Ответственность за нарушение конституции

Кто в ответе за нарушение Конституции?

20 сентября 2017 года

Автор Александр Андреевич Гаганов — эксперт Центра Сулакшина, к.ю.н.

***

Парадокс ли, что действующая Конституция РФ 1993 года не имеет надлежащего механизма своей защиты? Часть конституционных норм защищается уголовным и административным законодательством. Например, это характерно для конституционных прав граждан, указанных в главе 2 Конституции: ответственность за их нарушение есть в Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ. Но что будет, если государство само станет проводить какую-либо идеологию в нарушение статьи 13 Конституции РФ?

Кто ответит за фактическую зависимость, несамостоятельность органов местного самоуправления (нарушение статьи 11)?

Кто в ответе за то, что политика государства по факту не направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь (нарушение статьи 7)?

Кто несет ответственность за то, что Центральный банк не защищает и не обеспечивает устойчивость рубля, а периодически сознательно ослабляет его (нарушение статьи 75)?

Кто отвечает за то, что за 24 года так и не принят федеральный конституционный закон «О Конституционном Собрании», принятие которого предусмотрено статьей 135 Конституции РФ?

Ответ очевиден: никто. За такие нарушения Конституции РФ сейчас никто не отвечает. Конституция РФ не имеет механизма, который может защитить ее саму от произвола государства. В проекте Конституции России Партии нового типа, разработанном под руководством профессора Степана Сулакшина, вопрос об ответственности за нарушение Конституции поставлен прямо — в статье 5. Обе части статьи 5 содержат отсылочные нормы, что не является большой удачей согласно правилам юридической техники. Однако трудно себе представить, чтобы в тексте конституции содержались конкретные санкции за любое, не конкретизированное ее нарушение. Наличие в конституции самостоятельной статьи об ответственности за ее нарушение заявляет о намерении государства поставить себя в конституционные рамки и следить за соблюдением конституции, наказывая тех представителей государства, которые не в состоянии жить по конституции.

В рамках юридического комментария рассмотрим подробно суть данной новеллы в проекте Конституции ПНТ.

*

КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ 5 ПРОЕКТА КОНСТИТУЦИИ РОССИИ «САНКЦИИ ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИИ»

Статья 5. Санкции за нарушение Конституции России

1. Лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы, за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с законодательством России.

2. Депутаты палаты Народного собора России за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России.

КОММЕНТАРИЙ:

Комментируемая статья 5 проекта Конституции России посвящена вопросам ответственности за нарушение Конституции России. Статья 5 расположена в главе 1 «Общие положения» в разделе 1 «Ценностные основы конституционного устройства России». Обычно положения об ответственности за нарушение норм закона располагаются в заключительных структурных единицах (в последних статьях закона), если только это не специальный закон об ответственности. Игнорирование этого приема законодательной техники может быть связано с необходимостью подчеркнуть наличие работающего механизма принуждения к исполнению норм Конституции России. Положениями об ответственности государства за реализацию своих полномочий пронизан весь текст проекта Конституции России. Принцип ответственности за результаты государственного управления закреплен в статье 144 проекта Конституции России, это также вид ответственности за нарушение Конституции России.

Статья 5 подчеркивает защищенность ценностных основ конституционного устройства России нормами об ответственности. Кроме того, расположение статьи 5 в самом начале проекта Конституции России напоминает о высоком статусе Конституции России и о наличии специфических мер ее защиты в случае нарушения. Такая норма возвращает нас к необходимости развития теоретических положений о таком виде ответственности, как конституционно-правовая ответственность. Несмотря на то, что конституционные нормы обеспечиваются угрозой уголовно-правовой, административно-правовой, гражданско-правовой и дисциплинарной ответственности, существуют также специфические меры конституционно-правовой ответственности. Об этом говорит и сам проект Конституции России, указывая на необходимость принятия отдельного закона о специфических мерах ответственности за нарушение Конституции России.

Действующая Конституция РФ 1993 года прямо предусматривает ответственность лишь за нарушение отдельных положений, касающихся прав и свобод человека и гражданина. Например, часть 3 статьи 41 Конституции РФ 1993 года предусматривает ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Фактически это единственное, за что Конституция РФ 1993 года обязывает законодателя установить ответственность. Необходимость закрепления ответственности за нарушение других конституционных норм (например, за нарушение неприкосновенности частной жизни, жилища, нарушение правил рассмотрения обращений граждан и других) презюмируется. Если за нарушение положений Конституции или закона не установлена ответственность, то эти положения не воспринимаются как общеобязательные. Обеспечение реализации содержащихся в Конституции и законах норм права государственным принуждением отличает нормы права от других норм. В этом смысле расположение статьи 5 проекта Конституции России в самом начале Конституции подчеркивает ее основное отличие от действующей Конституции РФ 1993 года, которая очень мало говорит об ответственности государства за неисполнение Конституции.

Необходимо отметить, что использование термина «санкции» в наименовании статьи неудачно с точки зрения теории права. В теории права санкция — это элемент правовой нормы, указывающий на неблагоприятные правовые последствия несоблюдения требований, установленных в диспозиции нормы. С учетом того, что комментируемая статья не содержит конкретных санкций за нарушение Конституции России, в наименовании статьи корректно было бы использовать термин «ответственность» вместо термина «санкции».

Предмет статьи 5 проекта Конституции России корреспондирует со второй частью понятия «ответственность государства», изложенного в статье 2: ответственность это также обязанность государственных органов, государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, подвергаться мерам правового принуждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Статья 5 говорит именно о мерах правового принуждения, обеспечивающих соблюдение Конституции России.

1. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает, что лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы, за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с законодательством России. Закреплены субъекты ответственности: лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы. Из проекта Конституции России не следует напрямую, кто относится к указанным лицам. Однако из действующего законодательства (Указ Президента РФ от 11 января 1995 года № 32 «О государственных должностях Российской Федерации») можно предположить, что лицами, замещающими государственные должности, по смыслу проекта Конституции России являются, например, Президент России, федеральные министры, Уполномоченный по правам человека, Председатель Государственной избирательной комиссии и его заместители, Генеральный прокурор и его заместитель, Председатель Конституционного Суда, председатели палат парламента и их заместители, высшие должностные лица субъектов России, федеральные судьи и другие.

Перечни должностей государственной службы определяются соответствующими реестрами, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов России. К таким должностям относятся, например, заместители министров, руководители (начальники) подразделений аппаратов, территориальных органов, служб, департаментов, отделов, прокуроры и другие.

Конституционная норма, таким образом, подразумевает, что ответственность должны нести все государевы люди, которые хотя бы минимально участвуют в принятии решений и руководят кем-то. Ответственности подлежат как лица, замещающие государственные должности федерального уровня и должности федеральной государственной службы, так и лица, замещающие государственные должности субъектов России и должности государственной службы субъектов России. Это справедливо и для должностных лиц на уровне муниципалитетов.

Комментируемая статья не в полной мере отражает определение понятия ответственности государства, содержащееся в статье 2 проекта Конституции России. Согласно статье 2 ответственность государства — это основанные на полномочиях государственных органов, государственных служащих, лиц, замещающих государственные должности, обязанности принимать решения и осуществлять действия в целях обеспечения успешности всех сфер жизни страны; а также обязанность подвергаться мерам правового принуждения за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Согласно этому определению ответственности подлежат не только лица, замещающие государственные должности и должности государственной службы, но и государственные служащие, не являющиеся должностными лицами и не замещающие государственные должности. Такой подход логичен: ответственность за реализацию Конституции России должны нести все лица, имеющие отношение к государственному аппарату.

В качестве родовых характеристик составов конституционных правонарушений часть 1 статьи 5 называет неисполнение и ненадлежащее исполнение требований Конституции России. Неисполнение характеризуется бездействием должностного лица, игнорированием своих полномочий, которые предполагают не только право, но и обязанность действовать. Ненадлежащее исполнение означает неполное, неэффективное, не соответствующее ценностным требованиям Конституции России исполнение полномочий, недостижение поставленных задач. Частным случаем ответственности за ненадлежащее исполнение является ответственность за результаты государственного управления, которая в качестве принципа фигурирует в статье 144 проекта Конституции России.

Норма части 1 статьи 5 проекта Конституции России содержит отсылку к законодательству России, которым должна быть установлена ответственность за конкретные нарушения Конституции России. Имеется в виду, что ответственность может быть уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, а также конституционная. Частично такая ответственность установлена действующим законодательством, в той части, в которой проект Конституции России повторяет нормы Конституции РФ 1993 года. Например, это касается ряда прав человека, за нарушение которых ответственность предусмотрена Уголовным кодексом РФ (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность) и Кодексом РФ об административных правонарушениях (избирательные права).

2. Часть 2 комментируемой статьи особо выделяет ответственность депутатов палат Народного собора России (парламента) за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России. Депутаты палат Народного собора России являются специальным субъектом конституционной ответственности. Это предполагает также специфичность составов правонарушений для данных субъектов. Ответственность депутатов должна быть установлена федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России.

Депутаты палаты Народного собора России за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Конституции России несут ответственность в соответствии с федеральным конституционным законом, регламентами палат Народного собора России. По смыслу конституционных положений в их совокупности после вступления в силу Конституции России должен быть принят федеральный конституционный закон «О Народном соборе России». Таким образом, вопросы ответственности депутатов должны регулироваться именно этим федеральным конституционным законом. Необходимые процедуры должны быть описаны в регламентах палат парламента.

Выделение депутатов федерального парламента в отдельную категорию субъектов конституционной ответственности обусловлено их особым статусом избранных представителей Народа в выборных государственных органах. Такие лица имеют особые обязанности перед Народом России. В частности, они обязаны реализовывать наказы избирателей (статья 226). В свою очередь избиратели имеют право отозвать своих депутатов в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения избранным представителем в выборном государственном органе своих обязанностей или наказов избирателей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение депутатом своих обязанностей или наказов избирателей является конституционным правонарушением. Отзыв депутата избирателями является мерой конституционной ответственности за это правонарушение. Установление статуса и порядка передачи наказа избранным представителям в выборных государственных органах, контроля и оценки их деятельности, возможности до срочного отзыва является одной из гарантий народовластия (статья 45).

Часть 6 статьи 226 проекта Конституции России закрепляет, что порядок работы с наказами и отзыва избранного лица определяются федеральным законом. Данная норма содержит неопределенность в вопросе о том, должен ли приниматься специальный федеральный закон о наказах и отзыве избранного лица (в этом случае под избранным лицом может пониматься депутат любого уровня власти) и в какой степени он будет регулировать вопросы ответственности федеральных депутатов, если их ответственность должна устанавливаться федеральным конституционным законом.

Кроме того, существует неопределенность в вопросе о соотношении всех трех законов, которые должны быть приняты во исполнение Конституции России: «О Народном соборе России», «О конституционной (политической) ответственности», «О наказах избранному лицу и об отзыве избранного лица».

Статья 5 проекта Конституции России отражает существующую громоздкую конструкцию с различением государственных должностей и должностей государственной гражданской службы, что порождает некоторые вопросы. Например, по существующему перечню государственных должностей член комитета (комиссии) Государственной Думы Федерального Собрания — это государственная должность. При этом все депутаты Госдумы являются членами комитетов, то есть замещают государственные должности. Если проект Конституции России подразумевает аналогичный подход к перечню государственных должностей, то депутаты палат Народного собора России попадут в категорию, отмеченную в части 1 статьи 5 проекта Конституции России. Если депутаты не будут замещать государственные должности, то это также усложнит регулирование их правового статуса.

Вопрос о конкретных формах ответственности для различных субъектов ответственности решается в других статьях проекта Конституции России. Например, для Президента России предусмотрено две формы ответственности: вынесение предупреждения и отрешение от должности (часть 2 статьи 152). С учетом существующих в проекте Конституции России норм о конституционной ответственности Президента России можно констатировать неудачность формулировок комментируемой статьи, так как она, принимая во внимание особый статус депутата палаты Народного собора России, не учитывает особый статус Президента России.

В целом в проекте Конституции России можно выделить две группы субъектов ответственности за нарушение Конституции: выборные и назначаемые. С порядком наделения полномочиями этих субъектов связана и специфика мер и механизмов их ответственности. Конкретные меры и механизмы ответственности должны быть предусмотрены специальными законами, что и предусмотрено обеими частями статьи 5 проекта Конституции России.

>Конституционно-правовая ответственность

Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты

Конституционное право содержит положения об ответственности. Нередко эти положения имеют «передаточный» характер: сама ответственность наступает по нормам уголовного права (например, за преступные нарушения избирательного законодательства), гражданского (ответственность правительства при причинении ущерба физическим и юридическим лицам актами, нарушающими закон), административного права (административный штраф). Вместе с тем существуют специфические формы ответственности, многие из которых не связаны с виновностью государственного органа или должностного лица. В связи с этим в науке различают конституционную политическую и конституционно-деликтную ответственность. Обе они в конечном счете имеют юридический характер, но первая наступает без юридического деликта. В ее основе — конституционное несоответствие, санкции за которое предусмотрены только нормами конституционного права и скорее имеют морально-политический характер (поэтому их лишь условно можно назвать санкциями). В качестве примера можно привести увольнение правительства в отставку парламентом, не согласным с методами решения правительством некоторых принципиальных вопросов. Второй вид ответственности наступает, когда в конституции предусмотрен деликт, влекущий ответственность (например, импичмент президенту за совершение тяжкого преступления).

Следует различать, во-первых, конституционный деликт, в котором присутствуют противоправность и виновность, а санкции за это устанавливаются нормами конституционного права (например, роспуск законодательного органа субъекта РФ за правонарушение); во-вторых, такой конституционный деликт, где также есть противоправность и виновность, но санкции за который устанавливаются в других отраслях права (нарушение избирательного законодательства).

Конституционно-правовая ответственность — обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами.

Как и любая другая юридическая ответственность, конституционно-правовая возникает вследствие совершения субъектом правоотношения виновного правонарушения. Правонарушение в сфере конституционно-правовых отношений складывается из:

  • субъекта (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы власти, должностные лица);
  • субъективной стороны (только при наличии виновного поведения субъекта);
  • объекта (общественные отношения, возникающие по поводу сохранения конституционного строя РФ, федеративного устройства, защиты прав и свобод личности, работы государственных органов власти и порядка их формирования и иных конституционных гарантий);
  • объективной стороны (она выражается в действиях или бездействиях субъекта, направленных на нарушение российского законодательства в сфере конституционных отношений).

Государство как таковое также может нести по конституционному праву материальную ответственность. Такая ответственность имела, например, место за действия воинских подразделений, которые во время учений нанесли вред имуществу граждан. По решению суда выплаты за виновных должностных лиц производит казна (для этого Правительством РФ создан особый фонд), но возможен регрессный иск государства (его органов) о возмещении виновником выплаченного казной.

Признаки конституционно-правовой ответственности:

  • она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения (например, отдельными федеральными законами о предоставлении гарантий гражданам, о местном самоуправлении, о порядке деятельности и формирования органов государственной власти РФ и ее субъектов и т.д.), а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства;
  • она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства (например, в Уголовном кодексе РФ в гл. 29 устанавливается ответственность за преступления против основ конституционного строя и безопасности государства в виде лишения свободы, причем в большинстве случаев на срок свыше 10 лет);
  • она наступает только при наличии вины.

Виды конституционно-правовой ответственности:

  • ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ;
  • ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина;
  • ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина;
  • ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
  • ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина;
  • ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т.д.

Особенностью конституционно-правовой ответственности за нарушение конституционных прав и свобод личности является то, что законодательное регулирование этого вида ответственности зависит от защищаемого права, например ответственность за нарушение избирательных прав граждан наступает в соответствии с уголовным, административным правом; за нарушение трудовых прав — в соответствии с трудовым; прав собственности — с гражданским и т.д.

Конституционная политическая и конституционно-правовая ответственность

В Российской Федерации предусмотрены различные формы политической и конституционно-правовой ответственности:

  • роспуск законодательного (представительного) органа субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ, которые не выполнили в срок (в разных ситуациях от двух до шести месяцев) решение Конституционного Суда РФ, признавшего правовой акт субъекта РФ противоречащим Конституции РФ;
  • после предупреждения Президента РФ не отменили или не исправили нормативный правовой акт, признанный Судом не соответствующим Конституции РФ и федеральным законам (эта же мера может быть применена к представительному органу и высшему должностному лицу муниципального образования);
  • отзыв депутата представительного органа избирателями (кроме депутатов Государственной Думы);
  • лишение полномочий депутата представительным органом;
  • прекращение полномочий члена Совета Федерации;
  • лишение депутата и члена Совета Федерации депутатской неприкосновенности соответствующей палатой;
  • импичмент Президенту РФ; вотум недоверия и отказ в доверии Правительству РФ;
  • увольнение Председателя Правительства (а следовательно, Правительства в полном составе) или отдельных министров в отставку Президентом РФ, а правительств субъектов РФ — главой администрации этих субъектов РФ (там, где созданы коллегиальные правительства);
  • временное приостановление исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта РФ и главы муниципального образования в случае издания ими нормативных правовых актов, признанных судом нарушающими Конституцию и законы РФ;
  • приостановление Президентом РФ признанных им противоречащими федеральным законам актов глав администрации субъектов РФ;
  • введение временной финансовой администрации РФ в субъекте РФ и временной финансовой администрации субъекта РФ в муниципальном образовании при существенной задолженности их бюджетов (более 30%); предупреждение (например, прокурором в субъекте РФ главы администрации, издавшего правовой акт, противоречащий закону) и др.

Конституционно-правовое принуждение и ответственность

Конституционно-правовое регулирование в необходимых случаях опирается на публичное принуждение, являющееся разновидностью ограничения прав. К видам правового принуждения традиционно относят меры пресечения, защиты, восстановления прав, меры ответственности. Все эти виды принуждения встречаются и в конституционном праве.

Меры пресечения имеют целью прекращение противоправного поведения. Принудительные меры защиты, восстановления прав направлены на охрану, обеспечение субъективных прав физических и юридических лиц в случаях, когда они сами не способны осуществлять свои права. Восстановительной мерой является отмена ранее состоявшегося решения о принятии лица в российское гражданство.

Особое место среди мер принуждения занимают меры юридической ответственности. Выделяют негативную и позитивную юридическую ответственность. Негативная ответственность заключается в применении к лицам в особой процессуальной форме мер принудительного воздействия (санкций) за совершенные ими правонарушения, а также в обязанности указанных лиц претерпевать соответствующие лишения. Позитивная ответственность — это осознанное и активное исполнение людьми своих обязанностей.

Конституционно-правовая ответственность отличается от других видов юридической ответственности (уголовной, гражданской, административной, дисциплинарной) прежде всего специфичностью санкций. Конституционно-правовые санкции не затрагивают личную, физическую свободу индивидов, что характерно для многих уголовно-правовых санкций, административного ареста; не ущемляют имущественный статус индивидов, организаций как гражданско-правовые, финансово-правовые санкции, ряд административных взысканий (штрафы, конфискация предметов); реализуются вне отношений прямого подчинения по службе, имеющего место при дисциплинарной ответственности. Применительно к конституционным правам, свободам конституционно-правовые санкции могут ограничить лишь политические (публичные) права, свободы.

Объект поражения конституционно-правовых санкций — специальные правовые статусы индивидов, органов, организаций, должностных лиц, предоставляемые конституционно-правовыми нормами. Это, во-первых, индивидуальные статусы депутата, главы государства, иных выборных должностных лиц, кандидата в депутаты, на выборную должность, учредителя политической партии, иного общественного объединения, религиозного объединения, средства массовой информации; во-вторых, статусы таких коллективных субъектов, как парламент, правительство, избирательные комиссии, политические партии, иные общественные объединения, религиозные объединения, средства массовой информации.

Различие между негативной и позитивной ответственностью значимо и для конституционного права, но с одним принципиальным уточнением. Правильней было бы под позитивной ответственностью понимать применение уполномоченными субъектами юридических санкций к органам власти, должностным лицам при отсутствии в их действиях составов правонарушений. Основанием для применения санкций является общая негативная оценка деятельности (отдельных действий) органов, должностных лиц или принятие ими решений, пусть и правомерных, но негативно оцениваемых субъектом возложения ответственности или влекущих обязательное применение санкций в силу предписаний закона.

К мерам позитивной конституционно-правовой ответственности в заявленном понимании относятся роспуск Государственной Думы Президентом РФ, отставка Правительства РФ по инициативе Президента РФ. Эти меры следует рассматривать как позитивную ответственность, поскольку они, во-первых, ущемляют организационный статус людей, не ограничивая их общего правового статуса; во-вторых, не преследуют целей кары, наказания; в-третьих, сопровождаются компенсационными мерами (сохранение прежней работы или предоставление равноценной, дополнительные выплаты, сохранение льгот и т. п.). Но это именно санкции, которые заключаются в ущемлении, лишении нрав.

Позитивная ответственность призвана обеспечить не только и не столько законность, сколько целесообразность деятельности аппарата публичной власти.

Мерой позитивной ответственности выступал отзыв депутатов, выборных должностных лиц в связи с утратой доверия избирателей. Однако Конституционный Суд РФ в постановлении от 2 апреля 2002 г. № 7-П указал, что законодатель обязан в качестве оснований отзыва выделять конкретные решения, действия (бездействие) депутатов, должностных лиц, подтверждаемые или опровергаемые в судебном порядке. По сути, Конституционный Суд отметил необходимость выделения в качестве оснований отзыва конституционных или иных правонарушений. Поэтому отзыв в таком толковании является мерой негативной ответственности, санкцией за правонарушение (правонарушения).

К мерам негативной конституционно-правовой ответственности относятся:

  • отрешение от должности Президента РФ;
  • роспуск законодательных (представительных) органов субъектов Федерации федеральными законами, актами высших должностных лиц субъектов Федерации в связи с неприведением ими своих актов в установленном порядке в соответствие с актами большей юридической силы;
  • отмена решения о регистрации кандидата в депутаты, на выборную должность избирательной комиссией, судом в связи с нарушением теми избирательного законодательства;
  • отмена решения избирательной комиссии об избрании депутата, выборного должностного лица в связи с отказом лица оставить должность, не совместимую с депутатским мандатом;
  • ликвидация общественных, религиозных объединений, средств массовой информации на основании судебного решения;
  • роспуск избирательной комиссии вышестоящей избирательной комиссией или судом.

Меры конституционно-правовой ответственности часто увязаны с применением иных мер ответственности. Так, не отрешив лицо от должности Президента РФ, невозможно привлечь его к уголовной ответственности за государственную измену и совершение иного тяжкого преступления. Здесь одни и те же деяния требуют последовательного применения мер сначала конституционной, а затем уголовной ответственности. В то же время привлечение лица, являющегося депутатом, к уголовной ответственности служит основанием для прекращения его депутатских полномочий. Следовательно, одни и те же деяния одновременно рассматриваются как конституционно-правовые и уголовные деликты.

Виды и функции конституционной ответственности

Характер конституционной ответственности определяет специфику ее целей и функций. Целями конституционной ответственности являются обеспечение верховенства и высшей юридической силы, прямого действия конституции, охраны и защиты действия и реализации конституции, а ее основными функциями — восстановление конституционности и конституционного порядка, справедливое возмездие (наказание) для нарушителей требований конституции со стороны органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц.

Наряду с конституционной ответственностью, на наш взгляд, следует различать государственно-правовую (дисциплинарную, административную, уголовную), муниципальную и, возможно, иные отраслевые виды публично-правовой ответственности, а также отраслевые виды частно-правовой ответственности (гражданско-правовую, материальную и др.), устанавливаемые федеральными законами и законами субъектов РФ, другими правовыми нормативными актами.

Конституционная ответственность в ее ретроспективном (негативном) понимании подразделяется на два вида: восстановительно-компенсационную и репрессивно-карательную (штрафную, наказательную).

Отстранение и освобождение от должности должностного лица по мотивам его несоответствия требованиям, предъявляемым для занятия этой должности, отсутствия профессионализма, утраты доверия, неспособности длительное время осуществлять обязанности по состоянию здоровья; отзыв депутата в силу его бездеятельности являются мерами восстановительно-защитной конституционной ответственности, средствами восстановления конституционного порядка. Указанные меры не являются мерами возмездия (кары, наказания).

Конституционная ответственность репрессивно-карательного характера наступает за виновное нарушение конституционных установлений, за конституционное нарушение. Перечень мер такого вида конституционной ответственности не так уж велик.

Наиболее распространенной карательной мерой конституционной ответственности является отрешение от должности (импичмент) главы государства, других высших должностных лиц государства. Основанием применения данной меры конституционной ответственности к указанным лицам служат нарушение требований конституции и законов, совершение государственной измены либо иных тяжких преступлений. Основанием карательной (репрессивной) конституционной ответственности высших должностных лиц государства, депутатов, судей могут быть аморальные поступки, действия, нарушающие присягу, подрывающие авторитет государственной власти, только при условии указания на это в самой Конституции РФ или в ином источнике конституционного права.

Решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ способствуют формированию как восстановительно-компенсационной, так и карательно-штрафной конституционной ответственности.

Меры конституционной ответственности

Меры конституционной ответственности в зависимости от ее вида делятся на меры восстановительно-компенсационного и наказательно-штрафного характера.

К мерам восстановительно-компенсационной конституционной ответственности следует отнести:

  • отмену актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
  • приостановление действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ (ч. 2 ст. 85); запрещение применения актов при определенных условиях (ч. 3 ст. 15);
  • лишение юридической силы актов или их отдельных положений, признанных неконституционными, а также недопустимость введения в действие и применения международных договоров Российской Федерации, признанных не соответствующими Конституции РФ (ч. 6 ст. 125);
  • обеспечение государством потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52);
  • возмещение государством каждому потерпевшему вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53);
  • отставка Правительства РФ в случаях выражения ему недоверия либо отказа в доверии Государственной Думой (ч. 4 ст. 117).

Мерами конституционной карательно-штрафной ответственности по действующей Конституции РФ, а также согласно конституциям и уставам субъектов РФ являются:

  • отрешение от должности Президента РФ по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 93;
  • освобождение Президента РФ от занимаемой должности по компрометирующим основаниям (п. «д», «к», «л», «м» ст. 83);
  • отрешение от должности глав субъектов РФ за грубое систематическое нарушение Конституции РФ, конституции (устава) субъекта РФ, законов РФ, ее субъектов, на невыполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ;
  • досрочное прекращение полномочий органов местного самоуправления и их должностных лиц за конституционные (уставные) правонарушения;
  • роспуск (запрет) политической партии, общественного движения, объединения граждан, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни и т. д.

Мировая практика знает и иные меры карательной (репрессивной) конституционной ответственности.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *