Ознакомить под подпись или под роспись

Что делать, если работник отказался ознакомиться под роспись с должностной инструкцией?

Ответ на вопрос:

Сотрудника необходимо ознакомить под подпись с локальными актами организации, которые непосредственно связаны с его работой, в том числе, с должностной инструкцией, еще до подписания трудового договора.

Следовательно, поскольку сотрудник не был ознакомлен с должностной (или производственной инструкцией, инструкцией по профессии) инструкцией до подписания трудового договора, в настоящее время эта должностная инструкция является для него новым документом, и он не обязан ее подписывать и соблюдать.

Отказ от подписания должностной (инструкции по профессии) инструкции следует зафиксировать актом за подписью не менее трех лиц.

В данном случае предъявление сотруднику на подпись должностной (инструкции по профессии) инструкции и требование ее соблюдения является частным случаем изменения условий трудового договора, в частности, трудовой функции сотрудника (ст. 57, 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Такое изменение возможно лишь с согласия сотрудника и требует не только подписания должностной инструкции, но и составления дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Ссылаться на объективные причины необходимости введения должностной инструкции (например, на изменение организационных или технологических условий труда) работодатель не вправе, поскольку даже такие причины не позволяют менять трудовую функцию сотрудника без его согласия (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Привлечь уже работающего сотрудника к ответственности за отказ подписать должностную инструкцию работодатель также не вправе, поскольку обязанность знакомить сотрудника с документами, касающимися его работы, возложена на самого работодателя (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Сходной обязанности сотрудника в обязательном порядке знакомиться с документами работодателя в процессе труда Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

В случае отказа подписать должностную инструкцию обязанности сотрудника продолжает регулировать трудовой договор и локальные акты, с которыми он ознакомлен под подпись (ч. 2 ст. 21 ТК РФ), а также нормы квалификационного справочника по его профессии.

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как поступить, если сотрудник отказывается подписывать утвержденную должностную инструкцию в новой редакции

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Если сотрудник отказывается подписывать уже утвержденную должностную инструкцию в новой редакции, составьте об этом акт за подписью не менее трех лиц.*

Изменение должностной инструкции в одностороннем порядке работодателем является частным случаем изменения условий трудового договора, в частности, трудовой функции сотрудника (ст. 57, 72 ТК РФ, письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6). Такое изменение возможно лишь с согласия сотрудника и требует не только подписания новой должностной инструкции, но и составления дополнительного соглашения к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Ссылаться на объективные причины необходимости изменения должностной инструкции (например, на изменение организационных или технологических условий труда) работодатель не вправе, поскольку даже такие причины не позволяют менять трудовую функцию сотрудника без его согласия (ч. 1 ст. 74 ТК РФ).

Привлечь сотрудника к ответственности за отказ подписать новую должностную инструкцию работодатель также не вправе, поскольку обязанность знакомить сотрудника с документами, касающимися его работы, возложена на самого работодателя (абз. 10 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Сходной обязанности сотрудника в обязательном порядке знакомиться с документами работодателя в процессе труда Трудовой кодекс РФ не устанавливает.

В случае отказа подписать новую должностную инструкцию обязанности сотрудника продолжает регулировать прежняя должностная инструкция, трудовой договор, а также локальные акты, с которыми он ознакомлен под подпись (ч. 2 ст. 21 ТК РФ). Положения новой должностной инструкции можно будет применить к новым сотрудникам после ознакомления их с инструкцией под подпись.

Из ответа «Как оформить должностную инструкцию»

2. Ответ: С какими локальными актами нужно ознакомить сотрудника при приеме на работу

Нина Ковязина, заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Сотрудника необходимо ознакомить под подпись с локальными актами организации, которые непосредственно связаны с его работой, еще до подписания трудового договора. К таким локальным актам в обязательном порядке относят Правила трудового распорядка и коллективный договор – при его наличии в организации.

Кроме того, это могут быть любые другие локальные акты работодателя, которые связаны с трудовой деятельностью конкретного работника. Например, если работа сотрудника предполагает командировки, то его дополнительно нужно ознакомить с Положением о командировках. Если работнику установлен ненормированный рабочий день – то с Положением о ненормированном рабочем дне и т. п.

Знакомить с локальными документами необходимо всех работников независимо от занимаемой ими должности, в том числе руководителя.

Такой порядок предусмотрен в части 3 статьи 68 Трудового кодекса РФ.

Из ответа «Как оформить прием сотрудника на работу»

Введение

Целью производственной практики является закрепление теоретических знаний, полученных студентами во время теоретического обучения в университете, приобретение практических навыков по учетно-аналитической и аудиторской работе в организациях.

Основными задачами преддипломной практики являются:

— ознакомление с предприятием, его видом деятельности, юридическо-правовой, организационной структурой и управлением;

— изучение организации и режима работы бухгалтерии, ее взаимосвязи с другими службами предприятия;

— ознакомление с правами и обязанностями главного бухгалтера, аудитора и проверяющих лиц органов контроля;

— изучение применяемых на предприятии форм ведения бухгалтерского учета, организации внутреннего аудита и аналитической работы;

— приобретение практических навыков бухгалтерской, аналитической и аудиторской работы;

— применение теоретических знаний на практике.

В ходе ознакомления с предприятием студенту-практиканту необходимо выяснить:

тип, объем и профиль производства, организационную структуру управления, номенклатуру выпускаемой продукции и степень ее обновления;

основные технико-экономические показатели работы предприятия за предыдущие два-три года;

показатели организационно-технического уровня производства, степень использования проектной мощности предприятия, специализации и кооперации с другими предприятиями;

изучить Учетную политику предприятия, организацию учетной работы на предприятии, структуру бухгалтерии, постановку контрольно-ревизионной работы, степень механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ;

перспективы экономического и социального развития предприятия, совершенствование системы управления, учетно-аналитической и аудиторской работы.

Объектом практики является ТОО «Астана-Боттлерс», основным видом деятельности которого является сдача в аренду торговых помещений.

Для составления отчета были использованы информация, представленная ТОО «Астана-Боттлерс», а так же сведения полученные из средств массовой информации и Интернета.

Ознакомление с уставом предприятия, его деятельностью

Товарищество с ограниченной ответственностью «Астана-Боттлерс» создано в соответствии с Гражданским кодексом РК; Законом «О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» и другими законодательными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. ТОО «Астана-Боттлерс» функционирует на основании Устава.

Товарищество является коммерческой организацией и действует в качестве субъекта среднего предпринимательства со средней годовой численностью работников не более 250 человек.

Место нахождения Товарищества: г. Астана, район Сарыарка, пос. Коктал , ул.Болашак 28.

Срок деятельности Товарищества не ограничен.

Главной целью деятельности Товарищества является осуществление предпринимательской деятельности для получения чистого дохода в интересах участника и трудового коллектива.

Основной вид деятельности Товарищества оказание услуг по сдаче в аренду торговых помещений и паркинга.

Имущество Товарищества составляют основные и оборотные средства, а также иное имущество, стоимость которого отражается в самостоятельном балансе Товарищества. Имущество принадлежит Товариществу на праве собственности.

Товарищество является юридическим лицом по законодательству Республики Казахстан, действует на основании самофинансирования и самоокупаемости, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс и банковские счета, круглую печать со своим наименованием, эмблему, фирменные бланки и другие реквизиты, может от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные и неимущественные права и нести обязанности, быть истцом, ответчиком и третьим лицом в суде.

Товарищество вправе создавать представительства, филиалы, дочерние предприятия как в Республике Казахстан, так и за ее пределами, руководствуясь при этом законодательством, действующим на территории их расположения.

Товарищество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Учредитель не отвечает по обязательствам товарищества, и несет риск убытков, связанных с деятельностью Товарищества, в пределах стоимости внесенного вклада.

Правоспособность юридического лица в сфере деятельности, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии и прекращается в момент ее изъятия, истечения срока действия или признания недействительной в установленном законодательными актами порядке.

Процедура ознакомления работников с правилами внутреннего трудового распорядка

Ознакомление с внутренними нормативными актами компании начинается для сотрудников еще до приема на работу. В частности, ознакомить работников с правилами внутреннего трудового распорядка (далее — Правила ВТР) работодатель, в силу ст. 68 ТК РФ, должен перед заключением с ними трудового договора.

Читайте нас в Яндекс.Дзен Яндекс.Дзен

Следует при этом отметить, что порядок ознакомления не урегулирован трудовым законодательством. Единственное требование, которое устанавливает закон, гласит, что ознакомление работника должно производиться под подпись, которую тот ставит собственноручно. На практике существует несколько способов, позволяющих зафиксировать процесс ознакомления:

  1. Подпись работник ставит непосредственно на Правилах ВТР. С этой целью к ним подшиваются общие листы ознакомления, в которых расписываются все сотрудники, поступающие на работу.
  2. Подпись ставится в журнале ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка.
  3. Работники расписываются в индивидуальных листах ознакомления. Такие листы заводятся на каждого работника, в них проставляются отметки об ознакомлении со всеми локальными актами компании, подлежащими предъявлению сотрудникам. Подписи при этом ставятся напротив наименования каждого нормативного акта, упомянутого в листе ознакомления.
  4. Подпись ставится в трудовом договоре при его подписании (как правило, в конце договора, в графе «С Правилами ВТР ознакомлен»).

Учитывая отсутствие нормативного регулирования этого вопроса, работодатель может самостоятельно выбрать наиболее удобный для него способ ознакомления своих работников с локальными актами компании.

Журнал учета ознакомления с правилами внутреннего трудового распорядка, образец

Скачать форму листа ознакомления

Журнал учета ознакомления применяется для аккумулирования подписей работников, свидетельствующих об ознакомлении с локальными актами компании, в том числе с Правилами ВТР. Форму журнала, поскольку унифицированной формы такого документа не существует, каждый работодатель может разработать самостоятельно.

Как правило, записи в журнале начинаются фразой типа «Настоящей подписью подтверждаю, что Правила ВТР мною прочитаны, все вопросы, касающиеся их содержания, мне понятны». Далее идет таблица, в которой отмечаются дата ознакомления, Ф. И. О. работника, ознакомившегося с Правилами ВТР, его должность и проставляется подпись.

Форма журнала утверждается приказом руководителя, этим же приказом разработанная форма может быть введена в деловой оборот предприятия. Требования к ведению журнала обуславливают также необходимость пронумеровать и прошнуровать его, а затем заверить печатью компании.

Помимо этого назначается лицо, ответственное за ведение журнала, — как правило, это один из сотрудников отдела кадров. Шаблон и образец заполнения этого документа вы можете найти на нашем сайте. При необходимости его нетрудно адаптировать под специфику любой организации. Срок хранения журнала, как и его форма, законодательно не определен и устанавливается работодателем исходя из максимального срока хранения локальных нормативных актов, определенного для компании.

Последствия отсутствия фиксации факта ознакомления с правилами

В крупных компаниях, имеющих большой штат и множество филиалов или отделений, расположенных в различных регионах, зачастую возникают трудности с процедурой ознакомления с Правилами ВТР и иной нормативной документацией.

Кадровые работники в поисках выхода из таких ситуаций Правила ВТР:

  • размещают на информационных стендах, доступных для обозрения всем работникам, в каждом подразделении компании;
  • рассылают работникам по электронной почте;
  • размещают на официальном сайте компании;
  • публикуют в корпоративных изданиях.

Законодательство не запрещает такие способы ознакомления, однако следует учитывать, применяя их, что при возникновении в дальнейшем спорной ситуации доказать факт ознакомления в таком случае будет невозможно. Соответственно, по закону работник не будет считаться ознакомленным с Правилами ВТР, из-за чего привлечь его к дисциплинарной ответственности за их нарушение будет проблематично. Кроме того, в случае возникновения трудового спора работодатель не сможет предоставить доказательств, подтверждающих факт ознакомления работника с Правилами ВТР, что значительно ослабит его правовую позицию.

Таким образом, перечисленные способы могут применяться только в совокупности с основным. Основным способом должно быть доведение до сотрудника Правил ВТР, которое подтверждается его собственноручной подписью, проставленной на документе либо в журнале/листе ознакомления.

Исключением является электронная подпись. Трудовое законодательство (ст. 312 ТК РФ) и ст. 6 закона «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ предусматривают возможность ознакомления работника с локальными актами компании посредством обмена электронными документами, подписанными электронной цифровой подписью. Такие электронные документы закон приравнивает к документам, выполненным на бумажных носителях.

Подводя итог, осталось отметить, что возможность подтверждения факта ознакомления работника с Правилами ВТР имеет большое значение для работодателя. Неважно, какой способ ознакомления он изберет. Главное, чтобы работник собственноручно поставил подпись на документе, подтверждающем, что ознакомление с правилами состоялось. Это может быть специальный журнал, отдельный лист ознакомления или другой документ. Только такой способ ознакомления считается надлежащим и может обеспечить доказательственную базу в случае судебного разбирательства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *