Пленум и президиум в чем разница

Пленум и президиум верховного суда рф.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Узнать цену

Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. Он формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Верховного Суда РФ правомочны при наличии не менее 2/3 его состава.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

3) рассматривать и решать вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания РФ;

4) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

5) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

6) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ — это специально создаваемый орган. Он состоит из 13 судей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ.

Президиум принимает постановления большинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномочиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Министерством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

в надзорном порядке рассматривает дела по протестам на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и вступившие в законную силу приговоры

рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов, вступившие в силу (ч. 1 ст. 9 Закона о военных судах);

возобновляет уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении определений Кассационной коллегии Верховного Суда РФ (п. 4 ч. 1 ст. 388 УПК);

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои постановления, вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. ЗЗЗ ГПК).

является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

>рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. >Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации. >2. Основные этапы истории верховного суда российской федерации >6) Дисциплинарной коллегии. Отделения Верховного Суда были образованы в автономных республиках и областях РСФСР. >Президиум Верховного Суда РСФСР восстановлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 г. На него было возложено рассмотрение дел в порядке надзора. >Полномочия Верховного суда Российской Федерации определяются ст.2 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ (ред. от 21.07.2014)»О Верховном Суде Российской Федерации»: >4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела: >6) о прекращении деятельности средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения на территориях двух и более субъектов Российской Федерации; >10) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации; >1) в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения;

Иерархия в судебной практике

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 27 мая 2011 г.

Содержание журнала № 11 за 2011 г.А.В. Рымкевич, юрист

Какие судебные акты учитывать в работе нужно, какие — можно, а какие — нельзя

Как-то раз главбух одной известной компании спросил нас: «Зачем вы в журнале постоянно ссылаетесь на судебную практику?». На наши увещевания о том, что судебная практика помогает найти ответы на многие вопросы, принять наиболее выгодное или наименее рискованное решение, наш собеседник лишь пожал плечами и промолвил: «По-моему, законодательства для этого вполне достаточно».

Конечно же, одного лишь законодательства уже давно недостаточно. Поэтому ответственный бухгалтер постоянно оценивает вероятность финансовых, налоговых, административных и многих других рисков. Мы вынуждены вчитываться в разъяснения Минфина и ФНС, которые законодательством не являютсяп. 1 ст. 1 НК РФ. Нам приходится искать консультации по сложным вопросам. И мы должны быть в курсе последних тенденций в судебной практике (даже если мы никогда не судимся с инспекцией).

Кстати, серьезней к формированию судебной практики стали относиться и налоговики. Недавно ФНС России выпустила ПриказПриказ ФНС России от 09.02.2011 № ММВ-7-7/147@ «Об организации работы по представлению интересов налоговых органов в судах».

Итак, какие судебные акты при принятии «налоговых» решений надо учитывать в первую очередь, какие — во вторую, а какие можно вообще не смотреть? Отвечаем на этот вопрос с учетом изменений в АПК РФ, вступивших в силу в мартеФедеральный закон от 23.12.2010 № 379-ФЗ.

Решения КС РФ

Возможно, кого-то это удивит, но выше всего в иерархии судебных актов стоят решения (неважно — постановления или определения) Конституционного суда с конкретными ответами на интересующие вас вопросыстатьи 6, 71 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации».

Поэтому если выводы КС не в вашу пользу, то при отклонении от них вы рискуете в высшей степени. Если же выводы для вас хороши, то имейте в виду, что, как правило, Минфин и ФНС России в своих письмах признают любые решения КС РФ независимо от того, на чьей стороне оказывается судПисьмо Минфина России от 08.10.2008 № 03-03-06/1/567; Письма ФНС России от 25.09.2008 № 3-5-04/542@, от 31.08.2006 № САЭ-6-04/876@. Однако встречаются письма-исключения.

Ситуация следующая.

Родитель за свой счет купил квартиру в общую долевую собственность со своими несовершеннолетними детьми. Конституционный суд пришел к выводу, что родитель имеет право на полный имущественный вычет по налогу на доходы физических лицподп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ; п. 2 резолютивной части Постановления Конституционного суда РФ от 13.03.2008 № 5-П.

Минфин ознакомился с позицией Конституционного суда, но посчитал, что раз вывод сделан применительно к определенному случаю, то в иных, сходных случаях инспекции не должны руководствоваться мнением КС, а должны судиться по каждой конкретной ситуацииПисьмо Минфина России от 02.07.2010 № 03-04-08/10-136.

Вывод

Решениями Конституционного суда пользоваться нужно.

Если же вы столкнетесь с тем, что контролирующие органы игнорируют постановления КС, ссылайтесь на обязательность таких актов для налоговых и финансовых органов. В этом вам поможет новая норма Закона о КС, согласно которой правоприменительные органы, к которым относятся и Минфин, и ФНС, должны учитывать позицию Конституционного суда РФ с момента вступления в силу соответствующего постановленияст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ.

Документы, принимаемые ВАС РФ

За правосудие в налоговой сфере у нас отвечают арбитражные судып. 2 ст. 138 НК РФ, поэтому с практикой Высшего арбитражного суда бухгалтерам приходится работать особенно часто.

Посмотрим, какова структура ВАС РФ и какие документы он выпускает.

Решения ВАС

Поводом для вынесения решений ВАС РФ являются неординарные случаи — оспаривание нормативных правовых актов (НПА). Для таких дел Высший арбитражный суд, по сути, является обычным судом первой инстанцииподп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», но рассматриваются они коллегией из трех судейп. 2 ч. 2 ст. 17, ч. 1 ст. 194 АПК РФ.

Раньше довольно часто организации обращались напрямую в ВАС, чтобы оспорить письма Минфина. Вообще письма не являются НПА, но могут таковыми признаваться, если серьезным образом затрагивают права налогоплательщиковРешения ВАС РФ от 17.10.2007 № 8464/07, от 30.09.2008 № 11461/08; п. 2 мотивировочной части Определения Конституционного суда РФ от 20.10.2005 № 442-О. И, надо сказать, в последнее время такие иски исчезли. Не зря же Минфин в своих письмах теперь приписывает фразу: «Мнение Департамента, приведенное в данном письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом».

«Последний из могикан» — Письмо ФНС, которое устанавливало порядок зачета (возврата) переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование. Решением ВАС это Письмо было признано недействующим (так как у ФНС России нет права издавать НПА по вопросам налогов и сборов)п. 2 ст. 4 НК РФ; Решение ВАС РФ от 19.03.2010 № ВАС-9507/09; Письмо ФНС России от 01.12.2008 № ММ-6-1/873@.

Та же участь постигла и некоторые другие НПА (не письма):

  • положение Требований к составлению акта налоговой проверкип. 1.15 Требований… утв. Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@. ВАС решил, что документы, подтверждающие нарушения, не могут являться документами для служебного пользования (ДСП) и должны предоставляться налогоплательщику для ознакомленияРешение ВАС РФ от 24.01.2011 № ВАС-16558/10;
  • положение Порядка учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателямипункт 13, подп. 1—3 п. 15 Порядка… утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002. ВАС не согласился с тем, что предприниматели должны определять доходы и расходы только кассовым методомРешение ВАС РФ от 08.10.2010 № ВАС-9939/10.

Неважно, ЧТО было обжаловано (письмо контролирующих органов, утвержденный ими порядок или требования), — решение ВАС вступает в силу с момента принятия. С этого же момента не должен применяться НПА или его норма, признанные недействующими. У вас же есть все основания оспорить, к примеру, решение налогового органа, основанное на требованиях, изложенных в обжалованном документеч. 4, 5 ст. 195 АПК РФ. Вместе с тем, руководствуясь решением ВАС РФ, удостоверьтесь, что оно не было отменено Президиумом ВАС РФ.

Информационные письма ВАС

В информационном письме Президиума ВАС РФ может быть либо обзор практики арбитражных судов, с которой согласился ВАС, либо информация о позиции ВАС РФ по разрешению конкретной проблемы. Формально такие письма не содержат приказов кому бы то ни было. В информационных письмах даны лишь рекомендации арбитражным судам и информация для сведения других лицст. 16 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ.

На позицию ВАС, заявленную в информационном письме, ссылаться можно и нужно. Возможно, что инспекция проигнорирует письмо ВАС. Но в арбитражном суде вы легко докажете свою правоту.

Постановления ВАС

При использовании постановлений Высшего арбитражного суда также возможно несколько уровней риска. Есть постановления ПленумаВАС, а есть постановления Президиума ВАС. Постановления Пленума:

  • указывают всем арбитражным судам, как надо применять нормы права;
  • во многом определяют судебную практику на местахп. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28.04.95 № 1-ФКЗ.

Если в постановлении Пленума ВАС (оно может быть совместным с Пленумом Верховного суда) зафиксирована позиция по какому-то вопросу, то:

  • <если>это постановление не в вашу пользу — это 100%-й проигрыш в суде;
  • <если>это постановление в вашу пользу — это 100%-й выигрыш.

Практически такой же уровень, как и постановления Пленума ВАС, имеют постановления Президиума ВАС.

Конечно, ни в одном законе прямо не говорится, что постановления Президиума ВАС обязательны для нижестоящих судов. Прецедентное право в России не узаконено, как в Великобритании или США, где решение суда по конкретному спору обязательно для всех судов. Наши суды применяют, а не создают законы.

Но Президиум ВАС РФ может придавать прецедентный характер своим постановлениямп. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ; п. 4 мотивировочной части Постановления Конституционного суда РФ от 21.01.2010 № 1-П. А рядовые суды могут ссылаться на постановления Президиума в мотивировочной части своих решенийч. 4 ст. 170 АПК РФ. Что они и делают. Поэтому вам лучше не вступать в противоречие с позицией Президиума ВАС, если:

  • ваша ситуация соответствует рассмотренной Президиумом ВАС;
  • постановление было не в пользу налогоплательщика.

И наоборот, если Президиум ВАС поддержал налогоплательщика, то и вы в аналогичной ситуации практически ничем не рискуете.

Как взаимодействуют арбитражные суды с Президиумом ВАС РФ?

Из авторитетных источников

АДАМОВА Валерия Борисовна Председатель Федерального арбитражного суда Московского округа

“В 2010 г. Президиумом ВАС РФ были отменены судебные акты ФАС Московского округа по 77 делам, что составляет 0,45% от числа дел, рассмотренных кассационной инстанцией.

Я не считаю, что таких судебных актов должно быть как можно меньше, ведь дела передаются в Президиум ВАС РФ для формирования судебной практики в арбитражных судах. А дела ФАС Московского округа самые сложные в силу специфики региона, нахождения здесь федеральных органов власти, крупнейших корпораций и банков. Неудивительно, что дела нашего суда чаще передаются в Президиум ВАС РФ, чем дела других округов.

Практику ВАС РФ мы изучаем на совещаниях судей. Особое внимание при обсуждении причин отмены судебных актов ФАС Московского округа уделяется случаям нарушения норм процессуального права. Они редки, но должны быть исключены полностью”.

Определения ВАС

Нередко бывает, что и в профессиональной литературе, и в консультациях пишут: «Позиция Высшего арбитражного суда такая-то» — и указывают определение ВАС. Однако действительно ли определение ВАС — это позиция Высшего арбитражного суда? Чтобы разобраться в этом, давайте посмотрим, кем и когда выносятся такие судебные акты.

1ч. 1 ст. 299, ч. 1 ст. 304 АПК РФ; 2ч. 4 ст. 299, ч. 1 ст. 304 АПК РФ;3ч. 8 ст. 299, ч. 1 ст. 304 АПК РФ; 4ч. 6 ст. 299 АПК РФ;5ч. 1 ст. 304 АПК РФ;6ч. 8.1 ст. 299, п. 2 ч. 1, п. 5 ч. 3 ст. 311, ч. 1 ст. 312 АПК РФ

Итак, как быть с определениями ВАС РФ?

На наш взгляд, общее правило таково — лучше на определения не ориентироваться, ведь мнение трех отдельных судей — это еще не позиция ВАС РФ. Но как на них тогда реагировать?

1. Определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ не стоит использовать в работе, надо дождаться, когда появится Постановление Президиума ВАС РФ.

Да, коллегия судей всегда обосновывает, почему она решила передать дело в Президиум. Поэтому в определении всегда есть мотивировочная часть, где подробно:

  • излагается суть спора;
  • анализируются правовые нормы.

Эту часть определения многие возвышают до уровня позиции ВАС РФ. И действительно, часто Президиум воспроизводит эту часть определения в своем постановлении. Но все же не всегда. Ведь Президиум ВАС РФ при принятии решения не связан мнением коллегии судей, принимавшей определение. И спор по существу может быть разрешен совсем иначе, чем усматривалось из определения.

Именно так было со спором о возможности признания продавцом отрицательных суммовых разниц при исчислении НДС. Вопрос стоял так: можно ли уменьшить НДС, исчисленный при отгрузке товара с ценой в условных единицах, если на дату оплаты их курс упал? Из определения о передаче дела в Президиум явно читалось, что этого делать нельзяОпределение ВАС РФ от 19.08.2008 № 9181/08. А Президиум с этим не согласился и решил, что как раз можноПостановление Президиума ВАС РФ от 17.02.2009 № 9181/08.

До августа 2008 г. налогоплательщикам, уменьшавшим налоговую базу по НДС на суммовые разницы, неоднократно отказывали в передаче подобных дел для пересмотра в порядке надзораОпределения ВАС РФ от 16.03.2007 № 83/07, от 15.04.2008 № 4359/08.

2. Определения об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ (в том числе если дело направили на рассмотрение в кассацию) тем более не стоит использовать в работе. Если нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС), а вам важно учесть мнение судей, лучше ознакомиться с позицией федерального арбитражного суда вашего региона.

Во-первых, зачастую позиция судей ВАС в таких отказных определениях вообще не видна.

А во-вторых, часто в Президиум ВАС не передаются дела с прямо противоположными решениями по одному и тому же вопросу. Но это вовсе не значит, что Высший арбитражный суд соглашается с обеими позициями.

Так, до 2009 г. арбитражная практика по правомерности вычета НДС по коммунальным услугам, возмещаемым арендатором арендодателю сверх арендной платы, сложилась противоречивая. Одни суды признавали применение арендатором налогового вычета по коммунальным платежам правомерным, другие, наоборот, отказывали в вычете. И вот по двум таким делам с противоположными решениями было отказано в передаче дела в Президиум ВАСОпределения ВАС РФ от 29.01.2008 № 18186/07, от 20.06.2008 № 7597/08. Однако чуть позднее подобный спор все-таки был передан в Президиум ВАС.

И в результате Президиум ВАС поддержал арендатора, признав его право на вычет НДС со стоимости коммунальных услуг на основании счетов-фактур, выставленных ему арендодателемПостановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12664/08.

Арбитражные суды следуют курсу Президиума ВАС РФПостановления ФАС ВСО от 23.06.2009 № А33-12783/08-Ф02-2566/09; ФАС МО от 26.01.2010 № КА-А40/15230-09; ФАС ЦО от 03.09.2009 № А09-12322/2008. А вот ФНС России по-прежнему считает, что если плата за коммунальные услуги взимается с арендатора на основании договора с формулировкой «возмещение затрат арендодателя», то НДС на нее арендодатель не начисляет и счет-фактуру не выставляет. Соответственно, и вычет входного НДС ни арендатор, ни арендодатель получить не могутп. 2 Письма ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@.

3. Определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, но с возможностью пересмотра по новым обстоятельствам не стоит использовать в работе. Если судьи приняли такое определение, значит, есть соответствующая позиция ВАС (высказанная в постановлении Пленума ВАС, решении ВАС, информационном письме или постановлении Президиума ВАС), на которую и надо опираться.

Определения ВАС РФ лучше не использовать!

Решения ФАС

Их надо принимать во внимание, если:

  • <или>нет позиции ВАС (постановления Пленума ВАС, решения ВАС, информационного письма или постановления Президиума ВАС);
  • <или>позиция ВАС была, но после этого существенно изменилось законодательство;
  • <или>ВАС давно по этому вопросу не высказывался и вы подозреваете, что практика могла поменяться.

Отслеживать надо, в первую очередь, акты ФАС вашего округа. К примеру, для москвичей имеет значение лишь позиция московского ФАС. А она может отличаться от позиций других судов. То же касается и остальных регионов. И только тогда, когда в вашем округе подобные дела не рассматривались, можно посмотреть, что решают ФАС других округов. Кстати, позицию окружных судов надо смотреть в динамике: какая она сейчас и менялась ли она в предыдущие 3 года.

Если судебной практики по интересующему вас вопросу в вашем регионе много, значит, риск претензий со стороны налоговиков велик. Но если ваш ФАС разрешает споры стабильно в пользу налогоплательщиков, риск проиграть суд минимален.

***

Неважно, какие риски вы оцениваете, изучая позицию судов. Важно, что вы знаете, какой судебной практикой стоит пользоваться, а какой — нет.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Судебное разбирательство / судебные приставы»:

Верховный суд РФ

История

Как известно, после Октябрьского вооруженного восстания, провозгласившего власть Советов, действовавшая до 1917 года судебная система Российской Империи, полностью утратившая к этому времени свою дееспособность, была сломана.

24 ноября 1917 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР опубликовал текст первого нормативного акта о суде, известного как Декрет № 1 «О суде». В нем от имени новой власти объявлялось об упразднении окружных судов, окружных судебных палат, правительствующего сената, военных и морских судов всех наименований, и замене всех этих учреждений судами, образуемыми на основании демократических выборов. Прекращали свою деятельность доныне существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры.

19 декабря 1917 года Народный комиссариат юстиции издал Инструкцию «О революционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний». Этим актом устанавливалась подсудность дел новым судебным учреждениям, состав суда, порядок рассмотрения дел и меры наказания, которые может назначать ревтрибунал, «руководствуясь обстоятельствами дела и велениями революционной совести»

В районах, городах, волостях и уездах осуществление правосудия передавалось местным народным судам, которые должны были действовать в составе судьи и двух народных заседателей. Подсудность дел местным народным судам была весьма ограниченной. По существу они разрешали лишь дела о незначительных правонарушениях и гражданские споры. В противовес прежнему всесословному суду, новый суд провозглашался как «орган привлечения именно бедноты поголовно к государственному управлению (ибо судебная деятельность есть одна из функций государственного управления), — что суд есть орган власти пролетариата и беднейшего крестьянства, — что суд есть орудие воспитания к дисциплине»

11 июня 1918 года вместо Кассационного отделения Наркомата юстиции был учрежден Кассационный отдел при ВЦИК Советов для рассмотрения кассационных жалоб и протестов на приговоры всех революционных трибуналов (кроме Ревтрибунала при ВЦИК Советов). Его можно рассматривать в качестве первого в Советской республике судебного органа, в задачу которого входила координация деятельности революционных трибуналов в масштабе всей Республики, помимо исправления конкретных ошибок местных трибуналов. Председателем Кассационного отдела стал О.Я. Карклин.

23 июня 1921 года принят Декрет «Об объединении всех революционных трибуналов Республики», предусматривавшем очередную реорганизацию судебной системы. В соответствии с Декретом «в качестве единого кассационного органа и органа ближайшего надзора для всех действующих на территории РСФСР трибуналов, а также для судебного учреждения для дел особой важности» создавался Верховный трибунал при ВЦИК РСФСР, который стал единым кассационным органом и органом надзора над всеми действовавшими на территории РСФСР трибуналами, а также судом первой инстанции для дел особой важности.Именно ему надлежало стать предшественником Верховного Суда РСФСР.

Постановлением ВЦИК от 11 ноября 1922 года принято Положение о судоустройстве РСФСР, которое вводилось в действие с 1 января 1923 года.

В соответствии с Положением, в РСФСР формировалась единая трехзвенная система судебных учреждений:

1) народный суд:

— в составе постоянного народного судьи;

— в составе постоянного народного судьи и двух народный заседателей;

2) губернский суд;

3) Верховный Суд РСФСР.

4 января 1923 года Президиум ВЦИК РСФСР принял постановление о временном составе Верховного Суда РСФСР, который был объявлен 10 января 1923 года приказом № 1 по Верховному Суду. В этом приказе говорилось, что «Верховный трибунал ВЦИК именуется впредь с 1-го января, согласно „Положения о судоустройстве“, — Верховный Суд РСФСР».

К компетенции Верховного Суда РСФСР отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами Республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, решенные губернскими судами, и в порядке надзора — дела, разрешенные любыми судами. В качестве суда первой инстанции рассматривал дела особой государственной важности по специально установленной подсудности.

Надзорные функции Наркомата юстиции отошли к Верховному Суду РСФСР.

Верховный Суд РСФСР действовал в составе:

а) Президиума;

б) пленарного заседания;

в) кассационных коллегий по уголовным и гражданским делам;

г) судебной коллегии;

д) военной коллегии;

е) военно-транспортной коллегии;

ж) дисциплинарной коллегии.

Декретом ВЦИК и СНК от 1 февраля 1923 года вместо одной судебной коллегии в составе Верховного Суда РСФСР созданы две судебные коллегии — по уголовным и гражданским делам.

В автономных республиках и областях по специальному постановлению Президиума ВЦИК образовывались отделения Верховного Суда РСФСР.

Первым Председателем Верховного Суда РСФСР стал Петр (Петерис) Иванович (Янович) Стучка.

В состав Президиума Верховного Суда РСФСР входили: Председатель Верховного Суда РСФСР, его заместитель, председатели кассационных коллегий, военной и военно-транспортной коллегий.

По рассматриваемым вопросам Президиум был вправе выносить постановления об отмене в порядке надзора приговоров нижестоящих судов, других решений и определений с передачей дела на новое судебное рассмотрение соответствующей коллегии Верховного Суда РСФСР. Президиум занимался также разработкой проектов законоположений на основе обобщения судебной практики Верховного Суда, которые направлялись в Народный комиссариат юстиции, а также давал заключения по тем же вопросам. Спустя несколько лет надзорные полномочия Президиума Верховного Суда РСФСР были закреплены законодательно Положением о судоустройстве РСФСР, утвержденном постановлением ВЦИК от 19 ноября 1926 года.

Пленарные заседания Верховного Суда РСФСР предусматривали присутствие членов этого суда и признавались полномочными при наличии не менее половины всего их количества. Проходили они под руководством председателя Верховного Суда или его заместителя при обязательном присутствии прокурора Республики или его старшего помощника.

К компетенции Пленума относилось: истолкование законов по вопросам судебной практики; рассмотрение дел в порядке надзора; отмена и изменение приговоров и определений коллегий Верховного Суда или иного суда Республики по предложениям Президиума ВЦИК Советов, прокурора Республики, Президиума Верховного Суда и по протестам председательствовавших в заседаниях коллегий Верховного Суда или их прокуроров; выборы дисциплинарной коллегии Верховного Суда; рассмотрение других вопросов, вносимых в Пленум Верховного Суда РСФСР.

30 января 1928 года ВЦИК Советов и СНК РСФСР приняли постановление «О порядке руководства судебными органами РСФСР»Как указывалось в Постановлении, это сделано в целях обеспечения единства управления всеми отраслями деятельности Народного комиссариата юстиции и, в особенности, чтобы было «обеспечено руководство и управление в отношении прокуратуры и судебных органов». С этого времени вся работа по руководству судами оказалась сосредоточенной в Наркомате юстиции РСФСР. Прокурор Республики наделялся правом опротестовывать Народному комиссару юстиции «содержание информаций и информационных писем Верховного Суда РСФСР на предмет их отмены или изменения, что обосновывалось необходимостью обеспечения «единства судебной практики и управления судебными органами». Кроме того, в Постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 30 января 1928 года Наркомюсту предлагалось изменить стиль руководства губернскими и народными судами, выдвинув на первый план работу по наполнению их деятельности общественно-политическим содержанием.

С середины 1943 года члены Верховного Суда и сотрудники аппарата входили в различные комиссии по определению ущерба, нанесенного российским судам немецко-фашистскими захватчиками. По мере наступления советских войск и освобождении временно оккупированных местностей действовавшие в прифронтовой полосе военные трибуналы снова преобразовывались в обычные суды.

Война унесла многие миллионы человеческих жизней, что безусловно отразилось и на судах. В судебной системе отмечался острый дефицит кадров. Такое положение вынуждало принимать на работу судьями людей, не имевших специального образования. В результате этого к концу войны из 7 тыс. судей работавших в судах РСФСР, лишь 10% имели высшее юридическое образование. Со средним образованием было 24,1% судей, остальные имели незаконченное среднее и начальное образование.

25 сентября 1948 года было утверждено Положение о выборах народных судей, в которое впоследствии дважды вносились изменения. В соответствии с Положением народные судьи избирались гражданами сроком на три года на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании.

27 октября 1960 года Верховный Совет РСФСР принят закон «О судоустройстве РСФСР». Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1964 года и от 18 августа 1972 года в этот Закон были внесены изменения и дополнения, направленные на его совершенство.

В апреле 1978 года принята новая Конституция РСФСР, в которой традиционно воспроизводились основополагающие нормы общесоюзного Основного Закона, в том числе, относящиеся к организации суда и правосудию. Имелась специальная глава (21), посвященная вопросам судоустройства и осуществления правосудия.

11 апреля 1991 года состоялось совместное заседание Президиума Верховного Суда РСФСР и коллегии Министерства юстиции РСФСР, на которое были приглашены председатели Верховных судов республик, краев, областей, представители юридической науки и практические работники. На нем принято постановление о созыве Съезда судей. Главный вопрос повестки дня, который предполагалось вынести на обсуждение Первого Съезда судей — «Концепция и основные правовые акты судебной реформы».

20 июля 1991 года Президент РФ издал Указ «О прекращении деятельности организационных политических партий и массовых общественных движений в государственных органах, учреждениях и организациях РСФСР», в соответствии с которым распускались партийные структуры, через которые осуществлялось воздействие на систему правосудия.

19 августа 1991 года было объявлено об образовании государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), который в свою очередь объявил о принятии на себя государственной власти в стране. Однако Указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина ГКЧП объявлен антиконституционным, а действия его организаторов квалифицированы как государственный переворот.

17 октября 1991 года в Москве открылся Первый Всероссийский съезд судей.

В мае-июле 1992 года были приняты Законы «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный и Гражданский процессуальный кодексы РСФСР, которыми давалась принципиально новая регламентация рассмотрения большой категории уголовных и гражданских дел. Бывшая Военная коллегия Верховного Суда СССР включалась в состав организационно-штатной структуры Верховного Суда РСФСР с соответствующим изменением названия. Установлена возможность разрешения ряда категорий дел судьей единолично, что смягчило появившуюся напряженность, которая сложилась в судах ввиду нехватки народных заседателей, а также вследствие роста судимости и преступности.

В октябре 2003 года Пленум Верховного Суда РФ, обобщив практику рассмотрения судами дел с применением общепризнанных принципов и норм международного права, принял соответствующее постановление, включавшее в себя такие рекомендации нижестоящим судам, которые стали основой к дальнейшему совершенствованию правосудия в России, более тесной интеграции правоприменительной системы нашей страны в европейское и мировое правовое пространство. Этими рекомендациями судам разъяснялись понятия и необходимые условия, определяющие возможность непосредственного применения международных договорных норм, раскрывалось значение общепризнанных принципов и норм международного права в правоприменительной практике, особенности их реализации на внутригосударственном уровне.

Место в судебной системе

Верховный Суд Российской Федерации действует в составе судей, включая Председателя Верховного Суда Российской Федерации, первого заместителя и заместителей Председателя, председателя Кассационной коллегии, председателей Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.

В Верховном Суде Российской Федерации действуют следующие структуры: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации состоит из судей Верховного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. На Пленум возложены задачи по решению наиболее важных вопросов деятельности судов общей юрисдикции и осуществления правосудия. Пленум рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения судами законов и иных нормативных правовых актов, дает по ним разъяснения, рассматривает и решает вопросы о внесении представлений в порядке осуществления законодательной инициативы, об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов. Пленум заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных коллегий и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации является высшей и конечной судебной инстанцией по делам, отнесенным к подсудности судов общей юрисдикции. Президиум Верховного Суда РФ. Президиум состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей. В состав Президиума входят ряд наиболее авторитетных судей Верховного Суда РФ. Состав Президиума Верховного Суда РФ утверждается Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и положительном заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает судебные дела при наличии большинства членов Президиума.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в порядке надзора дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных судами общей юрисдикции и отдельные вопросы судебной практики. В частности, к ведению Президиума относится: рассмотрение судебных дел в порядке надзора, а также в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами; рассмотрение материалов изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики, рассмотрение вопросов организации работы коллегий и аппарата Верховного Суда; оказание помощи нижестоящим судам в правильном применении законодательства, в том числе путем рассылки ответов на вопросы, касающиеся применения законодательства; осуществление некоторых других полномочий, предоставленных ему законодательством.

Кассационная Коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из председателя Кассационной коллегии, членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации.

Судебные коллегии по уголовным и гражданским делам, а также Военная коллегия Верховного Суда РФ рассматривают в качестве суда первой инстанции, отнесенные к их компетенции федеральным законом; в пределах своих полномочий рассматривают дела в кассационном порядке, и в порядке надзора, а также по вновь открывшимся обстоятельствам; на основании части четвертой статьи 125 Конституции Российской Федерации вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; осуществляют иные полномочия, предоставленные им федеральным законом.

Официальным изданием Верховного Суда РФ является «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», в котором публикуется для всеобщего сведения информация о заседаниях Пленума Верховного Суда РФ и его постановления с разъяснениями по вопросам судебной практики. В «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» публикуются наиболее значимые постановления Президиума Верховного Суда РФ, определения судебных коллегий, решения областных и приравненных к ним судов, которые могут иметь значение для выработки направлений развития судебной практики по гражданским, административным и уголовным делам.

В «Бюллетене Верховного Суда РФ» публикуются обзоры судебной практики, статьи по актуальным вопросам применения законодательства и другие материалы.

При Верховном Суде Российской Федерации в качестве совещательного органа образуется и функционирует Научно-консультативный совет, в состав которого входят высококвалифицированные судьи, работники правоохранительных органов, ученые-юристы, адвокаты. Состав Научно-консультативного Совета утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Возглавляет Научно-консультативный совет Председатель Верховного Суда РФ.

Научно-консультационный совет разрабатывает научно обоснованные рекомендации по наиболее сложным и принципиальным вопросам судебной практики. Такие рекомендации могут разрабатываться в связи с подготовкой разъяснений Пленума Верховного Суда РФ по вопросам судебной практики, разработкой проектов законодательных и иных нормативных актов, рассмотрением в судебных заседаниях конкретных дел.

Верховный Суд РФ является учредителем Российской академии правосудия — государственного научно-образовательного учреждения, действующего в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, уставом Академии и учредительным договором. Академия осуществляет функции подготовки кандидатов на должности судей и работников аппаратов судов, профессиональной переподготовки и повышения квалификации судей и работников аппаратов судов, а также осуществляет фундаментальные и прикладные научные и методические исследования в области организации и деятельности судебной власти.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания по представлению Президента Российской Федерации, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, сроком на 6 лет.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации выполняет важную роль в осуществлении надзора за рассмотрением гражданских, уголовных и административных дел, подсудных судам общей юрисдикции, обеспечивая единообразие судебной практики, соблюдение законов при осуществлении правосудия, способствуя тем самым формированию единого правового пространства страны. Он непосредственно участвует в проведении кадровой политики в судах общей юрисдикции, в практической реализации гарантий независимости судей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *