Паспорт отходов

Что это такое и для чего он нужен

Паспорт опасного отхода является документом, в котором содержится информация об основных физико-химических свойствах конкретного вида отходов с обязательным установлением его класса опасности. Этот документ составляется согласно требованиям ст.14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ).

Правила заполнения паспорта опасных отходов определяет приказ №712 «О паспортизации отходов» (от 16 августа 2013 г.). Кроме того, по главным требованиям к содержанию и порядку составления документа был разработан стандарт ГОСТ Р 53691-2009.

Паспорт отходов создается с целью обобщения полезной информации о каждом виде образующегося мусора для осуществления дальнейших действий с ним. Сообразно с данными этого документа определяются безопасные для природы и физического состояния людей пути уничтожения и утилизации мусора, включающие также его переработку с целью получения новых продуктов.

Для чего нужна разработка паспортов опасных отходов предпринимателям и юридическим лицам? Обозначим основные моменты:

  1. Во избежание штрафных выплат в результате проверки организации по экологии.
  2. Данные документа используются в процессе определения платы за НВОС, а также в ходе составления ПНООЛР.
  3. Предъявление документа необходимо при подписании договора с обслуживающей компанией, обеспечивающей вывоз мусора.
  4. Это важный вклад руководителя организации (предприятия) – источника мусора – в защиту экологии.

Паспорт опасных отходов 1-4 классов. Процедура оформления

При разработке паспорта отходов 1-4 классов опасности используются сведения о качественных и количественных характеристиках мусора и информация о мере его отрицательного воздействия на природную среду.

Порядок паспортизации, установленный для опасного мусора 1-4 классов, не относится к отходам биологическим и ЛПУ, а также к выбросам токсичных соединений в воздух и к сбросу вредных компонентов в водоемы. Обращение с перечисленными разновидностями отходов регулирует иная документация.

Руководителям организаций необходимо отнести получаемые в ходе деятельности отходы к одному из пяти классов по степени опасности. При паспортизации опасных отходов, внесенных в ФККО, руководители должны использовать новую форму из постановления Правительства РФ от 16.08.2013 №712 (в указанном документе имеется бланк паспорта).

Заверенные руководящими лицами ксерокопии паспортов и других бумаг, являющихся подтверждением присвоения определенному виду мусора точного класса опасности, отправляются в местный орган Росприроднадзора.

Важно! Если в ходе функционирования организации происходит накопление специфичных отходов, не включенных в ФККО, предпринимателю необходимо установить их класс опасности за 90 суток с момента образования мусора для внесения в классификатор.

Как сделать самостоятельно

Первый шаг – скачивание формы паспорта из Интернета. Далее одна из сторон формы заполняется личными данными, а именно указываются:

  • ФИО предпринимателя или названия (в полной и сокращенной форме) юридического лица;
  • ИНН;
  • коды по ОКПО и ОКВЭД;
  • местонахождение.

Для заполнения лицевой стороны нужно следовать следующим положениям:

  1. Определить каждый вид мусора сообразно с обновленной версией ФККО с установлением кода отхода.
  2. Внести сведения о технологическом процессе получения мусора.
  3. Занести данные о составе (компонентном и/или химическом) отхода в процентном выражении.
  4. Заполнить пункты об агрегатном состоянии образующегося вида мусора.
  5. Установить его класс опасности, зависящий от меры отрицательного влияния на природную среду.
  6. Сделать биотестирование отхода, имеющего 5 класс.
  7. Составить заявление для отправки паспорта в орган Росприроднадзора.
  8. Отправить ксерокопии документов, содержащих результаты лабораторного анализа, в местный орган Росприроднадзора.
  9. Осуществить регистрацию на gko.fsrpn.ru.

В процессе выполнения 8 положения необходимо заверить все составленные паспорта: в документах должны быть поставлены печати, дата, подпись. Затем нужно снять по одной ксерокопии со всех отдельных документов и проставить на них надпись (или печать) «копия верна», ФИО, число, печать компании и подпись ее руководителя.

Схема составления паспорта на первый взгляд кажется довольно простой, однако здесь есть свои «подводные камни». Одна из основных сложностей для предпринимателя заключается в выявлении всех видов отходов, образующихся в деятельности организации. Этот пункт особенно важен при проверке инспектирующими органами, т.к. за отсутствие паспорта отхода выписывается штраф.

Определенные затраты сил и времени требуются для того, чтобы определить химический или компонентный состав мусора, провести биотестирование.

На данном этапе составления документа необходимо обратиться к специалистам аккредитованной лаборатории с целью проведения ими исследований количественного состава отхода. Также здесь могут пригодиться данные ТУ, ГОСТов, нормативные документы, учрежденные на предприятии.

Все письменные подтверждения проведенных лабораторных исследований обязательно заверяются.

Обратите внимание! Перечень актов о проведенных в лабораторных условиях исследованиях дополняется подписанными ксерокопиями протоколов отбора проб мусора, который также производится лабораторией. Кроме того, нужно копировать документацию об аккредитации самой лаборатории.

При условии образования мусора, не внесенного в ФККО, необходимы осуществление расчета класса опасности и подача заявления для занесения данного вида отхода в классификатор.

Образец заполнения паспорта (обеих сторон) представлен ниже.

Портал паспортизации

Новые правила паспортизации разных видов мусора предусматривают регистрацию предпринимателя на портале ГКО. В данный кадастр отходов согласно российскому закону входят обновленный ФККО, ГРОРО (перечень полигонов) и данные о мусоре и способах его обезвреживания (БДО).

Модуль паспортизации – это программа в Интернете, с помощью которой можно подготавливать в электронном варианте заявки для Росприроднадзора на подтверждение класса опасного отхода и на занесение изменений в БДО. Образец заполнения заявления на портале представлен ниже.

Модуль паспортизации служит для:

  • автоматизации процесса разработки заявлений;
  • сокращения числа ошибок в заявках и времени на согласование заявлений;
  • сокращения времени, которое требуется для обрабатывания заявлений, посредством передачи информации в электронном варианте;
  • исключения утраты информации;
  • уменьшения времени поиска заявления при согласовании: потребуется лишь указание номера, который был присвоен на стадии отправления заявки.

С помощью портала можно:

  • получить данные из обновленной версии ФККО;
  • сформировать заявление на проведение согласования класса опасного мусора с разработкой паспорта (с возможностью распечатки заявки на бумаге);
  • обмениваться информацией со специалистами Росприроднадзора в ходе установления класса отходов.

Стоимость разработки паспорта

Облегчить процесс паспортизации можно, обратившись в специализированную компанию. Цена за такую услугу варьируется, завися от объема мусора и его состава.

Так, например, крупная компания ООО «РПС» предлагает разработать паспорт отходов 1-4 классов согласно ГОСТу для клиентов из Московской области за 2,5 тыс. руб., из Татарстана – за 2 тыс. руб. и т.д. Оформить документ на любой вид мусора с получением акта проведенного количественно-химического анализа стоит в указанной организации от 5,5 тыс. руб. для Москвы и области, от 4 тыс. руб. для Казани и республики. Разработка паспорта, получение акта из лаборатории и внесение результата в ФККО осуществляются по цене (в ООО «РПС») от 7,5 тыс. руб. Также данная компания проводит биотестирование неопасного мусора за 4,5 тыс. руб. и выше. Цены указаны за 2017 год.

О том, что такое паспорт опасных отходов и как осуществляется процесс паспортизации, рассказывает специалист всероссийского центра сертификации «Межрегионтест» в следующем видео.

Паспортизация – процесс не самый легкий и приятный для предпринимателей. Однако введение этой процедуры – шаг на пути сохранения и защиты нашей среды обитания от негативного воздействия опасного мусора, зачастую бесконтрольно выбрасываемого нерадивыми руководителями разных организаций.

Классификация видов отходов (ТБО)

Отходы — это продукты, образовавшиеся как побочные, бесполез­ные или нежелательные в результате производственной и непроизвод­ственной деятельности человека и подлежащие утилизации, переработ­ке или захоронению.

Существует несколько классификаций отходов — как принципиаль­ных (укрупненных), так и детальных.

1. Поскольку производственная деятельность человека связана в конечном итоге с удовлетворением его потребностей, все образующие­ся отходы принципиально можно разделить на две большие группы — отходы производства и отходы потребления.

К отходам производства следует отнести продукты, которые не про­изводятся целенаправленно, а образуются как побочные при создании конечного продукта. Для каждого производства характерен свой вид технологических отходов.

К отходам потребления следует отнести отслужившие свой срок в быту товары и изделия, а также ненужные человеку продукты или их остатки, образовавшиеся в системе городского хозяйства.

Наиболее распространенные отходы потребления:

  • ТБО (жилой и нежилой сектор);
  • КГМ (крупногабаритные материалы) — отслужившая свой срок бытовая техника и мебель (холодильники, стиральные машины, газовые плиты, диваны и т.п.);
  • автолом;
  • крупногабаритные резиноотходы (в основном автопокрышки, в т.ч. с металлокордом);
  • отработанные аккумуляторы;
  • отработанные ртутные лампы;
  • электронный лом (радио- и телеаппаратура и т. д.).

2. В любой экономической системе в качестве объектов взаимоотно­шений выступают население, промышленные предприятия и сельское хозяйство, которые являются источником образования соответствую­щих отходов — бытовых, промышленных и сельскохозяйственных.

3. Исходя из агрегатного состояния, образовавшиеся отходы можно подразделить на твердые, жидкие и газообразные. Твердое и жидкое со­стояние характерно для отходов всех групп, газообразные отходы обра­зуются преимущественно в промышленности (включая автотранспорт).

4. Федеральный классификационный каталог отходов разработан в целях реализации Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

Федеральный классификационный каталог отходов — перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приорететных признаков:

  • по происхождению отхода;
  • по агрегатному и физическому состоянию;
  • по опасным свойствам;
  • по степени вредного воздействия на окружаюгцую природную
  • среду.

Вид отходов определяет тринадцатизначный код, характеризующий их общие классификационные признаки.

По происхождению выделяют (табл. 2.1):

  • отходы органические природного происхождения (животного и растительного) — код 100 000 00 00 00 0;
  • отходы минерального происхождения — код 300 000 00 00 00 0;
  • отходы химического происхождения — код 500 000 00 00 00 0;
  • отходы коммунальные — код 900 000 00 00 00 0.

Детальный перечень отходов, образующихся в РФ, представлен в Дополнениях к Федеральному классификационному каталогу отходов. ТБО входят в «Отходы коммунальные»:

910 000 00 00 00 0 ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ
911 000 00 00 00 0 Отходы из жилищ
911 001 00 01 00 4 Отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные)
911 002 00 01 00 5 Отходы из жилищ крупногабаритные
912 000 00 00 00 0 Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным
912 004 00 01 00 4 Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)
912 005 00 01 00 5 Мусор от бытовых помещений организаций крупногабаритный
912 006 00 01 00 0 Мусор строительный
912 006 01 01 00 4 мусор строительный от разборки зданий
912 010 00 00 00 0 Отходы кухонь и предприятий общественного питания
912 010 01 00 00 5 пищевые отходы кухонь» организаций общественного питания несортированные
912 011 00 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами
912 012 00 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и . помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами
912 013 00 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
912 014 00 01 00 5 Отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий
912 015 00 01 00 5 Отходы от уборки территорий кладбищ, колумбариев

Таблица 2.1. Федеральный классификационный каталог отходов

КОД НАИМЕНОВАНИЕ
10000000 00 00 0 ОТХОДЫ ОРГАНИЧЕСКИЕ ПРИРОДНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО)
11000000 00 00 0 ОТХОДЫ ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВЫХ И ВКУСОВЫХ ПРОДУКТОВ
11100000 00 00 0 Отходы производства пищевых продуктов
11400000 00 00 0 Отходы производства вкусовых продуктов
11700000 00 00 0 Отходы производства кормов
12000000 00 00 0 ОТХОДЫ РАСТИТЕЛЬНЫХ И ЖИВОТНЫХ ЖИРОВЫХ ПРОДУКТОВ
12100000 00 00 0 Отходы производства растительных и животных масел
12300000 00 00 0 Отходы производства растительных и животных жиров и восков
12500000 00 00 0 Эмульсии и смеси, содержащие растительные и животные жировые продукты
12600000 00 00 0 Отходы продуктов из растительных и животных жиров, включая просроченные продукты
12700000 00 00 0 Шламы производства растительных и животных жиров
12800000 00 00 0 Отходы производства молочных продуктов
12900000 00 00 0 Остатки рафинирования при производстве и переработке растительных и животных жиров
13000000 00 00 0 ОТХОДЫ СОДЕРЖАНИЯ, УБОЯ И ПЕРЕРАБОТКИ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ (ВКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ РЫБЫ И ИНЫХ МОРЕПРОДУКТОВ)
13100000 00 00 0 Отходы содержания животных и птиц
13200000 00 00 0 Отходы убоя животных и птиц
13300000 00 00 0 Отходы от переработки мяса животных
13400000 00 00 0 Отходы от переработки мяса птиц
13500000 00 00 0 Отходы переработки рыбы и других морепродуктов
13800000 00 00 0 Тела животных и птиц, обращение с которыми требует мер предосорожности во избежание инфиницирования
14000000 00 00 0 ОТХОДЫ ШКУР, МЕХОВ И КОЖИ
14100000 00 00 0 Отходы шкур
14200000 00 00 0 Отходы мехов
14300000 00 00 0 Отходы щетино-щеточного производства
14400000 00 00 0 Отходы дубилен (кроме дубящих веществ)
14700000 00 00 0 Отходы кожи
17000000 00 00 0 ДРЕВЕСНЫЕ ОТХОДЫ
17100000 00 00 0 Отходы обработки и переработки древесины
17300000 00 00 0 Отходы лесозаготовок н вырубок
18000000 00 00 0 ОТХОДЫ ЦЕЛЛЮЛОЗЫ, БУМАГИ И КАРТОНА
18100000 00 00 0 Отходы производства целлюлозы
18400000 00 00 0 Отходы переработки целлюлозы
18700000 00 00 0 Отходы бумаги и картона
19000000 00 00 0 ДРУГИЕ ОТХОДЫ ОТ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКТОВ ЖИВОТНОГО И РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
19800000 00 00 0 Другие отходы от переработки и рафинирования продуктов растительного происхождении
19900000 00 00 0 Другие отходы от переработки и рафинирования продуктов животного происхождения
30000000 00 00 0 ОТХОДЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
31000000 00 00 0 ОТХОДЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ (ИСКЛЮЧАЯ ОТХОДЫ МЕТАЛЛОВ)
31100000 00 00 0 Печной бой металлургический и литейный щебень (брак)
31200000 00 00 0 Металлургические шлаки, съемы н пыль
31300000 00 00 0 Золы, шлакн и пыль от топочных установок и от термической обработки отходов
31400000 00 00 0 Прочие твердые минеральные отходы
31600000 00 00 0 Минеральные шламы —
34000000 00 00 0 ОТХОДЫ ДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
34100000 00 00 0 Отходы при добыче нефти и газа
34300000 00 00 0 Отходы при добыче угля и горючих сланцев
34400000 00 00 0 Отходы при добыче торфа
34500000 00 00 0 Отходы при добыче рудных полезных ископаемых
34700000 00 00 0 Отходы при добыче нерудных полезных ископаемых
34900000 00 00 0 Прочие отходы добывающей промышленности
35000000 00 00 0 ОТХОДЫ МЕТАЛЛОВ И СПЛАВОВ
35100000 00 00 0 Лом и отходы черных металлов
35300000 00 00 0 Лом и отходы цветных металлов
35400000 00 00 0 Лом и отходы сплавов цветных металлов
35500000 00 00 0 Лом и отходы цветных металлов и сплавов несортированный
35700000 00 00 0 Металлические шламы
39000000 00 00 0 Д РУГИЕ ОТХОДЫ МИНЕРАЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
39900000 00 00 0 Другие отходы минерального происхождения, а также отходы рафинирования продуктов
50000000 00 00 0 ОТХОДЫ ХИМИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
51000000 00 00 0 ОТХОДЫ ОКСИДОВ, ГИДРОКСИДОВ, СОЛЕЙ
51100000 00 00 0 Гальванические шламы
51300000 00 00 0 Отходы оксидов и гидроксидов
51500000 00 00 0 Отходы солей
52000000 00 00 0 ОТХОДЫ КИСЛОТ, ЩЕЛОЧЕЙ, КОНЦЕНТРАТОВ
52100000 00 00 0 Отходы неорганических кислот
52200000 00 00 0 Отходы органических кислот
52400000 00 00 0 Отходы щелочей
52700000 00 00 0 Отходы концентратов
53000000 00 00 0 ОТХОДЫ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИИ, СРЕДСТВ ДЕЗИНФЕКЦИИ
53100000 00 00 0 Отходы средств обработки и защиты растений от вредителей
54000000 00 00 0 ОТХОДЫ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ, УГЛЯ, ГАЗА, ГОРЮЧИХ СЛАНЦЕВ И ТОРФА
54100000 00 00 0 Отходы синтетических и минеральных масел
54200000 00 00 0 Отходы жиров (смазок) и парафинов из минеральных масел
54400000 00 00 0 Отходы эмульсий и смесей нефтепродуктов
54700000 00 00 0 Шламы минеральных масел
54800000 00 00 0 Остатки рафинирования нефтепродуктов
54900000 00 00 0 Прочие отходы нефтепродуктов, продуктов переработки нефти, угля, газа, горючих сланцев и торфа
55000000 00 00 0 ОТХОДЫ ОРГАНИЧЕСКИХ РАСТВОРИТЕЛЕЙ, КРАСОК, ЛАКОВ, КЛЕЯ, МАСТИК И СМОЛ
55200000 00 00 0 Отходы органических галогеносодержащих растворителей, их смесей и других галогенированных жидкостей
55300000 00 00 0 Отходы негалогенированных органических растворителей и их смесей
55400000 00 00 0 Шламы, содержащие растворители
55500000 00 00 0 Отходы лакокрасочных средств
55700000 00 00 0 Отходы клея, клеющих веществ, мастик незатвердевших смол
56000000 00 00 0 ОТХОДЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ И ГИГИЕНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
56100000 00 00 0 Отходы фармацевтической продукции, ее производства и приготовления
56600000 00 00 0 Отходы гигиенических средств
57000000 00 00 0 ОТХОДЫ ПОЛИМЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
57100000 00 00 0 Затвердевшие отходы пластмасс
57200000 00 00 0 Отходы незатвердевших пластмасс, формовочных масс и компонентов
57300000 00 00 0 Шламы и эмульсии полимерных материалов
57500000 00 00 0 Отходы резины, включая старые шины
57700000 00 00 0 Резиновые шламы и эмульсии
57800000 00 00 0 Остатки полимерных материалов в размельчителях
58000000 00 00 0 ОТХОДЫ ТЕКСТИЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА, ПРОИЗВОДСТВА ВОЛОКОН
58100000 00 00 0 Текстильные отходы и шламы
58200000 00 00 0 Текстиль загрязненный
59000000 00 00 0 ДРУГИЕ ХИМИЧЕСКИЕ ОТХОДЫ
59100000 00 00 0 Отходы взрывчатых веществ
59200000 00 00 0 Отходы, содержащие металлоорганические соединения, не вошедшие в другие пункты
59300000 00 00 0 Лабораторные отходы и остатки химикалиев
59400000 00 00 0 Отходы чистящих и моющих средств
59500000 00 00 0 Отходы катализаторов и контактных масс, не вошедшие в другие пункты
59600000 00 00 0 Сорбенты, не вошедшие в другие пункты
59800000 00 00 0 Отходы упакованных газов
59900000 00 00 0 Прочие отходы процессов преобразования и синтеза
90000000 00 00 0 ОТХОДЫ КОММУНАЛЬНЫЕ
92000000 00 00 0 ОТХОДЫ СЛОЖНОГО КОМБИНИРОВАННОГО СОСТАВА В ВИДЕ ИЗДЕЛИЙ, ОБОРУДОВАНИЯ, УСТРОЙСТВ, НЕ ВОШЕДШИЕ В ДРУГИЕ ПУНКТЫ
92100000 00 00 0 Электрическое оборудование, приборы, устройства и их части
92300000 00 00 0 Лампы (накаливания, люминесцентные, электронные и другие), стекло с нанесенным люминофором, провода изолированные, кабели и другие изолированные электрические проводники) ‘
94000000 00 00 0 ОТХОДЫ ОТ ВОДОПОДГОТОВКИ, ОБРАБОТКИ СТОЧНЫХ ВОД И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДЫ
94100000 00 00 0 Отходы (осадки) при подготовке воды
94300000 00 00 0 Отходы (осадки) при механической и биологической очистке сточных вод
94500000 00 00 0 Отходы (осадки) от реагентной очистки сточных вод
94700000 00 00 0 Отходы (осадки) при промывке канализационных сетей
94800000 00 00 0 Отходы (осадки) при обработке сточных вод, не вошедшие в другие позиции
94900000 00 00 0 Отходы от водоэксплуатации
95000000 00 00 0 ЖИДКИЕ ОТХОДЫ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИИ
95100000 00 00 0 Отходы (осадки) из выгребных ям и хозяйственно-бытовые стоки
95300000 00 00 0 Инфильтрацнонные воды объектов размещения отходов
95400000 00 00 0 Жидкие отходы термической обработки отходов и от топочных установок
97000000 00 00 0 МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ (БОЛЬНИЦ И ЛЕЧЕБНО­ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ)
97100000 00 00 0 Медицинские отходы
99000000 00 00 0 ПРОЧИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ

5. По международной классификации промышленных отходов, при­нятой во всех организациях, входящих во Всемирный Банк отходов про­изводства, выделяют твердое, жидкое и пастообразное состояние отхо­да. Каждый вид отхода в свою очередь конкретизируется по восьми признакам (табл. 2.2). Виды промышленных отходов кодируются по системе, учитывающей Международный стандарт классификации про­мышленности (табл. 2.3, табл. 2.4).

6. При содержании в отходах тех или иных химических веществ в определенной концентрации их, как правило, выделяют в отдельный класс и называют опасными. Однако на их примере хорошо видно, что любая классификация отходов в какой-то степени условна и во времени может изменяться. Так, например, по старой классификации ЭПА (1967 г.) промышленные отходы считались опасными при наличии в них хотя бы одного из восьми тяжелых металлов, четырех инсектицидов и двух гер­бицидов. Согласно новой классификации, к этому перечню добавлено еще двадцать пять органических веществ, в связи с чем количество промышленных отходов, считающихся опасными, увеличилось.

В соответствии с приказом МПР России (от 15.06.2001 №511) класс опасности отходов устанавливается по степени возможного вредного воздействия на окружающую природную среду (1-й класс — чрезвычайно опасные отходы, 5-й класс — практически не опасные). Отнесение отходов к одному из пяти классов опасности осуществляется расчетными или экспериментальными методами.

7. В ряде случаев используется классификация отходов по опреде­ленным возможностям их утилизации, причем технический прогресс обусловливает постоянное пополнение как перечня утилизируемых от­ходов, так и направлений их переработки и использования. Например, в Японии ТБО при организации их селективного сбора в местах обра­зования классифицировали на горючие отходы (направляют на сжига­ние), негорючие (подлежат захоронению) и ценные (направляют на пе­реработку). До 1984 г. отработанные в быту сухие гальванические эле­менты (батарейки) относились ко второй категории отходов (подлежали захоронению), но затем в связи с широким обсуждением в Японии проблемы загрязнения окружающей среды ртутью, содержащейся в ба­тарейках, их стали относить к категории ценных отходов, подлежащих регенерации.

В Италии, наоборот, отслужившие свой срок сухие бытовые элек­тробатарейки, сбор которых обычно проводился совместно с другими твердыми бытовыми и промышленными отходами, направляемыми на сжигание, с 1984 г. по специальному Декрету стали относить к опасным отходам, подлежащим селективному сбору (отдельно от других ТБО). Объясняется это тем, что в составе элементов таких батарей присут­ствует ртуть и при сжигании происходило существенное загрязнение ртутью окружающей среды. В ряде городов Италии успешный сбор ис­пользованных электробатареек (в специальные контейнеры, установ­ленные вблизи соответствующих магазинов) позволил заметно умень­шить их количество в общей массе ТБО, подвергающихся сжиганию, и снизить тем самым загрязнение окружающей среды ртутью.

При решении проблемы твердых отходов в первую очередь необ­ходимо выделить так называемые многотоннажные отходы, поскольку именно эти отходы в наибольшей степени загрязняют окружающую среду и в то же время могут дать максимальный эффект при вовлечении в хозяйственный оборот.

Для практического решения вопросов переработки, использования и безопасного удаления многотоннажных отходов, а также для аналити­ческой оценки их образования, твердые отходы удобно классифициро­вать по признаку их принципиального химического состава на четыре группы: содержащие преимущественно органические вещества, неор­ганические вещества, смешанные отходы (в состав входят как органи­ческие, так и неорганические вещества и компоненты), радиоактивные отходы (табл. 2.5). В каждую группу входят отходы производства и по­требления различной номенклатуры, объединенные общностью хими­ческого состава.

Как правило, даже внутри одной группы отходы являются много­компонентными и для повышения эффективности переработки и вто­ричного использования требуют предварительной сортировки (ручной или механизированной) или селективного сбора.

В большинстве случаев отходы каждого вида (номенклатуры) тре­буют своих методов переработки, смешивание отходов, как правило, не допускается. Даже если для переработки отходов одного и того же вида используется принципиально один и тот же метод, например, сжигание, бесконтрольная термообработка допустима не всегда. Так, процесс сжигания отходов химических производств может быть эндо- и экзотер­мическим, вследствие чего необходимо контролировать смешение под­лежащих сжиганию партий отходов для минимизации выделяемой энергии.

Таблица 2.2. Международная классификация отходов

№ п.п

Характеристики

Состояние отхода

Тведое (S)

Жидкое (L)

Пастообразное (F)

Отходы в основном

Порошкообразные (1)

Мелкодисперсные (2)

Частицы среднего размера (3)

Частицы крупного размера (4)

Неизвестно (X)

Эмульсии (1)

Нефтесодержащие (2)

Прочие углеводороды (3)

Водные растворы (4)

Неизвестно (X)

Влажные (1)

Сухие (2)

Обезвоженные (3)

Неизвестно (X)

Основной компонент отходов

Органические вещества химического и нефтехимического происхождения (O) Органические вещества органо-биологического происхождения (В)

Металл (М)

Смесь органических веществ (Р)

Смесь органических и неорганических веществ (V)

Смесь неорганических веществ (I)

Неизвестно (X)

Присутствие веществ

Тяжелые металлы (М)

Фенолы и их производные (Р)

Цианиды (С)

Органические галогенсодержащие вещества (Н) Органические вещества, не содержащие галогены (S) Биоциды или лекарственные препараты (В) Смолосодержащие вещества (Т)

Асбест (А)

Окислители (О)

Полициклические органические вещества (R) Карбонилы металлов (D)

Нет(N)

Неизвестно (X)

Отходы кислые или щелочные

Кислые (А)

Щелочные (В)

Нейтральные (N)

Неизвестно (X)

Воспламеняемость отходов

Легковоснламеняемые (S)

Горючие (С)

Горючие с другими веществами или в высушенном виде (Р)

Невоспламеняемые (N)

Неизвестно (X)

Возможность повторного использования

Возможно использование без переработки (R)

Возможно использование после переработки (Р)

Нет возможности использования (N)

Неизвестно (X)

Возможность смешивания с ТБО для удаления

На свалке ТБО (L)

Непосредственно в канализационном коллекторе (S)

Смешивание невозможно (N)

Неизвестно (X)

Следует ли учитывать отходы

Да (Y)

Нет(N)

Таблица 2.3. Международный стандарт классификации промышленности (ISIС)

Код промышл. (ISIС Соdе) Отрасль промышленности
1. Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство
11 Сельское хозяйство и охота
12 Лесное хозяйство
13 Рыбная ловля
2. Добывающая промышленность
21 Добыча угля
22 Добыча нефти и газа
23 Добыча металлоруды
29 Другая добывающая промышленность
3. Перерабатывающая промышленность
31 Производство пищевых продуктов, напитков и табака
32 Производство текстиля, одежды из текстиля и кожи
33 Деревообработка, производство продукции из дерева (включая мебель)
34 Производство бумаги, продукции из бумаги, выпуск печатных изданий
35 Химическая промышленность, переработка нефтепродуктов, угля, производство резины и пластмассы
36 Производство неметаллических минеральных продуктов, исключая продукты из нефти и угля
37 Металлургическая промышленность
38 Машиностроение
39 Другие производства
4. Электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение
41 Электроснабжение, газо- и пароснабжение
42 Водоочистка и водоснабжение
5. Строительство, строительно-монтажные работы
50 Строительство
6. Государственная и частная торговля, пункты питания, гостиницы
61 Государственная торговля
62 Частная торговля
63 Рестораны, гостиницы
7. Транспорт, хранение продукции, связь
71 Транспорт и хранение
72 Связь
8. Государственные и коммерческие учреждения
81 Финансовые организации
82 Страховые организации
82 Государственные учреждения и конторы
9. Общественное, социальное и индивидуальное обслуживание
91 Общественные административные и охранительные органы
92 Санитарное и тому подобное обслуживание
93 Социальное обслуживание
94 Культурное обслужившие
95 Индивидуальное и жилищное обслуживание
96 Международные и межнациональные организации
10. Другие виды деятельности

Таблица 2.4. Международный стандарт классификации отраслей промышленности по подотраслям

Код промышленности (ISIС Соdе), Подотрасль промышленности (пример) Код промышленности (ISIС Соdе), Подотрасль промышленности (пример)
31 Производство пищевых продуктов, напитков и табака 3119 Обработка какао и производство шоколада
311-312 Производство пищевой продукции 3121 Производство другой продукции
3111 Производство мясных продуктов 3122 Производство пищи для животных
3112 Производство молочных продуктов 313 Производство напитков
3113 Обработка фруктов и овощей 3131 Ректификация спирта и его производных
3114 Производство рыбных продуктов 3132 Производство вина
3115 Производство растительного и животного масла 3133 Производство ликеров
3116 Мукомольное производство 3134 Производство безалкогольных напитков
3117 Производство хлебобулочных изделий 314 Производство табака
3118 Производство сахара и рафинада 3140 Производство табачных изделий

Многотоннажные неорганические металлосодержащие отходы являются дополнительным сырьевым источником получения метал­лов. Весьма важно образующиеся отходы этой группы складировать таким образом, чтобы в дальнейшем их было удобно вовлечь в пе­реработку. Так, хвосты обогащения и металлургические шлаки це­лесообразно складировать с учетом содержащихся в них тех или иных металлов, не допуская смешивания разноименных металлосо­держащих отходов. В качестве процессов для переработки отходов этой группы используются различные методы обогащения, гидро- и пирометаллургии, а также химические методы и биотехнология. Ос­новная масса отходов после выделения металлов становится анало­гичной группе неорганических неметаллических отходов и может быть использована в производстве стройматериалов, для закладки выработанного при горных работах пространства, в дорожном стро­ительстве и т.п.

Таблица 2.5. Классификация и номенклатура наиболее распространенных многотоннажных твердых отходов

Неорганические

Органические

Смешанные

Радиоактивные

металлосодержащие

неметаллические

низкоактивные

среднеактивные

высокоактивные

отходы добычи металлоруд

хвосты обогаще­ния металлоруд

шлаки металлургические

клинкер металлургический

кеки металлургические

металлолом

отработанные катализаторы

отработанные электролампы

золы

пиритные огарки

отходы добычи неметаллических полезных ископаемых

хвосты обогащения неметалли­ческих полезных ископаемых

шлаки топливные

золы

химические отходы (фосфогипс, борогипс)

стеклобой и керамика

лом огнеупорный

земли формовочные

строительные отходы

асфальтобетон

бумажные отходы и макулатура

древесные отходы

кожевные отходы

пластмассовые отходы

резиноотходы (без металлокорда)

текстильные отходы

пищевые отходы

биомасса

отработанные сорбенты

хвосты углеобогащения

бытовые отходы

автолом

электронный лом

электрокабельный лом

аккумуляторный лом

отработанные сухие гальваноэле­менты (батарейки)

резиноотходы с металлокордом

отходы носителей магнитной записи

отходы кинофотопленки

отходы лакокрасоч­ных материалов

отходы научно­исследовательских и медицинских учреждений

отработанные ионообменные смолы

отходы АЭС (шламы из фильтров, обтирочная бумага, защитные пластмассовые покрытия и др.)

отходы добычи радиоактивных руд

хвосты обогащения радиоак­тивных руд

отработанные контейнеры для хранения и транспортировки ра­диоактивных ма­териалов

отработанные ТВЭЛы

отработанное ядерное топливо

отходы производства ядерного топлива

Многотоннажные неорганические неметаллические отходы горно­обогатительного производства чаще всего используются для закладки выработанного пространства и в качестве сырья для производства стройматериалов и в дорожном строительстве. Такой многотоннажный отход этой группы, как фосфогипс, наиболее часто используется для по­лучения вяжущих для строительных смесей и строительных материа­лов (взамен минерального сырья), а также в качестве мелиорантов для почв. Стеклобой и керамику, как и подавляющее большинство отхо­дов этой группы, можно использовать в производстве стройматериа­лов, а также и в первичном производстве для получения аналогичных изделий.

Группа органических отходов характеризуется возможностью ис­пользования для их переработки и ликвидации термических методов как самостоятельных процессов и в комбинации с другими процессами (на конечных стадиях технологической обработки).

В то же время многие органические отходы можно использовать по прямому назначению (часто — в месте их образования) в качестве сырь­евых материалов основного производства: макулатуру — в производстве бумаги и картона; древесные отходы — для производства мебели и стро­ительных материалов; кожевенные отходы — при выделке кож; пласт­массовые отходы — для производства пластмассовых изделий; резиноот­ходы — для производства резины; текстильные отходы — для производ­ства вторичного текстиля и т.д. Важное направление утилизации орга­нических отходов — энергетическое использование (сжигание с утили­зацией тепла, анаэробное сбраживание с получением биогаза и др.). Специфические свойства таких отходов, как пищевые и растительные, предопределяют их использование для получения новой товарной продукции (производство компоста, биотоплива, корма для скота, спирта и др.).

Смешанные отходы являются наиболее сложными для переработки и использования. Большинство этих отходов являются металлосодержа­щими и часто вовлекаются в переработку именно ради извлечения ме­талла. Присутствие в смешанных отходах органических веществ делает потенциально возможным использование в процессах их переработки термических методов (сжигание, пиролиз). Будучи многокомпонентны­ми, смешанные отходы требуют комбинированной переработки с при­менением сортировки и различных методов, обеспечивающих комплек­сность их использования.

К радиоактивным относят отходы, образующиеся при работах с ра­диоактивными веществами. Эти отходы характеризуются повышенным вредным воздействием на организм человека и окружающую среду. Ос­новная задача при переработке низко-, средне-и высокорадиоактивных отходов — обезвреживание для дальнейшего безопасного удаления и за­хоронения. В ряде случаев при переработке радиоактивных отходов из­влекают радиоактивные элементы.

Таким образом, решающим условием выбора направлений перера­ботки того или иного отхода является (помимо экономических предпосы­лок) принципиальный химический состав отхода, его вид и конкретные потребности в той или иной продукции (в пределах возможных вариан­тов ее получения по известным технологиям). Разработка новых техноло­гий существенно расширяет пути утилизации твердых отходов производ­ства и потребления. Особенно перспективна комплексная переработка и утилизация отходов различной номенклатуры (как разных групп, так и одной группы), под которой в практике следует понимать максимально полное вовлечение отходов в хозяйственный оборот, совместную перера­ботку разных отходов, использование одних отходов для обезвреживания и эффективной переработки других, применение комбинированных тех­нологий для обеспечения максимальной эффективности производства и комплексности использования техногенного сырья.

Назначение

Паспорт должен присутствовать у каждой организации, занимающейся крупным производственным процессом или утилизацией и вывозом мусора. Чтобы разобраться, что он из себя представляет, необходимо рассмотреть пункты документа:

  • наименование утиля, его подробный состав;
  • природа образования сора, откуда его взяли;
  • класс опасности;
  • описание опасных свойств;
  • дополнительные сведения (пожаробезопасность и наименование тары, в которой накапливается мусор);
  • название предприятия, которое образует сырье, требующее утиля, ФИО руководителя, адрес фактического нахождения компании, другие данные, по которым можно проверить предпринимателя.

Данные документа разрабатываются с учетом типа отходов. Его предоставляют по требованию различных предприятий, планирующих работать с мусором после перевозки. Неграмотно составленный документ может стать причиной аварии или опасной ситуации на производстве при утилизации мусора.

Правовые основание для паспортизации

Учет проводится с учетом следующих нормативных актов:

  1. ФЗ РФ от 24.06.98 № 89-ФЗ, глава 14 подробно прописывает то, кто обязан делать документ по отходам, какая форма и порядок оформления.
  2. Постановление Правительством от 16.02.13 № 712. Документ подробно описывает форму составления паспорта отходов, все правила с учетом требований закона.
  3. Каталог классификации сора федерального значения, который утвержден распоряжением Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445.
  4. Распоряжение Минприроды от 05.12.2014 № 541, описывающий подробно классы опасности утиля. Документ не рассматривается, если речь идет об отходах следующего уровня – радиоактивный мусор, биологические и медицинские материалы и жидкости.

Процесс проходит с учетом этих актов. Важно указать всю информацию о мусоре, чтобы предотвратить экологические катастрофы или массовое заражение населения.

Кто должен делать и как правильно оформлять

В постановлении № 712 изложен подробный порядок. Его специально составили к отходам 1–4 классов. Однако он не распространяется на следующие категории:

  • отходы 5 класса;
  • биологический, радиоактивный мусор;
  • утиль, разрушающий озоновый слой;
  • мусор из медицинских заведений;
  • утильсырье, переведенное в жидкое состояние.

Документ обязаны делать все предприниматели и частные лица, которые образуют мусор, относящийся к 1–4 классу. Порядок составления проходит по следующему плану:

  1. Изучение гл.2 закона РФ №102-ФЗ от 26.06.08 года, в которой размещена подробная таблица, позволяющая определить состав и свойства утиля.
  2. Установление класса опасности для окружающей природы и человека.
  3. Копии документов курьером или почтой отправляют в территориальное отделение Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. Пакет передается законным методом, позволяющим отследить дату прибытия и факт передачи соответствующему лицу.
  4. Если на предприятии появился утиль, ненормируемый классификационным каталогом, то компании необходимо в течение 90 дней составить соответствующий документ, прописывающий особенности мусора и его опасность.
  5. После рассмотрения происходит утверждение документа и присвоение класса опасности материалам, которые не указаны в государственных актах.

Если граждане не прошли регистрацию предпринимательской деятельности, то в составлении паспорта будет отказано. При этом на человека могут привлечь к административной ответственности за несанкционированный выброс опасного мусора.

Срок действия документа

На основании пункта 8 Постановления № 712 он является бессрочным. Если разработка документа прошла с учетом государственных актов, то проблем у предприятия не будет. На новый тип отхода придется составить другой отчет. На процедуру отводится 90 дней.

Оценки качества опасности – является важным этапом. Отсутствие документа у предприятия грозит штрафом. Бумага будет требоваться предприятиями, которые осуществляют вывоз мусора и другими организациями, участвующими в процессе утилизации. Документ действует, пока работает предприятие.

Необходим ли он для отходов V класса

Постановление № 712 распространяется на отходы класса 1–4, а про вид 5 нет никаких данных. Как быть с оформлением этой категории? Отходы нельзя оставлять без документального подтверждения. У предприятия будут требовать документы, подтверждающие:

  • компонентный, химический состав;
  • физическую, агрегатную форму;
  • причины и стадии появления отходов на предприятии;
  • присвоение мусору 5 класса опасности с учетом предписаний Минприроды № 536;
  • подписанное свидетельство о классе опасности.

О свойствах отходов должно быть точно указано в учете. Составляется документ с учетом всех государственных актов. Порядок выдачи не нарушается, даже если утиль имеет опасность 5 разряда. Оформление делается с учетом химических, физических свойств мусора.

Для паспорта отходов в столице предъявляются такие же требования. Малейшее нарушение составления документации влекут за собой штрафные санкции для предприятия.

Оцените материал: 5/5 из 6

ФЗ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», который определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
1. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия;
научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;
использование новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий;
комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;
использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;
доступ в соответствии с законом РФ к информации в области обращения с отходами;
участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.
Статья 4. Отходы как объект права собственности
1. Право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.
2. Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении отходов.
3. Собственник отходов I-IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
4. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
Статья 4.1. Классы опасности отходов
Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
Статья 16. Требования к транспортированию отходов I-IV класса опасности
1. Транспортирование отходов I-IV класса опасности должно осуществляться при следующих условиях:
наличие паспорта отходов I-IV класса опасности;
наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств;
соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах;
наличие документации для транспортирования и передачи отходов I-IV класса опасности с указанием количества транспортируемых отходов I-IV класса опасности, цели и места назначения их транспортирования.
2. Порядок транспортирования отходов I-IV класса опасности на транспортных средствах, требования к погрузочно-разгрузочным работам, упаковке, маркировке отходов I-IV класса опасности и требования к обеспечению экологической и пожарной безопасности определяются требованиями, правилами и нормативами, разработанными и утвержденными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 18. Нормирование в области обращения с отходами
1. В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
2. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
4. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
5. При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации
Статья 19. Учет и отчетность в области обращения с отходами
1. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами — федеральный орган исполнительной власти в области статистического учета.
2. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
3. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Статья 28. Виды ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами
Неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон о праве собственности на отходы

В законе о нормах обращения с промышленными и бытовыми отходами, имеющим статус федерального от 1998 года регулируются права и обязанности лица, признающегося собственником.

Утильсырье, как материальный объект могут:

  • Принадлежать владельцу сырьевых ресурсов, материалов, готовых изделий, которые стали источником их образования.
  • Может быть совершена передача второй стороне на основании любой сделки отчуждения: купли-продажи, дарения, мены.
  • Может быть совершена передача в собственность лицу, имеющему лицензию, разрешающую операции с утильсырьем 1 — 4 класса опасности.
  • Быть переданы иному лицу, владеющему или арендующему земельный надел, на котором они расположены, если будет признано, что собственник оставил их с целью отказа от владения или по иной причине.

В старой редакции закона был введен прямой запрет на продажу и передачу опасных отходов лицам, не имеющим лицензию, дающую право их собирать, транспортировать и утилизировать. В 2015 году ФЗ был редактирован и запрет снят. В законе осталась норма, регулирующая местонахождение. Они могут складироваться и храниться лишь на объектах, которые были внесены в государственный кадастр.

Определение права

Большинство правил обращения с утильсырьем – оформление лицензии, паспорта, составление норм учета и оборота не имеют прямой связи с правом собственности. Они оформляются предприятиями с юридической ответственностью или отдельными лицами, которые ведут деятельность, связанную с источниками мусора. В ближайшем будущем нормы на отходы как объект права собственности, обяжут производителя соответственно закону отвечать за образующиеся утильсырье, без учета права собственности изменять не планируют. Кроме того, производители – юридические лица и отдельные предприниматели с этого года начали платить налог за отрицательное воздействие за экологию, если они разместили мусор на свалках и полигонах ТБО.

В действующую редакции закона включена большая ответственность со стороны собственников лома черных и цветных металлов. Теперь они могут продавать лом или отчуждать его, только обладая установленными формами документов, подтверждающими право собственности. Согласно Постановлениям Государственной Думы РФ, предприятия или лица, занимающиеся подготовкой, складированием и переработкой лома черных, цветных и драгоценных металлов, обязаны, прежде всего, оформить право собственности.

Право определяет ответственность собственников, которые владеют отходами, признанными опасными для окружающей среды. В данный момент лица, владеющие опасными отходами, возмещают вред, нанесенный экологии в месте складирования или хранения мусора, содержащего опасные вещества. В этом случае судебное решение, если факт нарушения природоохранных законов установлен, может быть вынесено в срок свыше 10 лет.

Таким образом, закрепление права собственности на мусор приобретает особую значимость при выполнении любых операций с ними.

Право собственности по гражданскому праву

Нормы Гражданского кодекса имеют определяющее значение для владения и операций с отходами всех видов и классов опасности.

Они регулируют:

  • Отношения сторон при оформлении собственности на мусор, права и обязанности собственника и покупателя при ее отчуждении.
  • Операции на договорной основе – подряда и платного оказания слуг.

Гражданский кодекс прямо регулирует не все отношения в сфере обращения. К примеру, возникновение права собственности не регулируется прямо. В этом случае применяются похожие нормы для определения действий сторон.

Согласно статьям кодекса, основным собственником является владелец материалов или сырья, чья обработка привела к их образованию. Если производственник занимается обработкой и выпуском изделий из материалов третьего лица, то право собственности на отходы принадлежит этому лицу. Закон предоставляет собственнику право распоряжаться своим имуществом любым способом, которое признано законным:

  • Продавать, дарить, передавать в имущественное владение другим лицам.
  • Передавать сырье на размещение или переработку, оставаясь их законным собственником.
  • Передавать права распоряжаться отходами, как имуществом.

В кодексе определены правовые нормы действия сторон при отчуждении.

Основания для оформления прав собственности

Права собственности на отходы, как на имущество оформляются на основе договоров:

  • Купли — продажи.
  • Бартера.
  • Дарения.

Основным видом признан договор купли — продажи. Другие виды сделок имеют место быть в случае, если сырье, как имущество признаны неликвидными, то есть не имеющими рыночной стоимости.

Нормами права регулируются права собственности на бесхозное сырье. В этом случае всю ответственность за причиненный ими вред несет владелец земли, на которой они расположены. Таким образом, закон закрепляет право распоряжаться сырьем за владельцем земли. Он обязан оформить документы, в определенном законом порядке.

Брошенными признаются все виды отходов, на которые никто не претендует и чья рыночная стоимость не превышает пяти минимальных заработных плат.

К ним относится:

  • Металлический лом.
  • Бракованная и некондиционная продукция.
  • Лес — топляк от сплава.
  • Отвалы земель, образованные при разработке рудных месторождений.
  • Остатки с промышленных предприятий.

Владелец земли становится собственником отходов на основании постановления хозяйственного суда, признающего их бесхозными.

Отношение собственника с поставщиками и подрядчиками

Закон возлагает на собственников обязанность следить за организациями, предоставляющими все виды услуг в сфере обращения — как они соблюдают требования по защите природной среды. При заключении договоров с поставщиками услуг, владелец выдвигает требования к техническому исполнению операций.

Эти требования изложены в Гражданском кодексе:

  1. Подрядчик при проведении работ обязан придерживаться норм и правил закона о природоохранной деятельности.
  2. Подрядчик при оказании услуг может отказаться от материалов и оборудования заказчика или отказаться исполнять его требования, если они противоречат природоохранному законодательству.
  3. Если контролирующие органы выносят постановление о наложении штрафных санкций на собственника, а виновником ситуации является подрядчик, то он обязан возместить расходы в течение 2 недель с момента поступления распоряжения.
  4. Подрядчик обязан за свой счет собрать и вывезти все отходы, которые скопились при выполнении им работ по договору.

В договоре сторон прописываются штрафные санкции в случае нарушения собственником и подрядчиком своих обязанностей, а также процент увеличения размеров штрафа по каждому последующему факту нарушений.

Экологические требования к проведению работ конкретизируются в технических условиях, которые прилагаются к договору.

Основными обязанностями подрядчика являются:

  • Соблюдение инструкций по сбору, размещению, транспортировке, захоронению или утилизации отходов в соответствии с классом опасности.
  • Обеспечение правильного обращения с горючими и взрывоопасными отходами.
  • Обезвреживание опасных отходов, содержащие ртуть, тяжелые металлы, радиоактивные вещества, инфицированные материалы, на основании инструкций.
  • Обеспечение безопасной погрузки и выгрузки, соблюдение лимитов на их размещение.
  • Информирование заказчика об изменении условий выполнения работ: при превышении объема, если состав не соответствует заявленному.

Особые условия оговорены для договоров платного проведения операций с отходами, которые приведут к загрязнению почвы или водоемов. В таком случае целесообразно передать поставщику услуг права собственности, ведь при удалении отходов с территории собственника он не перестает нести ответственность за соблюдением законов в области обращения с ними. Если поставщик отказывается принять права собственности, то в договоре прописываются все случаи, которые могут привести к нарушению природоохранных законов.

Права собственности на вторичное сырье

На протяжении нескольких лет ведутся споры о правовом статусе отходов и вторичных ресурсов. Дилемма состоит в том, что по закону, предприятие имеет право собственности на все виды отходов, которые возникли в процессе выпуска продукции, в то время, как вторичные ресурсы могут попасть в реестр месторождений сырья и перейти в собственность Министерства по природным ресурсам.

В законе определено:

  1. Если отходы основного производства используются для выпуска иной продукции, то они относятся к категории технологического сырья. В таком случае его можно передавать другим производителям, не оформляя права собственности.
  2. Если побочные продукты, остатки сырья и материалов направляются для хранения в шламонакопители и на них не оформлены документы, как на сырье, то они признаются отходами. В таком случае к ним применимы все операции в сфере обращения с промышленными и техногенными отходами. Они подлежат соответствующему оформлению и учету.

При определении правого статуса собственника следует обращаться к Федеральному закону, определяющему порядок обращения с отходами и ГК, регулирующему отношения собственника с иными лицами и организациями.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *