Период выездной налоговой проверки

Статья 87 Налогового кодекса РФ определяет два вида налоговых проверок: камерные и выездные. Порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентирован статьей 88 Налогового кодекса РФ. Она же дает определение термину «камеральная налоговая проверка» – это проверка, осуществляемая по месту нахождения соответствующего органа ФНС, на основании налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных данных, имеющихся у налогового органа. Данный вид налоговой проверки проводится не требует решения руководителя налогового органа. Что касается выездных налоговых проверок, порядок их проведения установлен 89 Налогового кодекса РФ.

Для проведения выездной налоговой проверки, налоговому инспектору необходимо получить специальное разрешение руководителя (его заместителя) налоговой инспекции. Выездная налоговая проверка осуществляется на территории налогоплательщика. Федеральным законом от 18.07.2017г. № 163-ФЗ была дополнена статья 82 Налогового кодекса РФ, которая определяет правила проведения налоговых проверок и налогового мониторинга. Об этом и пойдет речь в настоящей статье.

Изменения в порядке проведения камеральных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. Согласно налоговому законодательству РФ все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать и представлять налоговую отчетность. Соблюдение указанных норм предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС по месту регистрации (налогового учета) налогоплательщика. В свою очередь, все документы, поступившие в инспекцию от налогоплательщиков, подлежат проверке отделом камеральных проверок.

В 2018 году в статью 88 Налогового кодекса РФ внесены изменения в части проведения камеральных налоговых проверок. Теперь срок проведения камеральных проверок ограничен одним месяцем (см. Письмо ФНС России от 13 июля 2017 года № ММВ-20-15/112@ «Об ускоренном возмещении НДС добросовестными налогоплательщиками»). Решение о возмещении НДС в отношении налогоплательщиков, которым был присвоен низкий или средний уровень риска, налоговые инспекторы будут принимать в течение двух месяцев. Напомним, что ранее, до внесения указанных изменений в статью 88 Налогового кодекса РФ, максимальный срок проведения камеральной налоговой проверки составлял три месяца.

Также налоговики по-прежнему довольно часто проводят дополнительные мероприятия налогового контроля. С 2018 года по итогам дополнительных мероприятий налоговые инспекторы будут составлять отдельный акт, в котором будет указана суть проверочных мероприятий и выводы по результатам их проведения. Компании, в отношении которых были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля, теперь вправе ознакомиться с таким актом и подать свои возражения на него. Также при применении автоматизированного контроля операций в системе «АСК НДС-2» стало возможным сокращение срока проверки деклараций, поданных налогоплательщиками и их контрагентами. Это в свою очередь позволяет налоговикам применять риск-ориентированный подход при проведении камеральных проверок возмещения НДС. Помимо вышеназванных изменений, теперь, в ходе камеральной проверки по НДС могут потребовать документы о праве на вычеты по товарам, проданным по системе такс-фри (см. п. 8.7 ст. 88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона РФ от 27.11.2017г. № 341-ФЗ, который вступил в законную силу 27.12.2017г.). Так, при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлены вычеты по пункту 4.1 статьи 171 Налогового кодекса РФ (сумма налога, исчисленная организациями розничной торговли по товарам, проданным иностранцам при вывозе этих товаров с территории России), налоговая инспекция теперь вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения таких вычетов, в случае выявления несоответствия отраженных в декларации сведений о таких вычетах сведениям, имеющимся у инспекции. Также в рамках камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль инспекторы могут затребовать у налогоплательщика пояснения или документы по инвестиционному налоговому вычету (см. п.8.8. ст.88 Налогового кодекса РФ в редакции Федерального закона РФ от 27.11.2017г. № 335-ФЗ, вступившего в законную силу 27.12.2017г.). Теперь при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на прибыль, в которой заявлен инвестиционный налоговый вычет по статье 286.1 Налогового кодекса РФ, инспекторы вправе потребовать от налогоплательщика в пятидневный срок представить в налоговую инспекцию пояснения о применении данного вычета, в том числе при необходимости истребовать первичные и иные документы, подтверждающие правомерность применения данного вычета.

Изменения в порядке проведения выездных налоговых проверок в 2018 году

Особенности и порядок проведения камеральных налоговых проверок регламентированы статьей 88 Налогового кодекса РФ. При проведении выездных налоговых проверок налоговые органы руководствуются следующими нормативными актами:

  • на Налоговый кодекс РФ;
  • Приказ ФНС России от 08 мая 2015 года № ММВ-7-2/189@ (в нем приведены формы документов о приостановлении выездной налоговой проверки и порядок продления сроков проведения выездной налоговой проверки);
  • Приказ ФНС России от 07 мая 2007 года № ММ-3-06/281@;
  • Письмо ФНС России от 25 июля 2013 года № АС-4-2/13622.

Что же касается сроков проведения выездных налоговых проверок, в 2018 году они не изменились:

  • общий (стандартный) срок – до двух месяцев (п. 6 ст. 89 Налогового кодекса РФ);
  • при наличии веских оснований – до четырех месяцев;
  • максимальный срок выездной налоговой проверки – до шести месяцев;
  • при выполнении соглашений о разделе продукции – шесть месяцев (см. п. 3 ст. 346.42 Налогового кодекса РФ).

Важно! В срок проведения выездной налоговой проверки не включаются периоды, в которые выездная налоговая проверка не проводилась – была приостановлена. Исключения составляют случаи обоснованной необходимости в увеличении срока проверки, а именно:

  • большое количество материалов для выездной налоговой проверки;
  • большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у проверяемого налогоплательщика;
  • иные аналогичные причины.

С конца 2017 года в каждой территориальной налоговой инспекции подготавливается график налоговых проверок на 2018 год, который содержит перечень подлежащих проверке организаций, а также сроки, с соблюдением которых каждая из них должна быть проведена. С 01 июня 2018 года начнет свою работу новый сервис – «Прозрачный бизнес». Данный сервис позволит получить о контрагенте еще больше информации, в том числе:

  • о долгах по налогам, пеням и штрафам;
  • о налоговых правонарушениях и ответственности за них (с 02 июня 2016 года и позже);
  • о специальных налоговых режимах, которые применяют компании;
  • об участии компании в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • о среднесписочной численности работников компании за год;
  • о доходах и расходах по бухгалтерской отчетности за год;
  • об уплаченных за год налогах и сборах.

Сведения из первых четырех пунктов налоговые органы будут обновлять каждый месяц, остальные сведения будут размещаться раз в год (первая информация появится 01.06.2018г.). Общий срок хранения данных о компаниях данный сервис будет хранить не менее трех лет. После запуска сервиса «Прозрачный бизнес» все без исключения налогоплательщика смогут ознакомиться с потенциальными поставщиками товаров или услуг, чтобы сделать собственные выводы о том или ином потенциальном контрагенте, что так же позволит оценить возможный риск от работы с конкретным контрагентом.

В части других изменений в налоговых проверках, отметим изменения Федерального закона от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля», внесенные Федеральным законом от 13.07.2015г. № 246-ФЗ. В частности в указанный Федеральный закон была добавлена статья 26.1, которая освобождает индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц, относящихся к субъектам малого предпринимательства, от плановых налоговых проверок, кроме лиц, занимающихся такими видами деятельности как: образование, здравоохранение, теплоснабжение, социальная, энергетика, энергосбережение и повышение энергетической эффективности, а также лиц прямо указанных в ч.6 ст.26.1 указанного Закона (см. ч.9 ст.9, ч.6 ст.26.1 Федерального закона № 294). Статья 8.1 и другие положения Федерального закона № 294 (с изменениями от 01.01.2018г.) при проведении налоговых проверок, применяется ко всем видам проверок, охваченным действием вышеназванного Федерального закона. Такой подход заключается в том, что количество и частота налоговых проверок в отношении налогоплательщика будет зависеть от категории риска налогоплательщика, то есть от числа и существенности фактов, свидетельствующих о возможном несоблюдении налогоплательщиком налогового законодательства. Отдельные же виды налоговых проверок будут проводиться с применением риск-ориентированного подхода. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806, к таким видам проверок в частности относятся: пожарные, санитарно-эпидемиологические, миграционные, земельные, транспортные проверки. Однако необходимо иметь ввиду, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, не попадающие под плановые налоговые проверки, могут быть подвержены в их включение в случаях если:

  • ранее в отношении них выносилось постановление об административном правонарушении, приостановлении деятельности либо дисквалификации;
  • ранее в отношении них на основании проверки выносилось решение об аннулировании / приостановлении лицензии на осуществление деятельности, если с момента окончания такой проверки прошло менее трех лет.

Таким образом, с помощью применения риск-ориентированного подхода можно прогнозировать периодичность проведения налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, поскольку именно от степени риска налогоплательщика и будет зависеть частота их проведения. Принцип довольно прост: чем выше уровень риска налогоплательщика – тем чаще он будет подвержен проверкам, и соответственно наоборот. Поэтому приходим к выводу, что каждый налогоплательщик должен и может стремиться самостоятельно минимизировать свой уровень риска, тем более что изменения и нововведения налогового законодательства предоставляют такую возможность. Можно сделать вывод, что, несмотря на довольно положительный акцент внесенных в 2018 году в Налоговый кодекс РФ изменений, риск ущемления прав налогоплательщиков со стороны налоговых органов все же остается. Как на практике будут работать нововведения, покажет лишь время.

По каким причинам назначают выездную проверку по НДС

Первый вопрос, который сразу возникает у любого налогоплательщика – могут ли назначить выездную проверку по НДС у меня? В первую очередь, инспекторы отбирают налогоплательщиков для проведения проверки, руководствуясь Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (утв. Приказом ФНС от 30 мая 2007 г. N ММ-3-06/333@).

В частности, выездную проверку по НДС могут назначить, если в отчетности компании заявлены значительные суммы налоговых вычетов или присутствует выстраивание цепочек контрагентов без наличия разумных экономических причин. Безопасную долю вычетов ФНС обновляет ежегодно. Как снизить риск приезда контроллеров, читайте в статье

Инспекторы обратят внимание и на компанию, у которой среди поставщиков есть фирмы-однодневки. Или если у инспекторов есть информация об участии организации в схемах ухода от налогообложения, получении необоснованной налоговой выгоды.

Так было раньше, а в 2018 году наметилась тенденция к расширению оснований для назначения проверок. Еще недавно инспекторы оценивали размер возможного доначисления налогов по результатам ревизии. Часто назначались комплексные проверки сразу по всем налогам с максимальной глубиной – три года, предшествующие текущему году, захватывался и текущий год. Часто контроллеры ехали к тем, кому можно было доначислить миллионы.

Выездная проверка по НДС

Но в 2018 году ситуация изменилась, теперь компаниям не прощают даже малые суммы. Прежние основания никуда не исчезли, инспекторы по-прежнему руководствуются Концепцией. Но на первое место вышло наличие разрывов по НДС. Под разрывом понимается неподтвержденный НДС, он возникает, если в вашей книге покупок счет-фактура есть, а в книге продаж вашего поставщика нет. У инспекторов появилось понятие тематической ревизии по НДС, ее могут назначить при наличии даже небольшого неподтвержденного вычета. Такая проверка может охватывать всего один квартал, в котором выявлен разрыв по НДС.

Второе изменение последних лет – принцип доначислять налоги реальному бизнесу. То есть тому, кто не скрывается от налоговых органов и в состоянии оплатить недоимку. В свете этого принципа теперь не обязательно, чтобы разрыв НДС образовался с непосредственным поставщиком. Налоговики учитывают всю цепочку поставщиков, в результате проверку могут назначить из-за недобросовестного контрагента второго, третьего или другого звена.

Чтобы обезопасить свой бизнес, воспользуйтесь сервисом «Проверка контрагентов». Он доработан, и теперь в нем больше возможностей. О безопасности сделок по критериям ФНС можно почитать в статье

Проверка контрагента по критериям НФС

Процедура выездной проверки по НДС

Руководитель налогового органа или его заместитель выносит решение о проведении выездной проверки. С этого момента начинается течение срока проверки. Она проходит на территории проверяемой компании. Если организация не может предоставить контроллерам помещения, они могут работать в своей ИФНС. Мероприятие все равно будет считаться выездным.

Выездная проверка НДС

Максимально допустимая глубина проверки – три года, предшествующие году, в котором вынесено решение. Текущий год тоже могут проверять. При назначении тематической проверки по НДС из-за неподтвержденного вычета инспекторы могут ограничиться одним годом, полугодием или даже кварталом. При этом они обладают всеми обычными полномочиями.

Заранее предупреждать руководителя компании инспекторы не обязаны. Однако должны ознакомить с решением о проведении. В первую очередь, проверяющим понадобятся первичные учетные документы, а также регистры бухгалтерского и налогового учета. Для их получения инспекторы составляют требование о представлении документов.

Комиссия может проводить все контрольные мероприятия, как при любой другой выездной проверке:

  • Инвентаризацию имущества,
  • Осмотр административных и производственных помещений,
  • Опросы персонала компании,
  • Запросы документов у контрагентов организации (вызов на «встречную проверку»).

Чего инспекторы делать не могут:

  • Истребовать документы до начала проверки,
  • Выходить за рамки предмета проверки, то есть анализировать начисление и уплату налогов, не названных в решении,
  • Выходить за пределы периода проверки, определенного в решении,
  • Безвозвратно забирать оригиналы документов,
  • Отказываться принимать документы на территории компании, требовать везти их в налоговую инспекцию,
  • Требовать нотариально заверенных копий документов,
  • Проводить допросы свидетелей без официального вызова, проводить опросы по телефону.

Оформление результатов ничем не отличается от проверки по любому другому налогу. По завершении работы комиссия составляет справку, ее форма утверждена в Приложении №7 к приказу № ММВ-7-2/189@.

В течение следующих двух месяцев комиссия составляет акт, налогоплательщик его получает в течение пяти рабочих дней. В случае несогласия с выводами, изложенными в акте, руководитель компании вправе составить возражения и направить их в ИФНС в течение одного месяца.

Если инспекторы не были на предприятии с выездной налоговой проверкой более 3 лет, то иногда они «заодно» проверяют и неохваченный период. В каких случаях они имеют право это делать? Елена Камалова

От звонка до звонка

Срок давности привлечения к ответственности установлен статьей 113 Налогового кодекса. Инспекторы могут проконтролировать деятельность предприятия за 3 года, предшествующие выездной проверке. Если же они обнаружат ошибки в более раннем периоде, то начислять штрафы за них контролеры не вправе.

По общему правилу, отсчет срока давности начинается со дня совершения правонарушения (ст. 113 НК). Исключение составляют проступки, предусмотренные статьями 120 и 122 Налогового кодекса. Это грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Например, отсутствие первичных документов, счетов-фактур, регистров бухучета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах хозяйственных операций, денежных средств фирмы (ст. 120 НК). А также неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122 НК). В этих случаях 3 года нужно отсчитывать со следующего дня после окончания налогового периода. Моментом окончания срока давности следует считать дату, когда руководитель ИФНС (или его заместитель) выносит решение о взыскании санкций с предприятия.

Судьи тоже знакомы с арифметикой

Казалось бы, несложно отсчитать 3 года назад, чтобы определить, на какую глубину производить проверку деятельности организации. Однако эти арифметические задачки иногда приходится решать с помощью судей. Например, на одном предприятии контролеры обнаружили недоплату акциза за январь, июль—декабрь 2001 года. Акт выездной проверки и решение были составлены в декабре 2004 года. Налоговый период по акцизам составляет 1 месяц. Отсчет начинают со следующего дня после его окончания. Таким образом, в 3-летнюю глубину проверки попадает только декабрь 2001 года. А начисление предприятию штрафов за январь, июль—ноябрь 2001 года – неправомерно, потому что срок давности уже истек и организация не может быть привлечена к ответственности (п. 4 ст. 109 НК).

Постановлением суда штрафы, начисленные за «сверхлимитные» месяцы, были отменены (постановление ФАС Московского округа от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3039-06). Аналогичные расчеты пришлось производить судьям ФАС Московского округа и при вынесении решения по делу от 28 апреля 2006 г. № КА-А40/3410-06. В этом случае они также приняли сторону компании.

И опять – здравствуйте!

С 1 января 2007 года течение срока давности может быть приостановлено. Делается это в случаях, когда фирма препятствует проведению выездной налоговой проверки. Например, не выдает инспекторам необходимые документы, умышленно затягивает сроки проверки. Об этом говорится в постановлении Конституционного Суда, который считает, что нормы законодательства, предоставляющие права и гарантии добросовестным налогоплательщикам, не распространяются на недобросовестных. Иначе некоторые фирмы стали бы сознательно «тянуть срок» с целью избежать ответственности (постановления КС от 25 июля 2001 г. № 138-0, от 16 октября 2003 г. № 329-0).

Весьма запутанное дело пришлось рассмотреть ФАС Московского округа. Управление ФНС по г. Москве в 2004 году проводило выездную проверку одного предприятия. При этом были обнаружены факты неуплаты налога на прибыль, на пользователей автодорог, на имущество за 2001 год. По итогам проверки начислены санкции. Фирма не согласилась с инспекцией и обратилась в суд с заявлением о признании их решения недействительным по причине истечения срока давности.

При рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства. Налоговым периодом по неуплаченным фирмой суммам является год. Значит, исчислять срок давности нужно со дня, следующего за его окончанием. В данном случае это 2002 год. Однако суд также учел и другие факты. Фирма с целью уклонения от уплаты налогов вела документооборот таким образом, что некоторые сделки оформлялись через дочернюю компанию, специально для этого зарегистрированную. А «дочка» по адресу, указанному в учредительных документах, не располагалась, штата сотрудников не имела и вообще никакой деятельности не вела. Документы инспекторам тоже не были представлены.

Таким образом, Управлению очень трудно было проверить деятельность головного предприятия в части бизнеса, который проходил как деятельность дочернего предприятия. Поэтому судьи признали, что компания препятствовала проведению выездной проверки. Они поддержали ИФНС и продлили в данном случае срок давности, сравняв его со временем глубины мероприятия по контролю. Решение Управления ФНС о начислении санкций осталось в силе (постановление ФАС Московского округа от 30 июня 2006 г. № КА-А40/5876-06).

Минфин также решил помочь предприятиям «сосчитать до трех». В письме от 31 августа 2006 г. № 03-02-07/1-238 чиновники финансового ведомства предлагают такую задачу. Допустим, в апреле 2005 года инспекторы начали проверять фирму за 2002-й и 2003 год. В мае контрольные мероприятия были приостановлены и возобновлены через год – в апреле 2006 года. За какой период налоговый орган вправе привлечь организацию к ответственности, если оформление результатов проверки инспекторы начнут только в июле 2006 года? Минфин дает такой ответ: налогоплательщика могут оштрафовать за нарушения, допущенные в 2003-м, 2004-м и 2005 годах. А 2002 год в этом случае может быть охвачен вниманием контролеров, только если предприятие начнет активно препятствовать проведению выездной проверки и по решению суда.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Камеральная проверка

В рамках камеральной налоговой проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет, в том числе уточненный (п. 1 ст. 88 НК РФ). Это означает, что если организация сдала в инспекцию декларацию по НДС за II квартал 2015 года, то в рамках камеральной проверки представленной декларации инспекция может проверить правильность расчета этого налога только за II квартал 2015 года. При этом для проведения проверки инспекция вправе использовать данные других отчетных периодов.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции по итогам камеральной проверки? По итогам проверки инспекция сделала выводы, не имеющие отношения к тому периоду, за который была подана декларация (расчет).

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под камеральную проверку.

В рамках камеральной проверки инспекция может проконтролировать только тот период, за который организация подала декларацию или расчет (п. 1 ст. 88 НК РФ). Отступление от этого периода будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам камеральной проверки подлежит отмене в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под проверку. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, определение ВАС РФ от 17 февраля 2009 г. № 1437/09, постановления ФАС Уральского округа от 21 октября 2008 г. № Ф09-7599/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 27 августа 2007 г. № А58-6343/06-Ф02-5686/2007, Северо-Западного округа от 5 марта 2007 г. № А56-16972/2006).

Выездная проверка

В рамках выездной налоговой проверки инспекция может проконтролировать любые периоды. По общему правилу эти периоды не должны выходить за рамки трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении выездной проверки. Это следует из положений абзаца 2 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ).

Аналогичный подход к определению периодов выездной проверки действует и в тех случаях, когда инспекция проводит:

  • повторную выездную проверку в целях контроля вышестоящего налогового органа над нижестоящим (абз. 3 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Особый период выездной проверки предусмотрен, если инспекция проводит:

  • первичную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации. В этом случае инспекция может проверить период, за который подана уточненная декларация, даже в том случае, если указанный период превышает три года (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, письмо ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792);
  • повторную выездную проверку в связи с подачей организацией уточненной декларации с суммой налога к уменьшению. В этом случае инспекция может проверить не любой период в пределах трехлетнего ограничения, а только тот, за который подано уточнение (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ);
  • выездную проверку в организации, применяющей спецрежим при выполнении соглашения о разделе имущества. В этом случае инспекция может проверить любые периоды в течение всего срока действия указанного соглашения, даже если соглашение вступило в силу три года назад или ранее (п. 1 ст. 346.42 НК РФ);
  • выездную проверку резидента, исключенного из реестра резидентов особой экономической зоны в Калининградской области. Если эта проверка касается налога на прибыль и (или) налога на имущество и решение о ее проведении принято не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующего налога, то инспекция может проверить любые периоды без каких-либо ограничений по годам (абз. 5 п. 10 ст. 288.1, абз. 5 п. 7 ст. 385.1 НК РФ);
  • выездную проверку участника инвестиционного регионального проекта. В таком случае налоговая инспекция может проверить пятилетний период, предшествующий году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Но, чтобы воспользоваться такой возможностью, необходимо, чтобы установленный региональным проектом срок осуществления капвложений составлял пять лет со дня включения организации в реестр участников региональных инвестиционных проектов (п. 2 ст. 89.2 НК РФ).

Периоды, охватываемые выездной проверкой

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной налоговой проверки проконтролировать текущий год (год, в котором было принято решение о проведении выездной проверки)?

Ответ: да, может.

Трехгодичный период, предусмотренный в законодательстве, ограничивает лишь нижний предел периода, который может быть охвачен выездной проверкой (п. 4 ст. 89 НК РФ). Верхний предел этого периода ограничен датой принятия решения о проведении выездной проверки. Дело в том, что период проверки должен быть определен заранее и отражен в решении о ее проведении (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Это значит, что год, в котором инспекция принимает решение о проведении выездной проверки, может быть проверен вплоть до даты принятия такого решения (определение Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737).

Проверка текущего года может затрагивать:

  • налоги, которые имеют короткий налоговый период (месяц, квартал). Например, НДС, налоговым периодом по которому является квартал (ст. 163 НК РФ);
  • налоги, налоговым периодом по которым является календарный год, например налог на прибыль (ст. 285 НК РФ).

Во втором случае в ходе проверки инспекция будет контролировать правильность уплаты не самого налога, а авансовых платежей по нему, так как налоговый период еще не закончился. Если при проверке будет обнаружено несвоевременное перечисление авансовых платежей, организации могут быть начислены пени. При этом оштрафовать организацию за такое нарушение налоговая инспекция не вправе. Такой порядок предусмотрен пунктом 3 статьи 58 Налогового кодекса РФ.

Правомерность такого подхода также подтверждена арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. № А72-2607/2012, Московского округа от 15 апреля 2009 г. № КА-А40/3000-09-П, Восточно-Сибирского округа от 29 января 2009 г. № А19-3295/08-50-Ф02-7091/08, от 17 октября 2007 г. № А69-3781/05-Ф02-2938/2007, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 20 сентября 2007 г. № Ф03-А37/07-2/2195).

Следует отметить, что в отношении организаций – налоговых агентов освобождение от налоговой ответственности за несвоевременное перечисление налогов в бюджет не применяется. Дело в том, что обязанность налоговых агентов по перечислению в бюджет удержанных сумм налогов связана не с окончанием отчетных (налоговых) периодов, а с моментом выплаты доходов налогоплательщикам. Это следует из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статей 161 и 174, пункта 6 статьи 226, статей 287 и 310 Налогового кодекса РФ. Таким образом, если в ходе проверки будет обнаружено, что организация как налоговый агент нарушала сроки уплаты удержанных налогов, инспекция вправе не только начислить ей пени (п. 7 ст. 75 НК РФ), но и оштрафовать по статье 123 Налогового кодекса РФ.

В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения Верховного суда РФ от 9 сентября 2014 г. № 304-КГ14-737 и ВАС РФ от 26 апреля 2013 г. № ВАС-4862/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 19 апреля 2011 г. № А56-25496/2010, от 18 марта 2011 г. № А56-18448/2010, Западно-Сибирского округа от 4 апреля 2011 г. № А03-9949/2010, Уральского округа от 27 января 2011 г. № Ф09-11127/10-С2).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать I, II и III кварталы 2011 года? Решение о проведении проверки принято в IV квартале 2014 года.

Ответ: да, может.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не выходят за рамки трех полных календарных лет (с 1 января по 31 декабря), предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). При этом квартал (месяц), в котором было принято решение, никакого значения не имеет. Если решение о проведении выездной проверки принято в 2014 году (неважно, в каком квартале или месяце данного года), инспекция может проверить любой из периодов, который приходится на 2011, 2012 и 2013 годы. I, II и III кварталы 2011 года входят в указанный промежуток. Поэтому инспекция имеет полное право их проверить. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Поволжского округа от 20 августа 2009 г. № А55-9816/2008, от 3 июля 2009 г. № А57-8348/2008, Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2009 г. № А33-10180/07-Ф02-1850/09, Уральского округа от 21 апреля 2009 г. № Ф09-1805/09-С3).

Ситуация: может ли инспекция в рамках выездной проверки проконтролировать период, который уже был проверен в рамках камерального контроля?

Ответ: да, может.

В налоговом законодательстве установлен запрет на повторную проверку одного и того же периода по одному и тому же налогу (п. 5 ст. 89 НК РФ). Но это правило действует только в отношении выездных проверок. Иными словами, если инспекция в ходе выездной проверки проконтролировала период по конкретному налогу, то провести еще одну выездную проверку по этому же периоду в отношении того же налога она не сможет. Об исключениях из этого правила см. Когда проводятся повторные налоговые проверки.

Тот факт, что инспекция провела камеральную проверку, значения не имеет и никакого влияния на период выездной проверки не оказывает. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, определения ВАС РФ от 27 апреля 2010 г. № ВАС-5083/10, от 19 мая 2009 г. № ВАС-1588/09, постановления ФАС Поволжского округа от 4 марта 2010 г. № А65-26158/2009, Северо-Западного округа от 2 декабря 2008 г. № А52-5071/2007, Дальневосточного округа от 19 мая 2008 г. № Ф03-А04/08-2/1276).

Ситуация: может ли инспекция изменить период выездной проверки в ходе ее проведения?

Ответ: да, может.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть указаны в решении инспекции о проведении выездной проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Налоговый кодекс РФ не запрещает инспекции вносить изменения в это решение (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Более того, приказом ФНС России от 7 мая 2007 г. № ММ-3-06/281 утверждена специальная форма решения о внесении изменений в решение о проведении выездной проверки.

Исходя из указанного можно сделать вывод, что инспекция вправе внести изменения в решение по проверке в ходе ее проведения, в частности изменить период проверки. При этом новый период проверки должен быть указан в специальном решении, которое является приложением к основному решению.

Арбитражные суды подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. № КА-А41/7737-09).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция вышла за рамки трехлетнего ограничения по периоду проверки.

Ответ: да, можно, в части тех выводов, которые сделаны в отношении периодов, не подпадающих под выездную проверку.

В рамках выездной проверки инспекция может проконтролировать любые периоды, которые не превышают трех календарных лет, предшествующих году принятия решения о проведении проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Выход за рамки трехлетнего ограничения будет нарушением со стороны инспекции. Поэтому решение инспекции по итогам выездной проверки можно оспорить в той части выводов, которые относятся к периодам, не подпадающим под выездную проверку (абз. 1 п. 12 ст. 101 НК РФ).

В арбитражной практике есть примеры решений, подтверждающих правомерность этого вывода (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 30 апреля 2009 г. № А05-11647/2008, Волго-Вятского округа от 27 октября 2008 г. № А39-1580/2008, Северо-Кавказского округа от 13 октября 2008 г. № Ф08-6070/2008).

Ситуация: можно ли оспорить решение инспекции по результатам выездной проверки? Инспекция проверила период, который укладывается в трехлетнее ограничение, но превышает период, указанный в решении о проведении проверки.

Ответ: да, можно, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не указанных в решении о проведении проверки.

Конкретные периоды выездной проверки должны быть определены заранее и указаны в решении о проведении проверки (абз. 7 п. 2 ст. 89 НК РФ). Инспекторы не могут от них отступать. В противном случае решение инспекции по итогам выездной проверки можно отменить, но только в той части выводов, которые сделаны в отношении периодов, не обозначенных в решении. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающие правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 15 сентября 2009 г. № Ф09-6838/09-С3).

Как долго налоговики могут рассматривать правильность уплаты налогов в компании

Максимальный срок выездной налоговой проверки начинает свой отсчет со дня подписания решения о ее проведении. Это важно знать, так как решение вам могут вручить много позднее, а время отведенное налоговикам уже пошло.

В настоящее время максимальный срок проведения выездной налоговой проверки ограничен двумя месяцами. При этом число проверяемых налогов и операций с ними не играет роли.

2 месяца – время проведения выездной налоговой проверки

п.6 ст.89 НК РФ

Однако при определенных обстоятельствах этот срок увеличивается до четырех месяцев, а при самых крайних исключениях даже до шести месяцев. Что же это за крайние обстоятельства:

  1. Проверяется целая корпорация, крупнейший налогоплательщик или компания с большим (более четырех) количеством филиалов (обособленных подразделений);
  2. Проверка совпала с климатической катастрофой или производственной;
  3. В ходе досмотра открылись новые факты, требующие дополнительного рассмотрения;
  4. Организация вовремя не собрала нужную инспекторам документацию.

Правила простановки и продления выездной проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки может быть прерван по разным обстоятельствам, возникшим в ходе рассмотрения дела. Чаще всего в основе такого акта лежит необходимость получить дополнительные документы, но возможны и иные причины. Например, внезапная проверка контрагента.

Максимальный срок приостановки выездной налоговой проверки – 6 месяцев в совокупности, так как остановок может быть несколько. Если документация запрашивается из-за границы, то плюсуйте сюда еще три месяца.

По факту приостановки налоговая выносит соответствующее решение.

На время остановки процесса ФНС не имеет права заставлять организацию проделывать какие-либо мероприятия, относящиеся к контролю. Но если задание было дано до решения о приостановке, его нужно завершить.

Как показывает судебная практика, несмотря на жесткие сроки, налоговая все равно иногда задерживается в компании дольше положенного. Не факт, что акт по просроченному контролю признают фиктивным, но вот штраф наложить инспекция точно уже не сможет.

Проверки становятся результативнее

По статистике, 99% выездных налоговых проверок заканчиваются доначислением налогов, штрафов и пени. И плановые показатели по сбору налогов никто не отменял.

Таким образом, вопрос нужно ставить немного иначе, не будут ли доначисления? А сколько доначислят и можно ли успешно оспорить акт налоговой по итогам проверки?

Практика последних лет показывает, что именно на стадии подготовки возражений на акт проверки можно снизить сумму налога, штрафа и пени. Ранее инспекторы «слабые» акты по проверкам в большинстве случаев сами не отменяли, боялись, что обвинят в коррупции и отдавали вопрос о признании акта налоговой проверки незаконным на откуп арбитражным судам.

Но времена изменились, собираемость налогов растет, количество выигранных инспекцией в арбитраже дел увеличивается, при том, что выездных проверок с каждым годом проводится все меньше.

2015 г. (итог)

2016 г. (итог)

Налог на прибыль

9,5%

8,5%

НДС

12%

6,6%

с 2010 по 2015 гг.

2016 г.

Налоговые проверки

— 50%

— 14,5%

2010 г.

2016 г.

Арбитражные споры (% выигрышей ФНС)

44%

80%

При этом, по итогам работы 10 месяцев 2017 года, со слов руководителя налоговой службы Михаила Мишустина, в консолидированный бюджет России поступило 14,3 трлн. рублей, что на 19 %, или на 2,3 трлн. рублей больше соответствующего периода 2016 года. В федеральный бюджет поступило 7,5 трлн. рублей, что на 1,7 трлн. рублей, или на 30% больше.

Факты говорят сами за себя, инспекторы лучше готовятся к проведению выездных проверок и просто так не приходят.

Основанием для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки является информация, полученная из отдела предпроверочного анализа, где аккумулируются следующие сведения:

I. Налоговые декларации, поданные самим проверяемым налогоплательщиком и его контрагентами, а также дополнительные документы (книги покупок и продаж, договоры, счета-фактуры и т.п.);

II. Информация, истребованная у контрагентов проверяемого лица вне рамок налоговых проверок в порядке п. 2 ст. 93.1 НК РФ;

III. Выписки по банковским счетам налогоплательщика и его контрагентов, которые предоставляют банки (п. 2 ст. 86 НК РФ);

IV. Сведения, получаемые в автоматическом режиме (АСК «НДС-2», АИС «НАЛОГ-3»), системы выявляющие «фирмы-однодневки»;

V. Опрос или допрос бывших и действующих работников и любых физических лиц, которым могут быть известны сведения имеющие значение для налогового контроля (ст. 90 НК РФ);

VI. Сведения, получаемые в рамах сотрудничества с ФСБ, МВД и другими структурами.

Получив необходимую информацию, оценив уровень налоговой нагрузки, вес удельных вычетов по НДС и показатели по налогу на прибыль, руководитель инспекции (его заместитель), в которой состоит на учете налогоплательщик, принимает решение о проведении выездной налоговой проверке.

Период проведения проверки может составить три года, предшествующих году вынесения решения, а контроль правильности исчисления и уплаты налога, может быть осуществлен по всем его видам. Однако в основном проверяют НДС, налог на прибыль и НДФЛ.

Так, например если в 2018 году в отношении организации было принято соответствующее решение, проверить инспекция имеет право 2017, 2016 и 2015 года.

За эти налоговые периоды в преддверии проверки и стоит провести налоговый аудит, своего рода аналог налоговой проверки, что бы понять свои слабые места и на основании полученных данных выработать правовую позицию.

Если проверка уже началась, обратите внимание на то, что действия инспекторов ограничены нормами НК, все мероприятия налогового контроля прописаны в НК РФ.

Так, в ходе выездной проверки налоговая может осуществить следующие действия:

I. Истребовать документы у проверяемого налогоплательщика и контрагентов любых звеньев (ст. 93 и ст. 93.1 НКР);

II. Запросить выписки по счетам из банков, в которых открыты счета проверяемой организации, а также у контрагентов по всей цепочке движения денежных средств (ст. 86 НК РФ);

III. Допросы и опросы любых физических лиц (ст. 90 НК РФ);

IV. Осмотры помещений и предметов, в том числе с выемкой и инвентаризацией (ст. ст. 31, 92, 94, 98, 99 НК РФ);

V. Экспертизы подписей на первичных документах, а также финансово-экономическая оценка соответствия цен по сделкам рыночному уровню (ст. 95 НК РФ).

При проведении подобных мероприятий инспекторы довольно часто превышают данные им полномочия. Такие обстоятельства обязательно необходимо фиксировать и обжаловать их незаконные действия.

И не стоит питать иллюзий: цель любой проверки собрать достаточное количество доказательств вины налогоплательщика.

Особое внимание инспекторы акцентируют на проверке контрагентов налогоплательщика. При этом, даже если контрагент первого звена отвечает признакам добросовестной организации, то инспектор может заявить, что товара или услуги вообще не было, как и хозяйственной операции, поскольку контрагент второго или третьего звена «фирма-однодневка».

Как работает АСК «НДС 2»

Таким образом, первое, на что обращают внимание проверяющие, была ли сделка с контрагентом в реальности.

Закон также говорит, что если в налоговой и бухгалтерской отчетности мы отражаем операции, которых на самом деле не было, то уменьшить суммы налога к уплате нельзя (п. 1 ст. 54.1 НК РФ).

Как мы упомянули выше, выявить «однодневку» налоговым органам помогает автоматическая система контроля уплаты НДС (АСК «НДС 2»).

Запросив выписки по счетам, инспекторы выстраивают схему движения денежных средств. По цепочке движения денег они выясняют, дошли ли средства до производителя или импортера товара или конечного подрядчика, выполнившего работы, оказавшего услуги.

Если конечным получателем денежных средств является «однодневка», то этот эпизод обязательно описываться в акте проверки и к нему прикладываться схема движения денежных средств.

Конечно, всегда можно сказать, что мы не знали о том, что контрагент второго и третьего звена не мог поставить товар контрагенту первого звена, проверка контрагентов вообще не входит в наши обязанности по закону (в НК РФ — нет подобных требований), но это может не сработать.

Судебная практика тому подтверждение. Так, в Определении № 305-КГ16-12622 10.11.2016 по делу № А40-173838/2015 Верховный Суд, отказывая налогоплательщику сослался на то, что все участники цепочки поставки товаров должны иметь необходимые ресурсы (офис, работников, склад и т.п.).

В данном деле претензии инспекции сводились к тому, что за нормальным контрагентом первого звена были «однодневки» и товар (хоть он существовал в реальности) не мог быть поставлен контрагентом первого звена, так как по документам он купил его у «однодневок», которые именно данный товар нигде не приобретали.

Кстати, эта позиция полностью согласуется с пп. 2 п. 2 ст. 54.1. НК РФ, в котором указано, что если лицо с которым заключен договор (поставщик, например) не могло исполнить обязательство по договору, то уменьшить налог к уплате также нельзя. За исключением случаев, когда это обязательство по сделке было передано третьему лицу в силу закона или договора, и это лицо его исполнило.

Таким образом, в случае обнаружения во время проверки такого «разрыва» в движении денежных средств, рекомендуется подтвердить добросовестность контрагента первого звена и реальность существования товара, результатов работ или услуг.

Также важно подтвердить, что именно контрагент, с которым заключен договор, выполнил взятые на себя обязательства по сделке.

И главное, помните, что готовых «коробочных» решений не существует. Готовьте сани летом и заблаговременно выстраивайте правовую позицию, а в случае если проверка уже идет, разработайте стратегию поведения, сбора и представления доказательств во время проверки и хорошо подготовьте возражения на акт и жалобу на решение в УФНС.

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *