Педагогическая практика студента в ДОУ

В период прохождения учебно-ознакомительной практики на 3 курсе мы посетили Интегрированный Детский сад 288 по адресу — Москва, Центральный округ, Ковров переулок д.3.

В Детском саду открыто девять инклюзивных групп:
Одна группа для детей раннего возраста от 1 до 2 лет,
Три группы для детей раннего возраста от 2 до 3 лет,
Две группы младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет,
Одна группа среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет,
Две группы старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет.

Там занимаются и находятся не только дети с нормальным развитием, но и детки с нарушениями развития и здоровья. Во всех группах комплектование идет по принципу инклюзивного образования — обычно развивающиеся дети находятся вместе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нам понравилось, что в этом саду работает целая команда специалистов: воспитатели, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, музыкальные руководители, хореограф, инструкторы по физкультуре и плаванию и массажист.

А также понравилось то, что в этом саду открыты дополнительные службы и подразделения: консультативный пункт, служба ранней помощи, лекотека (для оказания психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста с выраженными нарушениями развития, не посещающих детский сад). В саду кроме большого бассейна, есть еще кабинет водоинсталляции с маленьким бассейном, где ребятишки изучают свойства воды (по специальной обучающей программе). Свойства разных веществ, не только воды, изучаются детьми еще и в исследовательской лаборатории — там есть все оборудование для этого; и можно даже ставить опыты. Большого внимания и интереса заслуживает столярная мастерская, в которой стоят станки. Там все приспособлено для занятий с использованием дерева, бумаги, ткани. Есть и сенсорная комната, по сути предназначенная для релаксации, где малыши среди светящихся шаров и ленточек могут расслабиться, получить психологическую разгрузку. Есть еще и класс Марии Монтессори (со специальным оборудованием) — будущим психологам увидеть это крайне полезно и важно.

В целом, хочется сказать, что сад потрясающий. Там, действительно, очень домашняя, семейная атмосфера. Воспитатели очень добрые люди. С каждым ребенком общаются уважительно и доброжелательно. Так же во время учебно- ознакомительной практики мы посетили ЦЗН ЦНО г.Москвы. Руководитель подразделения А.А Черникова рассказала нам, как работает их организация, показала кабинеты рабочие места сотрудников:

1. Кабинет социальной адаптации.
2. Кабинет консультации.

Так же нам рассказывали, на чем основана работа ЦЗН:

Профориентации, профессиональном обучении, временной занятости для молодежи,программы для безработных, социальные гарантии для пенсионеров.

3 административных регламента:
1. по социальной адаптации.
2. по психологической поддержки.
3. по профориентации.

Профориентацию может пройти любой человек. ЦЗН может порекомендовать человеку кем быть, по результатам тестирования трудоустраивают, предлагается выбор профессионального обучения для получения навыков, квалификациии и т.д

По психологической поддержке предлагают:
— Тренинг.
— Собеседование с работодателями.

Во время прохождения практики нам, было, очень интересно ознакомится с работой психологов в ЦЗН.
Так же во время учебной ознакомительной практики мы посетили СОШ 1060 г.Москвы Про Вольдорфскую школу нам рассказала психолог А.А.Алхазова. Это школа отличается от других общеобразовательных учреждений, в ней необычное отношение к учебе и детям .наш преподаватель Анна Андреевна Алхазова показала нам школу. Мы увидели как повсюду развешаны, расставлены и разложены работы учеников. Все они изготовлены на различных уроках — живописи, ручного труда, рукоделия, физики. Бросается в глаза, что очень многое сделано руками учеников, их родителей и учителей. Почему? Ответ прост: потому что они любят свою школу.

Психолог в школе играет важную роль, он общается с детьми, тестирует, у психолога на каждого ребенка есть личное дело ,в котором содержатся все занятия и посещения. Школа нам понравилась своей заботой о детях, все получают музыкальное образование, концерты которые проводит школа, очень эмоционально влияют на детей. Всем детям нравится участвовать в школьных мероприятиях. Учебно-ознакомительная практика была прекрасно организована, мы получили много полезной информации, которая помогает нам создать образ своего профессионального будущего ии понять, как и чему учиться, что бы стать профессиональными психологами.

студентка факультета психологии
Мякишева Валентина

ШНГОГИШИЕ ИНУКИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РУКОВОДСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Л.В. Шестак

Shestak L.V.

В статье особое внимание уделено вопросам организации деятельности воспитателя в ходе педагогической практики, рассмотрено содержание и представлена технология проведения разных видов практики, с использованием эффективных методических приёмов, применяемых воспитателями дошкольных образовательных учреждений и руководителями практики педагогического колледжа, способствующих повышению качества подготовки студентов.

Ключевые слова: практика, дошкольное учреждение, студент, колледж.

УДК 373.2(075.32)

В Железноводском педагогическом колледже накоплен достаточно большой опыт руководства и организации педагогической практики студентов. Педагогическая практика в колледже является неотъемлемой частью профессиональной подготовки будущих учителей и воспитателей. Она является непрерывной и обязательной, осуществляется в соответствии с инструкцией по педагогической практике. Сроки и содержание практики определяются в соответствии с учебным планом, исходя из специфических особенностей каждой специальности.

В течение нескольких лет нами осуществляется руководство практикой студентов, обучающихся в вышеназванном государственном образовательном учреждении по специальности «Дошкольное образование» по очной и заочной формам обучения.

Опыт, накопленный в колледже, позволил создать определенную систему работы, способствующую повышению качества подготовки студентов. Несмотря на то, что на протяжении многих десятилетий в колледже ведется целенаправленная, последовательная и систематическая подготовка профессиональных педагогических кадров в учебной и практической деятельности студентов, описания опыта работы и методической литературы по данному вопросу мало.

На протяжении длительного времени практикой на дошкольном отделении очного обучения руководили заведующие О.И. Ста-нишевская, Г.И. Одинокая, Л.К. Юрченко. Ими была выработана целая система органи-

зации и руководства педагогическом практикой студентов по специальности «Дошкольное воспитание», а затем и «Дошкольное образование». Эти же традиции продолжены и нами, но с учетом современных требований, предъявляемых к разным уровням организации дошкольной образовательной системы.

Важное значение для успешного прохождения практики имеет сложившийся стиль общения в педагогическом коллективе, с которым предстоит сотрудничать. Поэтому необходимо установить деловой контакт между будущими воспитателями, педагогическим персоналом и сотрудниками детского сада во время их первой встречи. Следует дать понять студентам, что их появление в детском саду — важное событие

для всех, их здесь ждут, им готовы передать свой опыт. Только при таком условии можно говорить о том, что адаптация студентов-практикантов пройдет успешно, и они с желанием начнут претворять теорию в практику. Первые трудности и неудачи будут преодолены и не вызовут негативного отношения к работе, связанного с будущей профессией.

Посещение студентами разных видов практики осуществляется в базовых дошкольных образовательных учреждениях. В качестве базы практики выбраны лучшие дошкольные учреждения. Это учреждения, охватывающие города группы Кавминвод: Железноводска и Пятигорска. В настоящее время это 10 дошкольных учреждений.

Таблица

№/№ № и название муниципального дошкольного образовательного учреждения ( МДОУ) Место нахождения МДОУ (город) Руководители МДОУ Руководители-методисты педколледжа

1. № 8 » Ивушка» Железноводск Загоскина Т.А. Сидоренко Л.В.

2. № 13″Янтарь» Железноводск Стофорандова НИ. Шельпова Е.В.

3. № 14 » Малыш» Железноводск Белецкая С. А. Бекетова Г. В.

4. № 16 «Колокольчик» Железноводск Дульцева И.Н. Поповкина О.П.

5. № 17 » Родничок» Железноводск Перхалюк ОБ. Юрченко Л.К.

6. № 24 «Звёздочка» Пятигорск Борщёва Л.И. Захарова С.Н.

7. № 31 «Заря» Пятигорск Сергиенко И.В. Марценюк Л.В.

8. № 32 «Тополёк» Пятигорск Жидкова О.И. Горностаева Е.Ю.

9. № 38 «Журавушка» Пятигорск Хитрова И. А. Шестак Л.В.

10. № 39 «Буратино» Пятигорск Деренская Т.А. Качалова И.Н.

В вышеназванных дошкольных учреждениях сложился стиль деловых взаимоотношений, руководители и воспитатели поддерживают здоровый микроклимат, который положительно влияет на процесс работы практиканта, на развитие его профессиональных навыков, умений и ответственности при организации воспитательно-образовательной деятельности с детьми и трудовой дисциплины.

Педпрактика состоит из нескольких видов и усложняется в зависимости от курса обучения: учебная «Введение в специаль-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ность», практика наблюдений и пробных занятий, летняя, преддипломная.

Первое посещение студентами дошкольных образовательных учреждений разного типа (Дом ребенка, речевой детский сад, яс-ли-сад) осуществляется при прохождении учебной практики «Введение в специальность» для получения первичных профессиональных умений и навыков на втором курсе в I полугодии.

Во время учебной практики студенты, посещая дошкольные учреждения различных типов, знакомятся с особенностями их

воспитательно-образовательного комплекса, изучают особенности их функционирования; принципы построения развивающей среды и их реализацию в различных учреждениях; встречаются с администрацией. Предварительно их знакомят с заданиями, которые они должны выполнить.

1. Изучите особенности функционирования определенного типа дошкольного учреждения: штатное расписание, количество и наполняемость групп, режим работы, режим питания.

2. Запишите режим работы различных типов дошкольных учреждений и сделайте их сравнительный анализ.

3. Обратите внимание на своеобразие физкультурно-оздоровительного комплекса в различных типах дошкольных учреждений.

4. Познакомьтесь с реализацией возрастного принципа в организации жизни и деятельности детей в учреждении.

5. Обратите внимание, создается ли обстановка, приближенная к домашней в Доме ребенка.

6. Сделайте зарисовки различных вариантов оформления интерьера дошкольных учреждений и групповых комнат.

После проведения беседы и проверки дневниковых записей студентов, руководитель-методист высказывает свое мнение, тактично указывает на ошибки, выделяет наиболее удачные высказывания практикантов.

Во II полугодии студенты второго курса проходят практику «Наблюдений и пробных занятий». Основной целью пробной практики является формирование у студентов профессиональных знаний планирования, организации и анализа режимных процессов, занятий, а также других форм деятельности детей; развитие у практикантов творческого отношения к педагогическому труду.

При прохождении данного вида практики студентов распределяют в базовые дошкольные учреждения подгруппами (по 5-6 человек в каждом дошкольном учреждении), прикрепляется преподаватель-методист из педагогического колледжа, курирующий

данную подгруппу практикантов. Практика проводится 1 раз в неделю на протяжении всего семестра (21 неделя) в определенный день недели.

В первый день практики проводится инструктивное совещание по охране труда, по охране жизни и здоровья детей, даётся план-график практики. На второй неделе практики осуществляется знакомство с базой дошкольного учреждения. Посещение запланировано в первой половине дня, когда можно провести беседу с заведующей, старшим воспитателем. Во время беседы руководитель ДОУ может рассказать немного о себе, о педагогах детского сада, о том, какие учебные заведения окончили, где работали, чем нравится выбранная профессия. Во время экскурсии по дошкольному учреждению обращается внимание на развивающую среду. Затем анализируется предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении, делаются выводы о том, насколько учитываются интересы ребенка и его психологическое здоровье. Студенты так же знакомятся с интерьером дошкольного учреждения и дают заключение о его соответствии эстетическим требованиям.

На протяжении девяти недель практиканты наблюдают и анализируют организацию режимных процессов в 1-ой и 2-ой половинах дня в разных возрастных группах. В эти дни практиканты должны зафиксировать в памяти режимные моменты, точно хронометрировать их.

Перед таким этапом практики, как наблюдение, необходимо предложить студентам записать цель работы, приемы, которые направлены на реализацию этой цели. Следует подсказать практикантам, чтобы они во время наблюдений обращали внимание на поведение отдельных детей, знакомились с ними. Во время одевания, игр можно поговорить с детьми о том, как их зовут, представиться самим, спросить о том, нравится ли им ходить в детский сад, во что они любят играть, обратить внимание на внешний вид детей, на то, какие они красивые, какие волосы и яркие заколки у девочек и т.д. Такие беседы нравятся ребятам. Они способствуют сближению детей и молодых воспита-

телей-практикантов, помогают выполнить задание по составлению психолого-педагогической характеристики ребенка. Студенты должны уметь давать оценку навыкам детей во время умывания, одевания, приема пищи.

Эффективным приемом (после анализа наблюдений) считаем совместную проверку с практикантами их конспектов. Особое внимание обращаем на необходимость планирования времени проведения того или иного режимного момента. Все это позволит избежать ошибок при написании конспекта на вторую половину дня.

Во время пробной практики руководитель практики даёт рекомендации студентам-практикантам находиться там, где большее количество детей, тактично, вежливо разговаривает с ними, демонстрирует навыки самообслуживания и объясняет их. После пробной практики проводится беседа с практикантами и предлагается им ответить на вопросы:

1. Что, на их взгляд, удалось в работе, что нет?

2. Почему вы так решили?

3. Какие чувства испытали в общении с детьми?

4. Удовлетворены ли вы своей работой?

5. В чем вы ощущали трудности?

6. Какие приемы было бы лучше применить?

После ответов высказываем свое мнение, тактично указывая на ошибки, выделяя наиболее удачные приемы.

Следует отметить, что воспитатель обязан проявлять постоянную заботу о студентах, уметь сопереживать, сочувствовать их трудностям, подчеркивать необходимость творчества в работе, вселять веру в свои силы, поощрять успехи. И, конечно же, важен авторитет, способность ненавязчиво, без дидактики, говорить с практикантами, оперируя конкретными знаниями теории и методики.

В период руководства бытовыми процессами, игровой деятельностью, во время пробных занятий можно определить уровень знаний студентов: «Первый уровень — вос-

приятие знаний, второй уровень — осознание, третий уровень — запоминание, четвертый уровень — воспроизведение, пятый уровень — применение, шестой уровень — творческое использование полученных знаний».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тему для пробных занятий следует выбирать, выяснив, какие показательные занятия наблюдали студенты по той или иной методике; какие виды занятий анализировали на уроках в педколледже; какое занятие и почему они хотели бы провести самостоятельно. Студентам предлагалось занятие, намеченное в плане воспитательно-образовательной работы с детьми в базовом дошкольном учреждении, но иногда возможны были перестановки. Можно взять занятие из методических пособий, но обязательно нацелить практикантов на творческое их использование с учетом особенностей возрастной группы, с учетом насыщения разнообразными методами и приемами. Такая работа подведет к умению работать с литературой.

Результаты такого руководства практикой видны при написании студентами конспектов занятий с разнообразным применением демонстрационного материала, приемов внесения и обыгрывания его, методов обобщения знаний детей, приемов поощрения. Возможно привлечение студентов к совместной проверке конспектов, при которой предлагается найти самые эффективные методы, выделить главные мысли, дать задание детям в доступной и понятной форме, наметить контрольные вопросы. Необходимо обсудить конспект за неделю до проведения занятия, чтобы у практикантов было время подготовиться к предстоящей работе. Накануне можно обговорить организационные моменты, которые вызывают трудности; например, где лучше расположить материал, как начать занятие, где и как собрать детей к занятию и т.д. Можно дать советы по эффективному использованию времени занятия, оформлению детских работ по изобразительной деятельности для просмотра родителями. В ходе проведения студентами пробных занятий не следует вмешиваться и нарушать их ход, но в отдельных случаях возможна организационная

ШШестак Л.В.

помощь. Помогает им предупредительный контроль за подготовкой к занятию. Воспитатель должен помнить о том, что практикантам необходимо предоставлять как можно больше свободы и самостоятельности для раскрытия своих возможностей.

После проведенных занятий необходимы беседы со студентами, чтобы в спокойной обстановке обсудить причины неудач. В таких беседах обычно практиканты жалуются на то, что дети неорганизованны. Нет секрета в том, что в дни практики в силу своих психологических особенностей дети меняют свое поведение. Для них молодой воспитатель еще не авторитетен, они тонко чувствуют его скованность. Чтобы избежать этого, накануне текущей практики воспитатели беседуют с детьми, объясняя им, что к нам придут работать молодые воспитатели, они еще учатся и мы с вами своим вниманием, уважением, хорошим поведением должны помочь им в работе.

Необходимо помогать студентам и в работе с родителями. Родители должны знать дни, когда работают студенты, стараться соблюдать режим дня, беседовать с детьми о впечатлениях прошедшего дня, выражать добрые чувства к начинающим воспитателям, поднимая их авторитет в глазах детей.

Важной задачей практической подготовки является работа практикантов по календарному плану. При этом необходим более развернутый план работы с детьми между занятиями, после прогулки, после дневного сна, во время закаливания. Воспитатель должен знать круг вопросов, на которые сориентированы студенты в педагогическом колледже. Если после наблюдений у практикантов возникает много вопросов к воспитателю, то это говорит об их заинтересованности, желании познать работу до тонкостей.

Поэтому важно, чтобы они получили ответы на все вопросы.

По окончании третьего курса в летний период студенты приступают к прохождению летней практики. В течение летней практики на протяжении 4-х недель практиканты работают по основной специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста».

Эта практика выявляет качество и уровень профессиональной подготовки студентов.

Основным содержанием летней производственной практики является самостоятельное выполнение студентами функций воспитателя групп дошкольного возраста (по классификации Е.А. Панько): материнской, развивающей, диагностической и кор-рекционной, коммуникативной, конструк-торско-организаторской, координирующей функции профессионального самосовершенствования.

При выполнении функций воспитателя студентам предоставляется право использовать вариативные программы и методики.

Большая роль при организации данного вида практики отводится воспитателям, т.к. они ежедневно находятся с практикантами, наблюдая и анализируя их деятельность с детьми. В этом случае необходима студентам поддержка со стороны воспитателей. Ведь от того, как они окажут методическую помощь, проведут анализ воспитательно-образовательной работы с детьми и оценят деятельность практикантки, будет зависеть результат их работы.

Подготовка, контроль и подведение итогов летней педагогической практики возлагается на преподавателей педагогического колледжа. За ними закрепляются студенты, которыми руководили педагоги во время пробной практики, базовые дошкольные учреждения остаются прежними. Это улучшает профессиональную подготовку будущих специалистов, так как воспитатели и заведующие базовых учреждений знают и выполняют требования программы производственной практики по специальности «Дошкольное образование».

В ходе контроля летней практики студенты вначале испытывают трудности при организации воспитательно-образовательной работы с детьми, при планировании (однотипны наблюдения в природе, методические приемы и др.). Хотя в целом общие требования к структуре и содержанию планов воспитательно-образовательной работы с детьми в летний период выдерживаются. Многие студенты добросовестно выполняют проектировочную функцию воспитателя,

четко формулируют задачи к каждому виду деятельности, продумывают соответствующие этим задачам приемы руководства деятельностью детей.

В основном студентам в процессе летней практики удаётся установить контакт с детьми, провести наблюдение за ребенком и составить психолого-педагогическую характеристику на него.

Таким образом, в дошкольных группах практика завершается успешно, поставленные задачи выполняются, формируются определенные умения и навыки в ходе работы с детьми в летний период.

Не менее важное значение имеет и преддипломная практика — завершающий этап практического обучения. Подготовка к нему должна начинаться как минимум за два месяца. Вместе с воспитателем необходимо иметь список поделок и пособий, сетку занятий. Перспективный план на период практики должен обсуждаться вместе с практикантами. Считаем, что на период практики работу студентов следует нацелить на подчинение одной теме, например, поэтапное планирование одной из сюжетно-ролевых игр. Для этого нужно составить схему-конспект развития сюжетно-ролевой игры. Такой прием экономит время, помогает практикантам осмыслить знания, учит поэтапному планированию, осознанному распределению внимания.

На протяжении 6-ти недель проходит преддипломная практика. Пять недель практиканты работают по основной специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста», одну неделю по дополнительной квалификации: «Воспитатель дошкольных учреждений для детей с недостатками речевого развития», «Руководитель изобразительной деятельности», «Руководитель физического воспитания», «Руководитель малокомплектного дошкольного учреждения».

В ходе контроля преддипломной практики было отмечено, что студенты умеют ставить цели, подбирать воспитательно-образовательные задачи, содержание, методы и средства обучения, осуществлять целостный педагогический процесс в соответствии с комплексными программами: «Про-

граммой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой и программой «Радуга» под редакцией Т.Н. Доро-новой.

На протяжении пяти недель практики студенты смогли организовать содержательную жизнь детей и руководить разными видами детской деятельности.

Итогом профессиональной подготовки студентов было проведение конкурсных занятий. В целях совершенствования профессиональной подготовки, пропаганды передового опыта, использования новаторских методик, нестандартных форм обучения и воспитания были организованы интегрированные занятия. Их просмотр осуществлялся в базовых дошкольных учреждениях г. Пятигорска и г. Железноводска во время прохождения преддипломной практики. Были утверждены участники, график проведения занятий, руководители-методисты, темы занятий. Для разработки условий конкурса, процедуры проведения занятий была утверждена комиссия.

Занятия получились разнообразные, интересные и по форме, и по содержанию. В основном это интегрированные занятия с использованием нестандартных приемов и методов обучения.

Большую методическую помощь и моральную поддержку конкурсантки получили от воспитателей, руководивших педпрактикой.

По окончании преддипломной практики студенты предоставили необходимую документацию и представили отчёт, ответив на следующие вопросы:

1. Что дала вам преддипломная педагогическая практика: что удалось, что не удалось в работе с детьми, какие методы и приемы лучше было бы применить, доставила ли работа радость, достаточно ли спланированной вами работы?

2. Какие проблемы и недостатки выявлены были на практике, и как вы их старались ликвидировать?

3. Предложения по улучшению проведения мероприятий педагогической практики в адрес колледжа и дошкольного учреждения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, систематическая и целенаправленная работа воспитателя, по организации и руководству практикой студентов дает возможность сделать следующие выводы: воспитатель должен быть не наблюдателем, а непосредственным участником всех событий, руководителем, тактичным советчиком в работе со студентами-практикантами; уметь передать накопленный педагогический опыт. Практика нужна для того, чтобы учиться осваивать и перенимать существующий опыт и пробовать себя в профессии. Ведь важным условием успешности будущей профессиональной деятельности являются мотивационно-ценностные ориентации молодого специалиста, которые могут проявляться в профессиональном призвании, профессиональных

установках и интересах, профессиональных склонностях, притязаниях, ожиданиях, профессиональной направленности личности. Где же подтвердятся их ожидания, проявятся склонности? Конечно, не на лекциях в колледже, а только на практике — в детском коллективе.

Об авторе

Шестак Лилия Владимировна, заведующая педагогической практикой студентов по специальности 050704 «Дошкольное образование», высшее образование (Ставропольский государственный педагогический институт, 1990г.; специальность «Педагогика и психология дошкольная»), ГОУ СПО «Железноводский педагогический колледж». Сфера научных интересов — дошкольная педагогика. Vadim526@mail.ru

Умение учиться — важная составляющая категория профессии педагога. Сегодня скорость устаревания знаний выше, чем раньше, поэтому они требуют постоянного обновления. Умение учиться проявляется в умении организовывать свое время, планировать и контролировать свою учебную работу, организовывать поиск необходимой информации, выбирать соответствующие методы, налаживать взаимное сотрудничество. Это еще и способность принимать решения относительно собственного процесса учения и самомотивация.

Учебный процесс в вузе включает теоретические и практические занятия. К теоретическим относятся преимущественно лекционные занятия, к практическим занятиям относятся семинары, практикумы, лабораторные работы и практика учебная или производственная. Нельзя недооценивать значение лекционных занятий и самостоятельно пытаться освоить материал. Преподаватель может правильно подобрать материал и подать его в необходимом контексте.

Обучение в педагогическом вузе дает возможность оказаться сразу внутри педагогического процесса. При этом выступая одновременно в качестве объекта и субъекта педагогической деятельности. Процесс обучения в педагогическом вузе параллельно является моментом педагогической практики. Здесь существует возможность анализировать учебный процесс не просто с точки зрения обычного студента, но и с профессиональных позиций.

Источники самообразования

Важно в процессе обучения расширять количество источников самообразования путем привлечения внешних ресурсов. К внешним ресурсам в данном случае относятся традиционные: книги, периодические издания, средства массовой информации, дистанционное самообразование.

Вторым источником является исследовательская деятельность. В процессе исследования окружающего мира, будущий педагог упорядочивает свои знания и формирует личный педагогический стиль, профессиональное и личностное мировоззрение. В педагогическом вузе существует много возможностей для занятий исследовательской деятельностью. Исследовательская деятельность повышает уровень самообразования и помогает в поиске единомышленников.

Третьим источником систематического самообразования является обучение на разных курсах. Это могут быть курсы стенографии, изучения иностранного языка, курсы ораторского мастерства и так далее.

Дополнительным источником самообразования может стать работа. Во время учебы существует прекрасная возможность попробовать себя в различных видах деятельности, побывать в разных профессиональных ролях. Студенты педагогических вузов могут заниматься репетиторством, работать нянями или вожатыми, делать лингвистические переводы.

Окружающая действительность – пятый источник самообразования, который включает события, происходящие вокруг; людей, с которыми проходит общение, их знания и опыт. Необходимо научиться преобразовывать информацию из окружающего мира в полезную для себя, пропускать ее через профессиональную призму. Такой подход развивает рефлексивные навыки и помогает вырабатывать собственную модель поведения в аналогичных ситуациях. Особое значение для педагогов имеет навык командной работы. Он включает:

  • умение подключать других для помощи в вашей деятельности;
  • умение нивелировать конфликты;
  • умение планировать свою деятельность;
  • умение редактировать работу группы;
  • умение обобщать разрозненный материал.

Для будущего педагога очень важен еще один источник самообразования — его увлечения, так называемые «специальные умения».

Иногда студенты, поступая в вуз, отбрасывают все, по их мнению, «лишнее», «мешающее учебе», «развлекательное». А напрасно. Дополнительная сфера деятельности, не связанная напрямую с профессиональным самообразованием, именно для педагога является крайне необходимой. Для чего важно обладать не узкопрофильным, а широким кругозором? В первую очередь для повышения собственного авторитета в глазах будущих воспитанников и коллег. Если вы хорошо поете или любите подводное плавание, или умеете играть в шахматы, или вышиваете крестиком роскошные пейзажи, — этот опыт может пригодиться и вашим ученикам, ведь они, как и вы сами, всегда хотят общаться с интересным человеком, способным научить их чему-то новому помимо школьной программы. Поэтому, как бы ни были вы увлечены достижением профессиональных вершин, не забывайте развиваться и в других направлениях!

26 Февраля 2018

С 22.01.2018г. по 17.02.2018г. студенты 4 курса очной формы обучения направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование совмещенных профилей «Информатика» и «Иностранный язык» проходили производственную практику в базовом образовательном учреждении СГСПУ – МБОУ Школа №149 г.о. Самара. Будущие бакалавры-педагоги, имеющие целевые направления, а также уже трудоустроенные студенты проходили практику в других учебных учреждениях, что поспособствовало получению ими богатого и разнообразного преподавательского опыта.

Несомненно, что производственная практика является важным условием формирования профессиональной подготовки студентов, поскольку приводит к целому комплексу значимых результатов: подготовке к основным видам профессиональной деятельности, реализации приобретенных профессиональных знаний, умений, навыков и профессиональной адаптации, т.е. вхождению в профессию, освоению социальной роли, профессиональному самоопределению, интеграции личностных и профессиональных качеств.

Студенты познакомились со школьной структурой, профессиональными школьными педагогами и опробовали собственные силы на практике.

Особый интерес представляет рефлексивная оценка будущими учителями собственной педагогической деятельности в школе, отражённая в их отзывах и впечатлениях.

По мнению Ивановой Татьяны за 4 недели педагогической практики она имела возможность не только понаблюдать за работой профессионалов, но и поработать в качестве учителя: «Всякое начало всегда волнительно, но дети приняли меня хорошо. С самого начала у меня сложились добрые и тёплые отношения с учениками. И совершенно непередаваемое ощущение, когда дети принимают тебя, смотрят с доброй улыбкой и при этом выдают тот материал, которому ты их научила. Под конец мне было даже жаль с ними расставаться. Но, в целом, об этой педагогической практике у меня остались только хорошие впечатления и тёплые воспоминания».

«Производственная практика стала для меня очень полезным опытом в формировании не только как учителя, но и личности в целом. Я научилась быстро находить подход к разным ученикам, узнала много особенностей педагогического дела. Самое главное, что в любой ситуации я могла обратиться за помощью к профессионалам, благодаря чему у меня не возникало проблем. Мне понравилась производственная практика» – это взгляд другой студентки, Данилиной Елены.

Банцева Надежда отмечает, что за время прохождения практики она получила бесценный опыт общения с детьми: «Каждый ученик требует индивидуального подхода, это делает работу учителя творческой и интересной. Чтобы удержать внимание класса нужно использовать разные приёмы и методы, быть эрудированным. Кроме того, очень важно быть хорошо подготовленным к урокам, предусмотреть возможные затруднения и способы их преодоления. Всё это помогло мне развивать свои профессиональные и личностные качества».

«Производственная практика, которую я проходила в МБОУ Школа 149 г.о. Самара, дала мне бесценный опыт работы с детьми, не только во время учебной работы, но и во время подготовки и проведения всевозможных мероприятий. Во время практики я научилась справляться с непредвиденными обстоятельствами, к примеру, ученик выполнил все раньше остальных и был не занят, необходимо было придумать для него дело. Также мне довелось поработать в коллективе педагогов-профессионалов, которые были готовы помочь в трудной ситуации. Я быстро нашла общий язык с детьми, и мне не хотелось с ними расставаться» – делится позитивными эмоциями от практики Якимова Юлия.

Фархутдинова Руфина: «Благодаря производственной практике, мне представилась возможность прочувствовать на себе всю сложность и ответственность профессии учителя. Этот опыт помог мне понять, что воспитание и обучение – это трудоёмкие процессы, требующие самоотдачи и терпения. С помощью советов опытных учителей, мне удалось избежать всех «подводных камней», которые ожидали меня во время прохождения данной практики. Я научилась смело ориентироваться в затруднительных и конфликтных ситуациях, узнала новые приёмы мотивации детей к учебному процессу, почерпнула для себя много важной и полезной информации».

«Во время прохождения производственной практики я получила бесценный опыт общения с детьми, как в урочной, так и внеурочной деятельности. Данная практика дала мне возможность осознать всю глубину профессии учителя, перенять опыт у педагогов со стажем и применить свои знания и умения на практике. Благодаря практике я могу смело применять полученный опыт в будущей работе и делиться им с коллегами» – Малахова Ольга.

Пудовкина Елена считает, что производственная практика в школе стала для неё очень важным моментом в обучении искусству преподавания, так как был получен уникальный опыт общения с детьми, учителями и администрацией школы: «Я считаю, что это была прекрасная возможность оценить свои силы и получить ценные рекомендации от старших коллег. Более того, было приятно почувствовать себя полноценным участником процесса передачи детям знаний, и хочется верить, что мне удалось осуществить этот процесс наилучшим образом».

«Производственная практика внесла неоценимый вклад в мой педагогический опыт. Я научилась работать с детьми, правильно выходить из конфликтных ситуаций и мотивировать к учебе детей. Помимо этого, мне удалось почерпнуть большой педагогический опыт у педагогов школы и получить их рекомендации. Мне очень хотелось продолжить преподавать в школе, жаль, что практика длится всего несколько недель! Благодаря практике, я поняла всю значимость профессии учителя, и мое желание работать с детьми в школе только увеличилось!» – выражает мнение большинства студентов-практикантов Стольникова Марина.

Алексеева Анастасия всесторонне анализирует процесс прохождения производственной практики: «Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными технологиями и приемами обучения. Большим вкладом в формирование моего представления о личности педагога и, собственно, о процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках опытных педагогов. В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалоговое общение и т.п.); научиться грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний отдельных учеников; подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями».

Не мене интересно мнение Шевариной Марии, которая уже совмещает учебу в университете с работой учителем информатики: «Производственную практику я проходила в школе, в которой уже работаю преподавателем информатики. Практика помогла мне расширить понятие «учитель информатики». Роль учителя информатики – это не только планирование и проведение уроков, заполнение электронного и бумажного журналов, это также и помощь коллегам, и, возможно, помощь с оборудованием (компьютеры, ноутбуки, МФУ и так далее). Я поняла, что педагогический коллектив – это одна большая семья, и нужно всегда стараться оказывать помощь членам этой семьи. Во время практики у меня было больше времени, которое я могла провести в школе на рабочем месте; я получила опыт проведения внеклассного мероприятия, которое помогло мне раскрыть положительные стороны моих учеников. Я поняла, что мои ученики в большинстве своем хорошо эрудированы в различных областях, и это меня приятно удивило».

Студенты группы ФМФИ-б14ИИо

ФМФИ, студенты, практика

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *