Ответственность военнослужащих за коррупционные правонарушения

Противодействие коррупции

№ 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» (вступает в силу с 1 января 2015 г.).

* Коррупционные риски – условия и обстоятельства, предоставляющие возможность для действий (бездействия) лиц, замещающих должности военной службы, федеральной государственной службы в Министерстве обороны Российской Федерации и должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством обороны Российской Федерации, с целью незаконного извлечения выгоды при выполнении своих должностных полномочий. * Сведения представляются по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышала общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. (генерал армии Булгаков Дмитрий Витальевич) 1.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
  • Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
  • Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
  • Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
  • Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
  • Статья 6. Меры по профилактике коррупции
  • Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
  • Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
  • Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
  • Статья 8.1. Представление сведений о расходах
  • Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
  • Статья 10. Конфликт интересов
  • Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
  • Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
  • Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
  • Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
  • Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
  • Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
  • Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
  • Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
  • Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
  • Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
  • Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, в связи с утратой доверия
  • Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
  • Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
  • Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
  • Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ
«О противодействии коррупции»

С изменениями и дополнениями от:

11 июля, 21 ноября 2011 г., 3, 29 декабря 2012 г., 7 мая, 30 сентября, 28 декабря 2013 г., 22 декабря 2014 г., 5 октября, 3, 28 ноября 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 3 апреля, 1 июля, 28 декабря 2017 г., 4 июня, 3 августа, 30 октября 2018 г.

Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 22 декабря 2008 года

ГАРАНТ:

О мерах по реализации отдельных положений настоящего Федерального закона см. Указ Президента РФ от 2 апреля 2013 г. N 309

Об обеспечении соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом см. Методические рекомендации, одобренные президиумом Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол от 25 сентября 2012 г. N 34)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Тема №24. Юридическая ответственность военнослужащих. Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

Занятие: Рассказ-беседа.
Цели: 1. Довести до личного состава основные понятия и виды юридической ответственности.
2. Ответственность за преступления против военной службы.
Время: 2 часа
Место: библиотека.
Руководство и пособия: Журнал ориентир август 2016 года.
Материальное обеспечение: политическая карта мира; политическая карта Российской Федерации; журнал учета посещаемости и успеваемости группы ОГП; конспекты слушателей; указка; выписка из установочного приказа командира части об организации ОГП.

Ход занятия

Вступительная часть – 10 минут.

Контроль готовности слушателей к проведению занятия.Доведение целей занятия, вопросов выносимых для обсуждения.
Информирование перед занятием.

Основная часть – 90 минут
1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих.
2. Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

Заключительная часть – 10 минут.
Подведение итогов занятия
Ответы на вопросы, возникшие в ходе занятия
Рекомендации для дальнейшего самостоятельного изучения темы, задание на самоподготовку.

Заместитель командира войсковой части по работе с личным составом

______________________ И. Иванов

«____» _________ 2017 года.

Тема №24. Юридическая ответственность военнослужащих. Ответственность военнослужащих за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих.

2. Уклонение от военной службы. Привлечение к ответственности за уклонение от военной службы и преступления коррупционной направленности.

Все военнослужащие независимо от воинского звания и воинской должности равны перед законом.

За совершение правонарушения военнослужащие привлекаются к юридической ответственности, под которой понимаются меры правого принуждения за совершенные правонарушения, содержащие для правонарушителей неблагоприятные последствия и принимаемые к ним компетентными органами, должностными лицами или гражданами в установленном государством порядке.

Основанием юридической ответственности, является правонарушение, то есть виновно совершенное лицом общественно-опас­ное (вредоносное) деяние, запрещенное правом под угрозой применения мер принуждения.

Военнослужащие привлекаются к юридической ответственности на общих основаниях, как и все граждане Российской федерации, но с учетом их правового положения (статуса).

Юридическая ответственность военнослужащих Федеральным законом № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе воен­нослужащих» (далее — закон о статусе воен­нослужащих), а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридическая ответственность военнослужащих имеет ряд особенностей состоящих в следующем:

— юридическая ответственность военнослужащих регулируется как нормами законодательства Российской Федерации, действующими в отношении гражданских лиц, так и специальными нормами, распространяющими свое действие только на военнослужащих;

— в силу большего числа юридических ограничений, налагаемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность отличается больших кругом состава правонарушений;

— законодательство представляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности.

Военнослужащие могут привлекаться к дисцип­линарной, ма­териальной, административной, гражданско-пра­вовой и уголовной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного ими деяния.

Дисциплинарная ответствен­ность военнослужащих предусмотрена федеральным законом «О статусе воен­нослужащих», а также конкретизирована Дисциплинарным уставом ВС РФ, утвержденным Указом Президента РФ №1495 от 10 ноября 2017 года.

Воинская дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества, на его беззаветной преданности своему народу.

Дисциплинарная ответствен­ность военнослужащих характеризуется следующими особенностями

— распространяется строго на определенный круг лиц;
— включает специальные виды дисциплинарных взысканий;
— различается в зависимости от состава и категории военнослужащих;
— предусматривает привлечение к дисциплинарной ответственности любым из прямых командиров (начальников).

Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. Дисциплинарные взыскания, которые могут налагаться на военнослужащих, перечислены в пункте 2 статьи 28.4 Закона «О статусе военнослужащих». К ним относятся:

выговор;
строгий выговор;
лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег;
лишение нагрудного знака отличника;
предупреждение о неполном служебном соответствии;
снижение в воинской должности;
снижение в воинском звании на одну ступень;
снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности;
досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
отчисление из военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования;
отчисление с военных сборов;
дисциплинарный арест.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть наложено в устной или письменной форме.

Из всего перечня дисциплинарных нарушений выделяются ряд наиболее опасных по своим последствиям, квалифицируются как грубые проступки:

— нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

— самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву;

— отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

— уклонение от исполнения обязанностей военной службы;
— нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);
— нарушение правил несения пограничной службы;
— нарушение уставных правил караульной службы;
— нарушение уставных правил несения внутренней службы;
— нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;
— нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно и в исключительных случаях позднее одного года со дня его наложения. По истечении года взыскание в исполнение не приводится, но запись о нем служебной карточке сохраняется.

Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях и воинских частей. Все дисциплинарные взыскания заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок. При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.

Привлечение военнослужащих к административной ответственности предусматривается статьей 28 Закона о статусе военнослужащих, статьей 28 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и конкретизирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ от 30 декабря 2001года (далее – КоАП РФ).

Административная ответ­ственность наступает за со­вершение военнослужащими административных правонару­шений, за которые не предусмотрено уголовное наказание.

Административным правона­рушением признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления проти­воправное, виновное действие либо бездействие, за ко­торое законодательством предусмотрена админист­ративная ответственность.

За совершение админист­ративных правонарушений могут применяться следующие ад­министративных взысканий, предусмотренных ст.3.2 КоАП РФ:

— предупреждение;
— административный штраф;
— конфискация орудия со­вершения или предмета адми­нистративного правонаруше­ния;
— лишение специального права, предоставленного фи­зическому лицу;
— административный арест;
— административное выдво­рение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
— дисквалификация;
— административное приостановление деятельности;
— обязательные работы;
— административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Однако в соответствии с частью 6 статьи 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

За одно административное правона­рушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При этом если военнослужащий уже привлечен компетентным органом или должностным лицом к административной ответ­ственности, за тот же самый проступок он не должен привлекаться к дисциплинарной ответственности.

Назначение административного наказа­ния не освобождает либо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено. Никто не может нести административную ответ­ственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.

Гражданско-правовая от­ветственность наступает за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств или причинение имущественного вреда. Будучи одним из видов юридической ответственности, она обладает определенными особенностями:

— так как гражданское право регулирует в основном имущественные отношения, то и ответственность в гражданском праве носит, прежде всего, имущественный характер, воздействует на имущественную сферу правонарушителя;

— в подавляющем большинстве случаев гражданско-правовая от­ветственность – это ответственность правонарушителя перед потерпевшим;

— гражданско-правовая от­ветственность носит компенсационный характер;

Гражданско-право­вую ответственность военнос­лужащие несут лишь за причи­нение имущественного вреда воинской части, учреждению, организации не при исполне­нии служебных обязанностей.

Возмещение ущерба, причи­ненного военнослужащими не при исполнении служебных обязанностей или при исполнении служебных обязаннос­тей, но имуществу, не находя­щемуся в федеральной собственности и не закреплен­ному за воинскими частями, либо ущерба, причиненного физическим лицам, осущес­твляется по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федера­ции.

Бережное отношение к военному имуществу является обязанностью военнослужащих. Нарушение этой обязанности может повлечь материальную ответственность.

Под материальной ответствен­ностью военнослужащих понимается возможность возложения на них компетентными государственными органами юридической обязанности возместить в денежной форме полностью или частично причиненный ими реальный ущерб имуществу во­енной организации при исполнении обязанностей военной службы.

Ограниченная материальная ответ­ственность в соответствии со статьей 4 Закона о­ материальной ответ­ственности наступает за ущерб, причиненный по неосторожности при исполне­нии обязанностей военной службы, и предусматривает взыскание денежных средств в размере причиненного ущерба, но не более одно­го оклада месячного денежно­го содержания и одной месяч­ной надбавки за выслугу лет. Для военнослужащих, проходя­щих военную службу по призыву, — не более двух окладов месяч­ного денежного содержания, за исключением случаев, когда Законом о­ материальной ответ­ственности и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих установлены иные размеры материальной ответ­ственности.

К полной материальной ответственности в соответствии со статьей 5 Закона о­ материальной ответ­ственности военнослужащие привлекаются в случаях, когда ущерб причинен:

и двух месячных надбавок за выслугу лет.

— военнослужащим, которым имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей;
— действиями (бездействием) военнослужащего, содержа­щими признаки состава прес­тупления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации;
— в результате хищения, умышленных уничтожения, повреждения, порчи, незакон­ных расходования или исполь­зования имущества либо иных умышленных действий (без­действия) независимо от того, содержат ли они признаки сос­тава преступления, предусмот­ренного уголовным законода­тельством Российской Феде­рации;
— умышленными действиями военнослужащих, повлекшими затраты на лечение в военно-медицинских учреждениях и учреждениях здравоохранения пострадавших в результате этих действий (умышленное причинение вреда своему здо­ровью или членовредитель­ство);
— военнослужащим, добро­вольно приведшим себя в сос­тояние наркотического, токси­ческого или алкогольного опь­янения.

В соответствии со статьей 8 Закона о­ материальной ответ­ственности возмещение ущерба, размер которого не превышает одного оклада месячного денежного содержания военнослужащего и одной месячной надбавки за выслугу лет, производится по письменному приказу командира (начальни­ка) воинской части путем удер­жаний из денежного доволь­ствия военнослужащего.

Если же размер ущерба превыша­ет один оклад месячного де­нежного содержания военнос­лужащего и одну месячную надбавку за выслугу лет, реша­ется судом по иску командира (начальника) воинской части.

Уголовная ответственность является наиболее строгим видом юридической ответственности и заключается в обязанности лица, призванного виновным в совершении преступления, претерпеть установленные уголовным законом лишения.

Основу военно-уголовного законодательства составляют статьи главы 33 Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

Преступления против военной службы можно подразделить на следующие группы:

— преступления против по­рядка подчиненности и устав­ных правил взаимоотношений между военнослужащими (статьи 332 — 336 УК РФ):
— уклонение от исполнения обязанностей военной службы (статьи 337 — 339 УК РФ):
— нарушение правил несения специальных служб (статьи 340 — 344 УК РФ):
— преступления против по­рядка сбережения военного имущества (ст. 345 — 348 УК РФ).

Обязательным признаком состава преступления против военной службы является деяние (действие или бездействие), которое всегда представляет собой нарушение военно-служебных правил, закрепленных военно-правовыми нормативными актами.

Назначаемые наказания, применяемые к военнослужащим, совершившим преступления против военной службы, делятся на общие и специальные.

Общие виды наказаний могут применяться к военнослужащим, как в полном объеме, так и частично, что обуславливается спецификой военной службы

Под специальными видами наказаний, применяемым к осужденным военнослужащим понимаются меры государственного принуждения, назначаемые по приговору суда только военнослужащим, призванными виновными в совершении преступлений и заключающиеся в предусмотренных УК РФ лишениях и ограничениях прав и свобод военнослужащих в специфических условиях прохождения военной службы.

К основным специальным видам наказаний относятся: ограничение по военной службе; арест с отбыванием на гауптвахте; содержание в дисциплинарной воинской части (статьи 51, 54-55 УК РФ), а также лишение воинского звания (статья 48 УК РФ).

Основные и специальные виды наказаний подразделяются на наказания, которые могут применяться:

— к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (ограничение по военной службе — статья 51 УК РФ);

— только к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, либо к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава и не выслужившим на момент вынесения приговора срока службы по призыву (содержание в дисциплинарной воинской части — статья 55 УК РФ);

— ко всем категория военнослужащих (арест — с отбыванием на гауптвахте – часть 3 статьи 54 УК РФ);

В соответствии со статьей 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет. Из денежного довольствия, осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не выше 20%. В течение отбывания наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного звания.

Преступления против по­рядка подчиненности и устав­ных правил взаимоотношений, нарушающие определенные воинскими уставами правила взаимоотношений подчиненных начальников, а также военнослужащих, не подчиненных друг другу, между собой, представляют серьезную опасность для воинского правопорядка.

УК РФ предусматривает следующие виды преступлений против по­рядка подчиненности и устав­ных правил взаимоотношений:

— неисполнение приказа (статьи 332 УК РФ);

— сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению обязанностей военной службы (статьи 333 УК РФ);

— насильственные действия в отношении начальника (статьи 334 УК РФ);

— нарушение устав­ных правил взаимоотношений, между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности (статьи 335 УК РФ);

— оскорбление военнослужащего (статьи 336 УК РФ).

Порядок прохождение военной службы различными категориями военнослужащих регламентируется, в частности

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Законом о статусе военнослужащих, а также Указами Президента Российской Федерации №1495 от 10 ноября 2007 года «Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации . № 1237 от 16 сентября 1999 года «Вопросы прохождения военной службы».

Наряду с выполнением общих обязанностей, составляющих сущность повседневного несения военной службы, на военнослужащих возлагается выполнение в течение определенного времени специальных функций, которые именуются специальными видами военной службы

К преступлениям против порядка несения специальных видов военной службы относятся:
— нарушение правил несения боевого дежурства (статьи 340 УК РФ);
— нарушение правил несения пограничной службы (статьи 341 УК РФ);
— нарушение уставных правил караульной службы (статьи 342 УК РФ);
— нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности (статьи 343 УК РФ);
— нарушение уставных правил несения внутренней службы и патрулирования в гарнизоне (статьи 344 УК РФ);
— оставление погибающего военного корабля (статьи 345 УК РФ).

Все специальные службы содержат общие черты и сходны особой важностью выполняемых задач и повышенной ответственностью лиц, исполняющих специальные обязанности.

Обеспеченность Вооруженных Сил Российской Федерации высокоэффективным оружием, боеприпасами и другими военно-техническими средствами является одной из важных составляющих боеспособности войск и сил флота, определяющей потенциальную возможность выполнения возложенных на них задач. Поэтому посягательства на установленный порядок обеспечения сохранности оружия, боеприпасов, предметов военной техники признаются преступлениями против порядка сбережения военного имущества.

К УК РФ по данной категории преступлений предусмотрена ответственность:
— за умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (статьи 346УК РФ);
— за уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (статьи 347 УК РФ);
— за утрату военного имущества(статьи 348 УК РФ).

Данные нормы направлены на обеспечение сохранности, находящихся на снабжении войск и сил флота оружия, боеприпасов и предметов военной техники в процессе их использования, без чего невозможно выполнение задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации.

2.

В УК РФ предусмотрена ответственность за следующие преступления против порядка пребывания на военной службе: самовольное оставление части или места службы (статьи 337 УК РФ), дезертирство (статьи 338 УК РФ) и уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или иным способом (статьи 339 УК РФ).

Наиболее часто встречающимся уклонение от военной службы является самовольное оставление воинской части, что означает выбытие военнослужащего из воинской части или места службы без разрешения на то соответствующего командира (начальника). Войсковая часть, которую покидает военнослужащий, может располагаться на определенной территории в казармах или иных помещениях, находятся в лагерях или походах. Место службы определяется местом фактического выполнения военнослужащим обязанностей военной службы, Уважительными же причинами неявки признаются болезнь военнослужащего или его близких родственников, стихийное бедствие или событие, характеризующееся крайней необходимостью, препятствующей современной явке в часть или месту службы. При совершении предусмотренного данной статьей деяния впервые военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности, если самовольное оставление части явилось следствием стечения тяжелых обстоятельств.

В статье 337 УК РФ с учетом особенностей прохождения военной службы для военнослужащих по контракту и призыву поставлены различные условия ответственности. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

Дезертирство — самовольное оставление части с целью уклонения от военной службы или неявки с той же целью на службу (статьи 338 УК РФ), при этом не имеет значение фактическая продолжительность незаконного отсутствия военнослужащего на месте службы.

Основанием для прекращения дезертирства является явка с повинной или задержание органами власти. Более же строгая ответственность предусмотрена законом за дезертирство с оружием, вверенным по службе, а равно дезертирство, совершенное группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 338 УК РФ). Если военнослужащий совершивший, совершивший дезертирство впервые, добровольно явился с повинной либо дезертирство было стечением тяжких обстоятельств (смерть близких, тяжелое заболевание кого-то из родителей), то военнослужащий может быть освобожден от уголовной ответственности.

Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни, или иным способом (статья 339 УК РФ), предусматривает уголовную ответственность за временное или постоянное уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем причинения вреда своему здоровью, симуляции болезни, подлога документов или другого обмана.

Под коррупцией в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Закона о противодействии коррупции) понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Кроме того, коррупцией признается совершение указанных деяний от имени и в интересах юридического лица.

К коррупционных преступлениям, совершаемым военнослужащими, следует в первую очередь отнести некоторые преступления, которые по своей сути являются должностными преступлениями против военной службы (воинские должностные преступления).

Преступления воинских должностных лиц, совершенные с использованием служебного положения, представляют большую общественную опасность для воинского правопорядка, нарушают нормальную деятельность аппарата военного управления, наносят ущерб интересам обеспечения боевой готовности войск, дискредитируют военную службу, офицерский корпус, в целом государственную власть.

Глава 33 УК РФ не содержит специальных норм о воинских должностных преступлениях, однако главы 30 УК РФ, устанавливающие уголовную ответственность должностных лиц за совершение преступлений коррупционного характера, а именно злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ), на общих основаниях, подлежат применению и к воинским должностным лицам.

К воинским должностным лицам относятся также военнослужащие, которые, не имея подчиненных, являются представителями власти (см. примечание к статье 285 УК РФ, статье 318 УК РФ) либо постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением определенных организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (например, начальник склада, заведующий делопроизводством штаба воинской части и др.).

Организационно-распорядительные функции также могут осуществлять лица, могут осуществлять лица, не являющиеся начальниками по занимаемой должности или воинскому званию, а наделенные таким правом в силу требований УВС ВС РФ или распоряжения правомочного должностного лица. В частности, дежурному по контрольно-пропускному пункту подчиняются помощники дежурного по контрольно-пропускному пункту, а в дежурного по роте находится дневальный по роте.

Статья 285 УК РФ определяет злоупотребление должностными полномочиями как «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».

Злоупотребление должностными полномочиями со стороны воинских должностных лиц могут состоять в отрыве личного состава от боевой подготовки для выполнения хозяйственных задач на гражданских объектах, использовании боевой техники или транспортных средств не по назначению, расходовании не по назначению денежных средств, выделенных для выплаты личному составу или для удовлетворения насущных потребностей боевой подготовки, не предоставления подчиненным предусмотренных законом видов довольствия или лишения их иных прав, незаконном использовании воинских перевозочных документов и т.п. Подобные действия должны совершаться из корыстной или иной личной заинтересованности.

Во всех подобных случаях деяние воинских должностных лиц причиняют реальный ущерб интересам обеспечения постоянной боевой готовности войск, грубо нарушают права и законные интересы военнослужащих. Нередко злоупотребления должностными полномочиями сопровождаются противоправным обращением в свою пользу материальных ценностей. Поэтому если в действиях виновного помимо преступления, предусмотренного статьей 285 УК РФ, имеются признаки хищения, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со статьей 160 УК РФ «Присвоение и растрата».

В части 3 статьи 285 УК РФ говорится о злоупотреблении должностными полномочиями, повлекшее тяжкие последствия. Применительно к воинским должностным лицам такими последствиями могут быть срыв выполнения важных задач по обеспечению безопасности государства (например, во время несения боевого дежурства или боевой службы), человеческие жертвы (например, при незаконном использовании боевой техники), крупный материальный ущерб и т.п.

Уголовная ответственность военнослужащих за иные коррупционные преступления (кроме статьи 285 УК РФ) каких-либо особенностей не имеет и наступает по основаниям, аналогичным для гражданских лиц.

Ключевым моментом в совершении коррупционных преступлений военнослужащими являются его корыстные побуждения вопреки интересам общества и государства, связанная с использованием этим военнослужащим своих должностных полномочий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *