Пенсия инвалидам военной травмы 2019

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ статья 21 настоящего Закона изложена в новой редакции

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 21. Категории инвалидов

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 21 настоящего Закона

Инвалиды из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, в зависимости от причины инвалидности подразделяются на следующие категории:

а) инвалиды вследствие военной травмы — лица, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей). К инвалидам вследствие военной травмы относятся также бывшие военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных во время их пребывания в плену (при соблюдении условия, предусмотренного частью первой статьи 18 настоящего Закона) либо во время пребывания в действующей армии в качестве воспитанников и юнг;

Согласно Указу Президента РФ от 1 августа 2005 г. N 887 с 1 сентября 2005 г. установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1000 рублей гражданам Российской Федерации, признанным в установленном порядке инвалидами вследствие военной травмы, за исключением граждан, которым дополнительное ежемесячное материальное обеспечение выплачивается в соответствии с Указом Президента РФ от 30 марта 2005 г. N 363

Федеральным законом от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ в подпункт «б» статьи 21 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

См. текст подпункта в предыдущей редакции

б) инвалиды вследствие заболевания, полученного в период военной службы (службы), — лица, ставшие инвалидами вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Обязанность выявлять и аргументировать факт отсутствия связи увечья или заболевания с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей) лежит на военно-врачебных комиссиях, заключения которых могут быть обжалованы в суд.

Тракторозаводский районный суд Челябинска вынес решение, которое дает шанс добиться справедливости сотням россиян, пострадавшим во время прохождения срочной воинской службы.

Рядовой Евгений Михайлов, ставший инвалидом в армии, будет ежемесячно получать от Министерства обороны РФ содержание в размере 30 тысяч рублей. Инвалидность лишила бывшего солдата-срочника не только здоровья, но также возможности работать и получать заработную плату.

– Компенсация будет выплачиваться до истечения срока инвалидности, – поясняет советник Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Алексей Ковалев, представлявший интересы пострадавшего в суде, корреспонденту «Русской планеты».

– 20 тысяч рублей ему полагается в качестве военной пенсии. Кроме того, ему будет выплачиваться 40% от заработной платы, которую он мог бы иметь, если бы продолжил работать на «гражданке» в той же должности, что до призыва армию. Таким образом, общая сумма ежемесячных выплат составит порядка 30 тысяч рублей – это компенсация за утраченные во время службы в армии здоровье и трудоспособность.

Евгений Михайлов стал инвалидом осенью 2011 года, когда служил в танковой бригаде Чебаркульского гарнизона. Заскучав, один из офицеров воинской части, старший лейтенант Кузнецов решил развлечься, устроив гладиаторский бой между солдатами-срочниками.

– Во время этого боя Евгений Михайлов получил тяжелейшую открытую черепно-мозговую травму – пробоину в голове площадью 40 см2, – рассказывает Алексей Ковалев. – После чего он потерял память на девять месяцев. Его здоровью был причинен тяжкий вред.

Прежде полностью здоровый парень был комиссован из армии, несколько месяцев пролежал в больнице и теперь нуждается в постоянном амбулаторном лечении. У него отсутствует часть черепа, он плохо слышит. Однако в выписном эпикризе почему-то указали, что в период прохождения военной службы Евгений получил заболевание. Именно слово «заболевание» лишало солдата, ставшего инвалидом III группы, прав на положенные ему по закону компенсации и льготы.

Алексей Ковалев через суд доказал, что Михайлов получил в армии именно травму, а не заболевание. После этого солдата-срочника признали ветераном военной службы в связи с инвалидностью, полученной вследствие военной травмы. По закону Челябинской области, такие граждане приравниваются в правах к ветеранам боевых действий. В результате бывший призывник смог получить от страховых компаний все положенные в таких случаях выплаты.

А в 2014 году правозащитнику удалось отсудить у военного ведомства 736 тыс. рублей. 500 тыс. пострадавший получил в возмещение морального вреда, 236 тыс. – как компенсацию утраченного заработка. Минобороны РФ пыталось обжаловать это судебное решение в Челябинском областном суде, но попытка оказалась неудачной. Теперь ведомство проиграло и второй суд, и Евгений Михайлов будет получать не разовые выплаты, а ежемесячные.

– Это важное решение с точки зрения правозащиты – государство обязано компенсировать гражданину потерю здоровья во время прохождения им срочной службы, – прокомментировал события руководитель «Школы призывника» Алексей Табалов. – У преступлений против мальчишек, которых призывают в армию и там калечат, нет и не должно быть срока давности.

«Офицер, устроивший несанкционированный спарринг, три года назад отделался выговором. В декабре 2012 года Министерство обороны РФ отказалось возбуждать против него уголовное дело. Военный следственный отдел по Чебаркульскому гарнизону провел проверку, которая длилась почти год, и вынес решение, что оснований для возбуждения дела нет.

По жалобе Алексея Ковалева военная прокуратура Чебаркульского гарнизона 15 июня 2015 года приняла решение отменить отказное постановление, вынесенное в 2012 году. Ведомство потребовало привлечь офицера к уголовной ответственности. Материалы направлены в военный следственный отдел гарнизона для новой проверки.

– Проблема была в том, что суд был согласен назначить ежемесячное пособие лишенному возможности устроиться на работу из-за инвалидности Евгению Михайлову лишь в том случае, если будет доказана вина офицера, – поясняет Алексей Ковалев. – Поэтому мы несколько месяцев добивались отмены постановления о невиновности Кузнецова – теперь он уже не старший лейтенант, а капитан – и возбуждения в отношении него уголовного дела.

Источник: Солдатские матери Санкт-Петербурга

УДК 316.444.56

А. В. Саблуков, И. Т. Арабидзе

Саблуков А. В, доктор социологических наук; профессор кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: asablukov@mail.ru

Арабидзе И. Т., аспирант кафедры социологии Института международных отношений и социально-политических наук, МГЛУ; e-mail: ati30@mail.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИНВАЛИДОВ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЕННОЙ ТРАВМЫ И ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПОЛУЧЕННОГО В ПЕРИОД ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ, И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

В современной военно-социальной политике Российской Федерации важное место занимают вопросы государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы, и членов их семей. В статье приводятся правовые акты, регулирующие эту сферу, анализируются тенденции в изменении ситуации с государственной поддержкой указанных категорий граждан в последние годы. Определены основные проблемы в законодательном регулировании государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей, сформулирован ряд предложений по устранению имеющихся пробелов.

Ключевые слова: военная служба; государственная поддержка; инвалид; военная травма.

Sablukov A. V.

Arabidze I. T.

Key words, military service; government support; the disabled person; military trauma.

Специфика военной службы такова, что вероятность получить травму весьма высока. Вред, нанесенный здоровью в период военной службы, называется «военная травма». Определяется это состояние военно-врачебными экспертами, которые руководствуются Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 04.07.13 г. № 565, п. 94 этого документа описывает военную травму как телесное повреждение, полученное при исполнении военных служебных обязанностей .

Таким образом, инвалиды в результате военной травмы — это военные, утратившие здоровье из-за телесных повреждений, полученных при исполнении воинских обязанностей, которым специальной комиссией присвоена инвалидность той или иной степени.

В настоящее время обязательства государства по обеспечению социально-правовой защищенности инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, наступают в отношении военнослужащих, увольняющихся с военной службы в связи с получением военной травмы или по болезни, после признания за ними инвалидности, а также если инвалидность наступила в течение 5 лет после увольнения с военной службы.

Необходимость социально-правовой защиты инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, обусловливается важнейшими социальными правами и гарантиями, закрепленными в законодательных актах государства и субъектов Российской Федерации, направленных на удовлетворение необходимых материальных и духовных потребностей людей с ограниченными возможностями и на предоставление им возможно максимальной компенсации за ущерб, причиненный здоровью при выполнения обязанностей военной службы.

Меры государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, регулируются целым рядом законодательных актов, основными из которых являются:

— Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах»;

— Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»;

— Федеральный закон от 16 мая 1995 г. № 75-ФЗ «О распространении действия Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике»;

— Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»;

— Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»;

— Федеральный закон от 20 декабря 2006 г. № 284-ФЗ «О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территории Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях»;

— Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

Помимо перечисленных законов, которые изданы специально для регулирования тех или иных областей военно-социальных отношений, в сфере которых действуют также другие законы, содержащие правовые нормы, учитывающие специфику их применения в отношении инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного военнослужащими или членами их семей. К ним относятся:

— Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 29.11.2010 г. №326-Ф3 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— Федеральный закон от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 181-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

— Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

— Постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»» (в редакции от 10.02.2016 г. № 92).

Согласно этим документам ежемесячная денежная компенсация назначается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ, а также членам их семей.

Перечень льгот, предусмотренных для инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, достаточно обширен. Различные министерства и ведомства, а также субъекты Российской Федерации проводят работу по совершенствованию механизма реализации принятых законодательных актов, дополняя их.

Медико-социальная защита инвалидов входит в число приоритетных национальных проектов и находится под постоянным контролем федеральных органов исполнительной и законодательной власти. Основными направлениями государственной политики в отношении инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, являются:

— реализация мер социальной поддержки, установленных федеральными законами и нормативными правовыми актами для инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученного в период военной службы, и членов их семей;

— выделение из бюджетов различных средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки.

За гражданами Российской Федерации, уволенными с военной службы и ставшими инвалидами вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученного в связи с выполнением служебных обязанностей либо вследствие заболевания в период прохождения военной службы, законодательно закреплено:

— бесплатное медицинское обслуживание, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов);

— бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам выданным врачом, изделиями медицинского назначения в ведомственных медицинских организациях;

— лечение в санаторно-курортных учреждениях указанного федерального органа за плату в размере 25 % стоимости путевки;

— медицинское обслуживание в лечебных учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной и базовой программ.

В настоящее время меры социальной поддержки по оплате жилой площади и коммунальных услуг, установленные Федеральным

законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее -Федеральный Закон «О ветеранах»), указанной категории граждан сохранены независимо от получения пенсий по ведомственной принадлежности (за исключением льгот по оплате за телефон).

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалидам войны, к которым относятся инвалиды боевых действий, предоставляется льгота: оплата в размере 50 % коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия — в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); инвалидам войны, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом инвалидов войны производится в первоочередном порядке. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

С 1 января 2005 г. некоторые меры социальной поддержки лиц, относящихся к федеральным льготникам, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», заменены ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ), которые, независимо от ведомственной принадлежности по пенсионному обеспечению, устанавливаются и выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации. По этому же закону они имеют право на получение набора социальных услуг (социального пакета), который включает в себя:

— дополнительную бесплатную медицинскую помощь, в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей, предоставление бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте.

Решение вопросов обеспечения необходимыми лекарственными средствами возложено на медико-санитарную помощь по месту жительства.

Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 2 декабря 2004 г. № 296 .

В случае недостаточности лекарственной терапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.

Инвалидам боевых действий разрешается использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 60 календарных дней в году. Инвалидам I и II групп при недостаточности ежегодного и ежегодного дополнительного отпусков для лечения и проезда в санаторно-курортные организации и обратно разрешается выдавать листки временной нетрудоспособности на необходимое число дней и производить выплату пособий по государственному социальному страхованию независимо от того, кем и за чей счет предоставлена путевка.

Преимущественным правом на поступление в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования пользуются дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом.

Дети сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу по контракту в МВД Чеченской Республики и погибших при исполнении служебных обязанностей, или сотрудников органов внутренних дел, проходивших (проходящих) службу по контракту в МВД Чеченской Республики и получивших травму, увечье, заболевание, препятствующие дальнейшему прохождению службы, принимаются без вступительных испытаний в образовательные учреждения МВД России при условии их соответствия всем

другим требованиям профессионального отбора и приема в указанные образовательные учреждения.

При равенстве общей суммы баллов преимущественное право на зачисление в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования и бесплатного обучения в них получают дети умерших (погибших) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы при условии, если образование данного уровня они получают впервые.

Инвалиды боевых действий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» принимаются вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям. Предусмотрена выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством РФ, студентам из числа инвалидов войны, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

Кроме того, инвалиды вследствие военной травмы или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением обязанностей военной службы, повлекшего стойкую утрату трудоспособности, имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»» (в редакции от 10.02.2016 г. № 92) ежемесячная денежная компенсация назначается военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, и военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, гражданам, призванным на военные сборы, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом РФ, и членам их семей. Ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащим или гражданам, призванным на военные сборы, которым в период прохождения военной службы (военных сборов) либо после увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных

сборов) установлена инвалидность вследствие военной травмы .

Установленный с 1 января 2010 г. порядок выплаты пенсий инвалидам в зависимости от группы инвалидности, а не от степени ограничения способности к трудовой деятельности позволил увеличить размер пенсии тем гражданам, у которых группа инвалидности выше, чем степень ограничения трудоспособности, а также назначать пенсию инвалидам, не имеющим степень ограничения способности к трудовой деятельности.

1 мая 2016 г. подписана новая редакция Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г., которая определяет, что инвалиды вследствие военной травмы должны получать компенсации в зависимости от степени утраты трудоспособности, а не от вида получаемой пенсии. Законом установлено, что при установлении инвалидности вследствие военной травмы, исключившей возможность гражданину дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация, с последующим взысканием суммы компенсации с виновных лиц. Размер такой компенсации рассчитывается исходя их размера месячного оклада (содержания) и размера ежемесячной надбавки за стаж с применением следующих коэффициентов: для инвалидов I группы — 1; для инвалидов II группы — 0,5; для инвалидов III группы — 0,3 .

С 1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», гарантирующий военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, при установлении инвалидности вследствие военной травмы, выплату ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в твердых размерах в зависимости от группы инвалидности . Таким образом, с 2012 г. инвалиды вследствие военной травмы дополнительно к пенсии стали получать ежемесячную денежную компенсацию.

С 1 февраля 2016 г. произошло увеличение на 7 %о ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) с учетом прогнозного уровня инфляции на текущий год. Это увеличение коснулось 16,5 млн человек. Размер увеличения для каждой категории федеральных льготников

индивидуален. Изменения в размере ЕДВ для основных категорий федеральных льготников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Изменения в размере ЕДВ для бывших военнослужащих, относящихся к льготным категориям с 1 февраля 2016 г.

Категория льготника Размер ЕДВ до 01.02.2016 г. Размер ЕДВ с 01.02.2016 г.

Инвалиды войны и участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами 4481,47 руб. 4795,17

Военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) 4481,47 руб. 4795,17

Участники Великой Отечественной войны 3361,09 руб. 3596,37

Ветераны боевых действий 2465,67 руб. 2638,27

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы 2240,74 руб. 2397,59

Военнослужащие, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения, ставшие инвалидами 2240,74 руб. 2397,59

Военнослужащие, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения 1793,74 руб. 1919,30

Граждане из подразделений особого риска, имеющие и не имеющие инвалидность. 2240,74 руб. 2397,59

При желании получатель пенсии может за счет ежемесячной денежной доплаты получить набор социальных услуг (НСУ). Размер набора социальных услуг с 1 февраля 2016 г. — 995 руб. 23 коп. в месяц, который предоставляется всем получающим ЕДВ и включает в себя:

— лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;

— путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;

— бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

С 1 апреля 2016 г. государственные, в том числе социальные, пенсии увеличены на 4 0%. Увеличение пенсий с 1 апреля 2016 г.

получили более 45 тыс. пенсионеров, являющихся получателями государственных пенсий (в том числе в качестве второй пенсии -2 314 чел.) и социальных пенсий. В среднем социальные пенсии увеличились на 300 руб. и их средний размер составил 8 553 руб. (на 1 марта было 8 251,22 руб.). Данные изменения коснулись военнослужащих, получающих пенсию по инвалидности и ставшими инвалидами в период прохождения военной службы по призыву, и членов их семей, членов семей, получающих пенсии по случаю гибели военнослужащих, а также ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.

Ранее, с 1 сентября 2005 г. Указом Президента РФ от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы» было установлено дополнительное ежемесячное обеспечение в размере 1 тыс. руб. в месяц для инвалидов вследствие военной травмы . Причем не имеет значения в период какой военной или приравненной к ней служб гражданин стал инвалидом вследствие военной травмы и связана ли указанная причина инвалидности с прохождением военной или приравненной службы в «горячих» точках либо исполнением других служебных обязанностей. Главное, чтобы в действующем документе учреждения медико-социальной экспертизы была указана причина инвалидности — «военная травма». Также не имеет значения, в какие годы получена эта инвалидность.

Увеличились размеры пенсий по государственному пенсионному обеспечению граждан из числа инвалидов вследствие военной травмы и участников Великой Отечественной войны, получающих две пенсии. Данные категории являются получателями двух пенсий: страховой и государственной. Страховые пенсии были проиндексированы с 1 февраля 2015 г. на 4 %. Государственная пенсия увеличилась с 1 апреля 2016 г. также на 4 % и с 1 февраля проиндексировано ЕДВ на 7 %.

В итоге, средний размер пенсии по инвалидности участников Великой Отечественной войны составил 32 748 руб. в месяц; пенсии инвалидов вследствие военной травмы составил 30 546 руб. в месяц. Средний размер пенсии по инвалидности военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, увеличился на 440 рублей и составил 12 165 руб. в месяц.

По данным Пенсионного фонда России, после индексации с 1 апреля 2016 г. средний размер гражданской пенсии по

инвалидности составляет 8 553 руб. в месяц, средний размер пенсии вследствие военной травмы (могут получать две пенсии: государственную пенсию по инвалидности вследствие военной травмы и трудовую пенсию по старости) — 30 546 руб в месяц. Таким образом, в октябре 2016 г. средний размер пенсии по инвалидности вследствие военной травмы превышает среднюю гражданскую пенсию по инвалидности в 3,57 раза и среднюю трудовую пенсию по России (12 440 руб. в месяц) в 2,46 раза.

Проведенный анализ состояния государственной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей, позволяет сделать ряд выводов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Проблемы поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы, и членов их семей постоянно находятся в центре внимания органов государственной власти и управления и находят отражение в проводимой военно-социальной политике.

• Существует ряд проблем в законодательном регулировании социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, участников боевых действий и членов их семей. Это, во-первых, множественность нормативных правовых актов, во-вторых, значительная часть правовых норм, содержащихся в указанных выше законах, не являются нормами прямого действия, а рассчитаны на совокупность подзаконных нормативных правовых актов, в-третьих, нестабильность законодательства, подверженность законов в данной сфере частым изменениям и, наконец, наличие значительного числа правовых пробелов и противоречий в законодательстве, регулирующем правоотношения в сфере военно-социальной политики Российской Федерации.

• Исходя из сложившейся социально-правовой практике в Российской Федерации было бы целесообразно разработать и принять ряд специальных законов регулирующих меры социальной поддержки инвалидов вследствие военной травмы и заболевания, полученного в период военной службы и членов их семей. В частности, речь могла бы идти о таких законах, как «Об инвалидах военной службы» и «О льготах для военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях», в которых бы были закреплены

статус и государственные гарантии для уволенных в запас инвалидов военной травмы и вследствие заболевания, полученного в период военной службы, льготы и возможности по реабилитации, а также приложен уточненный перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, повлекших за собой гибель или непосредственную угрозу жизни лицам, находившимся на военной службе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant.ru/182576/#ixzz4ZbiCAgWZ Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 декабря 2004 г. № 321 «О внесении изменений и дополнений в приказ Минздравсоцразвития России от 2 декабря 2004 года № 296». URL: base.garant.ru/12138301/#ixzz4ZcxjREvU Постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant.ru/70411156/#ixzz4ZbgrWagm Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant.ru/70144112/#ixzz4ZcvzTynA Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant.ru/178405/#ixzz4ZbrSAEJi Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 181-ФЗ «О внесении изменения в ст. 24 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant. ru/178405/#ixzz4ZbrSAEJi

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями и дополнениями). URL: base.garant.ru/12112505/#ixzz4ZczEq36V

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации, по состоянию на 1 апреля 2019 года в Российской Федерации проживает 1,28 млн инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, приравненных к ним лиц и членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, в том числе:

  • инвалидов и участников Великой Отечественной войны, лиц, работавших на объектах противовоздушной обороны в период Великой Отечественной войны, – 75 495 человек;
  • лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда», – 96 323 человека;
  • бывших несовершеннолетних узников фашизма – 103 715 человек;
  • вдов инвалидов и участников войны – 240 352 человека;
  • тружеников тыла – 762 626 человек;
  • бывших совершеннолетних узников фашизма – 144 человека.

Материальное обеспечение и ежемесячные денежные выплаты

В 2019 году общий размер материального обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны с учетом пенсии, ежемесячных денежных выплат и дополнительного ежемесячного материального обеспечения составляет до 43,5 тыс. рублей. Это почти в пять раз выше прожиточного минимума пенсионера.

В текущем году страховые пенсии проиндексированы на 7 %.

С 1 февраля 2019 года размеры ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) проиндексированы на 4,3 % и составляют:

  • у инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, – 5 403,22 рубля;
  • у участников Великой Отечественной войны – 4 052,4 рубля;
  • у лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда, – 2 972,82 рубля;
  • у участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны – 1 622 рубля;
  • у родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, – 4 052,4 рубля.

В 2019 году на осуществление ЕДВ выделено 73,8 млрд рублей.

Ежегодная денежная выплата инвалидам и участникам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов к Дню Победы

Указ Президента Российской Федерации от 24 апреля 2019 года № 186 «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации к Дню Победы» предусматривает, начиная с 2019 года, ежегодную выплату к Дню Победы участникам и инвалидам Великой Отечественной войны 1941-1945 годов в размере 10 тыс. рублей.

Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение

Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года № 363 «О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» 359 119 ветеранам установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение в размере 1 000 рублей (инвалиды и участники Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники фашизма) или 500 рублей (вдовы военнослужащих, погибших в период войны с Финляндией, Великой Отечественной войны, войны с Японией, вдовы умерших инвалидов Великой Отечественной войны, бывшие совершеннолетние узники фашизма).

В 2019 году на данные выплаты из федерального бюджета выделено 3,2 млрд рублей.

Компенсации инвалидам военной травмы

127 359 человек (инвалидов военной травмы, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, и членов семей погибших военнослужащих) получают ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью, в соответствии с Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Размер данной выплаты составляет: 17 934,79 рубля – инвалиду I группы, 8 967,39 рубля – инвалиду II группы, 3 586,95 рубля – инвалиду III группы.

В 2019 году на указанные выплаты из федерального бюджета выделено более 10,8 млрд рублей.

Привлечение волонтеров к работе по оказанию помощи ветеранам Великой Отечественной войны

Субъекты Российской Федерации активно привлекают волонтеров (добровольцев), молодежных организаций для предоставления социальных услуг, социального сопровождения ветеранов Великой Отечественной войны.

На местах волонтерами организуется адресная социальная помощь ветеранам, которая выражается в предоставлении мелких бытовых услуг, уборки квартир, помощи по хозяйству, уборки снега, покупки продуктов и лекарств, парикмахерских услуг. Волонтерские центры не только оказывают помощь ветеранам по месту жительства, но и проводят субботники, ремонты и уборки в помещениях ветеранских организаций.

Также волонтерские объединения организуют различные тематические мероприятия для ветеранов, проживающих в организациях, оказывающих социальные услуги в стационарной форме, осуществляют сопровождение ветеранов на выездные мероприятия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *