Отказ родителя от ПМПК

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Педагога-психолога

  1. 1. Общие положения

1.1. Настоящая инструкция составлена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010г. № 761н. «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

1.2. Педагог-психолог относится к категории педагогических работников.

1.3.На должность педагога-психолога назначается лицо:

-имеющее высшее психологическое образование или высшее педагогическое образование с дополнительной специальностью «Психология».

— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не признанное недееспособным в установленном федеральном законом порядке (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ);

— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (часть вторая статьи331 Трудового кодекса РФ).

1.4.Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность педагога-психолога.

1.5.Назначение на должность педагога-психолога и освобождение от нее производится приказом директора техникума по представлению заместителя директора по УВР.

1.6. Педагог-психолог подчиняется руководителю Психологической службы техникума. В отсутствие руководителя Психологической службы техникума педагог-психолог подчиняется лицу, назначенному приказом директора техникума ответственным за руководство Психологической службой.

1.7.Педагог-психолог должен знать:

— Федеральным законом от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

-Декларацию прав и свобод человека;

— Конвенцию о правах ребенка;

— нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты;

-приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

— общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику;

— основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики;

-методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения; современные методы индивидуальной и групповой профессиональной консультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка;

— методы и приемы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

— методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;

— основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

-методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

-Правила внутреннего трудового распорядка техникума;

— Правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.8.В своей работе педагог-психолог руководствуется;

— Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

— международными и российскими нормативными правовыми актами в области защиты прав детей;

-нормативными правовыми документами органов управления образованием;

— Положением «О службе практической психологии в системе Департамента образования города Москвы»;

-Уставом техникума;

-Положением о психологической службе техникума;

-нормами и правилами охраны труда и техники безопасности,

-настоящей инструкцией.

1.9.На время отсутствия педагога-психолога (болезнь, командировка, отпуск и т.п.) его обязанности могут быть переданы только лицу, обладающему необходимой квалификацией.

  1. 2. Функции

2.1.Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся в процессе их обучения в техникуме.

2.2. Содействует охране прав личности обучающихся в соответствии с Конвенцией по охране прав ребенка.

2.3. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, принимает меры по оказанию различного вида психологической помощи (психокоррекционной, реабилитационной и консультативной).

2.4.Оказывает помощь обучающимся, родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных психологических проблем.

2.5.Проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения.

2.6.Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей личности обучающихся, способствует развитию у них готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения.

2.7.Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, содействует их развитию и поиску.

2.8.Определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии обучающихся, а также различного вида нарушений социального развития, по мере возможности проводит их психолого-педагогическую коррекцию.

2.9.Формирует психологическую культуру обучающихся, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих).

2.10.Консультирует администрацию техникума по вопросам развития техникума, практического применения психологии, ориентированной на повышение социально-психологической компетентности обучающихся, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих).

  1. 3. Должностные обязанности

Педагог-психолог обязан:

3.1.Рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетенции. Не решать проблемы, невыполнимые с точки зрения современной психологической науки и практики, а также проблемы, решение которых находится в компетенции представителей других специальностей.

3.2. Использовать в своей работе только психологические методы. Не применять методов, требующих медицинской квалификации (гипноза, фармакологических средств и т.п.).

3.3.Знать новейшие достижения психологической науки в целом, возрастной и педагогической психологии, практической психологии. Применять современные обоснованные методы диагностической, развивающей, психокоррекционной, психопрофилактической работы. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.

3.4.Препятствовать проведению психопрофилактической, психокоррекционной и других видов психологической работы лицами, не обладающими соответствующей профессиональной подготовкой.

3.5.В решении всех вопросов исходить из интересов обучающегося, задач его полноценного психического развития. Оказывать необходимую и возможную помощь администрации и педагогическому коллективу техникума, а также родителям (лицам, их заменяющим) в решении проблем, связанных с обеспечением полноценного психического развития обучающихся и реализацией индивидуализированного подхода.

3.6.Оказывать необходимую и возможную помощь обучающимся в решении их индивидуальных проблем.

3.7.В решении всех вопросов учитывать конкретные обстоятельства и руководствоваться принципом «не навреди», т.е. принимать решение и вести работу в формах, исключающих возможность нанесения вреда здоровью, чести, достоинству.

3.8.Хранить профессиональную тайну, не распространять сведения, полученные в результате диагностической, консультативной и других видов работ, если ознакомление с ними не является необходимым для осуществления педагогического, медицинского, социального или другого аспекта психокоррекционной, развивающей работы и может нанести ущерб обучающемуся или его окружению.

3.9.Информировать администрацию и педагогических работников техникума о задачах, содержании и результатах проводимой работы.

3.10.Вести запись и регистрацию всех видов работ по установленной форме.

3.11.Распределять рабочее время, исходя из36-часовой недельной нагрузки, в соответствии с Приказом Министерства образования РФ от 01.03.2004г. №945.

3.12.Выполнять требования в соответствии с должностной инструкцией по охране труда.

3.13.Исполнять другие поручения руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью.

  1. 4. ПРАВА

Педагог-психолог имеет право:

4.1.Самостоятельно определять приоритетные направления своей работы с учетом конкретных условий техникума и т.п..

4.2.Самостоятельно формулировать конкретные задачи работы с обучающимися, педагогическим коллективом, родителями (лицами, их заменяющими), выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередности проведения различных видов работ в соответствии с годовым планом работы Психологической службы техникума;

4.3.Отказываться от выполнения возложенных на него обязанностей при отсутствии необходимых условий для их успешного выполнения и требовать от администрации техникума оказания содействия в исполнении указанных обязанностей;

4.4.Отказываться от выполнения распоряжений руководителей органов образования и администрации техникума, в тех случаях, когда эти распоряжения противоречат профессионально-этическим принципам или задачам его работы или не могут быть выполнены на основании имеющихся у него профессиональных умений и средств.

4.5.Знакомиться с необходимой документацией, получать от руководителей и специалистов техникума информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

4.6.Обращаться с запросами в медицинские, правовые и другие учреждения, обмениваться информацией со специалистами смежных специальностей и представителями других ведомств в интересах обучающегося.

4.7.Участвовать с правом совещательного голоса в работе медико-психолого-педагогического консилиума и других комиссий, решающих дальнейшую судьбу обучающихся. В случае несогласия с решением комиссии педагог-психолог имеет право довести свое особое мнение до сведения соответствующих инстанций.

4.8.Участвовать в разработке новых методов психодиагностики, психокоррекции и других видов работ, а также в оценке их эффективности.

4.9.Проводить групповые и индивидуальные психологические обследования в исследовательских целях.

4.10.Публиковать материалы из опыта своей работы в научных журналах и других изданиях.

4.11.Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний.

4.12. Иметь учебную и факультативную нагрузку в соответствии с базовым образованием и психологической квалификацией.

4.13. Обращаться в соответствующие учреждения и ведомства по вопросам, связанным с защитой прав и интересов обучающихся.

  1. 5. Ответственность

Педагог-психолог привлекается к ответственности:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией,- в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности,- в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба- в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.4. За нарушение требования федерального закона «О персональных данных» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же внутренних нормативных актов техникума, регламентирующих вопросы защиты интересов субъектов персональных данных, порядка обработки и защиты персональных данных – в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций и обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, приказов, распоряжений, поручений руководства техникума, не вошедшие в настоящую должностную инструкцию, но возникшие в связи с производственной необходимостью и иные правонарушения – в соответствии с действующим законодательством РФ: замечание, выговор, увольнение.

5.6.Педагог-психолог несет персональную профессиональную ответственность за правильность психологического диагноза, адекватность используемых диагностических, развивающих, коррекционных и психопрофилактических методов и средств, обоснованность даваемых рекомендаций.

5.7. Педагог-психолог несет ответственность за сохранность и оформление в установленном порядке протоколов обследований и прочей документации.

5.8.Педагог-психолог несет персональную ответственность за сохранение конфиденциальной информации в интересах клиента (обучающихся, сотрудников техникума, родителей (лиц, их заменяющих)).

  1. 6. Взаимодействия

Педагог-психолог:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 36-часовой рабочей недели и утвержденному директором техникума.

6.2.Самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и полугодие. План работы утверждается заместителем директором по учебно-воспитательной работе техникума не позднее пяти дней с начала планируемого периода.

6.3. Представляет заместителю директора по УВР письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней до окончания полугодия и учебного года.

6.4. Получает от заместителя директора по УВР информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5.Систематически взаимодействует по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора техникума.

6.6.Передает заместителю директора по учебно-воспитательной работе информацию, полученную на совещаниях, семинарах, непосредственно после ее получения.

6.7.Соблюдает конфиденциальность.

Мы продолжаем публикацию ответов на вопросы, прозвучавшие на Осенней школе по инклюзии Всероссийского интернет-педсовета. Сегодняшняя статья целиком посвящена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссии, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (умственная отсталость, задержка психического развития и др. ), а также определение возможности обучения в общеобразовательной школе. На обследование ПМПК направляют дошкольников и детей школьного возраста, как правило, учеников начальной школы. Не нужно бояться ПМПК, говорят специалисты, ведь заключение ПМПК — это не приговор, а руководство к действию.

Как подготовить родителей к ПМПК?

Обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей (законных представителей), либо по направлению образовательной организации, организации, осуществляющей социальное обслуживание, медицинской организации, другой организации (п. 15в Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»).

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей (законных представителей), желательно присутствие мамы, поскольку именно она сможет ответить на вопросы специалистов о ходе протекания беременности, родов и периоде раннего развития ребёнка. В исключительных случаях (родитель находится в стационаре, длительной командировке), оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации (например, социального педагога).

Обследование проводится только при наличии всех необходимых документов, которые предоставляются в ПМПК заранее. При прохождении обследования на ПМПК ребенок должен быть соматически здоров. Плохое самочувствие может сказаться на результатах обследования. Если ребенок заболел, обязательно сообщите о болезни ребенка и отмените Ваш визит на ПМПК в этот день.

Советы родителям

Создайте у ребенка (школьника) позитивный настрой на обследование, общение с педагогами, врачами.

Перед прохождением обследования на ПМПК и во время него сохраняйте спокойствие. Помните, что Ваша тревога может передаваться ребёнку.

Продолжительность обследования каждого ребёнка зависит от его индивидуальных (возрастных, психофизических и др.) особенностей, поэтому время приёма может отклоняться от назначенного первоначально времени.

В процессе обследования не подсказывайте ребёнку, не отвлекайте его замечаниями и репликами. При необходимости, помощь ребёнку окажет специалист, проводящий обследование.

При ребёнке не произносите фразы «он (она) стесняется», «он (она) не любит учить стихи, рассказывать», «он (она) это не умеет», «он (она) при посторонних людях не отвечает», «он (она) плохо читает», поскольку Вы даёте установку на подобное поведение.

Внимательно выслушайте рекомендации специалистов по результатам обследования ребёнка (запишите важную информацию). Задайте вопросы, уточните то, что непонятно.

После обследования похвалите ребёнка, даже если он отвечал не совсем так, как Вы ожидали.

Как подготовить ребёнка к ПМПК и что спрашивают на ПМПК?

На ПМПК задают вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы. Готовить к ПМПК можно, важно, чтобы ребёнок не волновался, знал типы заданий и что от него примерно будут ждать. Все вопросы обычные, и обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на них ответить. Например, на ПМПК просят:

— рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах.

— показать какое-то действие, проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.

Проверяют умение обобщать и логику — умение объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Части тела, профессии.

Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.

Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка — дочка — почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи.

Результаты ПМПК

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).

В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:

— сможет ли ребенок обучаться в обычной школе.

— рекомендовано ли обучение в коррекционной школе.

— нужны ли ребенку дополнительные учебные занятия, занятия с логопедом, лечение и наблюдение у врачей и психологов.

Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.

Школа направляет ребёнка на ПМПК, но мать категорически отказывается от проведения комплексного обследования. Кто несёт ответственность?

По закону «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 ст. 44 п. 4. родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

— обеспечить получение детьми общего образования;

— за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ФЗ «Об образовании» № 273 от 29.12.2012, все дети имеют право на образование. Родители несут ответственность за соблюдение прав ребенка.

В договоре с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательная организация должна зафиксировать положения, закрепляющие взаимную ответственность по обеспечению специальных образовательных условий (своевременная диагностика, сопровождение специалистами). Со стороны родителей — соблюдение и поддержка единых педагогических требований к ребёнку в процессе сопровождения.

В состав ПМПК входит врач-психиатр. Значит ли это, что ребёнка поставят на учёт к психиатру и «залечат»?

Нет, на учёт к психиатру после посещения ПМПК не поставят. Не бойтесь визита к детскому психиатру, не пугайтесь слова «психиатрия», не стесняйтесь спросить о том, что Вас беспокоит в Вашем ребёнке, что Вам кажется «неправильным», не закрывайте глаза на какие-то особенности в поведении и развитии Вашего ребёнка, убеждая себя, что «это просто кажется».

Консультативное обращение к детскому психиатру ни к чему родителей не обяжет и при этом часто своевременное обращение к врачу-психиатру с Вашим ребёнком предотвращает развитие грубых психических нарушений в более позднем возрасте и даёт возможность Вашему ребёнку в дальнейшем жить полноценной здоровой жизнью.

Нужно ли получать заключение ПМПК при переоформлении инвалидности?

К категории детей-инвалидов относятся дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.

Частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», которым определяется физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее — ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Каков срок действия заключения ПМПК? В каких случах нужно проходить ПМПК повторно?

Согласно п. 23 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» заключение комиссии носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер.

Представленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в соответствии с их компетенцией рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Таким образом, каждый год проходить ПМПК не нужно. Если родители предоставили заключение в образовательное учреждение до истечения года, то оно действительно, максимум, на ступень обучения, либо на срок, указанный в заключении (Например: «Контроль через год»).

Если по мнению учителей, специалистов и родителей по окончании ступени, например, начального общего образования (перед 5 классом) ребёнок, не нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе, то есть задержка психического развития скомпенсирована, ПМП(к) отмечает этот факт в карте динамического наблюдения и повторно на ПМПК не направляет.

Необходимо пройти ПМПК повторно, если в предыдущем заключении указан диагностический срок (Например: «Контроль через год»), либо по решению консилиума ребёнок нуждается в продолжении обучения по адаптированной программе при переходе на следующую ступень обучения.

Также, если ребёнок переведён на индивидуальное обучение (по Постановлению врачебной комиссии), необходимо обратиться в ПМПК, чтобы это специальное условие обучения было отражено в заключении. (Согласно ст. 79, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья).

Психолого-медико-педагогический консилиум направляет на ПМПК если ребёнок:

— имеет особенности в физическом и (или) психическом развитии и (или) нарушения поведения (ст. 79 п.5 ФЗ «Об образовании в РФ»), препятствующие получению образования без создания специальных условий;

— испытывает трудности в освоении программы при переходе на следующую ступень обучения (ст. 58, п. 9 ФЗ «Об образовании в РФ»);

— находится на индивидуальном обучении (имеет постановление врачебной комиссии с указанием срока действия);

— имеет заключение ПМПК, обучался по адаптированной программе и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА;

— имеет хроническое заболевание, наблюдается у врача-специалиста (не на индивидуальном обучении) и нуждается в создании особых условий при сдаче ГИА.

Кто даёт рекомендации по предоставлению услуг ассистента (помощника) и тьюторском сопровождении обучения лиц с ОВЗ и инвалидов?

В соответствии с частями 2, 3 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, при создании в них специальных условий для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ в Законе понимаются условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Одним из таких условий является предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь.

В соответствии с пунктом 32 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» при организации образовательной деятельности и коррекционных занятий для лиц с ОВЗ с учетом особенностей учащихся полагается одна штатная единица тьютора, ассистента (помощника) на каждые 1–6 учащихся с ОВЗ.

В соответствии с пунктом 2 приказа Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», регламентирующем деятельность психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПК), ПМПК создается в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении и подготовки по его результатам рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.

Также одним из направлений деятельности ПМПК является оказание федеральным учреждениям медико-социальной экспертизы (далее — МСЭ) содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида (далее — ИПР).

Согласно приказу Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями» в целях координации действий при освидетельствовании детей с целью установления инвалидности для решения, в том числе задачи в части разработки оптимальных для детей-инвалидов ИПР руководителям МСЭ необходимо осуществлять взаимодействие с ПМПК посредством:

— направления запросов о предоставлении сведений из протоколов и заключений психолого-медико-педагогических комиссий (при согласии законного представителя ребёнка);

— приглашения для участия в проведении медико-социальной экспертизы представителя ПМПК с правом совещательного голоса в целях оказания содействия в разработке ИПР ребёнка-инвалида.

Таким образом, рекомендации о необходимости предоставления услуг ассистента (помощника), тьютора обучающемуся с ОВЗ формулирует ПМПК, а для обучающегося, имеющего статус инвалида, — ПМПК и (или) МСЭ на основании рекомендаций ПМПК.

Продолжаем публиковать вопросы, заданные юристам РБОО «Центр лечебной педагогики» на VI Международном Форуме «Каждый ребенок достоин семьи: эффективные программы помощи», на секции «Доступ к образованию, интеграция в общество – правовые аспекты» 5 октября 2017 года.

Вопрос:
Родители предъявили заключение ПМПК в образовательную организацию, и ребенок 1 год обучался по АОП. В этом учебном году родители отказываются от обучения ребенка по адаптированной программе. Правомочно ли это? Как действовать образовательной организации в данном случае?

Отвечает юрист правовой группы ЦЛП Павел Кантор:
Да, заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер (п.23 Положения о ПМПК), что означает, что в любой момент они вправе отказаться от создания специальных условий и перейти на обучение по обычной, массовой программе без специальной поддержки. Если речь идет об обучении по АООП варианты 1 или 2, то есть предусматривающие достижения сопоставимых с нормативными сверстниками результатов, то ребенок должен быть переведен на обучение по массовой программе в соответствующий класс. Если говорить о 3 и 4 варианте, которые не предполагают достижения аналогичных результатов, то родителям следует предложить перевод в класс, в наибольшей степени соответствующий освоенному образовательному уровню. Однако необходимо разъяснить родителям, что в этом случае, скорее всего, высок риск того, что ребенок не сможет освоить программу, что повлечет для него соответствующие последствия (академическую задолженность, условный перевод в следующий класс либо оставление на повторное обучение). Как нам кажется, в таком случае следует действовать исходя из конкретной ситуации. Такое решение родителей вряд ли было принято спонтанно, скорее всего имела место какая-то предыстория, например, неспособность (по мнению родителей) образовательной организации организовать обучение по АООП. В этом случае необходимо достигать какого-то компромисса между образовательной организацией и родителями в интересах ребенка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *