Педагогический дневник военнослужащего, образец

Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы

Вопросы:
1. Индивидуально-воспитательная работа с военнослужащими.
2. Формы и методы индивидуально-воспитательной работы.

Институт воспитательной работы наряду с институтами комплектования и военного образования входит в институциональный комплекс военной службы, являющийся ядром военной организации. Важнейшей функцией института воспитательной работы является формирование у военнослужащих ценностей военной службы, перевод предписанных военной организацией норм в их убеждения.
В соответствии с руководящими документами, регламентирующими организацию воспитания военнослужащих, индивидуальной работе принадлежит одно из основных мест среди средств морально-психологического воздействия на личный состав.

1

Действенность воспитательной работы в подразделении во многом зависит от глубокого знания людей. Поэтому одним из основных направлений в деятельности офицеров подразделения является всестороннее изучение морально-психологических, деловых и других качеств подчиненных, их запросов, настроений, нужд, особенностей характера и поведения, в соответствии с которыми и строится воспитательная работа.
Индивидуальная воспитательная работа — это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение военнослужащего с максимальным учетом особенностей личности.
Индивидуальный подход в воспитательной работе дает возможность:
— охватить повседневным вниманием и целенаправленным взаимодействием каждого военнослужащего;
— всесторонне изучать и знать индивидуальные особенности каждого военнослужащего и педагогически целесообразно использовать эти знания в воспитательном процессе;
— педагогически грамотно выбирать формы, методы, средства и приемы взаимодействия с военнослужащими с учетом обстановки, индивидуальных особенностей и целей его подготовки и развития (воспитания, перевоспитания);
— умело создавать обстановку, педагогические ситуации для обеспечения эффективности обучения и воспитания военнослужащих;
— своевременно корректировать взаимоотношения воспитатель — военнослужащий, целенаправленно добиваться успеха в работе с ним.
Цель индивидуально-воспитательной работы — создание таких условий, которые бы обеспечили наибольшую реализацию возможностей воспитателя в процессе формирования всесторонне развитой и качественно подготовленной личности военнослужащего, способного эффективно решать учебно-боевые задачи.
Жизнь показывает, что индивидуальная работа позволяет повысить эффективность воспитания, если офицеры руководствуются принципами и владеют ее методами.
Организация индивидуальной воспитательной работы в подразделении включает в себя комплекс мероприятий:
— определение целей и задач этой работы;
— охват постоянным влиянием всех военнослужащих;
— четкое определение, кто и с кем индивидуально работает;
— продуманное планирование индивидуальной работы;
— изучение ее состояния в коллективах;
— глубокий анализ и постоянный контроль за ее результатами;
— обучение офицеров и сержантов практике использования методов, форм и средств индивидуального подхода;
— установление медицинского контроля за состоянием здоровья военнослужащих.
В системном виде организация и проведение индивидуальной воспитательной работы в подразделении включают в себя 4 основных этапа:
1. Изучение личностных качеств и особенностей военнослужащих, их сильных и слабых сторон.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия.
3. Практическое осуществление спланированного воздействия в интересах формирования высоких морально-психологических качеств военнослужащего.
4. Систематический анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия, корректировки его методов и приемов, если работа недостаточно эффективна.
Особенности индивидуально-воспитательной работы с различными категориями военнослужащих.
а) С офицерами.
Без создания атмосферы доверия и искреннего уважения, без знания запросов и интересов каждого офицера, материально-бытового положения его семьи вряд ли можно поддерживать в офицерской среде заинтересованное отношение к своей карьере.
Проявление демократичности в общении с подчиненными офицерами позволит командиру создать в коллективе обстановку взаимозаинтересованности в решении многих социально-бытовых проблем. Опора в решении этих вопросов на Офицерское собрание, женсовет части (корабля) во многом способствует повышению служебной активности подчиненных.
Обращение офицеров между собой по имени и отчеству всегда являлось доброй традицией Русской армии, так как помогало установить отношения, характеризующие отношения соратников. Совместное проведение досуга семьями, посещение кино, концертов, театров, музеев, выставок и других культурных учреждений, занятия спортом, приглашение в гости друг к другу расширяют возможности командира в деле повышения эффективности воздействия на офицера.
б) С сержантами (старшинами).
Главная трудность в деятельности старшин состоит в том, что им приходится обучать и воспитывать своих сверстников.
При проведении индивидуальной воспитательной работы с данной категорией военнослужащих офицеру необходимо выявить, насколько сержант (старшина) испытывает потребность в осуществлении своих командных функций в подразделении, насколько он авторитетен для своих подчиненных. Без налаживания уставных, но особо доверительных и доброжелательных отношений с младшими командирами будет очень проблематично преодолеть объективные трудности в деятельности сержантов (старшин).
Индивидуальную воспитательную работу с сержантами (старшинами) желательно устремлять на:
— повышение их авторитета и престижа среди подчиненных;
— обеспечение личного примера младшего командира в службе (в овладении специальностью, в выполнении нормативов, порядка и правил воинской дисциплины, распорядка дня, формы одежды);
— повышение ответственности младших командиров за выполнение ими своих служебных обязанностей, используя в их воспитании методический прием «оказание личного доверия»;
— использование моральных и материальных стимулов для поощрения лучших младших командиров и широкое использование гласности в пропаганде их передового опыта.
в) С неформальными лидерами.
Неформальным лидером в воинском коллективе принято считать военнослужащего, не занимающего служебные и общественные должности в подразделении, но пользующегося среди сослуживцев авторитетом.
Основная особенность индивидуальной воспитательной работы с ними состоит в том, что офицер не должен оставлять без педагогического воздействия устремления неформала, особенно если они направлены против линии командования на поддержание уставного порядка и правил воинской службы. В индивидуальной работе с ним лучше всего опираться на младших командиров, общественных активистов и тех военнослужащих, которые пользуются доверием у неформалов.
В индивидуальной работе с неформальными лидерами важно:
1. Направить качества неформального лидера на глубокое освоение своей специальности и овладение смежными, поддержку младших командиров в сплочении воинского коллектива, оказание помощи молодым воинам и шефство над ними, достижение спортивных результатов и т.п.
2. Стремиться убедить неформального лидера антиколлективной направленности в ошибочности его представлений, действий, выводов. Для чего, с одной стороны, желательно добиться утверждения в его сознании значимости для каждого гражданина идеи защиты своего Отечества, патриотизма, верности воинским традициям, а с другой — приобщить к практическим мероприятиям по укреплению боевой готовности, возлагая на него дополнительные обязанности по повышению качества выполнения учебнобоевых задач подразделением.
3. Если не удается изменить негативную направленность деятельности неформального лидера, то желательно добиться решительного развенчания его авторитета в глазах сослуживцев, чтобы упорядочить взаимоотношения в коллективе на основе уставных, профессиональных и особенно патриотических ценностей воинской службы.
4. Если исчерпаны все формы и средства индивидуального и коллективного воздействия, то необходимо обеспечить изоляцию неформального лидера от остального личного состава и создать в воинском коллективе атмосферу осуждения его действий и поступков сослуживцами.
г) С военнослужащими «группы Риска».
К этой группе относятся военнослужащие, имеющие нервно-психическую неустойчивость. Она проявляется в виде психопатологических расстройств, токсикомании и некоторых психических заболеваний.
Уровне поведения и деятельности это выражается в виде познавательной, эмоциональной и волевой ограниченности, своеобразия отношений к сослуживцам и в направленности личности.
В выявлении таких лиц квалифицированную помощь оказывают медики. Офицерам важно знать признаки нервно-психической неустойчивости. Их можно систематизировать. Заметив характерные признаки, необходимо принять комплекс мер, направленных на восстановление нормального состояния, и лишь после этого выбрать сугубо индивидуальные приемы.
Анализ достигнутых результатов индивидуальной воспитательной работы должен осуществляться командиром подразделения ежедневно. Для этого необходимо обладать постоянной, своевременной, правдивой и объективной информацией о положении дел в подразделении и поведении личного состава.
В этих целях надо использовать доклады подчиненных командиров, дежурных и дневальных, информацию командиров соседних подразделений, анализ выступлений воинов на собраниях личного состава, результатов индивидуальных и групповых бесед, проводимых вечеров вопросов и ответов, учет поведения военнослужащих на занятиях, в столовой, на построении, в курилке и др. Важно не только своевременно получать информацию, но и анализировать ее и принимать необходимые меры для организации эффективной воспитательной работы с конкретными людьми.
Для учета и анализа действенности индивидуальной работы, выработки воспитательных воздействий на военнослужащих каждый офицер ведет рабочую тетрадь (педагогический дневник).
В ней фиксируются:
1. Индивидуально-психологические особенности военнослужащего и динамика их развития за каждый период обучения.
2. Конкретные факты индивидуальной работы (дата, время и краткое содержание индивидуальной беседы, выводы наблюдений по результатам беседы).
3. Характерные особенности, выявленные в ходе наблюдений, бесед с командиром отделения, старшиной команды, командиром группы, информации от старших командиров, начальников.
4. Выводы из результатов непосредственного и опосредованного изучения военнослужащего.
5. Успеваемость военнослужащего по результатам боевой и общественно-государственной подготовки.
6. Положительные и негативные поступки военнослужащего и мотивы их проявления.
7. Характерные суждения.
8. Выводы по результатам воспитательного воздействия.
9. Определение направлений, форм, методов, средств, приемов дальнейшего индивидуального воспитательного воздействия на военнослужащего.
10. Обучение должностных лиц практике воспитательной работы.
11. Работа с военнослужащими, склонными к нарушению воинской дисциплины и правопорядка.
12. Работа с военнослужащими, состоящими в группе динамического наблюдения.
13. Работа с семьями офицеров, старшин и матросов по контракту, родителями военнослужащих по призыву.
14. Социально-биографические данные на весь личный состав.
Планирование индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими осуществляется всеми командирами, начальниками в планах личной работы на день, неделю, месяц.
Практика показывает, что характерными недостатками при организации и проведении индивидуально-воспитательной работы являются:
— отсутствие в работе учета особенностей военнослужащих, требующих индивидуального подхода и персонального воспитательного воздействия;
— нацеленность воспитательного воздействия только на недисциплинированных и отстающих военнослужащих;
— воспитательное воздействие на военнослужащего часто нацеливается только после совершения им проступка;
— сведение изучения личности обучающегося к знанию лишь биографических данных.
Подобная односторонность и субъективный подход индивидуальной воспитательной работе существенно снижают ее эффективность.

2

Качество проводимой индивидуально-воспитательной работы в значительной мере определяется глубокими знаниями командиров подразделений основных форм и методов изучения личности военнослужащих, индивидуально-воспитательного воздействия на подчиненных, умениями применять эти знания в практической деятельности.
В целях всестороннего изучения личности военнослужащего рекомендуется использовать следующие основные формы работы: анализ документов, индивидуальная беседа, индивидуальное наблюдение, педагогический эксперимент и обобщение экспертных оценок.
Анализ документов.
Эта форма позволяет приступить к изучению личности военнослужащего даже до его непосредственного прибытия в часть. Различные категории военнослужащих имеют разный набор документов, который сопровождает их на всем протяжении службы.
Индивидуальная беседа.
Индивидуальная беседа относится к универсальной и достаточно эффективной форме изучения личности военнослужащего.
Предлагается следующая методика индивидуальной беседы.
1. Определить конкретную цель проведения индивидуальной беседы, очертить ее общие рамки. Быть готовым к тому, что действительные результаты беседы могут не в полной мере совпадать с желаемым.
2. Предварительно обобщить всю имеющуюся информацию о собеседнике.
3. Подобрать время и место для беседы.
4. Составить перечень интересующих вас вопросов, продумать последовательность их задавания.
При официальной беседе можно не скрывать подготовленные материалы, заранее сообщить о поставленных целях разговора. При неформальной беседе вопросы желательно держать в голове, не раскрывать целевых установок, не вести никаких записей.
5. Создать перед началом беседы атмосферу доверия и поддерживать ее до конца встречи.
6. Поддерживать беседу в заданном русле. Во время беседы необходимо проявлять выдержку и твердость, не допускать грубости и эмоциональных срывов.
7. Прекратить беседу после достижения поставленных целей. Прекращение разговора лучше начинать с благодарности за беседу, приглашения к продолжению диалога по прошествии определенного времени.
8. Проанализировать беседу и зафиксировать полученную информацию.
Анализ заключается в определении степени достижения поставленных целей, полноты полученной информации, ее видимой достоверности. Необходимо оценить свое поведение в ходе беседы и вашего собеседника, сделать выводы для последующего общения с ним. Индивидуальное наблюдение.
Чтобы выработать правильное представление о военнослужащем, необходимо наблюдать за его поведением в различных ситуациях.
Можно предложить следующую методику проведения индивидуального наблюдения.
1. Определение целей и задач наблюдения.
2. Собственно наблюдение. Поведение наблюдающего не должно быть нарочитым, походить на слежку.
3. Анализ результатов наблюдения, фиксирование полученных данных.
Проводя индивидуальное наблюдение, необходимо быть как можно более естественным в своем поведении, не стараться во чтобы то ни стало добиться всех поставленных целей. Лучше повторить наблюдение несколько раз, чем позволить возникновение между вами и подчиненными атмосферы настороженности и недоверия.
Обобщение экспертных оценок.
Суть этой формы индивидуального изучения личности воина заключается в обобщении возможно большего числа сведений, поступивших от различных источников. Педагогический эксперимент.
Педагогический эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный.
Лабораторный эксперимент проводится по особой методике хорошо подготовленными специалистами в области психологии, педагогики и социологии. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях подразделения путем помещения военнослужащего в различные ситуации с последующим изучением наблюдаемых реакций.
Сравнение результатов изучения в начале и в конце эксперимента позволит командиру сделать конкретные выводы, получить ответ на интересующие его вопросы.
Изучив в достаточной степени личность военнослужащего, командир определяет форму индивидуально-педагогического воздействия. Целью такого воздействия может быть:
— формирование у подчиненного необходимых качеств;
— попытка избавить его от каких-либо негативных черт.
К формам индивидуально-педагогического воздействия относятся: индивидуальная беседа, индивидуальное задание, индивидуальная помощь, воздействие через третье лицо.
Индивидуальная беседа.
Согласие или несогласие военнослужащего с лицом, проводящим беседу по обсуждаемой проблеме, не означает достижения результатов или провал беседы; легкое согласие подчиненного со словами командира может быть ложным, желанием угодить, чтобы побыстрее избавиться от разговора. Несогласие, даже выраженное в категоричной форме, не всегда отражает истинную позицию подчиненного, а может свидетельствовать о его стремлении поддержать имидж самостоятельного в суждении человека.
Индивидуальное задание.
Смысл индивидуального задание заключается в создании для военнослужащего такой ситуации, когда он может раскрыть свои положительные качества или убедиться в необходимости избавиться от недостатков. Индивидуальное задание может быть выражено в виде приказания, поручения, просьбы и т.д.
Типичные ситуации для реализации индивидуального задания:
1. Назначение военнослужащего старшим при проведении занятий или работ, если его старшинство не определено уставом.
2. Направление военнослужащего с поручением к вышестоящему командиру или за пределы части.
3. Подготовка военнослужащим выступления на собрании, подведении итогов и др.
4. Индивидуальное проведение военнослужащим ремонтных работ на технике и т.д.
5. Оказание помощи товарищам в изучении техники.
6. Участие в обустройстве подразделения, оформительских работах.
Условия эффективности данной формы индивидуально-психологического воздействия:
1. Соответствие характера задания целям воспитания с учетом индивидуальных качеств военнослужащего.
2. Задание должно быть посильным и выполняться при достаточном материальном обеспечении.
3. Обязательный контроль за ходом реализации задания, помощь воину в его выполнении.
4. Объективная оценка выполнения задания, поощрения за успехи, разбор недостатков.
Индивидуальная помощь.
При оказании индивидуальной помощи подчиненному командир должен придерживаться определенных правил:
1. Установить причину необходимости оказания индивидуальной помощи: отставание или стремление к опережению: неопытность, незнание или лень; недобросовестность; сформировавшиеся черты характера или случайное влияние.
2. Выяснить отношение военнослужащего к оказанию ему помощи. Есть ли у него желание избавиться от недостатков или достичь положительных целей.
3. Воспринимает ли он помощь как Должное или считает это ущемлением своего личного достоинства.
4. Помощь не должна быть навязчивой, в грубой форме, с унижающими человека условиями. Нельзя оказывать помощь подчиненному только в целях поднятия своего престижа.
5. Помощь должна быть доброжелательной, тактичной, с опорой на положительные качества военнослужащего, понятной и бескорыстной.
Воздействие через третье лицо.
Это специфическая форма опосредованного индивидуального воздействия на военнослужащего. В качестве третьего лица могут выступать: родители, товарищи, руководители учреждений и предприятий, где учился или работал военнослужащий до службы.
Применение этой формы имеет свои особенности:
— обращение к родным и близким военнослужащего необходимо с учетом его семейных и других отношений;
— недопустимо жаловаться на подчиненного, показывать воспитательную несостоятельность командиров и начальников, превращать форму воспитания в форму наказания.
Таким образом, руководить воинским коллективом подразделения — это значит не только командовать подчиненными, приказывать им, но и осуществлять систематическое индивидуальное, воинское и нравственное воспитание личного состава. А для этого надо всесторонне изучать и знать личные качества, интересы, нужды каждого, доверять людям, уважать их достоинство.

Методические рекомендации
При изучении первого вопроса необходимо отметить, что в рамках создания нового облика Вооруженных Сил РФ органы воспитательной работы переименованы в органы по работе с личным составом.
Сюит подчеркнуть, что общими условиями эффективности для западного и восточного типов института воспитательной работы в вооруженных силах являются: опора на господствующую в обществе идеологию; подкрепление воспитательной работы деятельностью государственных институтов по обеспечению достойного статуса военнослужащих, их социальной защите; развитая материально-техническая база, прежде всего военных печатных и электронных СМИ; наличие специалистов различного профиля и системы их подготовки; широкая сеть общественных организаций военнослужащих и ветеранов военной службы.
Поскольку в нынешнем состоянии института воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ названные выше условия большей частью отсутствуют, рассчитывать на высокую эффективность воспитательной работы не приходится. Более того, принятые оргштатные решения и свертывание подготовки специалистов, по существу, подрывают организационные основы воспитательной работы, а без них она превращается в некую общую функцию командных кадров.
В ходе рассмотрения второго учебного вопроса стоит подчеркнуть, что успех в воспитательной работе во многом зависит от того, сумеет ли офицер при выборе средств воздействия на подчиненного найти ключ к его уму и сердцу, учесть присущие этому человеку черты характера, психологические особенности, жизненный опыт, общеобразовательную и военную подготовку, помочь военнослужащему раскрыть и реализовать свои возможности в интересах общего дела. Многое здесь зависит именно от умелого владения методикой индивидуальной работы с людьми.
В конце занятия необходимо сделать краткие выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению дополнительной литературы.

Рекомендуемая литература:
1. Военная педагогика: учебное пособие. — М.: Красная звезда, 2008.
2. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации. – М: ГУВР, 2005.
3. Дулич Л., Клепиков Д. Социология и психология военного управления. — СПб.: ВМА, 2006.
4. Коркин С., Сиренко И., Абравитов Д. Организация и методика воспитательной работы в подразделении. — СПб.: Петродворец, ВМИРЭ, 2011.
5. Приказ министра обороны РФ от 28.02.2005 № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Капитан 2 ранга
Василий МАРЮТИН,
доцент кафедры морально-психологического обеспечения
ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия»

Ориентир 11 2012

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *