План развития России

Правительство РФ принимает активное участие в законодательной деятельности. В соответствии со ст. 36 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» ему принадлежит право законодательной инициативы в Федеральном Собрании, которое реализуется посредством внесения законопроектов в Госдуму.

Законопроектная деятельность Правительства РФ осуществляется согласно плану, утверждаемому на очередной календарный год. Такой план разрабатывается в целях реализации мероприятий, предусмотренных основными направлениями деятельности Правительства РФ на определенный период, программами социально-экономического развития государства и иными программными документами Президента РФ и Правительства РФ (п. 1 Положения о законопроектной деятельности Правительства РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 г. № 389). План законопроектной деятельности Правительства РФ на 2020 год (далее – План-2020) утвержден распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2019 г. № 3205-р.

Остановимся на ключевых моментах этого документа.

Приоритетные направления законопроектной деятельности

Правительство РФ в текущем году запланировало подготовку 230 законопроектов. По сравнению с аналогичным планом на 2019 год, который предусматривал разработку 49 законодательных инициатив, в этом году намеченная законопроектная деятельность кабинета министров будет более плодотворной.

План-2020 сформирован по шести ключевым направлениям, актуальным для современной российской действительности:

  • создание условий для экономического роста;
  • цифровизация и научно-технологическое развитие;
  • развитие отраслей экономики;
  • развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни;
  • сбалансированное региональное развитие;
  • повышение качества госуправления.

Отметим, в прошлом году в приоритете были 12 направлений законопроектной деятельности правительства, в том числе: сохранение и укрепление здоровья граждан, развитие здравоохранения, социальная поддержка населения, развитие пенсионной системы; совершенствование законодательства в сферах образования и культуры; обеспечение государственной и общественной безопасности, законности и правопорядка; развитие транспортной системы и обеспечение транспортной безопасности; обеспечение устойчивости бюджетной системы, банковской и финансовой деятельности; формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности; повышение эффективности госуправления; обеспечение безопасности в сферах экономики и информации, систематизация информации, развитие связи; развитие рынка труда и т.д.

Создание условий для экономического роста

В рамках этого направления работы предусмотрена разработка 67 инициатив. Среди них – поправки в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Жилищный кодекс, Трудовой кодекс, федеральные законы от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и другие законы.

Целью большинства корректировок станет систематизация обязательных требований в различных сферах, например, в части:

  • электронной подписи;
  • трудовых отношений и нормативного правового регулирования трудовых отношений;
  • спецоценки условий труда;
  • рекламы и введения института саморегулируемых организаций в сфере рекламы;
  • управления МКД и совершенствования жилищного контроля;
  • осуществления медицинской деятельности;
  • безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства и т.п.

Например, в рамках рассматриваемого направления работы предполагается отказаться от проведения плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении федерального госконтроля (надзора) в сфере миграции, усовершенствовать порядок оказания страховых услуг, внедрить автоматизированный онлайн-мониторинг за деятельностью туроператоров и турагентов, исключить необходимость нотариального заверения доверенности на представителя заявителя при подаче и получении документов на госрегистрацию при создании юрлица. Также планируется подготовить законы об исполнении федерального бюджета за 2019 год, о федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

Кроме того, Правительство РФ намерено систематизировать обязательные требования в сфере коллекторской деятельности путем подготовки проекта отдельного федерального закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Напомним, в середине декабря прошлого года Минюст России уже представил на общественное обсуждение соответствующий законопроект. Им, в частности, предусмотрено введение обязательного досудебного (претензионного) порядка возврата просроченной задолженности физлиц, а также «автоматизированного интеллектуального агента» («робота-коллектора») для отправки голосовых сообщений. Там же устанавливается и перечень обязательных требований к профессиональным коллекторским организациям. В случае одобрения законопроекта закрепленные им нормы будут применяться с 1 января 2021 года.

Цифровизация и научно-технологическое развитие

Деятельность по цифровизации предусматривает подготовку 10 инициатив, включая изменения, направленные на совершенствование: антимонопольного законодательства, соответствующего требованиям цифровой экономики; порядка предоставления первичных статданных в электронной форме; регулирования предоставления государственных и муниципальных услуг; порядка электронного взаимодействия с лицами, участвующими в исполнительном производстве; регулирования создания и функционирования информационных систем в сфере образования. Здесь же выделены поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных», нацеленные на обеспечение необходимых правовых условий для сбора, хранения и обработки данных с использованием новых технологий, а также на установление порядка обезличивания персональных данных.

Отдельный пункт Плана-2020 посвящен разработке изменений в Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», касающихся создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров. Также ожидаются поправки в Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Кодекс административного судопроизводства и иные законодательные акты РФ в части обеспечения электронного документооборота между судами и лицами, участвующими в деле, а равно участниками дела между собой.

Развитие отраслей экономики

По мнению Правительства РФ, развитию отраслей экономики может поспособствовать принятие отдельных федеральных законов «О семеноводстве», «О военном инновационном технополисе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О самоходных машинах и других видах техники» и внесение поправок в уже действующие законы. Речь идет о возможном введении в России типового проектирования, установлении госпошлины за выдачу документа об утверждении нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, о совершенствовании регулирования развития высокоскоростного железнодорожного сообщения, порядка создания и управления особыми экономическими зонами, а также об отмене рыбоохранных зон.

Развитие институтов социальной сферы и повышение качества жизни

45 законопроектов, упоминаемых в Плане-2020, имеют социальную направленность. Это не только новые законы (о потребительской корзине в целом по РФ, об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии на 2021 год, о повышении МРОТ, о страховых тарифах на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, о бюджетах ПФР, ФФОМС и ФСС России на тот же период, об экологическом аудите), но и поправки в действующие нормативные правовые акты. В частности, кабинет министров хочет пересмотреть размер прожиточного минимума (соответствующий законопроект планируется направить в Госдуму в марте), обновить фиксированные размеры страховых взносов для плательщиков, не производящих выплат и иных вознаграждений физлицам.

В Плане-2020 перечислены и корректировки, касающиеся порядка управления МКД и особенностей предоставления коммунальных услуг. Так, Правительство РФ инициирует предоставление регионам права реализовать вариативную систему расчета за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, а также введение штрафов для ресурсоснабжающих организаций, завышающих коммунальные платежи. Что касается управления МКД, то планируется законодательно закрепить особенности осуществления управления МКД в рамках программы реновации жилищного фонда. В свою очередь, ресурсоснабжающие организации, осуществляющие деятельность на основании концессионных соглашений в малых городах, Правительство РФ хочет освободить от обязанности исчислять НДС – соответствующие изменения в ст. 174.1 НК РФ оговорены в Плане-2020.

Среди социальных инициатив также следует отметить усиление контроля за выплатой страховой и накопительной пенсий, урегулирование деятельности онлайн-кинотеатров, ограничение распространения рекламы БАД и пищевых добавок на объектах спорта. Упоминается и о корректировке брачного возраста (включая уточнение оснований для вступления в брак лиц, не достигших совершеннолетия), и об установлении правового режима доходов, полученных от использования общего имущества супругов в период брака.

Сбалансированное региональное развитие

Самый маленький раздел Плана-2020 посвящен территориальному развитию. Он включает инициативы по совершенствованию: бюджетных правоотношений (путем внесения соответствующих корректировок в Бюджетный кодекс РФ и в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»); порядка создания и деятельности общин коренных малочисленных народов РФ; правил подготовки и согласования документов территориального планирования; развития городских агломераций. Остальные законопроекты нацелены на развитие Дальнего Востока (в частности, планируется расширить границы свободного порта Владивосток, продлить действие механизма выравнивания тарифов на электроэнергию в ДФО, ввести дополнительные меры господдержки инвестиционной деятельности и предоставить налоговые льготы инвесторам на территории ДФО).

Повышение качества государственного управления

В рамках последнего направления Плана-2020 предполагается разработка более 80 законодательных инициатив. Согласно документу в текущем году Правительство РФ займется подготовкой новых редакций Бюджетного кодекса РФ и КоАП (о проекте последнего портал ГАРАНТ.РУ писал ранее), разработкой Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях, а также законов о промышленной безопасности, об автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте.

Также в Плане-2020 указаны законодательные инициативы, предусматривающие:

  • регулирование ответственности за безбилетный проезд на автомобильном транспорте и городском наземном электрическом транспорте;
  • введение федерального госнадзора в сфере безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов (за исключением метрополитена);
  • наделение Минюста России правом инициировать в суде признание нормативного правового акта субъекта РФ, устава и муниципального акта не действующим полностью или в части;
  • совершенствование практики заключения контрактов жизненного цикла;
  • уточнение полномочий по установлению требований к отраслевым системам оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • совершенствование организации регулярных перевозок;
  • представление для госрегистрации муниципальных актов в электронном виде;
  • внедрение системы контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов;
  • обеспечение фиксации в автоматизированном режиме результатов проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств;
  • введение в Уголовно-процессуальный кодекс особого порядка досудебного производства;
  • совершенствование института процессуальных издержек;
  • установление уголовной ответственности за нарушения требований в сфере маркировки товаров;
  • регламентацию беспрепятственного предоставления подозреваемым и обвиняемым с момента их фактического задержания свидания с адвокатом, запрет цензуры переписки подозреваемого и обвиняемого с адвокатом и т.д.

***

Кроме наименований законопроектов с кратким описанием их ключевой идеи, Планом-2020 определены ответственные за подготовку и сопровождение инициатив органы, а также сроки представления готовых проектов в Правительство РФ, а затем – в Госдуму. На момент утверждения Плана-2020 часть документов уже поступили в кабинет министров и в ближайшие месяцы будут направлены в Госдуму. Руководителям федеральных органов исполнительной власти предписано принять необходимые меры по организации выполнения утвержденного плана.

Российские власти признали, что на фоне кризиса далеко идущие планы по развитию страны несовместимы с реальностью, и наметили новые цели. Национальные проекты, рассчитанные до 2024 года, перенесли на шесть лет и подправили. В целом планы стали скромнее, и страна уже не стремится в пятерку крупнейших экономик мира. Акцент переключается на стратегию внутреннего развития: теперь ставки делают на цифровизацию, здравоохранение и образование. «Лента.ру» всмотрелась во все более отдаленные перспективы.

Несостоявшийся прорыв

Коронавирус и падение цен на нефть вогнали мировую экономику в кризис, а его результаты приведут к существенным изменениям, которые во многом определят дальнейший путь развития общества. По прогнозам аналитиков Всемирного банка, мировой ВВП в этом году упадет на 5,2 процента — худший показатель со времен Второй мировой войны, при этом быстрого восстановления ждать не стоит.

Общемировой спад неизбежно отражается и на России. Во втором квартале 2020 года экономика страны сократилась на 9,5-10 процентов, а бюджет только из-за дешевой нефти недосчитался более триллиона рублей. В целом пандемия как минимум на два года затормозит развитие страны, а чтобы справиться с потерями потребуется еще четыре.

В такой обстановке, сопоставимой с дефолтом 1998 года, от российской экономики не стоило ждать прорыва. Власти видят сложность ситуации: по словам премьер-министра Михаила Мишустина, «распространение вируса и действия отдельных стран по наращиванию добычи нефти привели к серьезному дисбалансу на нефтяном рынке». «Это вызвало обвальное снижение цен, усилилась волатильность финансовых и валютных рынков, произошел отток капитала», — заключил глава кабмина.

Власти признают, что из-за пандемии темпы экономического роста замедлились, а большинство россиян и компаний получили существенный урон. Но в целом ситуация стабильна, а собранные в бюджеты средства позволяют России «чувствовать себя комфортно и стабильно», уверен премьер-министр. Главной целью правительства в сложившейся ситуации он называет повышение качества жизни каждого человека.

Стали скромнее

На фоне резкого падения доходов российским властям пришлось нарастить госдолг и пересмотреть параметры национальных проектов. Спустя несколько недель после принятия поправок в Конституцию, которые дают Путину возможность заново избираться президентом, глава государства подписал указ о национальных целях развития России. Национальные проекты, рассчитанные до 2024 года, частично изменили, а срок реализации продлили на шесть лет — до 2030-го.

При этом пять целей из первоначального указа 2018 года — («сохранение населения, здоровье и благополучие людей, возможности для самореализации и развития талантов, комфортная и безопасная среда для жизни, достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство и цифровая трансформация») — остались неизменными, их просто перенесли. Что касается нововведений, то речь идет о доинвестировании нацпроекта «Модернизация системы здравоохранения», новых инвестициях в образование, решении экологических проблем, стимулировании занятости и широкой цифровизации. Объем необходимых на это средств пока не определен.

В целом планы стали скромнее. Из указа, например, пропала цель вывести Россию в пятерку крупнейших экономик мира. Отказ в Кремле объясняют «неблагоприятной конъюнктурой, которая с большой долей вероятности затормозит развитие всех стран». Также откладывается и вопрос о снижении бедности. Изначально сокращения уровня вдвое ждали к 2014 году, а теперь — к 2030-му. Также в новом указе ничего не говорится о целях обеспечить рост производительности труда, хотя ранее правительству поручалось выйти на темпы прироста не менее пяти процентов в год к 2024-му, для этого был создан отдельный национальный проект.

Несмотря на непростую ситуацию в экономике, власти верят, что в стране хватит денег на нацпроекты и призывают не переживать. «Волноваться не надо, есть достаточные средства, чтобы обеспечить все стратегические национальные цели и национальные проекты», — уверен Мишустин. У России есть копилка, где копятся доходы от нефти — Фонд национального благосостояния (ФНБ). Глава правительства уверен, что к концу года в фонде будет не меньше восьми триллионов рублей. Золотовалютных запасов, по его словам, в стране тоже достаточно.

Вынужденный шаг

Перенос сроков означает, что план влить в экономику почти 26 триллионов рублей до 2024 года признан несостоявшимся. Сейчас в национальные проекты входят 13 программ: «Здравоохранение», «Экология», «Наука», «Демография», «Жилье и городская среда», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Культура», «Образование», а также «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». На внесение поправок в нацпроекты у правительства есть три месяца.

По словам бывшего министра экономического развития Максима Орешкина, который теперь работает помощником президента, власти определят направления, по которым страна будет развиваться будущие десятилетия. Обновленные проекты включат в себя и меры по восстановлению экономики. Таким образом, она сможет реагировать на вызовы.

В то же время нацпроекты — не единственный инструмент достижения глобальных целей. Упор делается, например, на инфраструктурные мегапроекты. В стране идет активная стройка дорог: работы идут на автотрассе между Москвой и Казанью, также актуализирован проект высокоскоростной железнодорожной магистрали, связывающей Москву и Санкт-Петербург.

На фоне экономического спада доходы россиян во втором квартале 2020 года рухнули на 8 процентов, что стало рекордным падением с 1999 года. Складывающаяся обстановка вынуждает власти откладывать масштабные планы до лучших времен, сейчас на первое место вышла борьба с последствиями коронавируса для экономики и поддержка населения.

Перенос нацпроектов был неизбежен. Например, проект «Цифровая экономика», на который возлагали большие надежды не укладывается и в первоначальный план. В первом квартале 2020-го из 231 запланированного проекта, входящего в программу, в полной мере состоялись только шесть, еще 150 — отклоняются от сроков с разной степенью отставания, а 66 — признаны невыполненными. С учетом пандемии и наступившего кризиса глобальные планы вынужденно откладываются. Несмотря на сложность ситуации, российская экономика оказалась в непростом, но в то же время стабильном положении. Глобальные задачи временно отходят на второй план, но все равно будут постепенно реализовываться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *