Особенности военной службы

Военная служба по призыву и ее особенности.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от военной службы. Призыв граждан на военную службу осуществляют на основании указов Президента Российской Федерации и проводят два раза в год (с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря) на срок 24 или 12 месяцев.

Для проведения призыва создают призывную комиссию. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит медицинское освидетельствование. По его результатам, а также с учетом других данных призывная комиссия принимает одно из следующих решений:

• о призыве на военную службу;

• о направлении на альтернативную службу;

• о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

• об освобождении от воинской обязанности.

Признанные на медицинском освидетельствовании годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями подлежат призыву на военную службу. Как правило, граждан, имеющих категорию годности к военной службе с незначительными ограничениями, не направляют в военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части.

Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляют отсрочку от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев.

Признанные ограниченно годными зачисляются в запас, и один раз в три года они подлежат освидетельствованию до достижения 2 7-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе снимаются с воинского учета.

Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считают день убытия из военного комиссариата к месту службы. При зачислении в списки части им присваивают воинское звание рядовой или матрос (кроме имеющих офицерское звание). Перемещение по службе солдат, матросов, сержантов и старшин производят в зависимости от наличия свободных должностей и соответствия кандидатов этим должностям. Звание ефрейтор и старший матрос присваивают рядовым или матросам, образцово выполняющим свои обязанности, имеющим хорошие и отличные результаты в учебе и примерную воинскую дисциплину, а также при назначении на должности, для которых предусмотрены эти воинские звания.

Первые сержантские и старшинские звания присваивают успешно окончившим учебные части или сдавшим испытания по установленным программам.

Последующие сержантские и старшинские звания присваивают в соответствии с занимаемой должностью и в порядке поощрения.

Окончанием военной службы считают день, в который истекает срок военной службы.

36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.

  • •Вопрос 159. Государственный пожарный надзор 348
  • •1. Исполнительная власть: содержание, признаки, функции, субъекты. Принципы организации и функционирования исполнительной власти. Исполнительная власть и государственное управление.
  • •2. Социальное управление и его виды. Понятие и признаки государственного управления. Государственное управление и государственное регулирование.
  • •3. Цели, основные задачи, функции и виды государственного управления.
  • •5. Административно-правовые основы управленческой деятельности (государственного управления).
  • •6. Административное право и публичное право. Административное право и частное право.
  • •8. Понятие, особенности и предмет административного права.
  • •9. Новые подходы к пониманию сущности и структуры современного административного права (дискуссия о реформе административного права и его системе).
  • •10. Система административного права.
  • •11. Методы административного права.
  • •12. Система (механизм) административно-правового регулирования.
  • •13. Принципы административного права.
  • •14. Функции административного права.
  • •15. Административное право как наука.
  • •16. Источники административного права.
  • •17. Кодификация административного права. Систематизация административного законодательства.
  • •18. Нормы административного права: понятие, содержание, виды. Структура административно-правовых норм. Реализация, действие и толкование административно-правовых норм.
  • •19. Административно-правовые отношения: понятие, содержание и виды.
  • •22. Административно-правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления.
  • •23. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • •24. Органы исполнительной власти в Российской Федерации: понятие, правовое положение, система, структура, принципы организации и функционирования.
  • •25. Президент Российской Федерации: полномочия в сфере исполнительной власти. Администрация Президента Российской Федерации: правовое положение, задачи, структура, организация, функции.
  • •26. Полномочия Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе.
  • •27. Правительство Российской Федерации: правовое положение; состав; структура; порядок образования; полномочия, организация деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами.
  • •2Й этап (1996–1998 годы).
  • •3Й этап (к. 2000 г. – сер. 2001 г.).
  • •32. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники
  • •33. Понятие и содержание государственно-служебного правоотношения.
  • •34.Система (виды) государственной службы
  • •35. Государственная гражданская служба рф. Государственная служба Воронежской области.
  • •36. Военная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источники, организация и функционирование.
  • •37. Правоохранительная служба: понятие, основные признаки, принципы, правовые источник, организация и функционирование.
  • •38. Принципы построения и функционирования системы государственной службы: понятие и виды.
  • •39. Система управления государственной службой.
  • •41. Общие условия государственной службы.
  • •Глава 2 фз «о системе государственной службы Российской Федерации» определяет общие условия государственной службы. К ним относятся:
  • •Глава 3 фз «о гос. Гражданской службе рф» определяет правовой статус гражданского служащего:
  • •1. Права государственного служащего
  • •2. Обязанности государственного служащего
  • •3. Ограничения и запреты для государственного служащего
  • •43. Урегулирование конфликта интересов на гражданской службе.
  • •45. Кадровая служба государственного органа и кадровая работа.
  • •46. Служебное время и время отдыха на государственной гражданской службе.
  • •47. Прохождение гражданской службы: система и структура. Должностной регламент.
  • •48. Аттестация гражданских служащих: понятие, цель, задачи, систе­ма, функции и принципы аттестации. Квалификационный экзамен.
  • •49. Оплата труда гражданских служащих.
  • •50. Поощрения и награждения за гражданскую службу.
  • •51. Дисциплинарная ответственность гражданских служащих: понятие, основание, дисциплинарные взыскания. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий.
  • •52. Формирование кадрового состава гражд службы.
  • •53. Индивидуальный служебный спор: понятие, содержание и порядок рассмотрения.
  • •54. Прекращение государственной службы: понятие и основания увольнения в запас или в отставку.
  • •58. Профессиональные союзы и их административно-правовой статус: правовая основа деятельности, организация и учреждение, регистрация профсоюзов, их основные права и гарантии, защита прав профсоюзов.
  • •59. Административно-правовые основы религиозных объединений в рф.
  • •60. Понятие, значение и виды форм управленческих действий (государственного управления).
  • •63. Юридическая сила правового акта управления и презумпция его законности.
  • •65. Виды правовых актов управления.
  • •66. Правовые акты Президента рф. Порядок их опубликования и вступления в силу.
  • •67. Правовые акты Правительства рф. Порядок их опубликования и вступления в силу
  • •68. Правовые акты управления федеральных органов исполнительной власти: порядок принятия; государственная регистрация; опубликование и вступление в силу.
  • •69. Правовые акты управления, принимаемые органами исполнительной власти субъектов рф. (Статья 72 Конституции рф.)
  • •70.Правовые акты управления, принимаемые исполнительными органами муниципальной власти.
  • •71. Понятие административно-правового договора и его публично-пра­вовая природа. Виды административных договоров. Основные направления развития института административного договора.
  • •72. Методы осуществления управленческих действий (государствен­ного управления): понятие, особенности и виды.
  • •73. Административно-предупредительные меры: понятие, цели, осно­вания и порядок применения, система и виды.
  • •74. Меры административного пресечения: понятие, цели, виды и поря­док применения.
  • •75. Административно-восстановительные меры как вид администра­тивного принуждения.
  • •76. Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях.
  • •Глава 1 КоАп называется «Задачи и принципы законодательства об административных право­нарушениях».
  • •78. Административная ответственность юридических лиц: содержа­ние, значение, особенности применения.
  • •80. Материальная ответственность в административном праве: поня­тие, признаки, цели, функции, основания, субъекты. Ее отличие от других видов юридической ответственности.
  • •81. Понятие административного правонарушения и его признаки.
  • •82. Юридический состав административного правонарушения: понятие, элементы, значение и виды.
  • •83. Объект административного правонарушения.
  • •84. Объективная сторона административного правонарушения.
  • •85. Субъект административного правонарушения. Физические и юридические лица. Общий и специальный субъект административного правонарушения.
  • •86. Субъективная сторона административного правонарушения.
  • •87. Особенности административной ответственности должностных лиц.
  • •89. Административные наказания: понятие, цели, система и виды. Основные и дополнительные наказания; наказания морального, имущественного характера; наказания, обращенные на личность.
  • •90. Предупреждение и штраф как меры административного наказания.
  • •91. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения как вид административного наказания
  • •92. Лишение специального права, предоставленное физическому лицу как мера административной ответственности.
  • •93. Административный арест как мера административной ответственности.
  • •94. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства
  • •95. Дисквалификация как мера административной ответственности.
  • •96. Административное приостановление деятельности как мера административной ответственности.
  • •98. Административные правонарушения, посягающие на права (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 5 КоАп рф).
  • •100. Административные правонарушения в области охраны собственности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 7 КоАп рф).
  • •Вопрос 102. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 9 КоАп рф).
  • •Вопрос 103. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 10 КоАп рф).
  • •Вопрос 104. Административные правонарушения на транспорте (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 11 КоАп рф).
  • •Вопрос 105. Административные правонарушения в области дорожного движения (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 12 КоАп рф).
  • •Вопрос 106. Административные правонарушения в области связи и информации (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 13 КоАп рф).
  • •Вопрос 107. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 14 КоАп рф).
  • •110. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 17 КоАп рф).
  • •112. Административные правонарушения против порядка управления (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 19 КоАп рф).
  • •114. Административные правонарушения в области воинского учета (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 21 КоАп рф).
  • •115. Понятие и специфические признаки административного процесса. Принципы административного процесса: понятие и система.
  • •116 Структура административного процесса. Субъекты ап. Стадии ап. Обеспечение законности в ап. Понятие и виды административно-процессуальных производств.
  • •117. Административно-процессуальное право: предмет, метод и задачи. Источники административно-процессуального права. Система а-п права. Административно-процессуальные нормы в системе норм права.
  • •118. Производство по обращениям граждан. Стадии производства по обращениям граждан. Административный порядок рассмотрения жалоб граждан.
  • •119. Административная юрисдикция: понятие, содержание, система органов.
  • •120. Дисциплинарное производство: понятие, правовые основы, принципы, субъекты, стадии.
  • •121. Поощрительное производство: правовая основа, общие положения, цели, принципы, субъекты и стадии.
  • •122. Подведомственность дел об административных правонарушениях судьями.
  • •123. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями.
  • •125. Рассмотрение дел об административных правонарушениях уполномоченными должностными лицами.
  • •126. Административные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав как коллегиальные органы административной юрисдикции.
  • •129. Сроки в производстве по делам об административных правонарушениях: юридическое значение и виды.
  • •130. Доказывание в производстве по делам об административных правонарушениях. Предмет доказывания. Доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях: понятие, виды и оценка.
  • •131. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: значения, виды и содержание.
  • •132. Возбуждение дела об административном правонарушении.
  • •134. Административное расследование: задачи, место и сроки проведения.
  • •135. Стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
  • •138. Производство по исполнению постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения и постановления о наложении административного штрафа.
  • •141. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • •142. Исполнение постановления об административном приостановлении деятельности.
  • •149. Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления. Полномочия прокурора по осуществлению надзора.
  • •150. Административный надзор: понятие, организация и система.
  • •151. Административно – правовые режимы: понятие, признаки, назначения, правовое регулирование, виды
  • •152. Административные процедуры: понятие, назначения, содержание и принципы.
  • •155. Управление экономическим развитием: понятие, содержание и административно-правовые основы организации
  • •156. Финансовый контроль: понятие, организация, содержание
  • •158. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения.
  • •Вопрос 159. Государственный пожарный надзор
  • •160. Административно-правовое регулирование въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
  • •Организационно-правовые формы управления внутренними делами.
  • •162. Административно-правовая охрана общественного порядка и общественной безопасности.
  • •163. Полиция в рф: задачи, принципы деятельности, система, правоохранительная служба. Административное принуждение в деятельности полиции.
  • •164. Внутренние войска: задачи, функции, структура и полномочия.
  • •165. Организационно-правовые формы управления иностранными делами.
  • •I. Общие положения
  • •166. Государственная граница рф и ее охрана.
  • •167. Организационно-правовые формы управления в области безопасности.
  • •168 Организационно-правовые формы управления обороной.
  • •169. Организационно-правовые формы управления юстицией. Система органов управления юстицией.

Особенности прохождения военной службы в России

Военная служба— это особый вид федеральной государствен­ной службы. Она заключается в повседневном выполнении граж­данами воинских обязанностей. Военная служба в России всегда считалась почетной обязанностью, священным долгом, исключи­тельным по важности и необходимости. Исполнение обязаннос­тей военной службы в Вооруженных Силах Российской Федера­ции предусматривает непосредственное участие в боевых действи­ях, повседневную боевую подготовку, другие виды подготовки и обучения, постоянное совершенствование каждым военнослужа­щим своего воинского мастерства, несение боевого дежурства, гарнизонной и внутренней службы, соблюдение требований во­инской дисциплины. Правовые основы военной службы составляют Конституция РФ, Федеральный закон от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» с изменениями от 08.05.2010 № 83-ФЗ; Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»; Федеральный закон от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с принимаемыми изменениями и дополнениями).

Главной задачей военной службы является постоянная целенаправленная подготовка к вооруженной защите или вооруженная защита территории РФ. Военная служба имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими видами госу­дарственной службы. Она требует от военнослужащих полной са­моотдачи, высокой профессиональной подготовки, особой ответ­ственности за исполнение обязанностей.

К гражданам, проходящим военную службу, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, образовательно­му уровню, морально-психологическим качествам и уровню фи­зической подготовленности.

Одной из особенностей военной службы является обязатель­ное принятие каждым гражданином Военной присяги. Граждане принимают Военную присягу на верность своей Родине — Рос­сийской Федерации.

Отличительной чертой военной службы является высокая сте­пень обязательности и ответственности за исполнение каждым военнослужащим своих служебных обязанностей.


За нарушения, допущенные при исполнении служебных обя­занностей или уклонении от их исполнения, к военнослужащим предусмотрены более строгие меры воздействия, чем за аналогичные нарушения к гражданам, состоящим на государственной службе.

Наиболее характерной особенностью военной службы являет­ся беспрекословность служебного подчинения.

Одним из принципов строительства Вооруженных Сил Рос­сийской Федерации является единоначалие. Оно заключается в на­делении командира (начальника) всей полнотой распорядитель­ной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего. Единоначалие выражается в праве командира (начальника) единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уста­вов и обеспечивать их выполнение. Обсуждение приказа недопус­тимо, а неповиновение или другое неисполнение приказа являет­ся воинским преступлением.

Отличительной чертой военной службы также является уста­новление взаимоотношений между военнослужащими, которые по степени подчиненности характеризуются как по должности, так и по возможному званию.

По своему служебному положению и воинскому званию одни военнослужащие по отношению к другим могут быть начальника­ми или подчиненными. Начальники, которым военнослужащие под­чинены по службе, являются прямыми начальниками.

По своему воинскому званию начальниками являются состоя­щие на военной службе: маршал Российской Федерации, генера­лы армии, адмиралы флота, генералы, адмиралы, старшие и млад­шие офицеры. Сержанты и старшины являются младшими начальниками для солдат и матросов одной с ними части.

Начальник имеет право отдавать подчиненному приказы и тре­бовать их выполнения. Подчиненные обязаны беспрекословно выполнять приказы начальника.

Для военнослужащих устанавливаются военная форма одежды и знаки различия.

Военная форма одежды и знаки различия по воинским звани­ям военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации утверждаются Президентом Российской Федерации.

Военнослужащие при исполнении обязанностей военной служ­бы, а при необходимости и во внеслужебное время имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Организация и исполнение обязанностей военной службы как составной части воинской обязанности граждан строго регламен­тированы Федеральными законами и другими нормативно-пра­вовыми актами Российской Федерации, касающимися обороны государства.

В основе законодательства Российской Федерации по вопросам обороны лежат, прежде всего, правовые нормы Конституции Российской Федерации.

В ст. 59 Конституции установлено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Главою государства и Верховным Главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации является Президент Российской Феде­рации. Вступая в должность, Президент Российской Феде­рации приносит присягу своему народу и клянется при осуще­ствлении своих полномочий уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию, за­щищать суверенитет, независимость, безопасность и целостность государства, верно служить своему народу (статьи 80, 82).

В ст. 83 Конституции Российской Федерации Президенту Российской Федерации предоставлено право:

· формировать и возглавлять Совет безопасности РФ;

· утверждать военную доктрину РФ;

· назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил РФ.

В случае агрессии про­тив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрес­сии Президент Российской Федерации вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение (ст.87).

Меры по обеспечению обороны страны и государственной бе­зопасности осуществляет Правительство Российской Федерации (статья 114).

На основании положений Конституции РФ разрабатываются и принимаются законодательные акты, в которых детально опреде­ляются правовые вопросы, касающиеся обороны и военного стро­ительства. Базовым правовым актом военного законодательства яв­ляется Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне», в котором определены:

-организационные основы обороны;

-полномочия органов государственной власти Российской Фе­дерации в области обороны;

-функции органов исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления и организа­ций, обязанности должностных лиц, права и обязанности граж­дан в области обороны;

-предназначение Вооруженных Сил РФ, их комплектование и руководство, функции Министерства обороны и Генерального штаба;

-основные положения — состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона;

-положение об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.

Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослу­жащих» определяет права, обязанности и ответственность воен­нослужащих, основы правовой и социальной защиты военнослу­жащих.

Порядок организации воинского учета граждан, подготовки их к военной службе, призыва на военную службу и ее прохождения определен в Федеральном законе Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

Повседневная деятельность военнослужащих, их жизнь, быт, несение службы, подготовка к выполнению должностных обязан­ностей регламентируются уставами, которые подразделяются на боевые и обще воинские. Общевоинские уставы устанавливают об­щие для всех видов Вооруженных Сил положения, определяю­щие взаимоотношения между военнослужащими, их общие и дол­жностные обязанности и права, порядок несения внутренней, гарнизонной и караульной служб. К общевоинским уставам отно­сятся: Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российс­кой Федерации, Устав гарнизонной и караульной служб Воору­женных Сил Российской Федерации, Строевой устав Вооружен­ных Сил Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *