Платежи за пользование недрами

Платежи за пользование недрами

Материал актуален на 04.08.2014

Платежи за пользование недрами

  • Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
  • Регулярные платежи за пользование недрами
  • Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр
  • Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых

С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. В справке содержится информация о видах платежей, которые должны вносить пользователи недр, сроках их внесения. Также перечислены случаи, когда плату за пользование недрами вносить не нужно. Содержание справки поможет вам разобраться в системе платежей при пользовании недрами, в сроках внесения соответствующей платы. Вовремя неуплаченный платеж может повлечь наложение штрафа в соответствии с НК РФ.

Штраф!

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.129_3 НК РФ влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на платной основе.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи (ст.39 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»):

1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

2. Регулярные платежи за пользование недрами;

3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством РФ.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 и законодательством РФ. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на дату подписания соглашения.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

В соответствии со ст.40 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее — разовые платежи за пользование недрами).

Размер разовых платежей при пользовании недрами

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем 10 % величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством РФ принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с ч.5 ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых.

Методика по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами утверждена Приказом Минприроды России от 30.09.2008 г. № 232.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством РФ порядке.

Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 94.

При изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, пользователем недр уплачивается разовый платеж в размере, который определяется в установленном Правительством РФ порядке.

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Зачисление платы

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» доходы от уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ распределяются по следующим нормативам:

  • по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам недр местного значения — 100 % в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках (подлежат распределению в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках).

В случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами уплаченные пользователями недр разовые платежи за пользование недрами не подлежат возврату, за исключением случая, когда участки недр имеют статус федерального значения.

В соответствии со ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 206.

Регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за (ст.43 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»):

  • предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведку полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до пяти метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых:

  • в Российской Федерации;
  • на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

Внимание!

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством РФ;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
— экономико-географических условий;
— размера участка недр;
— вида полезного ископаемого;
— продолжительности работ;
— степени геологической изученности территории;
— степени риска.

Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

  • по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
  • по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

Ставка

Минимальная

Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Драгоценные металлы

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы и торф

Прочие твердые полезные ископаемые

Подземные воды

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Драгоценные металлы

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые

Прочие твердые полезные ископаемые

Подземные воды

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата (рублей за 1 тонну)

3,5

Хранение природного газа и гелия (рублей за 1000 куб.м)

0,2

0,25

Срок уплаты регулярных платежей

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и Порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 11.02.2004 г. № БГ-3-21/98@.

Оригиналы форм

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Зачисление платы

Доходы от уплаты разовых платежей при пользовании недрами на территории РФ поступают в доходы федерального бюджета и бюджеты других уровней в соответствии с нормативами, установленными Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс), доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна при пользовании недрами на территории РФ распределяются по следующим нормативам:

  • в федеральный бюджет — 28 %;
  • в бюджеты субъектов РФ — 72 %.

Доходы при пользовании недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр

В соответствии со ст.42 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки.

Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на:

  • подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона);
  • оплату труда привлекаемых экспертов.

Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр утвержден Приказом Минприроды России от 14.11.2013 г. № 507.

Зачисление платы

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ сборы за участие в конкурсе (аукционе):

  • по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр местного значения) (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации «Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр местного значения)») — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам недр местного значения (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации «Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр местного значения») — 100 % в бюджеты субъектов РФ (Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках).

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством РФ (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы установлен гл.V Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее — Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно Приложению № 1 к Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых.

Внимание!

Согласно п.26_1 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому , объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы согласно Приложению № 2 к Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых.

Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов (п.27 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами государственной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр местного значения (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами исполнительной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр местного значения (п.27 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Зачисление платы

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр распределяется по следующим нормативам:

  • по участкам недр (кроме участков недр местного значения) — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам местного значения — 100 % в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых осуществляют проведение указанной экспертизы.

Платежи за пользование недрами

Закон Российской Федерации «О недрах», принятый в 1992 г., содержит правовые и экономические основы, регламентирующие комплексное и рациональное использование и охрану недр. На его основе отношения природопользования регулируются государством. Один из методов этого регулирования — введение платежей в бюджет за пользование недрами, иными словами, пользование недрами в Российской Федерации становится платным. Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе юридические лица и граждане других государств.

В соответствии с Законом РФ от 03.03.1995 г. № 27ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах» с пользователей недр взимались платежи за поиск, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу (роялти) и пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений. Система платежей включала в себя: сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий; плату за пользование недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; акцизы на отдельные виды минерального сырья. Кроме того, с пользователей недр могли взиматься: плата за землю или акваторию и участок территориального моря; плата за геологическую информацию о недрах; другие налоги и сборы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Со вступлением в силу с 1 января 2002 г. гл. 26 НК РФ структура платежей за пользование недрами, предусмотренная законом РФ «О недрах», претерпела изменения: платежи за пользование недрами при добыче, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на минеральное сырье были заменены налогом на добычу полезных ископаемых. Поскольку НДПИ имеет особо важное фискальное и регулирующее значение в системе платежей за природные ресурсы, рассмотрим его достаточно подробно.

Итак, с 1 января 2002 г. система платежей при пользовании недрами кроме налога на добычу полезных ископаемых включает:

  • * разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;
  • * регулярные платежи за пользование недрами;
  • * платежи за геологическую информацию о недрах;
  • * сбор за участие в конкурсе (аукционе);
  • * сбор за выдачу лицензии.

Вышеназванные платежи не являются налогами и сборами, так как введены не НК РФ, а законодательством о недропользовании. Однако на налоговые органы возложен контроль за правильным исчислением, своевременностью и полнотой уплаты не только налогов и сборов, но и обязательных платежей, к которым относятся платежи за пользование недрами. Налоговые органы администрируют не все платежи, а только разовые и регулярные платежи за пользование недрами, информация по которым поступает в их распоряжение.

Налог на добычу полезных ископаемых должны платить организации и индивидуальные предприниматели, пользователи недр. Налогом облагаются полезные ископаемые, которые организация добыла на участке, предоставленном ей в пользование. Полезные ископаемые, извлеченные из отходов добывающего производства, также являются объектом налогообложения, но лишь в том случае, если на подобную деятельность нужно получать отдельную лицензию в порядке, установленном в Законе РФ «О недрах».

В п. 2 ст. 336 НК РФ перечислены полезные ископаемые, которые не облагаются налогом на добычу:

  • * общераспространенные полезные ископаемые, добытые индивидуальными предпринимателями и используемые ими для личного потребления;
  • * геологические коллекционные материалы;
  • * ископаемые, полученные в тот момент, когда образовывались, использовались и ремонтировались геологические объекты (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и т. д.). Эти объекты должны иметь научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное значение;
  • * полезные ископаемые, которые извлечены из отходов добывающего предприятия и связанных с ним перерабатывающих производств;
  • * дренажные подземные воды, извлекаемые при разработке месторождений полезных ископаемых.

Налоговый кодекс вводит новый термин — «добытые полезные ископаемые». Под этим термином в ст. 337 НК РФ понимается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в добытом из недр (или отходов) сырье. Это первая продукция, качество которой соответствует государственному стандарту РФ. Если стандарт не установлен, следует ориентироваться на региональный, международный стандарты, стандарт отрасли или самой организации. В ст. 337 НК РФ приведен исчерпывающий перечень полезных ископаемых, облагаемых налогом на добычу полезных ископаемых. Это антрацит, уголь каменный и бурый, горючие сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды, природные алмазы, подземные воды, содержащие полезные ископаемые, минеральные воды и др. Налоговую базу рассчитывают по каждому из них, для этого определяют количество и стоимость добытых полезных ископаемых.

Предусматриваются два способа, с помощью которых можно определить объем добычи, — прямой и косвенный. При прямом используются измерительные средства и учитываются фактические потери полезного ископаемого. Косвенный способ можно применять только в случае, если известно содержание полезных ископаемых в добытом сырье и когда количество ископаемых нельзя определить с помощью прямых измерений. В любом случае используемый налогоплательщиком способ должен быть оговорен в учетной политике. Перейти на другой способ можно только при изменении технологии добычи.

Стоимость добытых полезных ископаемых налогоплательщик определяет самостоятельно. Для этого он должен учитывать: цены реализации полезного ископаемого без учета государственных субвенций; расчетную стоимость этого ископаемого (например, если организация не получила выручки). Применяя первый метод, определяя выручку от реализации с учетом ст. 40 НК РФ, организация должна исключить из расчета налог на добавленную стоимость и акциз. Кроме того, цену реализации необходимо уменьшить на сумму расходов по доставке, в которую входят оплата таможенных пошлин и сборов, затраты на перевозку добытого ископаемого от склада (узла учета, входа в магистральный трубопровод) до получателя, а также обязательное страхование грузов, расходы по доставке магистральными трубопроводами, транспортом, затраты на слив, погрузку, разгрузку, транспортно-экспедиционные услуги и т. д. Для расчета налоговой базы необходимо стоимость единицы добытого полезного ископаемого умножить на его количество.

Если стоимость добытых полезных ископаемых невозможно определить исходя из цен реализации, то берется их расчетная стоимость, которая определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. При этом применяется порядок признания доходов и расходов, установленный для определения налоговой базы по налогу на прибыль.

Ставки налога дифференцированы по видам полезных ископаемых: самая низкая ставка для калийных солей — 3,8%, а самая высокая для нефти — 16,5 и газового конденсата — 17,5%.

При добыче некоторых полезных ископаемых применяется налоговая ставка 0%. В частности, для:

  • * нормативных потерь, которые образуются в результате добычи полезных ископаемых;
  • * попутного газа;
  • * попутных и дренажных подземных вод, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых;
  • * полезных ископаемых, которые остаются в отходах перерабатывающих производств, потому что в России нет технологии, позволяющей их извлекать;
  • * подземных вод из контрольных или резервных скважин, если эти воды извлекают для планового контроля;
  • * минеральных вод, когда их используют в лечебных и курортных целях и при этом не торгуют ими;
  • * подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях.

Налогоплательщики, разрабатывающие месторождения, разведку которых провели за счет собственных средств, уплачивают налог с коэффициентом 0,7. С 1 января 2007 г. для расчета налога вводятся коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть и степень выработанности запасов конкретного участка недр. Эти коэффициенты определяются налогоплательщиками самостоятельно в порядке, установленном гл. 26 НК РФ. Налоговый период по налогу на добычу полезных ископаемых — календарный месяц. Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Срок уплаты налога в бюджет — не позднее 25го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговая декларация представляется в налоговые органы по месту нахождения налогоплательщика не позднее последнего дня месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Рассмотрев кратко порядок исчисления налога на добычу полезных ископаемых, можно сделать вывод об его основном недостатке — он не делает разницы между высоко и низкодоходными нефтедобывающими предприятиями и месторождениями, так как ставки дифференцированы только по видам полезных ископаемых.

Производительность скважин может отличаться в десятки раз. Следовательно, не решается вопрос изъятия дифференциальной ренты с помощью этого налога. В настоящее время приняты конкретные меры по изменению системы налогообложения и таможенного регулирования добычи и реализации нефти с целью регулирования уровня рентабельности добывающих компаний. Но, несмотря на установление с 1 января 2007 г. специфической базовой ставки в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти, применение коэффициентов, уменьшающих мировые цены на нефть и степень выработанности участка недр, проблема изъятия ренты при нефтедобыче не решена до конца, так как ставка налога плоская, без дифференциации в зависимости от условий добычи.

Специалисты (эксперты) предлагают много вариантов ее решения, которые невозможно подробно рассмотреть в рамках учебника. Популярной является идея установки уровня налогообложения на основе оценки рентного дохода в целом по добывающей промышленности. Эта оценка основана на том, что из суммарной отраслевой выручки вычитаются затраты и некоторый (завышенный) показатель рентабельности. Полученная величина является рентным доходом, подлежащим изъятию. Предлагается дополнительные доходы, результатом которых является внедрение передовых технологий, повышающих отдачу нефтяных пластов, оставлять в распоряжении недропользователя для дальнейшего технического совершенствования и, как следствие, снижения соответственно издержек по добыче сырья.

Следующая идея заключается в замене налога на добычу полезных ископаемых налогом на сверхприбыль. Сверхприбыль определяется как выручка от реализации нефти за вычетом себестоимости и так называемой нормальной прибыли, которая рассчитывается исходя из стоимости основных производственных фондов и норматива рентабельности 15%. Налоговым последствием такого варианта является то, что он стимулирует возможное увеличение затрат разработки месторождений, так как сэкономленная величина станет объектом налогообложения. В итоге у недропользователя будет отсутствовать стимул к повышению эффективности добычи сырья. Кроме того, вертикально интегрированные структуры добывающих компаний, используя трансфертные цены, могут при желании манипулировать рентабельностью.

Возможно совершенствование рентных отношений в недропользовании и при взимании неналоговых платежей. В настоящее время регулярные платежи взимаются в том числе и за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ и за ее пределами на территориях, находящихся под юрисдикцией нашего государства. Величина регулярных платежей зависит от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работы, степени геологической изученности территории и степени риска. Конкретный размер ставки регулярного платежа устанавливается отдельно для каждого участка недр, на который выдается лицензия на пользование недрами. Следовательно, при установлении критериев, более четко учитывающих особенности используемого участка, появится возможность определять величину платежей с учетом рентной составляющей.

Эксперты рассматривают и возможность изъятия дифференциальной ренты посредством включения соответствующих платежей в лицензионное соглашение. Включение в лицензионное соглашение условий разработки конкретных месторождений даст возможность учесть многообразие индивидуальных особенностей добычи полезных ископаемых: глубины залегания, степени выработанности месторождений, других факторов, и использовать эти показатели при определении уровня платежей. Во всех случаях при решении проблемы рентных платежей следует не только руководствоваться фискальными интересами государства, но и учитывать их роль в эффективности развития ТЭК России.

Платежи при недропользовании

Согласно ФЗ РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1 установлена следующая система платежей при пользовании недрами:

сборы за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий;

разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии;

регулярные платежи за пользование недрами;

плата за геологическую информацию о недрах;

другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Платежи за пользование недрами производят субъекты хозяйственной деятельности, независимо от их формы собственности, осуществляющие поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, их разведку и добычу, в том числе использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Платежи за пользование недрами осуществляются на основании того, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Необходимым условием получения участка недр в пользование является победа в конкурсе (аукционе). Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки, а его сумма учитывает стоимость затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов. По сходной схеме определяется сумма сбора за выдачу разрешительного документа – лицензии на пользование недрами.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, во многом зависят от субъекта, выдавшего лицензию (федеральный или региональный уровень) и установившего те или иные лицензионные условия. Размер разовых платежей, определяемый по итогам аукциона, устанавливается в зависимости от величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающей организации, а их минимальный (стартовый) размер должен быть не менее 10 % от этой суммы.

Регулярные платежи взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению (ст. 43 Закона РФ «О недрах»).

Ставки регулярных платежей устанавливаются в зависимости от вида работ и условий лицензии исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа в области управления государственным фондом недр. Методические рекомендации по установлению геолого-географических критериев обоснования ставок регулярных платежей за пользование недрами утверждены приказом Министерства природных ресурсов РФ № 558 от 5 сентября 2002 г.

Плата за геологическую информацию о недрах взимается за пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр. Ее размер определяется постановлениями Правительства РФ.

В соответствии с налоговым кодексом РФ (глава 26) введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который является основным источником бюджетных доходов за счет использования природных ресурсов.

Налогоплательщиками НДПИ являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс устанавливает градацию объектов налогообложения, к которым относятся:

полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации;

полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах;

полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

В соответствии с законодательством РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого – стандарту организации (предприятия). Основными видами добытого полезного ископаемого являются: угли, сланцы, торф, углеводородное сырье, товарные руды и полезные компоненты многокомпонентных комплексных руд, горно-химическое и горнорудное неметаллическое сырье, неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии и т.д.

Не являются объектом налогообложения:

общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды, не числящиеся на государственном балансе запасов полезных ископаемых, добытые индивидуальным предпринимателем и используемые им непосредственно для личного потребления;

добытые (собранные) минералогические, палеонтологиче­ские и другие геологические коллекционные материалы;

полезные ископаемые, добытые из недр при образовании, использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстети­ческое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение:

полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыче из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке;

дренажные подземные воды, не учитываемые на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых или при строительстве и эксплуатации подземных сооружений.

Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых отдельно по каждому добытому полезному ископаемому самостоятельно налогоплательщиком, причем его количество определяется в основном прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчет по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом.

Налоговым кодексом введена дифференцированная ставка по видам полезных ископаемых. Например, при добыче углеводородного сырья она составляет 16,5 %.

В законодательстве описаны три вида вреда:

вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, который подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан, средств соответствующих бюджетов;

вред, причиненный государству в результате деятельности пользователя недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторождений полезных ископаемых, а также иных действиях, которые привели к порче месторождения или созданию условий, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, который подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр;

вред, причиненный государству в случае, если участок недр не передан в пользование.

Возмещение вреда, причиненного государству, в размере, определяемом федеральным органом управления государственным фондом недр, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты. Кроме денежной формы вред может быть возмещен проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *