Перерасход топлива какие есть варианты списания

Привлекаем к матответственности за пережог топлива: краткий алгоритм

Производственная организация в перевозках для собственных нужд использует грузовое транспортное средство (далее — ТС, автомобиль), находящееся в ее собственности. Выяснилось, что водитель — работник организации, перевозя готовую продукцию на склады по Беларуси, израсходовал топливо сверх нормы. Рассмотрим, как компенсировать причиненный им ущерб, размер которого меньше трех среднемесячных заработков водителя.

Несколько слов о расходе топлива

Чтобы отследить, экономично ли расходуется топливо, сравнивают его фактический расход с рассчитанной нормой. А устанавливая последнюю, используют линейные обязательные нормы, утвержденные Минтрансом <*>. Они зависят от марки
и модели ТС.

Обратите внимание!
Если обязательных норм нет, например при эксплуатации автомобиля новой модели, прибегают к временным нормам <*>.

Обязательные нормы корректируют. Чаще всего их повышают. На практике это делают, если ТС эксплуатируется, например:
— при температуре ниже 0 °C;
— в условиях снежных заносов, сильных снегопадов, гололедицы;
— в городах с определенной численностью населения.

При эксплуатации ТС на асфальтированных и цементобетонных дорогах вне населенных пунктов (далее — трасса) нормы понижают <*>.

Соответствующие понижения и (или) повышения устанавливает приказом руководитель организации <*>. Предельные значения повышений (понижений) определены законодательством <*>.

Норму расхода с учетом повышения (понижения) обычно называют расчетной.

Пример определения расчетной нормы расхода топлива
Для перевозки своей продукции организация использует Ford Transit 350 2,4D (55 kW). Линейная норма расхода дизельного топлива для данного ТС — 9,5 л/100 км. Учет транспортной работы в тонно-километрах не ведется. Приказом установлено понижение для перевозок по трассе в размере 12% и повышение за перевозку грузов на 5%.
Расчетная норма составит <*>:
— для перевозки груза по трассе — 8,8 л/100 км (9,5 л/100 км + 9,5 л/100 км x 5% —
9,5 л/100 км x 12%);
— при возвращении порожнего автомобиля — 8,4 л/100 км (9,5 л/100 км —
9,5 л/100 км x 12%).

В некоторых случаях к расчетной норме прибавляется дополнительный расход топлива (например, если эксплуатируется ТС с прицепом). Его предельные размеры установлены законодательством <*>.

Алгоритм привлечения к матответственности

Шаг 1. Фиксируем пережог топлива и определяем размер ущерба

Как правило, фактический расход топлива вычисляют следующим образом:

Количество топлива в баке можно определить:
— зная его объем. Вместимость топливного бака автомобиля указывается в техдокументации к нему. От этой величины отнимают количество топлива, поместившегося при заправке автомобиля до полного бака;
— используя специальные приборы (например, топливомеры, метроштоки и т.д.).

Как правило, результат расходования топлива определяют в конце каждого месяца. Это может быть экономия топлива или его перерасход — пережог. Документальным основанием для выявления пережога выступает акт снятия остатков <*>, а также документы, подтверждающие использование топлива. Это путевые листы, накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе горюче-смазочных материалов (ГСМ) или карточки учета расхода топлива, иные документы, которые содержат сведения о работе водителя и автомобиля или используются для оперативного и бухгалтерского учета топлива.

В нашей ситуации пережог топлива — это ущерб, причиненный производителю. То есть по вине водителя имеет место утрата, из-за которой производитель вынужден нести дополнительные расходы на приобретение топлива.

Определить размер ущерба можно так. Сначала выявить его величину в натуральных показателях (как правило, в литрах). Для этого от фактического расхода топлива отнять расход по норме. Затем полученное значение умножить на стоимость, по которой недостающее топливо числится в бухучете <*>.

Шаг 2. Выясняем причины перерасхода топлива

Чтобы установить причины перерасхода топлива, производитель может создать специальную комиссию. Для этого издается распорядительный документ, как правило приказ <*>. Комиссия действует постоянно или созывается в каждом случае перерасхода ГСМ. Обычно в нее включают начальника транспортного отдела, кадровика, механика. Их задача — выявить причины перерасхода и его виновника.

В рассматриваемом случае ущерб от перерасхода причинен по вине водителя (ТС использовалось в личных целях и т.п.). И чаще всего виновные действия водитель совершает умышленно. То есть осознает, что нарушает трудовые обязанности, предвидит, что его действия повлекут перерасход топлива, а значит, причинят производственной организации ущерб, и допускает наступление таких последствий (относится к ним безразлично).

Виновность может признать сам водитель (например, в объяснительной записке), а может установить комиссия.

Во втором случае изучают данные путевых листов, информацию о пробеге по спидометру, движении ГСМ. Сделать это проще, если автомобиль оснащен:
— системой мониторинга пройденного расстояния, показания которой водитель не может фальсифицировать;
— устройством контроля топлива в баке.

Кроме того, проводят контрольные заезды. В случае когда водитель постоянно следует одним маршрутом, можно разработать паспорт маршрута. В таком документе среди прочего указывают дорожные условия движения ТС, протяженность маршрута. Все это позволяет отследить, вносил ли водитель в путевой лист данные, отличные от фактических.

На заметку
Расход топлива сверх нормы также может быть вызван:
— техсостоянием автомобиля. Так, к пережогу приводит подтекание топлива в системе питания ТС;
— занижением расчетной нормы расхода. Например, если, устанавливая повышения, не учесть дорожные условия (скажем, пробки), в которых будет эксплуатироваться автомобиль.
В таком случае взыскать ущерб с водителя нельзя.

Шаг 3. Проверяем наличие всех условий привлечения к матответственности

За причиненный пережогом топлива ущерб производитель вправе привлечь водителя к матответственности <*>. Это можно сделать, если при наличии ущерба и вины <*>:

1) поведение водителя было противоправным. То есть он допустил пережог по причине неисполнения или ненадлежащего исполнения своих трудовых обязанностей;

Пример
Согласно рабочей инструкции водитель должен соблюдать рекомендации по маршруту движения. В их нарушение водитель уклонился от кратчайшего маршрута, чтобы заехать домой. Во время стоянки двигатель не глушил. Это повлекло перерасход топлива.

2) между ущербом и неисполнением (ненадлежащим исполнением) трудовых обязанностей есть причинно-следственная связь.

При этом должны отсутствовать обстоятельства, исключающие ответственность водителя. Пример таких обстоятельств — форс-мажор, состояние крайней необходимости.

Шаг 4. Взыскиваем ущерб

Водитель, умышленно допустивший перерасход топлива, как правило, несет полную матответственность <*>. То есть возмещает ущерб в полном объеме.

Наниматель может компенсировать свой ущерб несколькими способами:

1) для начала стоит предложить водителю возместить ущерб добровольно. Лучше, если согласие будет оформлено письменно. Например, водитель напишет заявление о добровольном возмещении ущерба или с ним заключат соответствующее соглашение. Целесообразно, чтобы такие документы устанавливали сроки перечисления денег;

Пример формулировки заявления
В связи с излишним расходом мною топлива за период с 01.03.2018 по 30.03.2018 обязуюсь возместить причиненный ущерб в размере 53,54 руб. добровольно путем перечисления указанной суммы на расчетный счет ООО «Хлебовичок» не позднее 17.04.2018.

2) если водитель откажется возместить ущерб в добровольном порядке — распорядиться удержать сумму ущерба из зарплаты. Это можно сделать, если одновременно выполняются следующие условия:

— ущерб не превышает трех среднемесячных зарплат водителя <*>;

На заметку
Как определить среднюю зарплату за месяц — установлено законодательством <*>.

— у водителя затребовано письменное объяснение <*>;
— решение об удержании принято не позже двух недель со дня обнаружения ущерба. То есть со дня, когда стало известно о наличии ущерба.

Чтобы удержать сумму ущерба, руководитель издает распоряжение или приказ. С таким документом водителя ознакомляют под подпись. А если он отказывается — составляют соответствующий акт.

Удержать деньги можно не раньше 10 дней со дня сообщения об удержании
водителю <*>. При этом бухгалтерия производителя должна соблюдать:
— ограничения. Так, общий размер всех удержаний не должен превышать 50% причитающейся водителю зарплаты <*>;
— запреты. Например, нельзя производить удержание из выходных пособий и компенсационных выплат <*>;

3) подать иск о возмещении водителем суммы ущерба.

В рассматриваемой ситуации сумма ущерба от пережога топлива не превышает трех средних зарплат водителя за месяц. Значит, ее можно удержать по распоряжению руководителя из зарплаты виновника <*>. Однако нанимателю придется обратиться в суд, если <*>:
— пропущен срок издания распорядительного документа;
— водитель не согласен с размером ущерба.

В этом случае составляют исковое заявление. В нем, в частности, описывают, при каких обстоятельствах водитель причинил ущерб, указывают его сумму. К иску прилагают документы, подтверждающие:
— уплату госпошлины. Ее размер составляет 5% от цены иска <*>;
— перерасход топлива (к примеру, путевые листы) и размер ущерба (карточки учета топлива, чеки на приобретение топлива);
— наличие условий привлечения к матответственности (объяснительная записка водителя, акт комиссии).

У нанимателя есть год, чтобы подать иск <*>. Документы необходимо направить в районный (городской) суд по месту жительства водителя <*>.

Адреса судов общей юрисдикции и реквизиты для уплаты госпошлины размещаются на сайте Верховного Суда.

Исковое заявление рассматривают в течение месяца со дня принятия <*>. Если его удовлетворят, производителю выдадут исполнительный лист. В случае когда водитель игнорирует решение суда, взыскивать ущерб можно принудительно через органы принудительного исполнения (ОПИ). ОПИ возбудит производство и передаст исполнительный документ производственной организации. На основании его бухгалтерия удержит сумму ущерба из зарплаты водителя.

Премирование за экономию автомобильного топлива

Премирование работников производится на основании бухгалтерского учета и утвержденной статистической отчетности. Экономия топлива рассчитывается по нормам расхода, утвержденным на предприятии.

На премирование направляется 50% стоимости сэкономленного топлива, в т.ч.:

— на премирование водителей — 40%

— на премирование ремонтных рабочих — 5%

— на премирование руководителей и специалистов — 5%

Премия за экономию топлива выплачивается по итогам работы за месяц в пределах 50% стоимости сэкономленного топлива.

Руководителю автохозяйства предоставляется право лишения или снижения размера премии работникам, допустившим брак в работе, нарушения в организации учета расхода топлива, нарушения технологического процесса, нарушение должностных инструкций. Лишение или снижение размеров премии оформляется с указанием причин.

За перерасход топлива сверх установленных норм по вине работников с них удерживается 100% стоимости перерасходованного топлива.

Перечень профессий и должностей работников, подлежащих премированию за экономию топлива:

-руководитель предприятия и его заместитель, главный инженер;

-работники технического отдела, непосредственно контролирующие работу заправочной станции и расходование топлива по подвижному составу предприятия;

-водители всех автомобилей;

-ремонтные рабочие, занятые ремонтом топливной аппаратуры, регулировкой системы питания и -электрооборудования автомобилей.

4.2.Премирование за выполнение плана сдачи лома черных и цветных металлов.

Премирование работников производится на основании данных бухгалтерского учета и плана, утвержденного ОАО «Гомельоблавтотранс» поквартально за выполнение плана сдачи лома черных и цветных металлов. Премия распределяется пропорционально тарифу (окладу) за отработанное время с учетом КТУ.

На премирование направляется 25% стоимости сданного лома, в т.ч.:

-премирование рабочих 15%

-премирование руководителей и специалистов – 10%

Перечень профессий и должностей работников, подлежащих премированию за выполнение плана сдачи лома черных и цветных металлов:

-руководитель предприятия и его заместитель;

-главный инженер

-начальник ремонтных мастерских;

-старший мастер;

-ведущий инженер по материально-техническому снабжению;

-начальник гаража;

-главный бухгалтер или ведущий бухгалтер, экономист по труду и заработной плате;

-ремонтные рабочие;

-водители хозпарка.

4.3.Премирование за ввод в действие новых мощностей и объектов.

При вводе в действие новых мощностей и объектов в установленные сроки и при наличии средств фонда потребления, работники предприятия премируются в следующих размерах:

-руководитель предприятия в размере до одного месячного должностного оклада

-главные специалисты и начальники служб в размере до 50% должностного оклада;

-рабочие, непосредственно занятые на строительстве и вводе объекта в размере до одного месячного тарифа.

4.4 Премирование за оказание услуг населению и предприятиям.

Работники предприятия, занятые оказанием услуг сторонним организациям, премируются в размере 10% стоимости оказанных услуг без учета н.д.с. За услуги по ремонту тахографов размер премии устанавливается 30%

Перечень профессий и должностей работников, подлежащих премированию:

по медосвидетельствованию водителей:

-фельдшер I категории , II категории

по предрейсовому техническому осмотру автомобилей

-механик

-начальник ОТК

техническое обслуживание и ремонт автомобилей и агрегатов

-рабочие производственно-технической службы

пошив швейных изделий по заявкам организаций 10% стоимости оказанных услуг (без учета Н.Д.С.) (премия распределяется по КТУ)

-швеи

-технолог швейного цеха (к.т.у. не более 0,7)

-исполнитель художественно-оформительских работ (к.т.у не более 0,2)

— наладчик технологического оборудования (к.т.у. не более 0,1)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *