручаются агенту.

Строго установленных правил по оформлению агентского договора нет. Его можно составить от руки или напечатать, нередко для этих целей используется программа 1С. При составлении текста следует придерживаться некоторых правил:

  1. Определить, от имени кого будет выступать агент, или предусмотреть, что часть действий будет от имени агента, а часть – от имени принципала.
  2. Точно установить срок договора (он может быть заключен на определенный срок или иметь бессрочный характер).
  3. Установить условия и сроки предоставления отчета.
  4. Прописать размер агентского вознаграждения, сроки и порядок его уплаты.
  5. Оговорить права и обязанности сторон. Например, возможность заключать договоры подобного рода с другими лицами. Агент может прописать ограничение принципалу на заключения агентских договоров с другими агентами.
  6. Принципал может запретить агенту заключать договоры с другими принципалами. При этом невозможно ограничить агента в выборе клиентов и заказчиков при реализации услуг и работ.
  7. Предусмотреть возможность субагентского договора. То есть право агента выполнять действия по данному договору самостоятельно или с привлечением субагента.
  8. Условия прекращения и расторжения договора. Такими условиями могут быть: отказ одной из сторон от договора, если срок не ограничен, смерть или признание недееспособным одной из сторон, банкротство агента.

Агентский договор в оптовом бизнесе — тема данного видео:

Бухгалтерский и налоговый учет

  • На товары, полученные агентом от принципала в целях реализации, право собственности к агенту не переходит. Поэтому этот товар не нужно отражать на балансе принципала, его учитывают на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», в сумме указанной в акте приема-передачи.
  • После передачи товара покупателю его стоимость списывается с забалансового счета. При отгрузке товара агент учитывает кредиторскую задолженность перед принципалом на счете 76 «Расчеты с разными кредиторами и дебиторами». Получение оплаты и перечисление ее принципалу не образует у агента доходов и расходов.
  • С суммы вознаграждения агента выплачивается НДС, если он относится к числу плательщиков этого налога. Если агент удерживает вознаграждение со средств при перечислении их принципалу, то это считается предоплатой, а значит возникает момент определения налоговой базы по НДС.
  • После предоставления отчета, агент определяет НДС по сумме вознаграждения. Ранее исчисленная сумма НДС по предоплате принимается к вычету.
  • Налог на прибыль агент не выплачивает, потому что он работает с имуществом принципала, ему ничего не принадлежит, все полученное по договору является собственностью принципала.
  • Общая сумма средств, полученная принципалом за проданные товары или услуги на дату предоставления отчета, считается его доходом (за вычетом НДС). Плательщиком НДС по агентскому договору считается принципал, даже если счета-фактуры покупателям выставляются агентом.
  • Для целей налогообложения расходы, возмещенные агенту, вычитаются из суммы доходов принципала.

Схема работы по АД

Внутрифирменные отношения

Хозяйственная организация осуществляет обусловленные поставленными целями действия, опираясь на экономическую власть и контроль материально-финансовых операций. Организационная структура хозяйственной деятельности выделяет властные отношения, обеспечивающие методы и средства достижения поставленных целей. Под отношением власти обычно понимают передачу индивидом, коллективом или группой полномочий принятия решений явным или неявным образом в результате простого соглашения или контракта определенному лицу или органу.

Пример

Собственник имущественного пая (или конкретных материальных ценностей), внося свой пай в уставный капитал, делегирует свои властные полномочия органам, уполномоченным управлять созданной фирмой.

Властные полномочия распределяются по уровням иерархии, т.е. в рамках строго определенных экономических и общественных связей. Различают отношения власти и иерархии. Иерархия ведет к субординации полномочий. Верхний уровень наделяется правами контроля совокупности процедур управления, цель которых — обеспечить свою роль в принятии решений и их выполнении.

Преодолению конфликта экономических интересов способствуют правила и механизмы финансовых институтов и преодоления противоречий между экономическим (т.е. ориентированным на прибыль) и бюрократическим (ориентированным на распоряжения) управлением.

Модель «принципал — агент»

Различие интересов и фактор ответственности обусловливают экономические отношения взаимосвязью основных элементов модели найма «принципал — агент». В широком плане под нее подпадают отношения собственник — менеджер, руководитель — подчиненный, заказчик -исполнитель, в которых принципал играет первую роль в работе некоторой системы, по делегирует операционный контроль за этой системой агенту. Любого хозяйствующего субъекта можно представить цепочкой отношений «принципал — агент». Число звеньев зависит от его организационной структуры.

Возникновение проблемы отношений исходит из интересов начального разделения прав собственности между владением, реализуемым посредством приобретения акций и последующим получением дивидендов, и распоряжением, которое проявляется в текущем функционировании организации и оплате труда исполнителей.

Дальнейшее развитие отношений строится на информационном обмене собственник — управляющий (тон менеджер) — руководитель (начальник) — исполнитель. Каждый уровень включает множество стадий формирования качественно новой информации, сопровождающей процесс принятия решений внутри организации. Важно, что качественно новой информацией владеют лишь те, кто напрямую участвуют в ее получении и обработке. Очевидно, что нижний уровень имеет больше информации об осуществляемых им действиях, чем вышестоящий. Те, кто находится ближе к производственному процессу, располагают большей информацией о действительном положении дел. От их поведения по передаче информации зависит полнота и достоверность в цепочке подчинения. По мере роста организации происходят усложнение и специализация циркулирующей в пей информации, что не сопровождается адекватным по эффективности ценовым механизмом обеспечения информацией. Возникающая асимметрия информации углубляет конфликт принципала (максимизация прибыли) и агента (спокойное существование, престиж, профессиональное развитие) и порождает проблемы.

Дилемма принципала заключается в выборе между необходимостью контролировать агента и нежеланием нести связанные с осуществлением контроля издержки, будучи заинтересованным в получении информационной полезности.

Дилемма агента заключается в выборе между стремлением максимизировать свою полезность и необходимостью выполнять принятые при подписании контракта о найме обязательства, т.е. удовлетвориться неким фиксированным уровнем полезности, исходящей из владения уникальной информацией.

Агент может быть не заинтересован в ее распространении вообще и в ее неискаженной передаче принципалу. Замечено, что компетентный работник может быть заинтересован в том, чтобы работать медленно, но не вызывая при этом у работодателя сомнений в своей добросовестности. Это создает предпосылки для оппортунистического поведения агентов. Поэтому проблема принципата и агента расценивается как частный случай ситуации морального риска.

Пример

Принципал является инвестором природоохранных мероприятий от «естественных» опасностей, а агент — инвестируемым по их предупреждению, которому выгодна асимметрия информации, даже дезинформация о возможных явлениях, способных нанести вред.

На рынке конкуренция стимулирует распространение достоверной информации. В обычных отношениях принципала и агента, напротив, асимметричность информации и перспективы оппортунизма стимулируют манипулирование неинформированностью принципата. К слову, именно с такой точки зрения следует интерпретировать большинство преступлений в сфере экономики: как оппортунистическое стремление агентов участвовать в присвоении результатов своей деятельности.

Пример

Руководитель проекта ищет оптимальную схему вложения капитала, стремясь к ожидаемой выгоде. Подчиненный в силу особенностей поведения предоставляет ограниченную информацию по выборке вариантов, что приводит к решению об отказе от проекта.

Рост размеров организации влечет за собой увеличение затрат принципала на контроль действий возросшего числа агентов. Получив с помощью контракта о найме гарантии фиксированного вознаграждения в случае «естественных» непредвиденных обстоятельств, найдутся те, кто стремится создать «искусственные» непредвиденные обстоятельства, которые позволили бы с помощью манипулирования принципалом перераспределить результаты деятельности в свою пользу.

Пример

Агент вводит принципала в заблуждение относительно действительной сложности задачи, предписанной ему к выполнению. При множестве обстоятельств наблюдается искушение работников трудиться не в полную силу. Ситуация известна как «проблема безбилетника».

При росте объемов выпускаемой продукции увеличивается численность персонала и число обособленных операций производственного процесса, теряется непосредственная связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства.

Если право контроля нал деятельностью агентов делегируется по функциональному признаку — главам функциональных подразделений (отдела сбыта, главному инженеру, главному бухгалтеру), то они становятся одновременно и агентами — по отношению к главному офису, и принципалами — по отношению к непосредственным исполнителям заданий.

В ряде производств допускается участие агентов в результатах деятельности и сами функции принципала начинают поочередно выполняться агентами. Принципал становится «временно первым среди равных». При этом властные отношения и делегирование агентами контроля над своими действиями не исчезают, только функции контроля и распределения задач поочередно выполняются всеми участниками организации. Ротация агентов на позиции принципала решает проблему стимулов к передаче только достоверной информации, главное же — она создает предпосылки для доверительных отношений между агентами и достижения с их помощью кооперации, «ассоциативной атмосферы». Формой существования па практике является самоуправление.

Позитивный эффект от кооперации обусловлен самим фактом совместной работы и взаимной поддержки членов фирмы. Результаты деятельности зависят от размера и организации работы фирм.

В фирме как коалиции агентов появляется возможность решить проблему принципала и агента па основе трех стратегий:

  • • «золотого правила», которое требует от принципала вознаграждать агентов в соответствии с их вкладом в общий результат, а от агента — добросовестного выполнения задач, поставленных принципалом;
  • • стандартом равных усилий, что со стороны принципала заключается в применении фиксированной уравнительной оплаты агентов, а со стороны агента— в работе «как все», не лучше и не хуже;
  • • оппортунистического поведения, что со стороны принципала может, к примеру, выражаться в заниженном вознаграждении агента под предлогом неблагоприятных «естественных» условий, например конъюнктуры рынка, когда агент не владеет всей информацией о ситуации на рынке.

Ориентация на максимизацию прибыли в условиях заданной конкуренцией цены на се продукцию и структуры издержек, описываемой производственной функцией, определяется интересами принципала — владельца, акционера. Размер же прибыли всецело определен действиями агентов, наемных менеджеров, что определяет взаимоотношения «принципал — агент» между менеджерами, являющимися принципалами в отношении наемных работников.

Природу конфликтов внутри организации нельзя свести только к противопоставлению интересов принципала и агента. Структура производственных и сбытовых связей подчинена задаче минимизации трансакционных издержек.

Взаимоотношение «принципал — агент» концентрирует внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов (ex ante), а минимизация трансакционных издержек — на уже реализуемых соглашениях (ex post), порождающих различные управленческие структуры и приемы действий.

Решения проблем организации работы большой фирмы лежат в основе отношений принципала и агента и альтернативных моделей внутренней структуры.

Сегодня складывается рынок организационных форм, на котором конкурируют фирмы с разной организационной структурой. Процветание лучших и отмирание худших организационных форм определяются в конечном счете их способностью обеспечивать экономию трансакционных издержек. Конкуренция на этом рынке может быть косвенной и выражаться в борьбе за привлечение и удержание в команде наиболее производительных участников. Но она может быть и прямой, когда одни фирмы пытаются захватить (поглотить) другие.

Таким образом, каждая организационная форма имеет особенности по выпуску товарной продукции и набору трансакционных издержек, которые при определенных условиях могут превращать ее в наиболее эффективную. В достижении главных целей существенное значение придают анализу внутренней и внешней среды.

В сопоставлении можно выделить несколько принципиальных типов организационной структуры фирм [5|.

U-структура, унитарная, ориентирована на максимальную централизацию властных отношений и предполагает выпуск одного товара или оказание одной услуги. Все основные решения принимаются принципалом. Он же осуществляет и контроль деятельности. Структура отличается простотой, небольшими издержками контроля, но значительными трансакционными издержками. Для нес характерна значительная экономия на масштабе деятельности, что определяет и снижение издержек.

В случае унитарной организации единственным вариантом решения проблемы принципал — агент является усиление контроля на основе разработки новых, связанных с меньшими издержками, методов контроля.

М-структура, мультидивизиональная, характеризует внутрифирменную организацию со многими подразделениями, выпускающую большую номенклатуру продукции, включая производство промежуточных (полуфабрикатов) продуктов внутри фирмы. Целями фирмы становятся не только сохранение и расширение рынка уже существующих товаров, но и проникновение на новые рынки.

Стратегические решения принимаются центральной дирекцией, принципалом, с опорой на небольшую группу экспертов.

Х-структура, холдинговая, представляет собой внутрифирменную организацию с максимальной децентрализацией процесса принятия решении и контроля над действиями агентов. Агенты автономны в принятии всех решений, за исключением распределения прибыли. Фактически принципал сохраняет за собой лишь полномочия по контролю финансовых потоков и финансовых результатов деятельности агентов. Иначе говоря, принципал контролирует деятельность агентов не непосредственно, а через организацию соревнования по критерию финансовых результатов. Холдинговая структура не исключает даже прямой конкуренции между подразделениями одной и той же фирмы, так как’ конкуренция является одним из способов косвенного контроля.

Для подразделений холдинга не исключен унитарный тип отношений между принципалом и агентом, руководитель подразделения является одновременно агентом принципала — главного офиса.

С-структура, смешанная, — создание полуавтономных производственных подразделений, функционирующих па основе принципа самоокупаемости и сформированных в зависимости от типа продукта, торговой марки или по географическому признаку. Одно из подразделений полностью контролируется главным офисом, как в унитарном предприятии, второе зависит от главного офиса только финансово, как в холдинге, а третье имеет операционную самостоятельность и действует на принципах самоокупаемости. Это своеобразный синтез унитарной организации и холдинга. Принципы централизации принятия стратегических решений (например, о выпуске нового продукта) совмещены с децентрализацией оперативного контроля и управления. Принцип финансовой самоокупаемости позволяет агентам участвовать в результатах своей деятельности, но главный офис (принципал) сохраняет право перераспределять часть прибыли подразделений. Примерами организаций, на практике использующих принцип такой структуры, являются конгломераты и транснациональные компании — корпорации.

Издержки поиска информации минимальны в унитарной структуре, где все потоки информации централизованы, и максимальны в холдинговой структуре, так как подразделения не могут получить информацию друг о друге даже в главном офисе, отслеживающем лишь финансовые показатели.

Издержки ведения переговоров минимальны на унитарном предприятии, максимальны — в холдинге, где подразделения пользуются максимальной автономией. Издержки измерения максимальны в холдинге, где задача введения единых стандартов даже не ставится. Издержки заключения контракта наиболее высоки в мультидивизиональной структуре из-за трудностей с разграничением правомочий между главным офисом и подразделениями.

Издержки мониторинга минимальны в холдинге, где контроль оппортунистического поведения подразделений осуществляется на основе рыночных механизмов. Каждая комбинация факторов, обусловливающих выбор внутрифирменной структуры, имеет тенденцию к обеспечению устойчивости и воспроизводству.

Система отношений «принципал — агент» применительно к государству

Государство имеет не только признаки института, но и является организацией, и в этом качестве выполняет роль и принципала (поручителя), и агента (или исполнителя).

Причем эти отношения в данном случае достаточно своеобразны, поскольку в отношениях «государство — граждане» имеет место двойная модель «принципала-агента», или «поручителя-исполнителя». Иными словами, и граждане, и государство одновременно являются и «принципалом», и «агентом».

Так, гражданин является принципалом, когда делегирует часть своих прав государству-агенту. Подчиняясь же решениям, установленным государством-принципалом, как гарантом исполнения контрактов, гражданин выступает как агент. Человек воспринимает себя одновременно и участником — объектом государственного управления, и субъектом, принуждаемым соблюдать нормы поведения, которые, он, возможно, не выбирал

Модель «принципал-агент» позволяет выявить ряд проблем связанных с функционированием государства:

• не будет ли государство стремиться распространить сферу своего контроля за пределы оговоренных сторонами сделок;

• не будет ли государство, пользуясь своей монополией на применение насилия, игнорировать интересы граждан и не рассматривать их даже в качестве ограничения при максимизации собственных интересов;

• не будут ли граждане вести себя оппортунистически, стремясь уклониться от оплаты предоставляемых государством услуг.

Контрактное государство (в идеальном случае) есть продукт добровольного соглашения между свободными индивидами, которые нашли потенциальные выгоды в ограничении проявления индивидуальной свободной воли других индивидов и своей собственной.

Уже на заре формирования рыночной системы хозяйства и соответствующей ей политической системы представители либеральной идеологии прекрасно осознавали, что правительство (государство) представляет собой орган, обладающий монополией на законное использование силы (или угрозы ее применения). Это необходимая функция государства, поскольку институты включают в себя не только правила, но и механизмы, обеспечивающие их выполнение Однако в связи с этим возникает один из серьезнейших вопросов: как обеспечить такое положение, чтобы полномочия применять насилие, предоставленные государству для того, чтобы защитить свободу, оставались в рамках именно этой функции и не могли превратиться в угрозу свободе? Здесь на первый план выступают две проблемы;

— как устроить власть, чтобы обеспечить равенство пассивных политических прав, а для определенной части общества — и активные политические права;

— как покончить с принципом сосредоточения власти в центре.

Иными словами, как обеспечить правовые гарантии личной свободы и личного самовыражения, т. е. осуществить то, что А. Смит позднее назвал священными законами справедливости. И, с другой стороны, как рассредоточить власть в разных частях государственного механизма и различных институтах гражданского общества. Последнее особенно-важно, поскольку общество может контролировать только ту : власть, которая раздроблена, и отдельные ее части противопоставлены друг другу (законодательная, исполнительная, судебная). Подчеркнем, что решение этих вопросов и означало создание конституционно правового государства — политического механизма, который в своем становлении утверждал приоритет либеральных ценностей над ценностями демократии, в частности свободы над равенством.

Предполагается, что в условиях политической системы, основанной на этих принципах (т. е. при наличии контрактного государства) граждане, являясь принципалами, «поручают» государству (агенту) создать условия для максимизации ими своего благосостоянии.

Однако агентские отношения предполагают существование проблемы поведения исполнителя. В теории контрактов, среди прочего, рассматриваются ситуации, когда сами исполнители \ (агенты) могут создавать достоверные угрозы либо применения правил в ущерб поручителям (принципалам), либо установления новых правил, улучшающих их экономическое положение. Данный феномен получил название «вымогательства ренты». ‘ Со стороны государства в отношении к гражданам вымогательство ренты может принимать разнообразные формы, включая угрозу установления правил, препятствующих деятельности хозяйствующего субъекта,.. обещание не применять чрезмерное жесткое правило в обмен на платеж (взятку). По мнению представителей неоинституционального направления, важнейшим средством, ограничивающим недобросовестность государства, является развитие конкуренции. Это связано с тем, что в условиях конкуренции стимулы экономических агентов к рентоориентированному- поведению размываются, и величина платежа от каждого субъекта за «разумное» решение спора также снижается. Для них центральный вопрос состоит не в том, какого размера должно быть государство, а в том, какие виды деятельности и как будут осуществляться, каким образом будут стимулироваться государственные чиновники. Индивидуалистическая концепция коллективной организации, в том числе и государства, является характерной чертой неон-го направления. Наиболее ярки она выражена в теории общественного выбора Дж. Бьюкенена, который рассматривает любые коллективные действия как действия индивидов, решивших достичь некоторой цели в составе коллектива, а не индивидуально. И в этом случае государство логично характеризовать как простой набор приемов, машину, которая делает возможным осуществление таких действий. Не удивительно, что данный экономист представляет государство как сумму его индивидуальных членов, действующих как коллектив, а правительство, с его точки зрения, является только выразителем коллективной воли. и не может присваивать себе право максимизировать что-либо. По мнению же Бьюкенена, человек максимизирует полезность и в рыночном, и в политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели- получить выгоду, прибыль. Иными словами, в теории, общественного выбора основная предпосылка состоит в том, что не существует непреодолимой грани между экономикой и политикой, поскольку как в экономической, так и в политической сфере люди преследуют корыстные интересы.

Акцент в этой теории делается на характеристике государства не столько как института (или совокупности правил), сколько на его характеристике как организации — т. е. команды, играющей, как и другие команды (фирмы, профсоюзы, политические партии и т. д. ), па институциональном поле и стремящейся выиграть в рамках существующих ограничений (правил) или изменить их.

При принятии такой предпосылки разрушается представление о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах, и оно предстает как арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. В такой трактовке государство — это люди, которые используют правительственные учреждения в собственных интересах. В этом плане государство теряет признаки института и нейтрального арбитра, следящего за выполнением правил и принуждающих (невзирая на лица) к их исполнению.

Не удивительно, что в рамках данной трактовки возникает проблема злоупотребления политической властью. Однако в реальности рядовые избиратели (здесь опять принимается концепция «экономического человека») не могут позволить себе значительные траты, связанные с получением необходимой информации о предстоящих выборах. Существует своеобразный эффект порога — минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Рациональный избиратель должен соотнести предельные выгоды от влияния на депутата с предельными издержками. Как правило, последние значительно превышают первые, поэтому желание постоянно воздействовать на депутата у избирателя минимальное.

Совсем иная ситуация у избирателей, интересы которых сконцентрированы на отдельных вопросах (например, у производителей тех или иных товаров). Создав группы, они могут значительно компенсировать затраты, если устраивающий их, законопроект будет принят. Дело в том, что выгоды от принятия закона реализуются внутри группы, а издержки распределятся на общество в целом. Можно сказать, что в этих условиях концентрированный интерес немногих побеждает распыленные интересы большинства. Усугубляет ситуацию заинтересованность депутатов в активной поддержке со стороны влиятельных (избирателей, ибо это увеличивает шансы их переизбрания на новый срок. Особенности современной политической сис-мы, предполагающие реализацию принципов демократии, обуславливают возможность злоупотребления политической властью. Надо иметь в виду, что политик, стремящийся остаться во власти (или по лучить власть), может воздействовать на количество голосов избирателей тремя способами:

-проводя политику и действия, явно направленные к выгоде ш организованного электората (народ);

-посредством рекламы или иным способом, контролируя поток информации, поступающей избирателям;

поддерживая политику групп, преследующих особые интересы.

В последнем случае государство становится ареной, в пределах которой группы специальных интересов борются друг с другом или вступают в коалиции для того, чтобы влиять на решения государства, касающиеся, в том числе и перераспределения доходов. Их и характеризуют как перераспределительные коалиции. Естественно, что оказание давления на государство и соответственно затраты ресурсов на принятие тех или иных решений целесообразны при его возможности принимать решения в пользу тех или иных групп, что предполагает выход государства за пределы функций, очерченных для него классической политической экономией.

Как вы помните, А. Смит ограничивал задачи государства охраной «священных законов справедливости»,

Однако с конца XIX в. происходит резкое усиление тенденции в сторону создания государства производителя, т. е стр-ры, произв. Общественные блага или товары коллективного пользования и осуществляющей перераспределительные процессы. концепция социально-ответственного государства. Государство начинает рассматриваться как институт для реализации своих интересов всеми классами и социальными группами. Не в последнюю очередь это было связано с введением системы всеобщего избирательного права, обеспечивающего широкое участие всех граждан в политической жизни страны

Эти процессы привели к непрерывному нарастанию государственного вмешательства в экономику в этих условиях экономические агенты стремятся использовать те огромные ресурсы, которыми располагает государство, в своих интересах. Этому процессу способствует снижение издержек по оказанию давления на политическую власть в целях перераспределения прав собственности.

Одновременно увеличение государственного вмешательства и экономику приводит к усилению влияния управленцев и бюрократов. одним из направлений исследования в теории общественного выбора является экономика бюрократии. В рамках данного подхода бюрократия представляет собой систему организаций, которая удовлетворяет двум критериям: она не производит экономические блага и извлекает часть доходов из источников, не связанных с продажей результатов своей деятельности

Это означает, что они стремятся и к принятию таких решений, которые открывали бы для них доступ к самостоятельному использованию разнообразных ресурсов, где самой популярной мерой является наращивание государственных расходов. Принимаемые государственными чиновниками решения, методы формирования основных элементов экономической политики правительства подвергаются в настоящее время сильному давлению со стороны лоббирующих групп и зачастую не соответствуют общественным интересам.

Особенности документооборота при агентских договорах

В налоговом планировании распространена практика применения посреднических договоров. Однако документооборот при заключении таких сделок имеет свои особенности, поэтому нарушения в нем могут повлечь для обеих сторон такие последствия, как отказ в вычете по НДС, непризнание расходов по договору в целях налогообложения прибыли и др. Рассмотрим, как этого избежать.

Существует особый порядок выставления и получения счетов-фактур при посреднических договорах. Этот порядок установлен Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. N 914 (далее — Правила). Также порядок разъяснен Письмом МНС России от 21 мая 2001 г. N ВГ-6-03/404 «О применении счетов-фактур при расчетах по НДС» (действует в части, не противоречащей налоговому законодательству).

При исполнении агентских договоров в части выставления счетов-фактур необходимо учитывать, что посредник может выступать во взаимоотношениях с третьим лицом либо от своего имени, либо от имени принципала. От выбора конкретного варианта зависит порядок оформления счетов-фактур.

Золотые правила агента

При реализации агентом товаров (работ, услуг) принципала в оформлении счетов-фактур действуют следующие правила. Если агент реализует товары (работы, услуги) по посредническому договору от имени принципала, то и счет-фактура должен выставляться покупателю от имени принципала. Если же агент реализует товары (работы, услуги) принципала от своего имени, то счет-фактура выставляется посредником в двух экземплярах от своего имени. При этом номер в счете-фактуре присваивается агентом по хронологии выставляемых им счетов-фактур. Один экземпляр данного документа передается покупателю, а второй подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в книге продаж (п. 3 Правил). Заметим, что этот вариант, когда агент действует от своего имени, наиболее сложный.

После того как посредник реализовал продукцию, он сообщает принципалу показатели счета-фактуры, выставленного покупателю. Затем принципал выписывает счет-фактуру с этими показателями, как полагается, в двух экземплярах. Первый экземпляр регистрируется в книге продаж у принципала, второй экземпляр счета-фактуры передается агенту. Учтите, что нумерация счетов-фактур должна соответствовать хронологии выставляемых принципалом счетов-фактур. У посредника же полученные от принципала счета-фактуры в книге покупок не регистрируются (п. 11 Правил).

Счета-фактуры, выставленные агентом на сумму своего вознаграждения, регистрируются в книге покупок принципала по мере возникновения права на налоговые вычеты. У агента такие счета-фактуры подлежат отражению в книге продаж.

Комиссионер и агент могут указать сумму посреднического вознаграждения в одном счете-фактуре со стоимостью товаров (работ, услуг) отдельными строками с указанием соответствующих сумм НДС.

Агентские договоры на закупку товаров, работ, услуг

При выполнении агентом поручения принципала по приобретению товаров (заказе работ или услуг) счета-фактуры оформляются следующим образом. Если товары (работы, услуги) приобретаются через агента, но от имени принципала, то и счет-фактура должен быть выставлен продавцом (подрядчиком) на имя принципала. Только в этом случае он будет являться основанием для принятия к вычету НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) у принципала.

Если приобретение товаров (заказ работ или услуг) осуществляется агентом от своего имени, то счет-фактура выставляется продавцом (подрядчиком) на имя агента. В этом случае основанием у принципала для принятия НДС к вычету будет являться счет-фактура, полученный от агента. При этом такой счет-фактура выставляется посредником принципалу с отражением всех показателей из счета-фактуры, выставленного продавцом агенту. Заметим, что оба счета-фактуры (как полученный, так и выставленный) у агента в книге покупок и книге продаж не регистрируются. У агента же счета-фактуры, полученные от продавцов, не регистрируются в книге покупок (п. 11 Правил).

А.Урванцева

К. э. н.,

налоговый консультант

ООО «Кузьминых и партнеры»

Проверки ПФР
Бесплатное питание сотрудников: самый выгодный вариант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *