Особенности формы правления в РФ

12.1 Особенности формы правления современного Российского государства

Российская Федерация — Россия является демократическим, правовым, республиканским, федеративным, социальным и светским государством. Россия была провозглашена республикой в 1917 г. еще до Октябрьской революции, а федерацией — в 1918 г.

Так как Конституция РФ 1993 г. говорит о России как о государстве с республиканской формой правления (ст. 1), это означает, что монархия в России исключается и на уровне Российской Федерации, и в отдельных ее субъектах.

По тексту Конституции Россия является смешанной республикой с доминирующим положением Президента в системе разделения властей. Для нее характерно сочетание черт как парламентской, так и президентской республики:

— разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание; исполнительную – Правительство РФ; судебную — Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд;

— особый статус Президента. По Конституции он стоит вне системы разделения властей;

— избрание Президента внепарламентским путем, т.е. на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права населением России. Избрание Президента непосредственно народом делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту;

— сосредоточение в руках Президента полномочий только главы государства; главой правительства является Председатель Правительства РФ;

— отсутствие должности вице-президента;

— исполнительная власть принадлежит только Правительству, которое возглавляет Председатель. При этом Правительство формируется внепарламентским путем, т.е. депутат не может быть одновременно членом правительства;

— не будучи формально главой исполнительной власти, Президент имеет возможность непосредственно влиять на организацию ее деятельности;

— по ст. 83 Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства, принимает решение об отставке Правительства, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

— согласие на назначение Председателя Правительства дается нижней палатой парламента – Государственной Думой, но Государственная Дума не вправе предложить своего кандидата на эту должность, кандидата может предложить только Президент;

— Президент при назначении Правительства не ориентируется ни на партийное большинство в парламенте, ни на партийную принадлежность министров.

В России политические партии недостаточно сильны, вотум недоверия крайне затруднен, к тому же он невозможен по отношению к отдельным министрам. Поэтому Президент совершенно свободен в подборе членов правительства;

— часть министров подбирает непосредственно Президент («силовых» министров, министра иностранных дел);

— вопрос об отставке, об ответственности Правительства и министров в конечном счете решает Президент, а не Парламент;

— наличие института парламентской ответственности правительства, т.е. Государственная Дума РФ может вынести Правительству РФ вотум недоверия, при этом для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума недоверия по инициативе Парламента, причем в трехмесячный период (если срок истек, первый вотум теряет свою силу). Однако и после двух вотумов отставка Правительства не неизбежна. Президент вместо этого может распустить Государственную Думу с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, то отказа в доверии достаточно, но Президент вправе решать: отправить в отставку Правительство или распустить Государственную Думу;

— наличие у Президента РФ права роспуска Парламента (Государственной Думы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *