Передача в безвозмездное пользование

Об утверждении Рекомендаций по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях города Москвы

► О поправках к 94-ФЗ
► Установка в госучреждениях
Рекомендации по размещению ► Аренда в Госучреждениях
► Договор аренды площади
► Схема муниципальных торгов

Рекомендации по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях города Москвы

1. Настоящие Рекомендации разработаны в целях развития альтернативных (безналичных) способов оплаты жилищно-коммунальных и иных услуг и рекомендованы для применения государственными учреждениями города Москвы при заключении договоров размещения платежных терминалов (далее — договоры).

2. Согласно договору государственное учреждение города Москвы предоставляет организации (индивидуальному предпринимателю) на возмездной основе услуги по размещению платежного терминала в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением. Место размещения терминала в данном помещении определяется сторонами и указывается в договоре.

3. Размещение платежных терминалов в государственных учреждениях города Москвы осуществляется на основании возмездных договоров, не предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества, закрепленного за государственными учреждениями города Москвы.

4. При определении платы за предоставление услуги по размещению платежного терминала в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления, государственное учреждение города Москвы может руководствоваться Методическими рекомендациями по установлению порядка определения платы за оказание государственными бюджетными учреждениями города Москвы гражданам и юридическим лицам за плату государственных услуг (выполнение работ), относящихся к их основным видам деятельности, утвержденными совместным приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы и Департамента финансов города Москвы от 05.09.2011 N 123-ПР/264.

5. При определении функциональных требований к платежным терминалам необходимо руководствоваться требованиями, утвержденными Департаментом информационных технологий города Москвы.

6. Договоры, в заключении которых имеется заинтересованность, определяемая в соответствии с критериями, установленными статьей 27 Федерального закона от 12.10.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», должны быть одобрены органами исполнительной власти города Москвы, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждения.

7. При заключении договоров государственные учреждения должны руководствоваться уставом учреждения в части предусмотренных в уставе государственного учреждения полномочий на осуществление приносящей доход деятельности, направленной на достижение уставных задач и не относящейся к государственным услугам.

8. Порядок, установленный настоящими Рекомендациями, также распространяется на заключение договоров на размещение автоматов по продаже товаров и оказанию услуг в нежилых помещениях, закрепленных за государственными учреждениями города Москвы на праве оперативного управления.

Безвоздмездное пользование и налоги

А. Б.Сухов, эксперт
журнал «Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» № 4/2009

Считается, что во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, особенно коммерческих организаций, главное – получение прибыли. Получил товары (работы, услуги, имущественные права) – будь добр, уплати. Тем не менее нередко имущество передается от одного лица другому без какой-либо уплаты, то есть безвозмездно. На причинах, по которым это делается, мы не будем останавливаться в статье. Договор безвозмездного пользования – родной брат договора аренды, но, разумеется, имеет важные отличия.

Особенности договора безвозмездного пользования

Гражданское законодательство регулирует безвозмездное пользование имуществом в гл. 36 ГК РФ. Заметим, что всем известно слово ссуда. Оно часто употребляется в литературе и быту, подменяя собой слово займ. Однако Гражданский кодекс смотрит на этот предмет иначе. Он считает, что договор ссуды – это договор не займа, а безвозмездного пользования (в дальнейшем, для краткости, так и будем его называть – договор ссуды). Соответственно, ссудодатель – это тот, кто обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), которая, в свою очередь, обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Похожесть договора ссуды на договор аренды обусловила применение к ним в значительной степени одинаковых норм (п. 2 ст. 689 ГК РФ). Например, объектом договора ссуды может являться то же имущество, что и объект договора аренды (перечислено в ст. 607 ГК РФ). В договоре ссуды должен быть обозначен срок, на который он заключен, иначе этот срок будет считаться неопределенным. В последнем случае от договора ссуды может отказаться одна из сторон за один месяц до того, даже если речь идет о недвижимом имуществе (ст. 699 ГК РФ). В этом отличие от договора аренды. Если срок, обозначенный в договоре, истек, но безвозмездное пользование фактически продолжается, срок также считается неопределенным (п. 2 ст. 621 ГК РФ).

Так же как арендатор, ссудополучатель должен пользоваться имуществом в соответствии с договором, а если тот об этом умалчивает в соответствии с назначением имущества (п. 1 и 3 ст. 615 ГК РФ). В том числе такое имущество можно с разрешения ссудодателя сдать в безвозмездное пользование (п. 1 ст. 690 ГК РФ), но не в аренду, так как, по нашему мнению, Гражданский кодекс не предоставляет такой возможности.

Временное предоставление имущества для изготовления продукции с целью ее последующей передачи его собственнику не является предоставлением имущества в безвозмездное пользование (см. Постановление ФАС СЗО от 15.04.2008 №А56-9310/2007).

Безвозмездное пользование: кто платит налог на прибыль?

Имущество, полученное во временное пользование в рамках возмездного договора (договора подряда), не считается безвозмездно полученным для целей налогообложения прибыли (Письмо Минфина России от 14.01.2008 №03-03-06/1/4).

Для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).

У налогоплательщика-ссудодателя предоставление имущества в безвозмездное пользование не приводит к образованию дохода, включаемого в налоговую базу (см., например, Постановление ФАС СЗО от 09.09.2008 №А56-1629/2008). Он также не учитывает расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей, на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (см. также Определение ВАС РФ от 11.05.2007 №5384/07).

Доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя.

А вот доход в виде безвозмездно полученных имущественных прав подлежит включению в состав внереализационных доходов ссудополучателя на основании п. 8 ст. 250 НК РФ.

При получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, но не ниже определяемой в соответствии с гл. 25 НК РФ остаточной стоимости – по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) – по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком – получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (Постановление ФАС ВВО от 02.07.2008
№А82-11801/2007-14).

Таким образом, налогоплательщик, получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом (Письмо Минфина России от 19.12.2008 №03-03-06/1/702), определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС. По мнению Минфина (Письмо от 24.07.2008 №03-03-06/2/91), установленный п. 8 ст. 250 НК РФ принцип определения дохода при безвозмездном получении имущества, заключающийся в его оценке исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ, подлежит применению и при оценке имущественного права, в том числе права пользования вещью. Такой подход финансистов основан на позиции Президиума ВАС, изложенной в п. 2 Информационного письма от 22.12.2005 №98.

На практике налоговикам применить норму, предусмотренную ст. 40 НК РФ, не так-то легко, ведь имущество должно быть действительно идентичным (см. постановления ФАС ЦО от 27.10.2008 №А64-2051/07-19, ФАС СКО от 23.10.2008 №Ф08-6393/2008, ФАС СЗО от 10.10.2008 №А44-157/2008, от 07.03.2006 №А56-42032/04, ФАС МО от 01.09.2008 №КА-А40/8012-08, ФАС ВВО от 29.07.2008 №А29-9662/2007).

Правда, не всегда судьи в таких ситуациях усложняют себе жизнь сравнительным анализом характеристик имущества, находящегося в безвозмездном пользовании и предлагаемого в качестве идентичного. Налоговики для исчисления внереализационного дохода, полученного налогоплательщиком в связи с безвозмездным пользованием имуществом, использовали информацию КУМИ о стоимости арендных помещений, и ФАС СЗО счел это правомерным, поскольку, по его мнению, организация в нарушение требований ст. 65 АПК РФ не представила информации, опровергающей доказательства налогового органа относительно размера платы за аренду нежилых помещений (Постановление от 19.11.2008 №Ф04-7200/2008(16344-А27-40)).

Можно было бы предположить, что нелогично платить налог на прибыль в том случае, если имущество предоставляет или получает в безвозмездное пользование учредитель. Действительно, согласно пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ в налоговую базу не включаются доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно:

– от организации (физического лица), если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации (физического лица);

– от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) передающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) получающей организации.

Но речь в данном подпункте идет только об имуществе, к которому, напомним, в целях налогообложения имущественное право не относится (см. Письмо Минфина России от 24.12.2007 №03-11-04/3/513, Постановление ФАС СКО от 17.03.2008 №Ф08-1152/08-409А).

Оставим за рамками статьи вопрос, чем руководствовались законодатели, исключая из налоговой базы передачу учредителем имущества насовсем, но облагая налогом временную передачу. Иначе говоря, не распространяя на имущественные права нормы, касающиеся имущества. Полагаем, что в данном случае стоит говорить об очередной невнимательности, которая, может быть, когда-то и будет исправлена.

Причем так же обстоит дело со льготами, предусмотренными пп. 8, 22 и 26 п. 1 ст. 251 НК РФ для государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (см. Письмо УФНС по г. Москве от 20.08.2007 №20-05/078880.1), а также для образовательных учреждений (Письмо Минфина России от 30.03.2007 №03-03-06/4/33).

Есть прибыль, найдутся и расходы

В Письме Минфина России от 24.07.2008 №03-03-06/2/91 также указано, что ссудополучатель в случае осуществления деятельности, направленной на получение доходов, в связи с использованием имущества, полученного безвозмездно, учитывает для целей обложения прибыли расходы, связанные с использованием и содержанием такого имущества, при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Действительно, в ст. 695 ГК РФ определено, что ссудополучатель обязан поддерживать вещь, полученную в безвозмездное пользование, в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходы на ее содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 20.08.2007 №20-05/078880.2, Постановление ФАС ЦО от 22.05.2008 №А48-3539/07-14).

В договоре действительно можно предусмотреть, что, например, страхование, ремонт и техническое обслуживание имущества осуществляет ссудодатель (Постановление ФАС СКО от 03.06.2008 №Ф08-2964/2008).

При этом ссудополучатель не может создавать резерв под предстоящий ремонт, так как полученное им в безвозмездное пользование имущество не является для него амортизируемым (Определение ВАС РФ от 30.10.2007 №13936/07). В то же время ФАС ЗСО в Постановлении от 12.11.2008 №Ф04-6896/2008(15718-А46-37) признал правомерным учет ссудополучателем расходов на реконструкцию взлетно-посадочной полосы, поскольку исходя из договора ссуды она не являлась его собственным амортизируемым имуществом, но ему вменялось в обязанность осуществлять ее капитальный и текущий ремонт.

В числе расходов можно учесть и те, которые ссудополучатель в соответствии с условиями договора возмещает ссудодателю. При этом, по мнению московских налоговиков (Письмо от 09.01.2008 №18-11/000184@), надо иметь ввиду следующее: возмещаемые расходы на амортизацию и налог на имущество, полученное в безвозмездное пользование, нельзя учесть в качестве расходов, уменьшающих доходы при исчислении налога на прибыль. Основанием для этого они сочли то, что ссудополучатель не является собственником такого имущества, а также плательщиком налога с этого имущества.

Уточним данный вывод. Согласно п. 3 ст. 256 НК РФ из состава амортизируемого имущества в целях исчисления налога на прибыль исключаются основные средства, переданные (полученные) по договорам в безвозмездное пользование. То есть амортизацию не могут начислять ни ссудодатель, ни ссудополучатель. В пункте 2 ст. 322 НК РФ указано, что по основным средствам, передаваемым налогоплательщиком в безвозмездное пользование, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошла указанная передача, начисление амортизации не производится. При прекращении договора безвозмездного пользования и возврате основных средств налогоплательщику в случае применения линейного метода амортизация начисляется начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором произошел возврат основных средств налогоплательщику. Это следует из п. 7 ст. 259.1 НК РФ (см. также Письмо УФНС
по г. Москве от 31.10.2007 №20-12/104582).

Такой же порядок предусмотрен и для нелинейного метода (п. 9 ст. 259.2 НК РФ), но при этом суммарный баланс соответствующей амортизационной группы (подгруппы) увеличивается на остаточную стоимость объекта с учетом положений п. 9 ст. 258 НК РФ.

А вот в отношении использования «амортизационной премии», по мнению Минфина, Налоговый кодекс не содержит ограничений в зависимости от способа использования амортизируемого имущества (Письмо от 16.01.2007 №03-03-06/2/1).

По окончании срока безвозмездного пользования и начала начисления амортизации в целях налогообложения из первоначальной стоимости имущества исключается сумма амортизационной премии.

Напомним, что в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ (изложим данную норму в только-только «испеченной» редакции) можно включать в состав расходов затраты на капитальные вложения в размере не более 10% (не более 30% – в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10% процентов (не более 30% –
в отношении основных средств, относящихся к третьей – седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ. То есть речь здесь идет все-таки не об амортизации, а об особом порядке учета некоторых расходов.

Что касается налога на имущество, то ФНС в Письме от 25.08.2008 №ШС-15-3/935 указала: принимая во внимание то, что помещение, полученное по договору безвозмездного пользования, не учитывается на балансе организации в качестве объекта основных средств, объекта налогообложения по налогу на имущество организаций у организации-ссудополучателя не возникает (см. также постановления ФАС СКО от 28.10.2008 №Ф08-6105/2008, ФАС ВВО от 24.05.2006 №А11-7933/2005-К2-25/358). Плательщиком этого налога признается ссудодатель – собственник указанного помещения, на балансе которого оно учитывается в качестве объекта основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Улучшения имущества – как учесть по-новому?

Как и арендатор, ссудодатель обладает правом собственности на отделимые улучшения, если иное не указано в договоре, а стоимость неотделимых улучшений не возмещается, если иное не определено законом (п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ). В то же время до 01.01.2009 арендодатель исключал из налогооблагаемых доходов стоимость капитальных вложений арендатора в неотделимые улучшения, а вот ссудодатель был лишен аналогичной возможности. Однако Федеральным законом №224-ФЗ в пп. 32 п. 1 ст. 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым ссудодатель не облагает налогом на прибыль указанные улучшения, правда, только основных средств, а не любого имущества, как арендодатель.

Такие невозмещаемые улучшения, если они произведены организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, амортизируются организацией-ссудополучателем в течение срока действия договора ссуды. При этом надо исходить из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока полезного использования, определяемого для полученных объектов основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством РФ. Данное право предоставлено налогоплательщикам также с 01.01.2009 (п. 1 ст. 258 НК РФ в редакции Федерального закона №224-ФЗ).

Но если все-таки стоимость улучшений возмещается, то они амортизируются организацией-ссудодателем в общем порядке.

В связи с изложенным также с 01.01.2009 капитальные вложения в предоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средств в форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем с согласия организации-ссудодателя, признаются амортизируемым имуществом (абз. 4 п. 1 ст. 256 НК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2008 №158-ФЗ).

Данные дополнения касаются только организаций, как ссудодателей, так и ссудополучателей.

Как ссудополучатель, так и ссудодатель начинают начислять амортизацию с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором это имущество было введено в эксплуатацию, в соответствии с п. 4 ст. 259.1, п. 7 ст. 259.2 НК РФ.

НДС тоже надо рассчитать

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

В пункте 2 ст. 154 НК РФ установлено, что, в частности, при реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ, без включения в них НДС.

Таким образом, при передаче имущества в безвозмездное временное пользование по договору ссуды у ссудодателя возникает объект обложения НДС в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг. При этом налоговая база определяется исходя из цен, сложившихся на рынке однородных услуг в сопоставимых экономических условиях, в частности доходов от сдачи в аренду аналогичного имущества (постановления ФАС ВВО от 18.02.2008 №А31-567/2007-15, ФАС ПО от 24.01.2006 №А65-15335/2005-СА2-8), а налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика (Письмо Минфина России от 28.11.2008 №03-07-11/371).

Минфин указал в Письме от 24.10.2007 №03-07-11/520, что в отношении услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества, оказываемых органами местного самоуправления на безвозмездной основе, налоговая база по НДС определяется арендатором (точнее говоря – ссудополучателем) этого имущества как сумма арендной платы, исчисленная исходя из рыночных цен, с учетом налога. Это следует из п. 3 ст. 161 НК РФ, согласно которому при реализации на территории РФ услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества органами местного самоуправления арендаторы такого имущества обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Понятно, что сумма дохода, с которой рассчитываем налог, в данном случае также должна определяться с применением ст. 40 НК РФ. Но непонятно, как при этом ссудополучатель, ставший налоговым агентом, удержит налог, ведь никаких доходов он не перечисляет ссудодателю. Неужели, по мнению Минфина, в данной ситуации ему придется уплатить НДС в бюджет из собственных средств?

В соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям не подлежит обложению НДС. Из смысла и содержания данной нормы права не следует, что она подлежит применению только в случае перехода права собственности на передаваемые объекты (Постановление ФАС ВВО от 27.10.2008 №А43-14233/2006-40-447).

Следует упомянуть о Постановлении ФАС УО от 02.09.2008 №Ф09-6203/08-С2. Налоговики решили, что налогоплательщик, передавая имущество в безвозмездное пользование, должен был восстановить НДС, ранее принятый к вычету по указанному имуществу. Судьи резонно ответили, что для этого нет никаких оснований.

Для спецрежима исключений нет

Получая имущество по договору безвозмездного пользования, организация безвозмездно получает право пользования данным имуществом. Таким образом, для целей налогообложения при применении УСНО получение имущества в безвозмездное пользование следует рассматривать как безвозмездное получение имущественного права (письма Минфина России от 14.03.2008 №03-05-05-02/12, от 06.03.2008 №03-11-05/54).

Поэтому, как и плательщик налога на прибыль, «упрощенец», получающий по договору в безвозмездное пользование имущество, включает в состав доходов доход в виде безвозмездно полученного права пользования имуществом, определяемый исходя из рыночных цен на аренду идентичного имущества, без учета НДС (письма Минфина России от 31.10.2008 №03-11-04/2/163, от 01.07.2008 №03-11-04/2/93, постановления ФАС СЗО от 01.10.2008 №А44-96/2008, ФАС ВВО от 29.07.2008 №А29-9662/2007).

Если на УСНО находится ссудодатель, то не следует забывать, что п. 2 ст. 346.17 НК РФ установлено: расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. В связи с этим судьи ФАС ВВО обратили внимание на то, что в этом случае основанием для включения понесенных затрат в расходы является их направленность на получение дохода, а моментом такого включения – их фактическая оплата, которая может не совпадать с получением экономического эффекта от произведенных расходов (Постановление от 09.01.2008 №А79-11679/2006). То есть расходы на ремонт имущества, переданного в безвозмездное пользование, ссудодатель-«упрощенец» может учесть в затратах в период действия договора ссуды, так как в последующем он может получить доход от данного имущества.

У ссудодателя-«упрощенца» не возникает дохода, облагаемого единым налогом, при передаче имущества в безвозмездное пользование (Постановление ФАС УО от 06.11.2007 №Ф09-8964/07-С3).

Получить имущество в безвозмездное пользование может и налогоплательщик, находящийся на другом спецрежиме – ЕНВД. Минфин в письмах от 22.10.2008 №03-11-04/3/468, от 15.08.2007 №03-11-04/3/324 высказал мысль, что в этом случае экономическая выгода организации в виде имущественного права на оборудование, полученное в безвозмездное пользование, подлежит обложению налогом на прибыль, даже если она не занимается больше никакими видами деятельности, кроме переведенного на ЕНВД. Хотя несколько ранее (в Письме от 23.03.2007 №03-11-04/3/83) он утверждал обратное: для организации, осуществляющей только предпринимательскую деятельность, в отношении которой она признается плательщиком ЕНВД, налогообложение указанной экономической выгоды в рамках иных режимов налогообложения не производится.

Если иное не указано в договоре.

Определением ВАС РФ от 22.09.2008 №11458/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Определением ВАС РФ от 26.09.2008 №12180/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Введена Федеральным законом от 26.11.2008 №224-ФЗ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *