Пенсии гражданам узбекистана

Пенсионная реформа, которая уже запущена в России, самым прямым образом касается и граждан других стран бывшего советского пространства. Небольшой исторический экскурс: при распаде Советского Союза и создании СНГ страны договорились, что каждая республика будет сама отвечать за пенсионное обеспечение своих граждан.

© Fotolia / Uzhursky

Правда, Украина настаивала, чтобы Россия выплачивала украинским гражданам надбавки к пенсиям за работу в условиях Крайнего Севера. Однако это предложение не прошло. Страны СНГ еще в 1992 году приняли ряд важных документов, касающихся пенсионного обеспечения (в том числе о взаимном признании трудового стажа).

Сейчас Россия выплачивает пенсии военным пенсионерам, которые проживают в странах Балтии – большинство из них проходили службу еще в единой для всех Советской армии. Это важный момент для дальнейшего изложения.

Российские пенсии для ветеранов войны

Вопрос о выплате пенсий ветеранам Великой Отечественной войны и Героям Советского Союза поднимался в России не раз, но в конкретные решения пока так и не превратился. Понятно, что, к сожалению, количество ветеранов ВОВ по естественным причинам сокращается. В России их сейчас, по данным Пенсионного фонда, уже меньше 100 тысяч.

По расчетам, в других странах бывшего СССР их не более 100-120 тысяч. Кроме того, в постсоветских странах проживает несколько тысяч Героев Советского Союза.

Уход на пенсию свяжут с «предполагаемой» длиной жизни >>

Какие средства потребуются, чтобы начать выплачивать российские пенсии этим категориям? Исходя из того, что базовая пенсия ветерана войны в России – 25-28 тысяч российских рублей, на эти выплаты может понадобиться ежегодно около 500 млн долларов. Cумма большая, но некритичная для российского бюджета.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Есть ли в мире подобные прецеденты? Да, есть. Правительство Германии через бундесвер выплачивает военные пенсии гражданам иностранных государств, которые служили в вермахте (при условии, что эти граждане не были осуждены за военные преступления). США платит военные пенсии тем вьетнамцам, которые служили в американской армии в качестве обслуживающего и вспомогательного персонала.

Зачем это России? В первую очередь, конечно же, это вопрос исторической справедливости и благодарности. Тем самым Москва еще раз подчеркнет, что общая Победа была достигнута общими усилиями всего советского народа, и Российская Федерация как правопреемник СССР признает этот факт.

В Эстонии выросла народная пенсия >>

Эта инициатива, безусловно, вызовет позитивный отклик в странах бывшего СССР. И, возможно, даст толчок к улучшению отношений с рядом из них.

Сейчас это предложение обсуждается в Государственной думе РФ как поправка в российский закон «О ветеранах». Далее, при одобрении этих поправок Советом Думы и правовым управлением, вопрос должен быть согласован с правительством РФ в плане финансового обеспечения.

Уже затем поправки в закон должны быть утверждены нижней и верхней палатами российского парламента и подписаны президентом РФ. Скорее всего, эти процедуры затянутся до осени, но главное, что процесс запущен.

Многое будет зависеть от общественного мнения и активности гражданского общества в лоббировании данной инициативы.

И пенсии для всех трудящихся

Ни для кого не секрет, что Россия, несмотря на экономические трудности, весьма привлекательна для трудовой миграции. Неконтролируемая трудовая миграция создавала проблемы как для российского рынка труда, так и для бесправных гастарбайтеров.

Для решения этих проблем в 2012 году российскими властями было принято решение, что трудовым мигрантам из стран бывшего СССР будет начисляться трудовой стаж – при условии внесения за них пенсионных взносов работодателями.

Подтверждено: в Эстонии вырастут пенсии и зарплаты медработников >>

Сейчас многих волнует, что будет с этими накоплениями в ходе пенсионной реформы в России. Возможно, в рамках СНГ будет принят некий пакет документов о гарантии будущих пенсий трудовым мигрантам.

Так как Украина (во всяком случае, на уровне декларации) решила прекратить свое членство в институтах СНГ, видимо, потребуется отдельный двусторонний документ о взаимных гарантиях пенсионных накоплений. Учитывая численность украинских трудовых мигрантов в России, такой документ будет крайне важен для многих украинских семей.

Прорывным в вопросе пенсионного обеспечения должно стать принятие странами ЕАЭС Договора о пенсионом обеспечении трудящихся стран-членов ЕАЭС. Договор был одобрен президиумом Евразийской экономической комиссии еще в 2015 году. Возможно, в 2018-2019 годах он наконец вступит в силу.

Базовый принцип этого договора – пенсия гражданина страны ЕАЭС будет формироваться с учетом пенсионных взносов во всех странах Союза.

К примеру, гражданин Кыргызстана проработал 8 лет в своей стране (и платил взносы в пенсионный фонд КР), после этого, в соответствии с принципом свободного передвижения трудовых ресурсов, переехал в Россию, работал официального, и за него делали пенсионные взносы в ПФР в течение 9 лет. После достижения пенсионного возраста указанный гражданин будет получать пенсию, состоящую из киргизской и российской частей.

Барабанер объяснил, почему Эстонии необходима пенсионная реформа >>

Такой принцип уже действует для граждан России и Беларуси в рамках Союзного государства. Но в случае принятия договора в рамках ЕАЭС граждане Беларуси (к примеру) смогут официально трудиться не только в России, но и в Армении, Казахстане – и быть уверенными в социальных гарантиях при достижении пенсионного возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 апреля 2017 года № 11512-ТБ/02 рассмотрело обращения представительства «КАСКТАШ КАЯАР КАЛЫП АЛТ ЯПЫ СОНДАЖ КАЗЫК BE ТЕСРИТ АНОНИМ ШИРКЕТИ» от 28 марта 2017 года № 002/2017 и представительства «ЭНКА Иншаат ве Санайи Аноним Шмркети».

  1. В части трактовки понятия «разрешение на работу», используемого в пункте 5 части 6 статьи 55.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 июля 2017 года.

Определение понятия «разрешение на работу» установлено статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 115-ФЗ), согласно которой разрешение на работу это документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, и других категорий иностранных граждан в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ, на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.

Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит оговорок, что в целях указанного кодекса понятие «разрешение на работу» имеет какое-либо иное трактование, чем предусмотрено в Федеральном законе № 115-ФЗ.

В связи с вышеизложенным полагаем, что в целях Градостроительного кодекса Российской Федерации понятие «разрешение на работу» не может рассматриваться, как любое документальное подтверждение возможности трудовой деятельности иностранного гражданина на территории Российской Федерации.

  1. По вопросу подтверждения образования иностранного гражданина, полученного в иностранном государстве.

В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 107 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» признаются образование и (или) квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае, если иностранное образование и (или) иностранная квалификация не соответствуют указанным выше условиям, признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг, на основе экспертизы, в рамках которой проводятся оценка уровня образования и (или) квалификации, определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.

Под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав.

Порядок признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, установлен приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2013 года № 1391 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве».

За более подробными разъяснениями по данному вопросу полагаем целесообразным обратиться в Минобрнауки России.

  1. По вопросу подтверждения трудового стажа для иностранных специалистов, имеющих опыт работы в зарубежных компаниях.

Согласно статьям 65 и 327 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) иностранный гражданин или лицо без гражданства при приеме на работу предъявляют работодателю трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства.

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно абзацам пятому и шестому статьи 11 Кодекса на территории Российской Федерации правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Следовательно, применительно к иностранным гражданам необходимо учитывать еще и положения международных договоров, предусматривающих признание на территории Российской Федерации трудового стажа, полученного в иностранном государстве.

Так, например, в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29 мая 2014 года, трудовой (страховой) стаж трудящихся государств-членов засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Согласно статье 4 Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов, подписанному в г. Москве 15 апреля 1994 г. (далее — Соглашение), каждая из Сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории Стороны выезда порядке их перевод на государственный язык Стороны трудоустройства или русский язык.

Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается Сторонами.

Помимо России, участниками Соглашения являются Таджикистан, Казахстан, Молдавия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Белоруссия.

Директор Департамента занятости населения М.В. Кирсанов.

Россия собралась платить пенсии мигрантам-узбекам. Президент России Владимир Путин пообещал найти на это деньги. Об этом пишет zen.yandex.ru.

На днях президент Российской Федерации Владимир Путин посетил Узбекистан. Одной из тем переговоров стало подписание Пенсионного соглашения между Россией и Узбекистаном. Если стороны все-таки договорятся, мигранты-узбеки, официально трудившиеся на территории России, смогут получать российскую пенсию.

Важным условием для этого является факт, что работник обязательно должен делать все полагающиеся отчисления в государственную казну. Так и собираются найти деньги на то, чтобы платить российскую пенсию узбекам.

Пока что соглашение еще не подписано, но шансы оцениваются как высокие. Поездка Путина в Узбекистан была продуктивной, договорились о многих направлениях взаимодействия.

Москва и Ташкент в целом идут по пути сближения в вопросах сотрудничества по мигрантской теме. На территории Республики Узбекистан также заработает специальный центр, где можно будет оформить патент для работы в России.

Впрочем, мигранты делают немалые перечисления в российский бюджет. На то, чтобы оформить патент на работу, они платят порядка 20 тысяч рублей, и его нужно переоформлять каждый год. Кроме того, есть ежемесячная пошлина, размер которой в разных регионах варьируется, но составляет около 3 500 рублей. И это каждый месяц.

02 Декабря 2004 Версия для печати

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цель настоящего Закона

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области накопительного пенсионного обеспечения граждан.

Статья 2. Законодательство о накопительном пенсионном

обеспечении граждан

Законодательство о накопительном пенсионном обеспечении граждан состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о накопительном пенсионном обеспечении граждан, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

добровольные накопительные пенсионные взносы – денежные средства, вносимые на индивидуальный накопительный пенсионный счет на добровольной основе;

обязательные накопительные пенсионные взносы – денежные средства, вносимые на индивидуальный накопительный пенсионный счет в обязательном порядке;

вкладчик накопительных пенсионных взносов (вкладчик) – юридическое лицо – работодатель (далее – работодатель) или физическое лицо, осуществляющее взносы в пользу получателя накопительных пенсионных выплат;

накопительное пенсионное обеспечение – обеспечение граждан дополнительными денежными средствами к государственной пенсии из средств индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

индивидуальный накопительный пенсионный счет – именной счет гражданина в Народном банке, на который поступают и учитываются накопительные пенсионные взносы вкладчиков и проценты, начисленные на средства индивидуального накопительного пенсионного счета.

Статья 4. Право на накопительное пенсионное обеспечение

Право на накопительное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Узбекистан, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан.

Статья 5. Государственные гарантии по накопительному

пенсионному обеспечению

Государство гарантирует гражданам, участвующим в накопительной пенсионной системе, сохранность и выплату средств, накопленных на индивидуальных накопительных пенсионных счетах.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ

ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ

Статья 6. Участие в накопительной пенсионной системе

Для работодателей, а также граждан, осуществляющих трудовую деятельность по трудовому договору, участие в накопительной пенсионной системе является обязательным, если иное не предусмотрено законодательством.

Индивидуальные предприниматели, члены дехканских хозяйств без образования юридического лица, а также другие граждане участвуют в накопительной пенсионной системе на добровольной основе.

Статья 7. Постановка на учет граждан в накопительной пенсионной системе

Постановка на учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, осуществляется по заявке работодателя в филиале Народного банка по месту их основной работы.

Постановка на учет граждан, участвующих в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, осуществляется на основании их заявления в филиале Народного банка по месту жительства.

Постановка на учет в накопительной пенсионной системе включает в себя:

открытие индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

выдачу накопительной пенсионной книжки.

Народный банк ведет персональный учет граждан в накопительной пенсионной системе в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Данные по персональному учету граждан в накопительной пенсионной системе и по индивидуальным накопительным пенсионным счетам формируются и сохраняются в единой электронной базе данных Народного банка.

Статья 8. Открытие индивидуальных накопительных

пенсионных счетов

Гражданам при постановке на учет в накопительной пенсионной системе Народным банком открываются индивидуальные накопительные пенсионные счета с постоянным персональным номером, устанавливаемым пожизненно. Присвоение номера индивидуальным накопительным пенсионным счетам осуществляется на основании паспортных данных граждан.

При перемене гражданином места жительства, места работы или изменении паспортных данных номер индивидуального накопительного пенсионного счета остается неизменным и открытие нового индивидуального накопительного пенсионного счета не требуется.

Статья 9. Накопительная пенсионная книжка

Накопительная пенсионная книжка, удостоверяющая право гражданина на получение накопительных пенсионных выплат, выдается Народным банком гражданину после открытия индивидуального накопительного пенсионного счета.

В накопительной пенсионной книжке указываются дата постановки на учет, персональные данные гражданина, включая номер индивидуального накопительного пенсионного счета, а также другие необходимые сведения. Порядок выдачи и форма накопительной пенсионной книжки устанавливаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

При утрате (утере) накопительной пенсионной книжки выдается ее дубликат с тем же номером индивидуального накопительного пенсионного счета.

Статья 10. Формирование средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах

Работодатель ежемесячно производит обязательные накопительные пенсионные взносы за счет соответствующего уменьшения суммы начисленного в соответствии с законодательством налога на доходы физических лиц.

Размер обязательных накопительных пенсионных взносов исчисляется от суммы заработной платы и иного дохода работников, включая работающих пенсионеров, и устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан ежегодно при формировании Государственного бюджета Республики Узбекистан на очередной год.

Работодателю предоставляется право за счет собственных средств производить дополнительные взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета своих работников. Размер дополнительных взносов и сроки их внесения определяются коллективным договором, а если он не заключен, – работодателем по согласованию с представительным органом работников.

Обязательные накопительные пенсионные взносы работодателя не могут осуществляться в пользу третьих лиц.

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в обязательном порядке, вправе вносить дополнительные взносы на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета, а также в пользу третьих лиц в размерах и сроки, определяемые ими самостоятельно.

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе на добровольной основе, самостоятельно определяют размер и сроки взносов на свои индивидуальные накопительные пенсионные счета, в том числе в пользу третьих лиц.

Народный банк, в установленном законодательством порядке, производит начисление процентов на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов по ставкам, превышающим темпы инфляции. Процентная ставка определяется Народным банком по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан и Центральным банком Республики Узбекистан с учетом доходов, полученных от размещения средств накопительной пенсионной системы.

Статья 11. Формирование средств накопительной пенсионной системы

Средства накопительной пенсионной системы формируются в Народном банке путем аккумулирования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах.

Источниками формирования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах являются:

обязательные накопительные пенсионные взносы;

добровольные накопительные пенсионные взносы;

проценты, начисленные на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

другие средства, не противоречащие законодательству.

Статья 12. Использование средств накопительной

пенсионной системы

Средства накопительной пенсионной системы используются для осуществления накопительных пенсионных выплат.

Средства накопительной пенсионной системы не могут быть использованы для выполнения обязательств, не связанных с накопительной пенсионной системой.

Народный банк ведет отдельный учет средств накопительной пенсионной системы.

В целях приумножения и защиты от инфляции средства накопительной пенсионной системы могут быть использованы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов, а также для размещения в финансовые инструменты.

Использование средств накопительной пенсионной системы в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов осуществляется Народным банком по согласованию с Министерством финансов Республики Узбекистан.

Порядок размещения средств накопительной пенсионной системы в финансовые инструменты устанавливается Министерством финансов и Центральным банком Республики Узбекистан.

Статья 13. Контроль за поступлением средств на индивидуальные накопительные пенсионные счета и их использованием

Контроль за соблюдением порядка открытия и ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов, правильностью и полнотой исчисления, своевременностью внесения обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета осуществляется органами Министерства финансов Республики Узбекистан, государственной налоговой службы и Народным банком в порядке, установленном законодательством.

Контроль за целевым использованием средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах и правильностью начисления процентов осуществляется Министерством финансов Республики Узбекистан, а также специально создаваемым для этих целей подразделением Народного банка.

Статья 14. Освобождение средств накопительной пенсионной системы от налогообложения

Обязательные накопительные пенсионные взносы, процентные и другие доходы, полученные гражданами и Народным банком от использования средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, накопительные пенсионные выплаты, а также оборот средств накопительной пенсионной системы не подлежат обложению налогами и другими обязательными платежами.

Статья 15. Предоставление сведений о накопительных

пенсионных взносах

Работодатель обязан ежемесячно предоставлять в филиал Народного банка по месту своего нахождения копию платежного документа о внесении накопительных пенсионных взносов, реестр работников с указанием номеров индивидуальных накопительных пенсионных счетов, фамилий, суммы начисленной заработной платы, иного дохода и накопительных пенсионных взносов каждого работника.

Народный банк на основании платежного документа и реестра, указанных в части первой настоящей статьи, зачисляет средства на индивидуальные накопительные пенсионные счета.

III. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ НАКОПИТЕЛЬНЫХ

ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ

Статья 16. Право на получение накопительных пенсионных выплат

Граждане, участвующие в накопительной пенсионной системе в качестве получателей, имеют право на получение накопительных пенсионных выплат при возникновении права на государственную пенсию в соответствии с законодательством.

Статья 17. Право на получение накопительных пенсионных выплат

в особых случаях

В случае смерти гражданина, средства накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, наследуются в установленном законодательством порядке и выплачиваются наследнику единовременно в полном объеме.

В случае выезда гражданина за пределы Республики Узбекистан на постоянное место жительства средства, накопленные на индивидуальном накопительном пенсионном счете, выплачиваются единовременно в полном объеме.

Статья 18. Свидетельство о праве на получение

накопительных пенсионных выплат

Основанием для получения накопительных пенсионных выплат является свидетельство о праве на их получение, выдаваемое районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту жительства получателя, по форме, установленной законодательством.

Заявление о выдаче свидетельства о праве на получение накопительных пенсионных выплат граждане, указанные в части первой статьи 6 настоящего Закона, подают через работодателя, а граждане, указанные в части второй статьи 6 настоящего Закона, – непосредственно в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан по месту их жительства.

В свидетельстве о праве на получение накопительных пенсионных выплат указывается дата начала накопительных пенсионных выплат.

Свидетельство о праве на получение накопительных пенсионных выплат выдается получателю в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления в районный (городской) отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан в порядке, установленном Министерством финансов Республики Узбекистан.

Внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан обеспечивает своевременную выдачу свидетельств о праве на получение накопительных пенсионных выплат и ведет учет выданных свидетельств.

Статья 19. Право выбора при получении накопительных

пенсионных выплат

Получатели имеют право выбора на получение ежемесячных накопительных пенсионных выплат в течение периода, устанавливаемого ими самостоятельно, или на получение накопительных пенсионных выплат единовременно.

Статья 20. Осуществление накопительных пенсионных выплат

Накопительные пенсионные выплаты осуществляются филиалом Народного банка по месту жительства получателя на основании свидетельства о праве на получение накопительных пенсионных выплат, выданного районным (городским) отделом внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Накопительные пенсионные выплаты осуществляются с месяца, следующего за месяцем обращения за ними, но не ранее возникновения у получателя права на государственную пенсию.

Получатели могут получать средства с индивидуальных накопительных пенсионных счетов через доверенных лиц на основании документов, выданных в соответствии с законодательством.

Статья 21. Права и обязанности получателя

накопительных пенсионных выплат

Получатель накопительных пенсионных выплат имеет право:

получать в установленном порядке выплаты с индивидуального накопительного пенсионного счета;

получать информацию о состоянии накоплений на индивидуальном накопительном пенсионном счете, а также о процентах, начисленных на средства индивидуального накопительного пенсионного счета;

завещать накопления на индивидуальном накопительном пенсионном счете в соответствии с законодательством.

Получатель накопительных пенсионных выплат обязан сообщать в филиал Народного банка об изменениях, влияющих на выполнение обязательств Народного банка перед ним.

Получатель накопительных пенсионных выплат может иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

Статья 22. Обязанности вкладчиков накопительных

пенсионных взносов

Вкладчики накопительных пенсионных взносов обязаны предоставлять в филиал Народного банка необходимые сведения для постановки на учет в накопительной пенсионной системе и сообщать обо всех изменениях, связанных с персональными данными граждан (заключение или прекращение трудового договора, изменение паспортных данных и других сведений, необходимых для ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов).

Работодатели обязаны своевременно вносить взносы на индивидуальные накопительные пенсионные счета и предоставлять гражданам по их требованию сведения о начисленных и внесенных накопительных пенсионных взносах.

Статья 23. Права и обязанности Народного банка

Народный банк имеет право:

получать от вкладчиков накопительных пенсионных взносов необходимые сведения для открытия и ведения индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

получать маржу от дохода, полученного от инвестирования средств накопительной пенсионной системы. Размер маржи устанавливается Министерством финансов Республики Узбекистан.

Народный банк обязан:

открывать индивидуальные накопительные пенсионные счета и вести их в порядке, предусмотренном законодательством;

вести персональный учет взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета и начисленных процентов;

обеспечивать своевременное и в полном объеме зачисление накопительных пенсионных взносов и процентов, начисленных на средства индивидуальных накопительных пенсионных счетов;

обеспечивать своевременность и правильность назначения размера накопительных пенсионных выплат, а также полноту их выдачи получателям;

обеспечивать сохранность средств на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, их приумножение и защиту от инфляции путем размещения средств накопительной пенсионной системы в финансовые инструменты и использования их в качестве инвестиционных и кредитных ресурсов;

информировать граждан о состоянии их индивидуальных накопительных пенсионных счетов ежегодно, а также по их обращению;

обеспечивать хранение документов и записей, имеющих отношение к индивидуальным накопительным пенсионным счетам.

Народный банк может иметь иные права и нести иные обязанности в соответствии с законодательством.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 24. Прекращение накопительных пенсионных выплат

Накопительные пенсионные выплаты прекращаются в случаях:

полного исчерпания средств, накопленных на индивидуальном накопительном пенсионном счете;

письменного отказа получателя, заверенного в нотариальном порядке, с целью передачи всей суммы, накопленной на индивидуальном накопительном пенсионном счете, в наследование;

утраты права на государственную пенсию.

Статья 25. Удержание и приостановление

накопительных пенсионных выплат

Удержание или приостановление накопительных пенсионных выплат может производиться на основании судебных решений и актов других органов, исполнение которых производится в соответствии с законодательством.

Статья 26. Разрешение споров

Споры в области накопительного пенсионного обеспечения граждан разрешаются в порядке, установленном законодательством.

Статья 27. Ответственность за нарушение законодательства

о накопительном пенсионном обеспечении граждан

Лица, виновные в нарушении законодательства о накопительном пенсионном обеспечении граждан, несут ответственность в установленном порядке.

Президент

Республики Узбекистан И.Каримов

Гор.Ташкент,

2 декабря 2004 г.,

№ 702-II

16сес/nakop-mf

О введении в действие Закона Республики Узбекистан

«О накопительном пенсионном обеспечении граждан»

Олий Мажлис Республики Узбекистан ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ввести в действие Закон Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» с 1 января 2005 года.

2. Правительству Республики Узбекистан (Ш.Мирзиёев) привести свои решения в соответствие с Законом Республики Узбекистан «О накопительном пенсионном обеспечении граждан», обеспечить пересмотр и отмену министерствами, государственными комитетами и ведомствами их нормативных актов, противоречащих указанному Закону.

Председатель Олий Мажлиса

Республики Узбекистан Э.Халилов

Гор.Ташкент,

О том, что Россия собирается начислять пенсии трудовым мигрантам, стало известно ещё две недели назад на юбилейном саммите ЕАЭС в Нур-Султане. Речь идёт пока о гражданах тех государств, которые составляют вместе с нашей страной Евразийский экономический союз. Это Казахстан, Армения и Киргизия.

Россия – проходной двор для мигрантов?

Доктор экономических наук Александр Сафонов пояснил в эфире телеканала «Царьград», что принятие данного документа было продиктовано 102-й конвенцией Международной организации труда, которую Россия ратифицировала в прошлом году. В ней говорится о необходимости выравнивания прав граждан независимо от того, где они проживают.

Если говорить о количестве мигрантов, претендующих на пенсии, то их не так много. В основном, в Россию приезжают на заработки не из стран ЕАЭС, а из Узбекистана и Таджикистана. О выплатах пособий по старости таким мигрантам пока речи не идёт. Стоит отметить, что стаж, приобретённый работником на территории разных государств-членов Евразийского союза, будет суммироваться.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

«Учёт трудового стажа будет осуществляться в баллах. Один балл будет даваться за один год, – рассказал Александр Сафонов. – При этом будет учитываться, сколько лет человек отработал. Всё, в принципе, будет происходить по такой же схеме, как и у нас, в России. Мигрант по достижении пенсионного возраста будет обращаться в свой пенсионный фонд. Каждая страна, входящая в ЕАЭС, где он проработал, будет перечислять средства, равные одному баллу. Но о каких суммах будет идти речь, пока сказать сложно. В целом же это соглашение о начислении пенсий приведёт к тому, что и сам мигрант будет заинтересован в легализации своего трудового договора и доходов. Это может способствовать тому, что мы будем получать более квалифицированных специалистов. Сейчас же работодатель спокойно может не платить взносы за приезжего работника и оформляет договор на своих условиях».

Однако сегодня случаи, когда к нам едут специалисты высокого уровня, единичны. В основном мы видим необразованных, плохо говорящих на русском языке людей, которые зачастую ведут себя вызывающе и по-хамски. По словам Романа Силантьева, директора правозащитного центра Всемирного русского народного собора (ВРНС), в массе своей в Россию приезжают люди неквалифицированные и несоциализированные.

Подавляющее большинство населения в странах, откуда к нам едут люди на заработки, не городское. Они и Душанбе-то, если говорить о Таджикистане, видели только из окна автобуса. Когда они попадают в среду мегаполиса, у них поведенческая модель даёт сбой, потому что у них в кишлаках всё устроено иначе. В частности, женщины одеты по-другому. Поэтому здесь, видя девушек в коротких и открытых платьях, они считают их легкодоступными. Те, кто хорошо устроен у себя на родине, будут сидеть дома, им незачем бросать всё и ехать людьми второго сорта в Россию на заработки.

Чтобы приехать в Россию, гражданину Таджикистана или Узбекистана нужно пройти через определённые бюрократические сложности и иметь огромные по местным меркам накопления в размере примерно 50 тысяч рублей для покупки билета, оплаты жилья на первое время и оформления документов. Для въезда на территорию РФ виза гражданам из стран СНГ не нужна, достаточно иметь загранпаспорт. Исключение сделано для выходцев из стран ЕАЭС: им достаточно предъявить на границе свой внутренний паспорт. На оформление всех разрешительных документов на работу в России у мигранта уходит до одного месяца. Проблем с сертификатами и другими необходимыми бумагами ни у кого не возникает. Всё продаётся и покупается. Мигранты – это отдельная и очень выгодная статья дохода для определённого круга лиц. Так, сертификат о знании русского языка, истории и законодательства можно приобрести за 5–10 тысяч рублей, поэтому обучающие курсы никем не востребованы.

Роман Силантьев убеждён, что решить вопрос коррупционной составляющей можно легко и просто в рамках закона.

«Надо просто задавать вопросы тем, кто выдаёт эти липовые сертификаты, и эти центры закрывать. Было бы желание. Но у нас пока всё бесконтрольно. Всё сводится к тому, что в таком количестве приезжих заинтересованы и бизнес, и организованная преступность внутри самих мигрантов, когда уже люди укрепились здесь и им нужна своя рабочая сила. Едут все, как правило, уже на заранее подготовленные места. Ну нет им надобности изучать наш язык, нашу культуру, сама система адаптации и интеграции мигрантов в наше общество отсутствует и ею никто не занимается».

Вопрос обучения приезжих русскому языку ставился уже неоднократно, но мигранты охотнее идут на курсы арабского, потому что он им ближе и понятнее, на нём можно читать Коран в оригинале, а русский всерьёз никто не рассматривает, потому что Россия для мигрантов – прибежище временное, страна, где можно заработать и уехать домой. Вполне очевидно, что перестраиваться и жить по нашим правилам они не хотят.

Если в СССР узбеки, таджики и выходцы из других республик были равноправными гражданами, то сейчас это люди второго сорта. И многим сложно с этим смириться, – считает Вячеслав Поставнин, президент фонда «Миграция ХХI век». – Вообще, ошибки в миграционной политике, которые наблюдаются у нас, всегда ведут к терактам, убийствам – в любом случае, к крови. Но мы ничего не делаем, чтобы этого избежать. От миграции как явления нам уже никуда не деться. Надо это принять и думать, как эффективно можно применить регулирующие механизмы.

В качестве классического примера ошибок в миграционной политике можно привести Францию. Алжирцы, живущие там уже во втором и даже в третьем поколении, держат в страхе коренных французов, промышляют грабежами, вытесняют их из кварталов и городов. Россия рискует пойти по пути Франции и других европейских государств, где мигранты и беженцы стали слишком громко заявлять о своих правах.

Резонансные убийства двух русских парней, совершённые приезжими из стран постсоветского пространства за короткий промежуток времени, в очередной раз подчеркнули уязвимость нашего общества перед мигрантами. Нас учат быть терпимыми и толерантными, и власть, стараясь балансировать на острие ножа, искусственно по минимуму акцентирует внимание на межэтнических преступлениях.

«Никому не хочется провоцировать, – говорит Роман Силантьев. – Безусловно, это ведёт к межнациональным конфликтам. Поэтому, когда СМИ предают преступлениям с участием мигрантов широкую огласку, как в последних двух случаях, власть старается открыто вести следственные действия и находит преступников в максимально короткие сроки. Есть отличный пример стран Персидского залива. Там мигранты просто лишены возможности совершать преступления. Они живут в кампусах, где для них создан свойственный им микроклимат. Там есть мечети, национальная кухня, всё то, к чему они привыкли. На работу и с работы их возят организованно на автобусах. Они всегда находятся под строгим контролем. Причём доля мигрантов в некоторых странах превышает коренное население. Но там проблем криминального характера нет».

В России же рост криминала связывают с нескончаемым потоком приезжих. Налицо и проблемы с выявлением преступников-мигрантов. Полиция сегодня очень слабо реагирует на расследование массовых драк и побоев, из-за сокращений в органах МВД фактически прекратилось патрулирование улиц. Этническими преступлениями отдельно никто не занимается. Особенность ещё и в том, что внедрение в нацгруппировки происходит очень сложно.

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Да и полицейские, наделённые сейчас полномочиями контроля за приезжими, зачастую видят в мигрантах способ наживы, закрывая глаза на просроченные документы. Процесс трудоустройства приезжих граждан у нас практически никем не контролируется. Поэтому никто не знает, где они работают, сколько получают. Приезжим из стран СНГ даже не обязательно получать разрешение на работу, достаточно купить патент. А гражданам из ЕАЭС и вовсе можно обойтись без него.

Роман Силантьев убеждён, что в ближайшее время, учитывая темпы роботизации, Россия столкнётся с резким ростом безработицы. Многие приезжие низкоквалифицированные специалисты окажутся просто не у дел. И вот здесь есть шанс переориентироваться.

«Мы имеем возможность принимать людей более высокого уровня. Для этого надо открывать в странах СНГ центры русского языка и культуры. Хочет человек приехать в Россию – пожалуйста, оплати курсы, пройди обучение, докажи свою пригодность, и вперёд. Мы имеем все шансы отсеивать неадекватных людей. Главное – этим шансом нужно воспользоваться и его не упустить».

В последнее время градус недовольства нашего коренного населения мигрантами только растёт. Люди видят в приезжих источник зла – они забирают рабочие места, ведут себя неподобающим образом, хамят, собираются в группировки и наводят страх на жителей. Кроме всего прочего, именно с мигрантами в большей степени люди связывают распространение наркотиков в нашей стране. Не устраивает русских и то, что мигранты приезжают сюда целыми семьями, их детям дают места в детских садах, школах, они пользуются бесплатной медициной. Убедить общество, что мигранты тоже люди, что они работают и платят деньги в бюджет, крайне сложно. Потому что налицо отсутствие четкого и прозрачного контроля за приезжими.

«Мы не понимаем стратегически, что нам нужно. У нас нет миграционной политики, – считает Вячеслав Поставнин. – А нам нужны институты и механизмы, которые позволяли бы этим людям приезжать сюда. Их надо адаптировать. Ведь очень важно взаимодействие с местным населением. Мигранты не зависят сегодня от нашего общества. У нас муниципалитеты даже не знают, сколько у них мигрантов. МВД не способно создать никакую инфраструктуру. Нам, прежде всего, необходимо чётко определить ведомство миграционное, которое занималось бы вопросами интеграции приезжих. Нужна сама миграционная служба, причём она создавалась в 1992 году, чтобы русских в первую очередь принять. По прогнозам демографов, к 2030 году мы потеряем 10 млн населения».

Нехватку населения надо компенсировать. А за счёт кого? Мигрантов. Но у нас есть этнические русские за границей, в тех же странах СНГ. Многие из них не видят будущего в Казахстане, Узбекистане и так далее. Они бы с удовольствием переехали в Россию. Но, к сожалению, государство ничего для них не делает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *