П 3 ст 1079 ГК РФ

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

2. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности.

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях (статья 1064).

Комментарий к статье 1079 Гражданского Кодекса РФ

1. Особенность правил ответственности за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих, заключается в том, что для ее возложения достаточно трех условий: 1) наступление вреда; 2) противоправность поведения причинителя вреда; 3) наличие причинной связи между противоправным поведением и наступлением вреда. Вины причинителя не требуется. Лицо, осуществляющее деятельность, связанную с повышенной опасностью для окружающих, отвечает и при отсутствии вины, в т.ч. и за случайное причинение вреда. Ответственность такого лица простирается до границ непреодолимой силы. Поэтому ее называют повышенной.

Общая норма ст. 1064 ГК распространяется на причинение вреда при обычной деятельности, а правила ст. 1079 — на вредоносные последствия источников повышенной опасности. Условия ответственности по специальным нормам (ст. ст. 1073 — 1075 ГК и др.) зависят от того, с какой из двух названных норм они сочетаются: если со ст. 1064 — ответственность определяется по наличию вины, а если со ст. 1079 — независимо от вины.

2. Под источником повышенной опасности п. 17 Постановления Пленума ВС РФ N 3 признает любую деятельность, которая создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ней со стороны человека, а также деятельность по использованию, транспортировке, хранению предметов, веществ и иных объектов производственного, хозяйственного или иного назначения, обладающих такими же свойствами. Имущественная ответственность за вред, причиненный действием таких источников, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, если вред причинен вследствие самопроизвольного движения автомобиля).

Исходя из понятия источника повышенной опасности как деятельности, п. 18 Постановления Пленума ВС РФ N 3 указывает, что ответственность здесь наступает только в том случае, если вред возник в результате его действия (например, при движении автомобиля, работе механизма, самопроизвольном проявлении вредоносных свойств материалов, веществ). Иначе говоря, для применения правила, содержащегося в ст. 1079, необходимо установить причинную связь между возникновением вреда и проявлением характерной (специфической) вредоносности соответствующего объекта при его эксплуатации. Поэтому правила ст. 1079 не касаются, например, стоящего поезда, автомобиля или станка.

3. Статья 1079 приводит примерный перечень видов деятельности, представляющих повышенную опасность для окружающих. Исчерпывающий их перечень дать невозможно в связи с постоянным развитием науки и техники. Отнесение тех или иных объектов к источникам повышенной опасности зависит, как минимум, от двух признаков:
1) их вредоносного свойства;
2) невозможности полного контроля за ними со стороны человека.

С учетом этих критериев не признается источником повышенной опасности, например, стрельба из охотничьего, газового, помпового, малокалиберного и других видов оружия.

Вопрос о признании объекта источником повышенной опасности при необходимости может и должен решаться судом на основе заключений соответствующих экспертиз (технической, химической, электротехнической, радиационной и т.д.).

4. ГК прямо не указывает на возможность признания источником повышенной опасности животных. Однако вредоносность и бесконтрольность действий крупных домашних (в т.ч. служебных и сторожевых собак) и диких животных, находящихся у юридических лиц и граждан, позволяют при определенных обстоятельствах относить их к источникам повышенной опасности.

5. Чаще всего правила ст. 1079 применяются, когда вред причинен при использовании транспортных средств. Судебная практика относит к ним автомобили, мотоциклы, мопеды, электровозы, тепловозы, троллейбусы, трамваи и т.п. Не может быть критерием для отнесения средств транспорта к источникам повышенной опасности признак их регистрации в органах ГАИ, поскольку там не регистрируется механическая сельскохозяйственная и другая техника в сельской местности (тракторы, бульдозеры, комбайны и т.п.), которая должна быть отнесена к источникам повышенной опасности.

6. Субъектом ответственности по ст. 1079 является владелец источника повышенной опасности, под которым, как указано в п. 19 Постановления Пленума ВС РФ N 3, следует понимать организацию или гражданина, осуществляющих эксплуатацию источника повышенной опасности в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо по другим основаниям (по договору аренды, по доверенности на управление транспортным средством, в силу распоряжения компетентных органов о передаче организации во временное пользование источника повышенной опасности и т.п.).

7. Не признается владельцем и не несет ответственности за вред перед потерпевшим лицо, управляющее источником повышенной опасности в силу трудовых отношений с владельцем этого источника (шофер, машинист, оператор и др.). При этом следует учитывать, что доверенность на управление автомобилем в интересах собственника на постоянной основе с выплатой денежного вознаграждения за выполненную работу является формой организации трудовых отношений (Бюллетень ВС РФ, 2002, N 4, ст. 15).

Автотранспортные и другие предприятия передают по договору аренды принадлежащие им автомашины своим работникам. Если такой работник действует в интересах предприятия, пользуется его ремонтной базой и транспортное средство фактически не выходит из владения предприятия, иначе говоря, когда договор аренды является формой организации трудовых отношений, ответственность за причиненный вред согласно ст. 1079 должно нести предприятие как владелец (собственник) источника повышенной опасности (Бюллетень ВС РФ, 1994, N 9, ст. 11).

8. Если собственник передает транспортное средство другому лицу в техническое управление без надлежащего юридического оформления (например, автомашиной в присутствии или с разрешения собственника управляет его знакомый), то субъектом ответственности за причинение вреда является собственник транспортного средства (Бюллетень ВС РФ, 2002, N 2, ст. 4). Если же лицо управляло транспортным средством по доверенности, то отвечает за причиненный вред это лицо, а не собственник.

9. Применительно к транспортным средствам ГК предусматривает две разновидности аренды — договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632) и договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642). Если в первом случае ответственность за причинение вреда возлагается на арендодателя (ст. 640), то во втором — на арендатора (ст. 648).

10. Владелец источника повышенной опасности не может быть признан субъектом ответственности за вред, если докажет, что этот источник вышел из его обладания в результате противоправных действий других (третьих) лиц, например при угоне. В таких случаях ответственность лиц, фактически владевших источником повышенной опасности, определяется по правилам ст. 1079.

Если же в подобных случаях очевидна и вина владельца (например, по его вине не была обеспечена надлежащая охрана источника повышенной опасности), ответственность за вред может быть возложена судом и на него в долевом порядке, в зависимости от степени вины (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ N 3).

11. Владелец источника повышенной опасности освобождается от ответственности, если докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Под непреодолимой силой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства (см. п. 1 ст. 202 и п. 3 ст. 401 ГК). О понятии умысла см. п. 7 комментария к ст. 1064. Умысел потерпевшего освобождает владельца от ответственности даже тогда, когда вред причинен при наличии вины в форме неосторожности.

12. Грубая неосторожность потерпевшего и имущественное положение причинителя вреда — гражданина являются основаниями для освобождения владельца источника повышенной опасности от ответственности полностью либо частично (см. п. п. 2 и 3 ст. 1083 и коммент. к ним).

13. В случаях причинения вреда несколькими источниками повышенной опасности в результате их взаимодействия (например, столкновения) следует различать причинение вреда третьим лицам и самим владельцам этих источников.

Если вред причинен третьему лицу в результате взаимодействия источников повышенной опасности, он возмещается владельцами этих источников (Бюллетень ВС РФ, 2001, N 5, ст. 3). Последние в этом случае несут солидарную ответственность (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 3). При возложении такой ответственности учитывается грубая неосторожность самого потерпевшего, а также имущественное положение причинителя вреда — гражданина, если в его действиях не было умысла.

Если же в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцы причинили вред друг другу, то необходимо исходить из общих оснований ответственности, установленных правилами ст. 1064 ГК (см. п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 3; Постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2001 N 949/01 (Вестник ВАС РФ, 2001, N 8, ст. 48); Постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2002 N 1266/02 (Вестник ВАС РФ, 2002, N 7)).

14. Причинение источником повышенной опасности вреда жизни и здоровью гражданина является безусловным основанием для компенсации морального вреда (см. ст. 1100 и коммент. к ней). Ответственность в этом случае несет владелец источника повышенной опасности.

Взыскание сумм в возмещение морального и материального ущерба производится раздельно согласно соответствующим нормам ГК (Бюллетень ВС РФ, 1999, N 5, ст. 23).

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Источник повышенной опасности

Источник повышенной опасности — это понятие, используемое вюридической науке для обозначения деятельности или предметов материального мира (и/или их свойств), которые могут быть особо опасны для окружающих.

Понятие источника повышенной опасности неразрывно связано снаучно- техническим прогрессом. В процессе развития техники и технологий выявилось, что определённые виды деятельности человека могут быть особо опасны для окружающих, связаны с «объективной возможностью умаления личных или имущественных благ». В результате осуществления такой деятельности (или владения и пользования определёнными вещами, по иной точке зрения) резко возрастает вероятностьненамеренногопричинения вреда, безвиныего причинителя.

Статьей 931 Гражданского кодекса Республики Казахстан, предусмотрена ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности)

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы транспортных средств и др.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на любом другом законном основании (договоре имущественного найма, доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения компетентного органа о передаче источника и т.п.).

2. Владельцы источников повышенной опасности несут солидарную ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи. Вред, причиненный в результате взаимодействия источников повышенной опасности их владельцам, возмещается на общих основаниях. При этом:

1) вред, причиненный по вине одной стороны, возмещается в полном объеме этой стороной; 2) вред, причиненный по вине обеих или нескольких сторон, возмещается соразмерно степени вины каждой из них.

При невозможности установить степень вины каждой из сторон ответственность распределяется между ними поровну.

При отсутствии вины сторон в причинении вреда ни одна из них не имеет права требовать возмещения вреда. Каждая из сторон несет в таком случае риск понесенных ею убытков.

3. Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из обладания владельца в результате противоправных действий других лиц. Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца в противоправном изъятии из его обладания источника повышенной опасности, ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лиц, завладевших источником повышенной опасности.

Таким образом, для освобождения от ответственности за причинение вреда, владелец источника повышенной опасности, в соответствии с действующим законодательством РК, должен доказать, что вред был причинён по умыслу потерпевшего или в силу обстоятельств неопределимой силы. То есть владелец автомобиля, сбивший на нём человека, может не возмещать причинённый вред если докажет, что потерпевший сам бросился под колёса или наезд произошёл, например, вследствие непредвиденного порыва ветра. Кроме того, он может быть освобождён от ответственности полностью или частично по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 935 Гражданского Кодекса РК, а именно если грубая неосторожность самого потерпевшего способствовала причинению вреда. Если причинителем вреда является гражданин, суд может уменьшить размер возмещения исходя из материального положения причинителя вреда. При причинении вреда жизни и здоровью гражданина полный отказ в возмещении не допускается.Вина потерпевшего не учитывается при возмещении дополнительных расходов (статья 937настоящего Кодекса), возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти гражданина ( статья 940настоящего Кодекса), а также при возмещении расходов на погребение (статья 946настоящего Кодекса)

Вы припарковали свой автомобиль, ушли на работу и, так получилось, что рядом с вашей ласточкой произошло ДТП, в результате которого ваш автомобиль тоже был поврежден. Какие последствия могут быть для вас в таком случае?

Неподвижно стоящий автомобиль (допустим, автомашина стояла на открытом участке дороги, в светлое время суток, водитель в автомашине отсутствовал) не может быть признан источником повышенной опасности. В таком случае вред причиненный таким предметом должен возмещаться на общих основаниях, т.е. при наличии вины. Вины собственника такого неподвижного автомобиля в произошедшем ДТП, как правило, либо нет либо установить очень сложно.

Такие выводы основаны на положениях ст. 1079 ГК РФ, согласно которой источником повышенной опасности признается определенного рода деятельность, создающая повышенную опасность для окружающих. Иными словами, не может быть общественно-опасной для окружающих деятельность вне связи с деятельностью человека или не обусловленной вредоносными свойствами объекта.

Признание транспортного средства источником повышенной опасности связано с повышенной вероятностью последующего причинения вреда из-за невозможности полного контроля за ним со стороны человека. Исходя из этого, стоящее неподвижно транспортное средство не может быть отнесено к источнику повышенной опасности.

Такой же правовой позиции придерживаются суды при вынесении решений. (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 октября 2009 г. N ВАС-13185/09; Обзор кассационной практики Верховного суда Республики Коми по гражданским делам за июль 2003 года Дело N 33-2304 Сыктывкарского федерального суда; Справка Кемеровского областного суда от 18 сентября 2007 г. N 01-19/518 о практике рассмотрения судами области гражданских дел в первом полугодии 2007 года по кассационным и надзорным данным; Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16 мая 2012 г. № 5АП-2405/12).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина» (пункт 18) также определяет, что вред считается причиненным источником повышенной опасности, если он явился результатом его действия или проявления его вредоносных свойств. В противном случае вред возмещается на общих основаниях.

Не следует путать ситуацию, когда автомобиль стоит неподвижно, но в то же время является участником дорожного движения, например при остановке на запрещающий сигнал светофора. В этом случае автомобиль будет признан источником повышенной опасности.

Не меняется ситуация и в случае парковке в неположенном месте. В момент отсутствия в нем человека, автомобиль не обладает опасными свойствами для окружающих (исключение составляют масса, габариты, которые могут сыграть свою роль в случае ограниченной видимости).

В таком случае следует обращать внимание на правомочность запрещающих знаков. Ведь, согласитесь, довольно часто видите знаки либо не отвечающие требованиям по их изготовлению, либо установленные самостоятельно ненадлежащими лицами.

В такой ситуации целесообразно запросить схему дислокации дорожных знаков, обязательно зафиксировать их наличие либо отсутствие в момент ДТП.

Автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размещенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией (пункт 4.1.1ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержден Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 г. N 221). Ссылку на данный документ приводил и Верховный суд РФ в постановлении от 7 августа 2009 г. N 18-АД09-7.

В правилах дорожного движения есть пункт 10.1, который большинство автомобилистов когда-то читали, но помнят фрагментами. Зато его вызубривают наизусть, когда происходит что-то непоправимое, потому что очень часто именно этот невзрачный пункт правил ложится в основу обвинения водителей. Кратко, если что то произошло с участием пешехода, водитель всегда будет виноват в ДТП, т.к. водитель транспортного средства управляет потенциально ОПАСНЫМ для своей жизни и для жизни окружающих средством.

А что делают ДОРОЖНИКИ, спросите Вы?

Мы помогаем Вам. Ремонтируем дороги, строим новые, ежедневно и круглосуточно работаем на Ваше благо. Так, на федеральных автомобильных дорогах в 2016 году только в Пензенской области при выполнении мероприятий по ликвидации мест концентрации ДТП были выполнены следующие виды работ:

На автодороге М-5 «Урал» км 621+230 – км 621+720; км 646+150 – км 647+140; км 647+450 – км 647+950; км 747+700 – км 748+600 были установлены щиты, информирующих о приближении к аварийно-опасному участку и установлен дорожный знак 4.1.4 «Движение прямо и направо» на участках км 621+230 – км 621+720 и км 622+770 – км 623+250; установлен дорожный знак 4.1.1 «Движение прямо» км 622+770 – км 623+250. Были нанесены шумовые полосы на км 646+150 – км 647+140; км 647+450 – км 647+950; км 647+450 – км 647+950; км 649+700 – км 649+900. На участке км 754+000 – км 754+822 были установлены щиты, информирующих о приближении к аварийно- опасному участку, и дорожные знаки 2.3.1 «Пересечение со второстепенной дорогой» на желто-зеленой подложке. Это далеко не полный список!

Уважаемые автолюбители! Вырабатывайте в себе привычку быть предельно сконцентрированным за рулем, а при возникновении опасности, прежде всего, тормозите! Это относится ко всему многообразию ситуаций: кто-то выскочил вам «в лоб» во время обгона, вы обнаружили на дороге открытый люк или лежащего пешехода, вам наперерез выкатилась машина. Если ситуация критическая, то вы должны прежде всего тормозить, а если маневрируете – то гарантированно безопасно для других участников движения и себя.

По статистике двумя единственными причинами аварий является превышение скоростного режима (в более 60% случаев) и вождение в состоянии алкогольного опьянения. И 25% аварий на дорогах происходит из-за — отвлёкшихся водителей. Чаще всего автомобилисты отвлекаются на настройку радио или разговоры по телефону: разговор по телефону за рулем в 4 раза увеличивает риск аварии, а внимание водителя снижается при этом на 50%…А еще аварии часто происходят потому, что водитель помеху справа не заметил, и при повороте налево не пропустил автомобиль встречного направления…

Мы очень надеемся, что по нашим дорогам ездят СОЗНАТЕЛЬНЫЕ водители, соблюдающие правила дорожного движения и помнящие, что чужой беды не бывает!

Мы будем продолжать серию публикация и материалов, информирующих вас о проведенных мероприятиях по безопасности дорожного движения. Следующий материал: Когда и кто больше других рискует попасть в аварию?

Пресс-служба ФКУ «Поволжуправтодор»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *