Платежи за пользование недрами

Тема 5. Регулярные платежи за пользование недрами.

Плательщиками регулярных платежей за пользование недрами могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Уплата недропользователями регулярных платежей за пользование недрами производится в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» с 1 января 2002 года. Пункт 1 статьи 43 устанавливает, что регулярные платежи за пользование недрами взимаются отдельно по каждому виду работ, а именно:

  1. предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;

  2. разведка полезных ископаемых;

  3. геологическое изучение и оценка пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

  4. строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (в том числе строительство искусственных сооружений и прокладка кабелей и трубопроводов под водой), за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 м), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи взимаются за площадь лицензионного участка за вычетом площади возвращенной части лицензионного участка. Кроме того, при уплате по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, из площади участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого установлены и учтены Государственным балансом запасов, вычитается площадь горного отвода и (или) горных отводов, а при уплате по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, из площади участка исключаются территории открытых месторождений.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.09.2002 №558 утверждены и введены в действие Методические рекомендации по установлению геолого-географических критериев обоснования конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами. В Методических рекомендациях приведена формула расчета конкретных размеров ставок регулярного платежа, а также значения поправочных коэффициентов, учитывающих условия проведения геологоразведочных работ.

Уплата регулярных платежей за пользование недрами осуществляется в течение всего срока действия лицензии.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади в год отдельно по каждому лицензионному участку. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 №926 были утверждены минимальные и максимальные ставки регулярных платежей за пользование недрами, а также правила уплаты указанных платежей. Федеральным законом от 29.05.2002 №57-ФЗ текст Постановления (ставки и правила уплаты платежей) включен в качестве дополнения в ст.43 Закона Российской Федерации «О недрах». Ставки регулярных платежей при поисках и оценке месторождений углеводородного сырья – от 120 до 360 рублей за один квадратный километр площади участка недр, при разведке полезных ископаемых (углеводородного сырья) – от 5000 до 20000 рублей за квадратный километр.

Конкретный размер ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению территориального органа управления государственным фоном недр. Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год. Сумма регулярных платежей включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в течение года равными долями. Приказом Министерства по налогам и сборам Российской Федерации от 19.08.2002 №БГ-3-21/448 (зарегистрировано в Минюсте РФ 26.08.2002 №3739) утверждена форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и порядок его заполнения. Расчеты регулярных платежей за пользование недрами недропользователи ежеквартально представляют в территориальные органы по субъектам Российской Федерации Министерства по налогам и сборам и Министерства природных ресурсов по месту нахождения участков недр.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в бюджеты разного уровня в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 23 Федерального закона от 30.12.2001 №194-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2002 год» в бюджет Российской Федерации поступает 40% доходов от регулярных платежей, в бюджет субъекта Российской Федерации – 60%.

В ст.43 Закона Российской Федерации «О недрах» установлено, что регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

  1. пользование недрами для регионального геологического изучения;

  2. пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение;

  3. разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

  4. разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Из перечня видов пользования недрами, за которые не взимаются регулярные платежи, исключен сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

В пределах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи полезных ископаемых, регулярные платежи за разведку полезных ископаемых не взимаются.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Экономическая сущность регулярных платежей.

  2. Кто является плательщиком регулярных платежей.

  3. Что является объектом обложения.

  4. Сроки уплаты регулярных платежей

  5. Ставки, по которым уплачиваются регулярные платежи.

Платежи за пользование недрами

Материал актуален на 04.08.2014

Платежи за пользование недрами

  • Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии
  • Регулярные платежи за пользование недрами
  • Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр
  • Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых

С пользователей недр взимаются платежи за поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. В справке содержится информация о видах платежей, которые должны вносить пользователи недр, сроках их внесения. Также перечислены случаи, когда плату за пользование недрами вносить не нужно. Содержание справки поможет вам разобраться в системе платежей при пользовании недрами, в сроках внесения соответствующей платы. Вовремя неуплаченный платеж может повлечь наложение штрафа в соответствии с НК РФ.

Штраф!

В соответствии с п.1 ст.122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.129_3 НК РФ влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора).

Пользование недрами в Российской Федерации осуществляется на платной основе.

При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи (ст.39 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»):

1. Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, включая разовые платежи, уплачиваемые при изменении границ участков недр, предоставленных в пользование;

2. Регулярные платежи за пользование недрами;

3. Сбор за участие в конкурсе (аукционе).

Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Пользователи недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, являются плательщиками платежей при пользовании недрами в соответствии с законодательством РФ.

При заключении соглашений о разделе продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между Российской Федерацией и пользователем недр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Законом РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 и законодательством РФ. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти РФ и органами исполнительной власти субъекта РФ.

Порядок, размеры платежей при пользовании недрами и условия взимания таких платежей при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются указанными соглашениями в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на дату подписания соглашения.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии

В соответствии со ст.40 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (далее — разовые платежи за пользование недрами).

Размер разовых платежей при пользовании недрами

Минимальные (стартовые) размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются в размере не менее чем 10 % величины суммы налога на добычу полезных ископаемых в расчете на среднегодовую мощность добывающей организации. В случае проведения аукциона на право пользования участком недр федерального значения, содержащим месторождение полезных ископаемых, открытое в процессе геологического изучения юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, в отношении которых Правительством РФ принято решение об отказе в предоставлении права пользования данным участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых в соответствии с ч.5 ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1, минимальный (стартовый) размер разового платежа за пользование недрами устанавливается как сумма расходов этого лица на поиск и оценку такого месторождения полезных ископаемых.

Методика по определению стартового размера разового платежа за пользование недрами утверждена Приказом Минприроды России от 30.09.2008 г. № 232.

Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами. Разовые платежи за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, за исключением предоставляемых на праве краткосрочного (сроком до одного года) пользования участков недр, устанавливаются в лицензии на пользование недрами в размере, который определяется в установленном Правительством РФ порядке.

Правила определения размера разовых платежей за пользование недрами на участках недр, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2009 г. № 94.

При изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, пользователем недр уплачивается разовый платеж в размере, который определяется в установленном Правительством РФ порядке.

Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.

Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.

Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.

Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, зачисляются в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Зачисление платы

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» доходы от уплаты разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), при пользовании недрами на территории РФ распределяются по следующим нормативам:

  • по месторождениям и участкам недр (за исключением участков недр, содержащих месторождения природных алмазов, общераспространенных полезных ископаемых, или участков недр местного значения) — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам недр местного значения — 100 % в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках (подлежат распределению в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках).

В случае прекращения, в том числе досрочного, права пользования недрами уплаченные пользователями недр разовые платежи за пользование недрами не подлежат возврату, за исключением случая, когда участки недр имеют статус федерального значения.

В соответствии со ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Положение о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой ст.2_1 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.03.2009 г. № 206.

Регулярные платежи за пользование недрами

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются за (ст.43 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах»):

  • предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых;
  • разведку полезных ископаемых;
  • геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
  • строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до пяти метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых:

  • в Российской Федерации;
  • на континентальном шельфе Российской Федерации;
  • в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
  • за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

Внимание!

Регулярные платежи за пользование недрами не взимаются за:

1) пользование недрами для регионального геологического изучения;

2) пользование недрами для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение. Порядок отнесения объектов пользования недрами к особо охраняемым геологическим объектам, имеющим научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение, устанавливается Правительством РФ;

3) разведку полезных ископаемых на месторождениях, введенных в промышленную эксплуатацию, в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этих полезных ископаемых;

4) разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю недр для добычи этого полезного ископаемого.

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от:
— экономико-географических условий;
— размера участка недр;
— вида полезного ископаемого;
— продолжительности работ;
— степени геологической изученности территории;
— степени риска.

Порядок определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Регулярный платеж за пользование недрами взимается за площадь участка недр, предоставленного недропользователю, за вычетом площади возвращенной части участка недр. Платежи за право пользования недрами устанавливаются в строгом соответствии с этапами и стадиями геологического процесса и взимаются:

  • по ставкам, установленным за проведение работ по разведке месторождений, — за площадь участка недр, на которой запасы соответствующего полезного ископаемого (за исключением площади горного отвода и (или) горных отводов) установлены и учтены Государственным балансом запасов;
  • по ставкам, установленным за проведение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, — за площадь, из которой исключаются территории открытых месторождений.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами, в отношении участков недр местного значения уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

Ставка

Минимальная

Максимальная

1. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях поиска и оценки месторождений полезных ископаемых

Углеводородное сырье

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Драгоценные металлы

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые, уголь, горючие сланцы и торф

Прочие твердые полезные ископаемые

Подземные воды

2. Ставки регулярных платежей за пользование недрами в целях разведки полезных ископаемых

Углеводородное сырье

Углеводородное сырье на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации

Драгоценные металлы

Металлические полезные ископаемые

Россыпные месторождения полезных ископаемых всех видов

Неметаллические полезные ископаемые

Прочие твердые полезные ископаемые

Подземные воды

3. Ставки регулярных платежей за пользование недрами при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых

Хранение нефти и газоконденсата (рублей за 1 тонну)

3,5

Хранение природного газа и гелия (рублей за 1000 куб.м)

0,2

0,25

Срок уплаты регулярных платежей

Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной и налоговой деятельности, по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр.

Форма расчета регулярных платежей за пользование недрами и Порядок его заполнения утверждены Приказом МНС России от 11.02.2004 г. № БГ-3-21/98@.

Оригиналы форм

Расчет регулярных платежей за пользование недрами

Зачисление платы

Доходы от уплаты разовых платежей при пользовании недрами на территории РФ поступают в доходы федерального бюджета и бюджеты других уровней в соответствии с нормативами, установленными Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ и Бюджетным кодексом РФ.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ доходы от уплаты регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс), доходы от платы за договорную акваторию и участки морского дна при пользовании недрами на территории РФ распределяются по следующим нормативам:

  • в федеральный бюджет — 28 %;
  • в бюджеты субъектов РФ — 72 %.

Доходы при пользовании недрами на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ и за пределами Российской Федерации, подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Сбор за участие в конкурсе (аукционе) на право пользования участками недр

В соответствии со ст.42 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки.

Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на:

  • подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона);
  • оплату труда привлекаемых экспертов.

Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.

Порядок определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр утвержден Приказом Минприроды России от 14.11.2013 г. № 507.

Зачисление платы

Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов РФ, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013 г. № 349-ФЗ сборы за участие в конкурсе (аукционе):

  • по месторождениям и участкам недр (кроме участков недр местного значения) (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации «Прочие платежи при пользовании недрами (за исключением платежей при пользовании недрами по участкам недр местного значения)») — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам недр местного значения (подлежат зачислению по коду бюджетной классификации «Прочие платежи при пользовании недрами по участкам недр местного значения») — 100 % в бюджеты субъектов РФ (Указанные доходы подлежат распределению в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых регулируют процесс пользования недрами на указанных участках).

Плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых

Размер платы за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр и порядок ее взимания определяются Правительством РФ (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

Размер и порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы установлен гл.V Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение (далее — Положение о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.02.2005 г. № 69.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется за счет пользователей недр (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

За проведение государственной экспертизы устанавливается плата в размере согласно Приложению № 1 к Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых.

Внимание!

Согласно п.26_1 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых комплексного месторождения плата определяется по полезному ископаемому , объем запасов которого в данном месторождении является наибольшим.

Категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых для определения размера платы за проведение государственной экспертизы согласно Приложению № 2 к Положению о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых.

Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов (п.27 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Плата за проведение указанной экспертизы поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами государственной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр местного значения (ст.29 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1).

Плата за проведение государственной экспертизы производится пользователями недр перед представлением материалов и поступает в доход федерального бюджета, за исключением поступающей в доходы бюджетов субъектов РФ платы за проведение органами исполнительной власти субъектов РФ указанной экспертизы в части участков недр местного значения (п.27 Положения о государственной экспертизе запасов полезных ископаемых).

Зачисление платы

В соответствии с Федеральным законом от 02.12.2013г. № 349-ФЗ плата за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр распределяется по следующим нормативам:

  • по участкам недр (кроме участков недр местного значения) — 100 % в федеральный бюджет;
  • по участкам местного значения — 100 % в бюджеты субъектов РФ, органы государственной власти которых осуществляют проведение указанной экспертизы.

Основные характеристики платежей за пользование недрами

В рамках российского законодательства выделяется две основные системы платежей, предусматривающих пополнение государственной казны за счёт средств, поступающих от частных лиц и организаций:

  • первая из них представлена налогами и сборами, порядок уплаты которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ;
  • другая включает совокупность «условно неналоговых», требования к перечислению которых предусмотрены правовыми документами, разными по содержанию и юридической силе.

Платежи за недра относятся ко второй группе. Юридическая природа этих неналоговых платежей постоянно пересматривается с учётом нормативного регулирования на разных уровнях. Вырабатываются принципы и подходы к установлению единых правил взимания средств за пользование природными источниками в рамках сборов, не вошедших в систему НК РФ. Тем более, что их взыскание осуществляется как на регулярной, так и разовой основе.

Признак публичности платы за недра выражается в следующих характеристиках:

  • требование по внесению содержится в законе;
  • субъектами, обязательно вносящими средства, являются физические и юридические лица, которым земельные наделы предоставляются с правом распоряжения как собственникам или на праве иного владения;
  • цель – пополнения бюджетов разных уровней Российской Федерации за счет неналоговых платежей.

Уплата регулярных и разовых платежей за пользование недрами

Порядок перечисления средств предусмотрен Законом РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах». Их выплаты предусмотрены обычно при наступлении определенных обстоятельств, указанных в лицензии. К примеру, при изменении границ земельных участков для добычи недр.

Обязательность внесения средств в доход государства выявляется при системном анализе положений статей 9, 12, 22, 39, 40, 42 и 43 Закона РФ №2395-1. В частности, п.10 ч.2 ст.22 указанного акта установлено, что субъекты земельных правоотношений обязаны в заявленные сроки и правильно вносить плату. Таковое требование предъявляется с момента внесения сведений о выдаче лицензии по общему правилу. Исходя из смысла этих норм следует, что стороной публичных отношений в этих ситуациях выступает субъект предпринимательской деятельности, обладающий правом или получившим лицензию на выполнение определенных работ на специально выделенных земельных участках.

К иной категории платежей относятся сборы, вносимые для участия в конкурсе на право использования определенными участками недр.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что уплата платежей за использование источниками недр не является актом свободного волеизъявления участника семейных отношений, а реализация требований по соблюдению законодательства об условиях получения лицензии и использованию недр.

Примечательно, что сборам за пользование недрами присущи все признаки налога, прописанные в ст.8 НК РФ, в том числе об индивидуальной безвозмездности. Присутствуют и все основания для причисления таких платежей к правовой конструкции налогообложения, поскольку законодательством предусмотрен период и ставка для его внесения, база для начисления и объект.

Платежи на недра не внесены в НК РФ, но правильность и соблюдение сроков их внесения контролируется органами налоговой системы на основании требований бюджетного законодательства. Очевидно, что плата за пользование природными ресурсами не относится к налогам, в доказательство этого можно привести случай, когда разовые платежи за пользование недрами были отменены. В 2002 году на смену им пришел налог на добычу ископаемых. Такой подход законодателя к изменению природы неналогового платежа подтверждает нестабильность позиции по отношению к этому юридическому понятию.

Назначением и отличительной особенностью разовых выплат за пользование недрами является создание фискальной системы, обеспечивающей беспрерывный контроль использования земельных ресурсов субъектами предпринимательской деятельности. В связи с этим, под условно неналоговым платежом подразумевается выплата, имеющая публично-правовую природу. Реализацией этого права является получение лицензии на ведение определенных видов работ на выделенных для этих целей земельных наделах. Таким видится содержание о том, что собой представляют разовые платежи за пользование недрами.

Регулярные платежи делятся на две подкатегории:

  1. Вносимые за проведение геологоразведочных работ на выделенном земельном участке в обозначенных границах (основанием платежа является в этом случае является площадь надела, выделенного для обработки земли с целью использования недр);
  2. Перечисляемые при обеспечении хранения ископаемых в специальные сооружения под землей. В этом случае сбор рассчитывается исходя из объёма содержимого, исчисляемого по объему или весу.

Контроль платежей по недрам

Регулярность и правильность внесения средств администрируется с помощью мер государственного принуждения. В качестве таковых используется прекращение права и отзыв лицензии на использование недр, а также в виде наложения штрафа. Таким образом проявляется регулирующая функция, характерная для выплат, посредством которых участники хозяйственных отношений стремятся к неукоснительному выполнению требований закона и условий взимания сборов за осуществление определенной деятельности на земельных участках.

За нарушением таких требований следует санкция. Это связано с защитой полезных ископаемых, являющихся собственностью государства, которое предоставляет право на эксплуатацию земли с целью получения прибыли. Меры негативного воздействия направлены на изъятие участков, незаконно переданным предпринимателям, с целью защиты публичных интересов при передачи объектов в частное пользование.

Платежи за использование земли не относятся ни к категории налогов, ни акциз. Их правовая природа близка к арендным платежам, предусмотренным за использование природных ресурсов при соблюдении правил о недопущении ущерба окружающей среде. У сбора за использование недр отсутствует компенсационная функция, поскольку таковая предусмотрена платой за негативное воздействие на окружающую среду.

По сути такие платежи предусматривают компенсацию государству за использование природных источников, как собственнику недр.

В заключение можно сказать о специфике подобных выплат. Среди недостатков правового регулирования можно выделить отсутствие чёткого регламента процедуры установления платежей, отсутствие определений и её содержания. Также присутствие огромного количества норм на уровне Правительства РФ и подзаконного порядка – от Минприроды РФ. Из-за этого на практике возникают проблемы с расчетом платежей при отсутствии экономически-подтвержденных обоснований, разнятся установленные на разных уровнях коэффициенты и показатели для определения базы. В противоречие вступают акты разной юридической силы. Вследствие этого требуется упорядочение, систематизация нормативных актов, приведение в соответствие положений о налогах в связи с разной правовой природой этих понятий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *