Передача имущества из частной в государственную собственность

ГОРОДСКАЯ ДУМА ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА

РЕШЕНИЕ

№ 192

¬

О внесении изменений в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, о порядке принятия имущества в муниципальную собственность, принятое решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 27.05.2015 № 114

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 29 Устава города Нижнего Новгорода

ГОРОДСКАЯ ДУМА РЕШИЛА:

1. Внести в Положение о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Нижнего Новгорода, о порядке принятия имущества в муниципальную собственность, принятое решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 27.05.2015 № 114 (с изменениями, внесенными решениями городской Думы города Нижнего Новгорода от 25.08.2015 № 163, от 02.09.2015 № 182, от 20.04.2016 № 85, от 20.04.2016 № 86, от 25.05.2016 № 114, от 22.06.2016 № 134, от 19.10.2016 № 202, от 23.11.2016 № 250, от 21.12.2016 № 261, от 21.02.2018 № 34, от 20.06.2018 № 166, от 19.06.2019 № 109, от 19.06.2019 № 119), следующие изменения:

1.1. Пункт 1.3 изложить в следующей редакции:

«1.3. Действие настоящего Положения не распространяется на правоотношения по изъятию объектов недвижимости для муниципальных нужд, по управлению и распоряжению земельными участками, природными ресурсами, средствами бюджета города Нижнего Новгорода, по управлению, распоряжению и принятию в муниципальную собственность жилых помещений, за исключением случаев, установленных настоящим Положением.».

1.2. В пункте 2.1:

1.2.1. Подпункт 2.1.4 изложить в следующей редакции:

«2.1.4. Принятие решений о направлении в соответствии с федеральным законодательством предложений о передаче недвижимого имущества, в том числе земельных участков, жилых помещений, движимого имущества, являющегося транспортными средствами, акциями, передаваемого из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность, а также предложений о передаче недвижимого имущества, в том числе земельных участков, жилых помещений, движимого имущества, являющегося транспортными средствами, акциями, передаваемого из муниципальной собственности в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, собственность иного муниципального образования, в том числе при разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.».

1.2.2. Дополнить новыми подпунктами 2.1.5 и 2.1.6 следующего содержания:

«2.1.5. Принятие предложений о согласии (несогласии) на безвозмездную передачу недвижимого имущества и движимого имущества, являющегося транспортными средствами, из частной собственности в муниципальную собственность, за исключением случаев, когда обязанность по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность установлена законодательством Российской Федерации.

2.1.6. Принятие решений о направлении в соответствии с федеральным законодательством предложений о передаче предприятий и учреждений, а также недвижимого имущества и движимого имущества, передаваемого в составе комплекса имущества таких предприятий и учреждений, передаваемых из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность, а также передаваемых из муниципальной собственности в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, собственность иного муниципального образования, в том числе при разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.».

1.2.4. Подпункт 2.1.10 исключить.

1.2.5. Дополнить подпункт 2.1.14 абзацем следующего содержания:

«Утверждение перечня объектов залогового фонда муниципального образования городской округ город Нижний Новгород.».

1.2.6. Подпункты 2.1.5-2.1.16 считать подпунктами 2.1.7-2.1.17 соответственно.

1.3. В пункте 2.2:

1.3.1. В подпункте 2.2.1 слова «органов местного самоуправления» заменить словами «городской Думы».

1.3.2. Подпункт 2.2.14 изложить в следующей редакции:

«2.2.14. Принятие решений о направлении в соответствии с федеральным законодательством предложений о передаче движимого имущества, за исключением транспортных средств, акций, передаваемого из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации, собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность, а также предложений о передаче движимого имущества, за исключением транспортных средств, акций, передаваемого из муниципальной собственности в федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации, собственность иного муниципального образования.».

1.3.3. Дополнить подпунктами 2.2.15-2.2.17 следующего содержания:

«2.2.15. Принятие решений о принятии в муниципальную собственность недвижимого имущества в случаях, когда обязанность по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность установлена законодательством Российской Федерации.

2.2.16. Принятие (отклонение) предложений о безвозмездной передаче движимого имущества, за исключением транспортных средств, из частной собственности в муниципальную собственность.».

2.2.17. Заключение гражданско-правовых сделок.».

1.3.4. Подпункты 2.2.15-2.2.16 считать подпунктами 2.2.18 и 2.2.19 соответственно.

1.4. Пункт 3.3 изложить в следующей редакции:

«3.3. Порядок принятия имущества в муниципальную собственность и передачи имущества из муниципальной собственности.

3.3.1. В муниципальную собственность может быть передано имущество, которое может находиться в собственности муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3.3.2. Передача имущества в муниципальную собственность осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, правовыми актами городской Думы города Нижнего Новгорода и администрации города Нижнего Новгорода.

3.3.3. Передача имущества в муниципальную собственность при разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, в том числе при передаче объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность, осуществляется в следующем порядке.

3.3.3.1. В отношении недвижимого имущества, в том числе земельных участков, жилых помещений, движимого имущества, являющегося транспортными средствами, акциями, предприятий и учреждений, а также недвижимого имущества и движимого имущества, передаваемого в составе комплекса имущества таких предприятий и учреждений:

городская Дума города Нижнего Новгорода принимает решение о направлении предложения о передаче имущества федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества (в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или из муниципальной собственности в федеральную собственность), уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества (в случае передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а также в случае передачи имущества из собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность иного муниципального образования);

администрация города Нижнего Новгорода на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества, осуществляет действия по приему имущества в муниципальную собственность или по передаче имущества из муниципальной собственности в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Положения.

3.3.3.2. В отношении, движимого имущества, за исключением транспортных средств, акций:

администрация города Нижнего Новгорода принимает решение о направлении предложения о передаче имущества федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества (в случае передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность или из муниципальной собственности в федеральную собственность), уполномоченному исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющему полномочия собственника имущества (в случае передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъекта Российской Федерации, а также в случае передачи имущества из собственности иного муниципального образования в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность иного муниципального образования);

администрация города Нижнего Новгорода на основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника имущества, решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия собственника имущества, осуществляет действия по приему имущества в муниципальную собственность или по передаче имущества из муниципальной собственности в порядке, установленном пунктом 3.4 настоящего Положения.

3.3.4. Безвозмездная передача имущества в муниципальную собственность из частной собственности осуществляется в следующем порядке.

Предложения о безвозмездной передаче имущества из частной собственности в муниципальную собственность направляются физическими и юридическими лицами в администрацию города Нижнего Новгорода.

Администрация города Нижнего Новгорода направляет на рассмотрение городской Думы города Нижнего Новгорода предложение о согласии (несогласии) на безвозмездную передачу недвижимого имущества и движимого имущества, являющегося транспортными средствами, из частной собственности в муниципальную собственность, за исключением случаев, когда обязанность по принятию недвижимого имущества в муниципальную собственность установлена законодательством Российской Федерации.

Безвозмездная передача движимого имущества, за исключением транспортных средств, из частной собственности в муниципальную собственность осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода на основании договора о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность (договора дарения, договора пожертвования) в соответствии с передаточным актом.

Безвозмездная передача недвижимого имущества, движимого имущества, являющегося транспортными средствами, из частной собственности в муниципальную собственность осуществляется администрацией города Нижнего Новгорода на основании согласия городской Думы города Нижнего Новгорода на безвозмездную передачу имущества и договора о безвозмездной передаче имущества в муниципальную собственность (договора дарения, договора пожертвования) в соответствии с передаточным актом.».

1.5. В пункте 3.4 после слов «муниципальную собственность» дополнить словами «, по передаче имущества из муниципальной собственности».

1.6. В пункте 7.2 слова «Казне города Нижнего Новгорода» заменить словами «Муниципальной казне».

1.7. В подпункте 9.1.3 пункта 9.1 слово «Казны» заменить словами «Муниципальной казны».

1.8. В пункте 13:

1.8.1. В пункте 13.2 слова «, а также в частную собственность в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации» заменить словами «в случаях и в порядке, установленных законодательством и настоящим Положением».

1.8.2. Пункт 13.3 исключить.

1.8.3. Абзацы второй и третий пункта 13.4 исключить.

1.8.4. Пункты 13.4, 13.5 считать пунктами 13.3, 13.4 соответственно.

1.9. В пункте 15.2:

1.9.1. Дополнить новым подпунктом 15.2.5 следующего содержания:

«15.2.5. Имущество, приобретаемое субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества в рассрочку в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».».

1.9.2. Подпункт 15.2.5 считать подпунктом 15.2.6.

1.10. В пункте 17.2:

1.10.1. В подпункте 17.2.3 слово «муниципальной» заменить словом «Муниципальной».

1.10.2. В подпункте 17.2.6 слово «Казне» заменить словами «Муниципальной казне».

2. Решение вступает в силу после его официального опубликования.

Глава

города Нижнего Новгорода

Председатель городской Думы

города Нижнего Новгорода

В.А. Панов

Д.З. Барыкин

Значение государственной собственности

Определение 1

Объекты государственной собственности – это вещи и иное имущество, которые в соответствии с положениями конституционного и отраслевого федерального законодательства могут выступать объектами правоотношений собственности, в которых собственником, наделенным правомочиями пользования, владения и распоряжения в отношении таких объектов, является государство (в федеративном государстве – Федерация и образующие ее относительно самостоятельные единицы).

Прежде всего, объекты государственной собственности используются для обеспечения функционирования государственного механизма – непосредственной постоянной деятельности должностных лиц и органов публичного управления для реализации функций государства.

Другое направление использования объектов государственной собственности – участие государства в экономике. Привлечение бюджетных средств в экономику должно решать задачи ее технологического и инновационного развития и внедрения более безопасных с точки зрения экологии производств и пр. Если производство на первоначальной стадии является малоприбыльным, но в долгосрочной перспективе обеспечит обновление экономики, повышение ее эффективности, экологичности, инновационности, то такое производство является приоритетным для использования бюджетных средств.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Объекты и субъекты государственной собственности 410 руб.
  • Реферат Объекты и субъекты государственной собственности 250 руб.
  • Контрольная работа Объекты и субъекты государственной собственности 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Важно подчеркнуть, что это не исключает возможности государства извлекать прибыль из размещения бюджетных средств в экономике, однако высокая прибыльность государственной собственности в конкретной отрасли экономики может сигнализировать о том, что участие государства в этой отрасли избыточно, опасно для частных субъектов экономики. Более эффективна вспомогательная, поддерживающая роль государственной собственности в тех отраслях, которые находятся в упадке или, наоборот, нуждаются в прогрессивном развитии.

Государственная собственность в экономике может предполагать такую организацию правоотношений собственности, при которой имущество принадлежит государству полностью или на условиях долевой или совместной собственности. Так, государство может разместить бюджетные средства путем приобретения акций в организациях частной формы собственности, может приобретать и использовать собственное имущество, которое необходимо ему для реализации публично-правовых функций, а также создавать такое имущество, в том числе создавать предприятия, учреждения, функционирующие в социально-значимых отраслях экономики.

Объекты государственной собственности: понятие и виды

Состав объектов государственной собственности определяется назначением государственной собственности в публично-правовых отношениях. Государственная собственность обеспечивает функционирование государственного механизма, стабилизацию экономики, эффективное социально-экономическое развитие страны.

Иными словами, для решения публично-правовых функций государства требуется привлечение значительного объема ресурсов, способных обеспечить расходы государства. Сегодня государством используются две формы привлечения доходов:

  • обособление из имущества, составляющего достояние народа, имущества, которое покрывает издержки государства на реализацию государственных функций;
  • изъятие у граждан в рамках, предусмотренных законом, части их имущества в пользу государства в форме налогов, пошлин и пр.

Государственная собственность России как федеративного государства образуется двумя типами объектов государственной собственности:

  • это объекты, которые относятся к федеральной собственности;
  • объекты, которые относятся к собственности регионов.

Действующим отечественным законодательством определен перечень объектов, которые входят исключительно в состав имущества, образующего собственность Федерации:

  • это объекты собственности Федерации, которые представляют собой национальное богатство;
  • это объекты, которые обеспечивают решение публично-правовых задач органами власти, должностными лицами и государственными служащими;
  • это объекты, которые обеспечивают оборонное производство;
  • это объекты тех секторов отечественной экономики, которые являются базовыми для развития остальных и др.

Замечание 1

Список объектов, которые могут находиться в исключительной собственности Федерации, является открытым.

Законом определяются те объекты, которые могут быть переданы в региональную собственность из состава собственности Федерации. К таким объектам относятся:

  • важнейшие организации для отечественной экономики;
  • организации энергетического и атомного сектора отечественной экономики;
  • образовательные организации;
  • организации здравоохранения;
  • организации, ведущие научно-исследовательские изыскания и др.

Субъекты государственной собственности

Положениями отечественного конституционного и отраслевого законодательства субъектами государственной собственности именуются публично-правовые образования следующих уровней:

  • Федерация;
  • образующие Федерацию регионы.

При этом непосредственно правомочия пользования, владения и распоряжения осуществляют должностные лица и органы публичного управления. Так, высшие органы публичного управления страны – глава государства, правительство, парламент – решают важнейшие государственные вопросы, в том числе определяют порядок и процедуры управления государственной собственностью. Кроме того, действуют специальные органы управления государственной собственностью, например, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

Для управления объектами, переданными из федеральной собственности в региональную, регионы формируют собственные органы.

Управление объектами государственной собственности традиционно осуществляется посредством издания нормативного правового акта соответствующего уровня. Реализация таких актов осуществляется исполнительным органом специальной компетенции.

Передача в безвозмездное пользование государственного и муниципального имущества

Поскольку правила главы 36 ГК РФ о договоре ссуды не предусматривают иного, в безвозмездное пользование может быть передано в том числе имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию.

Передача в безвозмездное пользование является формой распоряжения имуществом. Поэтому, если имущество принадлежит учреждению или казенному предприятию на праве оперативного управления, оно может быть передано в безвозмездное пользования с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 296, ст.ст. 297, 298 ГК РФ). Государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе с согласия собственника передать в безвозмездное пользование недвижимое имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения. Движимым имуществом унитарное предприятие по общему правилу распоряжается самостоятельно (п. 2 ст. 295 ГК РФ).

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие правомочия собственника от имени соответственно Российской Федерации, ее субъекта или муниципального образования, вправе предусмотреть порядок получения согласия на передачу имущества третьим лицам, в том числе в безвозмездное пользование (см., например, п.п. 3 — 5 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435).

Особенности порядка заключения договоров безвозмездного пользования в отношении государственного и муниципального имущества установлены ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

В силу ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции по общему правилу заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Часть 3 той же статьи распространяет этот порядок на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:

1) государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;

2) государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;

3) государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (далее — Порядок), и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, установлены приказом Федеральной антимонопольной службы РФ от 10.02.2010 N 67. Критерием определения победителя торгов может быть в том числе размер платежа за право заключения договора безвозмездного пользования (пп. 4 п. 31, пп. 4 п. 105 Порядка, п. 14 письма ФАС России от 26.02.2009 N ИА/4770).

Вместе с тем ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции содержит перечень исключений, когда государственное и муниципальное имущество может быть передано в пользование без торгов.

Внимание

Указанный в ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным, Водным, Лесным кодексами РФ, законодательством о недрах и о концессионных соглашениях, а также законодательством о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве (ч. 2 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции).

Передача государственного или муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, может осуществляться без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом (п. 9 Разъяснения Федеральной антимонопольной службы от 02.06.2010).

Статья 17.1 Закона о защите конкуренции устанавливает требования к порядку заключения договора безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, но не к его содержанию. Условия такого договора определяются по усмотрению его сторон (с учетом правил главы 36 ГК РФ), кроме случаев, когда содержание того или условия предписано законодательством (п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ). На практике органы, осуществляющие правомочия собственника государственного или муниципального имущества, нередко предписывают включать в договоры безвозмездного пользования те или иные условия (например, о порядке осуществления контроля за использованием имущества ссудополучателем, об обязанности ссудополучателя нести эксплуатационные расходы в связи с пользованием имуществом и т.д.), обуславливая согласование сделки выполнением этого требования (см., например, п. 10 письма Росимущества и ФАНО России от 10.06.2015 N ОД-08/23197/007-18.2-10/МК-435, п. 3 письма ФАНО России от 09.07.2014 N 007-АС-10/58).

Отношение государственной собственности отличается от отношений собственности других субъектов:

1) в государственной собственности может находиться любое имущество, в том числе изъятое из оборота или ограниченное в обороте;

2) способы приобретения имущества в собственность могут быть использованы только государством (взимание налогов);

3) государство имеет право на принятие законов, регулирующих пределы своих прав, и освобождение от обязанностей.

Документ, подтверждающий право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, – соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Права собственника от имени Российской Федерации и субъектов РФ осуществляют компетентные органы. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления РФ.

Управление и распоряжение объектами федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, осуществляет Правительство РФ.

Перечень объектов, находящихся в государственной собственности, не ограничен.

Государственная собственность в Российской Федерации – имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ).

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с нормами ГК РФ.

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности. Это самостоятельная форма собственности. В состав муниципальной собственности входит имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованием.

Муниципальная собственность – это собственность муниципальных образований. Субъектами права собственности являются муниципальные образования. Муниципальное образование – городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, именуется муниципальная собственность, бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ. Оно подлежит регистрации в реестре, который ведет Комитет по управлению имуществом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *