Пирогов Дмитрий Геннадьевич

Штанько А.С., Пирогов Д.Г. (Санкт-Петербург, Россия)

Штанько Артём Сергеевич

– психолог отделения по организации психологической работы; ФГКУ «Управление вневедомственной охраны» ГУ МВД России по г. СПб и ЛО, Санкт-Петербург, Россия.

E-mail: artyom-shtanko@mail.ru

Пирогов Дмитрий Геннадьевич

– кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической психологии; Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет, Литовская ул., 2, Санкт-Петербург, 194100, Россия. Тел.: +7 (812) 596-34-00.

E-mail: icart.pirogov@gmail.com

Аннотация. В статье обсуждается влияние отношения к смерти и страха перед ней на эффективность деятельности представителей помогающих профессий — в частности, психологов. Приводятся ссылки на исследования, подтверждающие необходимость профессиональной и личностной подготовки психологов-консультантов по данному вопросу. Отмечается, что эффективная психологическая работа по личностному осознанию смерти возможна путём глубокого осмысления каждого аспекта смерти, увеличения личной информированности и уменьшения психологических защит типа избегания или отрицания, так как подавление темы смерти по опыту оказывается более психотравмирующим, чем прямое, откровенное обсуждение. В качестве примера описаны некоторые аспекты работы Дж. Уордена по преодолению страха смерти и выработке адекватного отношения к ней. Исходя из этого, возможности изучения отношения к смерти как комплексного психологического образования иллюстрируются результатами проведённого авторами статьи исследования отношения к смерти у студентов-психологов (девушек) с использованием методики «ЛОС» Дж. Уордена. На основании полученных результатов делаются выводы о наличии общих тенденций и индивидуальных отличий у испытуемых в отношении к смерти, а также возможности психологической коррекции в дальнейшем.

Ключевые слова: танатология; танатопсихология; экзистенциальная психология; отношение к смерти; кризисное консультирование; профессиональная компетентность; страх смерти.

Ссылка для цитирования размещена в конце публикации.

Введение

Существует достаточно много научных, философских, религиозных, эзотерических, бытовых и других представлений, направленных на понимание значения и роли смерти человека, начиная с древнейших времён и по сегодняшний день. Наиболее веская причина столь повышенного внимания к данной проблеме лежит в самых истоках человеческого мировосприятия и чаще всего заключается в одном — страхе перед смертью . Люди уникальны уже тем, что они должны учиться жить и адаптироваться в осознании собственной смертности , и для этого существует целая система символов, образов, культурных, духовных, социальных норм и прочих вещей, обеспечивающих максимальную безболезненность, стабильный порядок и трансцедентальный смысл хрупкого человеческого бытия .

В психологии известен ряд исследований, которые были посвящены диагностике страха смерти. Однако тенденция последнего времени показывает, что использование интегрального подхода в исследованиях является наиболее эффективным . С этой точки зрения представления о смерти и отношение к ней не заключаются в одном лишь страхе смерти, а образуют целый психологический комплекс, состоящий как из личных (индивидуальных), так и социокультурных (общественных) компонентов, а также когнитивных, эмоциональных, поведенческих и др. .

Один из многомерных методов изучения личного отношения к смерти был предложен Джоном Уорденом (John W. Worden), профессором психологии Гарвардского университета. В рамках проекта «Омега», целью которого являлось оказание медицинской и психологической помощи неизлечимо больным и их родственникам, Дж. Уорден разработал программу «Личностное осознание смерти» («Personal Death Awareness») и написал одноимённую книгу. Эта программа даёт возможность определить, насколько человек готов к смерти, как эта готовность (или её отсутствие) влияет на его повседневную жизнь, как он может не только расстаться со страхом смерти, но и увидеть свою жизнь в более богатых, благородных и более реалистических красках .

Также доктор Уорден (совместно с W. Proctor (1976)) получил известность благодаря проведению для студентов-медиков обучающих курсов, целью которых являлось осознание собственной смерти и преодоление страха перед ней . Использовалась оригинальная серия упражнений для выведения студентов в полное осознание их отношений и чувств, связанных со смертью. Примеры этих упражнений включали в себя анализ линии жизни и проработки различных сценариев собственной смерти, графическое изображение личного понимания смерти и ответы на «провокационные» вопросы теста «Личностное Осознание Смерти» (ЛОС/PDA) (см. Приложение).

Одной из предпосылок, лежащих в основании теста, является то, что самым большим препятствием для правильного восприятия жизни является неспособность большинства людей справиться с мыслью о неизбежности смерти. Безнадёжно больные утверждали, что этот тест изменил их последние несколько недель жизни, и даже здоровые люди, пройдя этот тест, получали совершенно новый взгляд на смерть . Структура этого метода включает в себя как когнитивный, так и аффективный компоненты, как индивидуальные, так и социокультурные представления, как объективный, так и субъективный анализ — иначе говоря, позволяет проработать психологический конструкт отношения к смерти на всех возможных уровнях.

Таким образом, Уорден и W. Proctor стремились избавить молодых специалистов от страха смерти за счет увеличения личной информированности и уменьшения психологических защит типа избегания или отрицания . Ряд последующих исследований подтвердил эффективность такой подготовки: предоставление студентам необходимых практических навыков (в том числе для работы со смертельно больными) не только уменьшало страх смерти, но и способствовало формированию сознательного отношения к своей профессиональной роли. В дальнейшем подобные курсы были повсеместно введены в ряде медицинских учреждений и университетов. .

Актуальность

Работа с личностным осознанием смерти касается не только медицинских работников, но и всех специалистов, чья деятельность связана с оказанием помощи людям, переживающим горе или утрату. Поэтому принципы, заложенные в обучающих курсах Уордена, по сей день успешно реализуются в подготовке и студентов-психологов, и специалистов со стажем. Однако, как и в любых других случаях, существуют типичные проблемы (связанные со страхом, избеганием, отрицанием смерти), выявление которых желательно на самых начальных этапах — прежде, чем специалист проявит свою некомпетентность или подвергнется эмоциональному выгоранию.

Ряд исследований демонстрирует, насколько качество оказания кризисной помощи зависит от адекватного отношения специалиста к смерти . Так, многие психологи-консультанты могут испытывать напряжение и тревогу, столкнувшись с клиентскими запросами, связанными с переживанием горя или угрозы скорой смерти . Причина данного состояния консультантов заключается в сознательном или бессознательном страхе смерти. Опрос, проведенный Rosenthal (1981), показал, что около 80% психологов-консультантов согласны с необходимостью более тщательной проработки темы смерти в их профессиональной подготовке .

Данное исследование было посвящено изучению представлений о смерти и отношения к ней у студентов-психологов 5 курса факультета клинической психологии СПбГПМУ (44 чел., девушки в возрасте ≈ 22—23 лет) по результатам качественного анализа полученных ответов по тесту «Личностное осознание смерти» Джона У. Уордена.

Результаты

В результате качественного анализа и категоризации наиболее часто встречающихся ответов были выявлены как общие тенденции в восприятии и отношении к смерти, так и некоторые различия.

1) В каком возрасте вы ожидаете, что умрете? Когда бы вам хотелось умереть? В результате сравнения средних значений наблюдается незначительное преобладание показателя желаемого возраста смерти над ожидаемым (79,3 лет против 76,5 лет). Таким образом, можно сделать вывод о том, что в группе испытуемых преобладает желание «отдалить» дату своей смерти. Следует отметить, что полученные цифры укладываются в рамки предварительной статистики продолжительности жизни в РФ по состоянию на 2014 год (76,87 лет у женщин1), что может говорить об адекватной оценке вероятной продолжительности жизни с учётом реальной смертности населения. Полученные данные о желании респондентов «продлевать» срок своей жизни (как сознательно, так и бессознательно) могут говорить об избегании мыслей о смерти или отрицании собственной смерти.

2) Каким образом вам больше всего хотелось бы умереть?

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Каким образом вам больше всего хотелось бы умереть?»

Подсчёт количества наиболее часто встречающихся ответов (с учётом, что респонденты давали несколько вариантов ответа) показал следующее: наиболее желаемые способы смерти связаны со старостью (10 чел.; так называемая «естественная смерть»), безболезненностью (11 чел.), а также отсутствием осознанности и контроля в момент смерти — такие варианты, как «во сне» (16 чел.), «быстро» (8 чел.). Таким образом, если представить данные результаты «от обратного», то можно предположить вероятные признаки нежелательной, на взгляд испытуемых, смерти (что связано с конкретными страхами и опасениями): это медленная, мучительная, болезненная смерть, сопровождающаяся полным осознанием её и эмоциональным переживанием. Анализ ответов на следующий вопрос это подтверждает.

3) Каким образом вам меньше всего хотелось бы умереть?

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Каким образом вам меньше всего хотелось бы умереть?»

По распределению ответов видно, что нежелательная смерть у испытуемых ассоциируется с болезнью (14 чел.), мучительным процессом умирания (13 чел.), а также постыдными обстоятельствами (4 чел.). Беспокойство по поводу «нелепой» или «глупой» смерти, вероятно, характерно у лиц, зависимых от внешней, социальной оценки. Варианты «от насилия» (11 чел.) и «от несчастного случая» (8 чел.) в том числе, возможно, отражают точку зрения, в которой смерть не должна являться случайной или зависимой от внешних обстоятельств, а тем более — быть результатом действия других лиц. Следует учитывать, что сверхконтроль собственной жизни часто подразумевает и контроль собственной смерти, что невозможно в реальных обстоятельствах, когда момент нашей смерти является следствием непредсказуемых факторов (конечно, за исключением тех лиц, кто намеренно ищет тот или иной способ ухода из жизни).

4) Опишите, как вы видите смерть.

Вопрос «Как вы видите смерть?» показывает довольно широкий спектр представлений о смерти, которые черпаются из массы окружающих источников и могут быть как общепринятыми (к примеру, в рамках культурных традиций и религии), так и индивидуальными, складывающимися из личного опыта каждого отдельного человека. Анализ результатов показывает, что большинство испытуемых не воспринимает смерть как неизбежный конец, несмотря на «остановку всех жизненных функций», так как перечисляемые образы всё равно предполагают некий опыт, лежащий на уровне осознаваемых ощущений («темнота», «спокойствие», «тишина», «полёт» и т.п.), как если бы человек после своей кончины продолжал что-то видеть, слышать или чувствовать. Таким образом, можно предположить наличие веры респондентов в посмертное существование.

Также следует обратить внимание на дуализм смерти, а именно её деление на «плохую» и «хорошую». В одних случаях срабатывает иллюзия «выбора» смерти в зависимости от того, насколько «благочестивую» жизнь ведёт человек (принцип «больше грешишь — умрёшь раньше»), в других — смерть сама обладает волей выбирать, кого унести с собой (один из примеров: «плохая смерть забирает добрых, хороших, молодых»).

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Опишите, как вы видите смерть»

5) Что бы вы могли отдать за продление жизни?

«Торг со смертью» — одна из наиболее часто встречающихся реакций, особенно в случаях неизлечимой болезни. Таким образом люди отрицают факт скорой смерти и пытаются отсрочить неизбежное путём «хорошего поведения». Причиной тому является глубокое чувство вины за события, предшествующие болезни, — к примеру, «не следил за здоровьем», «много пил/курил», «вовремя не обследовался» и т.п. . Исходя из анализа результатов, несмотря на то, что в ряде случаев смерть может наделяться характеристиками некоего мифического существа, чуть более чем половина (24 чел.) испытуемых отрицает какой-либо «торг» с ней. Среди тех, кто допускает такую возможность, предпочли бы отделаться «малой кровью»: деньгами — 9 чел. или частью тела — 5 чел.

6) Если бы вы были неизлечимо больны, хотелось бы вам узнать, когда вы умрете?

Большинство респондентов (68,2%) посчитало необходимым знать дату смерти, чтобы «успеть завершить дела» или «попрощаться с близкими». Полученные результаты могут быть объяснены тем, что в процессе обучения на факультете клинической психологии преподают основы работы с умирающими.

7) Кого бы вам хотелось, умирая, видеть рядом?

Отмечается личная важность присутствия членов семьи во время смерти: из числа опрошенных участников 16 чел. хотели бы видеть «родных/семью/близких», 12 чел. — «мужа», «супруга» и 6 чел. — «любимого человека». Смерть в семейном кругу некоторое время назад являлась «классическим» завершением жизненного пути. В современном же мире люди чаще всего встречают смерть в больничной палате, в окружении медицинского персонала и часто без возможности проститься с близкими.

Тем не менее опыт хосписных служб показывает, что присутствие родных в момент смерти обладает важным терапевтическим свойством — для умирающего и его остающихся жить родственников это последний шанс получить напоследок взаимное эмоциональное тепло и поддержку . Однако 10 человек из опрошенных предпочли не видеть никого. Это может быть связано с тем, что присутствие горюющих родственников может эмоционально отягчить процесс ухода.

8) Что вы в данный момент чувствуете по отношению к смерти?

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос
«Что вы в данный момент чувствуете по отношению к смерти?»

Респонденты чаще всего называли такие чувства в связи со смертью, как страх (20 чел.) и тревога (10 чел.).

Аналогичные данные приводят и другие исследователи. Так, женщины чаще всего испытывают страх смерти и более непосредственны в выражении своих негативных эмоций в сравнении с мужчинами, которые склонны подавлять чувства, связанные со смертью .

9) Также испытуемым предлагалось написать некролог, завещание и подумать, как люди вспоминали бы о них после смерти. Данные упражнения позволяют объективно оценить пройденный жизненный путь и придать новый смысл произошедшим событиям.

Выводы

На основании анализа полученных результатов можно сделать следующие выводы о представлениях о смерти и отношении к ней у студентов-психологов 5 курса СПбГПМУ:

«Идеальная» смерть должна произойти в старости, по естественным причинам, желательно во сне, и быть быстрой и безболезненной. Образ смерти, вызывающий страх и неприятие, прямо противоположен: это смерть мучительная, болезненная, долгая, произошедшая от несчастного случая или насилия. Также смерть представляется переходом в иные миры, «отключением» жизненных функций или состояниями темноты, тишины, сна, полёта и т.п., что может говорить о работе механизмов защиты.

Кроме того, смерть характеризуется дуальностью: она может быть «хорошей», а может быть и «плохой». В одних случаях смерть соответствует деяниям человека, в других — смерть обладает правом выбора, и её выбор оказывается непредсказуемым и несправедливым.

Половина опрошенных не допускает вероятности какого-либо «торга» со смертью ради продления жизни. Те, кто мог бы это сделать, готовы в качестве уплаты расстаться с деньгами или пожертвовать частью тела.

Довольно большая часть респондентов желает знать дату своей смерти, что позволило бы им привести в порядок дела и дало возможность попрощаться с близкими.

В момент смерти присутствие родных и близких играет большую роль в оказании взаимной эмоциональной поддержки. Однако некоторые респонденты не хотят испытывать негативных эмоций и поэтому считают, что присутствие родных нежелательно.

У женщин эмоции, вызываемые по отношению к теме смерти, носят преобладающий негативный характер с выраженным страхом.

Заключение

Стоит отметить, что эффективная психологическая работа по личностному осознанию смерти достигается глубоким осмыслением каждого аспекта смерти (примером чего послужил данный опрос). Подавление, а тем более избегание темы смерти по опыту оказывается более психотравмирующим, чем прямое, откровенное обсуждение. Опросник Дж. Уордена может использоваться и как психодиагностическая методика, и с целью коррекции когнитивного и эмоционального отношения к смерти. Анализ результатов показал, что существует необходимость дальнейшей работы со студентами-психологами по принятию собственной смертности и осознанию своего эмоционального отношения к смерти.

По мнению ряда авторов, проблема смерти является сугубо экзистенциальной , и способ избавления от страха перед ней сводится к осмыслению своей жизни и поиску смыслов и ценностей, которые могли бы стать источником личностного роста, активности, удовлетворения и самоуважения. И тогда оставшаяся часть жизни обретёт истинную красоту, удовольствие и ценность каждого мгновения.

_______________________

1 По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/).

Литература

3. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11, № 1. – С. 13–23.

6. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. – СПб.: Издательство «Речь», 2007.

7. Кюблер-Росс Э. О смерти и умирании. – Киев: «София», 2001.

8. Орлова Ю.В. Смысловые установки личности в понимании жизни и смерти: автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 2007.

9. Психология смерти и умирания: хрестоматия / сост. К.В. Сельчёнок. – Минск: «Харвест», 1998.

10. Холмогорова А.Б. Страх смерти: культуральные источники и способы психологической работы // Консультативная психология и психотерапия. – 2003. — № 2. – С. 120–131.

11. Brady M. Death anxiety among emergency care workers // Emergency Nurse. – 2015. – Vol. 23(4). – P. 32–37.

13. Dying: Facing the Facts / ed. by H. Wass, R.A. Neimeyer. – Washington, DC: Taylor and Francis, 1995.

14. Gamino L.A., Ritter R.H. Jr. Death competence: an ethical imperative // Death Studies. – 2012. – Vol. 36(1). – P. 23–40.

16. Handbook of Death & Dying / ed. by C.D. Bryant. – California: SAGE Publications Inc., 2003.

18. Kastenbaum R. Psychology of Death. – 3rd ed. – New York: «Springer Publishing Company», 2000.

22. Schoenberg B. Education of the Medical Student in Thanatology. – «Ayer Co Pub», 1989. – 221 p.

23. Thanatology Curriculum – Medicine / ed. by R. DeBellis, E.R. Marcus, A.H. Kutsche – U.K., «Routledge», 1988.

25. Wass H. A Perspective on the current state of death education // Death Studies. – 2004. – Vol. 28(4). – P. 289–308.

Приложение

Тест Дж. Уордена (J.Worden) «Личностное осознание смерти”
(Personal Death Awareness / PDA)

1. В каком возрасте вы ожидаете, что умрете?

2. Когда бы вам хотелось умереть?

3. Каким образом вам больше всего хотелось бы умереть?

4. Каким образом вам меньше всего хотелось бы умереть?

5. Напишите собственный некролог.

6. Как люди будут вспоминать вас?

7. Как бы вам хотелось, чтобы вас вспоминали?

8. Опишите, как вы видите смерть.

9. Если бы вы были неизлечимо больны, хотелось бы вам узнать, когда вы умрете?

10. Что бы вы могли отдать за продление жизни? Руку? Ногу? Глаз?

11. Теперь напишите завещание.

12. Кого бы вам хотелось, умирая, видеть рядом?

13. Когда я думаю о смерти, я думаю о… (докончить фразу).

14. Что вы в данный момент чувствуете по отношению к смерти?

Ссылка для цитирования

УДК: 159.923-052.63

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *